Биографии. История жизни великих людей

Чичагов, Василий Яковлевич

Адмирал, известен своим участием в Шведской войне 1789-1790 гг. Родом из дворян Костромской губернии, Ч. родился 28-го февраля 1726 г. и среднее образование получил в Морском училище (школа навигацких наук), учрежденном Петром Великим в Москве, по окончании курса в котором уехал в Англию с целью пополнить свои знания. 10-го апреля 1742 года он был зачислен во флотскую службу гардемарином, а в 1744 г. получил назначение состоять при Ревельской береговой команде, через год был произведен в мичманы, и в 1751 г. был назначен корабельным секретарем. Через три года он получил чин лейтенанта, а в 1757 г. совершил свое первое плаванье на фрегате "Св. Михаил", отправленном "по секретной комиссии" в Зунд. Из Ревеля в Кронштадт он вернулся уже в качестве командира названного судна. В 1758 г. он получил чин капитан-лейтенанта, через 4 года - капитана 2-го ранга, в том же 1762 г. он состоял при проведении из С.-Петербурга в Кронштадт корабля "Святая Екатерина". В 1763 г. мы застаем его в Казани, куда он был командирован для освидетельствования заготовленного на пристани леса, а в следующем году он, уже в чине капитана 1-го ранга, командует кораблем "Ревель".

1764-1765 гг. выдвинули Ч. из среды его сверстников. По инициативе Ломоносова, указом 14-го мая 1764 г. была снаряжена "даже от сената секретная" экспедиция в Ледовитый океан, имевшая целью исследовать путь через Полярное море к Камчатке. Летом и осенью были сделаны приготовления, а в 1765 г. Ч., назначенный начальником экспедиции, состоявшей из трех судов, вышел в море из Колы, куда он прибыл в сентябре 1764 г. Плавание было неудачное. Экспедиция сразу была задержана льдами и принуждена была зайти в Клокбайкский залив на острове Шпицбергене и некоторое время оставаться там. Выйдя в начале июля в море, Ч. взял курс на запад, но сплошные льды, встреченные экспедицией, заставили его повернуть на север. 23-го июля он достиг 80°26" с. ш., но дальше не пошел, так как приближение осени и плавающие льды начинали внушать опасение за благополучный исход экспедиции. Посоветовавшись с капитанами судов, Ч. повернул к Архангельску, куда и прибыл 20-го августа. В С.-Петербурге остались недовольны результатом экспедиции и обвиняли начальника ее в том, что он повернул к северу, тогда как, по точному смыслу полученной им инструкции, он должен был держаться направления на запад, к берегам Гренландии. "Всего же главнее кажется то, что мореплаватели, кажется, рано вздумали о возвратном пути, не дожидаясь того, чтобы настоящая нужда или опасность их к этому принудила". В следующем году Ч., командуя теми же тремя судами, снова вышел в море с прежнею целью - отыскать морской путь через Северный Ледовитый Океан в Камчатку. На этот раз экспедиция тоже не имела успеха. Достигнув 80°30" с. ш., Ч. вернулся обратно, так как не было никакой возможности пробиваться через встречавшиеся льды. Несмотря на неудачу, он, за двукратное плаванье в Северный океан, был награжден половинным жалованьем в пенсион.

В 1767 г. Ч. сухим путем вернулся из Архангельска в С.-Петербург и был немедленно назначен командиром петербургской корабельной команды. В 1768 г. он занял должность главного начальника Архангельского порта, в которой и оставался до 1770 г., когда, получив чин контр-адмирала, был вызван в С.-Петербург. В том же году он, командуя эскадрой, плавал до острова Готланда и, по возвращении, был назначен главным начальником Ревельского порта, но в 1771 г. снова ушел в Балтийское море, имея флаг на корабле "Граф Орлов" и командуя эскадрой, а в 1772 г., начальствуя тремя кораблями, плавал в Средиземном море. В октябре он вернулся сухим путем в С.-Петербург, был награжден орденом св. Анны и вступил в отправление своих обязанностей, как начальник Ревельского порта. В следующем году он был назначен главным начальником Кронштадтского порта и, командуя кронштадтской эскадрой, крейсировал до острова Готланда, имея флаг на корабле "Св. Андрей". В том же 1773 г. Ч. был командирован в Донскую экспедицию и, под командой адмирала Сенявина, защищал Керченский пролив от турецкого флота, причем не допустил его войти в Азовское море. Награжденный орденом св. Георгия 4-ой степени, Ч. 10-го июня 1775 г., в день празднования Кучук-Кайнарджийского мира, был произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. В 1771 г. он был уволен в годовой отпуск, а в 1776 г. командовал практической эскадрой у Красной Горки: в 1782 г. он получил чин адмирала и орден св. Александра Невского; в том же году он плавал во главе эскадры в Средиземном море; в 1788 г. снова отправлял обязанности главного начальника Ревельского порта. Назначенный командиром Балтийского флота и командуя эскадрой из 20-ти кораблей, Ч. 15-го июля 1789 г. встретился у острова Эланда со шведской флотилией, считавшей в своем составе до 22-х судов, и, после семичасового боя, принудил шведов отступить к Карлскроне, а сам отошел к Финскому заливу. 6-го августа того же года Екатерина II, недовольная действиями Балтийского флота, писала Совету: "Из полученных реляций адмирала Ч. видно, что шведы атаковали его, а не он их, что он с ними имел перестрелку, что в оной потерял капитана бригадного ранга и несколько сот прочих воинов без всякой пользы Империи, что, наконец, возвратился к здешним водам, будто ради прикрытия залива Финского. Я требую, чтобы поведение адмирала Ч. в Совете сличено было с данною ему инструкцией..." Совет, по рассмотрении образа действий Ч., нашел, что "сей адмирал удовлетворил совершенно данным ему предписаниям, опричь единого пункта - возвращения своего к Финскому заливу, в чем ему надобности не было". Этим дело и кончилось, а 2-го мая 1790 г. произошло известное ревельское сражение. Шведский флот, состоявший из 26-ти линейных кораблей и разных других судов, напал на русскую эскадру, стоявшую под командой Ч. на Ревельском рейде; в эскадре этой было всего 10 кораблей. После упорного сражения, длившегося 2½ часа, шведы были разбиты, причем русскими был взят в плен 64-пушечный корабль "Принц Карл" и 300 людей; другой такой же корабль был сожжен. Рассказывают, между прочим, что когда Екатерина II отправляла Ч. в Ревель, поручая ему команду над эскадрой, то, взвесив силы русских и шведов, выразила беспокойство об исходе долженствующего произойти сражения. На это Ч. хладнокровно ответил: "Ну да что же?.. Не проглотят!.." Ответ этот так понравился Государыне, что она поручила Державину сочинить надпись к бюсту адмирала, в которую бы непременно входило его выражение. Державин и секретарь Императрицы составили несколько более или менее удачных четверостиший. Не довольствуясь этим, Екатерина II сама сочинила следующую надпись:

"С тройною силою шли шведы на него,

Узнав, он рек: Бог защитник мой!

Не проглотят они нас!

Отразив, пленил и победу получил".

За ревельское сражение Ч. был награжден орденом св. Андрея Первозванного и пожалованием 1388 душ крестьян в потомственное владение.

По соединении ревельской эскадры с кронштадтской, Ч. блокировал шведский флот в Выборгской губе и, при попытке последнего прорваться, нанес ему решительное поражение, за что получил орден св. Георгия 1-го класса, шпагу с алмазами, серебряный сервиз и 2417 душ крестьян в потомственное владение. Кроме того, Екатерина II пожаловала ему дворянский герб при собственноручном рескрипте.

С воцарением Павла Петровича, Ч. в 1797 г., по прошению, был уволен от службы и последние годы жил в С.-Петербурге, где и умер 4-го апреля 1809 г. Погребен Ч. в Александро-Невской лавре.

В заключение для характеристики Ч., как человека, приведем отзыв о нем Екатерины II, взятый из письма Императрицы к Гримму от 14-го сентября 1790 г.: "Я не могу видеть Ч., чтобы не вспомнить слова князя де Линя о фельдмаршале Лаудоне, когда о нем кто-то спросил, по чему его можно узнать: “пойдите, - сказал он, - вы найдете его за дверью, сконфуженного своим достоинством и своими талантами”. Вот точное изображение моего адмирала".

О Ч. подробнее см.: "Общий морской список", СПб., 1885 г., т. II; "Портретная галерея русских деятелей", СПб., изд. Мюнстера, 1865 г., статья Хмырова; - А. С. Шишков, "Военные действия российского флота против шведского в 1788, 89 и 90 гг.", изд. 1826 г.; "Кронштадтский Вестник", 1876 г., № 82; "Русские экспедиции для описания северных берегов Сибири" и т. д.; "Война России со Швецией 1789-90 г.", соч. Брикнера, в "Журнале Мин. Народного Просвещения", 1869 г., №№ 2, 3, 4, 6; "Морской Сборник", 1857 г., №№ 9, 1859 г., № 10, 1871 г., № 8; "Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова", изд. Гидрограф. департамента, 1854 г.; "Чтения в Имп. Обществе истории и древностей России", 1862 г., № 1; И. Чистович, "Историческая записка о совете в царствование имп. Екатерины II ", СПб., 1870 г.; Леонид Чичагов, "Архив адмирала П. В. Чичагова", выпуск І, СПб., 1885 г.; "Сборник Русс. Исторического Общ.", т. XXIII, стр. 495; "Русская Старина", 1873, № 8; "Исторический Вестник", 1899, т. LXXVI, стр. 782, т. LXXIII, стр. 436; - "Энциклопедический словарь" Ефрона, т. LXXVI.; "Энциклопедия военных и морских наук", т. VIII; "Словарь" Старчевского, т. XII; "CПб. Вестник", 1805, ч. VI, стр. 119; "Сын Отечества", 1849, № 5, "Рус. Ист.", стр. 16-18; "Чтения в Общ. Истории и Древн. Рос.", 1862, т. І, 174-177.

Б. Савинков.

{Половцов}

Чичагов, Василий Яковлевич

(1726-1809) - адмирал. По окончании обучения в Англии, Ч. поступил в морскую службу в 1742 г.; назначенный в 1764 г. помощником главного командира Архангельского порта, он дважды (1765 и 1766) ездил с тремя кораблями из Колы в "секретную экспедицию" для отыскания "морского прохода Северным океаном в Камчатку", но из-за льдов мог достичь только 80°21" северной широты. Впоследствии был главным командиром портов Архангельского, Ревельского и Кронштадтского. После смерти адмирала Грейга, Екатерина II поручила Ч. главное начальство над флотом в войне со шведами (1789-1790), и он одержал три блестящие победы над более сильным неприятельским флотом - близ острова Эланда, на Ревельском рейде и близ Выборга, - взял в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, с контр-адмиралом во главе. Это принудило Густава III к скорейшему заключению мира.

В. P-в.

