Праздник русского языка. Сценарий проведения школьного вечера

Ежегодно 6 июня мы празднуем День рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В этот день в России отмечается "Пушкинский день" (День русского языка).

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 85 .
Все разделы | Пушкинский день, День русского языка, 6 июня

Презентация «6 июня - День рождения А. С. Пушкина» Слайд № 1 6 июня . День рождения А . С. Пушкина . 1799 - 1837 Слайд № 2 Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ногу ножкой называть. Анна Ахматова Слайд № 3 Александр Сергеевич...

Методическая разработка викторины ко Дню русского языка в России для обучающихся 1 курса техникума Методическая разработка викторины ко Дню русского языка в России Викторина ко Дню для обучающихся 1 курса КГА ПОУ «КПТ» г. Краснокамска. Цель : расширить кругозор обучащихся. Оборудование : проектор, компьютер, презентация. Ведущий. Добрый день , дорогие ребята. Мы собрались...

Пушкинский день, День русского языка, 6 июня - Оформление стены к проекту «Читаем вместе», посвященному Дню рождения А. С. Пушкина

Публикация «Оформление стены к проекту «Читаем вместе», посвященному Дню рождения...» На форо изображение оформленная стена по произведениям А.С. Пушкина. А так же сделанная руками (папы) печка символ русской сказки. Цель: Расширить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина Задачи: Познакомить с творчеством А.С.Пушкина. Формировать заинтересованность...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное Дню языка, участвовали: Учитель русского языка – Ишмухамедова А.А...


Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное Дню языка, участвовали: Учитель русского языка – Ишмухамедова А.А Музыкальный руководитель – Жанакулов Ж.О. Хореограф – Битенова А. Ш. Проводится...

Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное Дню языка, участвовали: Учитель русского языка – Ишмухамедова А.А...

Пушкинский день, День русского языка, 6 июня - «Пушкину посвящается…» Праздник для учащихся 2 и 3 классов к Дню рождения А. С. Пушкина

ПУШКИНУ ПОСВЯЩАЕТСЯ… Ведущая. Друзья, сегодня мы собрались с вами здесь поговорить о творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Мы все любим его стихи. Помните вот эти: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь она завоет, То заплачет как дитя… Или еще: Под...

День Пушкина У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта...

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Сценарий внеклассного мероприятия

9 - 11 класс

«Праздник русского языка»

подготовила

классный руководитель 9 класса

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

Великое русское слово...

А.А. Ахматова

Задачи:

углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

способствовать развитию интереса к родному языку;

воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

Оборудование:

1) плакаты с высказываниями о русском языке;

2) школьные газеты о русском языке;

3) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой

Подготовка:

1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

2) выпуск газет о русском языке;

3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;

4) подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грам­матических норм.

Ход праздника

Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите зани­мательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!

Ведущий 2: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Ведущий 1: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.

Чтец: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущий 2: Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

Ведущий 1: Сколько замечательных слов сказано о русском языке.

1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К.Паустовский)

2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)

3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)

4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)

5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.

(М. Горький)

6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)

Ведущий 2: Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей! Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и себя.

На фоне музыки звучат стихи.

Ведущий 2: Мурат Паранук, адыгейский поэт

Чтец:

Лесным покоем,

Звоном речек

В моей душе запела Русь.

Горжусь ее певучей речью,

Ее поэзией горжусь.

Она к аульному подпаску

Пришла в холодное жилье,

Согрела лаской, шуткой, сказкой

Сиротство раннее мое.

Она передо мной открыла

Страницами бессмертных книг,

Щедра, легка, ширококрыла,

Неиссякаемый родник.

Открыла горцу и поэту,

Как жизнь любить,

Как мир беречь,

Благословенная вот эта,

Мне ставшая родною речь

Ведущий 1: Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:

Чтец:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной...

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык -

Я онемею.

Утратив русский -

Стану я глухой.

Ведущий 2: Ростислав Братунь, украинский поэт

Чтец:

Язык России я не в школе -

По книге Пушкина узнал.

Поэт свои мечты о воле

Еще мальцу мне завещал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата -

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе -

По книге Пушкина узнал,

Как правды знаменье и воли.

Порыв к тому, о чем мечтал.

Ведущий 1: А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер

Чтец:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в план не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Ведущий 1: О языке народ сложил много пословиц и поговорок:

Язык до Киева доведет.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Язык говорит, а голова не ведает.

