Так живут или выживают? Жить или выживать? Изобилие или выживание? Смысл жизни и выживание в условиях повседневности.

Глобальные изменения, происходящие в нашей жизни и Мире в целом, не могли не сказаться на внутреннем мире человека. Эти изменения «врываются» в сложившуюся у человека картину мира, в его сформированное за годы жизни мировоззрение, в его жизненную позицию и систему отношений. Внешние «возмущения», поступающие из реального мира, пытаются перевернуть, «взорвать» сложившуюся у человека систему образов и представлений. Несоответствие внутренних образов, «моделей мира» вызывает чувство психологического неблагополучия личности и является индикатором психологической дезадаптации человека. Чтобы выжить в этом трудном мире, необходимо изменяться: корректировать свою внутреннюю систему образов внешнего мира.

Но невозможно «подстроиться» под каждое изменение, происходящее во внешнем мире, хотя бы потому, что какие-то изменения в мире могут быть преходящими, временными, деструктивными. Стремление человека постоянно «подстраиваться» под ситуацию в своем крайнем выражении может привести к разрушению целостности его личности, деиндивидуализации. Вряд ли стоит стремиться к выживанию такой ценой. Сохранить себя как личность, свои значимые ценности, иметь собственный взгляд на мир, делать собственный выбор, самому определять свое место в жизни — это значит не просто выживать, а жить.

Но для этого необходимы некоторые константы психологической системы защиты человека от опасностей жизни. В числе таких констант психологи называют индивидуальную картину мира человека, его мировоззрение, жизненную позицию, его образ жизни. К числу подобных личностных констант можно отнести и такую «стержневую» характеристику личности, как смысл жизни.

Смысл жизни и выживание в условиях повседневности

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности. Потребности выражаются в форме желаний и стремлений, а личностные смыслы — в форме некоторых идеалов — представлений о совершенных чертах человека (как носителя определенной социальной роли), а также тех или иных жизненных обстоятельств. Виктор Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Он же показал, что если человек оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить, ему приходится прибегать к третьей группе ценностей -ценностям отношений. Но при любых, самых сложных и казалось бы безвыходных, обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним. «И тогда становится очевидным, — пишет В. Франкл, — что человеческое существование сохраняет свой смысл до конца, до последнего дыхания».

Правильной постановкой вопроса, однако, является, согласно В. Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. «Ставить вопрос в общем виде — все равно, что спрашивать у чемпиона мира по шахматам: «Скажите, маэстро, какой ход самый лучший? » . Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется. В нахождении смыслов человеку помогает совесть. Именно она, совесть, помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить ценностям, сложившимся в данной социальной группе, когда эти ценности уже не отвечают изменяющейся ситуации.

В. Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для животного не существует лежащего перед ним мира; для животного существует лишь окружающая среда. Напротив, человек как Личность живет как раз не в среде, а в Мире людей, отношения к которому он строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости. «В свете этой логики, — считает Д.А. Леонтьева, — каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный смысл». Автор выделяет две стратегии (или «логики») поведения и существования, которые в разные моменты может реализовывать один и тот же человек. Одна из них — «реактивная логика», или «логика удовлетворения потребностей», — наиболее «прямолинейна» и является «общей для человека и животных». А вот вторая, «смысловая логика», является «исключительным достоянием человека». Существование у человека этой «смысловой логики», или, в более общем обозначении, соответствующей («смысловой», т.е. связанной со смыслом жизни) стратегии выживания, выводит на необходимость коснуться проблематики, традиционно являющейся предметом «гуманистической психологии». При этом будем исходить из метафоры, согласно которой можно обозначить следующие «формы рождения», или, иначе, «формы вхождения» человека в Мир:

  1. клеточная (как результат слияния мужской и женской клеток и последующего развития эмбриона);
  2. физическая -рождение ребенка, человеческого детеныша, представителя вида Homo Sapiens;
  3. психическая — приобретение человеческим индивидом способности к активному отражению объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения;
  4. социальная — интеграция человека в общество. Отметим, что социальных форм «рождения» человека как личности может быть несколько (вхождение в разные социальные и профессиональные группы, освоение разных социальных ролей, приобретение разных профессий и т.д.).

