Георг зиммель и его учения об обществе. Научное наследие георга зиммеля

Данная работа посвящена изучению социологической концепции немецкого социолога Георга Зиммеля.

Вопрос об актуальности социологии Г. Зиммеля не стоит, как вопрос актуальна она или нет. Если концепцию созданную столько времени назад можно применять к анализу социологических явлений происходящих сегодня, это значит, что она актуальна. Описание моды и общения с позиций формальной социологии также, на мой взгляд, не устарело. Мода сопровождает нас каждый день в течение многих столетий и будет это делать еще очень долго, поскольку общество не возвращается к тому традиционному виду, где не было моды, а все больше развивается и дифференцируется. Общение вообще основной элемент социальной жизни, без которого таковой не существовало бы.

Люди стремятся больше знать об обществе, и анализ моды, как одной из социальных явлений, им в этом поможет. Что касается анализа общения, то он поможет понять, как устроено общество, на чем оно основывается т.к. лишь общаясь, мы создаем общество.

Переходя к анализу литературы необходимо отметить, что Георг Зиммель не был популярен у нас очень долгое время. Отсюда проблема поиска литературы. В основном эта литература на английском и немецком языке. Литературы же на русском языке очень мало и большая часть это статьи в журналах. Очень мало переведенных на русский язык оригиналов. Большое количество информации о Зиммеле находится на сайтах в сети интернет, подавляющее число которых зарубежные. Проблема поиска литературы очевидна.

Исследования классиков всегда остаются одними из главных звеньев в истории и жизни любой науки. Именно в этих работах закладываются каноны, по которым в дальнейшем будет развиваться наука. Следующие авторы всегда будут ссылаться на классиков, и сравнивать свои работы с работами классиков. Поскольку социология Г.Зиммеля, также принадлежит к числу "классических" теорий, то она может дать нам теоретические и практические основания для исследований в области мод, общения и других социальных феноменов.

1.Краткая биография

История поставила Георга Зиммеля на одну ступень с такими основоположниками социологии как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм. В его многочисленных работах изложены постулаты, на которых должна основываться социология. В силу личных качеств автора восприятие многих его работ в совокупности затруднено. По мнению многих Георг Зиммель самый противоречивый из всех классиков .

Георг Зиммель родился 1 марта 1858г. в городе Берлине. Он получил хорошее образование с начала в классической гимназии, а затем в Берлинском университете. В 22 года он получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте. Позже это увлечение Кантом станет одной из ступеней его идейной эволюции. Возвращаясь к оценкам работ Зиммеля необходимо отметить, что на их характер, непоследовательный и противоречивый, повлияла сложная идейная эволюция. Живший и работавший в Берлине Зиммель, не мог не поддаться влиянию неофициальной берлинской культуры.

Его молодой ум также начал ориентироваться на идеи натуралистического материализма, механицизма и социал-дарвинизма , влияние этой культуры просматривается в его ранних работах. Диссертация о Канте в университете определила следующую ступень развития его идей. Зиммелем были написаны многочисленные работы о философе. Неокантианские идеи повлияли на его труды и послужили образованию основной социальной концепции - концепции формы и содержания.

Следующий этап развития - это период влияния идей К. Маркса. В работе "Философия денег" это влияние наиболее ярко выражается в повторении марксовой критики капитализма и буржуазии.

Последний этап эволюции является полной противоположностью первому. В данный период Зиммель отрицает идеи натурализма, а сближается со скептицизмом и переходит к философии жизни. Таким образом, видно, что Зиммель в течение своей жизни проходит сложный и противоречивый путь. Именно с этим связано огромное количество работ, которые иногда противоречат друг другу, особенно труды начального и последнего периодов.

То, что Г. Зиммель был человеком разносторонних интересов, объясняет "разбросанность" его работ по разным отраслям социологического, и не только социологического знания. В тоже время, многогранность его интересов затрудняет систематизацию его работ. Однако это не означает, что зиммелевские исследования несерьезны и неглубоки. В каждой работе он изучает небольшую проблему, но выясняет ее природу и сущность. Творчество Зиммеля оказало большое влияние на дальнейшее развитие социологии во всем мире.

2.Основные социологической концепции зиммеля

Прежде чем приступать к рассмотрению какой - либо концепции необходимо определить понятийный аппарат, использующийся в данной концепции. Определение понятий позволяет провести более качественный анализ, глубже понять суть концепции. Оно дает нам в руки инструмент, с помощью которого будут усваиваться принципы и взаимосвязи социологической концепции.

Рассматривая социологическую концепцию Георга Зиммеля, мы также обозначим понятийный аппарат. Тем более что понятия, встречающиеся в его концепции, редко встречаются в других теориях. Первым и самым важным понятием, которое лежит в основе теории, является "общество". Необходимо показать, как Зиммель определял общество. " У Зиммеля речь идет об обществе как процессе: общество непрерывно порождается взаимодействием; индивиды соединяются в общество, т.е. обобществляются" . Если конкретизировать эту мысль, то важно отметить, что понятие общества у Зиммеля имеет два разных значения.

Первое - это комплекс обобществленных индивидов, общественно оформленный человеческий потенциал, а во-вторых - это сумма тех форм связи, благодаря которым общество возможно в первом смысле. Из всех перечисленных определений общества, выделяется понятие "обобществления". Обобществление эта та форма, в которой индивиды на основании каких - либо общих интересов образуют единство. Понятие обобществления в работах Зиммеля означает то, что взаимодействуя, индивиды делаются "общественными".

Социология, по мнению Зиммеля, должна изучать формы обобществления. Понятие "форма" имеет в работах Зиммеля ключевое значение. Неотрывно от этого понятия следует понятие содержания этих форм. "Особые причины и цели, без которых, конечно, никогда не происходит обобществление,… образуют материал социального процесса; но то, что действие этих причин, способствующих целям, вызывает среди их носителей именно взаимодействие, обобществление - есть форма, в которую облекаются эти содержания…" .

В начале своих ранних работ он представлял историю общества как историю психических явлений. Он рассматривал каждое психическое явление с двух сторон: первая сторона - это сам психический акт на пример смех или утверждение, а вторая сторона - это то, что в этом акте делается, утверждается, что является причиной иронии. Если изолировать этот последний аспект, то мы получим объективное содержание сознания. Это содержание и есть сущность социального.

Соответственно можно определить характерные черты формы:

¾ форму сопоставляет несколько содержаний, образуя тем самым совокупность;

¾ становясь совокупностью, эти содержания отделяются от других;

¾ форма упорядочивает сопоставляемые содержания.

По словам Зиммеля именно форма помогает преодолеть раздробленность частей и противостоит всему, что не обладает формой . По отношению к социологии антитез формы и содержания следовало понимать как противопоставление "материи" социального взаимодействия и наиболее часто встречающихся структур социального действия и взаимодействия. Хотя фактически, форма и содержание сплавлены социология исходит из того, что одна и та же форма может быть наполнена разными содержаниями, равно как и одно и то же содержание может выступать в разных формах. В свою очередь, формы обобществления даже в обозримом будущем не удастся разложить на какие - то более простые элементы. Поэтом формы как таковые могут быть сопряжены только с ограниченным кругом явлений. Другими словами форма как феномен редко существует в чистом виде.

Формы, могут быть сопоставлены с исторической действительностью двумя способами. Во-первых, можно рассматривать разные исторические явления, выбирая их всех совокупности реальности и рассматривая их с точки зрения определенной закономерности. Во-вторых формы обобществления можно рассматривать с точки зрения их конкретного осуществления. Определив основной категориальный аппарат, можно переходить к следующему этапу данной работы.

3.Формальная социология как главная составляющая социологической концепции

Для определения социологии Зиммеля, его социальной концепции очень важно иметь в виду то время, в которое она создавалась. Основным, пожалуй, является то, что на рубеже веков (19-го и 20-го) был кризис социологии. Переход в новое время обусловил пересмотр старых социологических основ и канонов Конта и Спенсера, на которых до этого времени была основана социология.

В это время не маловажно было решение двух задач: во-первых, это необходимость создания науки на твердом фундаменте, исходившая из кризиса социологии, а во-вторых, было необходимо выяснить возможность существования общества и индивида в обществе т.к. именно тогда начались серьезные преобразования в социальных и экономически устоях общества. Наибольший интерес представляет то, как Зиммель подошел к решению данной проблемы.

