Туман исследовательская работа. Научно-исследовательский проект "туман как природное явление"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…» Выполнили: Барбаняга Михаил, Косолапова Александра, Наумов Михаил. Ученики: 3 б класса Руководитель: Шульга И.В. учитель начальных классов Чехов -2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Облака играют большое значение в нашей жизни. . От их количества и качества зависит изменение климата. Дождь, снег – эти явления природы тесно связаны с облаками Цель работы Выяснить: - какие физические процессы лежат в основе образования облаков и их движения, - почему из облаков летом выпадают дожди, а зимой снег. Провести соответствующие опыты, подтверждающие выдвинутые гипотезы. Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…»

3 слайд

Описание слайда:

Пронаблюдать разновидности облаков, сделать их классификацию. Выяснить, почему испарившаяся вода поднимается вверх. Определить, при каких условиях идет дождь. Задачи Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…»

4 слайд

Описание слайда:

« У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» Антуана де Сент Экзюпери Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…»

5 слайд

Описание слайда:

Мы часто наблюдаем за облаками. Мы наблюдали за ними в разное время года и в разное время суток. Белые лебеди В небе живут. По небу лебеди Плавно плывут. Белые пёрышки Вьются слегка. Здравствуйте, Лебеди - облака Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…»

6 слайд

Описание слайда:

Их причудливые формы помогают фантазировать. Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…»

7 слайд

Описание слайда:

Почему же образуются облака? Почему они всегда такие разные? Что их заставляет двигаться по небу и при каких условиях проливается дождь? Эти вопросы заинтересовали нас. И чтобы ответить на них мы отправились в библиотеку. Гипотеза: Облака и тучи состоят из воды. Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…»

8 слайд

Описание слайда:

Из научной статьи энциклопедии Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…» «Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Крошечные капельки воды, из которых состоят облака, сливаются в более крупные капли, облако темнеет. Постепенно капли тяжелеют и выпадают в виде дождя»

9 слайд

Описание слайда:

Теплый воздух поднимается вверх. Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…» Для проверки этой гипотезы мы провели такой опыт: В огнеупорный сосуд мы налили воды и нагрели до кипения. Вода при нагревании до кипения превращается в пар.Он легче воздуха и устремляется вверх.

10 слайд

Описание слайда:

Поднявшийся воздух охлаждается, а пар превращается в капли воды. Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…» Над сосудом с кипящей водой мы подержали охлаждённый стакан и блюдце, вскоре на них появились капельки воды, которые постепенно увеличивались и падали

11 слайд

Описание слайда:

Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…»

12 слайд

Описание слайда:

« Вода весело плескалась в родной морской стихии. Но однажды ей взбрела в голову шальная мысль добраться до самого неба. Она обратилась за помощью к огню. Своим обжигающим пламенем он превратил воду в мельчайшие капельки тёплого пара, которые оказались гораздо легче воздуха. Пар тотчас устремился вверх, поднимаясь в самые высокие и холодные слои воздуха. Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели, так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг к другу и, став немного тяжелее воздуха, тут же попадали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда. Жаждущая земля поглотила дождь до единой капли. И воде ещё долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она смогла возвратиться в морские просторы». Леонардо да Винчи Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…»

13 слайд

Описание слайда:

Наблюдая за облаками, мы задумались: Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…» «А действительно ли облака такие лёгкие, как нам кажется?»

14 слайд

Описание слайда:

Проблемный вопрос: - Имеют ли облака массу? Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…»

15 слайд

Описание слайда:

Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…» - Облака имеют массу. Большая туча может весить несколько тонн. Мельчайшие капельки воды всё время падают вниз, но, падая, они вновь испаряются. И поэтому облака никогда не исчезают. Внутри облаков часть капелек замерзает, а мощные воздушные потоки сталкивают капли воды и льдинки. В результате в облаке образуются противоположно заряженные частицы. Их скопление приводит к разряду молнии, образуя грозовые облака.

