Предфилософия Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии

ВВЕДЕНИЕ 2

1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 3

2. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 4

3. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 5

3.2 ВАЙШЕШИКА. 7

4. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Индийская философия является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Она представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др. В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Га-нди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбах мировой цивилизации и культуры.

Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни, в ней содержится много частных проблем, связанных с самосознанием людей, поэтому эта тема является Актуальной и в наши дни.

Целью контрольной работы является охарактеризовать традиционные школы древнеиндийской философии, понять, как они повлияли на развитие современной философии. Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины.

При написании контрольной работы я ставлю перед собой следующие задачи:

1 Дать определение древнеиндийской философии;

2 Перечислить и охарактеризовать школы древнеиндийской философии;

3 Описать основные идеи учения древнеиндийских школ;

1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

Философия в Индии возникла на основе одной из самых древних человеческих цивилизаций; ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н. э., сохранились до настоящего времени. Религиозно-философские комментарии к Ведам - Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии (о единстве целостной духовной субстанции, брахмана, и индивидуальной души, атмана; о бессмертии души, которая переходит из одного рождения в другое, согласно закону кармы, или воздаяния). Наряду с религиозно-идеалистическими учениями в Упанишадах получили отражение и взгляды материалистов и атеистов, которые отвергали авторитет Вед, существование души после смерти человека, а первоосновой мира считали одно из материальных начал.

Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские школы на ортодоксальные, признававшие авторитет Вед, и на неортодоксальные, отвергавшие непогрешимость Вед. Из ортодоксальных школ шесть считаются главными.: это миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и веданта. К неортодоксальным относятся буддийские, джайнистские и многочисленные материалистические и атеистические школы, наиболее распространенной из которых была школа чарвака (Локаята).

В Индии ряд школ, которые хотя и не одновременно возникли, но параллельно существуют и совместно процветают на протяжении ряда столетий. Причина этого в том, что в Индии философия являлась составной частью жизни. Как только появлялась новая система мысли, группа ее сторонников воспринимала ее как философию жизни и создавала школу этой философии.

2. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Хотя различные школы и были противоположны друг другу, все же индийские мыслители находят между ними известное сходство. Они считают, что все люди имеют разные наклонности и что эту разницу необходимо принимать во внимание в религиозных, философских и общественных вопросах и учитывать вытекающее отсюда различие в естественных правах человека (адхикара-бхеда).

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные {настика} К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие.

К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы - материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

3. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ

3.1 НЬЯЯ (правило, логика) -

Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики.

Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий. Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения.

Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение - это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.

Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.

аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие.

Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете Вед. Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.

3.2 ВАЙШЕШИКА.

Существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом.

Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха. Она стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

За основу философской системы принимается личный опыт, приобретенный на чувственном уровне. Полученный опыт анализируется, и определяется категория проявления падартха, которая поддается познанию и вербальному описанию. Таких категорий семь: вещество, качество, действие, общность, особенность, присущнось и небытие. Все семь признаются как реальные. Иными словами, реально все, что поддается эмпирическому изучению, представляет субстанциональное начало, конкретные характеристики и находится во взаимосвязи с другими объектами. При этом характеристики и взаимосвязи не менее реальны, чем само материальное проявление.

Философская система ньяя/вайшешика рассматривает качественные характеристики объектов как безусловную реальность. Например, каждой вещи присущи качества «древовидности», порождающие уже иные качественные категории. Так, любое дерево в соответствующий период года становится зеленым, то есть приобретает конкретное качество, которое, в свою очередь, становится самостоятельной категорией.

Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья) качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).

Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы – это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления материальных объектов на все более и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше.школы индийского субконтинента. Для европейского и, вообще... христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере. В нем нет... системе древних ариев. 6. Жреческие школы в поздневедийский период Ведийские тексты...

  • Философия Востока и Европы

    Книга >> Философия

    Ведущая к освобождению и духовному совершенству. Ортодоксальные школы брахманской философии продолжали развивать интерпретации... принципиальной несводимости и нетождественности индийского и западного дискурсов, индийской и западной модели теоретического...

  • Неортодоксальные школы в Древней и Средневековой Индии

    Чарвака-локаята (6 в. до н.э.)- это древнейшее материалистическое учение Индии. Представители критиковали веды, институт жрецов, традиционные верования. Считали, что убеждения должны быть свободны. Наиболее развитым течением школы является философии чарваков (чар-4, вак-слово). Важные 4 составляющие мира земля, вода, воздух и огонь.

    Джайнистская школа (VI в. до н. э.). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная и материальная. Связующее звено между ними– карма, которая понимается как тонкая материя. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, пpикотором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.

    Буддизм (7-6 в. до н.э.)Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (Будда) его философия направлена на моральное совершенствование человека. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

    1)истина жизни (существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием);

    2) истина о причине страдания (она связана с желаниями и страстями человека);

    3) истина освобождения от страдания(отказ от желаний);

    4) истина пути, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.