Язык голову кормит, он же и спину портит.

Язык мал: великим человеком шатает.

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет.

Языком болтай, а рукам воли не давай.

Языком не спеши, а делом не ленись.

Ведущий 2: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. Что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивавается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

Ведущий 1: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врага­ми, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

Ведущий 2: О минувших периодах истории мы судим по сохранив­шимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукопи­сям. М ы часто употребляем слова и выражения, которые были порож­дены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они те­перь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Чтец

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет -

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»

Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно го­ворят … (водой не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь... (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут).

1.Валится из рук (не получается);

2.Голыми руками взять (легко, без усилий);

1.Клевать носом (засыпать);

2.Идти в ногу (согласованно);

1.Вставлять палки в колёса (мешать);

2.Давать слово (обещать);

1.В двух словах (сжато);

2.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).

Ведущий 2: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два ученика разыгрывают сценку.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

Как живешь? - спрашиваю.

Нормально, - отвечает.

А с учебой как?

Нормально.

Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

Нормально.

Вот так поговорили!

Ведущий 1: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе-шутке «Сотрудник института синонимов».

Сценку разыгрывают три ученика.

Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

А моя - Сидорчук, - сказал начальник ЖЭКа.

Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению...

Ну и что?

Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...

Хотеть делать, желать, стремиться - это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить...

Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.

Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место; не пятая спица в колеснице...

Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. - Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту при­годиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушки­ной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать...»

Ведущий 2: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке пи­сатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митро­фанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).

Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.

Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Сушествительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилага­тельное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

Ведущий 1: А вы встречали такого Митрофанушку среди своих зна­комых, друзей?

Ведущий 2: Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее.

Сценку разыгрывают три ученика (рассказчик, неграмотный, грамотей).

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

Нет, не могу, нога болит, - ему ответил тот. - Через неделю прихо­ди, авось болезнь пройдет.

Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.

Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.

Ведущий 1: В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекла­ме, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.

Группа «Руки вверх», песня «Студент».

Ты звонишь ей домой,

Когда меня рядом нет.

Скажи мне «да» или «нет»

И дай мне свой ответ.

П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».

Я шоколадный заяц,

Я ласковый мерзавец

И сладкий на все сто…

Бутусов, «Песня идущего домой».

Я шел по мостовой,

Я шел по мокрым лужам,

По скользкой мостовой

Ногами снег утюжил.

группа «Корни»

Твои изумрудные брови

Колосятся под знаком луны...

Ведущий 1: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культу­рой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

Ведущий 2: Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

Ведущий 1: Наша встреча подходит к завершению. В заключение хо­чется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Литература

1. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Виноградов В.В. История русского литературного языка. - М., 1978

3. Дешнова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи //РЯШ. - 1996 - №1

4. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодёжи. // Русская речь. - 1991. - №1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

Сценарий открытого внеклассного мероприятия,

посвященного Дню русского языка

«И мы сохраним тебя, русская речь…»

Разработчик:

преподаватель русского языка и литературы,

І квалификационной категории

Агеева Екатерина Валентиновна

Прибрежное

2017

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.

Оформление:

    плакаты,

    презентация «И мы сохраним тебя, русская речь…»

    отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев»,

    отрывок из кинофильма «72 метра»,

    плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

«Что русский язык – один из богатейший языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

(В.Белинский)

«Я русский бы выучил только за то, что толком его не знает никто».

(В.Маяковский)

1 ведущий. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,- Выучи русский язык!

2 ведущий. Он твой наставник, великий, могучий, Он переводчик, он проводник! Если штурмуешь познания кручи,- Выучи русский язык!

3 ведущий. Тургенева зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник. Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!

4 ведущий. Уважаемые гости! Дорогие друзья! Здесь нет случайных людей. Тут собрались, те, кто любит и ценит великий и могучий русский язык. Невозможно не обойти вниманием Александра Сергеевича Пушкина, который родился 6 июня 1799 года и в честь которого ежегодно по всей России отмечается праздник русского языка. Конечно, наше сегодняшнее мероприятие – посвящено родному языку «И мы сохраним тебя, русская речь».

Стоит напомнить, что именно главной исторической заслугой Пушкина является им закрепление русского народно-разговорного языка в литературе.