16 слайд

Описание слайда:

Перистые облака Перистые облака - облака верхнего яруса, образуются они лишь на высотах более 6 километров. Это нежные облака белого цвета, волнистые или нитевидные. Из перистых облаков никогда не выпадают осадки. Но зато именно эти облака могут подсказать вам, что через 12-36 часов небо над вами будет затяну то сплошными тучами, которые и принесут с собой обложные дожди. Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…» Кучевые облака Кучевые облака всем нам очень хорошо знакомы. В летние ясные дни эти облака появляются к полудню на небе, медленно куда-то плывут и к вечеру исчезают. У таких кучевых облаков есть еще одно название - кучевые облака хорошей погоды. Слоистые облака Слоистые облака - это однообразный серый слой облаков, который придает всему небу одинаковый хмурый, пасмурный вид. Эти облака могут принести дождь, но этот дождь будет не такой сильный, как дождь, принесенный слоисто-дождевыми облаками.

17 слайд

Описание слайда:

Туман Туман–это непрозрачный воздух,насыщенный водяными парами. Как образуются туманы? Руководитель проекта Шульга И.В. Тема «Облака, туман, роса. Удивительные явления природы…» Туман - это нечто вроде пелены из мельчайших капель воды, иногда смешанных с дымом и пылью. Порой туман бывает таким густым, что очень трудно, даже невозможно что-либо увидеть как будто облака спустились на землю. Образуется туман при охлаждении воздуха, когда водяной пар превращается в капельки воды. Над морем туман возникает, когда воздух теплее воды.

18 слайд

Мир полон неизведанных тайн. В данной работе я постараюсь раскрыть одну из них. Проблема исследования заключается в том, что люди часто путают туман с паром. Очевидно, что между ними нет ничего общего, ведь пар - это газ, который является невидимым. Я решила выяснить, как получаются туманы, какие бывают туманы в России.
Актуальность нашей работы состоит в изучении особенностей процесса образования капель воды, из которых состоит туман. Социальная значимость заключается в том, что благодаря данной работе люди узнают о влиянии тумана на жизнь человека. Для меня лично в работе важно то, что я узнаю много нового о воде и ее состояниях. Практическая значимость данной работы заключается в моделировании фотовыставки "Туманы "России" и использовании результатов работы на уроках окружающего мира.

Файлы:
  • Приложение: Секреты природы. Образование капель тумана при различных температура По состоянию на 30 января 2018 г. 15:16 (447,5 КБ)
  • Текст работы: Секреты природы. Образование капель тумана при различных температура По состоянию на 30 января 2018 г. 15:16 (351,1 КБ)
Результаты экспертной оценки

Экспертная карта межрайонного этапа 2017/2018 (Экспертов: 2)

Средний балл: 3

0 баллов
Цель работы не поставлена, задачи не сформулированы, проблема не обозначена.

1 балл
Цель обозначена в общих чертах, задачи сформулированы не конкретно, проблема не обозначена.

2 балла
Цель однозначна, задачи сформулированы конкретно, проблема не актуальна: либо уже решена, либо актуальность не аргументирована.

3 балла
Цель однозначна, задачи сформулированы конкретно, проблема обозначена, актуальна; актуальность проблемы аргументирована.

Средний балл: 3

0 баллов
Нет обзора литературы изучаемой области/ область исследования не представлена.
Нет списка используемой литературы.

1 балл
Приведено описание области исследования.
Приведен список используемой литературы, но нет ссылок на источники.
Источники устарели, не отражают современное представление

2 балла

Цитируемые источники устарели, не отражают современное представление.

3 балла
Приведен анализ области исследования с указанием на источники, ссылки оформлены в соответствии с требованиями.
Источники актуальны, отражают современное представление.

Средний балл: 3

0 баллов
1) Нет описания методов исследования.
2) Нет плана исследования.
3) Нет схемы эксперимента.
4) Нет выборки (если требуется).

1 балл
Присутствует только одно из следующего:

2) План исследования.
3) Схема эксперимента.
4) Выборка (если требуется).

2 балла
Присутствует только два из следующего:
1) Описание методов исследования.
2) План исследования.
3) Схема эксперимента.
4) Выборка (если требуется).

3 балла
Приведены методы исследования, план исследования.
Дана схема эксперимента.
Выборка (если требуется) соответствует критерию достаточности.

Средний балл: 3

0 баллов
Исследование не проведено, результаты не получены, поставленные задачи не решены, выводы не обоснованы.

1 балл
сследование проведено, получены результаты, но они не достоверны.
Решены не все поставленные задачи.
Выводы не достаточно обоснованы.

