Рукопись войнича оцифрованная. Что скрывает загадочная и не поддающаяся расшифровке рукопись войнича

Так называлась рукопись на ранее неизвестном языке с определёнными познаниями специалиста в различных сферах науки. Сегодня манускрипт Войнича расшифрован полностью, однако осталось ещё много загадок,связанных с ним. Вот что сегодня известно об этой рукописи и какие знания он раскрывал в своём творении.

Кто такой Войнич

Так звали антиквара Вильфрида Войнича (1865 – 1930 гг.), коллекционера, которому в руки попалась уникальная рукопись XV века. До сих пор оспаривается авторство манускрипта, но более странным считается её содержание.

Сам текст рукописи был написан на неизвестном языке, в котором одно слово имело множество значений. Однако до сегодняшнего дня никто не мог понять содержание книги и то, что именно в ней было зашифровано, а главное, смысл того, что пытался передать автор.

Сегодня никто не может дать конкретного ответа, кто автор рукописи. В энциклопедиях упоминают множество имён вероятных авторов текста, однако нигде нет точных доказательств, что текст рукописи был написан именно этими людьми. Существует даже гипотеза о том, что текст был написан в доме душевнобольных, но когда и кем тоже трудно пока разобраться. Поэтому над содержанием и авторством рукописи ещё долго бились исследователи, специалисты по изучению и расшифровке криптограмм, но на данный момент точных сведений о том, кто же, на самом деле, автор рукописи пока неизвестно. Пока название «манускрипт Войнича» носит имя антиквара, к которому эта рукопись попала в руки.

Книга посвящена травам, народной медицине. В ней есть несколько разделов, посвящённых ботанике, астрологии, биологии, космологии и фармацевтике. Однако больше всего сбивают странные картинки в книге, которые могут вызвать очень много вопросов. Интересно и то, что большинство растений трудно идентифицировать с современными. Лишь некоторые напоминают ноготки, анютины глазки, чертополох и другие.

Книга состоит из 246 страниц небольшого размера, аккуратно заполненных каллиграфическим почерком с неизвестным текстом и не менее странными картинками. Растения, изображённые на них, отличаются от тех, которые существуют сегодня. Например, американский подсолнух был овальной формы, а красный перец изображался зелёным. Сегодня исследователи склоняются к версии о том, что это было описание какого-то мексиканского ботанического сада, а неправильные формы растений связаны со стилистикой рисунка.

Современные исследователи считают, что таинственный текст был написан на фонетическом языке, а символы придумывал сам автор.

Рукопись была написана одной рукой, но в разное время. Также доподлинно известно, что книга не имеет никакого отношения ни к арабскому, ни к древнееврейскому языкам.

В книге много астрологических символов, но их никак невозможно соотнести с тем, что сегодня известно по астрологии. Также, если вращать диаграммы круговые, которых много в тексте, появляется эффект мультфильма, изображения начинают вращаться.

Астрологический раздел доказывал, что медицина того времени всегда была связана с астрологией. Однако те, кто читал манускрипт Войнича, который расшифрован, в оригинале и на понятном сегодня языке, отметили, что знания никак не связаны с тем, что имеет отношение к современной астрологии. В ней тесно соседствуют астрология и медицина.

В биологическом разделе полно картинок, в которых женщины постоянно купаются то в чистой, то в грязной воде. Везде много труб и разветвлений. Очевидно, что водолечение в то время ещё было одним из самых распространённых методов. Вода в тексте символизировала здоровье и болезнь.

Манускрипт Войнича расшифрован, однако самым трудным разделом оказался фармацевтический, в котором с трудом можно опознать растения, изображенные на картинках, и их названия. Также есть версия о том, что многогранность искусственного языка, который никак невозможно опознать и сравнить даже со старинными языками, говорит о том, что у книги есть двойное дно. Но какое именно – пока ещё загадка.

Манускрипт Войнича - одна из самых загадочных средневековых рукописей. Достоверно неизвестен ни ее автор, ни содержание, ни даже язык, на котором она написана. Этот богато иллюстрированный кодекс сменил множество владельцев, и на протяжении десятилетий исследователи строили теории о происхождении этого текста. Манускрипт Войнича - предмет особого внимания криптографов, который и сегодня остается нерасшифрованным.

Описание манускрипта Войнича

Манускрипт Войнича ― это рукописный кодекс размером 23,5 на 16,2 см и толщиной 5 см. В нем порядка 240 страниц, некоторые из которых раскладные, то есть имеют больший размер в ширину, чем остальные. Часть листов рукописи утрачена. Документ содержит текст на неизвестном языке и иллюстрации к нему. Точно не известно, кто и когда составил эту рукопись.

Согласно данным исследований, выполненным в 2009 году с применением методов физико-химического анализа, ее текст и рисунки нанесены с помощью птичьего пера, с применением одних и тех же железо-галловых чернил черно-коричневого цвета, а иллюстрации раскрашены синей, зеленой, белой и красно-коричневой красками на основе природных компонентов. Некоторые иллюстрации также содержат следы выцветшей желтой краски. Пагинация рукописи и латинский алфавит на ее первой странице нанесены с использованием других чернил, также различающих между собой по составу. Данные этого же анализа подтверждают то, что рукопись была выполнена в Европе, но никак не за ее пределами. Текст был написан несколькими людьми, по крайней мере двумя, а иллюстрации были выполнены также несколькими авторами.


Страницы 34 и 74 из манускрипта Войнича

// wikipedia.org

Материал, из которого изготовлен манускрипт, ― пергамент. При этом это не палимпсест. Радиоуглеродный анализ нескольких фрагментов этого материала из разных частей рукописи позволяет датировать время ее создания первой половиной XV столетия. При этом текст и рисунки также датируются этой эпохой. Это не исключает возможности того, что пергамент, изготовленный в этот период, мог быть использован позднее, однако неопровержимых доказательств этого не имеется.

По своему содержанию манускрипт Войнича условно делится на несколько глав ― это в том числе так называемый «гербарий», где изображены растения и пояснения к ним, «астрономия» с рисунками, напоминающими некоторые созвездия, «космология» с круговыми диаграммами, «знаки Зодиака», «биология», где представлены люди, в основном обнаженные женщины во время купания, «фармацевтика», где показаны фрагменты сосудов, напоминающие аптекарское оборудование и фрагменты растений. Часть завершающих страниц рукописи не проиллюстрирована.

Владельцы манускрипта

Данные радиоуглеродного и палеографического анализа рукописи не позволяют достоверно определить место ее создания. Регион ее возможного происхождения исследователи разных стран определяют по-разному, называя ее родиной то Италию, то Германию, то Испанию, то Чехию или Францию.

Происхождение и история этого манускрипта также до сих пор имеют много неясностей и более-менее достоверно задокументированы только в ХХ веке. Свое текущее название, под которым он приобрел всемирную известность, манускрипт получил от одного из своих владельцев, Михаила (Вильфреда) Войнича (1865–1930), польского революционера. Бежав из России в связи с преследованием за свою политическую деятельность, Войнич оставил революционные идеи и занялся торговлей антикварными книгами и рукописями сначала в Великобритании, а затем в США. В 1915 году он обнародовал средневековую рукопись, купленную им, по его словам, за три года до этого в Италии, на вилле Мондрагоне у монахов-иезуитов. После смерти Войнича рукопись принадлежала его жене, писательнице Этель Л. Войнич (1864–1960), а затем была куплена антикваром Хансом-Петером Краусом за 24 500 долларов. Краус пытался перепродать манускрипт дальше уже за 160 тыс. долларов, но потерпел неудачу и подарил его Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке при Йельском университете в 1969 году. В настоящее время рукопись доступна для изучения всем желающим в виде оцифрованной копии на сайте этой библиотеки и в виде факсимильного издания, вышедшего в 2016 году.