"В статье "Проблемы социологии" Зиммель утверждает, что социология, как любая другая социальная наука, может существовать независимо от других наук, если будет проводить различия между формой и содержанием социальной реальности и рассматривать в качестве своего предмета только форму"

Зиммель очень рано начал разделять форму и содержание, но полностью оформленной теорией это разделение стало намного позже. Решая задачу, которую ему поставило время, он приходит к истокам своей главной концепции. Именно поэтому важно было рассмотреть такой аспект как влияние эпохи на создание концепции.

Теперь можно переходить непосредственно к тому, как Зиммель определял науку социологию. Известно, что Зиммель представлял социологию как социологический метод. По его словам социология не должна выбирать для себя предмет по принципу "не занятости" другими науками. Существует множество наук, изучающих общество и социология должна вычленять и анализировать те общественные явления, которые не в состоянии выявить каждая из этих наук. Таким образом, социологический метод может применяться в различных науках и выявлять конкретный предмет социологии - чистые формы социации.

Практику применения социологического метода в различных общественных науках и соответственно чистых форм социации Зиммель называл общей социологией. Она непосредственно обобщает формы социации в различных науках, которые изучали общество, и является непосредственным результатом действия социологического метода. За выявлением этих форм должно было бы идти их упорядочивание и систематизация, психологическое обоснование и описание их в историческом аспекте.

Такую практику Зиммель называл чистой или формальной социологией. Еще одной задачей, чистой социологии была выработка ориентиров для других наук, позволяющих подходить к своему предмету более социологично. А поскольку социология основывается на том, что человек - общественное существо и общество является носителем всех исторических событий, то и использование социологического метода в других науках также делает научный подход более осознанным, то есть более четко раскрывает и понимает понятие "общество".

Еще один элемент зиммелевской социологии - это философская социология. Философская социология делится на социальную теорию, которая охватывает условия и понятия социальных исследований и социальную метафизику. Таким образом, складывается трехступенчатая концепция социального знания, которую предложил Зиммель: общая - формальная - философская социологии.

Зиммель утверждал, что данное представление социальной концепции дает две реальные возможности. Во-первых, использование социологического метода для выделения чистые формы социации из других наук, а также четко ограничивает социологию и дает ей конкретный предмет, а во-вторых, выполняет интегрирующую функцию для всех общественных наук и обеспечивает единство с ними социологии, отделяя их от наук о природе.

Подробнее остановимся именно на формальной социологии, поскольку она предметом данной работы. Так как мы определили общество как взаимодействие между индивидами, то описание форм этого взаимодействия - задача общественной науки в целом, а в узком смысле задача чистой или формальной социологии. Итак, формальная социология или чистая действует, как грамматика отделяя чистые формы языка "от содержаний, в которых живы эти формы"

В качестве примеров таких форм Зиммель называет подражание, образование социальных классов и кругов, возникновение и роль иерархии, репрезентация индивидом совокупности.

Формальная социология призвана обозначить общество как межчеловеческое, межиндивидуальное пространство, а не разделять целостные социальные образования на две части. Отношение самого автора к своей работе двояко, с одной стороны он гордился своей концепцией и считал одним из важных достижений своей деятельности, а с другой стороны считал, что чистые, формальные понятия имеют ограниченную ценность. Проект формальной социологии будет полностью востребован только тогда, когда выявление чистых форм социации будет сопровождаться анализом того, как они появились и развивались, как изменялись под воздействием своего объекта, и что послужило причиной их ухода. Как и всякая наука вычленяет из совокупности взаимодействий определенный момент, социология вычленяет из общества именно то, что называется обществом.

Необходимо отметить те методы, которыми исследуются чистые формы обобществления. Зиммель считает, что у всех сравнительных психологических наук методы одинаковые. Причиной такому утверждению служит то, что в основе любого процесса лежат психологические акты. Исходя из этого, и социология использует психологические методы для изучения и исследования своего предмета.

4.Критика формы в социологической концепции Г. Зиммеля

Без критики не обходиться ни одна работа, ни одно исследование. Критика отражает то, что не показал автор или показывает это в другом свете, с другой точки зрения. Критика необходима т.к. без нее не будет улучшения, не будет прогресса.

Как только социологическая концепция Г. Зиммеля приобрела более конкретный вид, то сразу появилась критические замечания. Одним из пунктов была критика не историчности, далекой от реальности теории. В своей работе "Проблема социологии" Зиммель писал, что "…в исторической реальности форма неотделима от содержания и что форма возникает на основе содержания, которое, однако, не может существовать без формы…" он все же делал в своей работе попытки определить предметом социологии только форму Соответственно можно говорить о том, что форма является внеисторической абстракцией. Зиммель объяснял это тем, что форму можно исследовать отдельно от содержания.

Возможно, проблема заключается в том, что Зиммель рассматривал форму и содержание как категории познания. Например, в своей работе "Введение в науку о морали" Зиммель говорил, что "…категории содержания и формы - одни из самых относительных и субъективных во всей области мышления. Что в одном отношении форма в другом содержание, и при ближайшем рассмотрении понятийная противоположность между ними часто в противоположность более общей и более частной определенности" .

По этой причине ему представлялось возможным проводить различия и делать предметом социологии только форму, и, именно поэтому его критиковали за не историчность. Мы видим, что в его работах форма является категорией познания, а не определяет специфического и конкретного содержания, и не определяется им. Таким образом, индивид может, исходя из своих субъективных предпочтений, поменять форму и содержание местами, в зависимости оттого, что для него обще, а что является частным. Этот момент служил основанием критики концепции Э. Дюркгеймом. Он рассматривал форму и содержание не как разные элементы реальности, а как факты, которые имеют одну и ту же природу (предметом социологии Эмиля Дюркгейма были социальные факты).

И различаются только по степени универсальности, в том смысле, что форма более универсальна, чем содержание. Исходя, из всего этого можно сказать, что если абстрагированная форма может быть содержанием, то это содержание также становиться абстрагированным. А если следовать такой логике рассуждений, то исследование социальных феноменов на основе категорий формы и содержания, сразу же является бесполезной т.к. уже подход оказывается не укорененным в социально - исторической реальности. Вот поэтому формы в концепции Зиммеля подвергаются критике в не историчности.

Охарактеризовав социологию как науку о формах, Зиммель не мог не обратиться к содержанию. Такой ход Зиммеля подверг критике Дюркгейм. Он говорил, что попытка Зиммеля включить в анализ содержание приведет к значительному размыванию границ социологии, и почти все содержания в таком случае рассматриваются как предмет социологии. Поскольку критика это вычленение не только отрицательных моментов концепции, но и положительных, обратимся к таковым в концепции Зиммеля. Он ограничивает социологию исследованием формы, привлекая содержание. Можно сказать что, применяя этот метод, можно прийти к довольно четкому анализу социологических явлений на основе взаимодействия формы и содержания.

Таким образом, надо отметить, что Зиммель постоянно обращался к содержанию в своих исследованиях социальных феноменов. Это означает то, что Зиммель прикрывал слабость формальной социологии и постоянно боролся с ней как в ранних, так и поздних исследованиях, т.е. можно сказать, что в работах Зиммеля стержнем всегда являлась формальная социология.

5.Общение как пример формальной социологии

Продолжая изучать феномены, исследованные Г.Зиммелем с помощью метода формальной социологии, рассмотрим явление общения. Зиммель представлял общество как взаимодействие индивидов и потому в любом обществе можно выделить форму и содержание. Любое взаимодействие складывается по средствам взаимных влечений и интересов. Каждый день мы сталкиваемся с деловыми контактами, дружескими встречами, учением и просто случайные контакты на улице. Каждый раз мы общаемся и высказываем либо просьбу или требование, либо просто имеем общие цели и желания .

Это означает, что мы выносим свои внутренние импульсы наружу и получаем на них какую-либо реакцию. Таким образом, складывается единство взаимодействия. Все психологические внутренние переживания, интересы, импульсы, цели, стремлений - то из чего складывается взаимодействие с другими людьми можно назвать содержанием, т.е. материей обобществление. Эта самая материя не социальна. Голод, учение, любовь тоже не являются социальным. Они становятся таковыми только после того, как они станут причиной взаимодействия людей и обретут социальный характер, т.е. преобразуют изолированное существование индивидов в форму совместного существования. Следовательно, можно определить обобществление как форму, которая реализуется во множестве психологических, физических, духовных и моральных актов.

