Агапит Печерский — храм, молитва, иконы, биография. Агапит печерский — первый лекарь киевской руси Преподобный агапит

Агапит Врач Безмездный ― первый Лекарь Киевской Руси, монах Киево-Печерской лавры. Вот уже тысячу лет к его мощам, считающимся в народе чудотворными, не прекращается людской поток, причём не только православных, но и представителей других конфессий, и даже тех, кто считает себя атеистом. В чём же секрет такого удивительного воздействия святого на людей? В чём сила Агапита Печерского?

Глубоко почитаемая личность Агапита Печерского овеяна большой тайной. О его необыкновенной духовной силе, об удивительной неделе с 25 февраля и проявлении уникальных свойств мощей Агапита Печерского рассказывается во II томе книги «Сэнсэй» популярной современной писательницы Анастасии Новых. Давайте совершим небольшой экскурс по Киево-Печерской лавре. Благодаря сведениям, почерпнутым из книги Анастасии Новых, начинаешь понимать то, что ранее не замечал.

Главные Святые врата Верхней Лавры. Над ними находится древнейшая из сохранившихся, величественная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (её также называют Троицкая надвратная церковь). Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого, ставший первым русским князем, принявшим монашество. Пройдя эти врата, как через туннель собственного сознания, выходишь к яркому свету, словно к совершенно иному мировосприятию. Посреди центральной площади Верхней лавры находится главный храм Киево-Печерской лавры ― Собор Успения Пресвятой Богородицы. В 4 томе книги Анастасии Новых «Сэнсэй» говорится, что на Руси больше всего строилось церквей именно в ее честь, что указывает на сохранение исконных знаний в славянской традиции. Если вы посмотрите на карту Киево-Печерской лавры, то увидите, сколько церквей посвящено Богоматери.

Пройдя через врата и повернув направо, можно попасть в тихий дворик. Его окаймляют бывшие кельи соборных старцев, Великая лаврская колокольня и старинный Дом наместника Лавры XVIII-XIX вв. Своеобразным символом этого дворика является монумент девушки, держащей в руках крест и чашу. Пользуясь подсказками книг Анастасии Новых, понимаешь, что это не просто образ женщины. На ум приходит образ Марии Магдалины, держащей кубок Грааля ― символ великой тайны и проявления божественной силы, символ Любви Иисуса, символ Агапе, что с греческого переводится как «Божественная Любовь». Скрытая жизнь Агапита и явная словно переплелись между собой, как будто каждое когда-то особенное для него место нынешние люди, даже не ведая о том, отмечают особенными знаками. Что это, подсознательное восприятие людьми зафиксированной здесь неведомой огромной силы или же действительно случайные совпадения? Если от Святых врат Троицкой надвратной церкви повернуть направо, то через арочный проход можно попасть на территорию бывшего Никольского больничного монастыря. На фасаде церкви, основанной преподобным Николой Святошей в XII в., висит барельеф Агапита Печерского, на котором написано «Древнерусскому Лекарю Агапиту (11-12 век нашей эры)». Духовный, врачебный подвиг лекаря безмездного Агапита Печерского послужил примером для целых поколений людей, которые решили посвятить свою жизнь помощи больным людям.

Если же от Святых врат пройти прямо к Собору Успения Пресвятой Богородицы, то практически напротив колокольни, в одной из бывших келий соборных старцев, где сейчас находятся галереи Исторического музея Киево-Печерской лавры, можно найти уникальную экспозицию. В ней представлены бюсты, запечатлевшие истинный облик некоторых святых, мощи которых покоятся в пещерах. Это Нестор летописец, чьи труды стали основой для составления "Киево-Печерского Патерика" - житий преподобных печерских иноков, Варлаам, игумен Печерский, сын киевского боярина, первый настоятель Печерской обители. Он начал строительство наземного первого деревянного монастыря с церковью во имя Успения Богородицы. Поликарп, архимандрит Печерский. В связи с историческими событиями, разделившими людей и страны, не смог попасть в эту уникальную коллекцию Илья из града Мурома, легендарный воин.

Венцом этой композиции является бюст преподобного АГАПИТА Печерского, врача безмездного, известного многими чудесами излечения тяжелых больных. Автором этих уникальных работ является учёный, современный эксперт-криминалист из Москвы, Сергей Алексеевич Никитин ― человек, который спустя почти тысячу лет после смерти святых, сумел, благодаря научному методу антропологической реконструкции Михаила Герасимова, воссоздать их истинный облик. И теперь мы можем видеть этих Святых такими, какими они были при жизни.

Наряду с Сергеем Никитиным над мощами работало ещё много других учёных, проводя свои уникальные исследования. Результаты просто потрясающие. Исследования показали, что возле мощей Агапита живые растения ускоряют свой рост, становятся сильными и здоровыми. Вода также меняется, приобретая лечебные свойства. Как оказалось, возле мощей понижен радиоактивный фон. Они оказывают сильное бактерицидное воздействие на состояние воздуха. Считается, что причиной этих необъяснимых явлений возле мощей есть ещё не изученная энергия, природу которой пока не удалось объяснить учёным, как и её загадочную цикличность, поскольку в определённые дни таинственное поле возле Агапита Печерского многократно усиливается.

Образ и духовный подвиг Агапита Печерского вот уже тысячу лет продолжает вдохновлять новые поколения людей. В древности образ Агапита Печерского рисовали православные монахи, исходя из канонических правил. Они имели своё представление об облике Святого, творили иконы, неустанно постясь и читая молитвы.

В наши дни, когда стал известен истинный облик Святого Лекаря Киевской Руси, появилась уникальная картина - портрет Агапита Печерского художницы Анастасии Новых. Несмотря на то, что картина является произведением искусства, многие люди уже отметили на себе ее необычное влияние и буквально живой взгляд самого Агапита. Молва об уникальном шедевре разнеслась далеко за пределы Украины. Удивительно, но даже копии этой картины в виде фотографий, открыток, календарей, не теряют этой необыкновенной силы воздействия при многократном тиражировании. Очевидно, вместе с изображением передаётся и «нечто», сокрытое в картине, что необъяснимым образом проявляет удивительные феномены. Так, многие люди отмечают, что выражение лица Агапита на фотографиях картины Анастасии Новых непонятным образом меняется, словно предопределяет события, нрав неизвестного тебе человека, дает подсказку решения сложного жизненного вопроса. Взгляд Агапита точно проникает в самые потаённые уголки души. Одни говорят, что он пронзительный, строгий. Другие утверждают, что взгляд Агапита тёплый, добрый, ласковый. Но все сходятся во мнении, что взгляд Святого действительно живой!

Многие люди, у которых непредвиденным образом появилась фотография картины Агапита Печерского, отмечают, что их жизнь начинает меняться по внутреннему содержанию. Живой портрет Агапита Печерского удивительным образом помогает им сориентироваться в жизненных ситуациях, справиться с трудностями, получить ответы на сокровенные вопросы. Даже таким необычным образом Агапит бескорыстно оказывает помощь людям, вдохновляет их, даёт редкую возможность прислушаться к самому себе. Очевидно, всё, что связано с необыкновенным святым Агапитом Печерским, обладает огромной духовной силой, преисполненной великой тайны творения.

