Основные этапы творческого процесса. Этап творческого поиска Какие бывают списки вопросов

1

Статья посвящена изучению теории творчества в контексте взаимодействия человека и архитектурной среды: физического, психологического и социального, изучению принципов экологической эстетики, новых ценностных ориентиров и процессов интеллектуализации современной молодежи в зависимости от ее исследовательских способностей. Инновационные технологии творческого поиска, алгоритмизация творческой деятельности, воспитание творческой личности отвечают проблемам социального заказа государства высшей школе. Оригинальность заключается в новом взгляде на традиционные подходы педагогики и социологии на алгоритмизацию творческого поиска в процессе формирования новой эстетики, развития у студентов исследовательских способностей, определение содержания, механизмов и условий осуществления их педагогического сопровождения. В процессе теоретического анализа уточнено содержание понятия «педагогическое сопровождение развития исследовательских способностей студентов», взаимодействие понятий «творчество», «изобретательство», «исследование».

творческая личность

изобретательство

творчество

исследовательские способности

гармонизация

педагогическое сопровождение

творческий поиск

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 280 с.

3. Дизайн архитектурной среды: краткий словарь-справочник. – Казань: ДАС, 1994. – 130 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978.

5. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.

6. Лук А.Н. Проблема научного творчества: Сборник аналитических обзоров ВНИЗ. – М.: ИНИОН, 1983. – 410 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 590 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 310 с.

9. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. – М.: ПЭРСЭ, 2004. – 367 с.

10. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. – Питер, 2008. – 351 с.

В процессе формирования новой эстетики начала века творческая активность играет роль резонатора в общеэстетических категориях, которые проникают во все сферы художественно-творческой деятельности. Формируется новое содержание понятий, открытие нового смыслового мира. В архитектурно-художественном сознании примат на технологизацию жизненных и массовых культурных процессов, на возрастание роли иррационального в жизни. Процесс творческого поиска проявляется в развитии новых приемов работы с архитектурно-художественной формой, в акцентировании средств, отражающих динамику и процессный характер пространства. В раскрытии новых возможностей традиционных методов творческого поиска происходит нивелирование развившихся противоречий между процессами модернизации современного архитектурного пространства и его экологическими качествами. Экологизация и деэкологизация архитектурной среды актуализирует решение экологических проблем сообразно с принципами экологической эстетики, которая неизменно влияет на современную архитектуру. В нашей стране законодательно закреплены положения о привлечении студентов вузов к научным исследованиям. В аспекте становления готовности к научным исследованиям благоприятным является развитие у студентов свойств исследователя. Решающим значением для развития у студентов исследовательских способностей является определение содержания, механизмов и условий осуществления их педагогического сопровождения. Понятие «педагогическое сопровождение развития исследовательских способностей студентов» понимается нами как процесс, в котором преподаватель оказывает студентам помощь в самовыражении и создает условия для исследовательской самостоятельности в создании оригинального творческого продукта, при этом преподаватель выступает в роли носителя идеи субъект-субъектного взаимодействия. Личность как явление - определяющая энергоинформационная характеристика человека, комплекс свойств информационного характера, которые образуют виды психологических общностей (энергетические, возрастные, половые, социальные). Личностный механизм базируется в физическом теле и проявляется как энергоинформационная система, в виде проявлений - манеры и содержания общения, скорости реакций, типа характера, мировоззрения. В широком понятии творческая личность - носитель творчества, субъект творческой деятельности, в результате которой порождается новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Анри Пуанкаре основной элемент творчества видел в искусстве многокритериальной оптимизации, в искусстве выбора полезных решений. И.М. Вертким считал первоосновой приобщения человека к творчеству - выбор достойной цели. А.Н. Лук называет одной из главных особенностей творческой личности готовность к риску, смелость высказывать и отстаивать свои идеи. Профессор Л.И. Филлипов объединил десять главных качеств творческой личности и получил формулу творчества. Эта формула упорядочивает представления о творческом потенциале человека, его уровень и темпы нарастания во времени. Сущность творческого процесса для всех людей одинакова, разницу в проявлении индивидуальной талантливости надо искать в его личностных психологических характеристиках, в среде, во времени и методиках приобщения к творческой деятельности. М. Тринг считал первым качеством - уверенность в успехе. Анализируя взаимодействие понятий «творчество», «изобретательство», «исследование», мы можем определить, что конечным результатом является творческий продукт, деятельностью по созданию этого продукта является одна из форм творческой деятельности человека. В процессе любой творческой деятельности студенту приходится совершать определенные виды мыслительной деятельности, пользоваться законами логики, использовать методы и приемы системного анализа. Уточнение и правильное использование терминов: метод, анализ и синтез, сравнение и измерение, индукция и дедукция, концепция, гипотеза, аналоги, прототипы относятся к области научного исследования и служат методологическим инструментарием их проведения. Методы, способы и приемы творческой деятельности по природе мыслительных операций подразделяются на три вида: интуитивные, эвристические, алгоритмические. Интуитивный основан на проницательности, интеллектуальном чутье и образованности. Эвристический - совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины в условиях неполноты исходной информации. И.В. Трайнев приводит следующие разновидности эвристических методов: методы «мозговой атаки», которые он подразделяет на три группы (прямая мозговая атака, массовая мозговая атака, мозговой штурм); метод эвристических вопросов; метод многомерных матриц; метод свободных ассоциаций; метод инверсии; метод эмпатии; метод синектики (совмещение разнородных элементов), в становлении профессионального мастерства, решении проблем самореализации, самосовершенствования. Синекторы работают по определенной программе, состоящей из пяти последовательных этапов:

  1. Формирование и уточнение проблемы;
  2. Формулирование целей поставленной проблемы;
  3. Генерирование идеи;
  4. Перенос идеи к проблеме;
  5. Изучение и обсуждение результатов, перебор вариантов.

Алгоритм решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера как метод поиска и разрешения противоречий при усовершенствовании существующих и создании новых объектов. Г.С. Альтшуллер - создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий (для старшего возраста):

  1. Достойная цель жизни.
  2. Умение строить планы и программы.
  3. Работоспособность.
  4. Техника решения задач.
  5. Умение держать удар.
  6. Результативность.

По Альтшуллеру, основное качество творческой личности - это достойная цель, а основные качества достойной цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, еретичность, практичность, независимость. Поэтому у ТРИЗ-педагогики в почете праксиология - наука, изучающая методики эффективной деятельности. В своих размышлениях о феномене творчества, его истоках и смысле, Ямбург Е.А. выделяет, что у преподавателя есть свой прагматический интерес, что в глубине педагогического сознания «теплится надежда найти заветный золотой ключик, с помощью которого удастся открыть способ, метод, технологию расширенного воспроизводства талантов». Управление творчеством в значительной мере сводится к научному руководству. При определении оценки педагогического труда важно, какие требования выдвигаются - сохранение психофизического здоровья или обученность студентов - для управления стабилизацией и творческими процессами необходимо иметь педагогическую философию и стратегию развития для гармонизации образовательных парадигм. О важности стабилизации в творческих процессах пишет Ямбург Е.А.: «...стабилизация требует творчества, в свою очередь, творчество требует стабилизации. Бесконечная, бессистемная погоня за новациями способна взорвать изнутри». В.И Андреев определяет, что «творческая личность - это творчески саморазвивающаяся личность». «Творчество - это состояние гармонии души и любви к тому, что ты делаешь с особым энтузиазмом». Определенные трудности в творческой деятельности представляют барьеры, которые С.И. Ожегов называет «препятствием, преградой», а Лук А.Н., выделяя наиболее значимые, обозначает: страх, боязнь неудачи, самокритичность чрезмерная, лень. В.И. Андреев, систематизировав барьеры в группы, выделяет: социально-педагогические (замкнутый образ жизни, отсутствие социальных условий для занятия любимым делом, неблагоприятный микроклимат в семье и среди друзей, низкая престижность данного вида деятельности); личностные (низкий или отрицательный мотив к решению предложенной творческой задачи, неверие в собственные силы, лень, равнодушие к успеху, отсутствие воображения, односторонность анализа и мышления в целом; физиологические (переутомление, слабое здоровье, нарушение режима питания и сна). Для успешной деятельности преподавателю необходимо разрабатывать методы обучения, активизирующие творческую деятельность студентов, внедрять информационные педагогические технологии, позволяющие по-новому осуществлять интенсификацию, активизацию учебного процесса, развивать учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность студентов.