Когда практические потребности заставляют силами ума, мышц, воли создавать формы соответствующие реальным целям с помощью жизненного опыта, то они отрываются от реальности. Теперь они являются самостоятельными и создавая материю, какой - либо формы самореализуются. Они отрываются от предмета и уже не подчиняют его определенным целям жизни. Например, любое познание с начала является средством борьбы за выживание ведь знать ситуацию, в которой ты оказался уже половина успеха. Возникновение науки говорит о том, что познание оторвалось от практических целей, и теперь живет само для себя. Оно самостоятельно избирает свой предмет, преобразует его в согласии со своими потребностями. Тоже можно сказать и о праве. Право родилось как общественная необходимость в легитимации определенных способов поведения людей. Они уместны и существуют по причине целесообразности. Однако с появлением права их смысл становится иным. Теперь эти нормы выполняются т.к. они побуждены и поддержаны правом в независимости от породившей их жизни. Таким образом, Зиммель делает вывод о том, что соответствующее праву поведение коренится в целях социальной жизни, хотя само право не имеет определенной цели .

Теперь можно рассматривать не определение формы жизни ее материй, а, наоборот, определение материей формы жизни. Существуют формы, которые стали играть роль определяющих ценностей. Зиммель называет такие формы игрой. В качестве примера можно привести следующие: охота, ловушки, спорт, риск. Естественно, что такие формы были востребованы и поэтому сейчас являются целесообразными формами поведения. Каждая форма вышла из реальной жизни и уже сама обрела себя. Она жива сама в себе и создает вещи, которые отображают ее содержание. Поэтому игра имеет не только развлекательный смысл, но и несет символические значения.

Зиммель говорит о том, что формы, которые выработала жизнь за свою историю, обретают свою жизнь. Ответом на вопрос: почему они не уходят, является то, что они вышли из жизни, они когда-то являлись ее частью. Тот же самый процесс реализуется в разделении формы и содержания в общественной жизни. Как уже говорилось, общество состоит и обусловлено взаимодействием интересов, содержаний, которые направлены в одну или в противоположную сторону и получают в своей реализации разные формы. И тогда в процессе жизни формы начинают существовать независимо от своих источников, и сами обуславливают себя.

Этим самым Зиммель называет явление общения. Существует особое чувство удовлетворения от обобществления как такового. Ощущается ценность единения интересов или содержаний целей. Такое чувство можно назвать тягой к общению, когда она извлекает из реалий социальной жизни только чистую форму обобществления. Главным в этом общении является форма т.к. форма есть взаимодействие тех элементов, которые составляют форму. Если отпадут мотивации общения, тогда только форма будет иметь смысловую нагрузку, поскольку будут взаимодействовать те элементы, которые составляют форму, а не мотивации общения. Именно из-за этого общение соотносится с реальностью чисто формально. Достаточно отметить, что во многих языках общество означает только взаимосвязь окружающих. Только общающиеся люди являют собой чистую форму, отсоединенную от всяких содержаний. "Если употребить социологические категории, можно обозначить общение как игровую форму обобществления …"

Общение выполняет одну важную функцию. Только в общении человек познает те социальные границы, которым необходимо следовать и роль индивида в отношении с окружающими. Истоки этой функции заключены в том, что общение не предполагает какого-либо содержания. Оно не предполагает ни вещественной цели, ни результата. Характер общения определяют только личные качества индивида его тактичность, вежливость, образованность, интеллект. Именно потому, что все в общении поставлено на личность, ей необходимо сдерживать свою индивидуальность и не слишком проявлять ее. Но это не говорит о том, что человек должен полностью стать обезличенным. Общение не предполагает безличности, т.к. это означало бы отсутствие целей и интересов, по крайней мере, с одной стороны. Тем самым общение требует только ограничение самовозвеличивание т.к. при существовании такового общение также невозможно. Следовательно, опять возвращаясь к личным качествам индивида, очень важно чувство такта в общении с людьми. Таким образом, можно сделать некоторый вывод о том, что в общении не должны быть задействованы такие приобретенные или врожденные качества как богатство, положение в обществе, происхождение, по крайней мере, они не должны влиять на форму общения как таковую, хотя на характер общения влиять они могут .

Зиммель очень доступно и кратко сказал о сути общения: "Если признать, что тяга к общению есть его, общения, источник или субстанция, то вот вам и конституирующий общение принцип: каждый должен настолько удовлетворять свое влечение к общению, насколько это совместимо с точно такой же степенью удовлетворения этого влечения другими"

Общение можно назвать той сферой, в которой тот, кто хочет, может реализовать лишенный материальных оттенков идеал общения. Современный мир наполнен объективными признаками, определяющими личность. Поэтому в кругу общения необходимо освобождаться от этих признаков и помнить о том, что человек есть личность со своими особенностями и качествами.

Разговор - это универсальный носитель человеческого общения, с помощью которого социологические формы взаимодействия наделяются условным одержанием. Это можно объяснить тем, что в реальной жизни люди вступают в общение для того, чтобы сообщить что-то, объяснить, доказать т.е. наделяют общение каким-либо содержанием. Все формы, воплощаемые в разговоре, будь то спор или объяснение, обсуждение или компромисс обслуживают множество жизненных феноменов и ситуаций.

В разговоре они становятся значимыми в себе, т.е. появляется игра отношений, которой они способствуют, связывая и разрешая, выигрывая и проигрывая Для того чтобы общение было самодостаточным как пустая форма содержание не должно оказывать давления. Поскольку если содержание имеет давление на общение, то оно перестает быть общением т.к. начинает вращаться вокруг своей предметной оси. И тогда содержание, например, в нахождении истины может стать ее целью. Однако форма спора может сохраниться, если в ней не будет присутствовать серьезность. Однако это не означает то, что содержание общения разговора не существенно. Не существенным должен быть его результат, а само содержание должно быть интересным и захватывающим. Два разговора можно отличить по тому какую роль играет содержание в них. Внешне они могут быть похожи, но общением будет являться только то, в котором содержание выполняет функцию речевого взаимодействия, т.е. оно является тем соединяющим звеном, которое обеспечивает целостность.

Источник такого явления как общение следует искать не в самоопределяющихся формах, а в индивидах и их стремлениях, опыте и убеждениях. Любое общение есть символ жизни, который отражает в себе поток жизни. Общение изменяется лишь настолько, насколько она отстоит от реальности. Она может оторваться от нее полностью, но тогда она станет лживым и пустым. Для того чтобы этого не было общение должно исходить из жизни.


Заключение

В заключение данной работы хотелось бы подвести некоторые итоги. В начале данной работы описываются основные понятия, которые позволяют описывать саму социологическую концепцию Георга зиммеля. Устанавливаются основные положения теории и ее структура. Далее идет анализ применения концепции непосредственно к социальным явлениям на примере моды и общения.

В исследовании общения: во-первых, общение - важнейшая форма обобществления, а во-вторых, как только содержание общения выходит на первый план оно (общение) как форма обобществления умирает.

Таким образом, рассмотрев феномены общения, в контексте социологической концепции Г. Зиммеля, можно сделать вывод, что цель, поставленная во введении к данной работе, в известной степени реализована. А именно, показано применение теории Зиммеля о форме и содержании к анализу социальных явлений. В работе приведены цитаты из работ Г. Зиммеля, которые, как мне кажется, дополняют картину описываемых явлений и более точно отражают их суть.

Позволяют делать аргументированные выводы.

В целом исследуемый материал очень интересен по той простой причине, что его можно наблюдать в жизни. Что это еще раз говорит о том, что исследования классиков всегда применимы и актуальны.

Более ярко применение формально социологии выразилось в описании такого неотъемлемого элемента социальной жизни как общение. Уже в самом начале работы формы и содержания дают основу для дальнейшего изучения. Через эти понятия описываются основополагающие явления, которые являются сутью общения. Далее одно из основных представлений общения, то есть представление его в виде игры, также описывается с помощью "формы" и "содержания". Зиммель пишет, что это такие формы, которые выросли и вышли из повседневной жизни, став определяющими ценностями.

Выдающийся немецкий философ Зиммель Георг родился в Берлине в 1858 году. Умер в возрасте 60 лет. Похоронен в Страсбурге. Основоположником каких теорий является Георг Зиммель? Он считается отцом формальной социологии, описывающей формы взаимодействия моделей в обществе. Основные идеи Георга Зиммеля будут рассмотрены в статье.