Соответственно, в общем случае у человека можно выделить четыре уровня его существования:

  1. биологический уровень, связанный с функционированием внутренних органов человека и удовлетворением биологических и физиологических потребностей индивида;
  2. психологический уровень, связанный с развитием и функционированием психики человека;
  3. социальный уровень, связанный с интеграцией человека в социум, освоением культуры, этики, традиций социальных групп и сообществ;
  4. экзистенциальный уровень, связанный со стремлением человека осознать смысл своего существования, понять, что такое жизнь, смерть, страдание.

Обратим внимание на то, что экзистенциальный уровень развивается у человека к определенному возрасту, по мере накопления и переосмысливания жизненного опыта, но может и вообще не развиться. Переход человека на четвертый (из названных выше) уровень означает, что человек начинает осознавать уникальность своей личности во всей полноте ее существования (экзистенции); он задумывается над тем, что такое жизнь и смерть, что такое страдание, радость, в чем смысл жизни. Принятие человеком экзистенциальных позиций связано с осмысливанием им таких проблем, как проблемы времени, жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, проблемы поиска смысла существования, счастья и др.

Но человек, погруженный в повседневность, защищен от страха смерти. Это самый надежный механизм защиты -возможность погрузиться в заботы и обязанности, не думая о смысле жизни. Эрих Фромм писал, что у жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности 1 . Действительно, далеко не каждому человеку представляется возможность размышлять над гамлетовским вопросом «быть или не быть». Подавляющее число людей на Земле погружено в обыденные заботы и тяготы повседневного существования. Нужно в поте лица добывать хлеб насущный, ежедневно восемь, а иногда и больше часов посвящать работе, становящейся порой жесточайшим гнетом и тягостью для человека. Нужно лечить своих детей и заботиться об обеспечении их образования и безопасности. Нужно заботиться о своих стареющих родителях, давать им материальную и моральную поддержку. И все это в условиях затянувшегося жестокого прессинга необдуманных (или преднамеренно бесчеловечных?) реформ.

Люди вырываются из объятий «жизни-выживания», устраивая себе маленькие праздники: дни рождения, семейные юбилеи, «серебряные свадьбы» и др. Но социальные условия вновь погружают их в борьбу с обстоятельствами. Ничтожные зарплаты и пенсии вынуждают людей предпринимать сверхусилия для поддержания своего существования на минимально приемлемом уровне. Но опять поднимают тарифы за коммунальные услуги, что грозит отключением электроэнергии, горячей и холодной воды, поднимается плата за проезд в общественном транспорте, реальной становится угроза оплаты за лечение и образование. Человек не может привыкнуть к холоду, голоду и боли, к социальному неблагополучию, а на полноценный отдых, да и на лекарства нет денег…

Приходится признать, что по отношению к миллионам людей абстрактно-философские рассуждения об активном выборе жизненного пути и самоактуализации звучат, по меньшей мере, нелепо. Люди не потому хотят «иметь», а не только «быть», что это результат ихсознательного или бессознательного выбора, а потому что необходимость выживания (биологического, психологического, социального) требует чрезмерных усилий для приобретения и оплаты пищи, одежды и обуви, жилья, лекарств, образования своих детей и т.д. Поэтому считаем очень своевременным и психологически адекватным совет Омара Хайяма:

Чем за общее счастье без толку страдать —
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать,
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

Экзистенциальные проблемы возникают у человека, имеющего возможность выбрать, а затем пересмотреть свое решение, имеющего возможность думать о смысле своего и всеобщего бытия. Человек, осознавший время своей жизни как невосполнимый и ограниченный ресурс, может сделать попытку реконструировать свою жизнь. Но для этого необходимы условия, которые можно считать уникальными для нынешнего этапа развития нашего общества и государства. Назовем их.

Во-первых, никакие внешние события, воздействия других людей, природные и психические катастрофы не должны браться в расчет.

Во-вторых, у человека должна быть минимальная внешняя гарантия его долговременного физиологического существования: крыша над головой, сумма на счете или долговременная работа, обеспечение под старость, возможность лечения на случай болезни и т.д. все, что традиционно называют социальной защищенностью.

