Философское значение психоанализа (С.Фрейд, К.Юнг). Экзистенциальный психоанализ Философские аспекты учений психоанализа

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности.

Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. Одними из ведущих и развивающихся на-правлений того времени были экзистенциализм и психоанализ.

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия сущест-вования - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основ-ным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего вы-бора.

Содержание учения: Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувст-во страха, отчаяния, безысходности.

Экзистенциализм - это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Подлинная философия с точки зре-ния экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества.



Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - семейство психологических теорий и методов, направлен-ных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США (середина-конец ХХ века). Психоанализ создан в конце XIX в. австрийским ученым З. Фрейдом.

Сущность психоанализа.Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

Основные идеи психоанализа

Структура человеческой психики - выделяют две сферы: сознательное и бессознательное про-явление психики (теория Зигмунда Фрейда)

Бессознательное - представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.

Сознательное - контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело т.к. сам выбор поведения, может инициироваться бессознательным. Бывает, что меж-ду сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами пси-хики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифици-руется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.



Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»), Ид («Оно»)

Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики: Замещение, Вымещение, Обратная реакция, Вытеснение, Проекция, Сублимация, Запечатление, Катарсис, Регрессия

Комплексы: Эдипов комплекс, Кастрационный комплекс, Комплекс Электры, Комплекс неполноценно-сти.
Вопрос №24. Бытие и небытие как исходные философские категории. Становления философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.

Любое философское рассуждение начинается с понятия «бытие». Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования ее в общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Философия стремиться выяснить вопрос о бытии мира и бытии чел. В современной философской литературе указывается два зн-ия слова «бытие ». В узком смысле слова- это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком- это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя ». Т.о, бытие - это все то, что существует (чел, животное, природа, общ-во, фантазия, религия, з-ны и т.д.). Антитезой бытия явл небытие (ничто). Небытие - это все, чего нет. Бытие и небытие не могут сущ друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы, потому что бы перестало бы двигаться. Переход не в бытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Первое осознание категории бытия принадлежит Пармениду (504-501 до н.э). Он говорит «есть бытие, а небытия вовсе нету». Платон (427-347 до н.э.) выделяет след виды бытия: 1) мир вечных неизменных идеальных сущностей, мир идей; 2) мир окружающих нас вещей (полубытие); 3) материя. В мире бытия Плотина (203-269 гг.)сущ 4 вида бытия : самый низший - это неопределенная материя, вещ-во как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия - мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он представляет собой копии несовершенных идей. Третий вид бытия - мир идей. Идеи- это умопостигаемые сущности, которые доступны уму чел. Четвертый вид бытия - особая материя, которая составляет субстрат идей. Она есть вместилище и источник всего. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется в понятии «материя». Проблема материи разрабатывались, прежде всего, философами материалистами. В материалистической философии«материя » выступает как наиболее общее фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразие формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

Философия атеистического экзистенциализма: основные темы и проблемы (Ж.-П.Сартр, А.Камю).

Философия атеистического экзистенциализма - это философия абсолютно одинокого человека.

Основное внимание атеистического экзистенциализма направлена на сознание человека, утратившего веру, и поэтому является расколотой, внутренне противоречивой, часто беспомощной.

Термин "атеистический экзистенциализм" ввел французский философ Жан-Поль Сартр для обозначения как собственной философии в целом, так и новой формы атеизма в частности. Сартр подчеркивал, что его атеизм не похож на тот, который тратит свои усилия, чтобы доказать, что Бога не существует. По его словам, нет ни одного доказательства несуществования Бога. Атеизм это непосредственное определение позиции относительно проблемы, которая выходит за пределы нашего опыта. Он определяет Бога как "чистую суб´объективность", а "бытие феноменов", то есть предметов человеческого опыта, называет "чистой об´єктивністю".

Сартр считал, что человек "обречена" на свободу, которая является тяжелым бременем для нее. Потеряв веру в доказательства бытия Бога, человек чувствует себя слишком растерянной. Но основой всякой нравственности может быть только вера в Бога. Следовательно, он отождествлял нравственность и религиозность.