2 балла
Исследование проведено, получены достоверные результаты.

Выводы обоснованы.
Не показано значение полученного результата по отношению к результатам предшественников в области.

3 балла
Исследование проведено, получены результаты, они достоверны.
Решены все поставленные задачи.
Выводы обоснованы.
Показано значение полученного результата по отношению к результатам предшественников в области.

Средний балл: 3

0 баллов
Нет понимания сути исследования, личного вклада не выявлено.
Низкий уровень осведомлённости в предметной области исследования.

1 балл
Есть понимание сути исследования, личный вклад не конкретен.
Уровень осведомлённости в предметной области исследования не позволяет уверенно обсуждать положение дел по изучаемому вопросу.

2 балла

Хорошо ориентируется в предметной области исследования, что позволяет уверенно обсуждать положение дел по изучаемому вопросу.

3 балла
Есть понимание сути исследования, личный вклад и его значение в полученных результатах чётко обозначены.
Свободно ориентируется в предметной области исследования.
Определено дальнейшее направление развития исследования.

Средний балл: 1,5

1-2 балла
Представленная работа действительно содержит значимые для науки результаты (имеет теоретическую/ практическую значимость), может быть представлена на научных конференциях, и рекомендовано подготовить на её основе научные публикации.

Цель однозначна, задачи сформулированы конкретно, проблема обозначена, актуальна; актуальность проблемы аргументирована. Приведен анализ области исследования с указанием на источники, ссылки оформлены в соответствии с требованиями. Приведены методы исследования, план исследования. Источники актуальны, отражают современное представление. Описан алгоритм проведённых опытов. Проанализированы полученные данные опытов, в результате которых участник достигает главной цели – активно участвует в процессе, взаимодействует с объектом, убеждается в подтверждении гипотезы. Решены все поставленные задачи. Выводы обоснованы. Есть понимание сути исследования участником, личный вклад и его значение в полученных результатах чётко обозначены. Хорошо ориентируется в предметной области исследования. Марии следует обратить внимание в работе на значение полученного результата по отношению к результатам предшественников в области, а также определить дальнейшее направление развития исследования. Представленная работа действительно содержит значимые для науки результаты (имеет теоретическую/ практическую значимость), может быть представлена на научных конференциях, и рекомендовано подготовить на её основе научные публикации.

Сумма баллов: 16,5

Заявка на "Межрайонная конференция uao-2" была отклонена. (30 января 2018 г. 15:13)
















1 из 15

Презентация на тему: Как возникает туман?

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Что такое туман? Туман - форма конденсации паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным. Образование туманов начинается с конденсации или сублимации водяного пара на ядрах конденсации - жидких или твёрдых частицах, взвешенных в атмосфере. Туманы из водных капель наблюдаются главным образом при температурах воздуха выше −20 °C, но может встречаться даже и при температурах ниже −40 °C. При температуре ниже −20 °C преобладают ледяные туманы. Самое большое количество туманных дней на уровне моря - в среднем более 120 в году - наблюдается на канадском острове Ньюфаунленд в Атлантическом океане. Туманы в населённых пунктах бывают чаще, чем вдали от них. Этому способствует повышенное содержание гидроскопических ядер конденсации (например, продуктов сгорания) в городском воздухе. Туманы препятствуют нормальной работе всех видов транспорта, поэтому прогноз туманов имеет большое народно-хозяйственное значение. Искусственное создание туманов используется при научных исследованиях, в химической промышленности, теплотехнике и других областях.

№ слайда 5

Описание слайда:

Из-за чего происходят туманы? Любой туман, как правило, возникает под действием нескольких факторов. На этом основании построена генетическая классификация туманов. Понижение температуры воздуха является одной из основных причин конденсации водяного пара как вблизи земной поверхности, так и в свободной атмосфере. Вследствие понижения температуры образуются наиболее интенсивные туманы. В зависимости от вида процесса, приводящего к охлаждению, различают: радиационные и адвективные туманы и орографические туманы. Радиационные туманы образуются в результате охлаждения земной поверхности и прилегающего слоя воздуха под влиянием излучения и турбулентного перемешивания. Обычно считают, что при образовании радиационных туманов доля водяного пара при охлаждении воздуха до точки росы остается практически постоянной. Понижение температуры ниже точки росы сопровождается конденсацией водяного пара, которая приводит к уменьшению доли и давления водяного пара. Для образования тумана необходимо, чтобы сконденсировалось определенное количество водяного пара. Благоприятными условиями для образования радиационных туманов являются: отсутствие облачности или наличие облачности только верхнего яруса. Увеличение количества облаков и уменьшение их высоты приводит к усилению противоизлучения атмосферы и уменьшению эффективного излучения земной поверхности, что не способствует охлаждению последней; высокая относительная влажность в начальный момент. Чем выше относительная влажность, тем меньше охлаждение, необходимое для достижения состояния насыщения и образования тумана.

№ слайда 6

Описание слайда:

Искусственный туман. Искусственное создание туманов используется при научных исследованиях, в химической промышленности, теплотехнике и других областях. Как искусственный туман помогает сельскому хозяйству? Наиболее эффективной технологией выращивания растений является метод зелёного черенкования, которым можно размножать многие растения – розы, хризантемы, виноград, многие плодовые и ягодные культуры, даже помидоры. Чтобы растение прижилось, влажность воздуха должна быть близка к 100%, т.к. зелёные черенки с листьями не имеют собственной корневой системы и влагу, а также питание, могут получать только через листья. Поэтому выращивают саженцы в теплицах, где время от времени распыляется вода, подаваемая под давлением несколько десятков атмосфер, образуя туман, состоящий из капелек размером не более 30 мкм. Туман из более крупных капелек быстро оседает.Туман в теплице не только насыщает воздух влагой, но и может понижать температуру в ней на несколько десятков градусов, отнимая теплоту, необходимую для испарения, что даёт возможность использовать теплицы в условиях жаркого климата. При выращивании в открытом грунте создание искусственного тумана во время ночных заморозков направляет тепло, излучаемое Землёй, на согревание растений. Это происходит из-за того, что водяные пары интенсивно поглощают инфракрасное излучение.

№ слайда 7

Описание слайда:

1) Виды туманов. По способу возникновения туманы делятся на два вида: Туманы охлаждения - образуются из-за конденсации водяного пара при охлаждении воздуха ниже точки росы. Туманы испарения - являются испарениями с более тёплой испаряющей поверхности в холодный воздух над водоёмами и влажными участками суши.Кроме того туманы различаются по синоптическим условиям образования:Внутримассовые - формирующиеся в однородных воздушных массах. Фронтальные - образующиеся на границах атмосферных фронтов.

№ слайда 8

Очутившись посреди белого сплошного облака, настолько плотного, что на расстоянии вытянутой руки практически ничего невозможно различить, нередко задаёшь себе вопрос: почему образовался такой густой туман, почему он белого цвета и начинаешь раздумывать о том, как долго это явление обычно длится, а также почему любой туман рассеивается.

Туманы формируются во время скопления в воздухе в нижних слоях атмосферы капель или ледяных кристалликов, из-за чего вдоль земной поверхности образуется напоминающая облака пелена, ограничивающая видимость настолько, что далее одного километра пространство не просматривается, а в некоторых случаях предметы становятся трудноразличимыми уже на расстоянии нескольких метров.

Если температура окружающей среды превышает -10°С, пелена пара состоит лишь из капель. Если температурные показатели колеблются от -10 до -15°С – из капелек воды и ледяных кристалликов, а когда на улице -15°С – туман состоит из мелких ледяных кристаллов, переливающихся при свете ночных фонарей.

Почему образуется этот феномен, ответить несложно: своим появлением он обязан или испарению воды с тёплой поверхности в холодный воздух, или охлаждению насыщенных влагой тёплых воздушных потоков. Например, за возникновением наземных облаков можно нередко наблюдать вечером или с утра после понижения температуры грунта и растительности (травы), нижние слоя атмосферы настолько сильно охлаждаются, что начинают выделять лишнюю влагу в виде водяных капель.

Ещё одним примером, на этот раз – зимним, является туман над рекой, озером или другим водоёмом, на льду которого образовалась прорубь: в морозы над ней всегда стоит пелена, стелющаяся над водной поверхностью. Происходит это потому, что температура воды во время морозов теплее окружающего её льда и воздуха, соприкасающегося с ним (из-за этого воздух над водой всегда теплее остального и туман над рекой в районе проруби стоит почти всегда).

