Икона с открытым ушком. Икона милостивая зачатьевский монастырь

Святыня Зачатьевской обители.

Дни празднования: 25 ноября /12 ноября по ст.стилю, 8 января /26 декабря по ст. стилю

В Зачатьевском женском монастыре в Москве издавна находился список иконы Божией Матери «Милостивая». Первое упоминание об иконе встречается в монастырской описи XVIII века. До закрытия монастыря в 1925 году образ Царицы Небесной находился в соборном храме обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В описи, составленной при последней настоятельнице игумений Марии, эта икона именуется одной из особо почитаемых святынь Зачатьевской обители. Указано, что по средам перед чудотворным образом Божией Матери «Милостивая» совершалось молебное пение с акафистом. С 1918 года началась конфискация церковных ценностей. С целью защиты святынь и богоугодных заведений монастыря игумения Мария основывает братство во имя Царицы Небесной, в честь Ея иконы «Милостивая», под покровительством Святейшего Патриарха Всероссийского Тихона. При закрытии монастыря матушка Мария собрала всех сестер на последний молебен перед чтимым образом Царицы Небесной «Милостивая». После молитвы матушка игумения обратилась к своим сестрам с прощальным словом, сказав, что она больше не может управлять обителью и всех вручает Матери Божией — Небесной Игумений. В подтверждение своих слов, в знак передачи игуменской власти, матушка Мария поставила свой жезл к иконе. Дорогую серебряную ризу оставили в монастыре, сам же чудотворный образ Пречистой Владычицы вместе с игуменским жезлом и другими святынями перенесли в соседний храм Пророка Илии, что в Обыденском переулке. С тех пор Ильинский храм стал прибежищем для священнослужителей, монахинь и прихожан разоренного монастыря и хранителем его святынь. Уцелевшие от репрессий монахини нашли пристанище в подвалах окрестных домов и проходили послушания при храме, свято оберегая монастырские реликвии, сохраняя традиции Зачатьевской обители. Праздник иконы Божией Матери «Милостивая», которую сестры почитали как свою Игумению, отмечаемый 25 ноября (н. ст.), стал особо чтимым праздником Ильинского храма. В послевоенные годы правый придел, где стоял чудотворный образ Владычицы, в этот день бывал переполнен монахинями. По монастырской традиции служилось торжественное всенощное бдение с пением акафиста. После Божественной Литургии одна из монахинь устраивала у себя трапезу, на которую приглашались священнослужители Обыденного храма и все Зачатьевские сестры. Это был единственный день в году, когда у образа Небесной Игумений встречались все монашествующие закрытой обители. Храмовая икона Усердием прихожан храма св. Пророка Божия Илии в 50-е годы икону оправили в серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями. Шли годы, одна за другой монастырские сестры стали отходить в путь всея земли. 23 ноября 1984 года почила о Господе последняя насельница монастыря схимонахиня Нина. Ее отпевали в храме пророка Илии 25 ноября, в праздник дорогого для обители образа Божией Матери, еще раз явившей Свой милостивый промысел о насельницах Зачатьевского монастыря. С 1951 года духовником Зачатьевских сирот стал один из священнослужителей храма Илии Обыденного — протоиерей Александр Егоров (ум. 5.03. 2000 г.). После кончины схимонахини Нины отец Александр передал монастырские иконы и фотографии, хранившиеся у старицы, своей духовной дочери Марии Каледа. Тогда, в 1984 году, ни батюшка, ни молодая девушка не могли себе представить, что монастырь будет возрожден, и Мария станет его настоятельницей. В 90-е годы начали восстанавливаться разрушенные храмы, открываться монастыри. Приход храма Пророка Илии счел своим духовным долгом возрожение Зачатьевской обители. С этой целью при храме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 1991 году было создано Сестринство во имя «Милостивой» иконы Божией Матери. Каждый четверг сестры стали собираться в Обыденном храме у чудотворной иконы Небесной Игумений и петь акафист, прося Матерь Божию возродить монашескую жизнь в порушенной обители. Осенью 1992 года первые насельницы вошли в обитель, а с 22 декабря, со дня престольного праздника, стали жить в монастыре. В 1993 году Сестринству передали надвратный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя, и с Лазаревой субботы в нем после многолетнего запустения вновь стала совершаться Божественная служба

Возвращение Небесной Игумении.

Настало время монастырским святыням постепенно возвращаться в родные стены обители. Прихожанам Обыденного храма, полюбившим образ Божией Матери «Милостивая» , было очень тяжело с ним расставаться, и тогда, по благословению протоиерея Александра Егорова, был написан список. В отличие от чудотворного образа, на новонаписанной иконе Богородица была изображена с игуменским жезлом. Список предназначался для Обыденного храма, а сам чудотворный образ должны были передать в открывшуюся обитель. Однако к тому времени не получили на это благословения священноначалия, и поэтому в Зачатьевский монастырь передали список. Сестры были опечалены, но о. Александр утешил: «Не скорбите, икона должна напитаться монастырским духом, а потом поменяемся». Через две недели новонаписанный образ замироточил.