Линия атеистического экзистенциализма Сартра продолжает французский философ Альбер Камю. Для него важны не столько философские или теологические выводы, сколько фактическое состояние мыслей. Для него Бога нет, потому что "Бог умер" в сердце человека. Человек, осознавший абсурдность своего существования, должна руководствоваться только тем, что она знает, считаться с тем, что существует.

Философское значение психоанализа (С.Фрейд, К.Юнг).

Основы психоанализа как философской концепции заложены Сигмундом Фрейду. Другие представители этого направления - Карл Юнг, Альфред Адлер, неофрейдисты Вильгельм Пайх, Герберд Маркузе, Эрих Фромм. Понятие психоанализ (психологический анализ личности) - теории, раскрывающие роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества, а также метод лечения психических заболеваний.

В работе "Введение в психоанализ" (1910). Фрейд рассматривает психоанализ как метод психологического исследования, как метод лечения неврозов, как мировоззрение (загальнопсихологічне учение о личности и ее развитие).

В структуре личности. Фрейд выделяет 3 элемента:

1)сфера подсознательного или бессознательного "Оно" - "It". "Оно" - это наши природные инстинкты(инстинкт власти,самосохранения, инстинкт тонатосу(агрессии), инстинкт Эроса(либидо), тайные желания, энергия сексуального влечения(либидо).

2)сфера сознательного или "Я" - "EGO". Сфера сознательного призвана удовлетворять без сознательные імпульи что идут от "Оно"(от сферы подсознательного), но только те, которые не идут в разрез с требованиями окружающей социальной реальности.

3) "сверх-Я" - "Super-EGO" - человеческая совесть, память. Если поезда сферы Оно, в частности сексуальные, остались парализованными, то они возвращаются опять в сферу подсознательного, превращаясь в травмируя идею и вызывают состояние невроза. Сфера "сверх-Я" подавляет, подавляет подсознательные импульсы, противоречащие общепринятым законам, стандартам поведения, загоняет ее обратно в сферу "оно".

Культура основывается на отказе от удовлетворения желаемые бессознательного и существует за счет нереализованной энергии либидо, этот процесс называется процесс сублимации.

Карл Густав Юнг один из его ближайших учеников.

Сущность расхождений Юнга и Фрейда сводилась к

понимание природы и форм проявления бессознательного. Юнг считает, что биологически унаследованные инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу.

В основе символического как части самой психики лежат мифы и легенды, которые с давних времен существуют как "коллективное бессознательное". Считая миф выражением "коллективного бессознательного", Юнг делает попытки создать "архетип" как формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, соответствующие в реальной жизни стереотипы сознательной деятельности человека. "Архетип" действуют в человеке инстинктивно. В соответствии с этим Юнг различает существование двух типов личности: экстравертная и интровертны (экстраверт и интроверт В первом случае объективно психологическое явление становится субъектом, а во втором наоборот. К. Юнг проводит четкую границу между индивидуальным и коллективным бессознательным.

Соединив в своей теории идеи мифа-символа как источника искусства с интуитивной способностью, что преобладает в реализации замысла, Юнг акцентирует внимание на творческих способностях, рассматривая их как отклонение от нормы. Интуицию - иррациональную, бессознательную - Юнг превращает в мистическую силу, которая побуждает к творчеству.

Установление взаимосвязей между психоаналитическим учением Фрейда и философской антропологией - это только одно из проявлений взаимопереплетения разрозненных теоретических положений о человеческом бытии, свойственного современной западной философии человека. Значительно чаще предпринимаются попытки проведения параллелей между психоанализом и экзистенциализмом, что обусловлена рядом причин. Во-первых, критически переосмысливая психоаналитическое учение Фрейда, многие экзистенциалисты открыто заявляют о своей приверженности к психоаналитическому методу исследования бытия человека в мире, во- вторых, неофрейдисты часто пользуются экзистенциальной терминологией, и, наконец, в-третьих, фрейдовское учение о человеке и культуре действительно включает себя такие элементы, которые оказываются созвучными с экзистенциальными интерпретациями бытия человека в мире. Поэтому, многие теоретики усматривают тесную связь между психоанализом и экзистенциализмом.