{Брокгауз}

Чичагов, Василий Яковлевич

{Половцов}

Чичагов, Василий Яковлевич

(28 февр. 1726 - 9 окт. 1809) - рус. полярный мореплаватель, адмирал. В 1764 был назначен начальником экспедиции с секретным заданием пройти через Сев. Ледовитый ок. к берегам Сев. Америки, затем на 3. и через Берингов прол. к Камчатке. В 1765 достиг 80°26" с. ш. к сев.-зап. от Шпицбергена и, встретив тяжелые льды, вернулся в Архангельск; неудачной была и вторая попытка в 1766, во время к-рой он достиг 80°30" с. ш. Во время русско-швед. войны 1788-90 командовал рус. флотом и отличился в Эландском сражении (1789) и Ревельском бою (1790).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Чичагов, Василий Яковлевич" в других словарях:

    Василий Яковлевич Чичагов Василий Яковлевич Чичагов (28 февраля (11 марта) 1726 4 (16) апреля 1809, Санкт Петербург) российский мореплаватель, адмирал (с 1782). Учился в школе навигацких наук. Совершенствовался в Англии. На флоте с 1742. 26… … Википедия

    Чичагов (Василий Яковлевич, 1726 1801) адмирал. По окончании обучении в Англии, Чичагов поступил в морскую службу в 1742 г.; назначенный в 1764 г. помощником главного командира Архангельского порта, он дважды (1765 и 1766) ездил с тремя кораблями … Биографический словарь

    - (1726 1809) российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1782). В 1764 66 начальник экспедиции для отыскания морского пути из Архангельска через Сев. Ледовитый океан к берегам Сев. Америки и Камчатке. В русско шведскую войну 1788 90… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский мореплаватель, адмирал (1782). Учился в школе навигацких наук, продолжил образование в Англии. На флоте с 1742. В 1764 назначен начальником экспедиции для отыскания морского пути из… … Большая советская энциклопедия

    Чичагов, Василий Яковлевич - ЧИЧАГОВ Василий Яковлевич (1726 1809), российский военачальник и мореплаватель, адмирал (1782). В 1764 66 начальник экспедиции для отыскания морского пути из Архангельска через Северный Ледовитый океан к берегам Северной Америки и Камчатке. В… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чичагов. Василий Яковлевич Чичагов … Википедия

    - (1726 1809), флотоводец и мореплаватель, адмирал (1782). В 1764 66 начальник российской экспедиции для отыскания морского пути из Архангельска через Северный Ледовитый океан к берегам Северной Америки и Камчатке. В русско шведскую войну 1788 90… … Энциклопедический словарь

(1726-1809)

Адмирал российского флота, командующий Балтийским флотом, полярный исследователь.

Родился в старой дворянской семье. В апреле 1742 г. определен на флотскую службу в звании гардемарина. Два года находился в Ревеле при береговой команде. Весной 1745 г. получил чин мичмана и отправлен в Англию для совершенствования знаний. За девять лет, проведенных за границей, прошел большую профессиональную школу. По возвращении на Родину произведен в лейтенанты. На фрегате «Св. Михаил» в 1757 г. плавал на Зунд «по секретной комиссии», затем принял командование этим фрегатом, крейсеровал на нем между Ревелем и Кронштадтом. В 1758 г. ему присвоено звание капитана 2 ранга. Тогда же послан в Казанское Адмиралтейство для «освидетельствования леса для нужд корабельных верфей». В начале 1764 г. удостоен чина капитана 1 ранга и назначен командиром корабля «Ревель». Однако через короткое время отозван в Адмиралтейств-коллегию, произведен в капитаны бригадирского ранга и ему поручено возглавить экспедицию с секретным заданием «учинить поиск морскому проходу Северным океаном в Камчатку». Возвратившись в 1767 г. в столицу, возглавил петербургскую корабельную команду. Летом 1768 г. послан главным командиром Архангельского порта. Через два года отозван в Петербург и 1 марта 1770 г. возведен в ранг контрадмирала с назначением командиром Кронштадтской эскадры. Свой флаг держал на 66-пушечном линейном корабле «Граф Орлов». К концу года получил «высочайшее» указание «принять под начало Ревельский порт». В 1772 г., командуя группой из трех кораблей, с «особым поручением» плавал в Средиземном море. За этот поход был награжден орденом Св. Анны, а затем в январе 1773 г. назначен вновь главным командиром Кронштадтского порта. В летнюю кампанию несколько раз ходил в крейсерство в район Готланда. В связи с боевыми действиями против турок на Черноморском побережье командирован на Азовскую флотилию. 9 июня 1774 г. при крейсерстве в Керченском проливе пять кораблей под командованием В. Чичагова обнаружили турецкий флот в составе 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 шебек, галер и нескольких мелких судов, пытавшихся прорваться в Азовское море и высадить десант на крымском берегу. Отряд Чичагова смело вступил в бой с неприятелем и метким артиллерийским огнем заставил его отойти. С подписанием Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией в начале 1775 г. Василий Яковлевич вернулся в Петербург, где был «заслуженно обласкан» Екатериной II: получил орден Св. Георгия IV класса, звание вице-адмирала, назначение членом Адмиралтейств-коллегий.

В 1782 г. «за примерное радение о флоте» произведен в адмиралы и в кавалеры ордена Св. Александра Невского.