    Ортодоксальные школы в индийской философии

    Веданта (4-2 в до н э)Крупнейший представитель-Шанкара. В этой школе тексты вед рассматриваются в качестве священных книг. Данная школа разработала монистическое учение о мире. Субстанцией мира явл. единое, постоянное абсолютное духовное начало брахман или атман. Окружающий мир можно постичь с помощью истинного знания, которое доступно через постяжение брахмана.



    Миманса (6 в д н э) основатель Джаймини

    Основная задача этой школы – продолжить традиции вед. Эта школа разработала дуалистический взгляд на мир. Она соединила традиции идеализма и материализма, т.е. наряду с существованием бессмертной чел. Души, существуют явления природы.

    Санкхья Основателем ее был Капила (VI в. до н.э.).

    Представители этой школы были дуалистами и не признавали существование Бога стоящего над миром природы. Согласно их учению наряду с первичной материей существуют души, которые не обладают активностью если их рассматривать сами по себе.

    Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации.

    Вайшешика (6-5 в д н э) название этой школы произошло от слова вишеша, что означает особенность. При объяснении окруж. среды данная школа обращается к таким понятиям как материя, субстанция, количество. Эта была первая школа атомизма. Субстанций по их мнению пять: земля, вода, свет, воздух и эфир

    Ньяя (3 в д н э) создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличиечетырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, или заключения, сравнения и свидетельства, или доказательства.

    2. Характерные особенности философии Древнего Китая. Основные философские школы Древнего Китая.

    Древнекитайская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Специфика древнекитайской философии связана с её особой ролью в острой борьбе, которую вели государства Древнего Китая. В то время философы в Китае нередко были различными чиновниками, министрами, послами. Поэтому их интересовали проблемы управления, взаимоотношений социальных групп, этики, ритуала, политики. Философия была направлена не на выработку идеала, а на поддержание существующего положения. Философия Древнего Китая не имела строгого понятийного аппарата, что связано с неразвитостью логики. Специфической чертой древнекитайской философии было рассмотрение мира как единого организма. Мир един. Все его элементы взаимосвязаны и непрерывно поддерживают равновесие. Особое место в мире принадлежит Небу, которое олицетворяло высшую регулирующую силу, разум и справедливость. Небо даёт право на власть земному правителю.

    Конфуцианство (6-5 в до н э) основатель Конфу-цзы. Основным в учении является представление о культе неба-тянь. Небом предопределяются все события на земле, им решаются судьбы людей. Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Выделял 5 отношений: 1) между отцом и сыном; 2) мужем и женой; 3) братьями; 4) семьями; 5) правителем и подданными.

    Легизм (школа законников) (8-3 в до н э) (представительХань Фей) противопоставила свои взгляды конфуцианству. Считали, что законы управляют людьми и дают критерии для определения добра и зла, поэтому подчиняясь закону люди должны отбросить сожаления и разные гуманные соображения. Для того чтобы поддерживать порядок в обществе необходима система поощрения и наказания. Легисты считали, что построение централизованного гос-ва возможно только на основе силы закона.

    Даосизм (6-5 в до н э) представитель этого учения ЛаоЦзы. Дао – это одна из важнейших категорий даосизма, это естественный закон развития мира и самого человека. С позиции даосизма миром, человеком управляет дао. Благодаря дао происходит изменение природы и общества. Чел. не должен вмешиваться в естественный ход вещей искусственным образом. Это утверждение выразилось в принципе увэй, что означает созерцательное отношение действительности. (даосы)

    3. Возникновение и становление античной философии. Поиски первоосновы мира. Философские школы доклассического периода. Апории Зенона Элейского.

    Первым значительным этапом в истории зарождения и развития философской мысли является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия. В развитии античной философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа. Первый, досократовский, период выпадает на 7-5в. до н э. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора, Демокрита. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и политической сферы Древней Греции. Характерной особенностью второго, классического, периода (5-4 в. до н э) является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. За период с 4 по 2 век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии. С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в античном мире принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

    Фалес считал первонач-м воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот. определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказ-тв). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, под-вижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь првращается в огонь. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению эл-нт бытия). Парменид – основ-ль онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Зенон- последов-ель Парменида. На доводы оппонентов, уверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадок-сы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движ-я. Для него бытие непротиворечиво.прим “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относитнач точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что колич-ныеотнош-я явлсущ-тью вещей. Считали первоосн-й число. Пытались отобразить сущ-ть мира с помощью геометрич-х фигур. Анатомисты считали, что все тела сост из ато-мов (конечная неделимая единица). Атмы+пустота - это основа всего сущего.

    4. Классический период древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель. Изменения в философской проблематике в классический периода.

    Характерной особенностью второго, классического, периода (5-4 в. до н э) является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона.

    Философия Сократа - это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он показал современникам и потомкам в чем заключается истинный смысл бытия человека.