После того как тёплый воздух смешивается с холодными воздушными потоками, он начинает охлаждаться, выделяя пар и образовывая у самой поверхности Земли облако. Поэтому туман над рекой и другими водоёмами обычно устойчивый и длительный: здесь постоянно смешиваются холодные и тёплые воздушные потоки и течения.

Ярким примером этого явления считается расположенный в Атлантическом океане канадский остров Ньюфаундленд. Из-за того, что здесь сталкиваются друг с другом два течения – тёплое Гольфстрима и холодное Лабрадорское, местные жители вынуждены проводить среди марева около ста двадцати туманных дней в году.

Формирование наземных облаков

Когда насыщенный водяными парами воздух охлаждается или смешивается с более холодными воздушными потоками, в атмосфере начинают выделяться капли. После этого при наличии над земной поверхностью мельчайших частичек пыли, они начинают к ним прилипать, наслаиваясь друг на друга и формируя капли более крупных размеров (чем больше в воздухе пыли, тем быстрее образуется облако, поэтому крупные города практически всегда окутаны слабой почти незаметной пеленой).

В тёплое время года размер такой капли колеблется от 5 до 15 мкм, во время морозов – от 2 до 5 мкм, поэтому зимний холодный туман не такой густой, как летний. Как только капли достигают необходимых объёмов, предметы оказываются расплывчатыми и трудноразличимыми: воздух при сильном тумане приобретает беловатый оттенок и синеватый – при слабом.

Ответ на вопрос, почему это явление бывает разных окрасов, прост: более мелкие капли лучше рассеивают короткие синие лучи, тогда как в густых наземных облаках капли более крупных размеров и световые волны рассеивают все лучи одинаково вне зависимости от их длины.

Водность таких облаков обычно не превышает 0,5 г/м3, но иногда густой туман может содержать до 1,5 г/м3 (этой воды достаточно, чтобы растения получили необходимую влагу, особенно это важно для растительности засушливых районов планеты). Насколько непроницаемой окажется пелена, во многом зависит от влажности воздуха, которая во время возникновения наземных облаков обычно составляет от 85 до 100%:

  • если видимость не превышает 50 метров, наблюдается густой туман, а количество капель – 1200 на один кубический сантиметр;
  • если пространство просматривается на расстоянии от 50 до 500 метров – умеренный (водяных капель в этом случае от 100 до 600);
  • если видимость составляет километр – слабый (капель – от 50 до 100).

Нередки туманы и во время морозов, при этом явление можно увидеть даже тогда, когда влажность не превышает пятидесяти процентов. Обычно их можно наблюдать в городах, особенно на железнодорожных и автобусных вокзалах, где пелена образуется за счёт пара, который появляется во время сгорания топлива и выбрасывается в воздух через дымоходы и выхлопные трубы.

Виды

Своим происхождением наземные облака далеко не всегда обязаны лишь природе: большое число туманов возникает в городах, а потому состоят они не только из капель и пыли, но также дыма, копоти, которые выбрасываются фабричными или печными трубами, или возникают после или во время пожаров, когда горит лес, торф или степь. По происхождению метеорологи делят туманы на сухие (в их образовании как раз и виноваты дым, копоть и т. п.) и влажные (задействованы лишь вода и пыль), при этом нередко вторая форма перетекает в первую.

В свою очередь, влажные туманы, на образование которых непосредственно повлияла природа – это вечерний, ночной или утренний туман (именно этот период является оптимальным для возникновения стелющихся по земле облаков), метеорологи также делят на группы:

  1. Поземный. Вечерний или утренний туман, который низко стелется над земной поверхностью или водоёмом (например, туман над рекой). Пелена может быть сплошная, а может идти отдельными клочьями, а видимость не будет превышать километра.
  2. Просвечивающийся. Несмотря на то, что вдоль поверхности видимость невысока и в некоторых случаях не превышает нескольких метров, на небосводе вполне можно различить облака. К этому виду относят ночной, вечерний, и утренний туман.
  3. Сплошной. Видимость густого тумана очень ограничена и часто не превышает пятидесяти метров. Небо почти не просматривается, поэтому облака различить почти невозможно. В основном это вечерний, ночной и утренний туман, а во время холодов при повышении температурных показателей холодный туман можно увидеть и днём.