С первых дней войны со Швецией 1788 - 1790 гг. назначается командующим Ревельской флотилией, а в марте 1789 г. «императрица пригласила его принять начальство» над всем Балтийским флотом. 15 июля русский флот под командованием Чичагова, поднявшего свой флаг на 100-пушечном корабле «Ростислав», у о. Эланд вступил в бой с превосходящими силами противника, заставив его отступить и укрыться в Карлскроне. В мае 1790 г. шведский флот напал на эскадру Чичагова, стоявшую на Ревельском рейде. Однако расчет противника на внезапность не оправдался. После двухчасового сражения, потеряв два корабля, шведы ретировались. 22 июня неприятельская гребная флотилия из 80 канонерских лодок атаковала в Выборгском заливе небольшой отряд русских кораблей, чтобы дать возможность основным силам прорваться из «ловушки», подстроенной по замыслу Чичагова. Посланные им на помощь отряду корабли обратили противника в паническое бегство. В результате Выборгского сражения шведы потеряли захваченными, сожженными и потопленными 64 корабля. Это был своеобразный апофеоз в деятельности славного адмирала. На склоне лет наступил его «звездный час». Екатерина II при въезде Чичагова во дворец встречала его у входа, что считалось чрезвычайным событием в императорском этикете. Своими руками царица «наложила» на моряка высшие государственные и воинские знаки отличия: ордена Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия I класса. В честь признания его «особенных заслуг перед Отечеством» адмирала наградили шпагой с алмазами.

В 1797 г. Василия Яковлевича с «великими почестями», как никого до этого, по его просьбе уволили со службы. Павел I в память его дел собирался еще при жизни адмирала воздвигнуть в Петербурге обелиск. Но, к сожалению, отставного моряка вскоре забыли и вспомнили о нем только после его смерти 4 апреля 1809 г. На похоронной церемонии присутствовал, отдавая должное памяти флотоводца, Александр I - пятый из императоров, которым верой и правдой служил адмирал.

Адмирал Василий Яковлевич Чичагов в XXI веке известен более всего благодаря историческому анекдоту. Согласно ему, императрица Екатерина Великая пригласила адмирала в Зимний дворец и попросила рассказать об одном из сражений. Флотоводец некоторое время смущался, но затем освоился и стал рассказывать красочно и эмоционально, незаметно для себя перейдя на использование нецензурных выражений. Опомнившись, Чичагов принялся просить прощения, но Екатерина тактично сделала вид, что не поняла непристойных выражений, сказав: «Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею».

То, что память о Чичагове сохранилась прежде всего в исторических анекдотах, объяснимо. В отличие от Фёдора Ушакова или Павла Нахимова , Чичагов решительным наступательным действиям на море предпочитал осторожность и аккуратность. Вследствие этого и успехи адмирала на театрах военных действий были не столь ошеломляющими.

Выходец из дворянского рода Чичаговых, Василий был отдан на обучение в знаменитую Школу навигацких наук, основанную Петром I . Для дальнейшего обучения морскому делу Чичагов был направлен на стажировку в Великобританию, где служил на кораблях королевского флота.

В возрасте 16 лет он вернулся в Россию и был зачислен на службу в российский флот.

Честный служака

В 1764 году Чичагов был назначен помощником главного командира Архангельского порта. В этой должности он дважды отправлялся в экспедиции к Камчатке и Северной Америке, имевшие целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку». Проект этих экспедиций был разработан Михаилом Ломоносовым . Оба раза, однако, походы терпели неудачу из-за невозможности преодоления тяжёлых льдов.

За Чичаговым закрепилась репутация старательного и честного служаки. Он занимал должности главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. На всех этих должностях он наводил порядок, прекращая злоупотребления как среди моряков, так и среди чиновников.

В 1770 году Чичагов получил чин контр-адмирала и был вызван в Петербург, где занимался обучением экипажей для кораблей Балтийского флота. В 1772 году одну из подготовленных эскадр он без потерь провёл на Средиземное море.

В 1772−1774 годах во время русско-турецкой войны Чичагову было поручено командование одним из отрядов Донской флотилии, которая обороняла Керченский пролив. Со своей задачей он справился хорошо.

В 1775 году Чичагов стал членом Адмиралтейств-коллегии, а в 1782-м — получил звание адмирала.

Война от обороны

Звёздный час Василия Чичагова настал, когда ему было уже за 60. В 1788 году вспыхнула очередная русско-шведская война. Шведы, опираясь на поддержку Великобритании и Пруссии, рассчитывали взять реванш за предыдущие неудачи. Благоприятным для них обстоятельством было и отвлечение главных сил русской армии на войну с Турцией.

Особо важное значение шведы придавали войне на море, где они намеревались вернуть себе господство на Балтике.

После сражения у острова Гогланд заболел и скоропостижно скончался командующий русским флотом на Балтике Самуил Грейг . Императрица передала командование флотом адмиралу Чичагову.

Ситуация была не слишком благоприятной для русских моряков. На Балтике остро не хватало опытных экипажей кораблей, что заставляло русских командиров действовать в бою предельно осторожно.

Действуя от обороны, с помощью местных прикрытий, Чичагов компенсировал отсутствие опыта у своих людей.

26 июля 1789 года 25 кораблей русского флота под командованием адмирала Чичагова сошлись в бою у острова Эланд с 36-ю кораблями шведского флота, которыми руководил герцог Карл Седерманландский . Многочасовое сражение завершилось отступлением шведов, которые не смогли одолеть оборонительные построения Чичагова.

Екатерина осталась довольной

13 мая 1790 года шведский флот атаковал русские силы на рейде у порта Ревель. Согласно замыслу начальника штаба адмирала Норденшельда, шведский флот должен был, непрерывно стреляя, проходить в кильватерной колонне мимо стоящих на якоре русских кораблей и повторять этот манёвр до тех пор, пока русская эскадра не будет уничтожена.

Осторожный Чичагов, оставивший корабли на якоре, рассчитывал на точность огня своих орудий, которая выше в статичном положении. Его расчёт оправдался. В итоге шведы стреляли мимо, а русские били точно в цель. В конце концов, герцог Карл Седерманландский скомандовал свернуть операцию и отступить. Победа снова осталась за русскими.

