Из глубины веков Кала-Корейш: Вперед в прошлое. Кала-корейш - уникальный памятник истории и культуры Кала корейш история

«Страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов…»

До прихода арабов Дагестан подразделялся на множество государств, здесь проживали различные общины и народы, следовавшие своим обычаям и традициям. До V в. нашей эры часть территории Дагестана входила в Кавказскую Албанию, позже его южная часть оказалась под владычеством персов, а другая – перешла к хазарам.

В середине VII в. хазары образовали своё государство Хазарский Каганат. Но эта смена власти продолжалась до тех пор, пока в Дагестан не прибыли арабы.

В этой статье хочется рассказать об одном историческом памятнике – большом зиярате и музее. К сожалению, мало кто из дагестанцев знает о нём, зато его знают в большинстве близлежащих восточных государств, откуда ежегодно приезжают делегации. Поведаем историю селения Кала-Курейш (крепости курейшитов).

Этот уникальный исторический памятник находится в горном Дахадаевском районе Дагестана, в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи. Несколько веков он был столицей крупного феодального владения Кайтагского уцмийства, административно-политическим и культурным центром, очагом распространения Ислама на Северном Кавказе.

Кала-Курейш был основан арабами, пришедшими в горный край еще в конце VIII века нашей эры, выходцами из племени курейшитов, откуда происходил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), отсюда и название Кала-Курейш – то есть крепость курейшитов. Тогда он поистине являлся городом и хорошо укрепленной крепостью. Но чтобы узнать историю её возникновения, вернёмся к истокам.

В 40 г. х. сподвижники под предводительством Салмана ибн Раби, в количестве четырёх тысяч отважных воинов, подошли к Дербенту. Халифом в то время был Муавийат. Когда они подступили к городу, его правитель Хакан, видя мощь мусульман, сдал крепость без боя. Это был уже второй поход сподвижников. В первый раз они прибыли в Дагестан в 22 г. х., то есть в 644 г. по христианскому календарю, во время правления второго халифа Умара ибн Хатаба. Арабы заметили, что единого государства здесь нет, как нет и единого центра. Они решили укрепиться в Дербенте и распространить Ислам по всему Дагестану.

Но местные государства не хотели отдавать власть в руки чужеземцев и не могли смириться с их правлением. В результате то и дело происходили восстания и мелкие бои. И в один из периодов произошло сражение мусульман с объединёнными войсками хазар, турок и дагестанцев, в котором храбрый военачальник Салман ибн Раби с четырьмя десятками отважных воинов пали смертью шахидов.

Лишь в самом конце VII – начале VIII веков возобновляются арабские вторжения на Кавказ. В этот период сюда прибывает закавказский правитель халифа Масляма. Захватив Дербент, Масляма устанавливает здесь шариатское правление. Наведя порядок и назначив в Дербенте правителя, он возвращается в Шам. Но со временем здесь снова начинает возрастать неверие. И в 200 г. х., или же в IX в. по христианскому летосчислению, табиинам снова пришлось взяться за оружие. На этот раз во главе войска встал Абумуслим сын Абдуррахмана. Захватив Дербент, он укрепляет его. Абумуслим подчиняет почти весь Дагестан, распространяя здесь Ислам суннитского толка и назначая правителей в различные его части. После Абумуслим снаряжает огромное войско и, лично встав во главе его, отправляется в сторону Хайдака (тогдашнего Кайтагского княжества) и Зерихгерана (современного Кубачи). Прибыв в Хайдак, он свергает стоящего у власти князя Газанпара.

Позже первым наместником образовавшегося Кайтагского уцмийства становится Эмир Чупан, потомок Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а первой столицей, резиденцией уцмиев становится Кала-Курейш.

Представляет собой укреплённое высокой крепостной стеной поселение, расположенное в стратегически очень удобном месте – на гребне труднодоступной горы, достигающей 1000 метров высоты над уровнем моря. Поселение с трёх сторон окружено руслами горных рек, крутыми обрывами и скалами, которые делали его практически непреступным. Протяжённость Кала-Курейша составляет 400 м, ширина – до 200 м. По всему периметру крепости шли высокие стены. Даже сейчас сохранившиеся стены достигают 4–5 метров. Лишь с западной стороны крепость соединена с окружающей её системой гор узкой перемычкой шириной 5 м, укрепленной по бокам подпорными стенами. Это единственное направление, по которому можно было проникнуть на территорию крепости. Для безопасности поселения трудно было бы выбрать более удобное место.

В комплекс древних сооружений Кала-Курейша входила и система колесных дорог, протянувшаяся от крепости в трёх направлениях. Это были так называемые уцмийские дороги. В основном они предназначались для движения колесного транспорта (арб). Попасть в Кала-Курейш можно было со стороны Кубачи и Маджалиса и со стороны нынешнего райцентра – Уркараха, через небольшое селение Дибгалик.