    Проблема смысла жизни -- вот главное, что занимало Сократа. Для чего живет человек? В чем суть человеческой личности? Что есть добро и что есть зло? Все эти вопросы -- основные для Сократа. Сократ совершил своего рода переворот в древнегреческом сознании, ибо для него настоящие жизненные ценности заключались не во внешних обстоятельствах, к которым так стремится большинство людей. Основное занятие человека в жизни -- это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения. Свое предназначение Сократ видел в том, чтобы побудить людей к поиску истины.

    В своих сочинениях Платон предстает первым в европейской истории мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы -- с позиции своих философских взглядов он разработал учения чуть ли не о всех сторонах человеческой жизни: о бытие (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (телеология), об обществе (социология), о нравственности (этика).

    Онтология -- учение о сущем; учение о бытии как таковом. Вопросы онтологии -- это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей.

    Гносеология -- учение о познании.

    С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса.

    Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения -- нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание.

    Главная часть философии Аристотеля -- учение о сущем. Аристотель называл это учение "первая философия", т.е. наука, изучающая самые главные, основные проблемы бытия, "сущее вообще".

    Свою философскую деятельность Аристотель начинал как искренний платоник. Однако позднее пришел к выводу, что философия Платона внутренне противоречива, причем данную противоречивость Платон не в силах преодолеть. И основное противоречие заключается в платоновском учении об идеях.

    Аристотель соглашался с Платоном в одном -- в самом деле, каждая вещь является результатом соединения идеи и материи. Идея в этом случае представляет собой смысл, материя -- средство воплощения идеи. Продолжая развивать свое понимание философской сущности мира, Аристотель, естественно, пришел к вопросу -- как возникают вещи?

    Аристотель выделял четыре принципа всякой вещи. Первый принцип -- форма. Второй принцип -- материя. Третий принцип -- движущая причина. Четвертый принцип -- целесообразность, цель.

    Общефилософские представления Аристотеля позволили ему создать своеобразную систему наук, в которую входили метафизика, физика, психология, логика. Кроме того, в эту систему включаются и так называемые практические науки.

    5. Эллино-римский период древнегреческой философии. Римскийстоицизм: Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

    По-другому он называется поздняя античность. Длился с конца IV в. до н.э. по V в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец IV-II вв. до н.э.) и римский (I в. до н.э. - V в. н.э.).

    В эллино-римские период входят такие учения как: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

    Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире со все более новыми изменениями. В этой связи надо рассмотреть три главных философских течения эпохи раннего эллинизма: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

    Эпикур (341-270 гг. до н.э.) - греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Он отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм.

    Для него чувства - источник счастья. При оценке удовольствия он отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, а следовательно стремиться надо именно к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий.

    Если рассматривать стоицизм как философское направление, то оно просуществовало с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский (ок. 336-264 гг. до н.э.), Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон (106-43 гг. до н.э.), Сенека (ок. 5 г. до н.э. - 65 г. н.э.), Марк Аврелий. Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности - силой своего чувства и выразительностью поэзии, - и это объяснялось изменением социальных условий: подтачивалось достоинство людей и их уверенность, иссякал психологический запас прочности. У них ведущими чертами становится не гордость, достоинство, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

    Главный вопрос для них состоит в определении места человека в Космосе. После долгих раздумий они приходят к выводу, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. Судьбу или рок можно ненавидеть, стоик же, скорее, склонен ее любить. Они стремятся обнаружить смысл жизни. По их мнению, суть субъективного есть слово, его смысловое значение (лектон). Стоики отнюдь не безразличны ко всему происходящему, наоборот, они относятся ко всему с максимальным вниманием и интересом.

    Скептицизм (критикующий) - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

    Постепенно все большее влияние стали приобретать отрицавшие возможность что-либо доказать - скептики. Главным аргументом античных скептиков являлось существование разных точек зрения по различным вопросам, а какая из них является истинной, определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений.

    Из известных скептиков выделяется Пиррон (ок. 360 - ок. 280 гг. до н.э.).

    Другими словами, пройдя круг развития, философия вернулась к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю», но с добавлением «я не знаю даже и этого» 2 .

    Неоплатонизм - реакционная философия эпохи упадка Римской империи (3-6 вв. н.э.). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала.

    Наиболее видным представителем платонизма был Плотин. Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом.

    Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать, прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло - снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа - Ум - Единое соответствует последовательность: чувство - мысль - экстаз.

    Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

    Представителями позднего стоицизма являются Сенека (3/4 г. до н э. - 64 г. н. э.), Эпиктет (около 50 - 138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121 - 180 гг. н. э.).

    Сенека рассматривал философию как средство утроения человека в мире. Сенека придерживался того мнения, что философия делится на этику, логику и физику. В его философии доминирует интерес к этике.