Язык – удивительнейший из даров, которым наделён человек. Это могучее орудие человека в его трудовой и творческой деятельности. В мире насчитывается ныне более двух с половиной тысяч языков. Большинство же человечества объясняется на двадцати языках. В это число входит и наш русский язык, на котором говорят свыше двухсот пятидесяти миллионов человек (примерно 3 место после китайского и английского).

Русский язык играет выдающуюся роль в развитии передовой общественной науки, мировой культуры, в духовном развитии и сближении народов.

2 ведущий . Сейчас в разных странах мира русский язык изучают более 20 миллионов человек. Это значит, что каждый седьмой житель нашей планеты знает русский язык. Его изучают в Европе и Америке, его изучают школьники и студенты в странах Азии и Африки. Русский язык стал языком развития и укрепления дружбы и сближения народов разных стран.

Русское слово можно услышать сегодня на всех континентах, в самых отдалённых уголках Земли. Сбылись слова Алексея Толстого: « Настанет время – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара ». Сегодня народы мира хотят знать русский язык – язык мира, дружбы и богатейшего культурного наследия.

3 ведущий . В «Письмах русского путешественника» Николай Михайлович Карамзин писал: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»

Декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер в лекции о русской литературе, прочитанной им в Париже в 1821 году, говорил: «Таково … современное состояние русского языка: он богат, выразителен, свободен и гармоничен».

Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…»

А.М. Горький утверждал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

1 ведущий . Представляю вашему вниманию современного автора Михаила Крюкова с произведением «Много языков на свете разных», читает Ермашова Татьяна.

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

4 ведущий . На русском языке написаны произведения Пушкина, Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина, Горького и Шолохова.

Наш язык велик и могуч, и мы все, для кого русский язык является родным, все, кому он дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность, выразительность. Современный русский язык, получив богатейшее наследство, развивается с быстротой поражающей. Словарное богатство его неисчерпаемо. Богатейшие возможности русского языка позволяют говорящим на нем создавать новые слова, как только в них возникает необходимость.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из кинофильма «72 метра» режиссера Владимира Хотиненко по мотивам рассказа Александра Покровского про великий и могучий русский язык.

( демонстрация фрагмента из х/ф «72 метра» )

2 Ведущий. В истории русского народа есть пословица, известная всем: « Встречают по одёжке – провожают по уму ». Она особенно точно указывает на то, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.

Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.

3 Ведущий. Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.

« Слово – дело великое , - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти ».

1 Ведущий. В подтверждении этому можно привести такой исторический пример.

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.

Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.

3 Ведущий. Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения – это неологизмы.

2 Ведущий. Но, к большому сожаленью, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет. И мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова, придирчиво выбранные ею из могучего русского языка: «хо – хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».

4 Ведущий. Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 тысяч до 6 тысяч. Задумайтесь, а каков ваш словарный запас?

Что же помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека. Чем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Для повышения речевой грамотности больше читайте. Вашим постоянным чтением должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: « Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал ».

А сейчас ребята прочитают вам стихи про русский язык.

( Представители от групп читают стихи ).

1 чтец

Стужа ль жгла, дожди ли моросили,-

Забывая и боль и грусть,

Как молитву, язык России

Я заучивал наизусть.

В нем, мне кажется, от природы,

Как в живительном корне, есть

Свежесть совести, сок свободы,

Благородство, размах и честь.

Беспримерный язык! Недаром

Пушкин думал на нем и творил.

С. Васильев «Русский язык»

2 чтец

Щедро народное наследство -

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Но порой, друзья мои, бывает,

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в моем не бедном языке.

Жизнь идёт, словарь опережая,

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у русских многому учусь.

Навсегда вошли без перевода

Русские советские слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик,

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык.

С. Данилов «Мой русский язык»

3 чтец

За что я русский полюбил язык?

За что я к слову русскому приник?

За то, что мудрость Пушкина впервые

На языке России я постиг.

На нём всемирный обрели маршрут

Слова: Свобода, Равенство и Труд,

Слова, что всех людей земного шара

К борьбе за счастье на земле зовут.

За что Россию я люблю, как мать?

За что готов ей жизнь свою отдать?

За то, что в годы битв и испытаний

Она смогла свободу отстоять.

