Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе «Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник. Конспект нод по познавательному развитию в младшей группе «круг, квадрат, треугольник Сначала мы пойдём

Ольга Астахова

Цель. Познакомить детей с квадратом. Учить различать и правильно называть круг и квадрат. Формировать умение выделять и объединять предметы по одному (общему признаку). Развивать наблюдательность, фантазию.

Демонстрационный материал

Большой синий круг и жёлтый квадрат, картинки с изображением предметов.

Раздаточный материал

Круг и квадрат такие же, как у воспитателя.

Ход занятия

I. Знакомство с квадратом

Воспитатель показывает детям круг.

Что это? (Круг)

У вас на столе тоже есть круг. Покажите его – поднимите повыше.

Затем показать квадрат.

Кто знает, что это? Если дети не могут ответить, воспитатель называет фигуру сам.

Найдите квадрат у себя на столе и покажите.

А теперь я обведу круг, а вы мне помогайте! Что вы обвели? (Круг)

Покатайте круг по столу. Катится круг? (Да)

А теперь обведём квадрат. Прямо ведём палец, вот это уголок, поворачиваем палец, ещё уголок, поворачиваем палец…

Давайте покатаем квадрат. Они катится? (Нет)

А почему он не катится? Что ему мешает? (Углы)

Наложить круг на квадрат.

Квадрат не катится, мешают углы. У круга нет углов. Круг катится.

II. Физкультминутка. Игра: «Поездка в автобусе».

У каждого ребенка билет. На нём нарисован круг или квадрат.

Автобусы – стулья. На них «номера автобусов» - такие же картинки, как у детей, но большего размера.

Дети свободно ходят по группе. По сигналу воспитателя они должны быстро сесть в «свой» автобус. «Контролер» - воспитатель проверяет билеты.

Игра повторяется 2-3 раза, и каждый раз воспитатель незаметно меняет «номера» на автобусах.

Дети рассматривают картинки. Воспитатель вместе с детьми выясняет, из каких фигур составлено изображение. Просит определить, на что похожи картинки.

Калашникова Надежда Сергеевна

МАДОУ "Детский сад №390" г.Перми

ННОД по математике «Знакомство с квадратом» (вторая младшая группа)

Тема «Знакомство с квадратом».

Возрастная группа: II младшая группа.

Образовательная область:

Познавательное развитие

Раздел программы Формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей : познание, художественное творчество

Тема : «Квадрат»

Источник:

Е. С. Маклакова «Математика вторая младшая группа».

Цель:

Развитие элементарных математических представлений у детей, познакомить с фигурой квадрат.

Задачи:

Обучающие:

Упражнять в обследование фигур осязательно - двигательным способом;

Совершенствовать комбинаторские способности детей.

Закрепить знание основных цветов.

Развивающие:

Развивать умение детей различать и правильно называть круг и квадрат.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать друг другу.

Методы и приемы : Игровой, знакомство с квадратом, игра «Домики», физкультминутка, игра «Собери бусы», итог.

Демонстрационный материал :

Круг, квадрат, 2 домика из бумаги с изображением на одном круга на втором квадрата, незаконченные «бусы» (на тонкую полоску бумаги наклеены фигуры в определенной последовательности: круг, квадрат). Магнитофон, аудио запись песни «Добрый жук»

Раздаточный материал: Круг и квадрат, по 2 домика с изображением на одном круга на другом квадрата, незаконченные «бусы», на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Сложи узор».

Цель: закрепление знаний о круге.

Чтение сказки «Колобок».

Ход занятия:

1. Игровой: (звучит песня «добрый жук»)

Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг.

Жил на свете старый жук,

Старый, добрый жук…

Воспитатель: Давайте дети встанем в круг и немного потанцуем.

Воспитатель: А теперь давайте сядем за столы. (Дети рассаживаются за столы).

2. Знакомство с квадратом.

Жил-был круг. Пошел он погулять, катится, катится по дорожке. Вдруг видит, идет ему навстречу кто-то странный, на него непохожий.

-«Кто ты? » - удивился круг.

-«Я квадрат, а ты кто? ».

-«Я круг. Давай вместе покатимся по дорожке».

Попробовал квадрат катиться, а не может. Удивился круг, стал рассматривать квадрат и увидел, что у квадрата вот какие 4 стороны и есть 4 угла - вот они.

-«А, я понял, почему ты не можешь катиться», - засмеялся круг.

А вы, ребята, как думаете, что мешает квадрату катиться?

3. Игра «Домики».

Подружились круг и квадрат, и пошли вместе гулять. Гуляли они, гуляли и заблудились.

