Анализируем литературное произведение. Анализ рассказа Челкаш: тема, идея, краткая характеристика главных героев, читательская позиция (Горький Максим) О чем произведение челкаш горького

В рассказе "Челкаш" Горького три главы. Предлагаем вам познакомиться с кратким содержанием каждой из них.

Глава 1

Во время обеда грузчиков в порту появился Гришка Челкаш. Он был ловким вором и заядлым пьяницей, плохо одет. Гришка только что проснулся. Челкаш шел не спеша, искал кого-то. Он напоминал степного ястреба из-за хищной худобы и особой походки, похожей на полет хищной птицы. Челкаш спросил сторожа о Мишке, своем напарнике. Тот ответил, что ему отдавило ногу плитой. Гришка пошел дальше, думая, как он теперь пойдет на дело без своего сообщника.

Главный герой заметил молодого парня, который сидел на мостовой. Лицо его было загорелым, фигура коренастая, широкие плечи. Голубоглазый парень (его звали Гаврила) добродушно посмотрел на Гришку, и тот решил заговорить с ним. Оказалось, что парнишка нанялся косить, однако получил за свою работу лишь гроши. Челкаш сказал, что выходит в море, но не рыба его интересует. Он предложил крестьянину вместе поработать этой ночью.

Вместе они отправились в трактир, где Челкаш заказал парню хороший обед и выпивку в долг. Гаврила скоро опьянел. Челкашу стало жалко парня, с которым предстояло идти на дело, но он был ему нужен.

Глава 2

Ночью отправились в море. Гавриле было страшно. Их кто-то окликнул, но все обошлось. Гаврила в отчаянии греб. У гавани остановились. Челкаш забрал у крестьянина паспорт, чтобы тот не уплыл без него, ушел и сказал ждать. Вернулся, передал груз Гавриле. Поплыли обратно. Им удалось незамеченными пройти через скользящий по морю луч таможенного прожектора.

Когда опасность миновала, Челкаш сказал крестьянину, что они хорошо заработали. Гаврила может купить овец, корову, лошадь на эти деньги. Челкаш думал о детстве и юности, которые он провел в деревне. Он сказал, что ценит свободу в крестьянской жизни.

Приятели сдали ворованное матросам на корабле. Деньги им пообещали отдать утром. Ночевать остались на судне.

Глава 3

На следующее утро Челкаш разбудил своего приятеля, и они поплыли на берег. Гаврила жадно посмотрел на деньги. Челкаш предложил крестьянину его долю. Тот взял деньги дрожащими руками, и Челкаш заметил, что он жаден. Гаврила заговорил о том, что он будет делать со своей долей. Когда доплыли до берега, крестьянин бросился ему в ноги и начал просить его отдать все заработанное за ночь, ведь деньги так легко достались Челкашу. Он обещал, что будет молиться за него всю жизнь. Челкаш с презрением бросил бумажки приятелю. Он сказал, что и сам думал отдать всю выручку ему. Челкаш подумал, что он, гуляка и вор, никогда не опустится до такого. Не будет таким низким, жадным, не помнящим себя…

Крестьянин признался, что задумал убить своего нового знакомого, чтобы получить деньги. Когда Челкаш услышал это, он отнял деньги у Гаврилы и пошел прочь. Тогда крестьянин догнал его, бросил ему в голову камень. Челкаш упал. Пошел дождь.

Гаврила побежал было прочь, но вскоре вернулся. Он начал ворочать Челкаша, тот очнулся. Крестьянин принялся просить прощения. Челкаш плюнул ему в лицо. Гаврила не унимался, продолжал просить прощения. Челкаш достал деньги и отдал их ему, оставив себе только одну бумажку. Гаврила опять начал просить прощения, но Челкаш холодно сказал: "Ничего!" и ушел, пошатываясь. Крестьянин пошел в противоположную сторону. На этом заканчивается рассказ Горького "Челкаш".

Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, — к ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков — то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие, — рвут пыльный, знойный воздух. Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии. Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом — казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно... Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это — наступило время обеда.

Человек — вот правда!

М. Горький

«Челкаш» — один из ранних романтических рассказов М. Горького. Он принадлежит к циклу произведений пи-сателя о босяках-оборванцах и уголовниках, образы кото-рых в литературе того времени были мрачны и угнетающе однобоки. Горький первым попытался постигнуть психо-логию этих «лишних» людей, разобраться в их морали, по-нять причины, заставившие их опуститься на самое дно жизни.

Гриша Челкаш — главный герой рассказа. Несмотря на то, что это «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», он привлекает наше внимание своей неординарностью. И дело здесь не только в необычной внешности, делающей Челкаша похожим на хищного степного ястреба. Перед нами — смелая свободолюбивая личность с развитым чувством соб-ственного достоинства.

Челкаш, несомненно, принадлежит к уголовной среде и вынужден жить по ее законам, воровство для него — спо-соб выжить, добыть себе пропитание, завоевать авторитет среди таких же босяков, как он сам. Однако многие чело-веческие качества Челкаша заставляют нас испытывать уважение к нему.

Встретив в порту Гаврилу и выслушав его рассказ, Чел-каш проникается сочувствием к парню. Гаврила не справ-ляется со своим хозяйством, не умеет зарабатывать, не может жениться, потому что девушек с приданым за него не выдают. Узнав, что Гавриле нужны деньги, Челкаш пред-лагает ему возможность заработать. Конечно, у вора здесь тоже имеется свой интерес, поскольку он нуждается в на-парнике, но жалость Челкаша к молодому доверчивому Гавриле искренна: он «завидовал и сожалел об этой моло-дой жизни, посмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челка-ша в одно — нечто отеческое и хозяйственное».

