Выражение человеческий фактор. Человеческие факторы

Понятия «человеческий фактор» звучит следующим образом: это потенциальная возможность того, что в той или иной ситуации человек примет нелогичное, невыгодное или просто неверное решение. Смысл в том, что многие системы работают с участием в них человека, а значит, существует вероятность нарушения алгоритма в том звене, где определяющий выбор делает человек, а не машина.

В тех ситуациях, когда развитие событий зависит от решения человека, невозможно однозначно предсказать его выбор, поэтому инженеры и технические дизайнеры, разрабатывающие сложные системы, стараются максимально исключить человека из процесса работы машины, программы или механизма, чтобы обеспечить системе защиту от вмешательства человеческого фактора. С другой стороны именно человек способен принять нестандартное решение в непредусмотренной конструкторами ситуации, поэтому человеческий фактор очень часто является причиной спасения множества жизней и ценностей. Проблема в том, что как бы совершенен ни был механизм, он может выбирать лишь из заложенного в нем набора вариантов, в то время как человек имеет возможность действовать как угодно.

От 70 до 90% авиационных происшествий и катастроф в мире происходит из-за человеческого фактора.

Причины и следствия

Основными причинами того, что в конкретной ситуации человек делает неправильный выбор, являются:
- недостаток информации;
- физическое и психологическое состояние;
- моральные или эмоциональные колебания;
- недостаточная скорость реакции;
- неверная оценка ситуации.

Дело в том, что любая ситуация, требующая принятия решения, это как минимум микростресс, поскольку человеку свойственно сомневаться в результате своих действий. Большое количество таких переживаний становится причиной эмоциональной напряженности и даже срывов, что приводит к нелогичному решению. Кроме того, на человека оказывает влияние этическая составляющая выбора. Наконец, многие неверные решения были приняты из-за расслабленного состояния, отвлеченного или рассеянного внимания, в минуты душевного расстройства.

Термин «человеческий фактор» используется в авиации, медицине, инженерии, науке и даже в корпоративном управлении.

Человеческая личность – это до сих пор достаточно загадочное и многогранное явление, поэтому предсказать поведение в той или иной ситуации со стопроцентной уверенностью практически невозможно. Следовательно, разработчикам точных систем остается только надеяться на уровень подготовки человека, его стрессоустойчивость и следование инструкциям. Существующий уровень развития технологий не позволяет полностью исключить человека из процесса принятия решений, к тому же именно способность человека к оригинальному мышлению много раз становилась единственной причиной разрешения нестандартной ситуации. В качестве примера можно привести ложные срабатывания советских и американских систем оповещения о ядерном ударе в период холодной войны. Если бы решения принимал компьютер, Третья мировая война была бы неизбежна, однако офицеры СССР и США смогли верно оценить ситуацию и предотвратить начало конфликта.

Представьте ситуацию. Вы со своей командой, после очередной итерации, обсуждаете слабое покрытие кода тестами и решаете что с понедельника текущего момента все пишут тесты как для нового кода, так и для всплывающих багов. Это кажется разумным (кто-то вспоминает последний неудачный деплой), все поддакивают и довольные расходятся с мыслью, что ну вот теперь то у нас точно все будет отлично. Приходит время следующего собрания на котором во время вопроса «а как у нас с тестированием» большинство отводит глаза. Результат ясен, все осталось по старому.

Можно конечно попытаться вычислить тех кто этого не делает, выяснить почему так происходит, провести воспитательную беседу) и это даже поможет на какое-то время. А потом пройдет время и все станет по прежнему. Причем те люди которые следуют соглашениям по данному вопросу, в другом вопросе могут делать все по своему и наоборот.

Другая ситуация. Для проекта понадобилась система прав доступа и ее реализовал один из участников команды. Библиотека получилась мощная, гибкая и в целом удобная. Ее начинают активно использовать и спустя какое-то время замечают что многие игнорируют правила работы с библиотекой (соглашения) в результате чего код запутывается, появляется много дублирования, постоянно возникают ситуации что доступ к функционалу имеет не тот кто должен и никто не в состоянии быстро разобраться в хитросплетениях правил доступа.