    Философия Сенеки имеет не столько теоретический, сколько прикладной характер. Он не отождествлял знание и мудрость, а считал необходимым обладание знанием для достижения мудрости.

    Эпиктет рекомендует помнить, что не во власти человека изменить ход вещей. Во власти людей находятся только их мнения, желания и стремления, а остальное, включая имущество, тело, славу, от них мало зависит. Надо, по мнению мудреца, стремиться на основе знания правильно сделать выбор линии поведения.Эпиктет рекомендовал отказаться от желания разбогатеть, от стремления к славе и почестям. Он учил, что надо сузить свои потребности и довольствоваться только теми благами, которые человек в состоянии добыть себе сам. Эпиктет проповедовал идеалы аскетизма, убеждая, что подлинное богатство - это мудрость.Согласно Марку Аврелию, трудно заглянуть в завтрашний день, мало вероятно, что будущее принесет исполнение желаний. В трудные времена единственной опорой человеку может служить только философия.

    Марк Аврелий учил, что владение собственностью - это иллюзия, так как все, чем бы ни владел человек, может быть отнято.

    6. Основные принципы философии эпохи Средневековья. Доказательства бытия Бога в философии схоластов.

    Средневековая европейская философия - содержательный и продолжительный этап (5 - 15 вв.). Основными проблемами философии были: сотворён ли мир Богом или существует от века? Постижима ли воля и намерения бога и сотворённый им мир? Каково место человека в мире и какова его роль в истории через спасение души? Как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость?

    Для философского мировоззрения Средневековья были характерны следующие принципы:1. Тенденция к сакрализации (сближения с религиозным учением) и морализации (практическая направленность философии на обоснование правил поведения христиан в мире);

    2. Библейский традиционализм и ретроспективность, т.е. Библия рассматривалась как самый истинный и значимый труд, отправной источник и мера оценки любых философских теорий.

    3. Поскольку библия понималась как полный свод законов бытия и повелений бога, то особое значение имела экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. 4. Тенденция к назидательности. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к богу. 5. Средневековая философия была по духу оптимистична, лишена скептицизма и агностицизма. Бог не был постижим средствами разума, но его указания могли быть поняты через веру, путём озарения.

    По мнению Фомы, путь доказательства бытия Бога может быть двояким: либо через причину, либо через следствия. Таких доказательств Фома приводит пять.

    Первый и наиболее очевидный путь, – это доказательство из понятия движения. Все вещи находятся в движении. Все что движется должно иметь перводвигатель – это Бог.

    Второй путьисходит из понятий производящей причины. В мире существует определенный причинный порядок. Он берет свое начало от первой причины, то есть от Бога.

    Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости. В природесуществуют вещи, которые возникают и уничтожаются, могут существовать, а могут и не существовать. Необходимо положить некую необходимую сущность не имеющую внешней причины своей необходимости, но само составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог.

    Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Вещи бывают более совершенные или менее. Но о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным. Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства. И мы ее именуем Богом.

    Пятый путь исходит из распорядка природы. Фома считает, что все предметы подчинены целесообразности, направлены к наилучшему исходу. "Следовательно, – заключает Фома, – есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом" (4. Т.1, ч.2. С.828-831).

    7. Этапы развития и проблемы средневековой философии. Проблема универсалий и ее связь с античной философией .

    Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

    Этапы развития средневековой философии:

    1. Этап патристики (ранняя 2-3в нэ(Тит Флавий, Клемент, Юстин), зрелая 4-5(Василий Великий,Григорий Несский, Аврелий Августин(Блаженный)), поздняя 5-7(ИоанДомаскин, Боэций))

    2. Этап становления схоластики(ранняя(7–12 вв.)–Эриуген, П.Абеяр)

    3. Расцвет схоластики(классическая 13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

    4. Поздняя схоластика 13-14вв (ИоанДунс Скотт, Уильям Оккам)

    Основные проблемы сред. Фил.

    1. Проблема сущность Бога и его тройственности

    2. Проблема соотношения веры и разума

    3. Проблема соотношения души и тела

    4. Проблема свободы воли чел и божественной необходимости

    5. Проблема происхождения зла

    Одной из наиболее острых дискуссий в схоластической философии Средневековья был спор об универсалиях, продолжавшийся в течение всей ее истории. В этой дискуссии выявились две крайние точки зрения, основы которых были сходными, но выводы прямо противоположными.

    Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов.

    Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают универсалии, которые существуют до вещей. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие.

    Номинализм (от лат.имя) в лице наиболее ярких своих представителей Росцелина и Пьера Абеляра считал, что общие понятия (универсалии) – только имена; они не обладаю никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей.

    8. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Философские направления эпохи Возрождения.

    Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV–XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал.