Со времён жизни Агапита Печерского прошло уже почти 1000 лет, однако Его невероятная духовная сила помогает людям и поныне. В книге Анастасии Новых «Сэнсэй», том 2, есть и такие загадочные строки:

«Даже взять сегодняшний день. Многие люди, из разных стран мира, принадлежащие различным религиям, и даже те, кто считает себя «атеистом», посещая Печёрские пещеры, где лежат мощи святых, больше всего задерживаются возле мощей Агапита. Почему? Потому что человек интуитивно чувствует настоящую Святость, ведь душу не обманешь. Но если бы люди знали, что имеют возможность не только просить об излечении тел, но, что гораздо важнее, просить о спасении души своей, особенно в дни пребывания Духа Святого в мощах Агапита, кои каждый год начинаются с двадцать пятого февраля и длятся целую неделю, для их душ было бы несравненно больше пользы. Ибо нет в те дни на Земле более святого места, где может любой человек, независимо от своего вероисповедания, так близко быть с прошением своим перед Слухом Господним. И такой шанс есть у каждого человека, коим он может воспользоваться в течение семи дней в году. Ведь следующий год для него может и не наступить. Ибо кратки дни человеческие на перекрестье времён. Ибо скорбны их дела перед ликом Господним. Уж каждое мгновение людское на чаше весов. И нет для душ более важной заботы, чем жажда обрящить спасение. Не в вере внешней, но в вере внутренней ключ к Вратам. Только слепец, ослеплённый прахом, его не увидит ».

Но если бы люди знали, что имеют возможность не только просить об излечении тел, но и, что гораздо важнее, просить о спасении души своей, особенно в дни пребывания Духа Святого в мощах Агапита, кои каждый год начинаются с 25 февраля и длятся целую неделю , для их душ было бы несравненно больше пользы.

«Пока ты жив, человек, у тебя есть шанс вымолить вечность в любви Божьей для души своей. И пока у тебя есть этот ШАНС, иди к Агапиту в святую неделю и моли перед Духом Святым только о душе своей. Ибо тело твоё бренно, оно есть прах. И все заботы земные — пусты. Но помни, человек, что обещаешь перед Богом в прошении своём, — исполняй! Ибо Он, как всякий родитель, не терпит лжи, прощает, но не доверяет потом.»»

«Негоже волновать Господа о чём бы то ни было, кроме как о спасении души своей. Не о теле просите, не о здравии, не о животе своём заботьтесь, — всё сие есть тлен пустой, в желаниях ненасытный. Ибо нет прошения более достойного, чем прошение о спасении души своей».

Отче мой Истинный,
На Тебя Единого уповаю,
И молю Тебя, Господи,
Лишь о спасении души своей,
Да будет воля Твоя Святая
Укреплением моим на пути сиём,
Ибо жизнь без Тебя — мгновенье пустое.
И лишь в служении Тебе жизнь Вечная. Аминь.

АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ.

Агапит Печерский, врач безмездный. Интерес к данной исторической личности с годами лишь только растет и постепенно обрастает тайнами и чудесами, весть о котрых разлетается по всему земному шару. Кто он? Лекарь? Таких не мало, как в наши времена, так и во времена жизни преподобного Агапита. Святой? И святынь по всему земному шару хватает. Монах? Такие испокон веков не редкость в наших землях. А к раке с мощами преподобного Агапита Печерского паломническая тропа ширится год от года, и счет идет на миллионы. Не заметить этого трудно. Поэтому закономерно желание «докопаться до сути».

Согласно официальной церковной версии, преподобный Агапит, игумен Печерский, известный лекарь времен Киевской Руси, один из первых пришел в монастырь и принял постриг еще при Антонии Печерском, основателе Киево-Печерской лавры. Один из первых! Наверное, это говорит о том, что он был знаком с Антонием и был одним из тех, с кого все начиналось и тем, кто все начинал.

Из «Жития преподобного отца нашего Агапита, врача безмездного»:

«Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцелений, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его. И последовал он всей душой равноангельной жизни преподобного Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелие от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу.» ()

Этот отрывок порождает массу вопросов, как и все «Житие», в принципе. Где был Агапит и чем жил до того, как пришел к Антонию? Зачем пришел? «ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин». Странно… Пришел за тем, чем сам обладал? А вот здесь: «Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу.» Возможно ли соревнования в таких «подвигах»? Да и само представление того, что Агапит пришел к Антонию и научился у него исцелять людей, чем и занимается практически по ныне, вне конкурса с остальными святыми, после смерти - нелепо. А вот еще: «подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати». Как в это можно поверить логически? Возможно, ли такому научиться, да еще и «подражая подвигам преподобного Антония»? И, все таки, для меня вопрос остается открытым: где был Агапит и чем занимался до прихода в пещеры, кто, кого, чему учил и учил ли вообще?

Далее интереснее. Среди пациентов Агапита Печерского не мало известных исторических личностей, таких как: князь Мономах, например. Это как же «подражать» надо «научиться», чтоб о тебе вся Киевская Русь знала? И тут же еще вопрос возникает. Зачем ему все это надо было: пещеры, монахи, служение? Если учесть опять же, что он один из первых пришел? Вся эта официально принятая история жизни простого лекаря, слава народная о котором не меркнет с веками, порождает больше вопросов, чем ответов. Она довольно обрывиста и много чего не договаривает, а возможно и скрывает. Почему? Для кого?

Откуда святость, откуда нетленные мощи и не зарастающая паломническая тропа к простому монаху-лекарю, который «искал душевного исцеления» и научился исцелять, «подражая» и «соревнуясь» с другим святым?
Вопросы становятся еще актуальнее, если мы переносимся в наше время. Ни для кого не секрет, что огромные очереди в ближние пещеры на территории Киево-Печерской лавры, направлены, в первую очередь, к Введенской церкви. И этот факт иногда вызывал необъяснимые приступы «нетерпения» у служащих ближних пещер. Что, для меня лично, не совсем понятно. Ну, по логике вещей: давайте радоваться вместе, что люди верят и идут в храм, а не в ларек за бутылкой.

Опять же, официально утверждается, что мощи Агапита Печерского такие же как и остальных Преподобных отцов, и несут одинаковую силу, равно как и мощи других целителей. Хотя, сам наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в интервью "УНИАН-Религии" рассказал «о тайне великой духовной силы Агапита Печерского и о чудесах, которые происходят в наши дни по молитвам к святому врачу и ко всем отцам Печерским. Преподобного Агапита мы почитаем наравне с великомучеником и целителем Пантелеимоном и рядом других целителей, к молитвенной и благодатной помощи которых мы прибегаем. О преподобном Агапите Печерском сегодня знают во всем мире. Настоятели многих храмов просят частички его мощей, но заявок всегда было настолько много, что в свое время было принято постановление Духовного Собора Киево-Печерской лавры, уже их не раздавать.»