И счастлив я, что сквозь года со мной

Идут по жизни Пушкин и Толстой,

Что у Максима Горького учусь я

Любви к народу и к земле родной,

Что Родине служить не устаю,

Что музе Маяковского обязан

Я местом в поэтическом строю!

2 ведущий . В огненные годы Великой Отечественной войны перо и винтовка были рядом. Очерки и публицистические статьи советских писателей были страшны для фашистов так же, как залпы «катюш». Писателя и публициста Илью Эренбурга за его очерки и статьи, направленные против фашизма, Гитлер назвал своим врагом №1.

3 ведущий . Из более, чем тысячи советских писателей ушедших на фронт, двадцать один удостоен звания Героя Советского Союза, свыше четырёхсот погибли в боях.

Всеволод Багрицкий,

Муса Джалиль,

Михаил Кульчицкий,

Всеволод Лебода,

Евгений Петров,

2 ведущий .

Аркадий Гайдар,

Павел Коган,

Юрий Крымов,

Николай Майоров,

Иосиф Уткин

4 ведущий . Хотелось бы рассказать вам небольшую притчу о том, как пытались сохранить русский язык во время Великой Отечественной войны.

Притча :

Во время Великой Отечественной войны многие русские женщины попадали в концлагеря вместе с маленькими детьми. Детей отбирали и селили отдельно, учили немецкому языку в надежде, что они забудут родной. И тогда женщины ночью пробирались к детским баракам и разговаривали с детьми на родном языке: «Смотрите - это звезды, а это ночь...» Дети слабыми голосами повторяли слова. Такие ночные уроки были опасны для жизни, но матери сохраняли детям язык, воспитывали любовь к родному слову и веру. Русский язык, звучавший ночью в концлагерях, стал подвигом во имя жизни.

1 ведущий . В годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки !

3 ведущий . «…Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, как Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Бунин», - призывал Максим Горький.

2 ведущий . Некоторые люди считают, что для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, желания, оказывается вовсе не надо знать множество слов. А вот, насколько такая речь будет гармонична, литературна, выразительна и грамотна, судите сами.

( демонстрация фрагмента из х/ф «Двенадцать стульев» )

К сожалению, и в нашей жизни встречаются подобные «Эллочки».

4 ведущий . История русского языка своими корням уходит в далекие тысячелетия. И совершенно не удивителен тот факт, что раньше многие слова, к которым мы уже давно привыкли, переводились по-другому или вообще были взяты из каких-либо других языков. Но сегодня люди только удивляются тому, какие существуют интересные факты о русском языке.

1 ведущий .

Население России говорит на диалектах. Их в стране выделяется три: среднерусский говор (Псковская, Тверская, Московская, Владимирская, Ивановская, Нижегородская области), северное наречие и южное наречие.

44% населенных пунктов страны имеют повторяющиеся названия. Большинство из них образовано от личных имен: Александровка, Михайловка и Ивановка.

46 населенных пунктов называются словом из 2 букв. Например, поселок Ыб в Республике Коми.

Есть слова, начинающие на букву Ы, правда это обозначение рек и населённых пунктов в России - Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Самым позитивными названиями деревень можно признать деревни Хохотуй и Добрые Пчелы.

3 ведущий . Факты о буквах.

*** В настоящее время в мире используется 65 разных алфавитов. Самый богатый из них – кхмерский, в нём 72 буквы, а самый экономный – алфавит одного из языков Папуа-Новой Гвинеи, которому достаточно 11 букв.

***
Алфавит придумали финикийцы, а греки придумали ввести в него гласные. Последнее крупное усовершенствование алфавита разработали римские писцы в IV веке нашей эры: они разделили заглавные и строчные буквы.

*** 2 ведущий .

Самая древняя буква – «О». Она имелась ещё в финикийском алфавите примерно 3300 лет назад и с тех пор ничуть не изменилась.

***
Самый распространённый в языках мира гласный звук – «А». Нет языка, в котором не было бы такого звука. Также, как ни странно, русский язык почти не терпит слов, начинающихся со звука и буквы «а».

*** 4 ведущий .

Раскройте томик Пушкина: в большинстве его стихов вы не встретите буквы «Ф». В «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» – флот.