В высокоразвитых странах Запада (США, Германии, Швеции и др.) люди имеют возможность активно конструировать свою жизнь и распоряжаться временем как ресурсом после ухода на пенсию. Они выбирают себе хобби, активно путешествуют, общаются, участвуют в социальной жизни. Все это вписывается в рамки жизни как время препровождение. В то же время десятки миллионов жителей России ведут «жизнь-выживание». Жизнь для них обращена своей жесткой стороной. В связи с этим в заключение параграфа о смысле жизни и выживании человека в условиях повседневности считаю уместным привести некоторые рубаи Омара Хайяма, написанные в середине 90-х годов XI века и отличающиеся непривычной для поэта жесткостью и категоричностью:

То, что Бог нам однажды отмерил, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не прося.

Если низменной похоти станешь рабом —
Будешь в старости пуст, как покинутый дом.
Оглянись на себя и подумай о том,
Кто ты есть, где ты есть и — куда же потом?

Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо —
Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Океан, состоящий из капель, велик,
Из пылинок слагается материк.
Твой приход и уход не имеет значения.
Просто муха в окно залетела на миг …

Чтобы мудро прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равную вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

Записки из рукава Вознесенская Юлия

Жить или выживать?

Жить или выживать?

Я ненавижу слово «выживать». Слишком много подлостей совершено в мире только потому, что люди считали своим высшим долгом элементарное выживание. «Надо выжить!» - говорили они и лизали сапоги своим тюремщикам.

Я чувствую, что жить мне здесь пока нечем, - все там, в Петербурге. Воркута проходит мимо моего внимания. Чуть-чуть любопытства - и только. Я вспоминаю странников всех времен и народов, вплоть до Одиссея. Разве они жили во всякой стране и со всяким народом? Нет, они проходили сквозь них, наблюдая, запоминая, движимые своей единственной мыслью, своей идеей. Иногда только тоской по дому:

И скажешь ты случайно:

«Боже мой! На Итаку, на Итаку, домой!»

И станешь повторять ты: «Боже мой,

На Итаку, на Итаку, домой».

Из книги Пожилые записки автора Губерман Игорь

НЕМНОГО ОБ ИСКУССТВЕ ВЫЖИВАТЬ Нет-нет, никаких полезных советов не будет в этой главе, несмотря на ее название. Как-то весьма уважаемый мной приятель строго сказал мне:– Давание советов – это реализация подсознательного стремления управлять чужими судьбами.Я так

Из книги Вацлав Дворжецкий - династия автора Гройсман Яков Иосифович

Евгений и Нина Дворжецкие ЖИТЬ И НЕ УСТАВАТЬ ЖИТЬ Интервью– Как родители познакомились и жили до вас?– Они познакомились в 50-м году. Мама приехала в Омск в областной театр драмы, окончив ГИТИС, в качестве режиссера-постановщика. Отец был тогда первым артистом в своем

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Предполагаем жить Поразбежались все от Высоцкого – или сам он всех поразогнал, пораспрощался без слов. Мама как-то спрашивает:– Кто сейчас твои друзья?Он секунду подумал и такой выдал перечень (по Москве, подразумевая, конечно, и парижского дружка Шемякина):– Туманов,

Из книги Воспоминания автора Моруа Андрэ

И все же надо жить В смерти любимого существа мучительней всего невосполнимость утраты. Nevermore. Никогда больше я не услышу ее мягкого голоса, не увижу прекрасного лица; никогда больше не будет у нас с ней «разбирательств» - так она называла наши долгие объяснения,

Из книги Маленькая девочка из «Метрополя» автора Петрушевская Людмила Стефановна

Я хочу жить Потом все-таки какая-то тетка за мной приехала, забрала меня, уже имевшую образование в объеме первого класса (это в десять-то лет!), но при этом круглую отличницу. И меня повезли с Урала домой. По дороге попутчицы менялись. Какое-то время я прожила у чужой тети,

Из книги Преодоление автора Одинцов Михаил

Жить Середина мая.Без малого год идет Великая Отечественная. Без малого год сражается в огненном небе войны лейтенант Сохатый. Закаляется его воля.Немецко-фашистское командование сумело остановить наступление войск Юго-Западного фронта и нанесло неожиданный контрудар.