Начнем с того что контроль условно можно разделить на две категории (в контексте данной статьи): внутренний и внешний. Внутренний контроль - это автоматизированные проверки и ограничения с помощью определенных архитектурных решений как на уровне проекта в целом, так и при проектировании конкретных библиотек (проектирование интерфейсов). Внешний это проверка проверяющим (в том числе инструментами статического анализа) по факту готовности.

Примеры:
Внешние ключи в базе данных - внутренний контроль.
По умолчанию «все запрещено» с помощью acl - внутренний контроль.
Менеджер смотрит коммит к тикету - внешний контроль.
Статический анализ кода - внешний контроль.

Оба вида контроля важны. При этом, все что можно контролировать автоматически, нужно автоматизировать и превращать внешний контроль во внутренний. По сути статья о том как «добиться максимального качества кода при минимальном контроле и устранить человеческий фактор». Это сбережет вам нервы и поможет максимально исключить влияние человека на качество программного продукта.

Внутренний контроль

База должна самостоятельно поддерживать свою целостность (fk, check) и быть максимально строгой в отношении входных данных. Тогда большинство ошибок разработки будут выявлены на самых ранних этапах.
- Всегда используется принцип «все что не разрешено - запрещено».
- При проектировании внутренних компонентов нужно стремиться к минимизации правил которых придется придерживаться в процессе и спользования. Иногда даже ценой потери гибкости (но так чтобы это не стало проблемой и препятствием). И философия python в помощь.
- Пользуйтесь моками в тестах только в случае острой необходимости (внешняя служба), иначе на каждую строчку в реальном коде придется менять несколько строк в тесте, и в конце концов это станет невыносимым бременем для всей команды.
- Внутренние библиотеки (в отличие от кода самого приложения) можно менять только при согласовании с главным разработчиком. Тут без контроля не обойтись, но можно частично решить проблему создав хуки в системе контроля версий, которые не будут давать закоммитить код по нужным вам условиям.
- Когда при разработке постоянно приходится держать в голове вещи которые «нельзя забыть» то скорее всего что-то не так. Если невозможно сделать рефакторинг который позволит об этом не думать, то нужно сделать хотя бы так чтобы код сам проверял свои требования и сообщал о них (например выкидывая исключения).
- Код который пишется или используется первый раз (первый демон, первое использование acl или любого другого компонента) должен быть написан очень качественно, ведь в дальнейшем все будут ориентироваться именно на него.
- Программирование в парах повышает качество кода.

Внешний контроль

- По мере возможностей нужно меняться задачами и не попадать в ситуации когда «понимает только Вася, но он болеет вторую неделю».
- Организуйте процесс разработки так, чтобы весь код проходил через «главного разработчика». Используйте не соглашения, а правила самой VCS, дающие доступ на запись в trunk (master) только ему.
- Используйте непрерывную интеграцию. И красный флаг не должен становиться нормой.
- Выработайте требования к коду и проводите ревью.

Конечно же это не все. Ниже несколько примеров применения описываемого подхода в реальном коде.

У нас в проекте куча демонов, фреймворк предлагает наследовать класс и переопределить метод run. Естественно, что в этом методе можно написать целиком код небольшого демона (что на практике часто и делали). Добраться до такого кода и протестировать его - почти нереально. Логичное решение - попросить всех писать отдельные классы для каждого демона, а в методе run делать только вызов. Но это работает только при максимальном внешнем контроле, поэтому лучше перекрыть прямой доступ к этой части фреймворка и требовать передачи класса демона в свой прокси-код. Всю работу по запуску сделает он, а написать неправильно - просто нельзя либо очень трудно. Наверное это и есть «синтаксический уксус ».

В другом проекте вся бизнес-логика находилась внутри базы данных и доступ к ней осуществлялся исключительно через вызовы процедур. Организация доступа к базе данных была реализована в ограниченном варианте который не позволял делать обычные sql команды. Поэтому за этим аспектом не нужно было следить.

В целом можно сказать так: Создавайте свои системы таким образом чтобы правильные вещи делались легко и естественно, а нежелательные были невозможны или делались с большим трудом.

upd Здесь идет речь не о контроле за людьми! Это очень важно. Не нужно их держать на поводке и контролировать каждый их шаг. Пусть они спокойно коммитят свой код, а вот уже на ревью, выявив недостатки, код можно отправить на доработку.

Я думаю что у многих найдется что сюда добавить. Буду рад услышать ваш опыт.