    Термин Возрождение связан с обращением гуманистов к античным истокам, желанием «возродить древний мир». Однако Возрождение – это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, порождая своеобразную, отличную от средневековой, культуру. Из античности было взято следующее: возрождение проблемы человека (антропоцентризм), возрождение натурфилософии, возрождение значимости наук, искусств. Из средневековой философии было сохранено: монотеистические представления о мире, то есть идея единого бога продолжает существовать, но она трансформируется в новое представление о боге, которое получило название пантеизм («всебожие», «бог во всем»).

    Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения стали совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесел и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры; великие географические открытия (Колумба, Васко де Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, микроскопа, телескопа, книгопечатания).

    К характерным чертам философии эпохи Возрождения относят такие, как антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; пантеизм – отрицание личного Бога и приближение его к природе, или отождествление их; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразность, а не плоскости Земли, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, т.д.); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.

    Поскольку Ренессанс охватывает довольно большой временной отрезок, для более детальной характеристики его условно подразделяют на три периода:

    1. Гуманистический - середина XIV – первая половина XV в.Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. Ознаменовался поворотом от теоцентризма к антропоцентризму.

    2. Неоплатонический – вторая половина XV – первая половина XVI в. Николай Кузанский, Пико деллаМирандола, Парацельс и др Связан с переворотом мировоззренческих установок.

    3. Натурфилософский – вторая половина XVI – первые десятилетия XVII в.Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др Попытка внести коррективы в устоявшуюся и одобренную Церковью картину мира.

    Выделяют еще такие направления философии эпохи Возрождения, как: Политическое (развивалось в неоплатонический период), для которого характерен поиск сущности и природы власти одних людей над другими. Утопическое. Социальная философия эпохи Возрождения (совпадает по времени со вторым и третьим периодами) в чем-то сходна с политическим направлением, но в центре поиска стояла идеальная форма сосуществования людей в рамках города и государства. Реформационное (XVI–XVII вв.) – направлено на поиск путей реформирования Церкви в соответствии с новыми реалиями, сохранение духовности в жизни человека, неотрицание главенства морали над наукой.

    9. Общая характеристика философии Нового времени: проблема гносеологии и методологии познания. Влияние научной революции XVII в. на проблематику новоевропейской философии

    XVII век – принципиально новая страница в истории Европы. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни. Наука, как особый способ познания человеком мира приобретает самостоятельность, стремится сформировать научное мировоззрение и научную картину мира. Веками продолжавшееся накопление научных знаний принесло свои плоды. Меняется и место философии. Она видит свою роль не столько в метафизических построениях, сколько в решении гносеологических и методологических проблем науки, а также в переосмыслении места, роли и функций государства, общества и человека.

    Мыслители Нового времени интересовались проблемами познания и научной методологии. В философии интерес сместился с онтологии на гносеологию. Сложилась субъект-объектная модель познания (субъект – человек, объект – мир). Идея бога в трудах философов постепенно уходит на второй план, но продолжает быть востребованной, особенно в XVII в.

    В рамках гносеологии (учении о познании) сложились два течения философии нового времени:Рационализм – считалось, что источником истины является разум. (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Лейбниц)

    Эмпиризм (сенсуализм) – считали, что источником истинного знания является чувственный опыт. Считали, что нет ничего в уме, чего первоначально не было в чувствах. (Джон Локк, Френсис Бекон, Томас Гоббс)

    Будди́зм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

    Джайни́зм - религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

    В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 «даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины.

    Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам,

    Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу - бхакти - автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800 г. н.э.) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.

    Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,

    Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

    Ньяя (правило, логика) - учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

    В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

    Джайнизм и буддизм - нетеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов - дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или «малой колесницы», противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I-II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I-IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.


    Йо́га - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире.

    Система ньяйи (санскр. «закон, правило») - одна из шести главных теистических школ индийской философии (миманса, веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика) . Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст - «Ньяя-сутры».

    Веда́нта (санскр. «окончание Вед») - одна из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма. В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти - основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах - «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана».

    Первоначально это название относилось к философским текстам, примыкавшим к Ведам - Брахманам, Араньякам и Упанишадам, которые являются пояснительной и дополнительной частью четырёх Вед. Впоследствии, эти древние ведические тексты послужили основой для ортодоксальной (астика) школы индийской философии, которая стала называться ведантой. Веданту также называют уттара-мимансой, то есть второй, поздней, или высшей мимансой, в отличие от другой школы индийской философии - пурва-мимансы - первой мимансы. Пурва-мимансу обычно называют просто мимансой и она сфокусирована на толковании значения ведических огненных жертвоприношений и используемых в них мантр, изложенных в Самхитах четырёх Вед и в Брахманах. Веданта же в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад.

    Традиция веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и объяснила их смысл. Веданта, как и ведические писания на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании - понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины - в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самоосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.

    Система вайшешики (санскр, «отличный, выделяющийся») - одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика).. Она была основана мудрецом Канадой (III - II вв. до н. э.), настоящее его имя - Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.

    Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.

    Общая характеристика древневосточной философии.

    Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.

    Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

    Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

    Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

    Веды состоят из четырех отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).

