Андреева галина михайловна социальная психология. Предисловие

Сайт:

Галина Михайловна Андреева (р. 13 июня , Казань) - советский психолог, советский социальный психолог .

Окончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1950). Кандидатская диссертация была посвящена проблемам воспитания в духе коммунистической идеологии. В 1965 году защитила докторскую диссертацию по методологическим проблемам конкретного социального исследования. В 1969 году создала на философском факультете МГУ кафедру методики конкретных социальных исследований. В 1971 году перешла на работу на факультет психологии МГУ, где в 1972 году организовала и возглавила кафедру социальной психологии.

Сочинения

  • Критика современных буржуазных и ревизионистских теорий классов. - Москва: Знание, 1959.
  • Классы и классовая борьба. - Москва: Московский рабочий, 1961 (совм. с Угриновичем Д. М.).
  • Коммунизм и личность. - Москва: Политиздат, 1964.
  • Современная буржуазная эмпирическая социология. - Москва: Мысль, 1965.
  • Буржуазная социология в поисках теории. Москва: Знание, 1966.
  • Из истории буржуазной социологии XIX-XX вв. [Сб., отв. ред.] - Москва: Изд-во МГУ, 1968.
  • К вопросу об отношениях между микро- и макросоциологией. - Москва: Изд-во МГУ, 1970
  • Актуальные проблемы развития конкретных социальных исследований. [Сб. статей, отв. ред.] - Москва, 1971
  • Лекции по методике конкретных социальных исследований. [Ред.] - Москва: Изд-во МГУ, 1972.
  • Современная социальная психология на Западе. - Москва: Изд-во МГУ, 1978. (совм. с Богомоловой Н. Н., Петровской Л. А.).
  • Социальная психология [Учебник для фак. психологии ун-тов]. - Москва: Изд-во МГУ, 1980. (Москва: Аспект-пресс, 1996).
  • Межличностное восприятие в группе. - Москва: Изд-во МГУ, 1981.
  • Современная зарубежная социальная психология. [Ред.] - Москва, 1984.
  • Общение и деятельность. [На русск. и чешек, яз.] - Прага, Изд-во Карлова ун-та, 1984. (совм. с Я. Яноушеком).
  • Социальные и методологические проблемы повышения эффективности науки. - Москва, 1985.
  • Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - с. 5-15.
  • Общение и оптимизация совместной деятельности. [Ред., совм. с Я. Яноушеком] - Москва: Изд-во МГУ, 1987.
  • Актуальные проблемы социальной психологии. [МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. повышения квалификации. Фак. психологии.] - Москва: Изд-во МГУ, 1988.

Ссылки на публикации

  • Г. М. Андреева «К проблематике психологии социального познания »
  • Г. М. Андреева «Социальная психология ». Учебник, 2003.

Ссылки

  • Г. М. Андреева на сайте Факультета психологии МГУ

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 13 июня
  • Родившиеся в 1924 году
  • Выпускники философского факультета МГУ
  • Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
  • Кавалеры ордена Красной Звезды
  • Кавалеры ордена Дружбы народов
  • Награждённые медалью «За боевые заслуги»
  • Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Преподаватели МГУ
  • Психологи СССР
  • Психологи России
  • Социальные психологи
  • Психологи по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Секрет Лсу (мультфильм)
  • Секрет приворотного зелья (мультфильм)

Смотреть что такое "Андреева, Галина Михайловна" в других словарях:

    АНДРЕЕВА Галина Михайловна - (р. 13 июня 1924, Казань), российский психолог и социолог. Родилась в семье врача. В 1941 вступила добровольцем в Красную Армию (см. КРАСНАЯ АРМИЯ). После окончания Великой отечественной войны (см. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА) поступила на… … Энциклопедический словарь

    Андреева Галина Михайловна - (род. 13.06.1924, Казань) отечественный психолог. Родилась в семье психиатра. С 1941 г. по 1945 г. была добровольцев в рядах действующей армии. В 1945 г. поступила на философский факультет, затем окончила … Психологический словарь

    Андреева Галина Михайловна - (род. 13.06.1924, Казань) отечественный психолог. Биография. Родилась в семье психиатра. С 1941 г. по 1945 г. была добровольцев в рядах действующей армии. В 1945 г. поступила на философский факультет, затем окончила аспирантуру. В 1965 г.… … Большая психологическая энциклопедия