Формы социального взаимодействия

Изучая процессы обобществления, немецкий философ Зиммель выделил следующие формы:

  1. Количество участников, которое начиная с трех, можно охарактеризовать как систему взаимодействия, определяя характер возможностей.
  2. Взаимоотношения между участниками, возникающие в ходе общественного процесса.
  3. Пространство взаимодействия, в котором, описывая силу взаимодействия, ученым было введено понятие «социальное пространство» и такое производное от него, как «социальная дистанция».

Самой важной формой взаимодействия философ считал борьбу, при которой каждый исторический или культурный эпизод рассматривается в совокупности конфликтов и компромиссов, которые являются главным инструментом их разрешения.

Философия жизни по Зиммелю

Как считал ученый, жизнь представляет собой культурно-исторический поток переживаний. Постижение жизни заключается в непосредственном переживании событий истории, многообразия индивидуальных форм реализации жизни в культуре, интерпретируя прошлое в настоящее. Главным законом «философии жизни» он считал определение места человека в обществе, которое не ограничивается его природной обусловленностью. Важнейшими социальными силами ученый считал деньги и социализированный интеллект. Жизнь представляется потоком переживаний, обусловленных одновременным воздействием биологии и культуры. Созданная ученым систематизация форм социального существования основана на степени удаленности или приближения к «потоку жизни».

Классификация форм социальной жизни

По удалению определенных форм от непосредственных проявлений жизненных процессов, их можно разделить на:

  1. Спонтанные, которые основаны на личных склонностях, на подражании поведению толпы, в результате обмена и другие.
  2. Постоянные и независимые формы государственно-правовых органов.
  3. Так называемые чистые формы, представляющие собой мыслительное умозрение и встречающиеся в реальной социальной жизни. Примером их могут быть понятия «науки для науки» или «старого режима». В первом случае они характеризуют знания, которые не работают на удовлетворение потребностей человечества, а во втором - политическую форму устаревшую и не удовлетворяющую современные запросы. Такие формы являются наиболее дистанционирующими от социальной жизни.

Георг Зиммель: теория конфликтов

Вопросом развития конфликтов в обществе Зиммель Георг посвятил такие работы, как «Социальная дифференциация», «Как возможно общество» и другие. По утверждению учения конфликт в обществе не только является неизбежным, но и универсальным способом стимуляции изменений в обществе в лучшую сторону. Позитивная функция конфликтов заключается в создании условий прогресса общества.

Систематизация конфликтов по уровню напряженности

Острота развития конфликтов зависит от следующих факторов:

  1. Степени эмоционального накала групп, вовлеченных в конфликт.
  2. Сгруппированности конфликтующих групп.
  3. Насколько высок уровень толерантности, участвующих в конфликте сторон. При этом чем прочнее было согласие, тем острее развивается конфликт.
  4. Степени изоляции и обострения конфликтующих групп, относящихся к широкой социальной структуре.
  5. Перехода конфликта в стадию самоцели.
  6. Степени выхода конфликта за пределы индивидуальных целей и интересов участников его по их мнению.

В случае нарастания силы выражения каждого из этих факторов острота конфликтов неизменно становится больше. Конфликтология как наука позволяет найти пути разрешения конфликтов, сохраняя жизнь и здоровье человека в условиях развития конфликта. По мнению Зиммеля, наличие противоречий между существующими формами общества и отдельными индивидами провоцирует постоянное развитие конфликтов. «Социалистической трагедией» назвал ученый угрозы единству личности, исходящей от созданных индивидами форм социализации, удовлетворяющих их потребности. Особенности протекания конфликта зависят от структуры группы, которая, в свою очередь, определяет ход конфликта.

Функции конфликта

Георг Зиммель считал, что общество нуждается в своем развитии, основой, которой является наличие определенной пропорциональности в противоборствующих проявлениях. Наличие в обществе обоих типов играет позитивную роль. Функциональность конфликтных ситуаций заключается в следующем:

  1. Поддержание границ и адекватности отдельных индивидов.
  2. Создания приемлемой формы проявления враждебности, антагонизма и способа их разрешения.
  3. Воздействие конкретно-исторического субъекта на систему общественных отношений с целью изменения общества и своего развития.
  4. Обеспечение согласованности действий в малых группах.
  5. Положительный исход возникающих в повседневной жизни конфликтов.

Вскрывая разногласия между участниками в ходе конфликта, в результате этого процесса происходит смягчение, и даже снятие напряжения. Неизбежность конфликтов заложена в самом человеке, а форма проявления агрессивности ограничивается общественными нормами. По утверждению великого немецкого философа, конфликт, играя роль предохранительного клапана, предотвращает разрушение группы. Средством отвлечения агрессии и перенесения конфликта можно назвать разные формы развлечений, религиозные предрассудки. Введение Георгом Зиммелем в теорию социального взаимодействия предположение о наличии в конфликте трех сторон оказало большое воздействие на теорию конфликта.

Зиммель Георг: философия денег

В современном обществе, по мнению Георга Зиммеля, развитие денежного хозяйства и усиление роли интеллекта в общество усилит разрыв между формой и содержанием. Чем сильнее развивается денежное хозяйство, тем большее расхождение фиксируется, отдаляя работника от результата своего труда. Равноценность людей в денежных отношениях определяется тем, что ценность имеет не индивид, а именно деньги. При этом Георг Зиммель считал, что исходя из аналогичности природ проституции и природы денег, символом человеческих отношений является проституция с ее легкостью перехода к новому объекту.

Социальная функция денег

Деньги, представляя собой универсальное средство, выполняют функции средств обращения, платежа, а также сбережения и накопления. Определяя меру стоимости, они выступают в качестве мировых денег. Однако с их помощью нельзя сделать оценку свойств, относящихся к категории духовности. Оценке подвергаются как предметы мира, живущие вне сознания человека по своим законам, так и продукты человеческой деятельности, назначение которых состоит в создании основной базы жизни. В процессе обмена товарами и услугами, возникшими в результате деятельности человека, деньги представляют собой общее измерение. Социальная функция философии денег заключается в их способности быть мерилом стоимости физического или интеллектуального труда, ориентирующегося на рыночный спрос и уровень интеллектуальности современного общества.

Жизнь немецкого мыслителя и социолога была интеллектуально-насыщенной. Его биография полна трудностей, но в ней немало и достижений. Его взгляды получили распространение и популярность при жизни, но наибольшая востребованность к идеям Зиммеля пришла во второй половине 20 века.

Детские годы

Родился будущий философ в Берлине 1 марта 1858 года в состоятельного коммерсанта. Детство Георга протекало вполне обычно, родители заботились о своих детях, старались дать им лучшее будущее. Отец, еврей по происхождению, принял католическую веру, мать обратилась в лютеранство, в котором были крещены и ребятишки, в том числе и Георг. До 16 лет мальчик благополучно учился в школе, демонстрировал успехи в освоении математики и истории. Казалось, его ждет типичная судьба коммерсанта, однако в 1874 году умирает отец Зиммеля, и жизнь Георга меняется. Мать не может содержать сына, и его опекуном становится друг семьи. Он финансирует обучение юноши и спонсирует его поступление в Берлинский университет на философский факультет.

Учеба и формирование взглядов

В университете Зиммель учится у выдающихся мыслителей своего времени: Лацаруса, Моммзена, Штейнталя, Бастиана. Уже в университетские времена он ярко демонстрирует свой диалектический склад ума, который позже будут отмечать такие философы, как Питирим Сорокин, Макс Вебер и Но тогда же и намечается главная жизненная коллизия, которая будет осложнять жизни многих людей в Европе в тот период. Не стал исключением и Георг Зиммель, биография которого была сильно затруднена из-за его национальности. По окончании курса обучения в университете философ пытается защитить докторскую диссертацию, но ему отказывают. Причина прямо не называется. Но в Берлине в те времена царили антисемитские настроения и, несмотря на то, что он по вероисповеданию был католиком, своей еврейской национальности ему скрыть не удалось. Он имел ярко-выраженную иудейскую внешность и это впоследствии еще не раз ему помешает в жизни. Через некоторое время, благодаря упорству и настойчивости, Георгу удалось все-таки получить ученую степень, но это не открыло ему желаемых дверей.