Далее, с его слов: «Сегодня о чудесах по молитвам к преподобному Агапиту и отцам Печерским знают даже на Аляске. В наши дни происходит множество чудес, их не перечесть. Об этом свидетельствует и братия, и я: все мы болеем, приходим к преподобному, молимся, просим об исцелении. К пустому колодцу люди не ходят. В пещеры Киево-Печерской лавры к преподобным приходят миллионы людей.» ()

Из всего сказанного, совершенно очевидно, что со смертью тела Агапита Печерского сила исцелять не пропала, а наоборот… А как же: «подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати»? Что тогда сейчас происходит возле раки с мощами Агапита Печерского? Кто или что творит чудеса исцеления? Почему место возле раки с мощами преподобного Агапита Печерского никогда не пустует? Почему миллионам в мире известен именно Агапит Печерский, и чудеса исцеления возле его мощей, настолько многочисленны, что потеряли счет и перестали быть чудесами. Почему рака с мощами заставлена букетами цветов благодарных и исцелившихся?
Приведем еще слова митрополита: «Сегодня о чудесах по молитвам к преподобному Агапиту и отцам Печерским знают даже на Аляске.» Опять же, не выделяя Агапита Печерского, а подчеркивая: «преподобному Агапиту и отцам Печерским». Но, далее: «…свидетельствует и братия, и я: все мы болеем, приходим к преподобному, молимся, просим об исцелении. К пустому колодцу люди не ходят.»

Есть еще очень интересный момент. Если верить словам, что популярность Агапита Печерского не отличается от популярности других отцов Печерских, то странным становится следующий факт. Из того же интервью:
«В свое время к Агапиту Печерскому приходил Мономах, которого преподобный исцелил от смертельного недуга. Кто из известных людей нашего времени молился у раки святого? Говорят, к молитвенной помощи преподобного Агапита и отцов Печерских прибегал Билл Клинтон - спускался в пещеры Киево-Печерской лавры и подолгу молился там. Это правда?
Журналист, подчеркивает в вопросе: «Говорят, к молитвенной помощи преподобного Агапита и отцов Печерских прибегал Билл Клинтон».

Митрополит Павел ответил на этот вопрос так:
«Преподобный Агапит Печерский исцелял всех приходящих к нему, независимо от звания и должности, рода и знатности.
Билл Клинтон был в лавре три раза, приходил к раке преподобного Агапита. Подолгу стоял, опаздывал на важные встречи, но не хотел уходить. Он рассказал, что получил исцеление, когда приехал впервые.
Были у нас и другие известные личности. Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев... Главы европейских государств. Всех не вспомнить. Многие приезжали.»

Всем ли святым мощам кланяются известные мира сего? Билл Клинтон - православный, ли? Возможно, и им известно больше, чем имеем право, знать мы, простые прихожане. В чем секрет? Остается только гадать или… Внимательно наблюдать и делать выводы. Пробороздив просторы интернета, не сложно найти фотографии известных личностей возле раки преподобного Агапита Печерского.

То, что они сделаны именно возле раки Агапита Печерского, уже, само по себе, удивляет. Процитируем то же интервью митрополита Павла, приуроченного к Дню памяти Агапита Печерского: «Те, кто приложились к преподобному в открытой раке, рассказывали о том, что почувствовали от мощей тепло, по ощущениям подобное прикосновению к живому человеку.»

В дни памяти святого раку с мощами Агапита Печерского размещают в Трапезном храме.

Рассмотрев фотографии со знаменитостями, понимаем, что все они сделаны в Введенской церкви, а следовательно не в день памяти святого, обозначенного православной церковью. Этот факт заставляет задуматься не меньше, чем все вышеперечисленное.
Изучая феномен Агапита Печерского не первый год, понял одно. Официальная информация православной церкви об Агапите Печерском, враче безмездном - это история, которая скорее стерла больше фактов, чем оставила истины. Она что-то явно умалчивает… Ведь факты - вещь упрямая, и они говорят сами за себя.

Народная популярность Агапита Печерского настолько высока, что не заметить ее просто невозможно. Почему люди идут именно к Агапиту? Почему об этом молчит церковь? Кто же все-таки скрывается за стеклом раки Введенской церкви ближних пещер?

Как сказал митрополит Павел: «К пустому колодцу люди не ходят».

Мощи Агапита Печерского находятся на территории Киево-Печерской лавры, в ближних пещерах, в Введенской церкви.

Подготовил Олег Веритас (Латвия).

В человеке изначально заложено стремление к духовному, к добру. И не просто заложено, а имеет тенденцию пробуждения, роста и созревания.

Древнеславянский святой, преподобный Агапит Печерский, Врач Безмездный — первый Лекарь Киевской Руси, живший в XI веке, чьи нетленные мощи находятся в Киево-Печерской Лавре. Вот уже тысячу лет к его мощам не прекращается людской поток, причём не только православных верующих, но и представителей других религий и конфессий, и даже тех, кто считает себя атеистом. В чём же секрет такого удивительного воздействия Святого на людей? В чём заключается феномен Агапита Печерского?

В книгах Анастасии Новых («Сэнсэй-II», «Сэнсэй-IV», «Эзоосмос», «АллатРа») имеются уникальные сведения о жизни и деятельности Агапита Печерского. Благодаря этим произведениям, многие люди из разных стран мира узнали об огромном духовном вкладе, который внёс Агапит Печерский в жизнь общества, о величии его духовного подвига, который отразился на судьбах многих людей. Книги Анастасии Новых, наполненные необыкновенной силой и исконным знанием. Своим благодатным словом они лечат душу, питают её силой любви и веры, своей мудростью дают опору в жизни и наполняют ее смыслом. Они способствуют духовному преобразованию человека.

Агапит Печерский (Безмездник) (? - 1 июня 1095) - инок Киево-Печерского монастыря, врач безмездный.

Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю) 1 июня и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).

Согласно Киево-Печерского патерика Агапит был родом из Киева, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре ещё при жизни преподобного Антония (т.е. не позднее 1073 г.).

Агапит, считающийся первым лекарем (врачом) Киевской Руси, прославился своей безмездной помощью больным, приобрёл большую известность исцелением труднобольных посредством молитвы и вареного былия (трава), которое давал больному. Согласно жития, исцелил черниговского князя - Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого.

Имевший большую практику и враждовавший с Агапитом врач-армянин увидев многие исцеления посредством молитвы, перешёл в православие и принял монашество. Мощи Агапита почивают в Антониевых (Ближних) пещерах Киево-Печерской лавры.

Местная канонизация Агапита относится ко времени составления Киево-Печерского патерика (первая треть XIII века), общецерковное почитание началось после разрешения Святейшего Синода во второй половине XVIII века включать в общецерковные месяцесловы имена ряда киевских святых. Однако в современном Типиконе РПЦ память преподобного Агапита не отмечена.

(Википедия)

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО
АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО, БЕЗМЕЗДНОГО ВРАЧА

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями.

Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своею молитвою, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет; когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келлию свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках, и непрестанно молил Бога об исцелении недужного; если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть участником и равной с ним благодати: молитвою своею он исцелял всех болящих, также подавая им травы, которые варил в пищу себе, за что, собственно, и был прозван врачем. О нем распространилась молва в Киеве, и много болящих приходило к нему, отходя здоровыми.

В то время жил в Киеве некий врач, происхождением и верою армянин, настолько искусный в своем деле, что раньше не было равного ему. Достаточно было ему взглянуть на болящего смертным недугом, как он тотчас узнавал и объявлял день и час его кончины, и всегда безошибочно; такого больного он уже ни за что не хотел лечить. Один из болящих такого рода, первый боярин у великого князя Всеволода, которого армянин поверг в отчаяние, предсказав смерть чрез восемь дней, был принесен в Печерский монастырь.

