Белова Светлана Анатольевна ,
старший воспитатель
АУДОМО Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребёнка – Детский сад «Берёзка»
Успех не приходит к тебе…
Ты идёшь к успеху.
М. Коллинз
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ). Что же такое портфолио?
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др.)
Несмотря на различные в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь – это с пособ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период.
Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, - «показать все, на что ты способен».
Чаще всего речь идёт о портфолио дошкольника, - реже о портфолио группы.
Не всегда есть возможность и время для создания портфолио дошкольника. В таких случаях поможет портфолио группы, где представлены все достижения данной группы детей.
Цели и задачи
1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия, достижения в различных областях, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса.
2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
Создать для группы ситуацию переживания успеха;
Поддерживать интерес воспитателей группы к формированию портфолио группы;
Укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением.
Порядок формирования портфолио
1. Портфолио группы является одной из составляющих рейтинга развития предметно-развивающей и воспитательно - образовательной среды группы.
2. Период составления портфолио – в течение всего учебного года.
3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателя группы.
4. Учёт документов, входящих в портфолио группы, производится воспитателем группы.
Структура портфолио группы
Портфолио группы детского сада состоит:
v "Добро пожаловать!"
(содержит общую информацию, представляющую группу: название группы, возраст детей, педагоги, фотографии или рисунки отдельных уголков группы);
v "Давайте познакомимся!"
(представляет собой фотопортрет всей группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа);
v "Наши девочки"
v "Наши мальчики"
v "Наши успехи и достижения" ;
v "Наши мечты" .
Можно расширить предложенную структуру дополнительными разделами, например,
"Что означают наши имена" ,
"Наши праздники" ,
"Кем я буду, когда вырасту" ,
"Наши говорилки”
(смешные высказывания детей),
"Мы артисты" , и другие.
Деятельность педагога по созданию портфолио
1. Воспитатель формирует портфолио группы согласно перечню документов.
2. Пополнение и изменение портфолио группы возможно только для воспитателя группы, для просмотра - свободный доступ;
3. Портфолио группы пополняется материалами постепенно, систематически, по мере участия воспитанников группы в образовательном воспитательном процессе, своевременно отмечаются все достигнутые результаты
К оформлению группового портфолио можно привлекать родителей. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрывает творческий подход к работе, участие в жизни ребенка в детском саду.
Литература
Н.А. Кочкина, А.Н. Чернышева. Портфолио в ДОУ.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
Кохан О.Н. Портфолио группы ДОУ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М., 2010. - №12.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000843, дата отправки 18 декабря 2012 г., № квитанции 62502655103704
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Портфолио группы - 121 Мб
- Скачать |
39 Мб
- Скачать |
33,2 Мб
- Скачать |
5 Мб
- Скачать |
Сегодня стало очень популярным оформлять портфолио каждой группы детского сада. Чаще всего эта работа ложится грузом на плечи воспитателя, хотя некоторые умудряются поручить это занятие родителям, которые и отказать не могут, но и как правильно сделать не знают. В таком случае вам фортуна улыбнулась очередной раз, потому что, посетив наш сайт, вы получите несколько советов по оформлению истории маленького детского коллектива, где ребенок учится, развивается и дружит. В придачу здесь же можно скачать шаблоны для оформления портфолио совершенно бесплатно.
Красочное портфолио в ДОУ отличается от такой же папки учителя , воспитателя , директора или школьника. Оно имеет свои разделы, просмотрев которые, создается полное впечатление о группе детей, воспитателях, их совместных успехах и достижениях.
Целесообразно начать оформление визитной карточки с титульного листа, на котором представлена информация о названии группы, возрасте детей. Этот лист станет намного привлекательнее и красивее, если его украсить фотографией группы.
Далее листы могут располагаться в произвольном порядке, если содержание портфолио для групп детского сада не оговорено в положении. В таком случае можно предоставить в данной папке информацию о каждом ребенке в отдельности, посвятить несколько страниц общим успехам, победам, достижениям, рассказать о самых интересных мероприятиях в ДОУ.
Структура детского портфолио 3-5 лет для детского сада. Рекомендации по составлению, советы.
Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 3, 4, 5 лет - это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития.
Критерии, которые представлены в примерных основных общеобразовательных программах "Истоки" (М., 2011), "От рождения до школы" (М., 2010), переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
- социально-личностное развитие,
- познавательно-речевое развитие,
- физическое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания "Какой Я", приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем.
Портфолио пригодится родителям, гувернерам, педагогам, а самое главное - самим малышам!
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.
Каким будет портфолио?
Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Титульный лист
Титульный лист для детского портфолио - это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.
Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.
– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)
– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)
– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)
– Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях)
– Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)
Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры.»
Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)
Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):
– Мои занятия по системам раннего развития Монтессори, Домана, Зайцева, Никитиных, Вальфдорской педагогики и пр. (можно привести пример нескольких самых любимых занятий)
– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)
– Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.)
– Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)
Раздел 2 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.
4-ый День рождения
5-ый День рождения
6-ой День рождения
Раздел 4 – «Я расту»
Этот раздел может включать рубрики:
«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.
2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)
«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).
– Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша)
– Я знаю буквы
– Я читаю в 3, 4, 5 лет (по буквам, по слогам, по словам)
– Моя любимая песенка
– Мое любимое стихотворение
– Я играю на музыкальных инструментах
– Я танцую
– Мир вокруг меня
– Мир внутри меня
«Творческое развитие»
(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)
Рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)
Лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)
Аппликация
Конструирование
Фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)
Театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)
«Мои рекорды»
Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр.
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 5 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.
Мои путешествия
Мои открытия
Мои экскурсии
Впечатления о посещении театров, выставок
Раздел 5– «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме)
– Воспитателей
– Родителей
– Педагогов дополнительного образования
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.
- 1. Ваш малыш уже подрос, Перед вами встал вопрос: Как же быть? Куда идти? В детский сад какой пойти? Мы вас приглашаем к нам! Ваш малыш не по годам Будет умным, ловким, смелым! И всегда он будет рад Посещать наш детский сад! Перед вами дивный дом «Львенком» зовется он
- 2. "Добро пожаловать!" (название группы, возраст детей, педагоги, фотографии или рисунки отдельных уголков группы); "Давайте познакомимся!" (портрет всей группы – фото, рисунок, коллаж и др.); "Наши девочки" (имена, увлечения и др.); "Наши мальчики" (имена, увлечения и др.); "Наши успехи и достижения"; "Наши мечты" «Ловкие, смелые, сильные, умелые» (спортивно- оздоровительный раздел
- 3. Дети раннего возраста от 1,5 до 3-х лет "Серединка желтая, лепесточки белые, Мы детишки умные, добрые и смелые!"
- 4. Золина Мария Борисовна Шатова Анастасия Евгеньевна
- 5. Шибаршин Виктор Викторович Образование: высшее, "Московская государственная академия физической культуры" Педагогическое кредо: Говорят: «Дети цветы жизни». И тем и другим для развития и роста необходимо тепло, забота, внимание. Я верю, что любовь,чуткость и доброта приведет к успешности ребенка.
- 6. Иванова Екатерина Петровна I квалификационная категория
- 7. Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М.А. Васильевой: - Удовлетворять потребность малыша в движении; - Формировать положительный эмоциональный настрой; - Побуждать детей к активной речи. В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача - сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.
- 8. В нашей группе на столе Во зеленой во стране, В маленьких горшочках Подросли цветочки. Мы их поливаем и даже удобряем Растите цветочки в наших горшочках!
- 9. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть массажные коврики, мячи, обручи.
- А также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки.
- 11. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому у нас много книг.
- 12. Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности.
- 13. Настя Соня Алиса Ксюша Арина МаксимГрупповой папа Дима МаксимКатя Ксюша НастяАгата Александра Андрей Айчан Алия Александра Воспитатель Соня Артем Денис Андрей Таня Воспитатель
- 14. Дудина Анастасия Зотова Анастасия Настя в доме - это счастье! Любит всех малышка Настя. Маме с папой помогает, Их целует, обнимает.
- 15. Овчинникова Ксюша Фирстова Ксюша Ксюша любит мармелад, Пастилу и шоколад.Стали липкими у дочки Ротик, носик, обе щечки.
- 16. Раужина Соня Фецер Софья Мы сегодня с Сонечкой, Встали потихонечку.Сделали зарядку, Поиграли в прятки.
- 17. Иовкова ТатьянаФедулова Агата У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел. У Агаты день рожденья! Праздник света и тепла! Поздравляем мы Агату! Будь всегда ты так мила!
- 18. Симонова Саша Ковганова Саша Девочка Саша кушала кашу. Ложкой, половником и черпаком. Кушала кашу девочка Саша, Кашу овсяную да с молоком.
- 19. Мамедова Алия Самедова Арина Звучит твое имя, Как песнь соловья. Ручьи повторяют его, Алия, Алия! Улыбается Аринка…. Словно девочка- тростинка. Глазки смотрят, прыг да скок… От любви к ней …занемог!
- 20. Мамедова Алиса Чернышова Екатерина Ты, Алиса, милая – Самая красивая Ты, Алися ясная, Самая прекрасная….. Катя приучала кошку Из тарелки кушать ложкой. Кошка ложкой есть не стала, Фыркнула и убежала.
- 21. Баринов Андрей Ветохин Андрей Наш Андрюша кашу кушал, – накормил он даже уши "Пусть меня помоет кошка язычком своим немножко!..