5 мая 1995 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, решением Священного Синода был вновь утвержден Зачатьевский женский монастырь. 25 ноября 1999 года после долгих ожиданий в обитель вернулся монастырский чудотворный образ Божией Матери «Милостивая». В 1984 году, когда в Ильинском храме 25 ноября отпевали последнюю насельницу обители — схимонахиню Нину, всем казалось, что история Зачатьевской обители закончилась. Возвращение же монастырской святыни спустя 15 лет, и именно в этот день, свидетельствовало о продолжающейся незримой духовной жизни обители.

Никогда еще Зачатьевская обитель не видела такого торжества. Накануне вечером, 24 ноября, в храме Пророка Илии Обыденном , по благословению Святейшего Патриарха Алексия, было совершено торжественное всенощное бдение перед монастырской святыней. Богослужение возглавил высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, ему сослужили преосвященный Алексий, епископ Орехово-Зуевский, преосвященный Кирилл, епископ Богородицкий и сонм духовенства. Вместе с народом владыки пели акафист Царице Небесной. Ильинский храм, многие годы с любовью хранивший образ, прощался со святыней.

После службы владыка Арсений сказал проникновенное слово, в котором поблагодарил собравшихся за горячую молитву, а духовенство и прихожан Ильинского храма — за любовь, внимание и заботу о монастырских святынях и попросил в будущем не оставлять и поддерживать юную Зачатьевскую обитель, получившую второе рождение в стенах этого святого храма.

На следующее утро сестры монастыря с благоговением перенесли в Ильинский храм мироточивый список, находившийся в обители. Собралось более ста священнослужителей города Москвы. После Божественной Литургии под колокольный звон начался величественный крестный ход. Шествие возглавляли четыре архиерея: высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, преосвященный Алексий, епископ Орехово-Зуевский, преосвященный Кирилл, епископ Богородицкий, и преосвященный Иннокентий, епископ Корсунский. Впереди шли монастырские сестры с хоругвями и цветами, за ними шествовали диаконы, священники и, в окружении архиереев, Сама Матерь Божия. А перед образом Царицы Небесной келейницы матушки настоятельницы торжественно несли украшенный цветами жезл последней игумений монастыря.

По пути крестного хода было перекрыто движение автотранспорта, и улица Остоженка, словно река, наполнилась духовенством и народом, славящими едиными усты и единым сердцем Царицу Небесную. День был морозный, но радость праздника, казалось, согревала и сам воздух. Воистину встреча образа Пресвятой Владычицы была подобна встрече древней «Милостивой-Киккской» иконы при вступлении ее на остров Кипр — и природа, и люди с ликованием приветствовали свою Госпожу, воздавая Ей честь и хвалу. В Зачатьевской обители все было готово к встрече образа Царицы Небесной. За день до праздника — 23 ноября, в 21 час 20 мин., после многолетних прошений началась ликвидация бензоколонки, с 1938 года стоявшей напротив Святых врат. К утру 25 ноября был засыпан котлован и заасфальтирована площадь перед монастырем. Вновь, как в старые добрые времена, открылся с Остоженки прекрасный вид на монастырь.

Пока в Обыденном храме строился крестный ход, в обитель прибыл Первосвятитель Церкви Русской Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Патриарх вместе с настоятельницей Зачатьевского монастыря во Святых вратах встречал чудотворную икону Божией Матери.

Глубокое сердечное чувство оставил крестный ход, подходивший к обители. В Святых вратах шествие приостановилось. Московское духовенство прошло мимо своего правящего Архиерея, воздавая ему подобающую честь, а Святейший благоговейно встретил икону Царицы Небесной, приложившись к ней. Далее, уже во главе со Святейшим, крестный ход продолжил свой путь по обители мимо места погребения основательниц монастыря, , к Зачатьевскому храму. У крыльца храма крестный ход вновь приостановился. Первосвятитель Церкви Русской под пение «Пресвятая Богородице, спаси нас!» трижды осенил народ образом Божией Матери «Милостивая». После этого икона заняла свое место в Зачатьевском храме в старинном монастырском киоте, накануне привезенном из Ильинского храма. Началась Божественная Литургия. Святейшему сослужили четыре архиерея, девять священников и шесть диаконов. Во время малого входа настоятельница обители монахиня Иулиания (Каледа) была возведена Святейшим Патриархом в сан игумений. Монастырские сестры с матушкой игуменией и весь молящийся в храме народ благодарили и прославляли Господа и Матерь Его, умоляя не оставлять их Своей небесной милостью. По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился со словом к матушке игумений, священнослужителям, насельницам обители и всем, кто пришел в этот день в храм на молитву. Святейший Патриарх пожелал, чтобы возвращенная в этот день святыня укрепляла всех в несении жизненного креста. Первосвятитель Русской Церкви отметил, что праздник иконы Божией Матери «Милостивая» — «велие торжество и для Зачатьевской обители, и для всего нашего первопрестольного града».

В связи с возрождением обители, ради восстановления исторической справедливости, Святейший Патриарх вручил матушке Иулиании старинный игуменский жезл, некогда оставленный последней игуменией у образа Матери Божией, как символ того, что ей в этот день вручается попечение о сестрах обители, совершающих здесь свой монашеский подвиг, и выразил надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами.