Но блаженный Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему в пищу трав, которые вкушал сам и исцелил его; и немедленно прошла о нем слава по всей земле русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, начал укорять блаженного и послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, который должен был принять пред Агапитом яд и умереть. Блаженный, видя этого человека умирающим, дал ему с молитвою о нем той травы, которую вкушал сам, и этим избавил от смерти обреченного на смерть. С тех пор армянин особенно вооружился на блаженного и подговорил своих единоверцев подать самому Агапиту питье с примесью смертного яда; блаженный же принял и остался невредимым. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (2 Пет.2:9) по слову Своему: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк.16:18).

Потом разболелся в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах. Армянин хотя и старательно врачевал его, но безуспешно, так что недуг всё более и более увеличивался. Уже будучи при кончине, князь просил тогдашнего игумена Печерского Иоанна прислать к нему в Чернигов для врачевания блаженного Агапита. Игумен призвал его и известил о просьбе князя, но блаженный Агапит, которого никто еще не видел выходящим из ворот для врачевания вне монастыря, со смирением сказал:
- Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда.
Посланный князя, убедившись, что не будет в состоянии призвать к своему господину самого блаженного Агапита, начал просить, чтобы он дал хотя трав для исцеления. По убеждениям игумена, блаженный дал посланному трав от пищи своей; их принесли к князю, последний вкусил и немедленно выздоровел, по молитвам блаженного.
Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, желая видеть того, чрез кого Бог возвратил ему здравие; он никогда не встречался ранее с блаженным и теперь желал почтить его, щедро одарив. Но Агапит, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдал игумену принесенное для угодника Божия золото.

Но спустя немного времени, тот же Владимир снова послал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный нашел святого Агапита в келлии и положил пред ним подарки князя. Блаженный сказал ему:
- Чадо, никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою; не требую этого и ныне.
Боярин отвечал:
- Отче. Пославший меня знает, что ты ничего не требуешь; но умоляю тебя прими это, чтобы утешить сына твоего, которому чрез тебя Бог даровал здравие; дар же отдай, если тебе угодно, нищим.
Старец отвечал ему:
- Если ты так говоришь, то приму с радостью. Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него есть, - чужое, и ничего не возьмет он с собою, когда будет расставаться с жизнью; поэтому пусть и остальное раздаст он нищим. Ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно.

С такими словами блаженный Агапит взял принесенное золото и вышел с ним из кельи, как бы для того, чтобы спрятать его; вынес и бросил, сам же бежал и скрылся. Спустя немного времени боярин вышел, увидел брошенные пред воротами дары, поднял и отдал игумену Иоанну. Возвратившись к князю, он рассказал ему всё что видел у блаженного и что слышал от него; и все уразумели, что это - истинный раб Божий, ищущий награды от одного Бога, а не от людей. Князь же, не осмеливаясь ослушаться святого, начал раздавать нищим щедрую милостыню.

После многих богоугодных трудов и подвигов, впал в болезнь и сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Узнав об этом, вышеупомянутой врач армянин пришел посетить его и начал спорить с ним о врачебном искусстве, спрашивая, каким средством лечится недуг Агапита.
Блаженный отвечал:
- Тем, каким подает здравие Сам Господь, врач души и тела.
Армянин счёл его совершенно не знающим врачевания и сказал сопровождавшим его:
- Он ничего не знает в нашем искусстве.
Потом, взял его за руку и сказал:
- Говорю истину: на третий день он умрёт; если изменится слово мое, то я изменю жизнь мою, и сам стану таким же монахом.
Блаженный с горячностью сказал:
- Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему.
Снова сказал ему армянин:
- Вот ты уже весь изменился; такие никогда не выживают дольше трех дней.

Святой Агапит действительно был в крайнем изнеможении, так что без посторонней помощи не мог даже двинуться. Между тем к блаженному Агапиту, самому сильно болящему, принесли для исцеления некоего больного из Киева. Блаженный с Божиею помощью немедленно встал, как бы и вовсе не болел, взял обычную свою траву, которую вкушал, и показал армянину, говоря:
- Вот трава, которою я врачую: смотри и разумей.
Тот, посмотрев, сказал святому:
- Это не из наших трав, но, думаю, из Александрии.
Блаженный, осуждая невежество его, дал болящему вкусить травы, помолился и немедленно сотворил его здоровым. Потом он сказал армянину:
- Сын мой, прошу тебя, вкуси этой травы со мною, если хочешь, ибо ничем иным не могу угостить тебя.
- Отче, - отвечал ему армянин - мы в этом месяце постимся четыре дня, и теперь я держу пост.
Услышав это, блаженный спросил его:
- Кто ты, и какой веры?
Тот отвечал:
- Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?
Тогда блаженный сказал ему:
- Как же ты осмелился войти сюда и осквернить мою келлию, да еще держишь меня за грешную мою руку? Выдь от меня, иноверный и нечестивый.
И тот, посрамленный, удалился.
После того блаженный Агапит прожил, как предрек ранее, три месяца и, немного поболев, отошел ко Господу. Будучи на земле врачем безмездным, он принял великую награду уже на небе, где нет болезни. Братия приготовили к погребению честное тело его и с обычным пением положили в пещере преподобного Антония.

По кончине святого, пришел армянин в Печерский монастырь и сказал игумену:
- Отныне я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, для Которого желаю трудиться в святом иноческом чине. Блаженный Агапит явился мне и сказал:
- Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу. Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он, как святой, захотел оставить нас, стремясь в Царство святых и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа.

Игумен, выслушав армянина, постриг его в иноческий образ и долго наставлял врача телес, чтобы он, последуя блаженному Агапиту, был искусен во врачевалии своей души. Армянин подвизался богоугодно и, проведя остальную жизнь в том же Печерском монастыре, здесь же принял блаженную кончину, предав душу свою в руки врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, славимого с безначальным Отцом и с Пресвятым, благим и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Считается, что Святой Дух сходит в тело Агапита Печерского 25-го Февраля каждого года и пребывает в нем в течение 7 дней. В это время тело Агапита Печерского излучает особенно мощную энергетику. В эту неделю рекомендуется читать Душеспасительную Молитву, переданную Агапиту его наставником, святым Антонием.

Душеспасительная Молитва

Отче мой Истинный,
На Тебя Единого уповаю,
И молю Тебя, Господи,
Лишь о спасении души своей.

Да будет Воля Твоя Святая
Укреплением моим на пути сием,
Ибо жизнь без Тебя — мгновение пустое
И лишь в служении Тебе — жизнь вечная.

Аминь!

Чудотворный Портрет Агапита Печерского

Даже портрет Агапита Печерского необычен. Его глаза как живые и как-будто смотрят тебе в душу. Самое интересное, что многие люди видят разное выражение глаз — кому-то кажется, что он улыбается (чаще всего детям), кто-то видит серьезный пристальный взгляд, кому-то он хмурится. Как-будто ты смотришь в глаза своей Совести и не можешь отвести взгляд.

После выхода книги книги Анастасии Новых с портретом на обратной стороне уже есть несколько десятков довольно загадочных случаев помощи, которая приходила через этот портрет.