Инновационные методы творческого поиска должны ориентировать студентов на архитектурное формообразование с позитивной экологической направленностью, энергоинформационностью, на симбиоз естественных и искусственных миров, источником образов которых является мир природы, человека, техники и виртуальности. Творческий поиск нацелен на полигармонизацию архитектурной среды, реновацию (реконструкцию, реабилитацию). Формообразование предполагает последовательную реализацию следующих операций: экологический анализ, композиционное моделирование, практическую экологизацию пространства. Три ипостаси экологически-пространственного анализа включает изучение взаимодействия человека и архитектурной среды: физического, психологического и социального. Экзистенциальный анализ позиционирует человека во взаимосвязи с жизненным пространством. В зависимости от разновидности информации, которую получает студент и как он добывает исходные данные для алгоритмизации творческого поиска, достижение конечного результата творческого процесса может быть отличным от ожидаемого, поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, в контексте рассматриваемой дисциплины является необходимость обучения студентов самостоятельно вести творческий пространственно-композиционный поиск. Инновационные технологии, использование и комбинирование новых приемов, методов обучения, при педагогическом сопровождении творческого поиска будут способствовать самоорганизации студентов, конструированию их собственной деятельности для достижения ими же поставленных целей обучения.

Рецензенты:

Зинченко В.П., д.п.н., профессор кафедры изобразительного искусства факультета Технологии, изобразительного искусства и профессионального образования ЮФУ (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»), г. Ростов-на-Дону.

Степанов О.В., д.соц.н., профессор, директор ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж» (Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Донской педагогический колледж»), г. Ростов-на-Дону.

Библиографическая ссылка

Захарова Н.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОСТРАНСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11730 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«Поиск в интернете» - Следовательно, экспертизу приходится осуществлять пользователю. 1. Знать, что хочешь найти. Непроверенная, ангажированная, случайная, черновая. Редко указываются предшествующие источники информации. Булев поиск (логические отношения между поисковыми словами). «Научное сообщество», «коммуникация», «научные революции» - 40.

«Поиск Google» - Пример: отпуск сочи OR крым. 9. Надпись «Google» увеличивается или укменьшается в зависимости от результатов поиска. 10. Особенности Google и сложные запросы. По умолчанию можно нажать Enter на клавиатуре. Почему именно Google? Страница результатов поиска Google (нижняя часть). Включение и исключение (пример).

«Поиск данных» - Бинарный поиск с использованием фиктивного «барьерного» элемента. Пример: Линейный поиск. Шаг 3. Рассматриваем два элемента. - проверить, является ли х средним элементом массива. Линейный поиск с использованием барьера. Иначе двоичный поиск или метод половинного деления. Задача. Значение элемента х вводится с клавиатуры.

«Поиск талантов» - События, в которых участвует пользователь. Пользователи Интернета. Наличие позитивного имиджа компании на рынке (HR-бренд). Компоненты системы управления талантами: Другие интернет-источники. Испытатель впечатлений. Социальные бизнес-сети. Основной инструмент поиска талантов. Нестандартные технологии для поиска талантов.

«Поисковые системы» - Схема информационных потоков. Поисковые системы. Подборки ссылок. Сетевые СМИ. Метапоиск. Употребление скобок. «Продвинутые» каталоги. Представление о структуре интернета. Поисковые машины. Язык запросов. Учет различных форм слова. Назначение знака "~". Поисковые системы Интернет. Поисковые механизмы.

Творческий процесс функционирует как единая целостная система, и в качестве основных ее характеристик выделяют: доминирование бессознательных компонентов психики, спонтанность, непредсказуемость результата, автономность, эффективность, а также широкий временной диапазон - от спрессованности в мгновение до развернутости и дифференцированности различных этапов.

Стадии креатива

Профессия, связанная с творчеством, существует по своим внутренним законам. Творческие люди в процессе создания каких бы то ни было произведений находятся в постоянном взаимодействии со своим эмоциональным и чувственным миром.

Путь, по которому движется творческая идея в сознании автора, берёт начало с так называемого подготовительного этапа. Во время этого этапа начинаются творческие поиски возможных решений, возможных изменений, возможных элементов новизны.