Из книги Вид с Лубянки автора Калугин Олег Данилович

Из книги Гении и злодейство. Новое мнение о нашей литературе автора Щербаков Алексей Юрьевич

Жить не по лжи? Я рассказал о двух способах литературного существования в шестидесятых – семидесятых годах. Но имелся и еще один. Он начался со второй «опальной» Нобелевской премии по литературе, которую получил Александр Солженицын.Начнем, как обычно, с канонической

Из книги Дмитрий Ульянов автора Яроцкий Борис Михайлович

ЗАЧЕМ ЖИТЬ! Дмитрию Ильичу Ульянову, или, как его тогда называли, Мите, было тринадцать лет, когда в Симбирск пришла весть о казни его старшего брата - Саши. Такой приговор вынес суд особого присутствия Сената с участием сословных представителей по делу покушения на царя

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Жить не по лжи Помню, в семидесятые годы на нашем этаже появился новый сотрудник, Володя. Было ему лет тридцать с небольшим. Человек он был общительный, много о себе рассказывал. Слушать его было интересно, да и судьба его была необычна.Володин отец был высокопоставленным

Из книги Тайны жизни Э Л Джеймс автора Шапиро Марк

Жить чтобы жить Если вдуматься, то люди живут почти одинаково. Рождаются, вырастают, идут работать. Потом женятся, рожают детей. Детей своих любят все, ну, как правило, все. Жен – тут уже бывает по-разному. Ну а работу, я так наблюдаю, любят не так уж часто. В общем, кому как

Из книги Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания автора Берестов Валентин Дмитриевич

Из книги...Имя сей звезде Чернобыль автора Адамович Алесь

ЖИТЬ-ЖИТЬ-ЛЮБИТЬ «Жить-жить-любить! Жить-жить-любить!» - Звучит из черного куста. «Жить-жить-любить! Жить-жить-любить!» - Как эта песенка чиста. А где ж певец? «Жить-жить-любить!» Подходим ближе. Вот те раз! А он свое «жить-жить-любить!» Свистит и не боится нас. Чего бояться?

Из книги Два рейда автора Бережной Иван Иванович

«Жить на земле, и жить долго» Владимир Синельников. Беседа, которую сейчас прочтете, состоялась ровно год назад [летом 1988 года].. Тогда же хотели включить в фильм интервью с академиком Сахаровым.…А когда картина была готова, те, кто оберегал нас от радиации, теперь уже под

Из книги Не служил бы я на флоте… [сборник] автора Бойко Владимир Николаевич

Мы будем жить! Больше недели не утихают снежные бураны. Казалось, зима, задержанная затянувшимися оттепелями, теперь вырвалась на свободу и резвилась, словно застоявшийся жеребец. Дороги начисто замело. В селе Печихвосты, где мы остановились, навалило сугробы под самые

Из книги автора

НАУКА ВЫЖИВАТЬ Учебный отдел однажды ввел в училище следующий вечерний распорядок: после ужина казарменные помещения закрывать на замок, а дневальных с дежурным отправлять на самоподготовку в учебный корпус. Балл от этого не поднимался, зато у самых умных появлялась

Время летит неумолимо быстро, кажется только вчера были маленькие дети, а сегодня я бабушка девяти внучат. И верится и не верится, только жизнь продолжается.

Приехав в Москву и проработав год, я осталась без жилья, бабушка у которой я жила,умерла, а на улице декабрь. Идти некуда, никого практическикто бы мог помочь, тоже нет. Делать нечего, написала заявление об уходе и отрабатывала последние дни. Дома уже собрана сумка для поездки домой.

Работала в киоске, а рядом в другом киоске работали девочки-киргизочки, мы друг друга почти не знали так -привет, привет, ну еще деньги ходили менять к друг другу.
Вот я им и говорю:
-Все девчонки, уезжаю, жить негде, квартиры нет.

Девочки вроде посочувствовали, между собой погыргыкали, зовут пить чай, и говорят:

Сегодня пойдем к нам, мы с Ириской (Ирис снимала квартиру), договорились, что ты поживаешь с нами.
Вы себе представить не можете, мы пришли вечером в однокомнатную квартиру, сколько там жило народа не гадайте, все равно не угадаете.

Я, была там семнадцатой, и русских никого, жили и мужчины и женщины все вместе на полу в комнате, а мы спали на полу на кухне. Так я прожила месяц, уходила рано, приходила поздно, так что если кто переживает за ванну и туалет, у меня проблем с этим не было, к моему приходу все было свободно.

А девочки меня еще и накормят и напоят чаем. И я, благодарна им за поддержку в трудную минуту, потом я естественно ушла к своим, которых мне Бог помог отыскать.