Михаил-Вильфред Войнич

// wikipedia.org

Происхождение и авторство рукописи

Войнич полагал, что автором рукописи был английский средневековый философ Роджер Бэкон (1214? –1292), и, таким образом, он считал, что она была создана в ΧΙΙΙ веке. Это предположение он почерпнул из письма 1665/6 года чешского ученого Яна М. Марци (1595–1667) к своему немецкому коллеге, монаху-иезуиту Афанасию Кирхеру (1602–1680), чьей помощи он искал для дешифровки рукописи. Марци утверждал, что ранее рукопись принадлежала германскому императору Рудольфу ΙΙ Габсбургу (1576–1612), который, как большой любитель разных редкостей, приобрел этот манускрипт за 600 дукатов. Исходя из известных данных о биографии Марци, Войнич также предположил, что после императора владельцем рукописи был чешский алхимик Георг Барш (или Бареш), оставивший Марци свою библиотеку. Кроме него еще одним владельцем манускрипта Войнич считал Якоба Хорчицки (1575–1622), врача и садовника императора. Войнич основывался на том, что на рукописи была подпись, которую он подверг химическому анализу и посчитал ему принадлежащей.


Роджер Бэкон

// wikipedia.org

В настоящее время известные источники о составе книжных и рукописных коллекций Рудольфа ΙΙ не подтверждают утверждение Марци, а версия о подлинности подписи Хорчицки была убедительно опровергнута чешским историком Я. Хуричем, нашедшим автографы этого врача. Однако в то же время другие письма Марци Кирхеру, а также переписка их знакомых, выявленная в 1990-х годах в Чешской национальной библиотеке и библиотеке Герцога Августа в Вольфенбюттеле, свидетельствуют о том, что манускрипт действительно одно время принадлежал Георгу Баршу, а затем через Марци перешел к Кирхеру. В 2000-х годах изучавшие эти материалы Р. Зандберген, Й. Смолка и Ф. Нил проследили, таким образом, переход рукописи от Марци к иезуитам, у которых Войнич и приобрел его в 1912 году.

Вопрос об авторстве рукописи тем не менее остается открытым. Помимо Роджера Бэкона, авторство рукописи приписывалось английскому ученому Джону Ди (1527–1609), увлекавшемуся алхимией, его знакомому Эдварду Келли (1555–1597), а также их немецкому коллеге Иоганну Тритемию (1462–1516) и некоторым другим авторам Средневековья и раннего Нового времени, интересовавшимся или практиковавшим шифровальное дело. Однако в настоящее время, поскольку данные радиоуглеродного анализа убедительно датируют эту рукопись первой половиной XV века, их причастность к ее созданию лишена веских доказательств. Среди возможных авторов рукописи также назвали самого Войнича, считая, что рукопись ― его мистификация, сделанная ради наживы. Однако и эта версия была признана несостоятельной.

Изучение манускрипта Войнича

Первые попытки дешифровки рукописи были предприняты уже вышеупомянутыми Марци и Кирхером в XVII веке. Они, так же как и усилия самого Войнича, не имели успеха. Тем не менее именно с Войнича начинается эпоха научного изучения этого манускрипта, продолжающаяся до сих пор. В этом процессе можно выделить два основных периода: до использования компьютерной техники и после нее. При этом для обоих периодов характерно внимание к манускрипту как со стороны специалистов, то есть криптологов, лингвистов, историков, математиков, программистов и так далее, так и со стороны многочисленных любителей.

Первый период приходится на 1920–1960-е годы. В это время появилась теория американского философа Р. Ньюболда (1928 г.), считавшего, как и Войнич, автором Р. Бэкона. Также сформировалась группа исследователей рукописи, включавшая американских военных шифровальщиков, одним из которых был У. Ф. Фридман. Фридман подготовил первую машиночитаемую версию рукописи (1946 г.) на основе присвоения символам, которыми написан ее текст, латинских букв и их сочетаний, и, таким образом, он создал предпосылку для ее изучения с помощью компьютера. Американский предприниматель Дж. Фабиан, один из частных спонсоров этого исследования, надеялся, что автором рукописи был философ Ф. Бэкон (1561–1626), но Фридман убедительно доказал, что это не так.


Фрагмент текста рукописи

// wikipedia.org

В 1970-е годы эта работа была продолжена П. Карриером, открывшим новую эру в изучении рукописи с помощью электронно-вычислительных машин. В это время появились первые обобщающие исследования о манускрипте. В 1978 году вышли сразу две работы: Р. М. Брумбау предположил, что это ― мистификация в стиле неоплатоников, созданная, чтобы обмануть Рудольфа ΙΙ, а М.Э. Д’Империо была менее категорична, просто представив обзор существующих версий. В последующие годы многочисленные исследования специалистов всего мира предлагали самые разные версии относительно возможного языка рукописи, считая, что это мог быть не только один, но и несколько языков, в том числе и неевропейских, в том числе и искусственный. Еще в 1976 году физик У. Беннет установил, что уровень энтропии в языке книги ниже, чем в любом европейском языке, что породило версию о возможном «полинезийском следе» в рукописи.

В 2016 году группа исследователей ― А. А. Арутюнов, Л. А. Борисов, Д. А. Зенюк, А. Ю. Ивченко, Е.П. Кирина-Лилинская, Ю. Н. Орлов, К. П. Осминин, С. Л. Федоров, С. А. Шилин ― выдвинула гипотезу о том, что текст написан на смешанном языке без огласовки: 60% текста написано на одном из языков западногерманской группы (английский или немецкий), а 40% текста ― на языке романской группы (итальянский или испанский) и/или на латыни. Похожую гипотезу выдвигал еще в 1997 году лингвист Ж. Б. М. Гай, считавший, что манускрипт написан на двух диалектах одного языка. Однако вплоть до настоящего времени ни одна из версий относительно языка (или языков) рукописи не является до конца обоснованной, поскольку никто не смог его прочесть.


Страницы 29 и 99 из рукописи Войнича

// wikipedia.org

Ряд исследователей пытались установить, какие растения изображены в рукописи. Так, А. О. Такер и Р. Г. Тэлберт предположили, что манускрипт содержит изображения, встречающиеся на территории Северной Америки, что говорит о его создании после экспедиций Колумба. Однако и эта версия пока не получила дальнейшего подтверждения.

В последние годы большим авторитетом относительно проблемы дешифровки рукописи пользуются исследования британских ученых Г. Рагга и Г. Тайлора, придерживающихся версии о том, что манускрипт Войнича ― это не что иное, как мистификация. Они доказывают, что текст рукописи мог быть сформирован по принципу решетки Кардано, что позволило создать видимость осмысленного текста, являющегося на самом деле просто абракадаброй.

Значение манускрипта Войнича для истории науки и развития шифровального дела


Разворот Рукописи Войнича

// wikipedia.org

На протяжении длительного времени рукопись поддерживает интерес к изучению истории научного знания и способов защиты информации. В то же время ввиду того, что ее «загадка шифра манускрипта Войнича» до сих пор не разгадана, она не оказала прямого влияния на развитие шифровального дела где бы то ни было. Сложности, с которыми сталкиваются любые исследователи этого манускрипта, обусловлены в том числе и тем, что далеко не всегда собирается команда специалистов разного характера, то есть математиков, историков, лингвистов, программистов и так далее, которые позволили бы провести одновременное мультидисциплинарное исследование этой рукописи. Завеса тайны, которая сформировалась вокруг этого манускрипта, привлекает к нему и непрофессионалов, которые время от времени делают громкие заявления в СМИ, создавая ажиотаж вокруг него.