В разное время уцмийство достигало пределов современных Каякентского и Сергокалинского районов и даже доходило до Тарков (посёлка Махачкалы, который находится примерно в 150 км от Кала-Курейша, то есть до Каспийского моря, откуда курейшиты контролировали торговые пути, идущие с Ближнего Востока, включая и Шёлковый путь).

Наиболее влиятельными уцмиями были Ахмед-хан и его дед Рустам-хан, составитель одного из древнейших судебников (свода законов), составленного для урегулирования взаимоотношений между разными сословиями и жителями селений. Судебник был составлен в 30 г. XVII в. В нём говорится: «Государству без правителя, Дарго – без суда, стаду – без пастуха, войску – без разумной головы – никогда не быть».

В 1812 г. последний уцмий Кайтага Адиль-хан и почётные старшины всех даргинских обществ прибывают в Дербент, чтобы присягнуть России. Позже, в 1821 году, звание уцмия больше не используется.

Поселение Кала-Курейш уже больше полувека заброшено и постепенно разрушается. Дожди, ветер, жара и холод с каждым годом забирают частичку его истории. Последние жители некогда процветающего уцмийства были насильно выселены в 1944 году в Чечню.

В конце XX века хранителем местного мавзолея являлся человек пожилого возраста – Омар. Сегодня за этим ценным историческим памятником присматривает бывший житель селения Кала-Курейш Мухаммад.

В 1944 г., когда чеченцев выселили со своих земель, калакурейшитов насильно переселили в Чечню. С ними были переселены и жители таких сёл, как Урцуки, Дуакар, Шири, Амузги, Синкрижи, Щаркли, Чахжи. Там их собрали в одном селе – Маяртуп. В 1957 г., после реабилитации чеченцев, они стали возвращаться на родину. Но в Кала-Курейш возвратились не все – около 30 семей, некоторые остались в Чечне, другие переселились в равнинную часть, где условия были лучше.

О роли Кала-Курейша в истории Дагестана свидетельствует и сохранившееся здесь большое число памятников материальной и духовной культуры. За несколько десятилетий эти постройки почти полностью были разрушены. Более чем на половину была разрушена мечеть, когда-то украшенная штуковой отделкой, поражающей совершенством декоративных мотивов. Здесь зафиксированы первоклассные образцы памятников камнерезного искусства. Среди них выделялся штуковый михраб, надгробные стелы мавзолея-усыпальницы, родовое кладбище кайтагских уцмиев, саркофагообразные надгробия. Мечеть, стоящая в центре поселения, является одной из старейших в Дагестане. В настоящее время она отреставрирована, мастера постарались восстановить её в первозданном виде.

Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные горы, но и тщательно продуманная ее планировка, а также система обороны. По вершинам остатки жилых кварталов крепости на всём протяжении расчленены между собой извилистой центральной улицей, от которой разветвляются узкие боковые улочки. Подобные проходы расчленяют территорию на небольшие кварталы, включая в себя комплексы жилых и хозяйственных помещений.

Вокруг крепости по основным вершинам когда-то стояли сторожевые сигнальные башни. Сигналы об опасности тогда передавались быстрее, чем по телеграфу, и преграждали любую опасность.

Период XVIII века вписан кровавыми буквами в историю не только Дахадаевского района, но и всего Дагестана. Именно в этот период, в 1741 году, сюда с 24-тысячным войском прибывает завоевавший почти полмира иранский полководец Надыр-шах.

Продвигаясь по территории Кайтагского уцмийства, они разоряют отдельные сёла. Некоторые оказывали достойное сопротивление, а некоторые сдавались, чтобы предотвратить кровопролитие. В селениях Калкни и Дибгащи записаны предания об их отчаянном сопротивлении: оба аула были взяты приступом, оставшихся там стариков и детей персы собрали на токах и затоптали конницей. До сих пор место страшной расправы сохранилось в памяти людей.

После череды неудач, в октябре 1742 года, Надыр-шах двигает свои основные силы на Кала-Курейш. Несколько недель осады крепости не дали результата. Как только Надыр со своим войском взбирались на вершину крепости, храбрые калакурейшиты отбивали атаку и обращали армию в бегство. Иранцы были удивлены стойкостью жителей Кала-Курейша, их отвагой и мужеством. Но запасы еды и питья были на исходе, и голод заставил старшин села склониться к переговорам с Надыр-шахом – с условием, что шах оставит их дома и поля и забудет о податях. Взамен он потребовал выдать 200 аманатов. После долгих споров старшины отыскали 80 пленных, бродяг, облачили их в горскую одежду и отдали иранцам, таким образом избежав кровопролития.