Человеческий фактор в управлении - это причины нарушения в работе, которые обусловлены несоответствием психофизиологического состояния и квалификации персонала установленным требованиям.

Человеческий фактор в управлении качеством, персонала и анализ ошибочных действий

В процессе анализа ошибок человека-оператора технологических систем выделено 4 вида ошибочных действий: пропуск необходимого действия, нарушения порядка (перестановка) действий, автоматический повтор действия, которое при первоначальном выполнении не привело к необходимому результату, и выполнение нового действия, непредусмотренного установленным алгоритмом.

В зависимости от режима выполнения работ, ошибки могу возникать на уровне навыков, на уровне правил и на уровне знаний.

Человеческий фактор или ошибки, характерные для работы в режиме навыков (невнимание)

Режим ошибок во время выполнения работы на уровне навыков - это невнимание. Ошибки в режиме навыков - это, в основном, допускаемые во время выполнения действий, включая ошибочные действия и недостаток внимания или концентрации.

Человеческий фактор или ошибки, характерные для работы в режиме правил

Так как выполнение мероприятий в режиме правил требует интерпретации с применением формулы «если - тогда», распространенной ошибкой является неправильная интерпретация. Человек может не полностью понять или неправильно определить состояние оборудования или объекта, требующее определенного реагирования.

Человеческий фактор или ошибки, характерные для работы в режиме знаний

Мероприятия, выполняемые в режиме знаний, требуют применения диагностики и разрешения проблем. Человеку требуются значительные усилия на когда необходимо оценить ситуацию, начиная с первопричин. Неудивительно, что человек не может работать хорошо в условиях сильного стресса, в незнакомых ситуациях, где необходимо активно действовать при отсутствии правил, программ и процедур, с помощью которых такие ситуации должны разрешаться.

Принятие решений будет ошибочным, если разрешение проблемы основано на неточной информации.

Человеческий фактор, классификация причин ошибок персонала

Погрешности (ошибки) планирования

Ошибки могут быть допущены на этапе планирования или во время реализации этого плана. Погрешности планирования приводят к ошибкам: человек либо следует ненадлежащей процедуре при решении стандартной проблемы, либо планирует ненадлежащий порядок действий для разрешения какой-либо новой ситуации.

Ошибки могут совершаться двумя путями, а именно: за счет применения правила, несоответствующего данной ситуации, и за счет правильного применения правила, имеющего недостатки.

Ошибочное применение правильных правил

Такой случай обычно имеет место, если оператор сталкивается с ситуацией, когда целый ряд ее черт аналогичен обстоятельствам, для которых данное правило предназначалось, но с некоторыми серьезными различиями. Если оператор не распознал важных различий, он может применить ненадлежащее правило.

Применение несовершенных правил

Это происходит при использовании процедуры, которая в прошлом давала положительные результаты, но содержит нераспознанные недостатки. Если подобное решение применяется в обстоятельствах, при которых оно было впервые опробовано, то оно может стать частью стандартного подхода данного индивидуума к решению такого вида проблемы.

Ошибки исполнения (промахи и упущения)

Как правило, действия опытного и квалифицированного персонала являются отлаженными и умелыми. Работы выполняются, в основном, в автоматической манере, за исключением периодических проверок хода процесса. Но, к сожалению, существуют промахи и упущения по вине персонала. Промахом является действие, которое выполнено не так, как планировалось, и поэтому промах всегда будет виден. Упущение представляет собой отказ памяти, и оно необязательно будет очевидным для всех других, кроме самого лица, у которого это случилось.

Ошибки и нарушения

Ошибки считаются обычным явлением в деятельности персонала и радикальным образом отличаются от нарушений. Эти оба фактора могут привести к отказу в работе целой системы или же создать опасную обстановку. Различие между ними состоит лишь в намерении. Нарушения представляют собой предумышленное действие, а ошибки совершаются непреднамеренно.

Человеческий фактор и корректирующие мероприятия

Непреднамеренные ошибки : этот тип ошибок можно предотвратить, благодаря улучшению обучения, процедур или вмешательству руководства (например, усиление контроля, разбор заданий, разъяснение неправильного понимания, пересмотр неясных разделов в процедурах и стимулирование неравнодушного отношения работников при выполнении задания).