    В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады" представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении.

    Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман "Мировая душа" (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе. Подлинная цель человеческой жизни - в уничтожении причин, которые препятствуют освобождению атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Сансара - цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

    С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса.

    Неортодоксальные учения индийской классической философии: джайнизм, буддизм.

    Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.) зародилось в русле (от санскр. "аскетов" или "странствующих отшельников". Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит к выводу о существовании души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Благой целью является освобождение души и достижение статуса совершенного человека. Для этого человек должен вести добродетельную жизнь.

    Философия буддизма (I тыс. до н.э.) восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до н. э.) (Будда) или «просветленный». Буддизм формируется на основе положений, высказанных этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи Гаутамы принято определять в рамках 560-480 гг. до н. э.

    Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека это, что они основаны на страдании. Страдание - конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения - четыре "благородные истины". Первая, "истина страдания", - истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека.

    Вторая истина, "истина возникновения страдания " исходит из того, что страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Поэтому страдание - это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недостижение всего, чего хочешь достичь.

    Третья истина ("истина прекращения страдания"): страдание можно прекратить, освободившись от желания.Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий – нирваны (состояние полной отрешенности от окружающего мира).

    Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

    В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, использования денег.

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


    ЙОГА - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии ("йога" - от

    санскритского корня "Юдж" - "связывать", "соединять", "направлять",

    "сосредотачивать внимание", "употреблять", "применять"). Основная цель йоги

    Соединение души отдельного человека (дживатма) с Верховным вселенским

    Духом (Параиатмой). Йога была систематизирована Паганджали в его

    классическом труде "Йога-Сутра" (1 тыс. до н.э.), но своими корнями она

    уходит к эпохе создания ранних Вед и Упанишад, которые в свою очередь до

    этого передавались от поколения к поколению в устной форме.

    Восьмиступенчатая система йоги Патанджали носит название Ашганги-йоги и

    состоит из:

    1. Яма - общие нравственные требования.

    2. Нияма - самоочищение посредством дисциплины.

    3. Асана - поза.

    4. Пранаяма - ритмический контроль дыхания.

    5. Пратьяхара - отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних

    объектов.

    6. Дхарана - концентрация.

    7. Дхьяна - медитация.

    8. Самадхи - состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной

    медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом

    медитации Параматмой или Вселенским Духом.

    Первая ступень Атанга-йоги, называемая Ямой, по сути великие заповеди,

    истинные для всех религий, стран и времен. Они таковы:

    1. Ненасилие (ахимса) - не причинять страдание ни какому существу ни мыслью

    ни словом, ни делом

    2. Правдивость (сатья) - точно выражать испытанное, подбирая такое слова,

    которые приносят радость и пользу слушателю и ни в коем случае не причиняет

    боль (принцип ненасилия).

    3. Неворовство (астея) - не присваивать того, что принадлежит другому ни

    обманом, ни силой, ни каким-либо иным способом.

    4. Целомудрие (брахмачарья) - избегать все условия к действия, при которых

    рождается похоть. Сознание семьи и продолжение рода не запрещается, но

    половой акт должен быть исключительно ради зачатия детей.

    5. Нестяжательство (апариграха) - не какоплять богатство и предметы

    наслаждения лично для себя, а так же не принимать даров.

    Ниям, т.е. правил индивидуального поведение так же пять:

    1. Чистота (Шауча) - ежедневное (утреннее и вечернее) физиологическое,

    физическое и духовное очищение тела и среды обитания.

    2. Смирение (сантоша) - терпеливое, без жалобы, выполнение своего долга и

    обязанностей - смирение перед судьбой.

    3. Рвение или аскетизм (тапас) - сознательное стремление достичь

    окончательного единства с Божеством и исключить все желания, стоящие на

    пути к этой цели. При этом сознательно подвергать себя физическим

    неудобствам, терпеть природные условия приучать себя к различным лишениям,

    выполнять различные виды закаливания и воздержания.

    4. Самообразование (свадхья) - самостоятельное изучение духовной

    литературы, частое размышление над ней, повторение мантр (кратких молитв).

    5. Преданность Богу (Ишвара пранидхана) - посвящение своих действий и воли

    Богу, поиск защиты у Бога и упование только на него. Третьей ступенью йоги

    является асаса, то есть удобная и неподвижная поза, которой можно овладеть

    расслаблением всего тела и собранностью в безграничном. Асаны

    совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый

    мускул, нерв и железу организма. По мнению йогов, они помогают стать

    свободным от физических недомоганий и умственных раздражений.

    Эти первые три описанные выше ступени являются внешним поиском и носят

    название бахиранга садхана.

