Проект во время древней руси. Во времена древней Руси презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.

Учитель: Баранова О.В., учитель начальных классов МБОУ «ЦО№1» г. Тулы

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».

Тема урока: Во времена Древней Руси.

Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Ход урока.

    Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

    Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.

Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)

Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 1.

Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 2.

2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).

Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)

Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.

Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).

Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)

Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.

К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Слайд 3.

Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.

Слайд 4.

Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?

Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».

Что такое реформа? (работа со словарём)

РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.

Слайд 5.

Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.

Слайд 6.

Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.

Слайд 7.

В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

Слайд 8.

Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.

Слайд 9.

Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.

4. Закрепление пройденного.

1. Работа в рабочей тетради.

№2 с.16

№5 с.17

№3 с.16

№4 с.16

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)

5. Итог урока, домашнее задание.

Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.

О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)

В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)

Д/з: с.40-45 пересказывать.

МОУ СОШ №11

с. Красногвардейское

«Во времена Древней Руси»

(конспект урока окружающего мира

в 4 классе)

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

Ширяева Е.П.

Цель: - формировать у учащихся представление о

Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания;

Развивать устную речь учащихся,
воображение, фантазию, умение работать с
картой;

■"!

- воспитывать любовь к истории

Ход урока

I Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть, сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II Проверка домашнего задания.

Проверочное тестирование:

Вариант 1/

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Богом грома и молнии у древних славян был:

а. Зевс;

б. Перун;

в. Марс;
Вариант 2

1. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

2. Поселение древних славян раскинулось:

а. В западной части Европы;

б. В восточной части Европы;

в. В центральной Европе.

3. Свои дома славяне строили:

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

4. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

Вариант 3

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

3. Посуду делали древнее славяне из:

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Свои дома славяне строили: *

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

5. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а. Земледелием;

б. Бортничеством;

в. Рыболовством;

III Сообщение, темы и цели.

Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились навече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё* ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Вот сегодня мы отправимся в путешествие во времена древней Руси. (Слайд 1)

«Во времена Древней Руси»

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства. (Слайд2)

«Портрет князя Олега» Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи - овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на др> гой. что бы не пустить корабли в гавань. Не имел возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей. защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого не обычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая что он обладает какой-то силой прозвали его Вещим.

2.Работа с учебником с 42

  1. Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. (Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)
  2. Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)
  3. Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)

3.Работа с картой.

  1. Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)
  2. А как вы думаете, почему территория увеличилась?(Князь завоевывал земли.)
  3. Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя I по реке Днепр?

4.Физкультминутка.

(Звучит музыка).

  1. Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. Вы уснули. Вам сняться прекрасные сны.
  2. Но вот мы проснулись, что вам снилось? Что вы представляли себе слушая музыку?
  3. А теперь взбодритесь, продолжим наш урок.

V. Объяснение учителя.

Пока мы с вами спали прошло несколько лет и мы попали в времена правления князя Владимира.

(Слайд 3)

Портрет князя Владимира.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км. дру| от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.

Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  1. Известны ли вам эти имена?
  2. Какие произведения вы знаете о русских богатырях?
  3. Кого называют богатырем?

VI. Работа по картинам.

Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники
посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М.
Васнецова «Три богатыря»

(Слайд 4)

Репродукция картины В.М. Васнецова

VII. Рассказ учителя.

Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время
правления князя Владимира - крещение Руси.

Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божествами у русских славян были: Перун - бог грома и молнии (Слайд 5) Изображение Перуна

Волос - бог скота, Стрибог -бог ветра. Кроме этих главных богов,
славяне ещё верили в леших, водяных, домовых. Если случалось какое-то
несчастье, урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять-
таки по милости богов. Что бы задобрить сердитого бога или что бы
заручиться его милостью, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы
разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его.

Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись
кушаньем, сделается милостивее к жертвователем. В важных случаях носили
на заклание живых людей. Язычники думали, что такие жертвы самые
угодные богу, и совершали их во время беды. Чтобы умилостивить божество
или же в благодарность за какой-нибудь особенно счастливый случай,
например, за победу над врагами. Жертвы эти закалывали по жребию. Но
мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто,
сходясь для торговли с народами христианскими (греками, болгарами,
жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и
многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга,
названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына и сына своего
креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже-
усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им
жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося
жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру.

VIII. Работа с учебником

  1. Прочитайте текст на с 44
  2. какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  3. За что его так прозвали?
  4. Назовите русских богатырей.
  5. Почему народ сложил о них сказания и былины?
  6. Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?

IX. Работа в рабочих тетрадях.
С. 17 №2

  1. Что такое крещение?
  2. Запишите это определение. С. 18 №3

Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева,
запишите.

С.18 №4

  1. Какие слова можно собрать из данных слогов?
  2. Соедините слоги стрелочками. Что обозначают эти слова? С. 18 №5

Прочитайте утверждение, обведите правильный ответ
(Взаимопроверка тетрадей)

У/Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам
Карточка 1.

1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей
Древней Руси.

2. С какими морями их связывали водные пути?
Карточка 2

/. На берегу какой реки возник город Киев?

2. Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему? Карточка 3

/. Чем занимались князья?

2. Какой русский князь знаменит своими походами? Карточка 4

/. Почему народ называл князя Олега вещим?

2. Как происходило крещение Руси? Карточка 5

У. Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру? Карточка 6

/. Чем язычество отличается от христианства?

2. Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

VI Подведение итогов урока.