Как когда-то сироты разоренной обители, так и ныне в своих скорбях и нуждах сестры прибегают к помощи Небесной Заступницы.

Икону Божией Матери «Милостивая» в последнее время в народе стали называть «Услышательница», потому что ушко у Богоматери на образе приоткрыто. Царица Небесная слышит все моления и воздыхания, возносимые к Ней, и являет непременно Свою милость и материнскую любовь.

Матерь Божия исцеляет и вразумляет, возжигает веру и не оставляет в самых безысходных житейских обстоятельствах. Многие люди, приходя в обитель, свидетельствуют о благодатной помощи, полученной ими от Пресвятой Богородицы через Ее образ «Милостивая».

Так, одна раба Божия, у которой тяжело заболела старушка-мать, придя в храм, излила свою сердечную нужду Матери Божией, сказав Ей всего три слова перед образом «Милостивой», и случилось чудо! Через пять дней больную выписали, тогда как из двух ее соседок по палате с таким же заболеванием одна скончалась, а другая получила серьезные осложнения.

Одному из уже немолодых супругов, после внезапных приступов сильной головной боли из-за спазмов сосудов Матерь Божия во сне повелела прийти в Зачатьевский монастырь. Боли с тех пор не повторялись, а когда супруги вместе пришли в монастырь, то узнали в образе «Милостивой» ту икону, у которой они венчались много лет назад в храме Пророка Илии Обыденном , а совершавший Таинство священник, оказалось, служит ныне в монастыре.

Раба Божия N, овдовев, в течение 11 лет одна воспитывала двух дочерей и порой тяжко скорбела. Придя однажды в Зачатьевскую обитель на богослужение, она увидела икону Царицы Небесной «Милостивая», и в сердце ее зажглась вера и окрепла надежда в благополучном исходе ее житейских невзгод. Вскоре дочь, о которой так переживала N, с помощью Царицы Небесной, пославшей людей и устроившей обстоятельства, поступила в университет к великой радости матери, обретшей в Пресвятой Богородице верную Ходатаицу и Помощницу. Другой рабе Божией NN, желавшей переехать из Туркмении в Москву , Матерь Божия также явила Свою милость. Ночью комнату гостиницы осветило дивное сияние, исходившее от иконы Богоматери «Милостивая» , которую NN приобрела в обители. Необычайное явление глубоко поразило скорбящую и побудило с горячей молитвой обратиться к Небесной Владычице с просьбой устроить жизнь ее семьи, которой грозило остаться без крова и средств к существованию. Вскоре чудесным образом разрешились сложные жилищные проблемы и, несмотря на финансовые затруднения, NN с домочадцами удалось благополучно переехать в Москву, о чем она не перестает благодарить Милостивую Богородицу, постоянно посещая Зачатьевскую обитель.

Как в древности, так и в наши дни в Зачатьевскую обитель к предстательству ее небесных покровителей — Матери Божией, святых и праведных Иоакима и Анны , преподобных Иулиании и Евпраксии прибегают жены, лишенные чадородия, с сокрушенной, усердной молитвой о даровании детей, об устроении семейного благополучия и многие обретают разрешение от неплодства. Однажды в Зачатьевском храме в конце Литургии некая раба Божия во всеуслышание благодарила Царицу Небесную, даровавшую ребенка ее сорокалетней дочери, более 20 лет состоявшей в супружестве и не имевшей детей, безуспешно лечившейся у множества врачей, которые единодушно поставили ей диагноз «бесплодие».

Некогда по Божественному вдохновению появилась икона Божией Матери «Милостивая» , написанная неизвестным мастером, один из древнейших образов Небесной Владычицы. Промыслом Божиим очутилась она в древнем Зачатьевском монастыре и непреложно свидетельствует о том, что Матерь Божия Утешительница и Целительница, Покровительница и Наставница сестер обители и всех, притекающих к ней с верой и упованием на заступничество и помощь в многотрудной жизни земной.

В наше сложное время умножения беззакония и оскудения любви Матерь Божия не оставляет искренно ищущих пути спасения, в Своих чудотворных образах даруя бесценную возможность — прикоснуться Божественной благодати, исцеляющей, восставляющей, преображающей, восполняющей пораженную грехом человеческую душу.

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой "Милостивая"

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносив, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руки, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), согласно преданию, написана самим святым евангелистом Лукой, а свое название получила от города Киккос (Кипр). Образ этот промыслом Божиим сменил несколько мест пребывания, однако чудесным образом в конце многовекового странствия через Египет и Константинополь возвратился в г. Киккос.

Киккский образ чудотворной иконы Богоматери «Милостивая» неизвестно с какого времени чудесным образом был закрыт пеленой, располагающейся по диагонали с верхнего левого угла к правому нижнему. Пелена покрывает лики Богоматери и Боогомладенца Христа так, что никто не может их видеть. Список чудотворного образа, накрытого пеленой, и сегодня можно найти в Киккской обители, расположенной на вершине горы Киккос (на Кипре). Сам чудотворный образ находится в монастыре, но закрыт для обозрения.