Челкашу близки мечты Гаврилы о богатых хозяйствах, потому что он и сам не всегда был вором. Трогательной грустью и нежностью наполнены воспоминания этого су-рового человека о детстве, своей деревне, родителях и жене, о крестьянской жизни и службе в армии, о том, как отец гордился им перед всей деревней. Во время этого разгово-ра с Гаврилой Челкаш кажется мне ранимым и беззащит-ным, он похож на улитку, которая прячет свое нежное тело под прочным панцирем. Материал с сайта

Чем дальше, тем больше наших симпатий завоевывает Челкаш, образ же Гаврилы со временем начинает вызы-вать отвращение. Постепенно перед нами раскрывается его завистливая, жадная, готовая на подлость и в то же время рабское услужение из страха душонка. Автор неоднократ-но подчеркивает духовное превосходство Челкаша, особен-но когда дело касается денег. Наблюдая за унижением Гаврилы, Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторван-ный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».

Горький называет свой рассказ «маленькой драмой, разыгравшейся между двумя людьми», но мне кажется, только один из них имеет право носить гордое имя Человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое содержание челкаш сочинение
  • анализ челкаша горького
  • анализ челкаш кратко пересказ
  • челкаш один из ранних
  • сочинение на тему гордый человек м№горького

Рассказ «Челкаш» открывается картиной грязного, отвратительного порта, символизирующего обобщенный образ мира, который враждебен человеку: громада порта подавляет человека шумом, грохотом, грязью и вонью, и «пыльные фигуры людей» наполняют глубокие трюмы пароходов «продуктами своего рабского труда».

Главным героем повествования является Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Автор крупным планом дает его портрет, в котором совмещаются как романтические, так реалистические черты: романтический ореол придают ему гордый,
независимый вид, умение держаться с чувством собственного достоинства, смелость, внешнее сходство с хищной птицей. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в рваной рубахе. Это описание подчёркивает жизненность этого персонажа и принадлежность его к определенному социальному слою.

Завязкой конфликта является встреча Челкаша, который ищет замену своему помощнику, гребцу (старый и испытанный товарищ Мишка сломал ногу), с деревенским парнем Гаврилой. Портрет Гаврилы контрастирует с портретом Челкаша: у него «загорелое и
обветренное лицо, большие голубые глаза, доверчивый и наивный взгляд», Кажется, что именно этот герой будет носителем нравственного начала. Но Горький показывает полную его несостоятельность. Сначала во время описания воровства, когда Гаврила
смертельно напуган, автор подчеркивает его малодушие, неумение держать себя в руках, трусость («он тихо всхлипывал, плакал, сморкался, ерзал на лавке»). Гаврила мечтает только об одном: скорее добраться до берега. Но оправившись от страха, поняв, что
дело сделано, Гаврила тут же забывает обо всем, увидев деньги, и в глазах его загорается жадность. («Гаврила увидел пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки»). Деньги дали бы ему все, о чем он мечтал. И ради достижения своей мелкой, корыстной мечты Гаврила пытается убить Челкаша (кульминация). Ужаснувшись содеянному, Гаврила все-таки просит прощения У своего подельника, и герои навсегда расстаются (развязка).

Таким образом, носителем нравственного начала оказывается не добродушный деревенский парень, а вор Гришка Челкаш, в итоге поступивший благородно и великодушно (в конце концов он отдал деньги напарнику и простил ему его проступок). Следует отметить, что все события, описанные в рассказе, показаны на фоне романтического морского пейзажа. И пейзаж здесь выполняет не просто фоновую, декоративную функцию, но и является средствам изображения психологии и мировоззрения героев. (Вспомним, как относятся к морской стихии персонажи — Челкаш любит море, чувствуя внутреннее родство с ним, а Гаврила панически боится неведомой ему стихии). Пейзаж также выступает в роли третьего героя, соучастника и свидетеля преступления. Недаром писатель часто прибегает здесь к приему олицетворения: «море спало здоровым, крепким сном работника … », «море проснулось, море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок …». Несмотря на явную симпатию автора к герою-босяку, писатель показывает. неоднозначность, противоречивость этого образа: с одной стороны, в его характере проявляются такие качества, как вольнолюбие, чувство собственного достоинства, великодушие, даже благородство, с другой, — жестокость, непредсказуемость, желание властвовать над доверившимся ему человеком, презрение к людям.

Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

Развернутый портрет главного героя произведения мы ви­дим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко под­черкивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сто­рожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в по­мощники случайного знакомого - молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчи­вого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломно­го мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила бо­ится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатле­ния, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широ­ты, бескрайной, свободной и мощной».

Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от стра­ха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаври­лы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («...Тучи были непод­вижны и точно думали какую-то серую, скучную думу», «Мо­ре проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая. шипела и вздыхала»),

Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой жи­вотворящей стихии разворачивается отвратительная человече­ская драма. И причиной этой трагедии становится элементар­ная жадность Гаврилы.

М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том. что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемным, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же тот бросает в него камень, потом, оче­видно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а по­том и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о ко­торой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе бого­боязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед де­лежкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступле­ние за двести рублей, Гаврила выражает свою готовность сде­лать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о че­ловеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.