3 июля 1790 года эскадра Чичагова вступила в бой со шведским флотом, блокированным в северной части Выборгского залива. Шведы пошли на прорыв, что обернулось для них серьёзными потерями — 7 линейными кораблями, 3 фрегатами, более 50 малыми судами. Шведский флот также потерял убитыми и ранеными до 7 тысяч человек.

Тем не менее шведским кораблям удалось прорвать блокаду, что в итоге привело к последующему поражению русского флота во Втором Роченсальмском сражении.

Шведские историки считают, что последняя неудача свела на нет все прежние успехи русских, заставив их заключить мир на довоенных условиях.

Императрица Екатерина II считала иначе. Противоборство со Швецией было второстепенным по отношению к борьбе с Турцией. Главной задачей на Балтике было недопущение усиления позиций шведов, в особенности их военного флота. С задачей сдерживания русский флот под командованием Василия Чичагова справился вполне, за что адмирал был награждён. За Ревельское сражение Чичагов был отмечен орденом Св. Андрея Первозванного, а за победу в Выборгском сражении стал первым моряком, удостоенным Святого Георгия 1-й степени.

Неизвестный художник. Портрет Павла Чичагова. Фото: Commons.wikimedia.org

Отец и сын

В 1797 году 70-летний Василий Чичагов вышел в отставку и жил в своём имении. Он успел застать время, когда его сын, Павел Васильевич Чичагов , начинавший карьеру в качестве одного из офицеров эскадры отца, занял пост морского министра Российской империи.

Судьба Павла Чичагова оказалась непростой. Человек, много сделавший для русского флота, в 1812 году он был объявлен главным виновником неудачи русских войск при Березине, когда французской армии и императору Наполеону удалось бежать из России. Чичагова высмеял даже баснописец Иван Крылов в басне «Щука и Кот». Павел Чичагов, считавший обвинения несправедливыми, покинул Россию и до самой смерти жил в эмиграции.

Впрочем, Чичагов-старший до этого драматического поворота в жизни сына не дожил. Он умер 16 апреля 1809 года в возрасте 83 лет и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Эпитафия на его могиле гласит: «С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил».

(1726-1809)

Чичагов Василий Яковлевич - адмирал, известен своим участием в Шведской войне 1789-1790 гг. Родом из дворян Костромской губернии, Ч. родился 28-го февраля 1726 г. и среднее образование получил в Морском училище (школа навигацких наук), учрежденном Петром Великим в Москве, по окончании курса в котором уехал в Англию с целью пополнить свои знания. 10-го апреля 1742 года он был зачислен во флотскую службу гардемарином, а в 1744 г. получил назначение состоять при Ревельской береговой команде, через год был произведен в мичманы, и в 1751 г. был назначен корабельным секретарем. Через три года он получил чин лейтенанта, а в 1757 г. совершил свое первое плаванье на фрегате "Св. Михаил", отправленном "по секретной комиссии" в Зунд. Из Ревеля в Кронштадт он вернулся уже в качестве командира названного судна. В 1758 г. он получил чин капитан-лейтенанта, через 4 года - капитана 2-го ранга, в том же 1762 г. он состоял при проведении из С.-Петербурга в Кронштадт корабля "Святая Екатерина". В 1763 г. мы застаем его в Казани, куда он был командирован для освидетельствования заготовленного на пристани леса, а в следующем году он, уже в чине капитана 1-го ранга, командует кораблем "Ревель".

1764-1765 гг. выдвинули Ч. из среды его сверстников. По инициативе Ломоносова, указом 14-го мая 1764 г. была снаряжена "даже от сената секретная" экспедиция в Ледовитый океан, имевшая целью исследовать путь через Полярное море к Камчатке. Летом и осенью были сделаны приготовления, а в 1765 г. Ч., назначенный начальником экспедиции, состоявшей из трех судов, вышел в море из Колы, куда он прибыл в сентябре 1764 г. Плавание было неудачное. Экспедиция сразу была задержана льдами и принуждена была зайти в Клокбайкский залив на острове Шпицбергене и некоторое время оставаться там. Выйдя в начале июля в море, Ч. взял курс на запад, но сплошные льды, встреченные экспедицией, заставили его повернуть на север. 23-го июля он достиг 80°26" с. ш., но дальше не пошел, так как приближение осени и плавающие льды начинали внушать опасение за благополучный исход экспедиции. Посоветовавшись с капитанами судов, Ч. повернул к Архангельску, куда и прибыл 20-го августа. В С.-Петербурге остались недовольны результатом экспедиции и обвиняли начальника ее в том, что он повернул к северу, тогда как, по точному смыслу полученной им инструкции, он должен был держаться направления на запад, к берегам Гренландии. "Всего же главнее кажется то, что мореплаватели, кажется, рано вздумали о возвратном пути, не дожидаясь того, чтобы настоящая нужда или опасность их к этому принудила". В следующем году Ч., командуя теми же тремя судами, снова вышел в море с прежнею целью - отыскать морской путь через Северный Ледовитый Океан в Камчатку. На этот раз экспедиция тоже не имела успеха. Достигнув 80°30" с. ш., Ч. вернулся обратно, так как не было никакой возможности пробиваться через встречавшиеся льды. Несмотря на неудачу, он, за двукратное плаванье в Северный океан, был награжден половинным жалованьем в пенсион.