Одни из них исходят из того, что психоаналитические идеи оказали заметное влияние на возникновение экзистенциализма, ибо уже первая работа Фрейда "Толкование сновидений" положило начало формированию "экзистенциального сознания ХХ столетия" . Другие акцентируют внимание на экзистенциальной критике психоаналитических концепций, пологая, что "психоанализ и экзистенциализм представляют собой следующие друг за другом стадии в процессе утраты современным европейским мышлением доверия к человеческой рациональности и автономии" . Третьи считают, что экзистенциалистское мышление "совместимо с психоанализом" и, следовательно, "экзистенциальная философия может внести особенно ценный вклад в психоанализ" . Среди тех, кто в той или иной степени разделяет последнюю точку зрения, имеются последователи, которые прямо указывают на то, что в настоящее время "психоаналитический клинический опыт в значительной мере фокусируется на экзистенциальных проблемах" , а усилия ряда психоаналитиков характеризуются стремлением "изменить психоаналитическую метапсихологию в направлении экзистенциализма" .

Взаимосвязи между психоанализом и экзистенциализмом в действительности не такие простые и однозначные, как это подчас представляется некоторым исследователям, полагающим, что экзистенциальные идеи о бытии человека в мире способствовали плодотворной модификации психоаналитического учения. Безусловно, экзистенциальная философия оказала определенное влияние на развитие тех направлений психоанализа, приверженцы которых ратовали за экзистенциальное преобразование фрейдовского учения о человеке. Но несомненно и то, что, в свою очередь, психоаналитические идеи решительно вторглись в экзистенциальную философию, так или иначе предопределив направленность ее развития. Ведь формирование экзистенциальных учений происходило в контексте осмысления психоаналитических гипотез и теоретических положений, сопровождавшегося скрытой или явной полемикой с психоаналитическим видением человека, что не могло не сказаться на самой экзистенциальной философии. В конечном счете за критическим переосмыслением психоаналитического и экзистенциального подходов к изучению человеческого бытия явственно просматриваются исторические и логические связи, существующие между психоанализом и экзистенциализмом.

Со­временная мировая философия фиксирует существенные транс­формации в статусе и приоритетах личности. Если понятие «индивид» выступает предпосылкой для понятия «личность», а ин­дивидуальное бытие основанием для бытия личности, то исполь­зование понятия «индивид» в отличие от понятия «личность» под­черкивает, что на передний план выдвигаются витально-инстинк-тивные факторы жизнедеятельности. К числу последних относят: голод, половое влечение, инстинкт власти. Индивид предстает как репрезентант массы. Его похожесть на всех остальных есть его ат­рибутивное качество. Причем деперсонификация может быть столь сильной, что имя собственное без ущерба заменяется порядко­вым номером или указательным местоимением: тот, этот, другой. В индустриальном мире социально-ролевые функции весьма же­стко диктуют условия допустимого в индивидуальном поведении, загоняя в бездну бессознательного глубоко личные и интимные предпочтения. Система весьма явно демонстрирует степень непри­ятия каких бы то ни было отклонений от допустимого образца. В ситуациях рыночной конкуренции человек, без остатка ушед­ший всистему «производство-обмен-потребление», сам превра­щается в товар - совокупность внешних качеств, который мож­но выгодно реализовать. А чтобы цена была выше, необходимо следовать стандарту, что означает, по мнению известного запад­ного исследователя Э.Фромма, «иметь красивую упаковку»: быть жизнерадостным, здоровым, честолюбивым и агрессивным. Это­му стандарту должен соответствовать любой, вращающийся в сис­теме индивид.