И вот думаю, живу я в Москве или выживаю.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


П ока приходящий в себя после футбольного праздника массовый болельщик мучается похмельем и вопросом, есть ли жизнь после ЧМ, другая категория россиян, ничуть не менее многочисленная, продолжает волноваться из-за последней инициативы родного правительства по сокращению неумеренно расплодившихся в стране орд пенсионеров.

Особый режим во время мундиаля, не поощряющий никаких, кроме футбольных, публичных выплесков массовых эмоций, до поры ограничил территорию волнения озабоченных граждан интернетом, кухнями и скамеечками в подъезде. Но вряд ли это надолго. А пока на политизированной улице временное затишье, перечитав и переслушав много разных мнений, позволю себе подбросить в коллективное сознание и свои пять копеек.

Обоснования повышения пенсионного возраста, насколько я понимаю, сводятся к аргументации, пляшущей от трёх печек.

От демографии: из-за изменившейся возрастной структуры общества оно не может более себе позволить и далее обеспечивать такую же массу неработающих.

От государственного интереса: нехорошо висеть непосильным грузом на шее у бюджета.

☞ И от того, что можно назвать в самом широком смысле качеством жизни отдельной личности.

Н ачнём с последней. Возьмём тех, кто в пенсии не нуждается - обладателей крупных состояний, да и успешных бизнесменов средней руки тоже.

Их состояния достаточно, а часто и сильно более, чем достаточно, чтобы обеспечить все самые требовательные материальные запросы - и их личные, и членов их семей. Уж кто-кто, а эта социальная прослойка может себе позволить годами нежиться на Канарах, сбросив все заботы на плечи наёмных менеджеров. Но тем не менее, многие из них продолжают сами управлять своим бизнесом. Очевидно, что примитивно-материальный интерес здесь явно не на первом плане.

Представители этой креативной прослойки, отошедшие от дел, иногда любят пожаловаться, как безделье психологически тяжело даже для них, уж точно заслуживших отдохновение от забот. Но когда речь заходит об обычных работягах, они почему-то начинают подозревать их в том, что пенсия для них - средство остаток жизни пролежать на печи, жуя калачи.

Хотя какие основания для таких подозрений? Разве работяга сделан из другого теста, чем бизнесмен? За каким-то небольшим исключением на основную массу обычных, что называется «средних» граждан безделье будет действовать точно так же угнетающе. И дожив до пенсионного возраста, абсолютное большинство из них с удовольствием работает - и будет продолжать работать.

Пенсия даёт им хотя бы отчасти ту возможность, или скорее тень тех широких возможностей, которые имеет богатый класс - возможность трудиться не ради куска хлеба, а для души. Обеспечивает некий минимум материального благосостояния, позволяющий не беспокоиться за завтрашний день.


А опираясь на этот минимум, пенсионер получает дополнительные возможности, которых он не имел раньше. Он может сменить работу на менее высокооплачиваемую, но приносящую большее моральное удовлетворение. Может реализовать в предпринимательском формате то, что раньше для него было лишь хобби. Может, оставаясь в привычном рабочем коллективе, позволить себе более гибкий, более свободный график. Основательнее заняться приусадебным участком или дачей. Наконец, он может больше времени отдавать общению с внуками или даже взять на себя основную нагрузку в их воспитании, давая возможность их родителям заниматься заработком и карьерой. Воспитание это тоже социально важное занятие, и ещё неизвестно, кто лучше справится с этой задачей - детский сад со школой или бабушка с дедушкой.

Так или иначе, чем бы человек, достигший пенсионного возраста, ни занимался, а по большому счёту сверхзадача пенсионной системы в том, чтобы обеспечить неимущим классам ту возможность, которую имеет класс имущий - получать моральное удовлетворение от работы.

Это не гарантия безделья, а способ возвысить труд, перенести акцент в нём с добычи средств к существованию на творческий процесс. Большинство граждан собственными усилиями обеспечить себе такую возможность, к сожалению, не могут. Им её обеспечивает общество через государственные механизмы перераспределения. По крайней мере, до сего дня эти механизмы работали, может быть ещё на инерции советской эпохи.

☞ Теперешняя либеральная башня Кремля исходит из совершенно иных приоритетов: избавить государство от любой социальной нагрузки, полностью переложить все проблемы граждан на плечи самих же граждан по принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

Но в обоснование этой, милой сердцу либералов, чисто эгоистической стратегии они почему-то прибегают к доводу как бы от общественной солидарности: работающая часть общества не справляется с нагрузкой по обеспечению пенсионеров - значит надо сократить число последних.