  1. С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?
  2. В каком году произошло Крещение Руси?

VII. Задание не дом.

Ответить на вопросы учебника с. 45


Прозвенел уже звонок Начинается урок

  • Прозвенел уже звонок Начинается урок
  • Вы друг другу улыбнитесь
  • И тихонечко садитесь!
  • Во времена
  • Древней Руси
«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
  • «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
«ТРИ князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам…»
  • «Так началось в 862году по Рождеству Христову Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью».
Древняя Русь Князь Владимир «Вещий» Олег «Три богатыря» «Богатырь» Княгиня Ольга Крещение Владимира «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий-да будет мне враг!»-объявил князь.
  • «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий-да будет мне враг!»-объявил князь.
Крещение Руси Крещение Руси Князь Владимир Что являлось главной дорогой, связывающей между собой жителей Древней Руси?
  • Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
С какими морями связывали водные пути древних славян?
  • С Чёрным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Византию и её столицу - богатый город Константинополь.
На берегу, какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?
  • На реке Днепр .
Кто был главой Руси?
  • Главой Руси был великий князь киевский.
Кто помогал князю?
  • Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой – княжеская дружина.
Чем занимались князья?
  • Поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности .
Какой русский князь знаменит своими походами?
  • Русский князь Олег.
Почему князя Олега назвали вещим?
  • Народ удивлялся его удачам. Они не верили в то, чтобы одному человеку во всём была удача.
Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • Князя Владимира.
За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком?
  • Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Он заботился о русском государстве и о его народе. Его дела были поняты народом и оценены.
Назовите русских богатырей. Кого из них изобразил В.М. Васнецов на картине «Три богатыря»?
  • Илья Муромец , Никита Кожемяка, Алёша Попович , Добрыня Никитич .
Почему народ сложил о богатырях сказания и былины?
  • Они служили на заставах и защищали рубежи родной Руси.
Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?
  • Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси.
С какой целью князь Владимир крестил Русь?
  • В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договориться с соседними странами.
Как происходило крещение Руси?
  • Владимир повелел всем крестьянам прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.
Чем отличается христианство от язычества?
  • Язычники верят во многих богов, ставят им идолы и поклоняются им. Они приносят жертвы богам, даже людей. Христианство учит думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивает людей .
Легко ли народ принял новую веру?
  • Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.

На карте расселения славян мы видели реки, озёра, моря. Когда-то они были главными дорогами, связывающими между собой жителей этих мест.

Водные пути вели на севере в Балтийское море, а на юге - в Каспийское и Чёрное моря, откуда можно было попасть в Византию и её столицу Константинополь (на Руси его величали Царьградом). Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варяги - жители Северной Европы, а греки - жители Византии.

Именно на этом пути на севере страны близ озера Ильмень возник Новгород, а на юге на крутом берегу Днепра - Киев. В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика. После него новгородским князем стал Олег. В 882 году он объединил под своей властью Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. Олег стал великим князем киевским, то есть князем всех князей.

Древняя Русь была многонациональным государством. В её состав входили восточные славяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, карёлы, ижора.

Работа с исторической картой

Найдите на карте территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.

Древняя Русь

Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками - бояре, а опорой и поддержкой - верные и преданные княжеские дружинники (воины).

Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок в стране, заботились о её безопасности.

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русские дружины не раз появлялись под стенами Царьграда.

Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи (корабли) на колёса и двинуть их к городу.

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

Князь Владимир и крещение Руси

Великими делами в истории Руси прославлен князь Владимир (княжил в 980 - 1015 годах). Былины воспевают его, величают Красным Солнышком.

В княжение Владимира на Руси произошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов Руси - кочевников. К югу от Киева Владимир поставил богатырские заставы. О них и о добрых молодцах, служивших на заставах, народ сложил сказания и былины. Один из былинных героев - Илья Муромец. Дружинников князь Владимир набирал со всех концов Русской земли. Были среди них и крестьяне, и горожане, и знатные, и простые люди.

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. К тому времени многие страны Европы, в том числе и соседние с Русью, приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. Первыми приняли Крещение 1 сам князь Владимир и его дружина. Затем князь приказал креститься киевлянам. Однажды в жаркий летний день по повелению Владимира изваяния прежних богов были повержены на землю, а изваяние главного божества - Перуна - было сброшено в Днепр.

На другой день Владимир повелел всем киевлянам прийти к реке. После того как все вошли в воду, священники совершили обряд Крещения.

Год Крещения Руси - 988-й.

Конечно, новая вера прижилась не сразу. Не все хотели её принимать. Сильна была привязанность к старым, близким и понятным обычаям. До сих пор в нашей жизни бытуют отголоски старых славянских верований.

С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.

Крещение - важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет.

Обсудим!

Почему во многих странах первыми принимали Крещение правители?

Проверь себя

  1. Назови столицу Древней Руси.
  2. Как было организовано управление в Древней Руси?
  3. Каковы заслуги князя Владимира?
  4. В чём значение принятия Русью христианства?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: великий князь, бояре, дружинники, Крещение.
  2. Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

На следующем уроке

Узнаем о древнем Киеве и древнем Новгороде. Найдём их на карте, по иллюстрациям и схемам опишем облик этих городов. Осознаем важность находок берестяных грамот.

Вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского Севера.

1 Крещение - обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви: его погружают в воду или окропляют водой. Во время Крещения священник произносит молитвы.