Преднамеренные нарушения : этот тип ошибок можно предотвратить с помощью развития желаемой манеры поведения и внедрения высокой культуры безопасности.

Ошибки на основе знаний : такие типы ошибок можно предотвратить, развивая понимание необходимости остановить работу, привлечь к участию других людей, попросить помощи/консультации, если работник не знает, как действовать в незнакомой обстановке.

Развитие знаний персонала является дополнительным фактором, влияющим на качество и

Понятие о человеческом факторе.

1.2.1. Термин «Человеческий фактор», при его употреблении в обиходе, часто охватывает в себе все аспекты человеческой деятельности и требует чёткого определения. В работе системы любой степени сложности человеку отводится важная роль. Человек представляет собой наиболее гибкий, способный к адаптации элемент авиационной системы. В тоже время, человек наиболее уязвим с точки зрения возможности отрицательного влияния на его деятельность. В течение многих лет каждые три из четырёх авиационных происшествия происходят в результате сбоев в работоспособности человека. Эти сбои обычно классифицируются как «ошибка» человека.

1.2.2. С точки зрения деятельности по предотвращению авиационных происшествий, термин «ошибка» человека не играет положительной роли. С его помощью можно лишь определить место в системе, где произошёл сбой но, не возможно установить, почему он произошел. «Ошибка», связанная с деятельностью человека в системе, может быть предопределена на этапе проектирования самой системы или спровоцирована недостаточной подготовленностью персонала, плохо отработанными процедурами, не совершенством концепции и формата действующих контрольных перечней или руководств. В определении термина «ошибка» человека не учтены некоторые скрытые факторы, которые должны тщательно анализироваться.

1.2.3. Хорошие понятие о человеческом факторе и знания о нём необходимы для того, чтобы уметь заранее определить возможности и ограничения возможностей человека в различных условиях его деятельности и применять такие знания на практике.

(Достаточные знания о человеке и его возможностях познаются в процессе изучения его деятельности. Важным фактором в изучении человека и его способностей является метод индивидуального подхода к каждому. Формальный подход в этой работе не допустим. Очень важно, при этом, выяснить особенности характера человека, проявляющихся в ситуациях, близких к критическим ситуациям и реакцию на протекающие события. Знания о человеке позволят осуществить планирование и дальнейшее его использование руководителем.) Выражения «человеческий фактор», «аспекты человеческой деятельности» и «элементы человеческой деятельности» имеют одно и тоже значение.

На начальном этапе развития авиации считалось, что лучшими знаниями в области физиологии человека обладают врачи. По этой причине в области знаний о человеческом факторе сложился один из наиболее устойчивых предрассудков, который заключается в том, что человеческий фактор принадлежит к одной из областей медицины. И только за истекшие полстолетия работа в этой области была переориентирована на изучение прикладных аспектов деятельности человека в области авиации и в сложных производственных системах. Важную роль человеку отводят:



· В процессах принятия решений и познании;

· в проектировании оборудования систем, органов управления воздушных судов и т.д.

·в ведении связи и в программном обеспечении

· в подготовке планов, карт, руководств по эксплуатации и т.д.

Знания в области человеческого фактора находят широкое применение

· при отборе и расстановке кадров

· во время обучения персонала и при производстве проверки его знаний

· в целях разработки профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и в ходе их расследования.

Теоретическими источниками в изучении влияния человеческого фактора в областях его влияния служат такие науки, как:

· Психология и физиология человека;

· Антропометрия и биомеханика;

· Биология и хронобиология.

Не возможно провести какой-либо анализ надлежащим образом и сделать значимые выводы по результатам представляемых обзоров или исследований, если нет определённых статистических данных.

Работа, проводимая в области человеческого фактора, должна быть ориентирована, прежде всего, на решение практических проблем в реальной области. Исследования должны быть направлены на решение существующих проблем, а не на изучение теории.

(Опыт работы других подразделений использовать необходимо но, не всегда использование этого опыта приводит к положительным результатам. Причиной тому может быть тот факт, что предмет исследования, будь-то персонал или система или условия или обстоятельства, различны. Поэтому исследования должны проводиться самостоятельно с учётом собственных условий и специфики работы. Для проведения таких исследований должен быть подготовлен персонал, способный провести исследования и выполнить определённый анализ. Без наличия подготовленного персонала в области проведения исследования влияния человеческого фактора на безопасность полётов, положительных результатов ожидать не следует. Формально можно выполнить все рекомендации, учесть причины авиационных происшествий, произошедших в других авиакомпаниях, но реальных результатов не добиться. Эти особенности должны учитываться органами, осуществляющими контроль за безопасностью.).