Хотя в той солидарной модели, по которой строилась пенсионная система СССР, и шире - всё то, что называлось странно звучащим для уха постсоветских поколений словом «собес» - количество работающих в экономике имело далеко не первостепенное значение. Социальная нагрузка распределялась более-менее равномерно на всех занятых в народном хозяйстве. Их уменьшение означало только увеличение нагрузки на одного работающего. Да, тяжело. Но так работает любая солидарная общественная система.

Если, конечно, это увеличение нагрузки не компенсируется ростом производительности труда, а она в советской экономике росла почти постоянно, иногда весьма значительными темпами.

С конца 20-х годов, когда были установлены действующие до сих пор нормы пенсионного возраста, которые так не нравятся теперешнему правительству, только за 10 лет производительность труда увеличилась в 2,5 раза, за последние 20 лет существования СССР она выросла в 2,1 раза. А в постсоветской России во время экономического бума между 1998-2007 годами она росла в среднем на в год.

Какой при таком росте создаётся дополнительный общественный продукт, сколько пенсионеров им можно прокормить и на что его потратить, если отрезать от него лишние пенсионерские рты - об этом правительство предпочитает на публику не распространяться.

Н агрузку на работника можно уменьшить и другим способом. Это при советской уравниловке она, если возрастала, то её диктаторски-тоталитарно раскладывали на всех одинаково. А сегодня денежные знаки бродят по стране таким свободно-рыночным образом, что у отдельных граждан их оказывается значительно больше, чем у других.

Вот на плечи таких состоятельных граждан и должно бы пасть предполагаемое увеличение нагрузки по содержанию выросшей армии пенсионеров. Диапазон способов, как это сделать, простирается от прогрессивного налога до национализации самых «честно нажитых» состояний.

Конечно, о таком покушении на скрепы правительство не смеет даже помыслить. Общественный солидаризм обитателям либеральной башни не по душе. Но в России существует и другая пенсионная модель, гораздо более милая сердцу либералов - накопительная, по которой гражданин сам откладывает часть своих доходов на будущую пенсию, а государству доверяет лишь роль временного хранителя и распорядителя этих средств, обязанного в оговоренный срок начать возвращать их законному владельцу.


Казалось бы, что мешает пропагандистам реформы сделать основной упор на эту модель?

А мешает им то, как при этом будет выглядеть правительство, если односторонне откажется от выплат гражданам им причитающегося. Иначе как мошенничеством это не назовёшь. Понимая это, наши правительственные реформаторы даже не пытаются мотивировать свои прожекты в либеральной логике накопительной модели, а предпочитают лицемерно взывать к общественной солидарности. Хотя последняя предполагает, что при необходимости общества «затянуть пояса» затягивать их в первую очередь должны самые богатые.

☞ В целом, на какую бы модель - солидарную или накопительную - ни делался основной упор, но аргумент уменьшения количества работающих на одного пенсионера не имеет отношения ни к одной из них, ни взятых по отдельности, ни к любым их рекомбинациям.

Зато он имеет отношение к маячащей на горизонте человечества очередной технологической революции с повальной роботизацией/компьютеризацией всей экономики и неизбежно вытекающей отсюда проблеме - чем занять людей, которых этот прогрессивный без сомнения процесс оставит без дела.

Околовсяческие эксперты и футурологи который уж год стращают публику почти апокалиптическими картинами пришествия массовой безработицы. Публика ещё не успела свыкнуться с этой невесёлой перспективой, как та же проправительственная экспертная братия на голубом глазу начинает пугать, что, дескать, скоро нам не хватит работников, чтобы прокормить растущую армию пенсионеров.

Как эти абсолютно противоположные сценарии развития рынка труда сочетаются в одной отдельно взятой «экспертной» голове - вопрос для нашего брата-дилетанта неподъёмный.

То ли вместо сглаживания проблем, которые породит будущая технологическая революция, авторы проекта пенсионной реформы планируют эти проблемы усугубить, «расширить и углубить», как говаривал первый и последний президент СССР. То ли считают, что эта революция России вообще не нужна - пускай, мол, с ней загнивающий Запад мучается, а мы как-нибудь на одних «духовных скрепах» проскочим в будущее.