Поражает массовый героизм народов Дагестана в борьбе с врагами – не только мужчин, но и женщин, которые боролись с захватчиками наравне со своими мужьями, братьями и отцами. Эта страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов.

В настоящее время в Кала-Курейше созданы практически все условия для прибывающих на зиярат паломников. Возле склона горы, у речки, много родников с холодной и целебной водой. Один из них по сей день зовётся Уцмийским. Люди, приезжающие на зиярат, могут остановиться здесь, отдохнуть, совершить молитву или же просто попить свежей воды. У подножия горы, к востоку от Кала-Курейша, сохранился караван-сарай XIV–XV веков.

Сегодня Кала-Курейш включён в один из туристических маршрутов и зияратов Дагестана, а власти республики пытаются реставрировать комплекс сооружений древней столицы Кайтагского уцмийства.

На всю жизнь сохраняются в памяти потемневшие от времени средневековые мечети, устремившиеся в высь минареты и полуразрушенные строения; памятники, отмеченные печатью большого вкуса и большого зодчества, хранящие в себе особые традиции мусульманской религии.

  • 2690 просмотров

Всего в пяти километрах от известного своими ювелирами дагестанского села Кубачи и в 120 от столицы республики, Махачкалы, находится удивительное поселение, сравнить которое можно лишь с Мачу-Пикчу в Перу - высокогорное селение Кала-Корейш .

Основано Кала-Корейш было, предположительно, в VII-VIII веках арабами, а именно корейшитами - представителями племени, к которому принадлежал пророк Мохаммед. Арабы выбрали для своего поселения место с учетом удобного стратегического положения - на вершине высокой горы, в месте, добраться куда незамеченным просто невозможно: со всех сторон пик окружают бурные кавказские реки и отвесные обрывы.

Долгое время Кала-Корейш оставался культурным и политическим центром Кавказа. Именно здесь - один из истоков распространения ислама в регионе. Однако в середине XX века, во время трагических событий, связанных с переселением дагестанского народа в Чечню, последние жители Кайтагского уцмийства, столицей которого некогда был Кала-Корейш (Кайтагского района), навсегда покинули свои дома.

Вернувшись в Дагестан после реабилитации, коренные жители уже не поднимались в родное село, а обосновывались в более благоустроенных городах или поселениях в предгорье. В 70-е годы прошлого столетия здесь проживало всего три человека, а в 90-х - лишь один, добровольный хранитель местного мавзолея, считавшегося священным и притягивавшего путешественников со всей республики.

За долгие годы Кала-Корейш, протянувшийся в длину почти на километр, был значительно разрушен - в горах старые постройки долго не живут: их разбирают, чтобы возводить новые здания. Так, например, практически уничтожена была красивейшая мечеть IX века, украшенная некогда замечательными декоративными резными элементами. В Дагестанском музее можно увидеть резную дверь, снятую в мечети, и вывезенную из гор. В самом здании еще и сегодня стоит чудом уцелевшая стела над могилой одного из жителей поселения (очевидно, он совершил какой-то подвиг, за который и был удостоен подобной чести).

Неподалеку от мечети - мавзолей Кайтагского уцмийства, где сохранилось большое количество надгробий, украшенных резьбой, похожей на узоры из Кубачи. На надгробия нанесены священные слова, написанные цветущим куфа (особенным шрифтом, основанным на использовании растительных мотивов).

Ниже крепостных стен - кладбище, на котором можно увидеть нетрадиционные для дагестанских мусульман саркофаги - подобные захоронения есть еще лишь в Дербенте. Предполагается, что саркофаги устанавливались на могилах отличившихся при жизни - воинов, мучеников за веру… Самые ранние саркофаги - XI века, принадлежат двум маленьким братьям, умершим еще до достижения совершеннолетия.

Неподалеку от села Кала-Корейш располагается еще одно нетрадиционное для региона строение - караван-сарай (постоялый двор для караванов).

В настоящее время Кала-Корейш находится под охраной правительства республики, которое планирует спасти от гибели древний комплекс сооружений.

"И два-три дома, словно в целом свете
Они одни под сенью облаков,

Печально льнут к разрушенной мечети,
Чей возраст старше десяти веков..."


Сегодня хотелось бы рассказать вам об уникальном историческом памятнике - крепости курейшитов, которая сыграла значительную роль в истории народов Дагестана. Остатки крепости расположены в горном Дахадаевском районе Дагестана, в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи. Кала-корейш стоит на высоте 1000 метров над уровнем моря и со всех сторон ограничена крутыми, большей частью отвесными скалами.

Несколько веков крепость была столицей крупного феодального владения кайтагского уцмийства. Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми обитателями крепости были арабы (примерно IX век) из племени курейшитов, это и отразилось в названии резиденции. Курайш-мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед. Этот удивительный памятник истории с трех сторон окружен широкими руслами рек и крутыми обрывами.