    Андреева, Галина Михайловна - (р. 13.06.1924) спец. по соц. филос. и соц. психол.; д р филос. наук, проф. Род. в Казани. Участник Великой Отеч. войны. Окончила филос. ф т МГУ (1950), асп. там же (1953). Работала на кафедре ист. материализма (1953 1968), зав. кафедрой методики … Большая биографическая энциклопедия

    Андреева, Галина Михайловна - (1924 г.р.) Российский психолог, ведущий специалист в области социальной психологии. Окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских (1966), профессор (1968), академик Российской… … Кто есть кто в российской психологии

    Андреева Галина Михайловна - … Википедия

    Андреева, Галина Михайловна - (р. 1924) д р философских наук (1966), профессор (1968), действительный член РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор факультета психологии МГУ. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С … Педагогический терминологический словарь

    АНДРЕЕВА Галина Михайловна - (р. 13.6.1924, Казань), социолог и социальный психолог, акад. РАО (1993), д р филос. наук (1965). Выпускницей ср. школы ушла на фронт (1941 45). Око,н чила филос. ф т МГУ, преподавала там же (проф. с 1968), с 1971 на ф те психологии. Организатор… … Российская педагогическая энциклопедия

Годы жизни: 1924 — 2014

Родина: Казань (СССР)

Родилась 13 июня 1924 в Казани, ведущий специалист в области социальной психологии, окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских наук (1966), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (с 1993). Является основательницей кафедры методики конкретных социальных исследований на философском факультете МГУ (1969) и кафедры социальной психологии на факультете психологии МГУ (1972). Заведующая кафедрой (1972−1989), профессор кафедры (с 1989) социальной психологии факультета психологии.

Удостоена званий «Заслуженный деятель науки» (1974), «Заслуженный профессор Московского университета» (1996), «Почетный доктор университета Хельсинки» (2000), лауреат премии им. М.В.Ломоносова за научную работу (1984), лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую работу (2001).

Член Ученого совета МГУ (с 2001), член Российского Общества социологов (с 1968), член Общества психологов СССР (с 1972 г.). — Российского Психологического Общества (с 1994). Член Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии. За время работы в МГУ в разное время была членом и председателем диссертационных советов на факультете психологии и членом диссертационного совета Института социологии РАН; членом редколлегий журналов «Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология», «Вопросы психологии», «Общественные науки за рубежом (Серия „Философия и социология“)»; председателем психологической секции экспертного совета Института «Открытое общество»; членом научного совета «Психология ядерного века» (Бостонский университет, США) (с 1972); в качестве эксперта принимала участие в работе Российского государственного научного фонда (РГНФ) и фонда «Пушкинская библиотека».

Область научных исследований: социология; социальная психология, в т. ч. методология, теория и история социальной психологии, деятельностная парадигма в социальной психологии, социальная перцепция, атрибутивные процессы, психология социального познания, когнитивная социальная психология. Занимается разработкой системы социальной психологии как науки.

В 1972 г. Г.М. Андреева создала на факультете психологии МГУ кафедру социальной психологии и до 1989 г. заведовала ею. Создание этой кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны: была разработана программа курса, Андреевой был написан первый в стране университетский учебник «Социальная психология» (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984), переведенный на девять иностранных языков и в настоящее время вышедший 5-ым изданием.

Тема докторской диссертации Андреевой: «Методологические проблемы эмпирического социального исследования» (1966). Область научных интересов Г. М. Андреевой переместилась в последующие годы от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Ею была предложена теоретическая схема системного исследования этой области (К построению теоретической схемы исследования перцепции // Вопр. психологии, 1977, № 2). На кафедре социальной психологии под руководством Андреевой проводились многочисленные исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий (1978; 1981; 1984), в которых Андреева выступала в качестве редактора и автора. Ее концепция — исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах — послужила основой для многих кандидатских диссертаций. С отдельными результатами исследований, в частности, по проблемам социальной атрибуции Андреева неоднократно выступала на научных конгрессах и конференциях; в 1975 г. она избрана членом Европейской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии. В 90-е годы результаты многолетних исследований обобщены Андреевой в разработанном ею спецкурсе «Психология социального познания», на основе которого написано учебное пособие (Андреева, 1997). Под руководством Г. М.Андреевой подготовлено 48 кандидатов и 11 докторов наук.