В 1767 г. Ч. сухим путем вернулся из Архангельска в С.-Петербург и был немедленно назначен командиром петербургской корабельной команды. В 1768 г. он занял должность главного начальника Архангельского порта, в которой и оставался до 1770 г., когда, получив чин контр-адмирала, был вызван в С.-Петербург. В том же году он, командуя эскадрой, плавал до острова Готланда и, по возвращении, был назначен главным начальником Ревельского порта, но в 1771 г. снова ушел в Балтийское море, имея флаг на корабле "Граф Орлов" и командуя эскадрой, а в 1772 г., начальствуя тремя кораблями, плавал в Средиземном море. В октябре он вернулся сухим путем в С.-Петербург, был награжден орденом св. Анны и вступил в отправление своих обязанностей, как начальник Ревельского порта. В следующем году он был назначен главным начальником Кронштадтского порта и, командуя кронштадтской эскадрой, крейсировал до острова Готланда, имея флаг на корабле "Св. Андрей". В том же 1773 г. Ч. был командирован в Донскую экспедицию и, под командой адмирала Сенявина, защищал Керченский пролив от турецкого флота, причем не допустил его войти в Азовское море. Награжденный орденом св. Георгия 4-ой степени, Ч. 10-го июня 1775 г., в день празднования Кучук-Кайнарджийского мира, был произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. В 1771 г. он был уволен в годовой отпуск, а в 1776 г. командовал практической эскадрой у Красной Горки: в 1782 г. он получил чин адмирала и орден св. Александра Невского; в том же году он плавал во главе эскадры в Средиземном море; в 1788 г. снова отправлял обязанности главного начальника Ревельского порта. Назначенный командиром Балтийского флота и командуя эскадрой из 20-ти кораблей, Ч. 15-го июля 1789 г. встретился у острова Эланда со шведской флотилией, считавшей в своем составе до 22-х судов, и, после семичасового боя, принудил шведов отступить к Карлскроне, а сам отошел к Финскому заливу. 6-го августа того же года Екатерина II, недовольная действиями Балтийского флота, писала Совету: "Из полученных реляций адмирала Ч. видно, что шведы атаковали его, а не он их, что он с ними имел перестрелку, что в оной потерял капитана бригадного ранга и несколько сот прочих воинов без всякой пользы Империи, что, наконец, возвратился к здешним водам, будто ради прикрытия залива Финского. Я требую, чтобы поведение адмирала Ч. в Совете сличено было с данною ему инструкцией..." Совет, по рассмотрении образа действий Ч., нашел, что "сей адмирал удовлетворил совершенно данным ему предписаниям, опричь единого пункта - возвращения своего к Финскому заливу, в чем ему надобности не было". Этим дело и кончилось, а 2-го мая 1790 г. произошло известное ревельское сражение. Шведский флот, состоявший из 26-ти линейных кораблей и разных других судов, напал на русскую эскадру, стоявшую под командой Ч. на Ревельском рейде; в эскадре этой было всего 10 кораблей. После упорного сражения, длившегося 2½ часа, шведы были разбиты, причем русскими был взят в плен 64-пушечный корабль "Принц Карл" и 300 людей; другой такой же корабль был сожжен. Рассказывают, между прочим, что когда Екатерина II отправляла Ч. в Ревель, поручая ему команду над эскадрой, то, взвесив силы русских и шведов, выразила беспокойство об исходе долженствующего произойти сражения. На это Ч. хладнокровно ответил: "Ну да что же?.. Не проглотят!.." Ответ этот так понравился Государыне, что она поручила Державину сочинить надпись к бюсту адмирала, в которую бы непременно входило его выражение. Державин и секретарь Императрицы составили несколько более или менее удачных четверостиший. Не довольствуясь этим, Екатерина II сама сочинила следующую надпись:

"С тройною силою шли шведы на него,

Узнав, он рек: Бог защитник мой!

Не проглотят они нас!

Отразив, пленил и победу получил".

За ревельское сражение Ч. был награжден орденом св. Андрея Первозванного и пожалованием 1388 душ крестьян в потомственное владение.

По соединении ревельской эскадры с кронштадтской, Ч. блокировал шведский флот в Выборгской губе и, при попытке последнего прорваться, нанес ему решительное поражение, за что получил орден св. Георгия 1-го класса, шпагу с алмазами, серебряный сервиз и 2417 душ крестьян в потомственное владение. Кроме того, Екатерина II пожаловала ему дворянский герб при собственноручном рескрипте.

С воцарением Павла Петровича, Ч. в 1797 г., по прошению, был уволен от службы и последние годы жил в С.-Петербурге, где и умер 4-го апреля 1809 г. Погребен Ч. в Александро-Невской лавре.

Среди российских полководцев и военачальников, удостоенных за победы во славу русского оружия высшей военной награды империи, лишь один моряк смог одеть через плечо ленту ордена Св. Георгия Победоносца. Адмирал Чичагов даже в славной когорте флотоводцев екатерининского золотого века был личностью неординарной. Он удачно сочетал в себе способности навигатора, полярного исследователя, администратора и флотоводца.

Русский мореплаватель Василий Яковлевич Чичагов родился 28 февраля (11 марта) 1726 г. под Костромой в небогатой дворянской семье. Постигать «морскую хитрость» он начал в московской школе Навигацких наук, затем продолжил морское образование в Англии. Службу во флоте Российской империи Чичагов начал в 1742 г. гардемарином в береговой команде Ревельского порта. В марте 1745 г. его досрочно произвели в мичманы, а 15 (26) марта 1754 г. молодой моряк стал лейтенантом.