Единственный подступ к селению - узкий перешеек на гребне. Стратегически более чем удачное расположение крепости. Здесь когда-то находилась красивая мечеть (XI в), с изумительной отделкой, поражавшей совершенством декоративных мотивов. По мастерству внутренней отделки, мечеть не уступала самым знаменитым культовым сооружениям. У входа в мечеть хорошо сохранилась надгробная стела с четкой надписью. Возле мечети так же сохранились надгробные камни, выполненные в так называемом уцмийском стиле. Искусная резьба по камню напоминает узоры кубачинских серебряных изделий. По кайме камни украшены священными текстами. Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Это место наиболее почитаемо паломниками. В Кала-корейш много почитаемых мест, определить их нетрудно по завязанным ленточкам, оставленным побывавшими здесь людьми. Существует много легенд, связанных с этими местами. У входа в крепость есть небольшой, выложенный из камня курган и деревце с завязанными кусочками материи, платками и лентами. Существует легенда, что однажды в селение пробрался вражеский лазутчик и сообщил своим соплеменникам как попасть в крепость. В час, когда мужчины молились в мечети, враги стали подниматься по узкому перешейку, но встретили девушку на лошади с собакой. Девушка сдерживала нападение врагов до тех пор, пока не закончился намаз, но сама погибла. Место, где похоронена отважная девушка, считается священным.
Самые крупные постройки в селении располагались вокруг мечети, а наиболее бедные дома ютились по окраинам и на скалах над самой пропастью. На северо-западном холме за селом обнаружен целый ряд захоронений, отмеченных каменными саркофагами. Кала-корейшский саркофаг представляет большой интерес, аналогий саркофага нет нигде. Этот уникальный памятник датируют к VIII - X вв. По основным вершинам, вокруг крепости когда-то была система сигнальных сторожевых башен. Развалины одной из них еще можно увидеть. У подножия горы, к востоку от Кала-корейш, сохранились остатки Караван-сарая XIV - XV вв, сооружения, нетрадиционного для Дагестана. На берегу речки Буган видны остатки старинных мельниц. У северного склона горы, у речки много родников с холодной и целебной водой. К сожалению, этот уникальный памятник может повторить участь многих исчезнувших памятников истории и культуры.

Тема: Кала Корейш - уникальный памятник истории и культуры.

План:

1.Введение.

2.Основная часть:

2.1.История Кала – Корейша.

2.2.Роль Кала – Корейша в истории Дагестана.

3.Заключение.

4.Список использованной литературы.

5.Приложения.

Введение

Кала-Корейш - средневековая столица крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства. Поселение было основано в 5 км от знаменитого села в 7 веке выходцами из племени корейшитов (племени ). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек, важных для Дарго. Заняв столь стратегический пункт они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию

Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Кала - крепость. Курайш - мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед (по другой версии, «Куреш» означает ‘чёрный’, то есть «Чёрная Крепость»).

В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и . (1)

Кала-Корейш примечателен тем, что здесь сосредоточено множество замечательных памятников истории и культуры (мечеть XII-XIII вв. со штуковым михрабом, полуцилиндрическим или «саркофагообразные» надгробья, мавзолей кайтагских уцмиев, памятники арабской эпиграфики и др.). Вместе с Кубачи и другими соседними землями Кала-Корейш представляет собой уникальную историко-культурную зону.

1.Википедия..

Основная часть.

В горном Дахадаевском районе Дагестана в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи есть уникальный исторический памятник Кала-Корейш - древнейший населенный пункт Дагестана, растянувшийся на полкилометра. Он несколько веков был столицей крупного феодального владения - Кайтагского уцмийства, административно-политическим и культурным центром, очагом распространения ислама на Северном Кавказе.(1)

Кала-Курейш был основан арабами пришедшими в горный край еще в конце 8 века нашей эры, выходцами из племени Курейшитов, откуда происходил пророк Мухаммад (с. а.с.) отсюда и название Кала-Курейш, то есть крепость курейшитов. Тогда он поистине являлся городом и хорошо укрепленной крепостью. Но какова история ее возникновения, вернемся к истокам.

В 40 г. х. сподвижники под предводительством Салмана ибн Раби в количестве четырех тысяч отважных воинов подошли к Дербенту. Халифом в то время был Муавийат. Когда они подступили к Дербенту, его правитель Хакан, видя мощь мусульман, сдал крепость без боя. Это был уже второй поход сподвижников. В первый раз они прибыли в Дагестан в 22 г. х. тоесть в 644г. по христианскому календарю, во время правления второго халифа Умара ибн Хатаба. Арабы заметили, что единого государства здесь нет, как нет и единого центра. Они решили укрепиться в Дербенте и распространить Ислам по всему Дагестану.