Трудная жизнь немецкого философа

Окончив университет, Зиммель ищет место преподавателя, но постоянной работы ему не дают, опять же из-за анкетных данных. Он получает должность приват-доцента, которая не приносит гарантированного дохода, а полностью складывается из взносов студентов. Поэтому Зиммель много выступает с лекциями и пишет большое количество статей, которые адресованы не только академической среде, но и широкой публике. Он был отличным оратором, его лекции характеризовались широтой, оригинальным подходом и интересной подачей. Лекции Зиммеля отличались энергией, он умел увлечь слушателей, размышляя вслух на самые разнообразные темы. Он имел неизменный успех у студентов и местной интеллигенции, за 15 лет работы в этой должности он завоевал определенную славу и свел дружбу со значительными мыслителями своего окружения, например, с Максом Вебером. Но долгое время философа не признавало всерьез научное сообщество, социология еще не завоевала тогда статуса фундаментальной дисциплины. Берлинский круг ученых посмеивался над оригинальным ученым-мыслителем, и это его задевало. Хотя он с упорством продолжал трудиться: размышлять, писать статьи, читать лекции.

В 1900 году, однако, он получает и официальное признание, ему присваивают звание почетного профессора, но по-прежнему он так и не достигает желаемого статуса. Лишь в 1914 году он наконец станет академическим профессором. К этому времени у него уже было более 200 научных и научно-популярных публикаций. Но должность он получает не в родном университете Берлина, а в заштатном Страсбурге, что было источником его переживаний до конца жизни. Он не сошелся с местной научной элитой, и последние годы жизни чувствовал одиночество и отчужденность.

Представления о законах жизни

Георг Зиммель отличался от своих великих современников отсутствием четкой принадлежности к какому-либо философскому течению. Его путь был полон метаний, он размышлял о многом, находя такие объекты для философской рефлексии, которые раньше не интересовали мыслителей. Отсутствие четкой позиции работало не в пользу Зиммеля. Это было еще одной причиной трудности интеграции философа в научное сообщество. Но именно благодаря этой широте размышлений, он смог внести вклад в развитее сразу нескольких важных тем философии. В науке много людей, чье творчество по достоинству начинает оцениваться только спустя годы, и таким был Георг Зиммель. Биография мыслителя полна труда и бесконечных размышлений.

Диссертация Георга Зиммеля была посвящена И. Канту. В ней философ пытался осмыслить априорные принципы социального устройства. Начало пути мыслителя также освещено влиянием Ч. Дарвина и Г. Спенсера. В русле их концепций Зиммель истолковал теорию познания, выявляя природно-биологические основания этики. Философ центральной проблемой своих размышлений видел существование человека в обществе, поэтому его причисляют к направлению с названием «философия жизни». Он связывает познание с понятием жизни и видит ее главный закон в выходе за биологические пределы. Человеческое существование невозможно рассматривать вне его природной обусловленности, однако сводить все только к ним нельзя, так как это огрубляет смысл бытия.

Георга Зиммеля

В Берлине Зиммель вместе с единомышленниками, среди которых были М. Вебер и Ф. Теннис, организовал Немецкое общество социологов. Он активно размышлял об объекте, предмете и структуре новой науки, формулировал принципы социального устройства. Описывая общество, Георг Зиммель, представлял как результат контактов многих людей. При этом он вывел основные признаки общественного устройства. Среди них такие как количество участников взаимодействия (их не может быть меньше трех), отношения между ними, наивысшей формой которого является сплочение, и Именно он вводит в научный оборот этот термин, который обозначает сферу общения, которую участники определяют, как свою. Он называет важнейшими социальными силами деньги и социализированный интеллект. Зиммель создает классификацию форм социального существования, которое базируется на степени приближенности или удаленности от «потока жизни». Жизнь же представляется философу как цепь переживаний, которые обусловлены одновременно биологией и культурой.

Представления о современной культуре

Георг Зиммель много размышлял о социальных процессах и о природе современной культуры. Он признавал, что важнейшей движущей силой в обществе являются деньги. Он написал огромный труд «Философия денег», в котором описал их социальные функции, обнаружил их полезное и негативное воздействие на современное общество. Он говорил, что в идеале должна быть создана единая валюта, которая сможет ослабить культурные противоречия. Он пессимистично оценивал социальные возможности религии и будущее современной культуры.

«Функции социального конфликта»

Общество, по мнению Зиммеля, основывается на вражде. Взаимодействие людей в социуме всегда принимает форму борьбы. Конкуренция, подчинение и господство, разделение труда - все это формы вражды, которые непременно приводят к социальным конфликтам. Зиммель считал, что они инициируют формирование новых норм и ценностей общества, они - неотъемлемый элемент эволюции социума. Также философ выявил ряд других выстроил типологию, описал его стадии, наметил методы его урегулирования.

Концепция моды

Размышления о социальных формах составляют основу философии, автор которой Георг Зиммель. Мода, по его мнению, является важным элементом современного общества. В работе «Философия моды» он исследовал феномен этого социального процесса и пришел к выводу, что она появляется только вместе с урбанизацией и модернизацией. В Средние века, например, ее не существовало, утверждает Георг Зиммель. Теория моды исходит из того, что она удовлетворяет потребность индивидов в идентификации, помогает новым социальным группам завоевать свое место в социуме. Мода - это примета демократических обществ.

Научное значение философских воззрений Георга Зиммеля

Значимость работ Зиммеля трудно переоценить. Он является одним из основоположников социологии, выявляет причины социального развития, осмысляет роль денег и моды в культуре человечества. Георг Зиммель, конфликтология которого стала базой для социальной философии второй половины 20 века, оставил серьезный труд о социальных противостояниях. Он оказал значительное влияние на становление американского направления социологии и стал предвестником постмодернистского мышления.

Имя Георга Зиммеля (1856-1918 гг.) связывается с исследованием общественных конфликтов как самостоятельной проблемной области. Г. Зиммеля относят к основателям конфликтологии. Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неповторим. Но если по мнению Маркса, конфликт произрастает исключительно в системе «господство – подчинение» и всегда ведет к разрушению или социальным изменениям, то Г. Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов.

Общество представлено как бесчисленное множество взаимодействий. Наиболее важной из них Г. Зиммель считает борьбу. История культуры, по его мнению, может быть осмыслена как история конфликтов и примирений, сходств и различий между людьми и социальными группами. «Конфликт, таким образом, предназначен для решения любого дуализма: это способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте. Здесь мы можем провести некоторую параллель с тем, что, как известно, наиболее сильный симптом болезни – это попытка организма избавиться от нарушений и повреждений, вызываемых конфликтами его частей», – писал Г. Зиммель.

Согласно теории Г. Зиммеля, конфликты неизбежны. Их неизбежность заложена в самой природе человека. Один из основных источников возникновения и развития конфликтов – изначально присущая людям агрессивность, априорный инстинкт борьбы, первичная потребность во враждебности. Формы проявления агрессивности ограничены общественными нормами. Как правило, она канализируется с помощью социальных эталонов и выражается в отстаивании групповых интересов.

Не существует бесконфликтных обществ, так как принципиально невозможно устранить исходный конфликт между формами индивидуализации и формами социализации, между индивидом и культурой. По мнению Г. Зиммеля, источником социальных конфликтов служит противоречие между формами общественной жизни и индивидами, составляющими общество. Во-первых, общество приобретает своих собственных носителей и органы, которые как чужая отдельному лицу сторона предъявляют ему свои требования для немедленного исполнения. Формы социализации, создаваемые индивидами для употребления своих потребностей, затем создают угрозу единству личности. Этот конфликт Г. Зиммель называет социологической трагедией. Во-вторых, то, что сам человек рассматривает себя как общественное существо, часто ставит его во враждебное отношение к импульсам и интересам Я, лежащим вне общественной сферы. Индивид, стремясь к самоопределению и развитию своих способностей, независимо от потребности в них общества, вступает в противоречие с общественными требованиями, согласно которым он должен использовать силы на выполнение определенной функции. Конфликт между обществом и отдельной личностью развертывается в самом индивиде в виде борьбы его сущностных элементов.


Одной из идей Г. Зиммеля, получивших последующее развитие, является идея о влиянии особенностей протекания конфликта на структуру группы, а структуру группы на ход конфликта. В частности, рассматривалось влияние конфликта на ориентации, сплоченность и однородность участвующих в нем групп.

Для участвующей в конфликте группы важна, прежде всего, ее централизация. Поэтому консолидация вокруг единого центра и стремление к большой сплоченности являются наиболее очевидными следствиями вступления группы в конфликт. Г. Зиммель подчеркивает, что можно легко установить взаимосвязь между централизацией группы и ее установкой на борьбу. Чем более группа централизована, тем более она стремится к борьбе. Проявление этой закономерности Г. Зиммель видел в централизации, существующей в армии.