В социологической классификации Э.Фромма такие типы харак­тера, как воспринимающий, эксплуатирующий, накопительный, рыночный и продуктивный, скрепляются цементирующим раство­ром социального характера. Последний составляет ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культу­ры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которо­му люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Функция социального характера, по Фромму, заклю­чается в том, чтобы использовать человеческую энергию во имя продолжения функционирования данного общества, чтобы при выборе способа поведения индивидам не приходилось принимать решения, чтобы они действовали так, как должны действовать со­гласно стандарту, и находили в этом удовлетворение. Социальный характер XX в., по мнению Э.Фромма, имеет весьма типическую

черту - он стремится «использовать» все и вся.

Однако это не единственная «болезнь» нашего современника. Последователь З.Фрейда врач-психоаналитик К.Юнг отмечал, что современный человек претерпевает чуть ли не фатальный шок, результатом которого является глубочайшая депрессия, потеря веры в себя и собственную значимость. В психоаналитической практике Юнг намеренно прибегал к развязыванию «активного воображе­ния», использованию творческого потенциала личности как сред­ства гармонизации противоречий внутреннего мира. Погружая па­циента в ирреальные ситуации, обостряющие" «теневые» стороны мироздания, Юнг получал в качестве результата этого изощрен­ного метода прямо противоположный эффект - восстановление жизненного тонуса. Современный человек должен быть здравым и умелым, - считает К.Юнг. Тот, кто объявляет себя современным человеком, не будучи умелым, является просто обманщиком. Та­ким образом, именно психоанализ в лице своего знаменитого пред­ставителя К.Юнга приходит к древнейшему представлению о че­ловеке как Ьото ЬаЬШа - человеке умелом.

Экзистенциализм достаточно категорично заявляет о непри­менимости научных методов к познанию человеческой личности. Она ускользает от научной объективности. Человек, всегда поме­щенный в ситуацию выбора, многократно меняется на пути к «самому себе». Отрекаясь от традиционной науки, предтеча экзи­стенциализма С.Кьёркегор предлагает весьма интересное учение о трех стадиях восходящего движения к подлинной экзистенции (под­линному существованию).

На первой стадии - эстетической, связанной с детерминаци­ей внешним бытием, главной является ориентация на наслаж­дения.

На второй, этической, господствует долг и предписания мо­рального закона.

На третьей, религиозной, принципом существования оказы­вается сознательно принятое страдание, здесь человек приоб­щается к Богу. Это самоуглубление позволяет постигнуть новое «трансцендентное» измерение бытия.

С.Кьёркегор, не порывая с христианским учением о челове­ке, рассматривает духовное содержание личности как творимое самим человеком. Атеистический экзистенциализм переживает зна­чительную эволюцию, он отказывается от признания абсурдности человеческого существования и переходит на платформу гуманистических ценностей. Переживание «пустоты и бессмысленности» (Ф.Кафка) должно смениться поиском способов собственной са­мореализации, проявления активности личности.

Основателем христианского экзистенциализма считается като­лик Г.Марсель, к числу сторонников этой ориентации относят также Н.Бердяева, К.Ясперса, П.Тиллиха. Становление личности предполагает лишь единственный путь - путь приобщения к Богу, корреляцию вечных экзистенциальных «вопросов» человека и «от­ветов», содержащихся в христианском откровении. Поэтому все социальные обстоятельства существования человека являются внешними и второстепенными. Подлинным считается только мир чувств и переживаний. Критерием приобщения к Богу является чувство любви. Оно сопровождается состоянием уравновешенности и сосредоточенности. Для Г.Марселя Бог есть «абсолютное Ты» - интимный и надежный друг. Чувство любви свидетельствует о на­личии абсолюта и ощущается как прорыв, акт трансцендирования к другому.