1.2.6. Человеческий фактор---- это наука о людях, их поведении и поступках в той обстановке, в которой они живут и трудятся, наука об их взаимодействии с машинами и механизмами, процедурами и окружающей обстановкой, наука о взаимодействии людей между собой. По определению профессора Эдварса, человеческий фактор это «Работа в области человеческого фактора, направленная на оптимизацию взаимоотношений между людьми и их деятельностью путём системного применения знаний о человеке в рамках конструирования систем. Термин «Деятельность», по определению профессора Эдварса, это проявление интереса людей к контактам между собой и особенности их поведения, как индивидуумов, так и в коллективах.

Цели исследования в области человеческого фактора заключаются в обеспечении эффективности функционирования всей производственной системы и её безопасности а, также нормального самочувствия каждого индивидуума, занятого в это системе. Интеграция человеческого фактора на этапе конструирования систем означает то, что специалисты в области человеческого фактора определяют задачи и методы деятельности человека а, также те трудности и ограничения, при которых люди, работающие во взаимосвязанных областях, должны принимать решения. Информация о человеческом факторе должна использоваться в той степени, на сколько это нужно для решения реальной, существующей проблемы, то есть избирательно. (Существующая практика работы инспекции по безопасности полётов, требовать исполнения того или иного требования без учёта местной специфики, себя не оправдывает и практических результатов не приносит. Формально требования документа выполняются но, при наличии местных свойств, время, затраченное на проведение требуемой работы, тратится без пользы. Свидетельством этому являются периодически составляемые акты с одними и теми недостатками в работе.).

1.2.7. Термины «эргономика» и «человеческий фактор» тесно связаны между собой, так как деятельность человека происходит в среде, где присутствуют различного рода механизмы. Успешная работа человека с любым механизмом зависит от степени понятия человеком самой сути создания механизма. По этой причине и появилась наука об эргономике и эргономических системах. Сам термин «эргономика» происходит от греческих слов «ergon», что означает «работа» и «nomos», что означает «закон природы». Под термином «эргономика» подразумевается изучение эффективности деятельности людей в рабочей обстановке ил в какой степени созданная и оснащённая механизмами система позволяет эффективно работать оператору. В ряде государств термин «эргономика» используется, исключительно, для изучения вопросов, которые связаны с проектированием.

В современных условиях категория «человеческий фактор » главным образом используется в двух значениях: во-первых, для характеристики взаимодействия сложной системы «человек-техника» как причина (детерминант) какого-либо явления, чаще отрицательного (дорожно-транспортного происшествие, авария самолета и др.), и, во-вторых, как интегральная совокупность и показатель качественных характеристик человеческой составляющей боевого потенциала воинских формирований .

Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Выражение человеческий фактор часто используется, как объяснение причин катастроф и аварий, повлёкших за собой убытки или человеческие жертвы.

Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Характеристики, возникающие при взаимодействии человека и технических систем, часто называют «человеческий фактор». Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:

  • недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;
  • ошибки, вызванные внешними факторами;
  • ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;
  • ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели деятельности порождают эмоциональную напряженность , которая проявляется как чрезмерное волнение, интенсивное переживание человеком процесса деятельности и ожидаемых результатов. Эмоциональная напряженность ведет к ухудшению организации деятельности, перевозбуждению или общей заторможенности и скованности в поведении, возрастании вероятности ошибочных действий. Степень эмоциональной напряженности зависит от оценки человеком своей готовности к действиям в данных обстоятельствах и ответственности за их результаты. Появлению напряженности способствуют такие индивидуальные особенности человека, как излишняя впечатлительность, чрезмерная старательность, недостаточная общая выносливость, импульсивность в поведении.

Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях.

Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишние волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации.

Причинами, способствующими появлению такого состояния, могут быть переживание какого-либо неприятного события, утомление, начинающееся заболевание, а также неуверенность в своих силах или недостаточная подготовленность к данному сложному или новому виду деятельности.