Из рассуждений Г. Зиммеля можно сделать вывод, что объединяющее значение борьбы проявляется в нескольких факторах:

В усилении единства, как в сознании, так и в действиях;

В большем сплочении группы;

Исключении элементов, которые могут нарушать границы противоборствующих групп, а также в самой возможности объединятся в борьбе людей и групп, которые в мирной ситуации не имеют отношения друг к другу.

Оборотной стороной сплочения является то, что группа, находящаяся в состоянии конфликта, становится не толерантной. Она может терпеть индивидуальные отклонения от общепринятых норм только до определенного предела. Для участвующей в борьбе группы, например, политической партии, может быть желательным сокращение количественного состава, поскольку это очищает ее от склонных к компромиссу элементов, а немногие оставшиеся решительные лица проводят единую и радикальную политику. Уменьшение численности членов группы, принимающей участие в конфликте, можно предсказать при совпадении следующих условий: обострение борьбы и относительно небольшой величине борющейся группы. Дополнительным фактором является то, что группа не ограничивается только обороной. Г. Зиммель установил прямую зависимость между утверждением прав человека и расширением группы, членом которой он является. Большие группы более терпимы к чужакам, чем малые, и отличаются меньшей степенью социального контроля.

Между ситуацией борьбы и унифицированием (единением) существует связь, достаточно сильная для того, чтобы действовать в обратном направлении: Объединение в целях борьбы является таким бессчетное количество раз испытанным событием, что иногда уже одна только связь элементов, даже если они не преследуют какие-либо агрессивные или двусмысленные цели, кажется другим инстанциям угрожающим и враждебным актом.

Г. Зиммель называет человека сравнивающим существом, внимание которого постоянно в гораздо большей степени направлено на поиск различий, чем сходств, с другими, так как все практические интересы основываются на различиях. Сходство и равенство воспринимаются в повседневной жизни как тривиальные и утрачивают важность в сознании людей, в то время как минимальные различия бросаются в глаза.

Исследуя функции конфликта, Г. Зиммель предложил широко распространенную в настоящее время идею о его позитивном значении при наличии соответствующих условий. В конфликте отражаются два важнейших типа социальных связей: противостояние и объединение. Г. Зиммель пишет, что раскол и борьба влекут за собой много бед, но подобно тому, как космос нуждается в силах притяжения и отталкивания, в любви и ненависти, обществу необходима некая количественная пропорция между гармонией и дисгармонией, ассоциацией и конкуренцией, доброжелательностью и недоброжелательностью. Общество является результатом обоих типов взаимодействия, и оба выполняют позитивную функцию. То, что является негативным и неприятным для изолированных индивидов, может быть полезным для общества в целом.

Основной функцией конфликта, видимо, следует считать то, что он содействует появлению и укреплению групповой идентичности и поддерживает границы с социальным окружением.

Г. Зиммель способствовал развитию теории предохранительного клапана: конфликт предоставляет возможность проявляться враждебным чувствам, которые приводят к разрыву отношений между противниками при отсутствии этого клапана. Конфликт предотвращает разрушение группы через уход враждебно настроенных членов.

Предохранительными клапанами могут служить учреждения и обычаи, предоставляющие институционализированный выход для побуждений, которые обычно подавляются группой. Так, институт дуэли вносил в социальные отношения контролируемую агрессивность. Многие исследования указывают на функцию массовой культуры как средства ослабления агрессивных стремлений, проявление которых запрещено в других социальных ситуациях. Современная массовая культура является средством освобождения фрустрации, она дает возможность проявляться строго табуированным враждебным импульсам. Популярность спортивных состязаний частично объясняется заместительным участием зрителей, которые идентифицируют себя с тем, за кого болеют. Средством перенесения конфликта и отвлечения агрессии могут служить юмор, театр и другие формы развлечения, так же как расистские и религиозные предрассудки.

Г. Зиммель впервые высказал предположение, что конфликт нередко вовлекает не две стороны, как принято считать, а три. Третья сторона может принципиально изменить состав противников, выступая союзником одного из них, арбитром, нейтральным или заинтересованным наблюдателем. В наибольшей мере отношения трех сторон проявляются в конкуренции двух из них за завоевание третьей.

Наиболее распространенные способы завершения конфликтов, по Г. Зиммелю, – победа одной из сторон и поражение другой, примирение и компромисс. Конфликт может также приобретать бесконечное течение, продолжаясь как бы по инерции после того, как устранена его объективная основа. Причина этого в том, что чувства консервативнее разума. При внезапном исчезновении объекта спора часто продолжается ставшее полностью иррациональным внутреннее переживание борьбы.

Таким образом, основная роль в динамике конфликта принадлежит готовности или неготовности сторон продолжить борьбу. Интересной кажется идея Г. Зиммеля о том, что конфликт, независимо от конкретной формы его разрешения, заканчивается, по сути, тогда, когда его участник в одностороннем порядке отказывается от своих первоначальных требований. Видимо, только такой пересмотр требований гарантирует полное прекращение противоборства. В противном случае оконченный конфликт в любое время может возникнуть вновь. Вероятно, конфликт можно считать разрешенным на то время, пока одна из сторон готова отказаться от первоначальных требований и примириться с поражением.

В добровольности признания себя побежденным, отмечает Г. Зиммель, заключается, в конечном счете, последнее доказательство силы субъекта, который, по крайней мере, может еще что-то подарить победителю. Поэтому иногда в межличностных конфликтах уступки, сделанные одной стороной прежде, чем другая фактическая победила, воспринимаются последней как оскорбление, словно она является более слабой, которой уступают без необходимости.

Другой формой окончания конфликта, рассматриваемой в социологии Г. Зиммеля, является компромисс. Г. Зиммель очень высоко оценивал роль компромисса в общественной жизни. Он отмечает положительные последствия конфликтов:

o сохранение и укрепление социальной системы как целостности,

o сплочение и унификация социального организма.

Таким образом, Г. Зиммель выделил своеобразные факторы, влияющие на характер протекания конфликта инстинкты любви и ненависти.

Г. Зиммель рассматривает конфликт в качестве изменчивой переменной, которая проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба.

Борьбу Г. Зиммель определил как беспорядочную непосредственную битву сторон. Конкуренция это более упорядоченная взаимная борьба сторона, приводящая к их взаимному обособлению.

Ключевые положения Г. Зиммеля, касающиеся остроты конфликтов:

1. Чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем острее конфликт.

А. Чем выше была раньше степень причастности групп к конфликту, тем сильнее они вовлечены в него эмоционально.

Б. Чем сильнее была раньше вражда между группами, принимающими участие в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.

В. Чем сильнее соперничество участвующих в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.

2. Чем лучше сгруппированы группы, втянутые в конфликт и чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем он острее.

3. Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликтах групп, тем острее конфликт.

4. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте, тем острее конфликт.

5. Чем менее изолированы и обострены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре тем, острее конфликт.

6. Чем меньше конфликт служит просто средством достижения цели, чем больше он становится самоцелью, тем он острее.

7. Чем больше, по представлению его участников, конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.

Функции социальных конфликтов по отношению к участвующим в нем сторонам:

1. Чем сильнее внутригрупповые раздоры и чаще межгрупповые конфликты, тем менее вероятно, что границы между группами должны исчезнуть.

2. Чем сильнее острота конфликта, чем меньше интегрирована группа, тем больше вероятность деспотической централизации конфликтных групп.

3. Чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность конфликтных групп.

А. Чем больше острота конфликта и меньше конфликтные группы, тем выше их внутренняя сплоченность.

Чем острее конфликт и меньше конфликтная группа, тем меньше в каждой группе терпимости к отклонениям и разногласиям.

Б. Чем острее конфликт и чем больше группа выражает позицию меньшинства в данной системе, тем сильнее ее внутренняя сплоченность.

В. Чем острее конфликт и чем больше группа занята самообороной, тем сильнее ее внутренняя сплоченность.

Функции конфликта по отношению к социальному целому:

1. Чем меньше острота конфликта, чем больше социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого.

2. Чем чаще конфликты и чем они менее остры, тем лучше члены подчиненных групп могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами своей собственной судьбы и, следовательно, поддерживать интеграцию системы.

3. Чем менее острый конфликт и чем он чаще, тем больше вероятность того, что будут созданы нормы, регулирующие конфликты.

4. Чем сильнее вражда между группами в социальной иерархии, чем реже при этом открытые конфликты между ними, тем сильнее их внутренняя сплоченность, тем вероятнее, что они будут держать определенную социальную дистанцию и тем самым содействовать сохранению существующего социального порядка.