Примечательно, что библейская антропология имеет не ра­циональный («головной»), а экзистенциальный («сердечный») ха­рактер (слово «сердце» упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Власть Бога над человеком осуществляется, как словесно выраженный в заповеди «приказ от одной воли к другой», и поэтому человек может ослушаться Бога. Человек удостоен образа и подобия бо-жия, но в отличие от природных существ, которые не могут утра­тить своего богоподобного образа и греха не ведают, человеку дано самому разрушить свое богоподобие. Его путь, начатый гре­хопадением, развертывается как череда драматических переходов от избранничества к отверженности и обратно.

Именно в христианской традиции выкристаллизовался термин «сверхчеловек». Источником богопознания мыслится самопознамие-Однако в посланиях Павла фиксируется мучительное раздвоение человеческого Я. Человек испытывает влияния как в направлении развития своих сверхчеловеческих возможностей, так и со сторо­ны бесовских внушений, расщепляющих волю.

Персонализм, объявляющий личность основным смыслом общецивилизационного развития, предлагает весьма нетривиальные подходы к ее изучению. Личность с необходимостью обнаружи­вает себя во вне - это ее экстериоризация. Вместе с тем она, питаясь глубинными внутренними регулятивами и установками, обращена во внутрь - это ее интериоризация. Заметим, что впер­вые экстровертированный (с преобладающей направленностью на внешний мир) и интровертированный (с преобладающей направ­ленностью на внутренний мир) типы были введены швейцар­ским психиатром К.Юнгом в работе «Психологические типы» (1921), посвященной разработке типологии характеров. Поэтому, когда говорят: «Он - экстраверт», подразумевают открытость человека миру, а «Он - интроверт» - имеют в виду глубоко погруженного в себя человека. При характеристике личности иногда используется понятие «трансценденция», показывающее, что лич­ность стремится к высшим ценностям: истине, добру и красоте, проходя ограниченные пределы своего реального эмпирического существования.

Философы-персоналисты подкупают свежим и нетрадиционным анализом ипостасей и измерений личности. Так, концепция личностной коммуникации рассматривается как состояние, когда каждый индивид «имеет цель в себе» и в то же время «во всех», а «встреча Ты и Яв Мы» создает особый персональный опыт - коммуника­цию душ. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей противопоставляется лично­стное сообщество, где происходит объединение людей «по ту сторону слов и систем».

Острым и проблемным для современной обществоведческой мысли оказывается аспект, когда ориентации глубинного психо­логического ядра личности имеют знак «минус», т.е. когда речь идет не о подлинно гуманных человеческих ценностях, а об их антиподах, где господствующей оказывается ориентация на зло, вопреки непреклонному стремлению к свету и добру.

Экзистенциализм.

Рубеж ХIХ-ХХ вв. – важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой современный этап ее сложной и противоречивой истории. Философию ХХ в. называют «постклассической», так как она отличается от классического этапа своего развития.

ХХ век – это век величайших потрясений в жизни человечества (мировые войны, революции, глобальные проблемы), когда перед всеми людьми планеты реально встал вопрос о существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к своему природному миру, а также к миру науки, культуры, значительно более сложными, чем в прошлые времена. Можно сказать, что диалог человека и науки в наше время, по сути, только начинается, и в этом диалоге родились и рождаются все новые направления философского знания. Рассмотрим некоторые из них.

Многочисленные современные формы позитивизма (от лат.- положительный), своими гносеологическими корнями уходят в Х1Х столетие, когда были сформулированы и разработаны основные принципы этого направления в философии и науке.

Позитивизм исходит из того, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных социальных наук и их объединения. Возникнув в период бурного развития естественных наук, позитивизм признает достоверным только физически-опытное знание. Оформившись в особое направление в 30-е гг. Х1Хв. в трудах французского мыслителя О. Конта (он и ввел этот термин), позитивизм прошел три основных стадии развития.

Представителями первой, классической формы позитивизма, кроме его основоположника О. Конта, были Дж. Милль, Г.Спенсер, а в России – Лавров П., Михайловский Н.