    Пранаяма представляет собой четвертую часть Аштанга-йоги, заключавщейся в

    сознательной модификации процесса дыхания и контролем над ним. Пранаяма

    состоит из трех частей: пурака (вдыхание), речака (выдыхание), кумбхака

    (задержка дыхания). Кумбхаке придается огромное значение, так как по теории

    йогов продолжительность жизни зависит от количества сделанных дыханий,

    следовательно для продления жизни нужно дышать медленнее или не дышать

    вовсе (задерживать дыхание). Кроме того, слово "прана" означает не только

    "вдох", "дыхание", но и "жизнь", "энергию", "силу", поэтому прана в теле

    отдельного человека считается частью космического дыхания Вселенского Духа.

    Практика пранаяны - это попытка согласовать индивидуальное дыхание с

    космическим.

    На пятой ступени, называемой Пратьяхарой, осуществляется контроль над

    чувствами. Все действия внутренние и внешние происходят, когда сознание

    соединяется с нервыми центрами или органами, с помощью которых человек

    воспринимает окружающий мир. Встречаясь в жизни с благами (добрыми) и

    приятными (эгоистическими) побуждениями к действию, человек чаще выбирает

    приятные и совершает неразумные поступки, приводящие, как правило, к

    плачевным последствиям. Когда сознание подчинено воле, оно не соединяется с

    центрами восприятия, и следовательно, чувства и желания становятся

    управляемыми. Тот, кто достиг способности по желанию соединять и

    разъединять свое сознание с нервными центрами, усвоил Пратьяхару.

    Пранаяна и Пратьякара помогают освободить чувства от порабощения объектами

    желаний. Эти две ступени считаются внутренним поиском (антаранга садхана).

    Следующая часть йоги называется Дхарана. На этом этапе надо научиться

    сосредотачиваться целиком не одном объекте или задаче, в идеале на этой

    стадии внешние и внутренние раздражители должны быть максимально успокоены.

    Упражнения в концентрации направляют сознание по внутреннему кругу

    психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого

    восприятия действительности. По мере прогресса ум становится все более

    сдержанным и целеустремленным.

    Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на каком-либо объекте,

    оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к

    этому объекту. Непрерывная Джарана называется Дхьяной, или седьмой ступенью

    Иоги Патанджали. Тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго, - все

    соединяется в объекте созерцания.

    Когда сила Дхьяны настолько напряжена, что возможно отбросить внешнюю часть

    восприятия и удерживать созерцание только на внутреннем смысле, наступает

    состояние Самадхи - последняя ступень и конечная цель йоги, при которой

    сознание подымается выше пределов самосознания и происходит единение с

    Верховным Вселенским Духом, во время которого переживается непрерывная

    радость и покой.

    Различает два состояния Самадхи: сабикальна и нирвикальна. На начальном

    этапе (сабикальна самадхи) сознание смешивается с Космическим Духом,

    жизненная сила извлекается из тела йога, кажущегося недвижимым, застывшим.

    Он вполне осознает состояние приостановленной "живости" тела. Когда же йог

    прогрессирует до более высоких состояний - нирвикальна Самадхи, то

    возникает возможность общаться с Богом безо всякой фиксации тела и в своем

    обычном бодрствующем сознании. То есть в состоянии сабикальна Самаджи все

    еще сохраняется некоторая отдаленность от объекта созерцания, в нирвикальпа

    Санажи полностью осознается собственная идентичность с ним.

    Дхарана, Дхьяна и Сабикальна Самадхи (три степени в ментальном усилии

    концентрации) по отношению к одному предмету составляют Самьяму.

    Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Три последние

    ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом и

    носят название духовного поиска (антаратма садхана).

    Основываясь на классической восьмиступенчатой системе Патанджали, йога

    развивалась в разных направлениях, что привело к многообразию школ и

    течений. К самым известным относятся: раджа-йога, хатка-йога,

    кундалини-йога, бхакти-йога, карма-йога, джнана-йога и т.д. Несмотря на то,

    что все восемь ступеней Патанджали являются основой для любой из выше

    перечисленных йог, каждая из них делает больший акцент на разных ступенях и

    имеет свой предмет концентрации. Но эти йоги не противоречат, не исключают,

    а напротив взаимодополняют друг друга. Поэтому целесообразно практиковать

    йогические упражнения различных направлений в комплексе.

    Раджа-йога считается высшей из йог. Только через нее можно достичь

    нирвикальна Самадхи. Это йога психических восприятий. Основная ее цель -

    познать свою внутреннюю природу, концентрируя сознания внутри себя. Таким

    образом ее метод - сосредоточение на внутреннем мире. Согласно учению

    раджа-йоги, весь внешний мир есть только грубая форма внутреннего, или

    тонкого. Внешний мир есть следствие, а внутренний - причина. Раджа-йога

    предполагает исходить от внутреннего мира, изучать внутреннюю природу и

    через нее управлять обеими и внутренней и внешней. Упражнениями в

    раджа-йоге можно развить зкстрасенсорные способности, но это не цель йога,

    а лишь побочный эффект. Только способный отречься от использования чудесных

    способностей достигает цели йоги - совершенного единения индивидуального

    сознания с Всеобщим Вселенским Разумом.