***
Буква «твердый знак» или как его раньше называли «ер», сейчас ведет себя тихо и смирно. Но еще недавно школьники, учившиеся грамоте, – терпели от этой буквы страшные несчастья. До 1917 года в фразе «Тогда о твердомъ знаке съ гневомъ и негодованiемъ писали..» пришлось бы поставить 4 «ера». В издании «Война и мир» 1897 года на каждую страницу приходится 54-55 твердых знаков. Это 70 с лишним бесполезных страниц! Если посчитать все книги, получится, что в царской России ежегодно печаталось около восьми с половиной миллионов страниц, сверху донизу покрытых только твердыми знаками.

1 ведущий . Интересные факты о буквах.

В 18 веке восклицательный знак называли «точкой удивления».

2 ведущий . Никто не знает, почему нет практически слов, начинающихся на А.

3 ведущий . Тредиаковский предлагал убрать букву Щ из алфавита, заменив её на СЧ (исчезнуть, счастье).

4 ведущий . Буква С происходит от упрощенной для детей греческой буквы сигма луната.

1 ведущий . Буква Ф пишется только в заимствованных словах.

2 ведущий . В разгар Сталинградской битвы (1942) приказ народного комиссара образования делал обязательным употребление буквы Ё. Буква «ё» стала использоваться с подачи писателя Карамзина.

3 ведущий . Буква Э была включена в алфавит только в 18 веке. Произойди это раньше, возможно мы бы говорили: эвропа, Эва, эвнух.

4 ведущий . В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .

4 ведущий . Интересная статья о знании русского языка.

Уважаете ли Вы родной язык?

Количество прочитанных книг постепенно переходит в качество письма. Активно читающие дети к пятому классу обнаруживают, что им не нужно знать правила для того, чтобы писать правильно. Остальные пробираются сквозь русскую грамматику, проклиная её запутанность и непоследовательность.

Грамматику нужно учить в школе. Потом – поздно.

О чём можно разговаривать с человеком, который, имея на руках аттестат зрелости, пишет «попробывать», «ихний» и «девчёнка»? Который ошибается в «–тся» и «–ться»? Что, кроме вопиющей глупости, мешает ему, написав глагол, мысленно задать себе вопрос «что делать?» или «что делает»?

Кое-что об авторской пунктуации. Её не существует. По крайней мере до тех пор, пока пишущий чётко не осознает, чем отличается сложносочинённое предложение от сложноподчинённого, причастие от прилагательного, в каких случаях ставится запятая перед «как», почему в одних случаях надо употреблять двоеточие, а в других – тире.

Нет, это не снобизм, потому что язык – не вещь, не личностное качество, не свойство, и уж подавно не способ возвыситься над другими.

Язык – ещё одно средство постижения мира, как зрение или слух.

Почему люди, которым ни за что не придёт в голову лишить себя зрения, сознательно лишают себя языка? Откуда вот это «зачем писать правильно, мы же не на экзамене»?

Почему, стоя утром перед зеркалом, никто не думает «надену треники, мы же не на показе мод» или «не стану чистить зубы, мы же не на конкурсе свежего дыхания»?… Почему люди, которым не приходит в голову лишить себя слуха, преспокойно говорят «скрипя сердцем»? Где они слышали сердечный скрип?

Нелепо оправдываться «зато я знаю физику, а Вы?».

Язык – не профессия. Это средство связи. Для физиков, математиков, лингвистов, художников, шахтёров, токарей. Пожалуй, единственное надёжное средство связи с миром.

1 ведущий . Выражение «Пуп земли». Часто приходится слышать: «Он считает себя пупом земли». Откуда же взялось выражение «пуп земли»?

Надо заметить, что местонахождение пупа земли каждый народ определяет по-своему.

Древние греки считали, что центром человеческого тела является пупок. По легенде, отец богов Зевс пожелал узнать, где же, в таком случае, находится пуп земли. Он пустил с двух «концов света» орлов. Летя с одинаковой скоростью, птицы столкнулись в небе над тем местом, где позднее возник город Дельфы. Его-то и стали считать центром мира.

По мнению евреев, например, в центре мира стоит Палестина, в центре Палестины – Иерусалим, в Иерусалиме – храм, а в храме – камень, который и является пупом земли. По одной из версий, Господь закрыл им дыру в бездне хаоса.

А жители Алтая полагают, что пуп земли находится где-то в их горах.

2 ведущий . Имена, ставшие словами.