В конце Х1Х-нач. ХХ вв. начинается новый,второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм, то есть критика опыта. В его развитии огромная заслуга принадлежит крупному австрийскому философствующему физику Э.Маху и швейцарского философа Р. Авенариуса. Они исходили из того, что философия со своими категориями не должна вмешиваться в опыт, в науку. Мир в целом и вещи в нем – комплексы ощущений. Задача науки – их описание с математической обработкой. Такое описание и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее, (а таковой, якобы, является философия) , следует удалить. Эти идеи Э.Маха большей частью были обусловлены кризисом механики И.Ньютона и классической физики после обоснования А.Эйнштейном своей теории относительности.

Третий этап в развитии позитивизма и одним из основных направлений западной философии является неопозитивизм (логический позитивизм) . Идейным и организационным ее ядром явился Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922г. Этот кружокпредложил программуразвития научной философии. В него входили Р. Карнап, М. Шлик, О. Найрат, Г. Фейгель, Ф.Франк, Л. Витгенштейн и др. Они внесли весомый вклад в решение целого ряда сложных и актуальных методологических проблем. В их числе: роль знаково-символических средств в научном познании, возможность математизации знания, соотношения эмпирического базиса науки и теоретического аппарата. Идеальным средством решения этих задач неопозитивисты считают аппарат математической логики.

Большое значение неопозитивисты придавали принципу верификации, то естьдоказательству, подтверждению. Речь идет о процедуре установления истинности научных положений с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной науке используются методы непосредственной верификации анализа фактов, и опосредованную, логическую. Хотя любая из них является опосредованной, косвенной, поскольку «чистого опыта», зафиксированного в «протокольных предложениях» быть не может, тем не менее, этот метод может быть отнесен к одному из важных признаков научности, считают представители неопозитивизма.

На его смену в 50-х гг. ХХ в. приходит пост-позитивизм – течение современной западной философско-методологической мысли. Он восходит к работам К. Поппера и последующих представителей «философии науки» - Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабанда, Ст. Тулмина и др. Основными его чертами являются:

-резкое изменений отношения к философии и подчеркивание ее роли как одного из факторов научного исследования,

-замена верификации фальсификацией, процедурой по ложности теории или гипотезы эмпирической проверкой посредством наблюдения, измерения, эксперимента.

Таким образом, в науке Х1Хв. преобладали два крупных философских течения. Во-первых – позитивизм, опиравшийся только на естественные науки и решавший все проблемы цивилизации с помощью естественнонаучных методов. Во-вторых, иррационализм, стремившийся постичь человека ненаучными методами, через его эмоции, искусство и т.д. Но ни тот ни другой подходы не давали убедительных ответов на вопросы о природе человека. В начале ХХв. попытку нового философского осмысления человеческой природы было сделано новым направлением в философии – психоанализом.

С воим происхождением психоанализ обязан австрийскому психологу и врачу-психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939гг.) Его учение, громко и, можно сказать, скандально известное за пределами научно-теоретического круга, широко и надолго вошло в общественное сознание. На протяжении целого столетия оно коснулось целого ряда прежде запретных тем, связанных с бессознательным началом в человеке – это сексуальность, тема снов и грез, жажды агрессии.

Будучи врачом-психиатром по специальности, Фрейд создал психоанализ, как метод лечения неврозов путем анализа ошибочных действий и сновидений больного для проникновения в бессознательные слои его психики. Разработанный им метод позволил ему сформулировать учение о бессознательном. В результате Фрейд создал принципиально новое учение о человеческом поведении и о механизмах развития культуры.

Он рассматривает структуру человеческой психики в виде трех слоев: бессознательное (Оно), надсознательное (Сверх-Я) и сознание (Я).