Всего Г. М. Андреевой опубликовано более 200 научных работ (включая 12 монографий и учебников, индивидуальных, а также в соавторстве или под ее редакцией), в том числе многие — в зарубежных изданиях, частично по материалам международных совместных исследований (Финляндия, Германия, Чехия). Основные работы: Лекции по методике конкретного социального исследования (ред.). М., 1972; Современная социальная психология за рубежом (в соавт.). М., 1978; Социальная психология. Учебник для университетов. М., 1980 (последующие издания: 1988,1994, 1996, 1997); Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1988; Общение и оптимизация совместной деятельности (соавт. Я. Яноушек). М., 1987; Социальная психология и социальная практика (соавт. коллеги из ГДР). М., 1978; Русские и немцы. Старый образ врага уступает новым надеждам. На нем яз. Бонн, 1990 (соавт. — коллеги из ФРГ); Психология социального познания. М., 1997.

Читает курсы лекций по социальной психологии, спецкурсы «Методологические проблемы социально-психологического исследования», «Зарубежная социальная психология XX столетия», «Психология социального познания».

Галина Михайловна награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, Дружбы народов, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» и 12 памятными медалями.

____________________

Галина Михайловна Андреева

Андреева Галина Михайловна (р. 1924) - российский психолог, социолог и философ, специалист в области социологии, социальной психологии , социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Доктор философских наук (1966), профессор (1968). Заслуженный деятель науки РФ (1984), заслуженный профессор МГУ (1996). Действительный член РАО (1993). Член научного совета «Психология ядерного века» (Бостонский университет, США, с 1972 года). Член Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии (1975). Участник Великой Отечественной войны, награждена многими медалями, орденами «Красной звезды», «Отечественной войны» (2-й степени), «Дружбы народов» (1994). В 1950 году окончила философский факультет МГУ. В 1953 году защитила кандидатскую диссертацию по философии. С этого периода и по настоящее время преподает в МГУ. В 1966 году защитила докторскую диссертацию «Методологические проблемы эмпирического социального исследования». С 1968 года по 1971 год Андреева - заведующая кафедрой методологии социальных наук философского факультета МГУ. В 1971 году она перешла на создаваемый А.Н. Леонтьевым факультет психологии МГУ, где в 1972 году возглавила кафедру социальной психологии. С 1989 года Андреева - профессор этой кафедры. Создание кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны. Андреевой была разработана программа курса, написан первый в стране университетский учебник «Социальная психология» (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984), переведенный на девять иностранных языков и неоднократно переизданный (1988, 1994, 1996, 1997). В последующие годы научные интересы Андреевой переместились в область социальной перцепции и когнитивной социальной психологии. На кафедре под ее руководством проводились многочисленные исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий («Современная социальная психология за рубежом», 1978; «Межличностное восприятие в группе», 1981; «Современная зарубежная социальная психология», 1984), в которых А. выступала в качестве редактора и автора. Ее концепция исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах послужила основой для многих кандидатских диссертаций а результаты исследований обобщены в учебных пособиях: «Психология социального познания», М., 1997. Основные труды: «Лекции по методике конкретного социального исследования», ред., 1972; «Общение и деятельность», в соавт., 1984; «Социальные и методологические проблемы повышения эффективности науки», М., 1985; «Общение и оптимизация совместной деятельности», в соавторстве, 1987; «Актуальные проблемы социальной психологии», ред., 1988; «Психология социального познания», 1997.

О. Г. Лескова

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005, с.19-20.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Андреева Г.М. "Социальная психология"

Предисловие

Раздел I. Введение Глава 1. Место социальной психологии в системе научного знания Глава 2. История формирования социально-психологических идей Глава 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования

Раздел II. Закономерности общения и взаимодействия Глава 4. Общественные отношения и межличностные отношения Глава 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Раздел III. Социальная психология групп Глава 8. Проблема группы в социальной психологии Глава 9. Принципы исследования психологии больших социальных групп Глава 10. Стихийные группы и массовые движения Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии Глава 12. Динамические процессы в малой группе Глава 13. Социально-психологические аспекты развития группы Глава 14. Психология межгрупповых отношений

Раздел IV. Социально-психологические проблемы исследования личности Глава 15. Проблема личности в социальной психологии Глава 16. Социализация Глава 17. Социальная установка Глава 18. Личность в группе