    Хатха-йогу называют лестницей для тех, что хочет подняться к высотам

    Раджа-йоги. Занимаясь физической стороной жизни, хатха-йога представляет

    собой фундамент для всех остальных видов йоги. Она является системой

    оздоровительных упражнений, состоящих из асан и пранаяны. Практика асан

    делает тело гибким, нормализует работу внутренних органов, укрепляет

    нервную систему. Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные

    формы, напоминающие те или иные творения Божии от простого растения до

    современного мудреца, что дает почувствовать собственное единство с

    бесчисленными формами проявления Вселенского Духа. Только после освоения

    асан можно переходить к пранаяме (дыхательным упражнениям). Прана в

    индивидуальною теле (как было отмечено выше) - это часть Вселенского Духа.

    Поэтому пранаяма направлена на гармонизацию индивидуального дыхания с

    Космическим дыханием. Занятия пранаяной не только значительно улучшают

    состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные

    стремления, помогают регулировки и успокоению ума, а так же концентрации

    его, что приводит к Самадхи, т.е. единению с Космическим Духом.

    Кундалиии-йога направлена на пробуждение высшей божественной энергии в

    человеческом теле. Она носит название "Кундалини". Это слово происходит от

    "кундала", означающего кольцо или виток спирали. Покоящаяся энергия

    символизируется спящей змеей, свернутой спиралью в три с половиной витка.

    Три витка представляют три состояния ума (авастха): бодрствувщий

    (джагрита), дремлющий (свапна) и глубоко спящий (сущупти). Существует и

    четвертое состояние (турья), совмещающее все остальные, и оно изображено

    последней половиной витка спирали. Это состояние достигается в Самадхи. В

    обычном состоянии Кундалини находится в нижней чакре Муладхаре. Чакры - это

    локализованные жизненные центры вдоль позвоночника. Основных чакр

    одиннадцать и высшая сахасрара находится в нервном сплетении в мозгу.

    Пробуждение Кундалини достигается волей и умом к сопровождается

    соответственным упражнениями.

    Пробужденную энергию нужно заставить подняться по сушуме (каналу в

    позвоночном столбе) от муладхара чакры к сахасраре. Это - аллегорический

    способ описания сублимации сексуальной энергии. После прохождения

    промежуточных чакр, когда кундалини достигает сахасрары, йог не ощущает

    своей индивидуальности. Он пересекает барьер времени и пространства и

    становится единым со Вселенной.

    Бхакти - Иога - это путь к Самадхи через мюбовь к Богу. Эта любовь

    подразумевает под собой любовь ко всему, что существует во Вселенной, ибо

    все это есть ничто иное как проявление Всевышнего. На подготовительной

    ступени огромное значение имеет поклонение личному Богу, присущее любой

    религии. Когда же бхакти-йог освобождается от всех привязанностей кроме

    любви к Богу он имеет право сказать, что все формы и символы, как помощь к

    осуществлению религии для него бесполезны. Он не замечает различий. В

    людях, в животных, в растениях, в солнце, в звездах - во всем он видит

    Всевышнего, и сам растворяется в предмете поклонения.

    Карма-йога считается йогой действия, а точнее - труда (здесь слово "карма"

    означает работа). Основная идея этой иоги - человек, живущий в обществе,

    должен работать, не ради накопления богатства, карьеры, либо еще каких-то

    собственных благ, а ради самой работы и пользы, которую она приносит

    другим. Йог должен отказаться от результатов своего труда, то есть хорошо

    выполнять свои обязанности, но не быть привязанным ни к занятию, ни к

    материальным вознаграждениям, которые она приносит. Путем бескорыстного

    труда и отказа от плодов своей деятельности достигается освобождение от

    эгоизма, ведущее к расширению личности и осознанию единства Мироздания.

    Джнака-йога - это йога разума, относящаяся к религии как к науке. Йог не

    имеет права верить вопреки разуму, поэтому он должен рассуждать. Исходя из

    того, что познание целого возможно через его части нужно искать первичные

    элементы, изучать их и стараться вывести основные принципы. Занимаясь

    детальной физиологией сенсорных, моторных и мозговых центров, джнана-йог

    старается понять механизмы восприятия. Осознавая ограниченность познания

    мира органами чувств, он пытается путем умственных усилий понять, что есть

    на самом деле время, пространство и причинность. Сосредоточением на этих

    глобальных проблемах достигается выход из узких рамок индивидуального

    разума и переход на новый уровень сознания, дающий понять истинную суть

    единой Вселенной и растворить свою личность в Океане Космического Разума.

    Все написанное позволяет констатировать, что йога - это древний научный и

    системный образ жизни, практикуемый для того, чтобы успешно организовать

    все энергии к способности человеческого существа, стремящегося достичь

    наивысшего экстатического общения с Космической Реальностью (или Богом).