А пока профессионалы не спешат выступать с разъяснениями этой более чем странной позиции правительственных реформаторов, впечатление складывается такое, что любые объяснения вряд ли стоит искать далеко от ставшей, к сожалению, почти традиционной для России альтернативы «глупость или предательство».

Н у и наконец, ещё один argumentum pro от демографии, излюбленный уже не либеральными, а «патриотическими» экспертами, по-солженицынски озабоченными «сбережением народа».

Он сводится к тому, что перспектива старости, обеспеченной за государственный счёт, якобы «развращает нацию», убивая в ней стремление к самовоспроизводству.

На первый взгляд, логика в этом есть: в странах, где пенсионная система отсутствует, а таковых большинство, единственная опора человека в старости - его дети, а отсюда следует прямая заинтересованность нарожать их как можно больше.

И демографической ситуацией в таких странах - а это в основном бедные и слаборазвитые государства с высокой рождаемостью и большой долей детей и молодёжи в населении - этот аргумент вроде бы проходит проверку на истинность. Стремительное старение населения стран с развитым пенсионным обеспечением тоже подтверждает его.


Если это так, тогда в России под угрозой вымирания оказывается её «креативный класс» - стремительно расплодившиеся миллиардеры и миллионеры.

Нет, по последним данным они пока ещё продолжают плодиться, несмотря на экономический спад, а может и благодаря ему. Но если перспектива гарантированно обеспеченной старости действительно так убийственно сказывается на тяге к размножению, как уверяют нас господа прокремлёвские эксперты, то наших «эффективных собственников» неминуемо постигнет судьба томасманновских Будденброков.

А какой же патриот может спокойно взирать на такое разбазаривание цвета генофонда нации?! Ради его спасения все средства хороши.

Как верный сын Отечества, я бы рекомендовал такое средство сбережения нашего элитного генофонда: по достижении «эффективным собственником» пенсионного возраста всё нажитое непосильным трудом конфискуется в закрома Родины, а содержание престарелого креакла на весь, как выражаются чиновники Пенсионного фонда РФ, «срок дожития», целиком возлагается на его любящих чад. Мне кажется, это будет прекрасным стимулом для цвета нашего генофонда продолжать плодиться и размножаться к вящей славе нации и на зависть супостатам.


Предвижу возражения: это же покушение на священность и неприкосновенность частной собственности и на право отпрысков эффективного собственника унаследовать нажитое папиными кровавыми мозолями.

В своё оправдание сошлюсь на тех же кремлёвских реформаторов: ведь им этот священный принцип не мешает планировать отрезание граждан от созданных их же, граждан, трудом пенсионных накоплений. И право наследников на эти накопления государство удовлетворять вроде бы не планирует.

Тогда почему ради блага «креативного класса» не проделать с ним то же самое? Ведь в деле спасения цвета нации нельзя брезговать никакими средствами, даже неприкосновенностью успешно прихватизированной «ничейной» госсобственности.

В прочем, тут я себе позволил лирическое отступление-фантазию в популярном в позднесоветское время жанре «если бы я был директором». Памятуя о том, что мечтать не вредно, надо, тем не менее, не упускать из виду суровую, но с человеческим лицом, реальность современного капитализма. Точнее - ту прекрасную его часть, повёрнутую к «золотому миллиарду» friendly face этой глобальной системы.

Там мы обнаружим одну примечательную социальную категорию - братьев по классу наших «эффективных». Но генеалогия западной аристократии, в отличие от наших нуворишей, уходит в такие глубины веков, что высвечивает одну интересную её особенность: общая для «золотого миллиарда» тенденция демографического упадка у тамошней аристократии почему-то не проявляется.

Экономисты Bank of Italy , изучая списки флорентийских налогоплательщиков за многие столетия, выяснили , что основные финансовые активы во Флоренции и сегодня и шесть веков назад принадлежали и принадлежат одним и тем же семьям. А Британией одни и те же фамилии рулят чуть ли не со времён Ричарда Львиное Сердце. То есть, возможно, некоторые семейства тамошних хозяев жизни и постигает время от времени судьба злосчастных Будденброков, но на фертильных способностях западных высших классов в целом перспектива гарантированно обеспеченной старости никак особо не сказывается.