Как следить за исследованиями манускрипта Войнича?

Для того чтобы быть в курсе последних тенденций в изучении этой рукописи, нужно по крайней мере овладеть английским языком и регулярно читать журнал «Cryptologia», а также отслеживать обновления на сайте Библиотеки редких книг и рукописей Бейнеке при Йельском университете. Регулярные обновления относительно этой рукописи также публикуются в блоге старейшей онлайн-исследовательской группы этого манускрипта и на сайте Р. Зандбергена.

Расшифровка манускрипта Войнича

Множество людей во всем мире пытается расшифровать таинственные надписи написанные в манускрипте Войнича. Но ни у кого пока не получилось найти отгадку у многовековой загадки. А есть ли она эта отгадка?

Нам показалось эта информация крайне интересной и мы решили опубликовать на нашем сайте результаты труда Николая не пожалевшего своего времени и сил на расшифровку неподдающегося разгадке таинственного текста.

Ниже представлены картинки с расшифровкой, текст и отчет по проделанной работе предоставленные Николаем Аничкиным. Орфография и пунктуация автора сохранены.

Всем приятного ознакомления, надеемся вас заинтересует способ расшифровки предложенный Николаем Аничкиным.

Манускрипт Войнича поддается расшифровке

1. История вопроса

Наши предки оставили нам очень много неразгаданных тайн. Они существуют во многих сферах деятельности человека и имеют различное происхождение, в том числе: природное, историческое, географическое, рукотворное и т.д. среди рукотворных тайн особое место занимает т.н. манускрипт Войнича (далее по тексту МВ). Из имеющихся открытых источников об истории МВ известно следующее.

В 1912 году Римскую Коллегию постиг финансовый кризис и было принято решение о распродаже некоторой части собственности, причем сделать это надо было под покровом секретности. Первой пошла в распродажу библиотека. Одним из покупателей выступил известный торговец древними книгами Вилфрид Войнич (супруг известной писательницы Э.Войнич). Пересматривая выставленные на распродажу раритеты из коллекции Кирхера, он обратил внимание на загадочный манускрипт, который был написан незнакомыми знаками и решил его приобрести. Приблизительно с этого момента книга и стала называться «Манускрипт Войнича», т.к. истинное ее название неизвестно до настоящего времени. После смерти В.Войнича МВ перешел в собственность его жены. После смерти Э.Войнич раритет перешел в собственность ее наследницы Энн Нилл, которая в 1961 году продала ее опять же книготорговцу Хансу Краусу. Хансу Краусу не удалось найти покупателя и в 1969 году он подарил его Йельскому университету, а конкретно библиотеке Бейнеке, где он и хранится по настоящее время. При покупке книги В.Войнич обнаружил вложенные в нее 2 письма, согласно первому она в 1586 году перешла в собственность императора Священной Римской Империи Рудольфа-2. До этого времени история МВ практически неизвестна. О Императоре Рудольфе-2 (1552 – 1612 гг)известно следующее. В 1576 году он занял императорский пост в Праге. Прага в это время считалась центром оккультизма. Особенно распространены здесь были алхимия и изготовление искуственного золота. Рудольф-2 практически слыл покровителем алхимиков. Видимо, считая что МВ имеет отношение к алхимии Рудольф-2 и приобрел его. Следует заметить, что и сегодня мнение о принадлежности МВ к алхимии имеет место быть. Видимо неудавшиеся попытки расшифровать книгу остудили интерес Рудольфа-2 к ней и в 1585 году она перешла в собственность очередного алхимика Бареша.

В это время получает известность имя ученого-иезуита из Рима Атанасиуса Кирхера, который, как тогда считалось, смог прочитать иероглифы на египетских артефактах. Подтверждено, что Бареш обращался к Кирхеру с просьбой о переводе МВ. Обратная реакция неизвестна. После Бареша книга перешла в собственность к его другу Иоганну Маркусу Марци, который в то время являлся ректором Пражского университета. Согласно второму письму, найденному Войничем при покупке книги, Марци отослал ее своему другу Кирхеру.

Так выглядит подтвержденная история МВ, вернее ее часть. Несколько проведенных экспертиз по определению возраста МВ практически достоверно показали, что написан он был в самом начале 15 века. Следовательно, период неизвестной истории МВ составляет более 200 лет.

После приобретения книги Войнич принял активные попытки по ее расшифровке привлекая для этого известных специалистов. За расшифровку брались знаменитые криптологи, перед которыми не устояли самые закрытые шифры, лингвисты, программисты и специалисты других областей знаний. Специалисты по вскрытию самых стойких шифров, которыми пользовались во время второй мировой войны германия и Япония так же не смогли добиться каких либо результатов. Из открытых источников известно, что и в наше время сотрудники ЦРУ США так же брались вскрыть шифр МВ, однако и им это не удалось. Но нельзя все эти титанические усилия считать бесполезными. Результатом всех неудач по расшифровке МВ стали основанием для присвоения ему названия самой загадочной книги в мире, святого Грааля криптографии и т.д.

Из всей проделанной грандиозной и кропотливой работы был сделан главный вывод – в мире не существует и в обозримом прошлом не существовало языка с алфавитом, похожим на алфавит примененный при написании МВ, если эти знаки считать буквами какого то алфавита.

Все эти неудачи породили различные версии происхождения МВ, в том числе:

— МВ имеет инопланетное происхождение;

— МВ чья то шутка, которая не имеет никакой значимости;

— МВ написан на каком то специально придуманном языке, и т.д.

Первую версию можно отклонить не обсуждая, т.к. на Земле до настоящего времени не найдено ничего аналогичного инопланетного.

Вторую версию можно отклонить по той причине, что слишком много кропотливого труда нужно было вложить в такую шутку.

Третья версия. Для чего нужно было придумывать язык что бы зашифровать большой объем информации, которую потом никто не расшифрует? Может ее проще уничтожить? Таким образом напрашивается вывод – информация шифровалась с перспективой быть расшифрованной.

Следовательно, при написании МВ использовался реально существующий на то время язык.

Отсюда следует главный вывод – надо искать иной путь расшифровки. При этом необходимо учесть ошибку предыдущих исследователей. Все они хотели в знаках, используемых при написании МВ, увидеть буквы европейских языков. Это никому не удалось.

Из всего изложенного следует вывод — при написании МВ использовался реально существующий в то время и на той территории язык, буквы алфавита которого заменены знаками. Это и легло в основу при дальнейшей работе по расшифровке МВ.

2.Выбор метода подхода

В общем виде МВ представляет собой сборник рисунков растений, круговых диаграмм, неизвестных женских обрядов и значительную текстовую часть. По внешним признакам его можно отнести к какому то энциклопедическому справочнику.

Анализ методов подхода к расшифровке МВ показал, что у всех их была одна ошибка.

Все они пытались в знаках, которыми написан МВ увидеть буквы алфавита какого либо языка, причем языка европейского. Такой подход не дал никаких результатов. Следовательно необходимо изменить методику подхода к расшифровке. А именно, необходимо найти язык, структура алфавита которого соответствовала бы структуре системы знаков, используемых при написании МВ. Т.е. за основу брать не отдельно взятый знак, а всю систему знаков в целом.