Ребята, помогите им найти свои домики. На домиках фигур стоит знак, который поможет узнать, чей это дом.

Вот и домики фигур.

Посмотрите внимательно, какие фигуры изображены на домике, и какого цвета. Посмотрите, какого у вас цвета круг и квадрат. Теперь ищите их домики.

Молодцы, дети, помогли найти кругу и квадрата их домики.

4. Физкультминутка:

Пока помогали найти фигурам домики, мы с вами сами устали.

Какой формы мяч?

Мы, будем сейчас не девочки и мальчики, а мячики.

Как скачет мячик?

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Теперь мы снова не мячики, а девочки и мальчики.

5. Игра «Собери бусы»

Сейчас сделаем с помощью круга и квадрата красивые бусы.

Вот, смотрите, у меня есть нитка незаконченных бус. Надо их закончить.

Из каких фигур состоят бусы?

Это какая фигура?

Следующая, фигура, как называется?

Посмотрите внимательно, бусы состоят из чередующих фигур по форме, сначала круг, потом квадрат. Дальше, какую фигуру я должна взять?

Фигуры, я разложила, теперь буду наклеивать.

Ребята вы, сначала фигуры разложите в чередовании по форме: круг и квадрат, потом будете наклеивать.

Какие замечательные получились бусы!

Какие фигуры мы использовали?

Какого цвета?

Кому вы хотите подарить бусы?

Этап ННОД

Особенности деятельности педагога

Особенности деятельности детей

Индивидуальная работа

Воспитатель приглашает детей встать в хоровод под песню «Добрый жук»

Дети встают в круг и идут под музыку по кругу

Помочь детям встать в круг.

Знакомство с квадратом

Воспитатель рассказывает сказку про то, как круг повстречал квадрат. Задаёт детям вопросы.

Дети слушают сказку, отвечают на вопросы воспитателя.

Спросить в первую очередь детей с низким уровнем развития.

Игра «Домики»

Воспитатель предлагает помочь кругу и квадрату найти свой домик

Дети ищут домики для круга и квадрата.

Помочь детям не справляющим с заданием.

Физкультминутка

Воспитатель предлагает детям превратиться в мячики и попрыгать, как мячи.

Дети играют с воспитателем в мячики.

Помогает детям с низкой активностью.

Игра «Собери бусы»

Воспитатель предлагает детям собрать бусы из кругов и квадратов в определённой последовательности. Рассказывает как нужно сделать, задаёт наводящие вопросы. Предлагает сделать аппликацию.

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Собирают самостоятельно бусы.

Помогает детям которые затрудняются со сбором бус.

Подведение итога

Воспитатель обращает внимание детей на бусы которые они сделали, задаёт вопросы.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Помогает детям с ответами.

Организация: МАДОУ № 135

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Программа: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой разработанная в соответствии с ФГОС

Образовательная область: познавательная

Возраст детей: 2-я младшая группа

Тема: «Квадрат и круг»

Тип НОД: познавательный.

Форма НОД: подгрупповая

Вид НОД: проблемно – поисковый, практико – ориентированный.

Образовательная область: познание

Продолжение обучению находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много, формой предметов.

Образовательные:

1. Познакомить с квадратом.

2. Учить различать круг и квадрат.

3. Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.

Наглядный дидактический материал:

Демонстрационный материал. «Посылка» с игрушками (машины, матрёшки, пирамидка, мяч) ;квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга-14 см).

Д/И " Найди свой домик"

Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга- 8 см)

Ход занятия

1. Игровая ситуация «Почтальон принес посылку» 5 минут

Дети сидят за столами.

Воспитатель:- Дети, почтальон принёс нам посылку. Давайте посмотрим, что же он нам принёс.

Воспитатель поочерёдно достает из коробки игрушки, просит детей назвать их, выясняя количество предметов.

Воспитатель: Сколько машинок нам прислали?

Дети: Много.

Воспитатель: - А сколько пирамидок в посылке?

Дети: - Одна пирамидка.

Воспитатель: Сколько матрёшек?

Дети: Много.

Воспитатель: А сколько мячей?

Дети: Один.

Воспитатель: Каких игрушек нам прислали много, а каких по одной?

Дети: Машинок и матрёшек много в посылке, а пирамидок и мячей по одной

Воспитатель: Молодцы! А еще хотите узнать, что прислал нам почтальон?

2. Воспитатель: Тогда пойдемте со мной на ковер. 3 минуты

Воспитатель достаёт из посылки круг

Воспитатель: - Дети, какая это фигура?

Дети: Круг.

Воспитатель: - Какого цвета круг?

Дети: - Красный круг.

Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круг.

Затем достаёт квадрат, кладет рядом с кругом.

Воспитатель: Это квадрат, у квадрата есть стороны и углы

Воспитатель: - Что есть у квадрата?

Дети: Стороны и углы.

Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем квадрат. Покажите его стороны и углы.

3. Дидактическая игра. 3 минуты

Игровое упражнение «Покажи и прокати».

У детей лежат на ковре круги и квадраты.

Воспитатель: Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его рукой.

Аналогичные действия выполняют с квадратом.

Воспитатель: Давайте прокатим по ковру сначала круг.

Воспитатель: - Круг катится по ковру?

Дети:- Да!

Воспитатель: Да, кругу ничего не мешает. А теперь попробуйте прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат?

Дети: - Нет!

Воспитатель: Что мешает квадрату?

Дети: Углы.

Воспитатель: Молодцы!

4. Воспитатель: А теперь давайте поиграем, игра называется "Найди свой домик" 4 минуты

На полу лежит обруч-круг, из каната - квадрат

Воспитатель По команде раз, два, три девочки бегут в домик - круг, мальчики домик- квадрат.

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Молодцы, мы очень хорошо с вами поиграли.

Что больше всего вам понравилось?

Во что поиграли бы еще раз?

конспект


Конспект занятия во второй младшей группе по

математике: «Круг, квадрат, треугольник» (

закрепление).

Цель:
Уметь различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Задачи:

Обучающая:
- закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник), -упражнять в умении различать геометрические фигуры на ощупь.
Воспитательная:
- воспитывать умение слушать воспитателя, - воспитывать заботливое отношение к домашним животным,
Развивающая:
- активизировать воображение, внимание, конструктивное мышление - аккуратность при работе с клеем, - воспитывать интерес к математике, любознательность. - продолжать развивать связную речь детей.
Материалы:
Демонстрационный: "чудесный мешочек" с набором геометрических фигур, игрушка-щенок с пятнышками на спинке в виде геометрических фигур, фланелеграф, набор геометрических фигур для фланелеграфа, картинка с собачьей конурой.
Раздаточный: Белый лист бумаги с наклеенным щенком, набор геометрических фигур из картона, клей.
Ход занятия:
1. Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель:
Ребятки, у нас сегодня интересный гость, я прочитаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, кто он такой. Этот зверь, увидев кошку, Громко лает у окошка. Вечно крутится у ног Белый в пятнышках (Щенок) -К нам в гости пришел щенок, зовут его Буся. Посмотрите какие пятнышки на спинке у Буси. На что они похожи. -(Ответы детей) -Правильно на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Ребятки, а ведь Буся пришел к вам за помощью, у щенка нет своего домика, но построить его нужно из геометрических фигур. Буся хочет проверить как хорошо вы знаете геометрические фигуры. (Воспитатель показывает "чудесный мешочек").
Игра "Чудесный мешочек"
-Посмотрите какой чудесный мешочек он вам принес, а мешочек этот волшебный, в нем щенок Буся спрятал геометрические фигуры, в него нельзя заглядывать. Мы будем искать нужные фигуры на ощупь, только пальчиками трогать, а когда найдем фигуру, достанем ее из мешочка и посмотрим, получилось ли у нас. (Воспитатель показывает как играть).
Я хочу найти круг. Вот я просовываю руку в мешочек, не подглядываю, ищу, кажется нашла. Вот он, правильно. Теперь играют ребятки. (Воспитатель показывает одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.) -Молодцы, знаете фигуры. 2. (Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф, с прикрепленными на нем геометрическими фигурами) - А теперь будем для нашего щенка строить домик. Ребятки, а кто из вас видел домик для собачки, как он называется. Правильно: конура, будка. Посмотрите, у меня на картинке тоже нарисована конура. Давайте будем Бусе строить домик-конуру из этих геометрических фигур. Из чего мы стены сделаем? (Ответы детей) - Из квадрата. -Из чего мы крышу сделаем? (Ответы детей) - Из треугольника. -Нужен вход в конуру, как мы его сделаем? (Ответы детей) - Из круга. -А еще этот вход будет для Буси служить окошком. Молодцы, ребятки, будет нашему щенку тепло и уютно в конуре.
3. -Ребятки, щенок Буся хочет с вами поиграть в прятки. Давайте, вы закройте свои глазки, не подглядывайте, а Буся спрячется и вы его пойдете искать. (Воспитатель прячет игрушку а дети её ищут. Игра повторяется 2-3 раза.) 4. -Какие мы молодцы. А у нашего Буси есть друзья, им тоже нужно помочь построить каждому домик-конуру. Посмотрите, они уже ждут вас на столе. (На столе лежат листы из белой бумаги с наклеенными щенками, набор геометрических фигур из картона, клей). -Давайте поможем им: сначала выложим из фигур домик-конуру и посмотрим, какая может получиться, а потом можем приклеивать. 5. Молодцы ребята. Вы сегодня помогли Бусе и его друзьям построить красивые домики из геометрических фигур: квадрата, круга и треугольника. Теперь им будет тепло и уютно там жить.