Икона Божией Матери “Милостивая”

Наиболее известным списком иконы в России является образ Зачатьевской обители. Монастырское предание связывает эту чудотворную икону с наиболее древней иконой Богоматери «Милостивая» (Киккская). Первое упоминание об образе Богородицы «Милостивой» можно прочесть в монастырской описи XVIII в. Ее чудесное возвращение в стены Зачатьевского ставропигиального женского монастыря произошло только в 1999 г. Расположен монастырь в Москве, во 2-м Зачатьевском переулке, строение 2.

Оригинал иконы Богородицы «Милостивая» становился известен многими чудотворениями везде, где бы он ни находился. Так, находясь в Царьграде с 980 г., куда попала икона из Египта во время гонений на христиан, она очень почиталась местными жителями и императором. Само возвращение образа Божией Матери «Милостивая» на Кипр в царствование Алексея Комнина произошло благодаря череде исцелений. Предание гласит, правитель Кипра Мануил, во время охоты заблудившийся в горах, встретил и жестоко избил благочестивого инока Исаию, что стало причиной тяжкого недуга правителя – расслабления (паралича). Избитому же правителем старцу было послано откровение, согласно которому правителем Мануилом, если желает он избавиться от мучающего его расслабления, должна быть возвращена из Константинополя чудотворная икона Богоматери «Милостивая». Поверив откровению старца, Мануил оставил ему средства для строительства храма, а сам, несмотря на страх, отправился к императору в Константинополь.

В это время дочь константинопольского императора тяжело заболела, причем болезнь ее была подобна расслаблению, которое мучило и Мануила. Увидев Промысл Божий в таком совпадении, Мануил отправился к императору и стал просить его вернуть образ Богородицы на Кипр. По горячей молитве императора у чудотворного образа его больная дочь получила незамедлительно исцеление, однако император не торопился с исполнением обещанного, приказав лучшим иконописцам сделать список с иконы, чтобы оставить чудотворный образ в Константинополе, а список отправить на Кипр. Однако, Сама Богородица, явившись во сне императору, удержала его от нарушения обещания. Раскаявшись, император подготовленную копию с чудотворного образа «Милостивая» оставил в Константинополе, а сам образ с почестями отправил на остров Кипр к старцу Исаии. Таким образом, Сама Богородица явила первые исцеления от Своего образа. Продолжились исцеления и в Киккской обители на острове Кипр, где от иконы верующие могли получить и получают чудеса. Милость Божией Матери не ограничивается православными верующими, известно, что о чудодейственной силе образа знают не только христиане, но и иноверцы, которые с верой прибегают к иконе Богородицы в своих бедах и болезнях и также получают просимое. Неисчерпаемая милость Пресвятой Богородицы изливается с избытком на всех страждущих, подтверждая тем само название Ее образа – «Милостивая».

Лик Богородицы и Божественного Младенца скрыт под пеленой и никто не дерзает приоткрыть ее. Суровым напоминанием дерзающим покуситься на это служит случай, произошедший с одним язычником, который решил ударить образ, после чего рука его немедленно иссохла. В напоминание о нем к окладу Киккского образа Богородицы «Милостивая» была прикреплена монахами железная кисть руки, отчего некоторые иногда путают его с иконой «Троеручница».

Чудотворная икона «Милостивая». Список
(Изображение с сайта zachatev.prihod.ru)

По молитвам у списков чудотворной иконы «Милостивая» и сегодня даруются Господом страждущим исцеления и утешения. Многочисленные факты свидетельствуют, что по молитвам у иконы Божией Матери «Милостивая» во время засухи посылается на землю благодатный дождь, получают исцеление болящие, страдающие различными внутренними кровотечениями, мигренями и головной болью, люди, находящиеся в расслаблении, обретают силы, бесплодным парам подается чадородие. Были случаи, когда немые вдруг обретали речь и говорили, выздоравливали почти уже мертвые, кого привозили к иконе.

Огромное количество официально подтвержденных исцелений по молитвам у иконы Божией Матери «Милостивая» зафиксировано в монастырской книге Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы.

С верой притекающие к Царице Небесной под благодатный покров Ее с молитвами пред чудотворным Ее образом всегда бывают услышаны. Кто-то получает помощь моментально, у некоторых изменения наступают спустя некоторое время, однако, сложно найти того, кто мог бы сказать, что молитва его не была услышана. Известны случаи, когда Пресвятая Богородица совершает нечто необычное для просящего, что, на первый взгляд, совсем не связано с тем, что просилось или ожидалось, однако, во всем чувствуется и ощущается просящими любовь Пресвятой Владычицы к Ее чадам, пришедшим и приехавшим издалека к образу Ее и возносящим от своих страждущих сердец искренние молитвы, наполненные верой и надеждой на всесильное заступничество «Милостивой».

Матерь Божия слышит всех, исцеляя и вразумляя каждого, возжигая огонек веры, и никогда не оставляет нуждающихся даже в самых безысходных обстоятельствах жизни. Многие люди, стекающиеся в Зачатьевскую обитель, через некоторое время свидетельствуют о полученной ими благодатной помощи – молитвами Пресвятой Богородицы через Ее чудотворный образ.