Теперь необходимо в разнообразии знаков, которыми написан МВ найти систему. Проанализировав примененные в МВ знаки мне удалось обнаружить такую систему. Необходимо заметить, в последствии выяснилось, что во всей системе имеются знаки, которым не соответствует никакая буква. Но это объясняется особенностями языка.

Теперь встал вопрос найти язык, формат алфавита которого совпала бы с форматом знаков МВ. Проведенные поиски дали результат. Нашелся древний язык, формат (или структура) алфавита которого совпала с форматом (или структурой) знаков, используемым в тексте МВ. Но далее не пошло все гладко. По структуре комплекс знаков и алфавит предполагаемого языка идентичны, а вот по количеству букв оказалось несколько больше. Пришлось вернуться к тексту. В результате в самом тексте была обнаружена числовая пометка. Использовав эту пометку как подсказку и закрепив за определенным количеством знаков по две буквы все встало на свое место. В дальнейшем при переводе некоторых коротких слов указанное закрепление знаков за буквами подтвердилось. Это и есть второй уровень шифрования МВ. Далее, проведя анализ текста с уже имеющимися данными выяснилось, что в словах, которые начинаются с гласных, эти гласные опущены. Это можно считать третьим уровнем шифрования. Эти два обстоятельства в дальнейшем исключают возможность использования компьютерных программ для перевода текста МВ. «Ручной» перевод так же затруднен. Так например, если слово в тексте состоит из 4 знаков, то этому предполагаемому слову будет соответствовать 8 букв, 4 из которых необходимо исключить. Таким образом без совершенного познания этого языка предков практически не обойтись. Мною при переводе коротких слов использовались сведения полученная в интернете, а они там, как известно, ограничены и в только общепринятого использования. А в данном случае мы имеем специфические темы.

Теперь необходимо заметить, наглядно видно, что в МВ описано минимум три темы, а именно: ботаника, медицина и астрономия. Для одного человека подробные знания в таких разных областях это многовато. Отсюда следует вывод – в настоящем МВ собраны сведения из разных источников. Если известно, что МВ написан в истоках 15 века, то описанные в нем знания были известны значительно раньше. Можно полагать, что знания эти применялись нашими предками в так незаслуженно забытые ведические времена. У этого времени были свои особенности. Так например, летоисчисление было иным. А именно год (лето) имел три периода: зима, весна, осень; в каждом периоде было три месяца, в каждом месяце было 40 (41) дней, в неделе было 9 дней (а это сохранилось до сегодняшнего дня при поминании усопших: 9 и 40 дней), в сутках 16 часов. О других особенностях ведического летоисчисления и астрономических знаний остановимся ниже при вскрытии отдельных тем МВ.

Теперь следует определить причину шифрования этих жизненно необходимых знаний.

Зная достаточно точно время написания МВ и по используемому языку определив территорию, где он был написан легко определить, какие исторические события происходили на данной территории. Выяснилось, что на данной территории в это время происходило завоевание одного народа другим. И не просто завоевание, а смена религии. Известно, что смена религии, веры – это болезненнее, чем просто оккупация. Исходя из этого можно сделать вывод, что все эти сокровенные знания нашими предками были собраны в одном месте и зашифрованы с целью сохранения их от недругов. О дальнейших «путешествиях» этого документа вплоть до второй половины 16 века неизвестно. Возможно о его содержании тем, от кого он скрывался и за ним была организована охота. Согласно логике к нему должен быть ключ, который мог, или даже может, храниться в другом месте, а именно в месте его написания. Более того, нельзя исключать и того, что хранители ключа ищут этот документ, но распространенное его название далеко от истинного, что и не дает возможности найти его. Но это предположение, которое, в принципе, нельзя исключать и следует проверить.

Используя вышеизложенное в так называемом ботаническом разделе поддались переводу следующие короткие слова (короткие в тексте МВ): Сладкий напиток, нектар. Еда, пища. Удовольствие, наслаждение. Зерно, хлеб. Шесть. Пить, поглощать. Созревание, зрелость. Насыщенный. Конопляный, пеньковый, одежда из пеньки. Еда, пища. Возможно. Очищать (кишечник). Пить. Желание. Знание. Сладкий напиток, нектар и другие. Нет сомнений, что коэффициент корреляции смысла этих слов и изображенными растениями очень высок.

Так, на стр. 20 переведены слова: конопляный, одежда из пеньки; еда, пища. Действительно, даже в нашем недалеком прошлом на моей малой Родине выращивали коноплю, из которой получали нитки, затем полотно и одежду.

Рисунок со стр. 20

Кроме того из нее получали масло, которое использовалось при приготовлении пищи. Более того, среди многих видов конопли легко находим похожий. Далее мы имеем слово «шесть». Имея ввиду ведическую неделю равной 9 дням, имеем 6 недель, или 54 дня, или практически два месяца в современном летоисчислении. И это период полного созревания большинства растений. Эти первые полученные данные перевода дают основания считать выбранный алгоритм перевода МВ правильным.

Кстати, среди достаточно большого количества растений мы не видим картофеля, который был завезен из Америки. Это к тому, что часть специалистов считают, что родиной МВ является Мексика. А ведь во время его написания картофель использовался в полной мере.

Заодно следует ответить и специалисту из Украины Евгению Чорному, который считает что МВ написан с использованием украинского языка. Более того им по этому поводу написана и прошла презентацию книга. Он ошибается. Это уже что то похожее на глобус Украины.

Теперь перейдем в раздел круговых диаграмм. Первая из них на стр.57/1 (114) по нумерации в интернете). Диаграмма состоит из 4 частей. В каждой части силуэт человека, по которому нельзя определить его пол (это замечание далее сыграет свою роль). Следовательно информация на данном рисунке применима ко всем независимо от половых признаков. На данной диаграмме много коротких слов, которые удалось перевести. Это общеприменяемые слова, а именно: кислое молоко. Молочный продукт. Вареная пища. Время приема пищи. Иногда. Некоторый. Способствовать. Есть, питаться. Нет сомнений, что в данном случае речь идет об организации правильного, здорового питания. Теперь почему четыре части. Обращаясь к Ведам находим, что питание наших предков было четырехразовым. Далее. В каждой части находим одинаковые группы слов, которые переводятся следующим образом: кто-нибудь. Произносить. Восхвалять. Находящийся. Обращаясь к Ведам находим, что перед каждым приемом пищи один из присутствующих за столом должен произнести хвалу Богам и Предкам нашим. Таким образом следует вывод, что на данном рисунке речь идет не только о рациональном питании, но и о ритуале приема пищи.

Рисунок со Стр.57/1 (114)

Далее рассмотрим диаграммы, размещенные на стр. 70-74 (127-134). Все диаграммы похожи друг на друга. Отличительной особенностью диаграмм является то, что центром их является знак зодиака. Но мы находим только 10 знаков из 12 существующих. Объясняется это следующим. По данным хранителя МВ известно, что часть листов МВ не найдено. В данном разделе видим, что за листом с номером 73 следует лист с номером 75, т.е. отсутствует 1 лист, на котором и должны быть размещены еще 2 диаграммы.

Рассмотрим диаграмму на стр. 70 (127). В средине диаграммы расположен вероятнее всего знак зодиака Рыбы. Вокруг в концентрических окружностях размещено в общей сложности 30 женских фигур с пометками. На последующих двух диаграммах автор изобразил одинаковые знаки зодиака, но на каждом рисунке по пятнадцати женских фигур. Тем не менее и этому знаку зодиака соответствует тридцать фигур женщин. Аналогично обстоит дело и на остальных рисунках.