Истории появления тех или иных слов в языках мира всегда интересны и занимательны. Особенно впечатляют слова, происхождение которых связано с вполне реальными историческими личностями, будь-то писатели, ученые, богачи или предприниматели, которые изобретали, бунтовали, путешествовали, занимались благотворительностью, иными словами – не оставляли общественность равнодушной, а потому имена их стали нарицательными.

Слова-эпонимы, а так их называют этимологи, встречаются часто, но о существовании их мы не задумываемся или просто не знаем.

Кардиган – получил название в честь генерала Джеймса Томаса Браднелла, седьмого главы графства Кардиган, которому приписывают изобретение данного предмета одежды с целью утепления форменного мундира.

3 ведущий .

Ватман – белая плотная бумага высокого качества получила свое название в честь английского бумажного фабриканта Джеймса Ватмана, который в середине 1750-х годов ввел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.

Галифе – название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830–1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями, а еще позже вошли в мужскую и женскую моду.

Гильотина – орудие казни названо по имени французского врача Жозефа-Игнаса Гийотена, который хоть и не изобрел его, но в 1789 году впервые предложил отрубать головы с помощью этого механизма, что считалось «более гуманным».

4 ведущий .

Оливье – свое название знаменитый салат получил в честь своего создателя, шеф-повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в начале 60-х годов XIX века ресторан парижской кухни «Эрмитаж».

Бегония – названа в честь французского дворянина Мишеля Бегона (1638-1710), интенданта французских колоний в Карибском море, организовавшего научную экспедицию на Антильские острова для сбора растений.

Сэндвич – назван по имени Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвичского (1718–1792), лондонского министра и игрока, который, по легенде, изобрёл его во время игры в криббедж. Игра длилась уже несколько часов, а министр не нашёл времени поесть. Джон Монтегю попросил, чтобы ему подали еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям-игрокам понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».

1 ведущий .

Силуэт – Этьен де Силуэт (1709–1767) будучи генеральным контролером финансов во Франции при Людовике XV обложил налогами внешние признаки богатства (двери и окна, фермы, предметы роскоши, прислугу, прибыль). Пробыл на своем посту всего 8 месяцев. Его имя связали с «дешевой живописью» – вместо дорогого портрета дешевле и быстрее обвести тень человека.

Интересные факты о русском языке рассказывают нам о том, как в его обиход вошло слово «галиматья». Оно имеет очень интересную историю, которая своими корнями уходит в конец прошлого века. Во Франции работал такой известный врач, как Гали Матье. Он своих пациентов лечил шутками! Доктор стал настолько популярным, что обслуживал людей даже по почте, высылая им целебные каламбуры. Так появилось слово «галиматья», от имени великого врача. Тогда оно трактовалось как целебная шутка. Но сейчас данное слово переводится совершенно иначе. Чушь, чепуха, бестолковщина, бред – вот какие синонимы подбирают люди.

2 ведущий . Великий и могучий русский язык считается одним из самых сложных для изучения. Помимо всего прочего есть и интересные факты, которые знают далеко не все носители языка.

В русском языке есть слова с тремя буквами «е» - змееед, короткошее (а также длино-, криво-).

3 ведущий . В нашем языке есть термин «спунеризм». Им обозначают фразы-перевёртыши типа «вагоноуважаемый глубокоуважатый», «шампан стаканского», «стёклый в трезвышко».

Англичане для запоминания фразы «Я люблю вас» используют мнемоническую фразу «Yellow-blue bus».

Слово «неделя», оказывается, первоначально обозначало день отдыха, нерабочий день. А понедельник, соответственно, день, следующий за выходным.

4 Ведущий . Помните, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Интересные факты о русском языке – это занимательная тема, однако пару слов надо сказать и о весьма глобальной проблеме современности. Ради справедливости следует отметить, что на сегодняшний день, к сожалению, далеко не все носители русского языка могут грамотно употреблять в своей речи те или иные слова. Вставляют в предложения термины, истинный смысл которых им не известен, неправильно расставляют ударения, «проглатывают» буквы или нечетко их проговаривают. И некоторым следует об этом задуматься, так как чрезмерное (и, самое главное, массовое) злоупотребление такой неграмотностью может привести к деградации самого русского языка. А это будет действительно глобальной проблемой.

Спасибо за внимание!

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

(И.Тургенев)

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

(А.Куприн)

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

(Ведро – ведро).

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

(Еше – исчо).