Так, одна женщина, у которой старушка-мать тяжело заболела, излила в храме свою сердечную нужду Божией Матери, сказав перед образом «Милостивой» лишь три слова – и случилось чудо! Вскоре больную выписали, а из двух соседок матери по палате, которые имели такое же заболевание, одна получила серьезные осложнения, а другая скончалась.

Одному из супругов после испытанных им внезапных приступов головной боли, наступающих из-за спазмов сосудов, Божия Матерь повелела прийти в Зачатьевский ставропигиальный монастырь. Боли больше не повторялись, а в монастыре, куда супруги пришли вместе, они узнали в образе Божией Матери «Милостивая» икону, у которой много лет назад они венчались в храме Пророка Илии Обыденном, а священник, который тогда совершал Таинство, оказалось, служит теперь в монастыре.

Одна женщина, овдовев, в одиночестве в течение одиннадцати лет воспитывала двух своих дочерей и временами тяжко скорбела. Когда она впервые пришла на богослужение в Зачатьевскую обитель, то увидела святую икону «Милостивая», и в ее сердце зажглась вера и надежда на благополучный исход ее житейских проблем. Спустя некоторое время дочь, о которой женщина так переживала, с помощью Божией Матери, устроившей обстоятельства и пославшей людей, поступила к большой радости матери в университет. В Пресвятой Богородице женщина обрела верную Ходатаицу и Помощницу.

Образ Божией Матери “Милостивая”
(Изображение с сайта logoslovo.ru)

Раба Божия Анна более двадцати лет лечилась у разных врачей от бесплодия, но безрезультатно. Она обращалась в дорогую клинику, в которой использовались различные новейшие методики лечения, там ей обещали помочь, но успеха не было. Возложив всю свою надежду на Бога, Анна отправилась в Зачатьевскую обитель, здесь она заказала молебен о здравии перед святой иконой Пресвятой Богородицы «Милостивая», также она и сама в течение долгого времени молилась у святого чудотворного образа. И по ее молитвам к Пресвятой Богородице свершилось чудо: женщина смогла зачать и родить дочку через положенное время.

Раба Божия Ангелина в благодарность за чудесную помощь Царицы Небесной, которая была оказана ее сыну Димитрию, преподнесла с благоговением святому образу Божией Матери «Милостивая» одно из своих украшений. С усердием молилась любящая мать перед иконой «Милостивой», просила Царицу Небесную о хорошей работе и устроении личной жизни своего сына, что через некоторое время и свершилось. Сын нашел достойное место работы и познакомился со своей будущей супругой.

Матерь Божия в наше сложное время оскудения любви и умножения беззакония не оставляет тех, кто искренно ищет путь спасения. Она в Своих святых чудотворных образах дарует просящим бесценную возможность: прикоснуться к Божественной благодати, которая исцеляет, восстанавливает, преображает, восполняет человеческую душу, пораженную грехом.

Царица Небесная - Матерь и Заступница всех православных христиан, а особенно - монашествующих. Во многих обителях есть чтимый образ Пресвятой Богородицы, к которому с верой и упованием прибегают насельники и паломники. Главная святыня Зачатьевского женского ставропигиального монастыря - икона Божией Матери «Милостивая». Этот образ, имеющий древнюю и богатую историю, благодаря обилию чудесных исцелений и случаев благодатной помощи прославился далеко за пределами обители, привлекая к себе молящихся.

Монастырское предание связывает сию чудотворную икону с образом Богоматери «Милостивая-Киккская» (по-гречески - «Елеуса», что означает «источник милосердия»), написанным, по преданию, святым евангелистом Лукой и находящимся на острове Кипр в Киккском монастыре, хотя иконография этих двух образов несколько отличается.

Игумения Мария (Коробка)

Первое историческое упоминание о пребывании в Зачатьевской обители чудотворного образа «Милостивой» Богоматери относится к XVIII столетию и обретается в монастырской описи. Известно, что в начале XX века, при игумении Марии (Коробка), «Милостивая» икона была одной из наиболее почитаемых в монастыре; по средам перед ней совершались молебные пения с акафистом.

В годы гонений на веру, когда Зачатьевский монастырь был закрыт, «Милостивая» икона Божией Матери приняла на себя особую миссию. Она стала зримым символом попечения Пречистой об изгнанных из обители насельницах, а также залогом того, что монастырь будет возрожден. В 1923 году икону перенесли из разоренной обители в находящийся неподалеку храм Илии Пророка «Обыденный», где отслужили перед образом молебен. Игумения Мария поставила перед образом свой жезл и произнесла напутственное слово, вручая сестер Царице Небесной. Долгие годы осиротевшие монахини и послушницы собирались вокруг своей Небесной Игумении, молясь на богослужениях, читая акафист «Милостивой» Божией Матери на келейном правиле.

Храм Илии Обыденного

Настало время возрождения. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Ильинском храме было создано сестринство в честь иконы Божией Матери «Милостивая», поставившее своей целью воссоздание Зачатьевского монастыря. Так, под покровительством Пречистой, началась новая жизнь обители. С первых же дней сестры стали сугубо молиться Пресвятой Богородице, читая акафист перед Ее иконой. В 1992 году первые насельницы вновь стали жить на монастырской территории. Начались работы по восстановлению Надвратного храма обители.