Рисунок со Стр.70 (127)

В итоге имеем следующее:

— фигуры на диаграммах сугубо женские;

— всем знакам зодиака соответствует конкретное число женских фигур, а именно тридцать;

— в большинстве случаев пометки рядом с женскими фигурами, расположенным на одинаковых местах, разные.

Логично предположить, что между знаками зодиака, силуэтами женщин и числом «30» должна быть вероятная связь. Учтем тот факт, что согласно Ведам в неделе было девять дней. Умножая девять дней на тридцать получаем двести семьдесят дней. Ну а этот период знаком всем как минимум женщинам. Это полный период беременности женщин. Теперь ясно, почему на диаграммах показаны только фигуры женщин и их тридцать.

Исходя из изложенного сам собой следует вывод вывод: на указанных диаграммах показаны особенности периодов беременности у женщин при зачатии во время различных знаков зодиака. В доказательство этого на одной из диаграмм я смог перевести два слова: Возможно. Рожденный.

Далее, на стр. 67 (121) размещено 2 диаграммы. Рассмотрим первую из них. Диаграмма представляет собой круг поделенный на 12 секторов. В каждом секторе вписано слово и размещено определенное количество звездочек, причем количество их не постоянное. С большой долей вероятности можно предположить, что на данной диаграмме показан год по лунному календарю. В то время по лунному календарю год состоял из 12 месяцев. Слово в секторе означает название месяца, а количество звездочек указывает на количество звезд, входящих в знак зодиака, соответствующий данному месяцу. По внешней окружности диаграммы, видимо, описана сущность этих месяцев.


Рисунок со Стр. 67 (121)

Продолжение находим на следующей странице, на которой размещены также две диаграммы. На первой из них, вероятнее всего, показаны основные фазы Луны, а именно: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. По окружности, видимо, дано описание этих фаз.

На следующей странице первый рисунок так же относится к Луне. На нем показаны две основные фазы Луны: новолуние и полнолуние, а так же размещено 29 звездочек. Количество звездочек соответствует количеству дней в лунном месяце (28,5). Согласно Ведам каждый день лунного месяца имел свое название.

Далее имеются еще несколько диаграмм. Опять же, согласно Ведам ведическое летоисчисление имело т.н. Круги времени. Основные из них это Круг лет и Круг жизни. С большой доли вероятности можно полагать, что часть диаграмм МВ и есть круги времени. Так, на стр. 86/1 (158) есть 9 круговых рисунков. Согласно Ведам Солнце, двигаясь по своей орбите, проходит через 9 стихий. Возможно эти стихии и показаны на данном рисунке.

Имеются вероятные объяснения и для некоторых других разделов. Но их надо еще подтвердить.

Это то, что удалось получить с помощью имеющейся методики. Конечно, с помощью профессионального перевода можно получить более существенные результаты. Тем не менее полученные результаты с высокой долей вероятности дают основания считать что:

1 .Указанная методика расшифровки МВ является его ключом и может быть использована для дальнейшего перевода.

2. МВ является своего рода энциклопедией древних знаний, или Книгой жизни наших предков. Возможно, эти знания актуальны были бы и сегодня.

Николай Аничкин

Для тех, кого заинтересовал метод расшифровки или появилось желание помочь автору, вот адрес его почты: [email protected]

Благодарим Николая за представленную информацию и желаем ему не останавливаться на достигнутом, и успехов в предстоящей работе!

Written by

Варвара

Творчество, работа над современной идеей миропознания и постоянный поиск ответов

Рукопись Войнича - средневековый труд, написанный в XV веке неизвестными авторами. Разгадать ее загадку исследователи пытаются уже несколько сотен лет: язык манускрипта никому не известен. Некоторые даже предполагают, что она создана пришельцами. Недавно испанское издательство Siloe решило выпустить точные физические копии книги, чтобы помочь ученым и энтузиастам, которые не могут получить доступ к оригиналу. «Лента.ру» рассказывает историю рукописи и попыток ее расшифровки.

В 1912 году антиквар Вильфрид Войнич обнаружил в древнем южно-европейском замке Вилла Мондрагоне странный манускрипт: текст был написан на непонятном языке с помощью неизвестной ему письменности.

Изящные буквы на страницах манускрипта извивались, сцепляясь и расходясь друг с другом. Некоторые из них позже назвали «виселицами» за визуальное сходство с эшафотом. Книгу украшали многочисленные иллюстрации с изображениями растений, людей, природных явлений и движения небесных тел.

Сейчас считается, что над этим манускриптом работали от двух до восьми писцов в течение нескольких лет, но Войнич пришел к другому заключению. Он обнаружил в книге письмо чешского ученого Йоханнеса Маркуса Марци, на основе которого заключил, что она является работой знаменитого философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона, жившего в XIII веке. Войнич решил, что за такой предмет старины дадут много денег, но с датой несколько ошибся. Согласно данным проведенного впоследствии радиоуглеродного анализа, манускрипт был изготовлен в период между 1404 и 1438 годами, а значит, Бэкон не мог иметь к нему никакого отношения. Впрочем, история этой рукописи намного интереснее, чем полагал Войнич.

Чья книга?

Не только сам манускрипт, но и личность его владельца до сих пор частично скрыта завесой тайны. Около 10 лет назад исследователь Рене Зандберген обнаружил в архивах письмо, датируемое XVII веком, которое отправил пражский алхимик Георг Бареш. Оказалось, что он более 20 лет безуспешно пытался расшифровать язык этого труда.

Отчаявшись, Бареш выслал несколько страниц манускрипта иезуитскому эрудиту Афанасию Кирхеру, жившему в Риме. Старая книга заинтересовала Кирхера, и он попытался убедить алхимика прислать ему весь труд, но тот отказался.

После смерти Бареша, манускрипт достался его другу, тому самому Марци, письмо которого обнаружил Войнич. Марци был известным ученым своего времени и служил врачом при дворе императора Священной Римской империи. В письме он рассказывал об одержимости своего друга расшифровкой манускрипта, которой тот посвятил всю свою жизнь.

О том, добился ли Бареш на этом поприще каких-то успехов, - неизвестно, но после его смерти книга три века пролежала в хранилищах иезуитов. Во времена гонений церкви на орден манускрипт перекочевал в личную библиотеку его главы Петера Бекса - иначе его могли бы конфисковать. В XIX и XX веках Вилла Мондрагоне была штаб-квартирой иезуитов, потому неудивительно, что Войнич нашел манускрипт именно там.

Шифровка в никуда

Но изначально об этом Войнич не знал. Будучи уверенным в том, что манускрипт принадлежит перу Роджера Бэкона, он отдал этот труд криптографу, профессору философии Университета Пенсильвании Уильяму Ньюболду. Его судьба схожа с судьбой Бареша: он посвятил поиску разгадки языка книги последние годы своей жизни. Метод Ньюболда заключался в том, что он изучал текст под лупой, а потом пытался воспроизвести на бумаге отдельные росчерки пера, за которыми, как ему казалось, скрывались анаграммы. Разумеется, у него так ничего и не получилось.

Теории Ньюболда разбил в пух и прах Уильям Фридман, первый криптолог Агентства национальной безопасности США. В последние дни Второй мировой войны он и его жена Элизабет Фридман собрали коллектив экспертов и посвятили огромное количество времени попыткам расшифровать рукопись Войнича. В результате они заключили, что книга не содержит анаграмм, а ее язык является искусственным - то есть его придумали специально для манускрипта.