Боевое крещение Василий Яковлевич получил во время Семилетней войны. Пока русская армия под командование фельдмаршала П.С. Салтыкова громила прусские части, русский флот во взаимодействии со шведским осуществлял морскую блокаду прусских берегов, не допуская на Балтику корабли союзной Фридриху II Великобритании. Лейтенант Чичагов на фрегате «Архангел Михаил» не только участвовал в крейсерстве, но и выполнял специальные поручения, являясь офицером связи между русским и шведским морским командованием. В 1757 г. Чичагову доверили командовать фрегатом «Архангел Михаил», который он привел из Ревеля в Кронштадт. Адмиралтейств-коллегия была довольна службой моряка, о чем говорит производство его в чин капитан-лейтенанта в марте 1758 г.

Во время морской блокады крепости Кольберг в 1761 г. Чичагов состоял офицером для поручений при командующем русской эскадрой вице-адмирале А.П. Полянском, который высоко ценил его и в аттестации охарактеризовал двумя словами: «честный человек».


Сражение на Ревельском рейде 2 мая 1790 г. Художник А.П. Боголюбов.

В апреле 1762 г. Чичагов стал капитаном 2 ранга, а еще через два года вступившая на престол Екатерина II произвела его в капитаны 1 ранга с назначением командиром линейного корабля «Ревель». Однако ему не довелось вступить в командование кораблем. В начале мая императрица подписала рескрипт об организации секретной экспедиции, которой предстояло проложить Северный морской путь из Белого моря в Тихий океан. Один отряд судов под командованием капитана 1 ранга П.К. Креницына должен был отправиться из Охотска вдоль берегов Дальнего Востока на север, открывая новые земли и закрепляя их за Россией. Навстречу ему, следуя из Архангельска и далее между Шпицбергеном и Гренландией был направлен второй отряд из трех кораблей. Конечным районом плавания намечался Берингов пролив. Во главе архангельского отряда был поставлен капитан 1 ранга В.Я. Чичагов, произведенный по случаю в капитаны бригадирского ранга.

Весной 1765 г. экспедиция выступила в поход из Архангельска. Преодолевая штормы и туманы, суда пытались пройти на север. 23 июля (3 августа) они достигли 80°26" северной широты, но сплошные арктические льды, встретившиеся им на пути в этих широтах, не позволяли двигаться дальше. Экспедиция вернулась назад в Архангельск. В 1766 г. попытка была повторена, но и она, к сожалению, оказалась, безуспешной - тяжелые арктические льды к северо-западу от Шпицбергена оказались непреодолимы для парусных судов.

В 1768 г. Адмиралтейств-коллегия назначила Чичагова главным командиром Архангельского порта, где он участвовал в подготовке кораблей для средиземноморских эскадр, которым суждено было сыграть огромную роль в русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. В 1770 г. императрица назначила его командующим практической эскадрой, которая каждое лето крейсировала в Балтийском море, чтобы дать командам и офицерам опыт морских походов.

В 1772 г. уже в чине контр-адмирала В.Я. Чичагов во главе отряда из трех кораблей с особым заданием ходил в Средиземном море. По возвращению в Россию за этот поход он был награжден орденом св. Анны.

В должности младшего флагмана Донской флотилии он участвовал в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. 9 (20) июля 1774 г. в бою у приазовского берега Крыма Чичагов, действуя во главе отряда из 5 кораблей, нанес поражение превосходящему его по силе и огневой мощи турецкому отряду (5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 вспомогательных судов). По возвращению в Петербург он был награжден крестом ордена Св. Георгия 4-й ст., произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. В 1782 г. получил чин адмирала и был награжден орденом Св. Александра Невского.

Талант В.Я. Чичагова проявился во время войны со Швецией 1788-1790 гг. С началом войны он командовал Ревельской эскадрой, а с 1789 г. - всем Балтийским флотом.

Король Швеции Густав III, желая вернуть часть Финляндии, начал войну с восточным соседом. Невзирая на протесты своих адмиралов, король намеревался одержать решающую победу на Балтике и высадить десант недалеко от Петербурга.

Кампания 1788 г. не принесла шведам успеха, несмотря на всю внезапность их нападения. Эскадра русских кораблей под флагом командующего Балтийским флотом адмирала С. Грейга в Гогландском сражении отбросила неприятеля от столицы, а затем, преследуя его, загнала в шведские порты и блокировала там. С наступлением холодов боевые действия закончились, и русский флот вернулся в свои базы.

Осенью, простудившись на холодном балтийском ветру, заболел и внезапно умер адмирал Грейг. Преемником его на посту командующего Балтийским флотом стал адмирал В.Я. Чичагов.

Главной целью шведского короля было взятие российской столицы. Для этого он увеличил шхерную флотилию и усилил сухопутную Финляндскую армию. Неприятельский флот (22 линейных корабля и 4 фрегата) под командованием брата короля адмирала Карла Зюдерманландского 2 (13) мая 1790 г. атаковал стоявшую на Ревельском рейде эскадру адмирала Чичагова. Силы были явно неравные: шведскому флоту противостояли 10 линейных кораблей и 5 фрегатов россиян. Недостаток людей в командах ограничивал возможности боя в открытом море, поэтому адмирал решил принять бой на якоре, превратив корабли в деревянные бастионы. Первую линию составили 10 кораблей и фрегат, в ее разрывах встали два бомбардирских корабля и 4 фрегата. Правый фланг линии морской обороны опирался на отмели, левый - на орудия крепости. Шведы могли атаковать русскую эскадру только с фронта. После двухчасового ожесточенного сражения королевский флот завершил бесплодную атаку и отступил, потеряв два линейных корабля. Один из них, севший на мель, шведы сожгли сами, а второй, 64-пушечный «Принц Карл», получивший тяжелые повреждения и потерявший ход, сдался. Потери русской эскадры составили всего 9 убитых и 27 раненых. За Ревельскую победу адмирал был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного.