Вот несколько отзывов читателей газеты «Пантелеймон-целитель», которая в свое время публиковала отрывки из книг, и форумов по мотивам книг Анастасии Новых —

«Одной из сотрудниц настолько запал в душу портрет Святого, что она еще до выхода книги распечатала его на цветном принтере, поставив дома в рамочке, и впоследствии отметила, что ее маленький ребенок перестал плакать по пустякам, стал более улыбчивым и спокойным. «

«Недавно распечатал цветное фото «Агапита» и повесил над своим письменным столом. Маленькая племянница, когда зашла ко мне, сразу обратила на фото своё внимание, немного посмотрела и говорит: «Дядь, глянь, дедушка мне смеётся», при этом я сразу заметил, как она сильно обрадовалась. Вот так-то, не зря говорят, что дети ближе к Богу…»

Вот еще один загадочный случай, который иначе как чудом не назовешь —
«Я очень люблю книги Анастасии Новых. Они поддерживают меня в трудную минуту. Поэтому я с удовольствием приобрела и прочитала новую книгу. И вновь сделала в ней много важных для меня пометок. Изображение Агапита Печерского на обложке меня просто покорило. Поставила книгу дома на видном месте, чтобы можно было постоянно видеть этот добродушный тёплый взгляд Святого. Но через некоторое время случилось совершенно неожиданное.

В этот день я собиралась провести вечер в кафе со своими «старыми» друзьями. Они заехали за мной, как обычно. Я начала собираться. И когда случайно глянула на Агапита, то увидела, что взгляд его какой-то суровый, не такой, как всегда. На душе стало как-то неприятно. И когда, одевшись, уже пошла к двери, то внезапно эта книга упала передо мной с полки, словно преграждая путь. Честно говоря, я не суеверная, но в этот момент меня охватил мистический страх. Лицо Агапита по-прежнему было суровым.

Я поставила книгу на полку, подумала и решила остаться дома, сославшись на недомогание. Стала и друзей уговаривать остаться, но они наотрез отказались. Когда они ушли, я впервые в жизни начала молиться за них как могла, своими словами чтобы с ними ничего не случилось. А позже я узнала, что в этот вечер они попали в жуткую аварию. Это просто чудо, что никто из них не пострадал!
Конечно, всё это можно назвать случайностью. Но лично я стала серьёзнее относиться к подобным вещам. Если проанализировать всю цепочку, начиная с того как попала ко мне эта книга…».

«Пробовал я делать распечатку, ещё летом. Но к моему удивлению, эти цветные ксерокопии долго у меня не задерживалась, приходилось либо «дарить на память» хорошим пациентам, которые проявляли интерес к этому портрету, либо друзья «конфисковывали» себе домой. Так что сделать объективные выводы не получилось. Но могу сказать, что пока ксерокопия стояла в кабинете «плохие» люди дольше трех-четырех минут там не задерживались (видно не выдерживали «взгляда Агапита»). По крайней мере, два человека, явно негативные натуры, которые не знакомы друг с другом, проявили одно и то же поведение: в течение первых двух минут посещения стали проявлять не свойственную им суетливость, и каждый из них нашел свою причину, чтобы срочно покинуть кабинет.»

«Я показывала картину «Агапита» своей бабушке, когда она была у нас в гостях. Ей она очень понравилась. Говорит, глаза у Агапита очень добрые, НАМОЛЕННЫЕ!!!»

«Очевидно, всё зависит от внутреннего состояния человека. Как говорится, тот кто с Богом в душе, тому и Святой улыбается, тому его глаза — в явную помощь и поддержку. А у кого внутренний конфликт или явный перевес негативного — тому его глаза, словно укор совести.»

«Распечатал картину Агапит Печерский и поставил в офисе. Принтер черно-белый. Примерно через неделю сотрудница попросила убрать картину в другое место, так как ей не нравится взгляд Агапита. Шутливым тоном сказал, что взгляд святого пробуждает в ней чувство вины за ее грехи… В офисе разразилась полемика на тему церкви, греха и т.д. Картину переместил в другое место. Периодически смотрю на нее, читаю молитву. Глаза действительно живые… Сегодня эта сотрудница рассказала, что ей приснился сон, в котором она смотрит на картину и понимает, что глаза у Агапита добрые и мудрые, просто та тень, что нарисована под глазами Агапита и усиленная черно-белым принтером, мешала ей разглядеть содержание (обратила внимание сначала на форму). Во сне тень с картины была убрана и она все поняла!!!»

Подарок Издательского Дома Сэнсэй

Дорогие читатели! Мы рады сообщить о подарке, подготовленном Издательским домом «Сэнсэй».

Каждый читатель из любой страны мира может заказать бесплатно до 5 открыток с портретом Агапита Печерского с душеспасительной молитвой на обороте (высылаются отдельным письмом, доставка бесплатная). Для этого необходимо прислать ФИО, адрес с индексом на электронную почту [email protected] или смс-сообщение на телефон +38 098 581 31 81 или письмо на адрес издательства (04205, Украина, Киев, а/я 105) и указать желаемое количество открыток.

Кроме того каждый читатель в Украине или за рубежом, заказавший книги в нашем интернет-магазине, может получить бесплатно в подарок до 5 открыток. Для этого при заказе книг по электронной почте ([email protected]) или письмом на адрес издательства (04205, Украина, Киев, а/я 105) в тексте заказа необходимо добавить строку с просьбой выслать открытку с портретом и необходимое количество (до 5 штук).

Истории неизвестны дата рождения и мирское имя преподобного Агапита Печерского – врача безмездного, который считается первым лекарем Киевской Руси. Известно только, что родился он в Киеве и полагали его блаженным, что жил он в XI веке, не позднее 1073 года – то есть при жизни преподобного Антония Печерского, монаха из Афона, который был родом из Любеча, города княжества Черниговского. Вместе с преподобным Феодосием, что был из Василькова, города в Киевском княжестве, основал Киевскую Печерскую обитель на берегу Днепра.

Наиболее полное его жизнеописание составил по Киево-Печерскому патерику XI века Дмитрий Ростовский, оно включено в его труд «Жития святых». Для нас биография преподобного Агапита становится подробной только после того, как он из Киева пришел в пещеру к преподобному Антонию за исцелением. Исцеления Агапит ожидал через постриг в иноческий чин. После пострига Агапит остался при преподобном Антонии, служил ему и во всем следовал житию преподобного, а тот наставлял инока и позволял ему присутствовать при исцелениях больных.

Агапит видел, как Антоний исцелял недужных своей молитвой, но чтобы те не искушались чудотворчеством, преподобный давал им еще и травы полезные, но не они были причиной выздоровления, а чудотворная молитва Богу. Блаженный Агапит жил, не имея ничего в собственности, только самое необходимое, как и многие святые подвижники. Беря во всем пример со старца, он многие годы трудился. Если заболевал кто-то из братии, Агапит уходил из своей кельи и неотлучно находился при больном – ухаживал за ним, перекладывал малоподвижного, готовил ему еду и постоянно молился Господу о его исцелении, давая при этом ему травы из тех, что варил себе в пищу, – он во всем следовал примеру своего великого наставника. И, конечно, видя такой молитвенный и человеческий труд, Господь не оставил Агапита и наделил и его даром исцеления. Вскоре в Киеве стало известно о целителе Агапите, к нему стали приходить больные и отходили от него здоровыми.