Впоследствии возникло много теорий о том, что манускрипт - фальшивка, которую написали на древних листах пергамента. Конечно, такую возможность нельзя исключать, но было бы очень странно, если бы предполагаемый мистификатор где-то нашел 120 листов пергамента XV века, да еще и сделал это в те времена, когда о радиоуглеродном анализе еще никто не слышал. Не выдерживает критики и предположение о том, что текст труда бессмысленный: он имеет четкую структуру. Скажем, в разделе, посвященном растениям, употребляются одни специфические слова, а в астрономическом - другие, и они не повторяются.

Было много теорий относительно того, что представляет собой язык манускрипта. Джозеф Мартин Фили утверждал, что текст написан на латинском и зашифрован простейшей перестановкой букв. Исследователь Джон Стожко писал в своей книге, что рукопись написана на украинском языке, лишенном гласных, а доктор Лео Левитов полагал, что это один из креольских языков. Впрочем, ни один из специалистов так и не подошел достаточно близко к пониманию текста манускрипта.

Таинственное послание

В 2013 году физик-теоретик Марчело Монтемурро из Манчестерского университета опубликовал работу, которая подтверждала теорию о том, что текст рукописи Войнича - не бесполезный набор символов, в нем действительно кроется некое послание на забытом языке. Для этого он применил одну из методик, предназначенных для изучения кодирования информации в процессе работы нейронов, - этот метод позволял выявить в сигнале важные данные даже при том, что было неизвестно, как их интерпретировать.

В интервью «Ленте.ру» Монтемурро говорил, что чем больше он изучал статистические особенности текста, тем больше уровней структуры неизвестного языка в нем находил. Исследователь также отверг гипотезу о том, что информация в манускрипте зашифрована - ведь сильные шифры имеют важное свойство: они уничтожают статистические особенности языка, чтобы исключить возможность узнать его.

Монтемурро обращал внимание на то, что рукопись Войнича подчиняется закону Ципфа, который описывает статистику частоты встречаемости слов в естественных языках. Если расположить слова по мере убывания частоты употребления, то частота повторения каждого слова окажется обратно пропорциональна его порядковому номеру в списке. В принципе, разработать алгоритм шифрования, позволяющий соблюдать это правило, можно, но он будет чрезвычайно сложным, и непонятно, кто, как и зачем стал бы это делать в XV веке, когда о законе никто не знал.

Кроме того, Монтемурро указывал на то, что в результате анализа текста им была выявлена закономерность: повторение определенных специфических слов совпадает с разделами книги. То есть если на иллюстрациях, расположенных на конкретных страницах, изображены растения, то им будет сопутствовать связанная с ними лексика.

Интеллектуалы погибшей культуры

Стивен Бакс, профессор прикладной лингвистики в Бедфордском университете, представил в 2014 году свои веские доказательства того, что рукопись Войнича не может быть фальшивкой. Он утверждал, что, по результатам его исследования, текст этого труда полностью совпадает с иллюстрациями. Например, в ботаническом разделе повествуется именно о нарисованных в ней растениях, а также, возможно, поясняются их лечебные свойства. Бакс утверждал, что все они были описаны в более ранних работах. «Короче говоря, манускрипт, скорее всего, - вовсе не зашифрованное послание, в котором скрыта информация иного толка», - заключал он.

На основе иллюстраций исследователь смог идентифицировать некоторые слова, встречающиеся в этой работе, вычленяя часто повторяемые последовательности букв. Так, он нашел созвездие Тельца, можжевельник, кориандр, морозник, василек и чернушку посевную. Конечно, эти открытия не сильно приблизили Бакса к расшифровке языка манускрипта, так как он смог понять лишь значение некоторых слов на современном английском.

Помимо этого, профессор выдвинул интересную теорию о том, откуда взялся загадочный язык. Он считает, что на нем говорила некая небольшая общность, не выработавшая собственное письмо. Группа интеллектуалов, принадлежащих к этой культуре, создала для нее алфавит, состоящий из элементов европейской, ближневосточной и кавказской письменности, чтобы сохранить знание своего народа о природе для потомков. Бакс указывает, что XV век был смутным временем, и, вполне возможно, культура, использовавшая этот язык, исчезла примерно тогда же, когда эти люди пытались разработать ее письменность.

Очень большие данные

В 2014 году профессор бразильского Университета Сан-Паулу Диего Амансио при помощи «больших данных» (совокупности технологий и подходов автоматического анализа чрезвычайно крупных объемов информации) также получил подтверждение тому, что манускрипт Войнича не является подделкой. Исследования ученого показали, что структура неизвестного языка совпадает со структурами современных.

Амансио не пытался перевести текст - он просто собрал слова в группы и проанализировал связи между ними, смоделировав комплексную сеть. В результате он выяснил, что в 90 процентах случаев структура текста манускрипта повторяет встречающуюся в Библии и других известных книгах.

Кроме того, профессор обнаружил термины, которые чаще всего повторяются в документе, и связал буквы неизвестного языка с латинскими (например, он получил такие слова, как cthy, gokeedy и shedy). Установить их значение ему не удалось, но он и не особенно пытался это сделать, считая, что его работа послужит фундаментом для исследований криптографов.

В оценке содержимого манускрипта он солидарен со многими другими специалистами. По его мнению, документ представляет собой энциклопедию средневековых практик, в число которых входят медицинские рецепты, астрологическая и метафизическая информация, а также описание обрядов плодородия.

Результаты недавних исследований позволяют говорить с немалой долей уверенности о том, что манускрипт действительно написан на реально существовавшем языке, не является подделкой и послание, заключенное в нем, не зашифровано. Тем не менее рукопись Войнича остается загадкой до сих пор, поддаваясь анализу, но не выдавая смысл написанного.

В собрании библиотеки Йельского университета (США) хранится уникальный манускрипт Войнича (англ. Voynich Manuscript), считающийся самой загадочной эзотерической рукописью в мире.

Манускрипт получил название по имени его бывшего владельца - американского книготорговца Вилфрида Войнича, мужа известной писательницы Этель Лилиан Войнич, автора романа «Овод». Книготорговец Вилфрид Войнич купил рукопись в 1912 году в одном из итальянских иезуитских монастырей.

История загадочного манускрипта.

Известно, что владельцем манускрипта был Рудольф II (нем. Rudolf II; 1552 г., Вена - 1612 г., Прага, Богемия) - король Германии (римский король) с 1575 по 1576 год. Загадочную рукопись с многочисленными цветными иллюстрациями продал Рудольфу II за 600 дукатов известный математик, географ , астроном, алхимик и астроло г валлийского происхождения Джон Ди , желавший получить разрешение свободно уехать из Праги на родину, в Уэльс. Джон Ди преувеличил древность рукописи, уверив короля Рудольфа в том, автором этой таинственной книги является известный английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214 – 1292 г.г.).

Известно, что позднее владельцем книги был алхимик Георг Бареш (Georg Baresch), живший в Праге в начале XVII века. Видимо, Георг Бареш был также озадачен тайной этой загадочной книги.

Узнав, что известный немецкий учёный, иезуит, занимавшийся лингвистикой, древностями, теологией, математикой Атанасиус Кирхер (Athanasius Kircher -1602 — 1680 г.г. , Рим), из Римской Коллегии (Collegio Romano) опубликовал коптский словарь и расшифровал египетские иероглифы, Георг Бареш послал Кирхеру в Рим несколько скопированных страниц рукописи и письмо с просьбой помочь расшифровать загадочные письмена. Письмо 1639 года Георга Бареша адресованное Кирхеру было обнаружено уже в наше время Рене Цандбергеном (Rene Zandbergen), и стало самым ранним упоминанием о не расшифрованном манускрипте.