Но местные государства не хотели отдавать власть в руки чужеземцев и не могли смириться с их правлением, в результате то и дело происходили восстания и ряд мелких боев. И в один из периудов произошло сражение мусульман с обьединенными войсками хазар, турков и дагестанцев сражение в котором храбрый военночальник Салман ибн Раби с сорока отважных воинов пали смертью шахидов.

Лишь в самом конце 7 и начале 8 веков начинается новая волна арабских вторжений на Кавказ. В этот периуд сюда пребывает закавказский правитель халифа Масляма. Захватив Дербент Масляма устанавливает здесь шариатское правлнние, наведя порядок и назначив в Дербенте правителя он возвращается обратно в Шам. Но со временем здесь сново начинает возрастать неверие . И в 200 г. х. или же в 9в. по христианскому летоисчислению

2.Ахмедханов К. Э. Путешествие по Дагестану: Практическое руководство. - М.: 1988

табиинам сново пришлось взяться за оружие, на этот раз во главе войска встал Абу-Муслим сын Абдуррахмана. Захватив Дербент он укрепляет его. Абумуслим подчиняет почти весь Дагестан, распространяя здесь ислам сунитского толка и назначая правителей в различные части Дагестана. После Абумуслим снаряжает огромное войско и лично встав во главе него, отправляется в сторону Хайдака(тогдашнего Кайтагского княжества) и Зерихгерана(современного Кубачи). Прибыв в Хайдак он свергает стоящего у власти князя Газанпара.

Позже первым наместником образовавшегося Кайтагского уцмийства становится Эмир Чупан, потомок пророка Мухаммада(с. а.с.), а первой столицей, резиденцией уцмиев становится Кала-Курейш .(2)

Калакорейш сыграл значительную роль в истории народов Дагестана как крупный административно-политический, культурный и идеологический центр раннесредневековой эпохи

О роли Кала-Курейша в истории Дагестана свидетельствуют и сохранившееся здесь большое число первоклассных памятников материальной и духовной культуры. За несколько десятилетий эти постройки здесь почти полностью были разрушены. Более чем на половину была разрушена мечеть 11 века, когда то украшенная штуковой отделкой,порожающей совершенством декоративных мотивов. Здесь зафиксированы первоклассные образцы памятников камнерезного искусства. Среди них выделялся штуковый михраб 11-12 веков, надгробные стелы мавзолея усыпальницы, родовое кладбище кайтагских уцмиев, саркофагообразные надгробия. Мечеть стоящая в центре поселения является одной из старейших в Дагестане.

Кала-Курейшская джума мечеть поистине является одним из самых ценных исторических памятников на территории Северного Кавказа. В настоящее время она отреставрирована, мастера постарались восстановить ее в первозданном виде.. Помещение мечети это - неправильной формы прямоугольник, длина стен самой большой из них южной составляло-12м, а самой маленькой восточной-9,4м. Входя в помещение мы как будто погружаемся в историю средневековья. Первое что бросается нам в глаза четыре круглых каменных столба подпирающих потолок здания, в них мы видим трудоемкую и мастерскую работу, высечены они аккуратно и ровно в чем виден профессионализм работников. Опорные столбы поставлены на невысокую каменную площадку квадратной формы. Высота каждого столба около 4 метров, по своей форме ни один столб не повторяет форму другого.

Истинным же украшением мечети был штуковый михраб. Он находился в южной стене

3. Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей в честь профессора Амри Рзаевича Шихсаидова

мечети и состоял из двух ниш, несущими на себе куфические надписи и колонн, которые также имели надписи, декоративные возможности “цветущего куфи” здесь были использованы в полной мере. При чем весь михраб высотой 3,2 метра напоминает портал мечети. Штукавое пано соборной мечети входит в перечень памятников культурного наследия федерального значения. К сожалению при реставрации резьба из штука с узорами была снята, здесь остались лишь несколько ее образцов. Резьба по штуку была широко распространена в Средней Азии и Иране (штук представлял собой природный материал – смесь алебастра с гипсом), стены дворцов ассирийских царей также украшались барельефами из алебастровых плит. Отсутствие названного минерала на территории данного региона и характерная для восточных стран резьба свидетельствует о тесных контактах мастеров Ирана и Дагестана.

У самого входа в мечеть напротив михраба хорошо сохранилась надгробная стела одного из особо отличившихся уцмиев, за что он и удостоился чести быть погребенным здесь. Недавно в Кала-Курейше побывал ученый из Марокко, обследовав плиту и написанную на не надпись он сказал, что эта плита не местная и что ее сюда принесли.