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

(Неправильно).

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

(Вопросительный знак).

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. 2.

Слева направо:

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

Справа налево:

2. Часть лица.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

Справа налево:

1. Код. - Доктор).

11. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стог, стон).

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота).

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

(Коля – колья).

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

(Буква М).

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Твое имя?).

20. Хитрые вопросы-шутки:

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

(Фара – арфа).

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

1) МЕ (…) ОЛАД (шок)

2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

5) С (…) ОКНО (тол)

6) ГА(…) АРОНЫ (мак)

1-й ведущий.

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.


Более 250 миллионов человек в мире владеют русским языком. Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла — они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски.

Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, а также самым распространенным европейским языком в географическом смысле.Интересно, что разговорный русский язык в обязательном порядке изучают все космонавты, которым предстоит работать на Международной космической станции.

По последним данным, в мире более 150 миллионов русскоязычных, еще более 100 миллионов владеют русским как вторым языком.
***

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Анна Ахматова

***
Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов.

***
Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов
***
Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.

Г. Державин

***
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

А. С. Пушкин

***
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.
А. С. Пушкин

***
Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

А. С. Пушкин
***
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский
***
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев
***
Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Лев Николаевич Толстой
***
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

А.Н. Толстой

***
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

Русский писатель Антон Павлович Чехов

***
Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны - и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.

А. П. Чехов
***
Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.

П. А. Вяземский
***
Русский язык — это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков.

Французский литератор Проспер Мериме
***
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн
***
Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

А. Куприн
***
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.

Н.А. Некрасов
***
Везде литература ценится не из-за её гнуснейших образцов, а из-за тех её выдающихся деятелей, который ведут общество вперёд.

М.Е. Салтыков-Щедрин
***
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.

А. С. Хомяков
***
Перед Вами громада — русский язык!

Николай Васильевич Гоголь
***
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константи Дмитриевич Бальмонт о Русском Языке
***
Пушкинский язык

Нам будет некого винить,
Когда не сможем сохранить,
К чему как к солнцу ты привык -
Великий Пушкинский язык!!!
В цене лишь деньги и товар,
И страшен лжи истошный крик…
И топчут с грязью дивный дар -
Бесценный Пушкинский язык!!!

Но это - страх временщика…
А жизни век в грядущем - миг!
Грядёт к народам на века

Бессмертный Пушкинский язык!!!



Великий и могучий, правдивый и свободный
НАШ РУССКИЙ замечательный ЯЗЫК! -
Веселый, искрометный, крутой, живой, народный,
ОН мысли выражает напрямик!
Во дни раздумий тяжких, во дни сомнений страшных,
Когда на наш порог ползет беда,
ЯЗЫК не умирает, он силу набирает
И остается РУССКИМ навсегда!
В НЕМ есть слова: «родная», «родимая», «святая»,
«Отеческая», «Русская Земля» -
От дома и до дома, от края и до края
Она для сердца русского - своя!
Английский и немецкий, китайский и турецкий
Хорошие, быть может, языки,
Но... РУССКИЙ - самый стройный, богатый, нежный, вольный
Временщикам и ворам вопреки!
От древних лет доныне исконный дух России
Ни смутой, ни войной не разложить…
Враги и их наймиты здесь снова будут биты,
А Русь была, и есть, и будет жить!
Мы думаем по-русски, мы молимся по-русски,
Мы в бой идем под русское «Вперед!»
ЯЗЫК - душа народа, он через все невзгоды
Потомкам слово пращуров несет!
ЯЗЫК - своим отрада, с НИМ брат находит брата,
ЕГО страшится властный лицедей.
ЯЗЫК ВЕЛИКОРУССКИЙ - подобие набата!..
ГЛАГОЛ, объединяющий людей!
ЯЗЫК народу нужен, ЯЗЫК народу служит,
ЯЗЫК с народом всюду и везде.
В НЕМ - смелый русский витязь, в НЕМ - Третий Рим и Китеж,
ОН - в нашей Вере, в Правде и в Судьбе!
ОН русских окрыляет, ОН к брани призывает
За русский дух, за торжество ума.
Да здравствуют Россия и НАШ ЯЗЫК красивый! -
ДА БУДЕТ СВЕТ! ДА РАСТОЧИТСЯ ТЬМА!


Русский бард
Александр ХАРЧИКОВ