В те же времена в Киеве жил врач и маг, имени которого в патерике не сохранилось, там он записан как Армянин – по вере и происхождению. Одной из способностей этого искуснейшего лекаря было умение, взглянув на больного, определить срок его кончины. Если болезнь была смертельной – он отказывался лечить больного. И все у него шло удачно, пока не заболел первый боярин великого князя Всеволода. Армянин предрек ему смерть через восемь дней. Отчаявшийся боярин повелел перенести его в Киево-Печерскую обитель. Там он принял от блаженного Агапита травы, которые подал тот ему с молитвой, и исцелился.

Об этом исцелении стало известно в Киеве, что, конечно, подорвало лекарскую репутацию Армянина. Тогда тот, с целью в свою очередь навредить блаженному, послал в Печерский монастырь человека, осужденного на смерть, чтобы тот принял перед Агапитом яд и умер. Однако молитвою и травами, которые Агапит готовил для себя, блаженный исцелил умирающего. Тогда озлобившийся маг попытался отравить самого Агапита, через своих единоверцев послав ему отравленное питье, но Агапит выпил зелье без всякого вреда для себя, ибо сказано в Евангелии от Марка о служителях Господних: «… если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк. 16; 18).

Случилось так, что в Чернигове занедужил сам князь Владимир Мономах. Армянин начал его лечить, но лечение было безуспешным – болезнь не оставляла князя, только становилась крепче. И вот, уже понимая, что кончина близка, Мономах обратился к тогдашнему игумену Печерской обители Иоанну (преподобный Антоний в то время уже отошел ко Господу) с просьбой отпустить к нему блаженного Агапита, ибо тот был его последней надеждой на исцеление. Игумен сказал Агапиту о княжеской просьбе, но тот, который никогда не выходил из монастырской обители, смиренно ответил, что он не пойдет к князю, поскольку и ко всем тогда идти придется: «Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда», – пишет в «Житиях» Дмитрий Ростовский.

Однако игумен убедил блаженного Агапита послать князю хотя бы трав «от пищи его», тот согласился, князь принял травы, а блаженный вознес за него молитву, и Мономах был исцелен.

После выздоровления князь сам посетил Печерскую обитель, чтобы увидеть и одарить княжескими дарами своего целителя, но тот, избегая земных почестей и прославления, удалился. Князь отдал золото игумену, но позже все-таки прислал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному. И тот вновь не принял даров, сказав, что «исцелял он силою не своею, но Христовой». Боярин упрашивал Агапита, говорил, что если бы он принял дары, тем утешил бы того, кому через блаженного Бог послал исцеление. После этих слов Агапит согласился принять дары, но просил со смирением передать князю, что и все, что тот имеет, не его, чужое, повторив евангельскую истину, что ничего из земных сокровищ, когда наступит его последний час, князь с собою не возьмет. А потому надо князю раздавать милостыню, «ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно», – так записано в «Житиях».

Однако княжеское золото постигла та же участь, что и в первый раз: блаженный Агапит вынес дары из кельи, будто бы хотел спрятать, а на самом деле бросил и скрылся. Игумен увидел это, взял золото и раздал его нищим. Князь Владимир Мономах не посмел ослушаться воли святого и стал с тех пор раздавать щедрую милостыню всем нуждающимся.

Настало время, и после всех трудов занемог и сам блаженный Агапит. Тогда к старцу пришел тот самый Армянин и стал спрашивать, какими средствами лечится преподобный. На это он ответил, что здравие подает Бог, чем вызвал замечание Армянина, что Агапит ничего не знает о лекарском искусстве. Маг взял за руку блаженного и сказал, что жить тому осталось три дня. И если за это время произойдет исцеление, то он изменит свою жизнь, примет крещение, постриг и станет таким же монахом. На это блаженный Агапит ответил ему, как пишет Дм. Ростовский, «с горячностью»: «Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему».

Армянин же не поверил ему и настаивал, что через три дня старец отойдет ко Господу. Тут к Агапиту, который был болен сам, принесли другого болящего. Преподобный показал траву Армянину, но тот сказал, что такой травы не знает, и предположил, что она из Александрии. Тем временем блаженный дал вкусить травы больному, помолился, и тот стал здоровым. Однако, когда он предложил вкусить той же травы Армянину, тот отговорился тем, что в эти дни у него пост. Преподобный спросил, какой тот веры, и, узнав, что он – иноверец, потребовал немедленно оставить его келью.

Блаженный Агапит действительно прожил еще три месяца и отошел ко Господу 1 июня 1095 года по старому стилю. Братия с пением погребла его в пещере святого преподобного Антония. Узнав, что старец покинул сей мир в тот срок, который знал про себя сам, Армянин пришел в Печерский монастырь к игумену Иоанну со словами: «Блаженный Агапит явился мне и сказал: “Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу”. Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он как святой захотел оставить нас, стремясь в Царство святых, и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа».

После наставления игумена новообращенный последовал примеру блаженного Агапита и навсегда остался в монастыре, где принял кончину.

Преподобный Агапит оставил после себя учеников – преподобный Алимпий (Алипий) иконописец считается первым дерматологом, преподобный Дамиан – первым педиатром, преподобный Прохор стал первым русским фармацевтом. Они все упокоены в пещерах Киевской лавры рядом со своим учителем, над гробом которого установлена краткая надпись: «Прп. Агапит Печерский - врач безмездный».

Ныне киевские ученые установили, что примерный возраст его был 60 лет, значит, дата рождения приходится на 1035 год. С.А. Никитин по своей уникальной методике реконструкции черепа восстановил для нас внешний облик преподобного – тонкое и мудрое лицо его теперь открыто нам.

Канонизация Агапита состоялась примерно в первой трети XIII века, что соответствует периоду составления Киево-Печерского патерика. Почитание началось во второй половине XVIII века.

Какие есть изводы иконы

Иконописных изображений преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, существует немного. На одном изводе он изображен в черном одеянии инока, в скрещенных руках его – склянка с лекарством, пучок трав и свиток. За спиной – вид Киево-Печерской обители. Лицо святого аскетично и сосредоточенно. На другом изводе преподобный изображен в черном клобуке, но алом одеянии, это более ранний византийский стиль, что особенно ясно видно по изображению фона: слева – вход в пещеру, где была келья блаженного старца, справа – стены обители. Еще один, также поздний извод изображает святого в синей одежде со свитком в руках.

На иконе преподобного Агапита кисти Ю.Э. Кузнецова, который взял для своего извода тот канонический вариант, где святой изображен в черном одеянии, иноческая ряса, сохраняя основной тон, сияет теплыми тонкими узорами: ими всегда иконописец наделяет одежды чудотворцев. Он раскрывает их внутренний образ, одевая в чудесные ризы, которые лучатся светом радости, а значит – надежды на исцеление и, прежде всего, духовное и душевное.

Значение иконы

С иконы Святого преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, глядит на нас длиннобородый старец, в правой руке его – сосуд с ложечкой, которой давали в древности врачи лекарства недугующим, в левой – снопик лекарственных трав, отварами из которых он исцелял больных, и свиток. На одном из списков иконы этот свиток развернут, и там читаются слова: «…николиже исцелих силою моею, но Христовою» – «…никогда не исцелял силою моею, но Христовою». Он смотрит с состраданием, очень внимательно, будто заглядывая внутрь, в душу, о спасении которой пекся в первую очередь, ибо знал, что излеченное тело при пренебрежении жизнью духа – бессмысленно. Все здешнее, материальное, земное рано или поздно подходит к неизбежному окончанию своего пути в мире сем. Даже обладая самым крепким здоровьем, мы уходим, и наше физическое тело по законам природы превращается в тлен, бессмертна лишь душа. Что будет с нею, если не было прижизненной заботы о ее состоянии, ее здоровье? Что дальше, если нет в ней Бога?