Конспект занятия

в младшей группе

на тему: «Приключения квадрата»

Программные задачи:

Закреплять сенсорные способности детей о круге, о квадрате и треугольнике; о цветах: красный, синий, зеленый, жёлтый.

Формировать умения по моделированию.

Учить путем аппликации, создавать изображение предмета, осваивая последовательность работы. Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов; сообразительность, смекалку, логическое мышление.

Активизировать речь детей.

Материал и оборудование: панно с изображением домов и деревьев, белый квадрат, набор треугольников зеленого цвета, клей, кисточка, салфетка, клеенка, музыкально сопровождение «Звуки леса» . Сюжетные картины, наборы для аппликации, квадраты по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети. Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем круг.


«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».


Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу .(опустить руки подуть на ладони) (присаживаются дети за столы)

Воспитатель: Вот и сели мы рядком,

Чтобы поговорить ладком.

А сейчас я расскажу вам сказку. В одном сказочном городе жили были два друга. Одного звали (показывает круг) . Как его звали?

Дети: Круг

Воспитатель: Какого цвета круг?

Дети: Желтого (индивидуальный опрос)

Воспитатель: Круг был веселым, он радовался тому, что был формой похож на солнце, и мог кататься, где ему вздумается. Дети, а почему кругу легко перемещаться? Как вы думаете?

Дети: Потому что у него нет углов.

Воспитатель: Правильно, потому что у него нет углов, а теперь назовите, какие предметы в нашей группе имеют форму круга?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, все они круглой формы. А вот другого друга звали (загадывание загадки)

Он давно знаком со мной.

Каждый угол в нем – прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…. ( Квадрат )

Какого он цвета? (белый) . Он был устойчивый, основательный и был похож на самые разные предметы. Дети, какие предметы в нашей группе имеют форму квадрата?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно дети.

Но квадрат в отличие от круга все время был грустным и постоянно говорил: «Какая скучная жизнь! Оказывается, что те предметы, которые похожи на меня – неподвижны. А мне так хочется покататься, как круг, побаловаться. Вот возьму и превращусь в кого-нибудь» - решил квадрат и стал на глазах у всех изменяться. Один угол стал медленно подниматься вверх и встретился с другим уголком. Квадратный мир тут же исчез, и наш герой превратился в … В кого дети? (со словами воспитатель производит действия: складывает квадрат в треугольник).

Дети: В треугольник.

Воспитатель: Молодцы дети это треугольник. Возьмите свои квадраты и превратите их в треугольники (индивидуальная помощь воспитателя детям) . А если треугольник вот так поставить (воспитатель ставит большой стороной на стол) , то треугольник становится похожим на крышу дома. А если так перевернуть, то на горку с крутым подъемом и покатым спуском. «Горкой быть интереснее, чем крышей. Весело, шумно и даже немного щекотно, когда по тебе катаются» - сказал квадрат. Дети, а на чем можно кататься с горки?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, покатайте свои пальчики с горки. Треугольнику так приятно. И я думаю весело. А теперь положите треугольники на стол и подойдите ко мне.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу: поют птицы, звенит ручеек, шелестит листва, ярко светит солнышко, вам тепло, приятно и вы улыбаетесь. Открываем глазки. (проводится физкультминутка)

На поляне дом стоит (дети складывают ладошки над головой)

Ну а к дому путь закрыт (руки в замке перед грудью)

Мы ворота открываем (руки в стороны)

В этот домик приглашаем

По дорожке мы шагаем (дети шагают)

И в ладошки ударяем (хлопки)

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Дети для того, чтобы наши треугольники не скучали, мы из них сделаем крышу домиков и получится целый город (объяснить способ приклеивания) . А я буду превращать треугольники в елочку (дети клеят треугольники к готовой картине) .

Воспитатель: Вот и закончились веселые превращения квадрата. В кого превратился квадрат?

Дети: В крышу дома, горку, ёлочку. (воспитатель показывает на картине )

Воспитатель:

Смотрят весело с картины

Домик, горка, ёлочка

Это мы изобразили

Все у нас с иголочки.

Ребята, вам понравилась моя сказка? (подведение итогов)