Сестры чаяли возвращения в монастырь образа его Небесной Игумении, но свершилось это лишь несколько лет спустя. За те десятилетия, что «Милостивая» икона пребывала в храме Илии Пророка, она стала одной из любимейших святынь прихожан. По благословению духовника последних сестер протоиерея Александра Егорова, окормлявшего и сестер восстанавливаемой обители, был создан список «Милостивой» иконы, с изображением на его полях игуменского жезла, дабы, когда святыня будет возвращена в монастырь, прихожане Ильинского храма видели, что Царица Небесная не отлучается от них. Но прежде чем чудотворный образ вернулся на свое историческое место, должны были пройти еще годы трудов по возвращению обители былого благолепия. Тогда же, в 1993 году, сестрам передали список. В этом был особенный Промысл Божий, по словам прот. Александра, «вновь написанная икона должна напитаться монастырским духом». 3 апреля 1993 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, список был освящен и перенесен в обитель.

Наконец, в 1999 году состоялось долгожданное событие. 25 ноября, в день празднования «Милостивой» иконы Божией Матери, из храма Илии Обыденного вышел торжественный крестный ход: архиереи, духовенство, сестры Зачатьевского монастыря. Чудотворная икона Царицы Небесной возвращалась в cвою обитель, где ее встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и настоятельница монастыря монахиня Иулиания (Каледа). Вместе с иконой был перенесен и жезл, который игумения Мария оставила перед образом в годы лихолетья. Во время Божественной Литургии Святейший Патриарх Алексий II возвел настоятельницу монастыря в сан игумении. Его Святейшество вручил матушке Иулиании старинный посох, выразив надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами.

Чудотворный образ Царицы Небесной, пребывающий в монастырском соборе, - духовное средоточие жизни в обители. По четвергам перед иконой Божией Матери «Милостивая» совершается особое умилительное богослужение - Параклис, с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста. На молитву вместе с сестрами обители собирается множество паломников и богомольцев. Насельницы монастыря ведут летопись чудес, происходящих по молитвам перед чудотворным образом. Среди них - случаи исцелений, благодатной помощи в духовных и житейских затруднениях. Недаром в народе икону «Милостивой» Божией Матери иногда называют «Услышательница» - возможно, это именование родилось оттого, что на иконе видно открытое ушко Пресвятой Богородицы, словно обращенное к молениям верующих.

Особое свидетельство попечения Царицы Небесной о Зачатьевском монастыре видно и в том, что в течение многих лет значимые события монастырской жизни совершаются в день празднования иконы Божией Матери «Милостивая»:

25 ноября 1993 г. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Великого освящения Надвратного храма монастыря в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

25 ноября 1999 г. - по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Милостивая» торжественным крестным ходом был возвращен в обитель из храма Св. Пророка Илии в Обыденском переулке.

2001 год - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2005 г. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил закладку камня в основание собора Рождества Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2008 г. - архиепископ Истринский Арсений совершил чино священия одиннадцати колоколов соборной звонницы.

25 ноября 2009 г. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение пяти больших и трех малых крестов, установленных в тот же день на купола строящегося собора.

25 ноября 2010 г. - в год празднования 650-летнего юбилея Зачатьевского монастыря состоялись великое освящение воссозданного монастырского собора и первая Божественная Литургия, которые возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении десяти архиереев, двое из которых представляли Кипрскую и Александрийскую Поместные Церкви.

27 ноября 2011 года - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Зачатьевском монастыре и чин освящения памятника свт. Алексию, Митрополиту Московскому, на площади перед Святыми вратами обители.

This slideshow requires JavaScript.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Милостивая», глас 1:

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благочестии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Милостивая», глас 6:

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

В издательстве Зачатьевского монастыря вышла книга: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево…» Повествование об иконе Божией Матери «Милостивая», что в Зачатиевском женском монастыре

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Повествование об иконе Божией Матери «Милостивая», что в Зачатьевском женском монастыре.

1. «Милостивая-Киккская».
2. Святыня Зачатьевской обители.
3. Возвращение небесной игумении.
4. «Радуйся, Милостивая, христианам Помощнице».
5. Молитва Пресвятой Богородице перед ея иконой, именуемой «Милостивая».
6. Из поучения в день праздника иконы Божией Матери «Милостивая» протоиерея Михаила Ивановского.
7. Краткая история Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

1. «Милостивая-Киккская».

Морозным ноябрьским утром 1999 года возвращалась в родную Зачатьевскую обитель икона Божией Матери «Милостивая». Всего полверсты крестным ходом несли икону из храма Пророка Илии, что в Обыденском переулке , и будто не было семидесяти четырех лет разлуки ее со святой землей древнейшего девичьего монастыря на Москве , где чудотворная икона пребывала, покрывая обитель от всяких напастей и обильно источая благодатную помощь всем прибегающим к ней. История же появления образа Пресвятой Богородицы «Милостивая» восходит ко временам апостольским.

По преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой были написаны три иконы Пресвятой Богородицы, удостоившиеся Ее благословения и облагодатствованные Ею.

Одна из них - «Милостивая-Киккская», именуемая так по месту своего пребывания - горе Киккос, находящейся на северо-западной стороне острова Кипр.

Святой апостол Лука послал этот образ вместе с двумя другими иконами в Египет. Когда же здесь начались гонения на христиан, то икона была отправлена в 980 году в Царьград. Но на пути корабль был захвачен сарацинами. Однако и нечестивые враги христианской веры попали в плен к грекам, которые и доставили образ в Константинополь. Здесь икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

В царствование императора Алексея I Комнина (годы правления 1081 - 1118) образ этот был перевезен на остров Кипр при следующих обстоятельствах. Однажды правитель Кипра Мануил Вутомитис охотился в горах. Сбившись с дороги, он заблудился и встретил благочестивого инока-отшельника старца Исайю. Не желая быть узнанным, старец попытался скрыться от Мануила, но тот счел такой поступок инока за пренебрежение к себе и, догнав старца, жестоко его избил. Прошло немного времени, и Мануила постигло Божие наказание: он впал в тяжелый недуг - расслабление. Вспомнив о своем поступке с иноком, Мануил понял, что болезнь его - наказание за содеянный грех. Со слезами он обратился ко Господу, прося Его даровать исцеление и возможность испросить у старца прощение.

Между тем старец получил откровение, что все, случившееся с правителем, ниспослано Богом для того, чтобы написанная святым апостолом и евангелистом Лукою икона Богоматери была перенесена из императорских чертогов Константинополя на Кипр. Старцу было приказано открыть об этом правителю острова, когда тот к нему явится.

Старец исполнил повеление, но когда Мануил Вутомитис услышал об откровении, то устрашился и сказал Исайе:

Прости меня, отче! Это дело выше сил моих. Кто я, чтобы дерзнуть сказать императору что-либо подобное? Требуй от меня другого удовлетворения.

Но старец отвечал ему:

Если хочешь получить прощение, то сделай именно это; исполняя приказанное, ты будешь иметь Помощницею Богородицу, ибо так мне открыто.

Мануил дал обещание содействовать перенесению образа, но просил старца отправиться вместе с ним в Царьград. Исайя согласился, и оба они прибыли в столицу. Мануил долго не осмеливался сообщить императору о цели своего приезда и объяснял это старцу тем, что боится утруждать царя своею просьбою и выжидает для этого удобного случая. Тогда старец решил возвратиться на Кипр. Перед отъездом он снова просил Мануила скорее исполнить открытое ему повеление Божие.

Возвратясь в свое уединение, Исайя предался великой скорби о своем безуспешном путешествии. Но однажды во сне он услышал утешительные слова:

Не скорби, старец! Источающая благодать чудотворная икона Богородицы скоро придет к тебе, так угодно Пресвятой Владычице.

Ободренный этим откровением, Исайя принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы на средства, данные ему Мануилом.

В это время у Алексея Комнина опасно заболела единственная и горячо любимая дочь. Недуг царевны был подобен той болезни, которую перенес правитель Кипра. Узнав о случившемся, Вутомитис счел возможным именно теперь приступить к императору со своей просьбой. Между тем врачи отчаялись в спасении царевны, и император предался неутешной печали и плачу. Мануил пришел во дворец и, увидев плачущего владыку, сам залился слезами. Тогда император сказал Мануилу:

Неужели никто не может утешить меня и указать врачевство для моей дочери?

Государь! - начал свою речь Мануил. - Я страдал такою же болезнью на острове Кипр, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исайи, я давно бы умер. Этот старец заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в твоих чертогах икону Богоматери на Кипр, в его обитель, как это было открыто ему в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мною, чтобы при моем посредничестве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству. Подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом завещал мне сказать тебе все. Ты же делай по твоему изволению. Император, выслушав эти слова, опечалился. Обещая Мануилу исполнить волю Матери Божией, он со слезами воскликнул:

Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица?! Но молю Тебя: избави дщерь мою от неисцелимого и тяжкого недуга, и я со всею готовностью отпущу честную икону на остров Кипр.

Вскоре царевна исцелилась, но Алексей Комнин медлил исполнить свой обет, потому что не хотел расставаться с великой святыней своего града. Тогда нерадивого земного владыку постигло Божие наказание: император сам впал в тяжкий недуг. В болезни он увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить обещание. Раскаиваясь в неисполнении обета, император велел лучшему иконописцу сделать список с находившейся у него в чертогах иконы. Эту копию он и намерен был отправить на остров, но Пресвятая Дева явилась ему в сновидении и грозно сказала:

Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров монаху Исайе, ибо так Мне угодно.

Согласно же с другим изустным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданием, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Проявляя лукавство, самодержец поставил его перед необходимостью сделать выбор, показав ему две, казалось бы, совершенно одинаковые иконы, одна из которых была подлинником, а другая - только копией. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица, сказав ему следующее: «Та икона, на которую сядет пчела, является подлинной». Так и случилось - и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому эмблемой - своего рода «гербом» Киккской обители - и стала пчела. После этого царь не решился удерживать у себя образ. Он снарядил корабль и с великой честью препроводил икону на Кипр к Исайе, послав ему и значительную сумму денег на устройство храма. Мануилу же велел во всем оказывать содействие иноку. Однако император строго приказал, чтобы лики Божией Матери и Богомладенца были закрыты пеленой, дабы никто не дерзнул на них взглянуть.