В отличие от классов низших. Но их депопуляция объясняется, возможно, не столько тем, что западный «собес» их «развратил» своей излишней заботой, сколько специфической адресной направленностью этой заботы.

Декретный отпуск в большинстве западных стран недолгий, бесплатных яслей, детских садиков мало. Заболел ребёнок - оставить не с кем: традиционного социального института, подобного нашим бабушкам у них нет. В результате ребёнок обходится молодой семье слишком дорого. При всей щедрости их пенсионной системы, она не поощряет деторождение, разжигая лишь потребительские инстинкты, но подавляя инстинкт материнский. Стимулирует людей как потребителей - и дестимулирует как родителей. Что неудивительно при всей заточенности западного общества на удовлетворение прихотей индивида. Понятно, что самовоспроизводство вряд ли попадёт в число приоритетов такого общества.


Следовательно, при переадресации социальной помощи на стимулирование рождаемости вполне возможно ожидать и исправления демографической ситуации.

Советский пример здесь не очень показателен из-за страшной подорванности демографического потенциала страны социальными катастрофами 1-й половины прошлого столетия. И тем не менее, в относительно спокойные годы между кризисами население России росло , хоть и небольшими темпами (в 1939-м - 1.75%, в 1950-м - 1.7%, в 1959-м - 1.6%, в 1979-м - 0.7%, в 1991-м - 0.35%).

По прикидкам социологов , при гипотетическом «бескризисном» развитии советское общество показало бы такие темпы прироста, что к 1995 году одна Российская Федерация по численности населения догнала бы США.

Более показателен, как ни странно это может показаться, пример азиатских и африканских стран, как известно, ничего подобного европейской депопуляции не испытывающих.

Государственных пенсий там, конечно, нет. Но на низовом уровне население там организовано в солидарные структуры типа нашей дореволюционной крестьянской общины. Именно они осуществляют там функцию организатора социальной взаимопомощи, которую в советском обществе играло государство. При всей зачастую скудости их ресурсов эти структуры дают своим членам какую-никакую, но уверенность в завтрашнем дне своей семьи, в том, что бы с человеком лично ни случилось, сородичи, соплеменники, собратья по религиозной секте не бросят его детей на произвол судьбы.

☞ И то, что западная аристократия вовсе не собирается вырождаться и депопулировать, объясняется тем, что она является такой же солидарной структурой, как и родоплеменные и клановые объединения в самых отсталых странах.

За любым отпрыском Ротшильдов или Рокфеллеров стоит могущественный клан, который не даст упасть. И уж точно у них не болит голова за декретный отпуск, да за то, с кем оставить ребёнка, пока родители решают глобальные проблемы в Бильдербергском клубе. А когда наши «эффективные собственники», мечтающие попасть хотя бы в прихожую такого клуба, пытаются вливать народу в уши, что пенсии ему урезают единственно с благородной целью помочь ему активнее размножаться - это не более чем привычное для них лицемерие.

К ак общий вывод можно зафиксировать, что на демографию влияет не только наличие или отсутствие системы социального обеспечения, но и общая направленность - индивидуалистическая или солидаристская - этой системы.

Стимулировать рождаемость можно и «от противного» - через отказ государства от любых социальных функций. Нужда всё равно заставит общество самоорганизоваться, и возникнут какие-то другие структуры, которые и возьмут на себя функции поддержки самовоспроизводства популяции.

Государство же окажется в приятной позиции берущего, но ничего не дающего взамен. Демография при этом, конечно, улучшится, но государство и общество окажутся в ситуации жёсткого антагонизма. А как показывает опыт тех же «развивающихся» стран, такие социально-политические конструкции особой устойчивостью, мягко говоря, не отличаются. Эти страны живут, по сути, в состоянии перманентной гражданской войны, где сменяются только фазы - с горячей на холодную и наоборот.

Отказ государства от остатков советского солидаризма ведёт Россию к повтору ситуации 1917 года. И это ещё в лучшем случае. А в худшем - к обвалу в такой «африканский» способ перманентно-беспросветного существования.

Остаётся надеяться, хотя надежда эта и слабая, что российский правящий класс всё-таки в конце концов проявит мудрость, учтёт негативный опыт своих досоветских предшественников и сделает сверху то, что в противном случае с неизбежными немалыми жертвами народу придётся сделать «снизу». Как в октябре 1917-го.