Сбор информации и проработка оригинальных идей концентрируются в виде материальных носителей, таких как рисунки, эскизы, описания, цветовые пробы, детальные чертежи. Таким образом, количество собранного материала даёт возможность выделить основную идею, вокруг которой и продолжается творческий процесс.

На подготовительном этапе очень важно усилить свою эмоциональную восприимчивость, обогатить свои чувства новыми впечатлениями, почерпнуть вдохновение в музыке.

В процессе творческого поиска время от времени наступает этап фрустрации. Фрустра?ция (лат. frustratio) -- «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов».

Этот момент часто бывает неожиданным, несмотря на то, что практически каждый сталкивается с фазой фрустрации в своём творчестве. Исследователи считают наступление этой фазы закономерным явлением.

К моменту перехода в фазу фрустрации результаты анализа собранных материалов и проверка возможных решений уже не дают движения вперёд и достижение цели - новой идеи - не просматривается в ближайшей перспективе. Таким образом, появляется понимание того, что решение поставленной задачи не укладывается в рамки используемых возможностей, что поиск оказался в тупике и что требуется нестандартный, оригинальный и решительный шаг для выхода на новый уровень творческого процесса.

Находясь на этапе фрустрации, можно утратить самоконтроль и отказаться от возможности поиска новизны. Однако знание того, что эта фаза присуща любому творческому проекту, помогает понять, что дальнейшее продвижение по пути творческого озарения невозможно без реорганизации всей работы над проектом.

Анализ причин возникновения творческого тупика ведёт к пониманию слабого звена в процессе поиска креативного решения. Необходимость избавиться от стереотипов или ограничивающих убеждений и получение дополнительной информации приводит к преодолению сдерживающих барьеров и создаёт предпосылки для процесса, который называют «новым ростом».

Творческий процесс переходит в фазу инкубации вместе с окончанием активного и сознательного поиска решения. Процесс созревания идеи перемещается в правое полушарие, и подсознание с готовностью предоставляет информацию, имеющую отношение к изучаемой проблеме. Учёные называют этот период умственным отдыхом.

На этапе инкубации возрастает роль подготовительного этапа. Качество собранной информации влияет на качество ожидаемого результата.

Инсайт - это момент получения отчётливого ответа после периода инкубации. Осознанное решение может быть замечено не сразу, однако ощущения завершения поиска идеи сопровождаются бурной радостью, что и является показателем окончания скрытого процесса созревания. Важно зафиксировать появление идеи, иначе итог длительной работы сознания и подсознания может исчезнуть.

Результат переживания инсайта заключается в немедленном изменении существующей структуры поиска новой идеи во внутреннюю структуру более высокого порядка.

Пробуждённое вдохновение придаёт сил для напряжённой работы над сформировавшейся идеей. Поиски креативной идеи в творческом процессе завершаются этапом разработки. Этот этап ограничен во времени.

Все этапы креативного процесса ведут к стадии воплощения, где идея получает видимые очертания.

Креатив - это умение выдвигать интересные предложения, создавать новые идеи, иными словами, творческий подход к решению проблемы. Необычная, неожиданная, новая идея приходит нелегко. Обычно, идеи появляются случайно, но при системном подходе, их можно получить в организованном порядке.

Несмотря на расхождения в терминах, различные описания творческого процесса в целом схожи друг с другом. Творческий процесс обычно описывается как ряд последовательных шагов. Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого решения:

  • 1 Фаза собирания материала, накопления знания, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы;
  • 2 Фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;
  • 3 Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании;
  • 4 Фаза контроля, или проверки, которая требует полной включенности сознания.

В 1926 г. английский социолог Грэхэм Уоллс впервые дал названия этим шагам творческого процесса. Он назвал их так:

  • - Подготовка
  • - Инкубация
  • - Озарение
  • - Проверка.

В более обстоятельном виде описание творческого процесса предлагается Алексом Осборном, бывшим главой агентства BBDO , основавшего в штате Нью-Йорк Фонд творческого образования, у которого есть свои мастерские и журнал:

  • 1. Ориентация -- определение проблемы.
  • 2. Подготовка -- сбор относящейся к делу информации.
  • 3. Анализ -- классифицирование собранного материала.
  • 4. Формирование идеи -- сбор разных вариантов идей.
  • 5. Инкубация -- выжидание, во время которого приходит озарение.
  • 6. Синтез -- разработка решения.
  • 7. Оценка -- рассмотрение полученных идей.