После смерти Георга Бареша книга дочтвлась его другу, ректору Пражского университета Иоганну Маркусу (Ян Марек) Марци (Johannes Marcus Marci, 1595-1667 г.г.). Иоганн Марци предположительно отослал её Атанасиусу Кирхеру , своему давнему другу. Сопроводительное письмо 1666 года Иоганна Марци до сих пор прикреплено к манускрипту. В письме утверждается, что её первоначально купил за 600 дукатов король Германии Рудольф II, считавший автором этой книги английского философа Роджера Бэкона (1214 – 1292 г.г.).

Судьба таинственного манускрипта с 1666 года до 1912 года остаётся неизвестной. Вероятно, книга хранилась вместе с остальной перепиской Атанасиуса Кирхера в библиотеке Римской коллегии, ныне Папский Григорианский университет в Риме, основаный в 1551 году Игнатием Лойолой и Франциском Борджа.
Таинственная книга, вероятно, оставалась там до 1870 года, когда войска Виктора -Эммануила II короля Сардинского королевства (Пьемонта c 1849 года), из Савойской династии вошли в Рим и присоединили Папское государство к Итальянскому королевству. Новые итальянские власти решили конфисковать имущество Папского государства, в том числе и библиотеку в Риме.

Согласно исследованиям Ксавьера Чеккальди (Xavier Ceccaldi), перед конфискацией папского имущества множество книг из библиотеки Папского Григорианского университета были спешно перенесены в библиотеки сотрудников университета, имущество которых не конфисковывалось. Переписка Кирхера была среди этих книг, а также, очевидно, там был таинственный манускрипт, так как на книге есть экслибрис ректора Папского Григорианского университета Петруса Бекса (Petrus Beckx), в то время главы иезуитского ордена.

Библиотека Папского Григорианского университета с экслибрисом Петруса Бекса была перенесена в большой дворец близ Рима, вилла Мондрагон во Фраскати (villa Borghese di Mondragone a Frascati), которая была приобретена обществом иезуитов ещё в 1866 году.

В 1912 году Римская коллегия нуждалась в средствах и решила в строжайшей тайне продать часть своей собственности. Книготорговец Вилфрид Войнич приобрёл 30 рукописей , среди прочего и ту, которая сейчас носит его имя. В 1961 году , после смерти Войнича, книга была продана его вдовой Этель Лилиан Войнич (автором «Овода») другому книготорговцу Хэнсу Краусу (Hanse P. Kraus). Не найдя покупателя, в 1969 году Краус подарил манускрипт Йельскому Университету США.


Тайны Манускрипта Воинича.

Первоначально манускрипт, размером 22,5х16 см, состоял из 116 листов пергамента, четырнадцать листов книги сегодня считаются утерянными. Рукописный текст книги написан гусиным пером, беглым каллиграфическим почерком, с использованием чернил пяти цветов — синий, красный, коричневый, жёлтый и зелёный.

Для определения возраста книги, был проведён анализ бумаги и чернил — они относятся к XVI веку. О возрасте книги рассказывают её иллюстрации , на которых можно рассмотреть одежду и убранство женщин, а также средневековые замки на диаграммах. Все детали на иллюстрациях характерны для западной Европы периода между 1450 и 1520 годами. Это косвенно подтверждается и другими историческими сведениями.

Почти каждая страница Манускрипта Войнича содержит рисунки, позволяющие поделить весь текст книги на пять разделов: ботанический, астрономический, биологический, астрологический и медицинский.

Ботанический раздел книги самый большой, включает более 400 иллюстраций растений и трав, не имеющих прямых аналогов в ботанике, и неизвестных науке. Текст, сопровождающий рисунки растений, тщательно поделён на равные параграфы.

Астрономический раздел книги содержит около двух десятков концентрических диаграмм с изображениями Солнца, Луны и астраномических созвездий.

Биологический раздел книги содержит большое количество человеческих фигур, в основном женских, представленных в различных стадиях деторождения. Возможно, в биологическом отделе книги даны описания процессов жизнедеятельности человека и тайны взаимодействия человеческой души и тела.

Астрологический раздел книги изобилует изображениями магических медальонов, зодиакальных символов и звёзд.

В медицинском разделе книги , вероятно, приведены алхимические рецепты лечения различных болезней и магические окультные советы.

Алфавит текстов манускрипта Войнича не имеет схожести ни с одной известной системой письма, неизвестные науке иероглифы, скрывающие смысл текста до сих пор не расшифрованы.

Все попытки определить язык и расшифровать текст Манускрипта Войнича до сих были тщетными. Опытные криптографы XX века пытались расшифровать текст методом частотного анализа употребления различных символов. Однако ни латынь, ни множество западноевропейских и восточных языков не помогли расшифровать текст манускрипта, исследования зашли в тупик.

Что думают об этой рукописи современные учёные?

Кандидат биологических наук, специалист в области компьютерной психодиагностики Сергей Геннадьевич Кривенков и ведущий инженер-программист ИГТ Минздрава РФ Клавдия Николаевна Нагорная, из Санкт-Петербурга, считают в качестве рабочей гипотезы, что составителем текстов манускрипта Войнича был один из соперников Джона Ди в разведывательной деятельности, зашифровывавший, по-видимому, рецепты приготовления снадобий, ядов, лекарств, в которых, как известно, множество специальных сокращений, что и обеспечивает короткие слова текста.

Зачем шифровать? Если это рецептуры ядов, то вопрос отпадает… Сам Джон Ди, при всей его разносторонности, не был знатоком лекарственных трав, поэтому вряд лимог самостоятельно составить этот текст.

Что за загадочные «неземные» растения изображены на иллюстрациях книги? Оказалось, что все изображённые растения составные. Например, всем известной цветок белладонны нарисован с листом столь же ядовитого растения копытень . И так во многих других случаях на иллюстрациях растений изображены и шиповник, и крапива, и даже женьшень. Возможно, автор иллюстраций и текста ездил в Китай из западной Европы, так как подавляющее большинство растений все же европейские.

Какая из влиятельных европейских организаций посылала свою миссию в Китай во второй половине XVI века? Ответ из истории известен - орден иезуитов. Б лижайшая к Праге крупная резидентура ордена иезуитов находилась в 1580-е гг. в Кракове, а Джон Ди вместе со своим напарником, алхимиком Келли сначала работал также в Кракове, а потом перебрался в Прагу. Пути знатока ядовитых рецептов, сначала ездившего с миссией в Китай, а потом работавшего в Кракове, вполне могли пересекаться с путями Джона Ди.

Как только стало понятно, что означают многие из картинок «гербария», Сергей Кривенков и Клавдия Нагорная приступили к изучению текста. Предположение, что текст манускрипта Воинича, в основном, состоит из латинских и греческих сокращений, подтвердилось.

Однако главной целью исследования было раскрытие необычного шифра, которым пользовался составитель рецептур. Тут пришлось вспомнить о многих отличиях как менталитета людей того времени, так и об особенностях тогдашних систем шифровки и использования типичных для того времени приёмов нумерологии. В конце Средних веков вовсе не занимались созданием чисто цифровых ключей к шифрам, зато очень часто вставляли в текст многочисленные бессмысленные символы («пустышки»), что вообще обесценивает применение частотного анализа при расшифровке манускрипта. Но исследователям не удалось пока выяснить, что является «пустышкой», а что - нет.