Раздел V. Практические приложения социальной психологии Глава 19. Особенности прикладного исследования в социальной психологии Глава 20. Основные направления прикладных исследований в практической социальной психологии

Вместо заключения

Андреева Галина Михайловна

Родилась в 1924 г. (13.06) в г. Казани, ведущий специалист в области социальной психологии, окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских (с 1966), профессор (1968), заслуженный деятель науки РФ (1984), академик Российской Академии Образования (с 1993), Заслуженный профессор МГУ (1996) Член научного совета “Психология ядерного века” Бостонский университет, США (с 1972), член Российского Общества социологов (с 1968), член Общества психологов СССР (с 1972 г.). - Российского Психологического Общества (с 1994), награждена правительственными наградами (орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й ст., медаль “За боевые заслуги”, медаль “За победу в ВОВ”, еще 9 памятных медалей, орден “Дружбы народов”).

В 1972 г. создала на факультете психологии МГУ кафедру социальной психологии и до 1989 г. заведовала ею. Создание этой кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны: была разработана программа курса, был написан первый в стране университетский учебник “Социальная психология” (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984), переведенный на девять иностранных языков и в настоящее время вышедший 5-ым изданием.

Тема ее докторской диссертации: “Методологические проблемы эмпирического социального исследования” (1966). Область ее научных интересов переместилась в последующие годы от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Ею была предложена теоретическая схема системного исследования этой области (К построению теоретической схемы исследования перцепции // Вопр. психологии, 1977, № 2). На кафедре социальной психологии под руководством Андреевой Г.М. проводились многочисленные исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий (1978; 1981; 1984), в которых она выступала в качестве редактора и автора. Ее концепция - исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах - послужила основой для многих кандидатских диссертаций. С отдельными результатами исследований, в частности, по проблемам социальной атрибуции Андреева Г.М. неоднократно выступала на научных конгрессах и конференциях; в 1975 г. она избрана членом Европейской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии. В 90-е годы результаты многолетних исследований обобщены в разработанном ею спецкурсе “Психология социального познания”, на основе которого написано учебное пособие (Андреева, 1997). Ею подготовлено 48 кандидатов наук и 9 докторов наук.

Всего Андреевой Г.М. опубликовано более 160 работ (включая 12 монографий и учебников, индивидуальных, а также в соавторстве или под ее редакцией), в том числе многие - в зарубежных изданиях, частично по материалам международных совместных исследований (Финляндия, Германия, Чехия).

Основные работы: Лекции по методике конкретного социального исследования (ред.). М., 1972; Современная социальная психология за рубежом (в соавт.). М., 1978; Социальная психология. Учебник для университетов. М., 1980 (последующие издания: 1988,1994, 1996, 1997); Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1988; Общение и оптимизация совместной деятельности (соавт. Я.Яноушек). М., 1987; Социальная психология и социальная практика (соавт. коллеги из ГДР). М., 1978; Русские и немцы. Старый образ врага уступает новым надеждам. На нем яз. Бонн, 1990 (соавт. - коллеги из ФРГ); Психология социального познания. М., 1997.