«Жизнь без Тебя – мгновение пустое», – говорил преподобный в своей молитве Господу, и Им была насыщена каждая секунда, каждое мгновение его земного жития, и потому мощи его уже тысячу лет нетленны. Это ли не образец того, что полная добровольная принадлежность души Богу сообщает и телесному ее носителю вечную жизнь в буквальном смысле, ибо сам святой по-настоящему жив возле Бога Живого, Иисуса Христа. Жив настолько, как и прочие святые, что мы можем обращаться к нему, говорить с ним, просить его о спасении наших душ и тел, и видим, как на протяжении десяти веков эти исцеления происходят.

Чудеса от мощей святого преподобного Агапита Печерского длятся и по сей день. Но после реконструкции его по методу Герасимова, о которой мы уже говорила в разделе «События из жизни святого», удивительные вещи, происходящие при мощах святого, привлекли внимание ученых других специальностей. Например, исследователями было замечено, что возле честных мощей преподобного растения растут быстрее и становятся более крупными и крепкими. Неожиданным образом, без явных внешних воздействий структурируется вода, что, как известно, приводит к изменению ее качества – структурированная вода благотворно действует на человеческий организм. Вблизи мощей снижен радиоактивный фон и уменьшается количество бактерий, то есть пребывание возле раки преподобного Агапита уже имеет оздоровляющий эффект. Также было замечено, что в некоторые дни такое воздействие усиливается многократно. Это поле, необъясненное пока с точки зрения эмпирической науки, безусловно, Божественного происхождения и связано с действием Святого Духа, присутствующего здесь: святой не мыслил своей жизни без непрерывного стяжания Его. Усердие преподобного в том было так велико, духовный подвиг во спасение своей и других душ для Бога столь бескорыстен и самоотвержен, что только в этом, очевидно, стоит искать возможное объяснение чудес от мощей и его, и других святых, чьи останки пережили века практически без искажения своих прижизненных черт. Если эти объяснения вообще стоит искать, вместо того чтобы просто радоваться диву от святыни, как мы просто радуемся внезапным посещениям Божией благодати...

О том, что святой Агапит Печерский не покидает нас, не оставляет своим попечением, говорит еще одно необъяснимое чудо. На портале «Дивное Дивеево», в новостях от 18 февраля 2012 года, было опубликовано сообщение об удивительном событии: в Свято-Покровской церкви Полтавы, где находится икона с частичкой мощей святого, на стекле, покрывающем икону, отпечаталось изображение его. Произошло это в рождественские праздники, когда настоятель о. Николай снял с иконы киот со стеклом, чтобы позолотить нимб над головой святого. Икона была не старая, ее написал в 2008 году художник Петр Гуменюк, который и до того писал иконы и для этого храма, и для других.

Настоятель забрал икону домой, а киот со стеклом оставил в церкви, не заметив перемены в нем из-за неяркого освещения. На другой день было солнечно, и работники храма сразу заметили, что стекло мутноватое. Они не сразу поняли, в чем дело, вынесли киот на улицу, на солнце, и тут – просто были ошеломлены: на стекле киота, как негатив, полностью отпечатался образ святого. Причем пейзажа со зданиями Киево-Печерской лавры на заднем плане, который обычно изображается на списках иконы Святого Агапита Печерского, не было, проявились только его образ и звездочка, куда были вложены мощи. Очевидно, энергия, исходящая от толики их, явила здесь свое удивительное действие.

Образ поместили в другой киот, а этот поставили рядом, и даже неверующие полтавчане заходили посмотреть на это нерукотворное чудо. На экспертизу киот решили не возить. Со времен Туринской плащаницы отпечатки, проявления изображений святых на стекле, покрывающих их иконы, и другие чудесные феномены, происходящие с образами, давно известны, но научного обоснования им так не находится. Если на это нечто, таинственное для нас, есть воля Божия, то стоит ли, как Фоме неверующему, пытаться, образно говоря, «вложить пальцы» в ту область непознанного, где умственное ничего не даст – даст только вера и доверие Ему. Другое дело, если задаться другими вопросами: не как это произошло с точки зрения объяснения механизма, законов чистой физики, которые здесь неприложимы, а зачем? О чем Господь через святого своего говорит с нами?

Возможно, что это напоминание нам о том, о чем часто забываем, даже стоя перед иконой. Образ святого – не просто нарисованный или отпечатанный лик. Первообраз сей момент смотрит на нас через образ, и сострадательный и строгий. Внимательный взгляд святого преподобного Агапита Печерского скажет многое, если человек приходит к его иконе с верой и любовью. Нам есть о чем его просить и есть за что благодарить. Дивный пастырь болящих телом и скорбящих душою, преподобный врач, всю жизнь стремившийся уподобиться Тому, Кто есть Первейший «Врачу душ и телес», Отцу нашему Небесному, он – с нами, со всеми, кто прибегает к нему за животворной и чудесной его помощью.

Потому вновь хочется закончить и этот рассказ радостными словами: «Дивен Бог во святых своих!»






Краткое житие преподобного Агапита Печерского

Преподобный Агапит Печерский родился в Киеве, был учеником св. преподобного Антония Печерского. Святой Агапит безвозмездно помогал больным, исцеляя их своей молитвой и давая им те травы, которые сам употреблял в пищу. Преподобный претерпел много скорбей от завистливого врача-армянина, который хотел его отравить Но Господь хранил своего угодника, и яд не вредил ему. Своими чудесами св. Агапит обратил в православие врача-армянина, и тот принял иноческий образ. После многих трудов и подвигов преподобный Агапит мирно почил о Господе около 1095 г., был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

Иное житие преподобного Агапита Печерского

Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114–1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

Святой Агапит почил через 3 месяца (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. «Верно, что Агапит – угодник Божий, – сказал он. – Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца». Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.

Полное житие преподобного Агапита Печерского

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский 1 был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своею молитвою, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет; когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келлию свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках и непрестанно молил Бога об исцелении недужного; если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть участником и равной с ним благодати: молитвою своею он исцелял всех болящих, также подавая им травы, которые варил в пищу себе, за что, собственно, и был прозван врачом. О нем распространилась молва в Киеве, и много болящих приходило к нему, отходя здоровыми.

В то время жил во Киеве некий врач, происхождением и верою армянин, настолько искусный в своем деле, что раньше не было равного ему. Достаточно было ему взглянуть на болящего смертным недугом, как он тотчас узнавал и объявлял день и час его кончины, и всегда безошибочно; такого больного он уже ни за что не хотел лечить. Один из болящих такого рода, первый боярин у великого князя Всеволода 2 , которого армянин поверг в отчаяние, предсказав смерть чрез восемь дней, был принесен в Печерский монастырь. Но блаженный Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему в пищу трав, которые вкушал сам, и исцелил его; и немедленно прошла о нем слава по всей земле Русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, начал укорять блаженного и послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, который должен был принять пред Агапитом яд и умереть. Блаженный, видя этого человека умирающим, дал ему с молитвою о нем той травы, которую вкушал сам, и этим избавил от смерти обреченного на смерть. С тех пор армянин особенно вооружился на блаженного и подговорил своих единоверцев подать самому Агапиту питье с примесью смертного яда; блаженный же принял и остался невредимым. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (2Пет. 2:9) по слову Своему: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк. 16:18).