Несмотря на то, что шаги и названия несколько отличаются друг от друга, все творческие стратегии имеют несколько одинаковых ключевых моментов. Исследователи обнаружили, что идеи приходят после того, как человек погрузится в проблему и доработается до того, что ему захочется все бросить. Подготовка и анализ являются основным периодом самой трудной работы, когда необходимо читать, исследовать и узнавать все, что касается этой проблемы.

Затем наступает время формирования идеи, когда обыгрывается материал, а проблема рассматривается с разных точек зрения. Это также период рождения идей. Большинство творческих людей используют физический способ рождения идей -- делают наброски на бумаге, гуляют, бегают, ездят на лифте вверх и вниз, ходят в кинотеатр или едят определенную пищу. Это очень личная техника, которая используется для создания нужного настроения. Задачей этого этапа является сбор максимального количества идей. Чем больше идей собрано, тем лучше будет конечная концепция.

Процесс анализа, сопоставления различных идей и ассоциаций утомителен для большинства людей. Исследователь может столкнуться с глухой стеной и сдаться. Этот момент Джеймс Уэбб Янг называет «утомительной работой для мозгов», которая все же необходима.

Инкубация -- наиболее интересная часть процесса. В это время ваше сознательное мышление отдыхает, позволяя подсознанию решать проблему. Другими словами, когда исследователь расстраивается или сердится из-за того что к нему не приходят идеи, необходимо делать что-нибудь, что позволит забыть о проблеме, и тогда начнет работать подсознание.

Озарение -- неожиданный момент, когда приходит идея. Обычно идея появляется в самое неожиданное время: не тогда, когда исследователь сидит за столом, напрягая мозг, а, например, поздно вечером перед самым сном или утром, когда просыпается. В самый неожиданный момент кусочки собираются в единое целое, и решение становится очевидным.

Одним из самых важных является этап проверки или оценки, на котором необходимо вернуться к самому началу и объективно рассмотреть свою идею. Действительно ли все так здорово? Понятно? Соответствует ли идея стратегии? Большинство людей, работающих над творческой стороной рекламы, признают, что многие из их самых лучших идей просто не работали. Идеи могли быть великолепными, но они не решали проблему или не достигали определенной цели. Текстовики также признают, что иногда идеи, казавшиеся великолепными, не волновали их уже на следующий день или через неделю.

Оценка включает в себя принятие решения о продолжении работы, что должен делать каждый творческий человек. Крейг Уэзерап, президент компании Pepsi , объяснял: «Вам необходимо четко видеть свою цель... и у вас должно хватить нервов нажать на спусковой крючок». В агентстве BBDO говорят: «В Pepsi много забраковывают. На каждый рекламный ролик, с которым мы идем к клиенту, приходится, вероятно, 9 роликов, от которых он отказался».

Формирование идеи. Под формированием подразумевается процесс получения оригинальной идеи. Формирование идеи происходит при разработке нового товара и его названия, позиционировании, стратегическом планировании, снижении издержек, модернизации и при разработке крупных идей в рекламе

Считается, что наука принципиально отличается от художественного творчества. Здесь у нас есть строгие правила метода и доказательства, а там - свобода авторского произвола. Здесь - годы кропотливой работы по проверке гипотез и проведению экспериментов, там - лишь индивидуальная воля сочинителя.

Но если присмотреться, творческий процесс устроен приблизительно одинаково, в какой бы области он ни протекал. Чтобы добиться успеха в физике или математике, нужно мыслить не менее творчески, чем в поэзии, а писателю необходима та же строгость мышления и трудолюбие, что учёному или инженеру.

Об этом ещё в 1908 году говорил в своём докладе «Математическое творчество» Анри Пуанкаре. Научному открытию предшествует долгая работа, которая отчасти происходит сознательно, а отчасти совершается в области подсознания, когда уже накоплена нужная информация и сделаны необходимые усилия. Затем происходит внезапное озарение, когда части головоломки внезапно сходятся и - эврика! - встают на свои места.

Вот как описывает это сам Пуанкаре:

Анри Пуанкаре

из доклада «Математическое творчество»

Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил чёрного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию.