Предисловие

Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали существенных изменений. Прежде всего, это значительные изменения в самом предмете исследования, т.е. в социально-психологических характеристиках самого общества и, соответственно, в отношениях общества и личности. Социальная психология, как известно, решает задачи, предложенные обществом, причем не "вообще" обществом, а данным конкретным типом общества. Распад СССР и возникновение России как самостоятельного государства предложили социальной психологии целый ряд новых проблем, которые потребовали определенного осмысления новой реальности. Так, утратило смысл определение общественных отношений, существующих в стране, как отношений социалистических и, следовательно, описание специфических атрибутов этого типа отношений. Сюда же следует отнести и проблему определения социальной психологии как "советской социальной психологии" в связи с радикальным изменением природы общества, в рамках которого она создавалась. Во-вторых, изменения касаются адресата, к которому обращен учебник. Первые два издания совершенно определенно были адресованы студентам психологических факультетов и отделений университетов, поскольку в то время социальная психология как учебный предмет изучалась именно в этих подразделениях. Изменения, происшедшие в обществе, одним из своих результатов в духовной сфере имели бурный рост интереса к социальной психологии не только среди представителей других академических профессий, но также и среди практиков- предпринимателей, менеджеров, финансистов. Кроме того, значительное развитие приобрела и практическая социальная психология, которая осваивает не только такие традиционные области, как образование, здравоохранение, армия, система правоохранительных органов, но и предлагает широкую систему специфических средств и форм социально-психологического воздействия. Трудно удовлетворить потребности всех этих разнородных групп читателей. Учебник все-таки сохраняется как учебник, предназначенный для высших учебных заведений, хотя профессиональные ориентиры в данном издании несколько смещаются: материал адаптирован к восприятию его не только психологами, но также студентами- социологами, экономистами, представителями технических дисциплин, т.е. практически всеми, изучающими в вузах этот предмет. Все сказанное заставляет меня сделать следующие комментарии общего плана к настоящему изданию. Во-первых, я отдаю себе отчет в том, что, несмотря на радикальные экономические, политические и социальные преобразования в нашей стране, мы не можем и не должны уходить как вообще от ее истории, так и от истории науки, в данном случае социальной психологии, сформировавшейся в конкретных исторических условиях. Может быть, этот факт не так значим для естественных наук, но весьма принципиален для наук, имеющих дело с человеком и обществом. Поэтому фрагменты исторического развития социальной психологии в условиях СССР считаю необходимым сохранить полностью. Во-вторых, возникает вопрос о роли марксистской философии в формировании теоретических и методологических основ социальной психологии. Эта дисциплина в меньшей степени, чем, например, социология или политэкономия, была ангажирована марксистской идеологией. Однако и здесь элементы идеологического воздействия, несомненно, имели место. Это проявлялось прежде всего в акценте на нормативный характер социально-психологического знания, например, в оценочных характеристиках личностей и групп, в принятии некоторого "идеала" личности и ее взаимоотношений с коллективом, соответствующих нормативным представлениям об идеальном же обществе. Как отнестись сегодня к такой идеологической ангажированности? Не думаю, что следует идти самым легким путем - просто отбросить различные идеологические "вкрапления" в ткань социальной психологии. Еще хуже - заменить один идеологический ряд каким-либо другим. Полагаю, что во взаимоотношениях социальной психологии и марксизма нужно различать две стороны. Первая - использование философских идей марксизма как методологической основы дисциплины. В конце концов все социально-психологические теории современности в конечном счете опираются на ту или иную систему философских принципов. Право каждого исследователя принимать (или отвергать) основания какой-либо системы философских знаний и следовать им. Такое же право должно быть сохранено и за марксистской философией. Вторая сторона - то принятие (или отвержение) идеологического диктата, который явился следствием того, что марксизм был официальной идеологией некоторой социально-политической системы - социалистического государства. Этот прямой диктат имел драматические последствия для многих научных дисциплин в истории нашего общества. Именно эта сторона взаимоотношений науки и идеологии должна быть тщательно осмыслена. "Социальный контекст" социальной психологии, как и всякой науки, имеющей дело с обществом, неизбежен. Важно четкое уяснение той мысли, что понимание социальной детерминированности социально- психологических феноменов не должно означать апологетики существующего политического режима. К сожалению, именно эта истина часто предавалась забвению. Размышления о судьбе общественных наук и их взаимоотношений с обществом - это сегодня глобальная задача всех обществоведов. Учебник, представляющий элементарный курс, не может и не должен анализировать эту проблему в полном объеме. Задача состоит в том, чтобы при систематическом изложении конкретных вопросов проблема эта как бы стояла за ними, на "заднем плане". Насколько удалось решить ее, автору судить трудно. Я еще раз с глубокой благодарностью думаю теперь уже о многочисленных поколениях моих студентов и читателей, в течение почти пятнадцати лет штудирующих социальную психологию по моему учебнику, так или иначе подающих мне "обратную связь". Я также признательна моим коллегам - преподавателям и сотрудникам кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, трудами которых создавалась сама кафедра и переживал свое становление курс социальной психологии: их замечания и комментарии, сделанные при использовании учебника, оказали мне неоценимую помощь. Рекомендуемая литература приведена в настоящем издании так, что непосредственно цитируемые монографии и статьи из сборников даны после каждой главы (в этом случае указаны авторы как монографий, так и отдельных статей с последующим наименованием сборника, где они опубликованы); в конце учебника прилагается общий список литературы, где названы лишь монографические работы и коллективные сборники с полными выходными данными (в последнем случае уже без названия отдельных статей и упоминания имен их авторов). Этот полный список работ можно считать общей рекомендацией к дополнительному чтению при изучении курса социальной психологии.