Потом разболелся в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах 3 . Армянин хотя и старательно врачевал его, но безуспешно, так что недуг всё более и более увеличивался. Уже будучи при кончине, князь просил тогдашнего игумена Печерского Иоанна прислать к нему в Чернигов для врачевания блаженного Агапита. Игумен призвал его и известил о просьбе князя, но блаженный Агапит, которого никто еще не видел выходящим из ворот для врачевания вне монастыря, со смирением сказал:

– Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда.

Посланный князя, убедившись, что не будет в состоянии призвать к своему господину самого блаженного Агапита, начал просить, чтобы он дал хотя трав для исцеления. По убеждениям игумена, блаженный дал посланному трав от пищи своей; их принесли к князю, последний вкусил и немедленно выздоровел по молитвам блаженного.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, желая видеть того, чрез кого Бог возвратил ему здравие; он никогда не встречался ранее с блаженным и теперь желал почтить его, щедро одарив. Но Агапит, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдал игумену принесенное для угодника Божия золото. Но спустя немного времени тот же Владимир снова послал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный нашел святого Агапита в келлии и положил пред ним подарки князя. Блаженный сказал ему:

– Чадо, никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою; не требую этого и ныне.

Боярин отвечал:

– Отче. Пославший меня знает, что ты ничего не требуешь; но умоляю тебя прими это, чтобы утешить сына твоего, которому чрез тебя Бог даровал здравие; дар же отдай, если тебе угодно, нищим.

Старец отвечал ему:

– Если ты так говоришь, то приму с радостью. Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него есть, – чужое, и ничего не возьмет он с собою, когда будет расставаться с жизнью; поэтому пусть и остальное раздаст он нищим. Ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно.

С такими словами блаженный Агапит взял принесенное золото и вышел с ним из келлии, как бы для того, чтобы спрятать его; вынес и бросил, сам же бежал и скрылся. Спустя немного времени боярин вышел, увидел брошенные пред воротами дары, поднял и отдал игумену Иоанну. Возвратившись к князю, он рассказал ему всё, что видел у блаженного и что слышал от него; и все уразумели, что это – истинный раб Божий, ищущий награды от одного Бога, а не от людей. Князь же, не осмеливаясь ослушаться святого, начал раздавать нищим щедрую милостыню.

После многих богоугодных трудов и подвигов впал в болезнь и сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Узнав об этом, вышеупомянутый врач армянин пришел посетить его и начал спорить с ним о врачебном искусстве, спрашивая, каким средством лечится недуг Агапита.

Блаженный отвечал:

– Тем, каким подает здравие Сам Господь, врач души и тела.

Армянин счёл его совершенно не знающим врачевания и сказал сопровождавшим его:

– Он ничего не знает в нашем искусстве.

Потом взял его за руку и сказал:

– Говорю истину: на третий день он умрёт; если изменится слово мое, то я изменю жизнь мою и сам стану таким же монахом.

Блаженный с горячностью сказал:

– Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему.

Снова сказал ему армянин:

– Вот ты уже весь изменился; такие никогда не выживают дольше трех дней.

Святой Агапит действительно был в крайнем изнеможении, так что без посторонней помощи не мог даже двинуться. Между тем к блаженному Агапиту, самому сильно болящему, принесли для исцеления некоего больного из Киева. Блаженный с Божиею помощью немедленно встал, как бы и вовсе не болел, взял обычную свою траву, которую вкушал, и показал армянину, говоря:

– Вот трава, которою я врачую: смотри и разумей.

Тот, посмотрев, сказал святому:

– Это не из наших трав, но, думаю, из Александрии.

Блаженный, осуждая невежество его, дал болящему вкусить травы, помолился и немедленно сотворил его здоровым. Потом он сказал армянину:

– Сын мой, прошу тебя, вкуси этой травы со мною, если хочешь, ибо ничем иным не могу угостить тебя.

– Отче, – отвечал ему армянин, – мы в этом месяце постимся четыре дня, и теперь я держу пост.

Услышав это, блаженный спросил его:

– Кто ты и какой веры?

Тот отвечал:

– Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?

Тогда блаженный сказал ему:

– Как же ты осмелился войти сюда и осквернить мою келлию, да еще держишь меня за грешную мою руку? Выдь от меня, иноверный 4 и нечестивый.

И тот, посрамленный, удалился.

После того блаженный Агапит прожил, как предрек ранее, три месяца и, немного поболев, отошел ко Господу. Будучи на земле врачем безмездным, он принял великую награду уже на небе, где нет болезни. Братия приготовили к погребению честное тело его и с обычным пением положили в пещере преподобного Антония 5 . По кончине святого пришел армянин в Печерский монастырь и сказал игумену:

– Отныне я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, для Которого желаю трудиться в святом иноческом чине. Блаженный Агапит явился мне и сказал: «Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу». Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он, как святой, захотел оставить нас, стремясь в Царство святых и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа.

Игумен, выслушав армянина, постриг его в иноческий образ и долго наставлял врача телес, чтобы он, последуя блаженному Агапиту, был искусен во врачевании своей души. Армянин подвизался богоугодно и, проведя остальную жизнь в том же Печерском монастыре, здесь же принял блаженную кончину, предав душу свою в руки врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, славимого с безначальным Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечания

1 Преп. Антоний, родом из Любеча (в 40 верстах от Чернигова), постриженик Св. Горы Афонской. Придя в Киев, избрал местом поселения одну пещеру в лесистой горе близ Днепра. Богоугодная подвижническая жизнь преп. Антония собрала около него многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь. Скончался преп. Антоний 90-летним старцем, после 46-летних подвигов в пещере, в 1073 г, 7 мая. Память его 10 июля.

2 Всеволод Ярославич княжил первый раз шесть месяцев (1075–1076 гг.) и второй раз с 1078 по 1093 год.

3 Владимир Всеволодович княжил затем в Киеве с 1114 по 1125 год.

4 Армяне разделяют монофизитскую ересь, осужденную Четвертым Вселенским Собором в Халкидоне (451 г.) и отвергают все последовавшие за ним Вселенские Соборы. Сущность монофизитской ереси состоит в учении, что Господь Иисус Христос, рожденный из двух природ, или естеств, пребывает не в двух – ибо человеческая природа в Лице Бога Слова так тесно соединилась с Его Божественною природою, что только мысленно может от нее отличаться. В Древней Руси вообще существовал взгляд на армян как злых еретиков: так, митрополит Киприан (1376–1406) в своих канонических ответах писал игумену Афанасию: «армянская же ересь гнуснейшая паче всех ересей; сего ради не достоит православному крестьянину (т. е. христианину) ни едино же общение имети с ними».

5 Прп. Агапит скончался не позднее 1095 года, мощи его почивают в пещере св. Антония.

Молитвы

Тропарь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.

Молитва преподобному Агапиту, врачу Печерскому

О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым - от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.