Эта каменная плита владельца Кала-Курейша Ахсибара сына Хиздана 13-14 в.в. Врезной арабский текст-полукуфи гласит:” -Царство принадлежит всевышнему, единому, всепобеждающему. Хозяин(сахаб) этой могилы –в знаниях он напоминает деяния пророков,благочестие его подобно благочестию Абу-Бакра, доблесть его подобна доблести Али, справедливость его подобна справедливости праведных халифов, а он владелец (сахаб) Кала-Курейша Ахсибар сын Хиздана да осветит АЛЛАХ его могилу да простит АЛЛАХ его грехи.” Ахсибара считают предшественником и возможно предком уцмиев.

В центре мечети находится невысокая длиной в 1 метр площадка, и круглая стойка внутри нее возможно для кувшина, по видимому это было место для омовения. Также около входа в пол врыт большой глиняный кувшин для хранения жидкообразного вещества, вероятно для горючего.

К западной стороне мечети примыкает двухкамерная пристройка. Судя по надписи в стене пристройки, она имела назначение комнаты для учащихся, то есть медресе. Длина северной стены составляет- 4,9 метров, а западной около 6 метров. Медресе было построено значительно позже после строительства мечети в 1333 году. Оно также было наполовину разрушено и восстанавливалось вместе с мечетью. Вход в нее довольна таки не большой где то 1,3 метра в высоту с толстыми стенами. Из за маленького прохода наверное в дверях здесь не было необходимости. Само медресе находится на втором этаже, на первом же размещена комната для совершения омовения.

Раньше на месте современных дверей Кала-Курейшской джума- мечети стояли резные двери украшенные герельдическими львами выполненные в 11-12 веках. Сейчас эти дверцы хранятся в национальном обьедененном музее города Махачкалы. Они являются уникальным образцом художественной средневековой резьбы по дереву. Дверцы были изготовлены из цельных досок дубового дерева. Лицевая сторона первой пары створок по краям покрыта широкой полосой одножелобчатого ленточного узора, рельефно поднятой над фоном. В центральной части помещена герельдическая композиция из фигурок львов. Особо выделяется орнаментированной рамкой нижнее панно правой створки, в центре которой вырезан орел. Мотивы орнамента и герельдические символы имеют аналоги с широким кругом памятников средневекового искусства народов Ближнего Востока и Передней Азии.

Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Усыпальница, которая до наших дней сохранилась в идеальном состоянии. Мавзолей возвышается посреди кладбища. С начало был возведен купол мавзолея, а позже сделали и пристройку в виде небольшого помещения из местных камней. Внутри здания оказалось и дерево орешника, его оставили и не стали вырубать. Теперь он стоит как верный страж, возвышаясь над куполом и охраняя спокойствие своих хозяев.

Проходя первое небольшое помещение мы заходим в усыпальницу уцмиев. В мавзолее находятся могилы четырех последних уцмиев Кайтага. С лево направо здесь похоронены Мухаммад-Хан, Али-амир, Ахмед-Хан, на четвертом над могильнике со временем надпись стерлась и ее к сожалению невозможно прочитать. Прежде их могилы находились под открытым небом. Мавзолей был построен в 20 веке. Воздвиг это строение один из сельчан, конечно же понимая какую пользу он от этого получит в этой и иной жизни. В стену купола мавзолея вмонтирована небольшая формата каменная плита (23-23см), с врезной арабской надписью, свидетельствующей о сооружении мавзолея, она гласит ‘’ Построил этот дом Иса сын Хасана-аль Куриги ради рая’’.

Среди первоклассных памятников резьбы по камню особое место занимают надмогильные стелы и саркофагообразные надгробия. С восточной стороны к мечети примыкает фамильное кладбище кайтагских правителей площадью 60 на 25 метров, огражденная стеной высотой почти в 1,5 метра.По всей площади кладбища возвышаются тончайшей работы надмогильные каменные стелы 13-19 в.в. Резьба по камню это один из древних видов народного искуства она была широко распространена по Северному Кавказу. Наиболее ранние стелловидные надгробия датируются 13-14 веков, а саркофагообразные 11-12 веками (помимо Кала-Курейша они имеются еще и в Дербенте.) Горские кладбища стали своего рода заповедниками истории камнерезного и зпиграфического исскуства разных поколений народных мастеров. Рельефы большинства надмогильных памятников выполненные в так называемом уцмийском стиле (исскустная резьба по камню напоминает узоры кубачинских ювелирных изделий) и украшенные священными исламскими текстами, написанными цветущим куфи(более поздняя разновидность арабского письма). Это место наиболее почитаемого паломниками, которые приходят сюда на зиярат.