Причиной появления ошибок человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки (специальные обработчики таких ситуаций в программном обеспечении, наглядные материалы и инструкции); особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения.

Человеческий фактор как совокупность качественных характеристик личного состава

В научных исследованиях сущности и содержания человеческого фактора в военном деле существует несколько подходов.

Так В. П. Каширин характеризует человеческий фактор как реально действующую совокупность духовных и физических сил подразделений, частей и отдельных военнослужащих. Он утверждает, что ведущую роль в человеческом факторе играет духовная сторона - то, что принято называть моральным духом войск, сил флота, личного состава подразделения, части.

Моральный дух - это духовная готовность и способность личного состава переносить испытания войны, тяготы, лишения и трудности воинской службы и добиться победы над врагом, успешно выполнять поставленные военно-служебные задачи .

По определению В. П. Каширина, моральный дух войск (сил флота) имеет две взаимосвязанные стороны: статистическую и динамическую.

Статистическую сторону он называет морально-психологическим потенциалом подразделения, части, как совокупность духовных возможностей личного состава, степень его политической, нравственной, правовой и др. сознательности, компетентности, военно-профессиональной подготовленности, которые могут быть превращены в фактор достижения победы в бою, войне, выполнения стоящих перед воинским формированием военно-служебных и других задач .

Динамическую сторону В. П. Каширин называет морально-психологическим состоянием личного состава подразделения, части, как та или иная степень реализации и проявления морально-психологического потенциала военнослужащих при решении конкретных боевых и других военно-служебных задач.

Такие же взгляды на сущность и содержание человеческого фактора, морального духа и морально-психологического состояния высказывались П.А. Корчемным , В. И. Алещенко [с. 4, 5] и др.

По утверждениям А. А. Ильюка, человеческий фактор воинских формирований - это сформированное объективной действительностью интегральное единство рациональных (мотивационно-волевых) и чувственных (эмоциональных) качеств личного состава, которые побуждают военнослужащих к исполнению воинского долга, влияют на их состояние и поведение, определяют готовность личного состава к выполнению служебно-боевых задач и применение в элементах боевого порядка [с. 21] .

На методологической основе философских положений о рациональном и чувственном уровнях психики человека, рациональной, чувственной и эйдетической формах существования сознания А. А. Ильюк определяет две составляющие человеческого фактора воинских формирований - моральный дух и морально-психологическое состояние личного состава.

Моральный дух личного состава - это устойчивая совокупность идейных убеждений, политической сознательности, социальной защищенности и профессионализма военнослужащих, уровня сплоченности воинских коллективов и административной деятельности руководящего состава, которые системно и взаимозависимо формируют внутреннюю готовность личного состава к исполнению воинского долга, создают оптимальные условия для выполнения поставленных служебно-боевых задач и побуждают к действиям. Составляющими морального духа есть: идейный, экономический, политический, социально-психологический и административный [с. 41-43] .

Морально-психологическое состояние личного состава - это совокупность душевных переживаний, которые генерируются на чувственном уровне психики человека при взаимодействии с объективной действительностью и осознании личностных качеств и через систему психологической защиты активно влияют на психическое состояние военнослужащих и проявляются в моральной деятельности. Составляющими морально-психологического состояния есть: демографический, личностный, служебный, моральный, природно-климатический [с. 132 – 134] .

Методологической основой для определения составляющих морального духа и морально-психологического состояния взяты философские положения о формах общественного сознания, особенности рационального и чувственного уровней психики человека [с. 21]

Моральный дух характеризует мотивационно-волевые: фундаментальные, стойкие, долговременные качества личного состава , а морально-психологическое состояние – эмоциональные: изменчивые, не долговременные, ситуативные [с. 130]

Такие же взгляды на сущность и содержание человеческого фактора, морального духа и морально-психологического состояния имеют Ю. В. Турченко, А. В. Сирый и др.

Оценка человеческого фактора воинских формирований (частей, подразделений)

Зависимо от полученных показателей (за 100 бальною шкалою оценки) уровень человеческого фактора воинских формирований (частей и подразделений) (УЧФ) классифицируются как «высокий», «средний», «низкий», «угрожающий», а именно:

Интерпретация результатов оценки человеческого фактора воинских формирований (частей, подразделений):