Под иллюстрацией растения белладонна — «belladonna » и копытень (лат. Ásarum) исследователям удалось прочесть латинские названия именно этих растений. Иллюстрации растений сопровождают советы по приготовлению смертельного яда… Тут пригодились и характерные для медицинских рецептов сокращения, упомининие имени бога смерти в античной мифологии — Танатос (др.-греч. Θάνατος — «смерть») брата бога сна Гипноса (др.-греч. Ὕπνος — «сон»).

Конечно, для полного прочтения всего текста манускрипта, а не отдельных его страниц потребовались бы усилия целой бригады специалистов, но главное тут не в рецептурах, а в раскрытии исторической загадки.

Астраномические иллюстрации звездных спиралей, оказывается, сообщали о наилучшем времени сбора трав, и о несовместимости определённых растений.

«Манускрипт Войнича» – изощрённая подделка?

Английский учёный Гордон Рагг из университета Кили (Великобритания) пришёл к выводу, что тексты старинной книги XVI века вполне могут оказаться абракадаброй.

Загадочная книга XVI века может оказаться изящным вздором, говорит учёный-компьютерщик. Гордон Рагг применил шпионские методы эпохи Елизаветы Первой для воссоздания нового текста манускрипта Войнича, и ему это удалось!

«Я полагаю, что подделка - вполне вероятное объяснение, - говорит Гордон Рагг . - Теперь очередь верящих в осмысленность текста дать своё объяснение». Учёный подозревает, что книгу сделал для короля германии Рудольфа II английский авантюрист Эдвард Келли. Другие учёные считают это версию довольно правдоподобной, но не единственной.

«Критики этой гипотезы отмечали, что язык манускрипта Войнича слишком сложен для бессмыслицы. Как мог средневековый мошенник произвести на свет 200 страниц рукописного текста с таким знанием множества тонких закономерностей в структуре и распределении слов? Но можно воспроизвести многие из этих замечательных характеристик текста, используя простое кодирующее устройство, существовавшее в XVI веке . Текст, созданный таким методом, выглядит как текст рукопими Манускрипта Войнича, но представляет собой бессмысленную чепуху. Это открытие не доказывает, что рукопись Войнича - розыгрыш, но оно подкрепляет давнюю теорию, о том что документ — средневековая подделка».


Не вдаваясь в подробный лингвистический анализ, можно отметить, что текст и иллюстрации рукописи имеют сложное построение и организацию, многие буквы и слова, повторяются в определённой последовательности. Эти и другие черты реально существовавшего языка действительно присущи рукописи Войнича. Говоря научным языком, манускрипт Войнича отличается низкой энтропией (от греч. entropia – поворот, превращение) часть внутренней энергии замкнутой системы , и подделать текст с низкой энтропией вручную практически невозможно, особенно в XVI веке.

Никому ещё не удалось показать, является ли язык манускрипта криптографией (от др.-греч. κρυπτός - скрытый и γράφω - пишу) , видоизмененной версией какого-то из существующих языков или бессмыслицей. Некоторые особенности текста не встречаются ни в одном из существующих языков - например, двух и трёхкратное повторение самых распространенных слов - что подтверждает гипотезу о бессмыслице. С другой стороны, распределение длины слов и способы сочетания букв и слогов очень похожи на характерные для реальных языков. Многие считают, что этот текст слишком сложен, чтобы быть простой подделкой - какому-нибудь безумному алхимику понадобились бы многие годы, чтобы добиться такой правильности построения текста.

Впрочем, как показал Гордон Рагг , такой текст достаточно легко создать с помощью шифровального устройства, изобретенного около 1550 года и названного решёткой Кардано. Решётка Кардано - инструмент шифрования и дешифрования, представляющий собой специальную прямоугольную или квадратную таблицу-карточку, часть ячеек которой вырезана. Таблицу-карточку специального трафарета с отверстиями перемещают, записывая слова текста. При этом закрытые ячейки таблицы, заполняются произвольным набором букв, превращающим текст в тайное послание.

С помощью решётки Кардано компьюторщик Гордон Рагг составил язык, подобный манускрипту Войнича, для этого ему потребовалось всего три месяца.

Попытки расшифровать текст Манускрипта Войнича в ХХ веке.

Представляется, что попытки расшифровать текст претерпевают неудачу, поскольку автор был осведомлен об особенностях кодировок и составил книгу таким образом, чтобы текст выглядел правдоподобным, но не поддавался анализу. Буквы написаны столь разнообразно, что ученые никак не могут установить, сколь велик алфавит, которым написан текст, а поскольку все люди, изображенные в книге, обнажены, это мешает датировать текст по одежде.

В 1919 году репродукция Манускрипта Войнича попала к профессору философии Пенсильванского университета Ромэну Ньюбоулду. В иероглифах текста рукописи Ньюбоулд углядел знаи стенографического письма и приступил к дешифрованию, переводя их в буквы латинского алфавита.

В апреле 1921 года Ромэн Ньюбоулд обнародовал предварительные результаты своей работы перед учёным советом университета. Доклад Ромэна Ньюбоулда произвел сенсацию. Многие учёные, хотя и отказались высказать мнение об обоснованности примененных им методов преобразования текста рукописи, считая себя некомпетентными в криптоанализе, с готовностью согласились с полученными результатами.

Один знаменитый физиолог даже заявил, что некоторые из рисунков рукописи, вероятно, изображают эпителиальные клетки, увеличенные в 75 раз. Широкая публика была очарована. Этому событию посвящались целые воскресные приложения к солидным газетам.

Были и возражения. Многие не понимали метода, которым пользовался Ньюболд: людям не удавалось, воспользовавшись его методом, составлять новые послания. Ведь совершенно очевидно, что криптографическая система должна работать в обоих направлениях. Если вы владеете шифром, то можете не только расшифровывать зашифрованные при его помощи послания, но и зашифровать новый текст. Ромэн Ньюболд становится все более туманным, все менее доступным, и умер в 1926 году. Его друг и коллега Роланд Грубб Кент опубликовал его работы в 1928 г. под названием «Шифр Роджера Бэкона». Американские и английские историки, занимавшиеся изучением средних веков, отнеслись к ней более чем сдержанно и с большим сомнением.

Мы фактически не знаем точно, когда и где была написана рукопись, какой язык лежит в основе шифрования. Когда будут выработаны правильные гипотезы, шифр, возможно, предстанет простым и легким…

Остается констатировать тот факт, что в нашу эпоху глобальных информационных и компьютерных технологий средневековый ребус остается неразгаданным. И неизвестно, смогут ли учёные когда-нибудь восполнить этот пробел и прочитать тексты манускрипта Войнича, хранящегося в библиотеке раритетных и редких книг Йельского университета и оценивается в 160.000 долларов. Манускрипт Войнича не дают никому в руки, но все желающие попробовать свои силы в расшифровке могут скачать фотокопии высокого качества с сайта Йельского университета США.

Свежие «fake news» из Канады.

Искусственный интеллект помог учёным из Альбертского университета (Канада) открыть тайну знаменитого манускрипта Войнича.
Алгоритм был отработан на «Всеобщей декларации прав человека» , переведенной на 380 языков. Искусственный интеллект сумел распознать 97% текста»Всеобщей декларации прав человека» , после чего алгоритм применили к тексту манускрипт Войнича.

Сейчас исследователи уверены в языке документа и даже знают, как перевести первое предложение. Оказалось, что манускрипт Войнича написан на иврите - порядок букв в словах изменён, гласные пропущены вовсе. Первое предложение манускрипта Войнича переводится так: «Она дала рекомендации священнику, главе дома, мне и людям». Таки-да!