К озарению нельзя подойти с помощью одного только разума, который раскладывает задачу на отдельные элементы и проверяет их на соответствие друг другу. Хотите отпугнуть вдохновение - непрерывно думайте о проблеме. Хотите его привлечь - отвлекитесь от задачи на час, день, неделю; позвольте своему подсознанию проделать нужную работу за вас.

Стадии творческого процесса, которые можно найти в рассуждении Пуанкаре, позднее были более чётко сформулированы в работе психолога Грэма Уоллеса «Искусство мысли» (1926 ). С тех пор эта схема принципиально не изменилась. По Уоллесу, творческий процесс состоит из четырёх стадий:

  • Подготовка. Исследование нового материала, обработка и планирование, обдумывание задач. Период осознанной концентрации над проблемой.
  • Инкубация. Отвлечение от задачи, когда «ментальные события» начинают происходить непроизвольно, без контроля сознания. В этот период лучше заняться чем-то другим либо просто отдохнуть. Период инкубации может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
  • Озарение. Вспышка осознания, что решение проблемы найдено. Бессознательное выдаёт результат проделанной работы, что часто достигается соединением случайных образов и ассоциаций.
  • Проверка. Контроль сознания за найденным решением, отбор идей и проверка гипотез. Изначальная идея оценивается, дорабатывается и подкрепляется рациональными аргументами.

Можно легко заметить, что эти стадии не всегда следуют одна за другой и могут повторяться несколько раз при работе с одной и той же проблемой. В некоторых случаях озарение происходит постепенно, когда отдельные открытия складываются в большую теорию - как это произошло с теорией эволюции Чарльза Дарвина.

Одного лишь озарения для творчества недостаточно.

Как говорил Томас Эдисон, «гений - это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Но и без отдыха тут тоже не обойтись.

Важную роль в процессе творческого поиска играет интуиция. Это предчувствие, которое задаёт мыслительному процессу определённое направление. Предчувствие может дать толчок к поиску новой информации, а также направить бессознательное в определённую сторону.

Известный психолог Михай Чиксентмихайи в своей работе о креативности делит последнюю стадию на два этапа: оценка и оттачивание. На последней стадии писатель работает над формулировкой отдельных предложений и структурой текста, учёный более чётко формулирует гипотезы и пытается связать свою работу с более широким контекстом.

Но даже на этом этапе «озарения» не кончаются. Порой финальные штрихи добавляют портрету совершенно новые черты, которые меняют всю картину целиком. Никто бы не стал совершать открытия и писать романы, если бы результат был известен заранее. По сути, творческий процесс никогда не прекращается.

Центральный момент этой схемы - переход от инкубации к озарению.

Именно это мы обычно называем творчеством в узком смысле этого слова, будто бы всё остальное - лишь подготовка и финальное наведение лоска. Именно этот этап хуже всего схватывает наше сознание. Психологи-когнитивисты утверждают, что в период инкубации происходит «бессознательное познание» : мысленные сигналы и стимулы соединяются друг с другом в порядке произвольных ассоциаций.

Вот как немецкий химик Фридрих Кекуле описывал открытие циклической формулы бензола, которое пришло к нему во время сна перед камином:

Фридрих Август Кекуле

Я сидел и писал учебник, но моя работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул стул к огню и задремал. Атомы снова запрыгали у меня перед глазами. На этот раз небольшая группа скромно держалась на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить целые ряды, извивающиеся подобно змее. Но смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая следствие из гипотезы. Научимся мечтать, и тогда может быть, мы постигнем истину.

Гораздо чаще работу подсознания нельзя описать так отчётливо, как это делает Кекуле: озарение просто «приходит». Когнитивисты подсчитали, что восприятие стимула через органы чувств происходит со скоростью от нуля до одной пятой секунды. Сознание требует для своей работы уже не менее ½ секунды. Самое интересное разворачивается между этими двумя этапами.

Как пишет Михаил Эпштейн, «в этом промежутке - между чувственным восприятием и сознанием - и размещается та пауза, та тёмная “эврика”, которая лишь позже освещается сознанием и воспринимается как “ослепительная вспышка”: она проясняет новую идею и вместе с тем заслоняет, “затемняет” её источник». Получается, что творческое сознание целиком пронизано бессознательным; бессознательное его создаёт.