5. Чем более продолжителен и менее остр конфликт между группами, в различной степени обладающими властью, тем более вероятно, что они отрегулируют свое отношение к власти.

6. Чем острее и продолжительнее конфликт, тем более вероятно, что группы, прежде не связанные между собой, образуют коалиции.

7. Чем продолжительнее угроза острого конфликта между партиями, тем прочнее коалиции, в которые вступает каждая из сторон, участвующих в конфликте.

В какой-то мере современная теория конфликта попыталась объединить многообещающие особенности как схемы К. Маркса, так и схемы Г. Зиммеля; однако даже после того, как это было выполнено, современные теоретики с гораздо большим энтузиазмом стремились принять допущения и суждения либо одного, либо другого из этих мыслителей. Такая избирательность привела к тому, что в современной социологической теории сложилось два основных направления, которые вдохновлялись либо К. Марксом, либо Г. Зиммелем: 1) диалектическая теория конфликта и 2) конфликтный функционализм. Чаще всего считается, что именно эти направления обеспечат новые альтернативы функциональной социологической теории, а следовательно, и более адекватное решение поставленной Гоббсом проблемы порядка: как и почему возможно общество?

Так, к истокам социологии уходят споры о том, что определяет природу этого общества сотрудничество или конфликт. В 19 веке такие социологи, как Конт, Спенсер, Дюркгейм и др., подчеркивали интегративную природу нового общества, нового общественного разделения труда. Эту тенденцию в 20 веке продолжил и развил структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), рассматривающий современное индустриальное общество как высоко дифференцированную и интегративную систему. В противоположность этим взглядам, К. Маркс и его современные последователи, представители теории конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер), считают индустриальное общество изначально конфликтным по своей природе. В основе этого конфликта, по К. Марксу, лежит противоречие между владельцами капитала и наемными работниками. Таким образом, для основных концепций современного индустриального общества характерно резкое противопоставление сотрудничества и конфликта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Из всех теоретиков, работавших на рубеже XIX--XX вв. и считающихся ныне классиками буржуазной социологии, Георг Зиммель - самый непоследовательный и противоречивый. Его творчество постоянно подвергается многочисленным, иногда взаимоисключающим друг друга интерпретациям. Оценка социологии Зиммеля историками и теоретиками социологии колеблются от полного отрицания ими ценности его идей до признания их этапными в значительной мере определившими содержание и направление последующего социологического развития.

1. Биография

Георг Зиммель родился 1 марта 1858 г. в Берлине, в семье еврейского коммерсанта, крещеного в лютеранской церкви, был младшим из семи детей. Отец его рано умер. Друг отца - владелец музыкального издательства - взял на себя заботу о талантливом юноше. Георг сам пробивал себе дорогу в жизни. Часто он испытывал тоску и одиночество. Окончив классическую гимназию, он поступил в Берлинский университет, где в числе его преподавателей были историки Моммзен, Дройзен и Трейчке, психологи Лацарус, Штейнталь и Бастиан, философы Харм и Целлер. В 1881 г. он получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте, через 4 года стал приват-доцентом, а через 15 лет -- экстраординарным, т.е. внештатным, профессором и оставался в этой должности еще полтора десятилетия не получая никакого жалованья, за исключением студенческих взносов за лекции. Лишь в 1914 г, он получил штатную должность профессора в университете Страсбурга, где читал логику, историю философии, метафизику, этику, философию религии, философию искусства, социальную психологию, социологию, а также специальные курсы по Канту, Шопенгауэру и Дарвину. Умер - Зиммель 26 сентября 1918 г».

На разных этапах творчества испытал воздействие идей раннего позитивизма (Спенсер) и натурализма (Фехнер), философии жизни, а также Гегеля и Маркса. Принято различать три этапа духовной эволюции Зиммеля.

Первый -- натуралистический -- связан с воздействием прагматизма, социал-дарвинизма и спенсеровского эволюционизма с характерным для последнего принципом дифференциации, применяющимся при анализе развития в любой сфере природы, общества и культуры.

Второй этап -- неокантианский. В центре внимания Зиммеля на этом этапе -- ценности и культура, относимые к сфере, лежащей по ту сторону природной каузальности; деятельность гуманитариев понимается как «трансцендентальное формотворчество». Источник творчества -- личность с ее априорно заданным способом видения. Парадоксальное содержание так называемого «личностного априори» в более поздних работах выражается в понятии «индивидуального закона». В соответствии с формами видения возникают различные «миры» культуры: религия, философия, наука, искусство и т. д. -- каждый со своеобразной внутренней организацией, собственной уникальной «логикой». Для философии, например, характерно постижение мира в его целостности; эту целостность философ усматривает через каждую конкретную вещь, причем этот способ видения не может быть ни подтвержден, ни опровергнут наукой. Зиммель говорит в этой связи о различных «дистанциях познавания»; различие дистанций определяет различие образов мира. Индивид всегда живет в нескольких мирах, и в этом -- источник его внутренних конфликтов, имеющих глубинные основания в «жизни».

В этот же период сформировались основные идеи Зиммеля в области социального знания и социологии культуры. Предмет социологического изучения, возможного в разных науках об обществе, формы обобществления (Formen der Vergesellschaftung). Социология в этом смысле подобна грамматике, отделяющей чистые формы языка от содержания, в котором живы эти формы. За выявлением форм должны следовать их упорядочение и систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом изменении и развитии. Противопоставление формы и содержания следует понимать как противопоставление «материи» социального взаимодействия -- культурно-исторически обусловленных продуктов человеческого духа, целей, стремлений, потребностей индивидов -- и наиболее часто повторяющихся, характерных для всех эпох и событий структур взаимодействия, в сочетании и в совокупности которых и существует человеческое общество. Эти формы обобществления Зиммель иногда называет культурными формами. Важнейшая из классификаций культурных форм -- по степени их отдаленности от непосредственного переживания, от «потока жизни». Ближе всего к жизни спонтанные формы, такие, как обмен, дарение, подражание, формы поведения толпы и т. д. Более отдалены от жизненных содержаний экономические и другие организации. Наибольшую дистанцию от непосредственности жизни имеют формы, названные Зиммелем чистыми, или «игровыми», ибо содержание, когда-то их наполнявшее, исчезло: это, например, «старый режим», «наука для науки», «искусство для искусства», «кокетство», лишенное остроты и непосредственности любовного переживания, и т. д.

Современное социально-культурное развитие Зиммель рассматривает как постоянное усиление разрыва между формами и содержаниями, как возрастающее опустошение культурных форм, сопровождающееся индивидуализацией человека и увеличением человеческой свободы. Конкретно это выражается в интеллектуализации общества и развитии денежного хозяйства. Оба процесса идут параллельно, аналогичны друг другу и символизируют рост «формализации». Интеллект «внекачественен», предметом интеллектуальных (логических) операций может быть что угодно, но критерии правильности этих операций безотносительны к предмету. Деньги -- формальный критерий ценности, уравнивающий все и вся, людей и вещи, людей между собой. Интеллект обеспечивает легкость понимания, обратной стороной которого становится уравнение всего и понижение общего уровня душевной жизни и переживания. Точно так же деньги все более исключают всякое проявление непосредственности, отнимают у производимой вещи ее целесообразный характер, превращая ее в средство, пространственно, а затем и духовно отделяют человека от принадлежащих ему вещей, отчуждают работника от продукта своего труда, владельца от владения и т.д. В этом процессе всеобщего отчуждения люди теряют качества своей уникальности, перестают быть предпочитающими и предпочитаемыми. Символом межчеловеческих отношений становится проституция, природа ее и природа денег аналогичны: «Безразличие, с которым они предаются всякому новому употреблению, легкость, с которой они покидают любого субъекта, ибо поистине не связаны ни с одним, исключающая всякое сердечное движение вещность, свойственная им как чистым средствам, -- все это заставляет провести роковую аналогию между деньгами и проституцией» (Philosophie des Geldes. В., 1987, S. 414). Зиммель исследует культурную функцию денег и логического сознания во всех их тончайших опосредствованиях и проявлениях, обнаруживая «стилевое единство» современной культуры -- объективность денег и логических форм. Стиль определяет смысл эпохи -- нарастающее опустошение культурных форм, отрыв их от содержания, превращение в самодовлеющие игровые формы.