Ниже крепости – кладбище, где хоронили и рядовых и знатных жителей, оно находится на юго-восточной стороне от села на одном из холмов. Здесь встречаются нетипичные для мусульман надгробия –каменные саркофаги, украшенные орнаментом и надписями. Эту интересную находку сделали студенты историки в 1996 году. Они были занесены землей и только самый крайний виднелся сбоку холма, позже они были раскопаны.. Они появляются в 9-10 веках. Самые ранние из обнаруженных в Кала-Курейшском захоронении саркофаги относятся к 11 веку. Это именные надгробия двух малолетних братьев. Есть более поздние, 13-14веков. Такие саркофагообразные надгробия на територии Дагестана есть еще и в древнем Дербенте, это священное кладбище Кыхляр или же как ее еще называют кладбище 40 шахидов. Здесь были захоронены многие известные и великие люди. Здесь находятся те, кто отдал свои жизни в первые века распространения Ислама. Кладбище Кыхляр и Кала-Курейшское кладбище это места куда постоянно ходят паломники, где мусульмане стараются получить баракат и благословение.

Камни для надгробий вытесывались из ракушечника, одной из скальных пород, на холме одной из близлежащих гор. Майдан где велись работы был площадью 50 на 50 метров, он находился в 5-6 километрах от Кала-Курейша. Довольна таки далеко. Когда работу заканчивали, надгробия ложили на телегу и с помощью быков тащили до пункта назначения по специальной тропе. Это была довольно сложная и трудоемкая работа, так как все это делалось вручную. Вероятно, саркофагами отмечались могилы покойников, особо отличившихся при жизни, мучеников за веру.

Большой интерес представляет и КАЛА-КУРЕЙШСКИЙ саркофаг. Он находится на северо-западной стороне крепости. Надгробие – саркофаг КАЛА-КУРЕЙША высечено из массивного блока- ракушечника и покрыто художественной резьбой с изобразительными сюжетами с трех сторон. На одной боковой стороне рельефно высечены фигуры льва и львицы, между которыми расположен герельдический орел. Львы показаны в профиль, но обращены к зрителю, как бы охраняя усопшего и подчеркивая его власть. Орел выпустив когти, одним глазом смотрит на нас, образуя композиционный центр. На торцовой стороне высечена рельефная многофункциональная композиция –“ Древо жизни”, вокруг которого размещены львы и птицы. Аналогий саркофага нет нигде. Этот уникальный памятник датируют к 8-10 векам, считается, что куфическая надпись была нанесена на нем позже. Как бы там ни было, этот резной саркофаг таит в себе еще много загадок.

Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные горы, но и тщательно продуманная ее планировка, а также система обороны особенно со стороны вытянутой с запада на восток дороги на крепость. По вершинам остатки жилых кварталов крепости на всем протяжении расчленены между собой извилистой центральной улицей от которой разветвляются узкие боковые улочки. Подобные проходы расчленяют территорию крепости на небольшие кварталы, включая в себя комплексы жилых и хозяйственных помещений, состоящих обычно из 2-6 камер. Здесь текст на камеру.

Обороной крепости служили и примкнувшие друг к другу жилища возвышающиеся над дорогой. В наружних стенах верхних этажей жилищ сохранились и отдельные бойницы, очевидно держать под обстрелом дорогу в крепость, протянувшуюся на протяжении более чем 300 метров. Проникнуть в крепость практически было невозможно.

Вокруг крепости по основным вершинам когда то стояли сторожевые сигнальные башни, в сторону Кубачей, на господствующем восточном хребте, откуда обозревался весь приморский Дагестан. По системе сторожевых башен сигналы об опасности передавались быстрее, чем по телеграфу и преграждали любую опасность. Период 18 века записан кровавыми буквами в историю не только Дахадаевского района, но и всего Дагестана. Именно в этот период в 1741 году сюда с 24-тыс. войском прибывает завоевавший почти пол мира иранский полководец Надыр-шах.

Продвигаясь по территорию Кайтагского уцмийства, они разоряют отдельные села. Некоторые оказывали достойное сопротивление, а некоторые сдавались чтобы предотвратить кровопролитие. В селениях Калкни и Дибгащи записаны предания об их отчаянном сопротивлении: оба аула были взяты приступом, оставшихся там стариков и детей персы собрали на токах и затоптали конницей. До сих пор место страшной расправы “хlишурахьи”- в переводе “кровавое озеро”, сохранилось в памяти людей.

После череды неудач в октябре 1742 года Надыр-шах двигает свои основные силы на Кала-Курейш. Несколько недель осады крепости не дали результата, как только надыр со своим войском взбирался на вершину крепости, храбрые Калакурейши отбивали атаку и обращали армию монголо татар в бегство. Иранцы были удивлены стойкостью жителей Кала-Курейша, их отвагой и мужеством. Но запасы еды и питья были на исходе и голод заставил старшин села склониться к переговорам с Надыр-шахом, с условием что шах оставит их дома и поля и забудет о податях. Взамен он потребовал выдать 200 аманатов. После долгих споров старшины отыскали 80 пленных, бродяг облачили их в горскую одежду и отдали иранцам, таким образом избежав кровопролития. Поражает массовый героизм народов Дагестана в борьбе с врагами не только мужчин, но и женщин, которые боролись с захватчиками наравне со своими мужьями, братьями и отцами.