Это означает, что окружающая среда, отдых и отвлечение могут занимать в творческом процессе более важное место, чем сознательные усилия. Возможно, творчество - это 1 процент вдохновения и 99 процентов труда, но один процент в некоторых случаях значительнее оставшихся девяносто девяти.

Мы привыкли думать, что творчество - это дело одной личности. Но на самом деле это системный феномен.

Культура осуществляет отбор того, что достойно и недостойно считаться значимым произведением. Поэтому креативность проще оценить там, где существуют чёткие правила отбора. Например, новую математическую теорию специалисты оценят очень быстро, а вот литературные шедевры иногда десятилетиями должны дожидаться своего часа.

Культура становится бессознательной частью человеческой личности и порождает новые творения. Творческий человек - будь то учёный, писатель или изобретатель - является тонко настроенным инструментом, который улавливает течения окружающей среды и преобразует их так, чтобы вносить в этот мир изменения. При этом само по себе стремление к новизне не является стимулом для работы. Таким стимулом является стремление искать, а найдётся решение или нет - не так уж важно.

Михай Чиксентмихайи

из книги «Креативность. Психология открытий и изобретений»

Одна из отличительных особенностей творческой работы заключается в том, что работа эта никогда не заканчивается. Иными словами, все наши респонденты утверждали, что одинаково верны две вещи: что они работали каждую минуты своей сознательной жизни, и что за всю жизнь они не проработали ни дня.

Чтобы сделать творчество частью своей жизни, нужно научиться не только работать, но и отдыхать. Как говорит американский физик Фримен Дайсон, «люди, которые всё время чем-то заняты, обычно не отличаются творческими способностями».

Творчество наполняет смыслом и интенсивностью даже праздное времяпровождение. Возможно именно поэтому оно делает людей более счастливыми. Вопреки стереотипу о несчастном гении, большинство творческих людей - счастливые люди.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним поиск новых путей, всё сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо всё более глубокое познание мира.

Именно творческий поиск, дает возможность познания (открытия) всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей.

Создавая что-то во внешнем мире, человек может открывать что-то в себе, а развивая какие-либо существующие способности, т.е. создавая себя, узнавать что-то новое о внешнем мире.

Творческий поиск (познание) - это базовая потребность человека, которая делает человека человеком. На способности к творческому осмыслению и преображению окружающего мира основана разумность человека, именно способность к творчеству еще в далеком прошлом определила выживание нашего рода.

Творчество, поиск новых идей - это умение комбинировать известные элементы окружающей реальности в новых, нестандартных сочетаниях, и получать результат, отличный от известного природного. Прежде всего, творчество, это создание субъективно нового, ценного в материальном или духовном плане и для самого творца (личности) и для других.

Прежде всего, речь идет о творчестве во всех областях человеческой жизни: постижении и преобразовании мира, в науке, производстве, искусстве, повседневной деятельности, взаимоотношениях людей друг с другом и окружающей действительностью.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности - упорство, работоспособность, смелость.

В настоящее время, поиск новых знаний (неизвестного) и их материализация (создание новых объектов техники), значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации, что и обуславливается актуальностью выбранной темы. В силу этого, во всем мире возникли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого мышления и поиска новых решений. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих средств связана с тем, что "логика научного открытия далека от логики формальной, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета, у чертежной доски и в рабочее время, но и казалось бы, в самой неподходящей обстановке, и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветились яркой вспышкой мгновенного озарения и взаимосвязанные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину". Изучение эвристических приемов и методов активизации творческого мышления приближают момент "озарения", а также развивают способности личности в творчестве .

Овладение теорией творчества, приемами и методами поиска неизвестного помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности в данной профессии .

Цель работы: исследовать процесс творческого поиска, его значимость для человека и окружающего его мира.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи данной работы:

Раскрыть сущность творчества;

Рассмотреть виды творчества;

Проанализировать творческий процесс;

Охарактеризовать стадии творческого мышления;

Наблюдение за личностью в ходе творческого поиска.

Объект исследования - процесс творческого поиска.

В ходе работы необходимо преодоление барьеров в процессе творческого мышления, которые влияют на значимость творческого поиска в целом.