Почему исчезают туманы

Продолжительность этого явления различная и может составлять от получаса до нескольких суток (особенно во время холодов или при столкновении тёплых и холодных воздушных и водных потоков, например, туман над рекой). Основной причиной того, почему любой туман рассеивается, является прогревание воздуха. Поскольку пелена образуется возле поверхности, после того, как солнечные лучи её прогревают, нагревается и воздух, вследствие чего капли испаряются и превращаются в пар.

Чем выше над земной поверхностью, тем туман рассеивается слабее, так как в верхних слоях атмосферы температура воздуха снова начинает понижаться, пар преобразовывается в водяные капли и формирует облака.

МБОУ «СОШ 6 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Реутов

Научно-исследовательская работа на тему:

«Таинственный туман »

ученик 2 «Д» класса

Хапилов Артем

Олегович

Руководитель:

учитель начальных

классов МБОУ «СОШ

6 с углубленным

изучением отдельных

предметов»

Иванцова Людмила

Александровна

Реутов 2013


1.Введение

2.Гипотеза

3.Исследовательская деятельность

3.1.О тумане с научной точки зрения

3.2.Туман вокруг нас

3.3.Влияние тумана на окружающий мир: жизнь живых организмов и

человека

3.4.Проведение опытно-исследовательской работы

4.Выводы

5.Литература


Окружающая нас природа и ее явления во все времена интересовали человека. Мне тоже очень интересно наблюдать за тем, что я вижу вокруг себя. Природные явления одна из самых загадочных вещей на нашей планете.

Основная цель моей работы узнать о природе тумана.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие

задачи:

узнать о причинах возникновения тумана;

практическим путем убедиться в правильности теоретических

доводов образования тумана,

установить, какое влияние туман оказывает на жизнь живых

организмов и человека.


Я предполагаю, что:

  • поскольку туман это явление природы, то он может быть одним

из состояний воды, таким как снег или дождь;

  • туман образуется из-за перепада температуры.

Я решил провести исследование по этой проблеме: убедиться практическим путем в причинах происхождения тумана и узнать о его влиянии на окружающий мир.


Вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком и

газообразном.


При этом вода постоянно переходит из одного состояния в другое, образуя

круговорот воды в природе.

Несмотря на достаточно точное изображение круговорота воды в природе,

на этом рисунке отсутствует один не обязательный, но составляющий

элемент процесса испарения. И элемент этот называется туман.


По данным «Малого академического словаря», туман это скопление

мелких водяных капелек или ледяных кристаллов в приземных слоях

атмосферы, делающее воздух непрозрачным.

По информации, полученной мной из статьи в «Энциклопедии Брокгауза и

Ефрона», основная причина образования тумана испарение воды с теплой

поверхности суши или водоемов в холодный воздух.


Наблюдать туман можно в разных условиях:

В условиях

В современном

использовании

Облако, поднимающееся над чайником с кипящей водой, тоже можно назвать

туманом, так как состоит оно из мельчайших капелек воды.


В зимнее время года можно наблюдать туман изо рта. Теплый воздух,

исходящий изо рта, на морозе превращается в мельчайшие капельки воды,

образующие облачко. Такой же процесс можно наблюдать в морозный

день, если дома открыть окно. По этой же причине из выхлопной трубы

автомобиля исходят целые туманные облака.


Изучив природу образования тумана, люди научились воспроизводить

туман в искусственных условиях, и нашли этому достойное применение.

Ученые изобрели целые генераторы, позволяющие воспроизводить эффект

тумана. На сегодняшний день техника, с помощью которой получают

искусственный туман, очень популярна. Особенно при организации

концертных мероприятий и съемках кино.


Системы туманообразования применяются также для охлаждения и

увлажнения окружающей среды в жаркое время года.

Еще искусственный туман используют в качестве украшения.


Туман может приносить пользу и в домашних условиях.