Связанная с историей Кала-Корейша древняя легенда о девушке, спасшей свое родное поселение от врагов, до сих пор ходит среди даргинцев, в основном населяющих район. У входа в крепость есть небольшой, выложенный из камня курган и деревце, на которое по традиции каждый пришедший сюда паломник в знак почитания привязывает платок или ленточку ткани. Считается, что в этом месте находится могила, в которой захоронена девушка, а с ней лошадь и собака. По легенде, однажды в селение пробрался вражеский лазутчик. Враги решили пробраться в село в тот час, когда все местные мужчины молились в мечети. Но на их беду в это время ежедневно к роднику за водой спускалась девушка на лошади и с собакой. Собака подняла громкий лай. Девушке удалось на узкой дороге сдерживать врагов до тех пор, пока не закончился намаз. Она погибла мученической смертью, но спасла соплеменников… Есть версия, что легенда о девушке с лошадью - это отзвук легенд о кавказских амазонках. В старинных даргинских песнях есть упоминание о коне, которого клали в могилы женщин.

Эта страшная война способствовала сплочению всех Дагестанских народов.

Заключение.

В настоящее время в КАЛА-КУРЕЙШЕ созданы практически все условия для прибывающих на зиярат паломников. Возле склона горы у речки много родников, где вода холодная и целебная. Один из них находится у западного подножия крепости на крутом берегу речки. Он по сей день зовется уцмийским. С восточной стороны у берега находится другой родник, напоминающий небольшой бассейн с которой вода стекает в другую вытянутую каменную емкость. Рядом с ним построена молельная с арочным входом. Люди приезжающие на зиярат, могут остановиться здесь, отдохнуть, совершить молитву или же просто попить свежей горной воды. У подножия горы к востоку от Кала-Курейша сохранился старый караван-сарай 14-15 веков, сооружения не традиционного для Дагестана. Здесь и сегодня еще развито куначество.

Сегодня Кала –Курейш включен в один из туристических маршрутов и зияратов Дагестана, а власти республики пытаются реставрировать комплекс сооружений древней

4.История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Ред. А. И. Османов.

столицы Кайтагского уцмийства.

На всю жизнь сохраняются в памяти потемневшие от времени средневековые мечети, устремившиеся в высь минареты и полуразрушенные строения и памятники. Отмеченные печатью большого вкуса, памятники большого зодчества хранящие в себе особые традиции мусульманской религии.

Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Кала - крепость. Курайш - мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед (по другой версии, «Куреш» означает ‘чёрный’, то есть «Чёрная Крепость»).

В средние века Кала-Корейш был важным городом [ ] , из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев .

Напишите отзыв о статье "Кала-корейш"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кала-корейш

Боже отец наших! Помяни щедроты твоя и милости, яже от века суть: не отвержи нас от лица твоего, ниже возгнушайся недостоинством нашим, но помилуй нас по велицей милости твоей и по множеству щедрот твоих презри беззакония и грехи наша. Сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробе нашей; всех нас укрепи верою в тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовию, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал еси нам и отцем нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных.
Господи боже наш, в него же веруем и на него же уповаем, не посрами нас от чаяния милости твоея и сотвори знамение во благо, яко да видят ненавидящий нас и православную веру нашу, и посрамятся и погибнут; и да уведят все страны, яко имя тебе господь, и мы людие твои. Яви нам, господи, ныне милость твою и спасение твое даждь нам; возвесели сердце рабов твоих о милости твоей; порази враги наши, и сокруши их под ноги верных твоих вскоре. Ты бо еси заступление, помощь и победа уповающим на тя, и тебе славу воссылаем, отцу и сыну и святому духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
В том состоянии раскрытости душевной, в котором находилась Наташа, эта молитва сильно подействовала на нее. Она слушала каждое слово о победе Моисея на Амалика, и Гедеона на Мадиама, и Давида на Голиафа, и о разорении Иерусалима твоего и просила бога с той нежностью и размягченностью, которою было переполнено ее сердце; но не понимала хорошенько, о чем она просила бога в этой молитве. Она всей душой участвовала в прошении о духе правом, об укреплении сердца верою, надеждою и о воодушевлении их любовью. Но она не могла молиться о попрании под ноги врагов своих, когда она за несколько минут перед этим только желала иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них. Но она тоже не могла сомневаться в правоте читаемой колено преклонной молитвы. Она ощущала в душе своей благоговейный и трепетный ужас перед наказанием, постигшим людей за их грехи, и в особенности за свои грехи, и просила бога о том, чтобы он простил их всех и ее и дал бы им всем и ей спокойствия и счастия в жизни. И ей казалось, что бог слышит ее молитву.