Но это было лишь начало морской войны на Балтике. Затем следуют два боя при Фридрихсгаме 4 (15) и 9 (20) мая, где русская галерная флотилия капитана 1 ранга П.Б. Сизова, вдвое уступавшая по количеству судов шведам, вынудила отступить вражеские галеры; и сражение при Красной Горке 23 мая (3 июня), в котором эскадра вице-адмирала А.И. Круза нанесла ощутимый урон шведскому флоту.


Выборгский морской бой 3 июля 1790 г. Художник Й. Шольц.

Адмирал Чичагов, получив донесение о морском сражении у Красной Горки немедленно вышел в море на всех парусах направился на помощь Крузу. Но шведы, оповещенные о значительном усилении русского флота, вышли из боя и отошли на запад, чтобы укрыться в Выборгской губе.

Русские эскадры, соединившись под флагом Чичагова, двинулись к Выборгу и стали на якорь в семнадцати милях от противника. Началась блокада неприятельского парусного флота.

Бытует мнение, что Чичагов не полностью использовал в первые дни блокады отсутствие попутного ветра для шведов и численное преимущество русского флота над шведским (27 линейных русских кораблей против 21 шведского) для полного уничтожения врага. Но командующий Балтийским флотом решил одержать морскую победу тесной блокадой королевского флота. И для этого были свои причины. Незнакомый район предполагаемого морского сражения таил много шхерных опасностей - подводных камней и мелей, да и шведы, которые были искушенными моряками, сражались бы в несколько раз сильнее, так как с ними находился их король.

Чичагов действительно развернул большие силы против врага, но почти месяц не спешил атаковать, хотя из столицы его торопили. Сначала русские корабли оттеснили неприятеля вглубь Выборгского залива. Последовательно сжимая кольцо блокады, адмирал избрал тактику изматывания неприятеля. Он рассчитывал решительно атаковать, когда силы противника окажутся на исходе. По замыслу командующего, гребная флотилия вице-адмирала К. Нассау-Зигена должна была ударить по шведам с востока, гребные суда эскадры Т.Г. Козлянинова - из-под Выборга в тыл, а Ревельская эскадра - с фронта.

Шведы неоднократно пытались прорвать блокаду, используя галерный флот. Последняя такая попытка состоялась 21 июня (2 июля) в Биорк-Зунде, но была отбита с уроном русской гребной эскадрой Зигена.

Тем же вечером задул свежий восточный ветер, который шведы ждали почти четыре недели. Час решающего сражения приближался. Чичагов ожидал атаки шведов на свои главные силы и приготовился принять бой на якоре. Но безысходность ситуации толкнула шведского короля на отчаянную меру - он решил прорываться у самого берега, рискуя посадить на мели большие корабли.

Рано утром 22 июня (3 июля) шведские гребные суда начали демонстративную атаку правого фланга русских. Одновременно шведский королевский флот в кильватерной колонне устремился в прорыв на левом фланге между отрядами контр-адмиралов И.А. Повалишина (5 фрегатов и 1 бомбардирский корабль) и П.И. Ханыкова (3 фрегата). Противники осыпали друг друга залпами в упор. В результате артиллерийской дуэли и русские, и неприятельские корабли значительно пострадали. Через час после начала прорыва шведов адмирал Чичагов дал сигнал главным силам флота идти на выручку сражавшимся отрядам. Первым вступила в дело эскадра вице-адмирала А.В. Мусина-Пушкина.

Прорыв с боем дорого обошелся шведскому флоту: 17 неприятельских судов были подожжены или сели на мель в общей неразберихе. Лишь к 11 часам уцелевший корабельный флот шведов вышел в открытое море. За ним устремились вдогонку русские корабли. Погоня продолжалась целый день. Уже к вечеру, под самым Свеаборгом, русский линейный корабль «Изяслав» и фрегат «Венус» принудили сдаться шведский линейный корабль «Ретвизан». Остальные корабли укрылись под батареями финского Свеаборга. Здесь их снова заблокировала русская эскадра, лишив надежды уйти к берегам Швеции. Сделать это они смогли только после заключения в августе 1790 г. Верельского мирного договора. Адмирал Чичагов добился нейтрализации противника практически без потерь.

Всего в результате Выборгского морского сражения сгоревшими, потопленными и плененными шведы потеряли 64 вымпела (10 парусных кораблей, 54 гребных судна), около 7 тыс. человек. Потери русского флота убитыми и ранеными - 281 человек.


Надгробие В. Я. Чичагова на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Важнейшим результатом Выборгского сражения явился окончательный крах наступательных планов шведского короля, проигрыш противником всей кампании 1790 г. и войны в целом. Победа в Выборгском сражении увенчала многолетнюю борьбу России со Швецией за преобладание на Балтийском море.

Императрица Екатерина II в полной мере оценила победу адмирала и наградила того орденом Св. Георгия 1-й ст. Он стал единственным из моряков, удостоенных высшей военной награды страны. Императрица в знак особого расположения к адмиралу сама придумала для него герб, включавший изображения двуглавого орла, корабля с адмиральским флагом, серебряного кита, скрещенных руля и якоря с лавровым венком.

Чичагов продолжал служить и при Павле I, вступившем на престол в 1796 г. Однако в 1797 г. Василий Яковлевич вышел в отставку и жил в имении. Умер он 4 (15) апреля 1809 г. и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

В знак признания заслуг мореплавателя и флотоводца адмирала В.Я. Чичагова его именем названы острова в архипелаге Новая Земля, остров у берегов Северной Америки и гора на острове Шпицберген.

Юрий Алексеев,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