Бессознательное (Оно) – это «кипящий котел инстинктов». В него входят инстинкты и влечения, главное из которых – либидо (любовь), начиная с любви родительской и включая любовь к Родине и т.д. В конечном счете, либидо и определяет все поведение человека. Сознательное (Я)начало старается ограничить биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Общество всегда накладывало на человеческое поведение такие ограничения, которые не позволяли ему открыто удовлетворять свои биологические потребности. Особенно отношения между полами строго регулировались обычаями, затем законами, всевозможными правилами этикета. Так же в удовлетворении потребности в пище. Этикет народов одинаково порицает чревоугодие, и т.д. Он пишет: «По отношению к Оно – Я, подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади…»

Сверх-Я – это переживания и чувства, возникающие в результате воздействия внешнего мира на сознание человека: чувство вины, желаний, выработанные обществом идеи и настроения, которые регулируют его поведение. И если Оно имеет биологическое происхождение, то Сверх-Я – социально. Поведение человека – это постоянный конфликт между Оно и Сверх-Я, т.е. влечениями и общественно дозволенным. Сильное, но сдерживаемое Оно, продолжает воздействовать на психику человека, вызывая неврозы. Не находя прямого выхода в поведении человека, эта энергия сублимируется – то есть переходит в другие формы психической деятельности человека – так создаются наука, искусство, и т.д.

В ходе своего существования и развития психоанализ породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно-фрейдистских идей. Одним из наиболее видных его представителей является Карл Густав Юнг (1875-1961гг.) Главная теоретическая идея ученого, сделавшая его одним из наиболее выдающихся и популярных авторов нашего столетия, является коллективное бессознательное, которое он называет архетипом. Он выделяет природные архетипы – Анима и Анимус, носителей женского и мужского начала в мире, подчеркивает их нуминозность (священность). Важнейшим из них считает Самость – образ бога. Ему принадлежит также идея о психологических типах личности: интровертах и экстравертах. Учение психоанализа получило свое дальнейшее развитие в работах А.Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

Экзистенциализм (фр.- существовать) наиболее популярное, наряду с психоанализом, философское течение нашего времени. В философии экзистенциализма различают две основные школы:

- немецкую: Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер,

- французскую : Жан Пол Сартр, Альберт Камю, Габриель Оноре Марсель.

Экзистенциализм оформился в самостоятельное философское учение в 20-е гг. ХХв. Он стал ответом на крушение оптимистических взглядов на всемирную историю, которые господствовали в философии, начиная с эпохи Просвещения. Новизна его заключена в том, что оно обращено не к выяснению сущности человека, не к изучению природного мира, а к повседневному существованию человека.

Вплоть до Первой Мировой войны большинство европейцев верили, что цивилизация развивается прогрессивно, что общество и человек становятся все более справедливее и гуманнее. Бессмысленность гибели миллионов людей в войнах привела к крушению всего старого рационалистического представления об обществе. История человечества стала представляться иррациональным процессом, не подчиняющимся никакой логике и творящим зло. Знаменитое гегелевское утверждение – «все разумное – действительно, все действительное – разумно», было признано ошибочным. Мир не содержит никаких гарантий гуманности и справедливости, не дает никаких нравственных ориентиров.

Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» эти процессы объясняет вырождением европейской цивилизации. А экзистенциалист Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация эпохи» считает, что ситуация опустошенности, циничное отношение к культуре – это расплата за наивную веру в прогрессивную направленность исторического процесса. Своего расцвета философия экзистенциализма достигла в период Второй мировой войны, когда стал идеологий французского движения Сопротивления. Свобода, смерть, страх, одиночество становятся ведущими темами экзистенциализма. Возможно, поэтому оно не представляло собой цельного и единого учения и его представители часто прибегали к изложению своих идей в литературной форме – романах, пьесах, эссе. Идеями морального долга, ответственности человека за все, что происходит в мире, пронизаны вышедшие в 1942-43гг. книги Экзюпери: «Военный летчик», «Маленький принц» и др.

Одновременно с художественными произведениями проблема моральной ответственности ставилась в философских работах Альберта Камю, Жана Поля Сартра. В работе «Марксизм и экзистенциализм» Ж.П. Сартр, проанализировав недостатки марксизма, делает вывод, что экзистенциализм – это и есть подлинный марксизм новой эпохи.

Тема 9: Русская философия