Когда икона прибыла на Кипр, ее встречали с большими почестями. Жители острова прошли с ней от морского побережья до Троодоса. Не только люди, но и деревья, и птицы, и морские раковины радостно приветствовали Пресвятую Госпожу. Деревья преклонялись перед святым образом, а раковины, поднявшись со дна моря, сопровождали процессию. Даже в наше время можно увидеть склоненные сосны - чудесные свидетельства всеобщего ликования и почестей, которыми встретил Кипр икону Пресвятой Богородицы.

Исайя воздвиг на Киккской горе еще один храм, во имя Божией Матери, и поставил в нем Ее образ. Им же были построены около храма кельи для иноков, назначен игумен, дан иноческий устав и содержание на обитель. Мануил подарил монастырю три селения, и этот дар был подтвержден императорской грамотой. Обитель получила название Царской, как построенная на средства императора.

С древних времен и доныне в обитель Богоматери со всех сторон стекаются страждущие всевозможными недугами и по вере своей получают исцеление. Не только православные, но и иноверцы преклоняются перед чудодейственной благодатью святой иконы. По молитвам пред нею многократно ниспадал на землю обильный дождь во время засухи, бесплодные жены получали чадородие, кровоточивые исцелялись. Однажды немой отрок заговорил, помолившись у образа. Другой, лежавший на смертном одре, ожил. Воин Георгий, сломавший в дороге ногу, был здесь чудесно исцелен.

Как-то раз знойным днем инок, трудившийся на послушании, обессилел от жажды и в своем несчастии обратился к Богородице. Вдруг он услышал голос, повелевавший ему ударить рукою о камень, на который подвижник опустился в изнеможении. Тотчас по исполнении повеления из камня потекла вода, утолившая его жажду. На этом месте образовался источник, при котором совершилось множество чудес. Иеромонах Мелетий, страдавший сильной головной болью и тщетно искавший облегчения у врачей, омыл голову в водах этого источника и тут же получил исцеление. Инок Антоний исцелился здесь от раны на ноге, а монах Парфений - от лихорадки, мучившей его 13 месяцев.

Однажды язычник дерзновенно поднял руку на святой образ и был тут же наказан: мгновенно рука его высохла, в память чего к иконе была привешена железная рука. Когда в 1751 году возобновляли обитель после пожара, то свод уже оконченного храма вдруг обрушился на строителей. Но заступление Богоматери сохранило их невредимыми. Незадолго до этого чуда некоторые из братии видели светозарную Жену, обходившую монастырь вокруг.

Святая икона известна в Греции и на Кипре как Пресвятая Богородица Елеуса, что переводится как Милостивая, Милующая. Много столетий она прославляется в Греции, России, Грузии, Болгарии, Египте и Эфиопии. Икона украшена серебряным золоченым окладом. По установленному еще во времена Алексея I Комнина обычаю, лики Богоматери и Богомладенца закрыты покровом, который никогда не снимается. Только в периоды засухи монахи переносят икону на соседнюю вершину, известную под названием Трони (Престол), где они служат молебен о даровании дождя. Там покров снимают, но делают это, не глядя на образ Богородицы, обращая его к небу.

Сохранилось предание, что в 1669 году Патриарх Александрийский Герасим осмелился приподнять покров, чтобы увидеть лик Божией Матери, но дерзкий поступок был наказан - Патриарх неожиданно ослеп. Долго он сокрушался и плакал, испрашивая прощение, которое по прошествии некоторого времени было даровано ему Милостивой Владычицей. С тех пор существует поверье, что тот, кто осмелится взглянуть на лик Богородицы, ослепнет.

Богородица есть слава человеков, слава мира… как личное жилище Духа Святого, есть воистину и личное возглавление Церкви, сердце Церкви, Главою которой является Христос… Будет неправильно сказать в общей форме, что Мария есть Церковь, и однако можно говорить, что Церковь представляется Марией, насколько в лице Ее соединяются все свойства Церкви, в личном, и притом высшем, предельном воплощении. Ибо если Церковь живет и движется силою и дарами Духа Святого, то в Ней Он обитает; если Церковь воображает Христа в чадах своих и Его в них как бы рождает, то в Богоматери Он родился и вочеловечился. То, что есть Церковь, составляет самое существо Марии, Которая есть и вместилище Духа Святого, и Матерь Божия, и Богоневеста.

Протоиерей Сергий Булгаков
«Купина Неопалимая» (1927)

Дивный остров Кипр… Он вытянулся к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи православных паломников. Кипр славен своими святынями. И одна из самых чтимых среди них - икона Божией Матери «Милостивая» Киккская.

Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю - престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах.

Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека.

В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос - многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви.

Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.

Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия.

В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь - как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.

Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».

Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца.

Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».

Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.

Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью.

С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»).

Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.

Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).

Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.