Например, увлажнитель воздуха или

медицинский ингалятор


Несмотря на все полезные свойства тумана, полученного искусственным

путем, красоту природного тумана он вряд ли заменит. Во время тумана

города становятся особенно красивыми и загадочными. Многие

фотографы стараются запечатлеть эти незабываемые моменты.

Туман в Лондоне (Великобритания)

Туман в Швейцарии


Туман в Южно-Африканской республике

Туман в Италии

Туман в Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты)


Туман в Нью-Йорке (США)

Туман во Владивостоке (Россия)

Туман в Реутове, Россия, осень 2010, фотограф Александр Кузнецов


Частые и затяжные туманы могут стать причиной гниения

сельскохозяйственных культур и провоцируют развитие болезней

растений. Борьба с этими болезнями очень затратная и трудоемкая.

Томат, зараженный фитофторозом


Из-за плохой видимости во время тумана закрывают аэропорты и происходят

аварии на дорогах.


Туман опасен не только для растений и водителей различного транспорта. Он

может наносить вред любому человеку. Особенно людям, страдающим аллергией.

Пыль и другие вредные мельчайшие частицы задерживаются в тумане, и человек

вынужден этим дышать. При сильном загрязнении воздуха, особенно летом, туман

может способствовать развитию смога, что негативным образом сказывается на

здоровье людей.

Смог окутал Москву, 2010 год


ОПЫТ № 1

Для проведения опыта, доказывающего основную причину

возникновения тумана, потребуется:

1.Стеклянный сосуд, выдерживающий температуру кипения воды;

2.Кипящая вода;

3.Емкость со льдом, которую возможно установить на стеклянный сосуд.


1. Стеклянный сосуд нужно наполовину наполнить кипящий

водой.


На стеклянный сосуд, наполненный кипятком,

установить форму со льдом.


3. Спустя несколько секунд можно увидеть как пар,

идущий от кипятка, превращается в мельчайшие капельки

воды, то есть ТУМАН.


Происходит это из -за столкновения горячего пара с ледяной

поверхностью формы.

Так вот как

появляется

туман!!!


После того, как температура воды и окружающего воздуха становится

примерно одинаковой, туман исчезает, то есть превращается снова в пар и

продолжает свой путь в круговороте воды в природе.


ОПЫТ № 2

Для проведения второго опыта потребуется:

Прозрачная стеклянная бутылка;

Горячая вода;

Кубик льда;

Темно-синяя или черная бумага.


1. Бутылку нужно наполнить горячей водой


2. Через 3 минуты нужно вылить воду, оставив немного на дне,

и положить сверху на горлышко бутылки кубик льда

На фоне листа темной бумаги можно увидеть следующее. Там, где

поднимающийся со дна горячий воздух соприкасается с охлажденным воздухом у

горлышка, образуется белое облачко. Водяной пар, содержащийся в воздухе,

превращается в мельчайшие водяные капельки, то есть туман.


По результатам исследовательской работы, я

подтвердил гипотезу и опытным путем установил:

1.Туман является одним из состояний воды.

2.Туман образуется из-за столкновения пара с

холодным воздухом.

3.Пар превращается в туман, а туман снова в пар,

участвуя в круговороте воды в природе.

4.Эффект тумана может быть полезным в жизни

людей.

5.Природные туманы могут причинять

значительный ущерб и вызывать неблагоприятные последствия, но являются

неотъемлемой частью природы.


1. Большая книга экспериментов для школьников/Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И.

Мотылевой. М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС», 2010.

2. Д. Пайл, П. Робсон, Детская энциклопедия «Планета Земля», ООО «Издательство «Эксмо», 2010.

3. Малый академический словарь русского языка (электронная версия).

4. Москвин А. Г., Лосев К. С., Большая энциклопедия природы «Вода и воздух», «Мир книги», 2004.

5. Мои первые научные опыты, «Издательская группа «КОНТЭНТ», Словакия, 2003.

6. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений/ А. А. Плешаков. М.:

Просвещение, 2012.

7. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н. М. Шанский,

Т. А. Боброва. 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004.

8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (электронная версия).

Другие источники:

1. Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы», ООО «Новый диск», 2008.

2. Видеоматериалы познавательной программы НЕОкухня, представленной телеканалом Карусель,

3. http://ru.vikipedia.org

4. www.rea.org.ua

5. www.delasuper.ru