Для третьего этапа творчества Зиммеля характерна сосредоточенность на проблеме «жизни». Жизнь как порыв, чистая и бесформенная витальность, реализуется в самоограничении посредством ею же самой создаваемых форм. На витальном уровне эта форма и граница -- смерть, которую несет в себе сама жизнь. На «трансвитальном» уровне жизнь превозмогает собственную ограниченность, порождая «более жизнь» (Mehr-Leben) и «более-чем-жизнь» (Mehr-als-Leben) -- формы культуры, относительно устойчивые образования, противостоящие вечной текучести и изменчивости жизни. Культура противостоит не только витальности, голой жизненной силе, но и духовности, воплощенной в творчестве и эмоциональных движениях. Факты жизни, такие, как труд, творчество, становятся ценностями культуры лишь тогда, когда превосходят рамки своего природного, существования и, будучи рассмотренными с точки зрения определенного культурного идеала, помещаются в культурный контекст. Жизнь и дух образуют культуру путем саморефлексии.

На этом пути философия жизни трансформируется у Зиммеля в философию культуры. «Возвысившись» над жизнью, культура обретает собственную динамику и логику развития, но, будучи оторванной от жизненной стихии, лишается жизненного содержания, превращается в пустую форму, в чистую «логику», не способную уже вмещать в себя движение развивающейся жизни. В момент своего зарождения и творчества культурные явления соответствуют жизни, но по мере развития как бы «отдаляются» от нее, становятся ей чуждыми и иногда даже враждебными. Так, астрономия, служившая потребностям земледелия и мореплавания, начинает развиваться «ради самой себя»; социальные роли, лишаясь своего жизненного содержания, превращаются в театральные маски; реальные схватки становятся игрой, спортом; любовь, оторванная от непосредственных жизненных импульсов, принимает форму кокетства. Жизнь сама по себе бесформенна, считает Зиммель, так что не может существовать форма, которая отвечала бы сущности жизни. Поэтому чередование культурных форм лишено целесообразности и не представляет собой прогресса или регресса, так что количественный рост культурно оформленного материала жизни есть, строго говоря, процесс релятивизации культурных ценностей. Процесс этот мог бы быть остановлен лишь в том случае, если бы жизнь могла проявлять себя в голой непосредственности, вне всяких форм. Однако «все познание, ведение, творчество могут лишь заменять одну форму другой, но никогда саму форму жизни -- чем-то потусторонним по отношению к форме вообще». Противоречие жизни и культуры не может быть примирено: жизнь не способна выразить себя вне культуры, а культура не в силах дать жизни адекватное ей выражение. В осознании неизбывности этого противоречия и состоит, по Зиммелю, трагедия культуры.

2. Научное наследие Георга Зиммеля

Научное наследие Георга Зиммеля принадлежит не только истории социологии. Имя Зиммеля - в почетном ряду известных европейских философов рубеже ХIХ-ХХ вв.

Из всех социологов, чья творческая деятельность развивалась на рубеже XIX-XX веков и считающихся классиками социологии, Г. Зиммель -- является самым неоднозначным и противоречивым. Его вклад в социологию нередко подвергался взаимоисключающим друг друга оценкам. Зиммеля можно отнести к немецкой школе, которая внесла серьезный вклад в становление социологического психологизма и развитие «понимающей социологии». Представителями данного направления считаются Георг Зиммель, Фернанд Теннис, Вернер Зомбарт, Макс Вебер и некоторые другие.

Наиболее значительными и известными работами Зиммеля являются: «Социальная дифференциация» 1980 года; «Введение в моральную науку» 1893 года; «Философия денег» 1900 года; «Кант» 1904 года; «Социология» 1908 года; «Философская культура» 1911 года; «Рембрандт» 1916 года; «Созерцание жизни» 1918 года и др.

О научной деятельности Зиммеля было широко известно не только в Германии, но и за ее пределами, в том числе и в России. Если судить только по библиографическому указателю, то в России до 1928 года было переведено и издано порядка 30 его различных работ, статей, отдельных глав и т.д.

Зиммель внес весомый вклад в развитие социологической теории. Исследуя проблемы предмета и объекта социологии, Зиммель отмечает, что по сравнению с другими науками, социология - это новый тип исследования, новый метод, который позволяет подойти к явлениям иначе. Социология, подобно методу индукции, проникает в исследовательские сферы всех наук. Зиммель строил социологию на аксиоматических началах, строя классификацию, по Тьоннис, социальных форм, которая должна была стать фундаментом для широких историко-социологических обобщений.

Георга Зиммеля справедливо называют мастером феноменологического анализа (теоретического осмысления социального мира чисто в человеческом бытии), "чистых" (формальных, от слова форм) общественных форм, хотя его выводы основываются на интерпретации конкретных форм человеческого взаимодействия - труд, конкуренция, господство и др. Он акцентировал внимание на формах социального взаимодействия, которые имеют "Перегибая" для человека характер, подвергнув при этом анализа прежде всего такие формы, как конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор. Трудно переоценить значимость этих идей для становления современной социологии.

Г. Зиммель выступает основоположником так называемой формальной социологии. Предметом социологии ученый считает формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. При этом социальное односторонне понимается как совокупность межиндивидуальных отношений. В русле такого подхода Зиммель анализировал социальную дифференциацию, социальные формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет, подчинение, ранг и т.д.), отношения, возникающие в малых группах.

Формальное понимание предмета социологии сужало ее проблемный горизонт, поскольку решая эту методологическую проблему, Зиммель различал чистую (формальную) социологию и общую социологию - как применение социологического метода "для исследования исторической жизни".

Основной клеткой общества Зиммель считал взаимодействие. Он отмечал, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда формируется в результате определенных влечений или ради определенных целей. То эротические инстинкты, или деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра, предпринимательство, стремление помогать, учиться, а также множество других мотивов - побуждают человека к другой деятельности, вызывают действие и при этом вызывают определенную реакцию, восприятие. Эти взаимные действия означают, что из индивидуальных носителей мотивирующих импульсов и целей создается определенное единство - "общество".

Одну из широко известных работ Зиммеля - "Философия денег" - называют своеобразной феноменологией и психологией капитализма. Эта работа представляет собой попытку культурологической (в отличие от марксовой социологической) интерпретации понятия отчуждения, во многом повторяющей критику Марксом капиталистического строя и буржуазного образа жизни. Зиммель испытал глубокое влияние идей К. аркса.

По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.

Зиммель считал, что социология должна представлять собой как бы метод изучения. Он писал: «Поскольку она исходит из того, что человека следует трактовать как общественное существо и что общество является носителем всех исторических событий, постольку она не находит объекта, который не изучался бы уже какой-либо из общественных наук, но обнаруживает для всех их новый путь - метод науки, которая именно в силу ее применимости ко всей совокупности проблем не является наукой, обладающей собственным содержанием».

Выявление особого рода закономерностей в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл общей социологией, описание и систематизацию чистых форм социации - чистой, или формальной, социологией. Чистая социология должна была служить выработке ориентиров, позволяющих исследователям в различных науках об обществе подходить к своему предмету «социологично», а значит - более осознанно, чем раньше, ставить проблемы и искать их решения. Чистая социология должна выполнять по отношению к прочим общественным наукам методологическую функцию, становясь «теорией познания частных социальных наук».

Зиммель выделял две философские социологические дисциплины: социологическую теорию познания, «охватывающую условия, предпосылки и основные понятия социологического исследования, которые в самом исследовании не могут быть обнаружены»; социальную «метафизику», необходимость в которой возникает тогда, когда «единичное исследование приводится к отношениям и целостностям, ставится в связь вопросами и понятиями, не рождающимися и не существующими внутри опыта и непосредственного предметного знания». Зиммель сконструировал свою программу весьма актуальную для своего времени. Социологическое знание он разделил на три категории - формальную, общую и филосовскую социологию.

В работе "Социальная дифференциация" Зиммель ставит проблему взаимосвязи между индивидом и группой, рассматривает механизмы внутренней и межгруппового взаимодействия.

3. Вклад в социологию религии

Г. Зиммель, был не только основоположником формальной социологии, в то же время был одним из родоначальников социологии религии. В своих главных трудах -- “О социальной дифференциации”, “Социология”, “Основные вопросы социологии: индивидуум и общество” -- он анализировал и религию. Для социологии религии особенно важны такие его работы, как “Религия. Социально-психологический этюд”, “К вопросу о гносеологических истоках религии”, “К социологии религии”, “Проблема религиозного положения”.

По мнению Зиммеля, сторона социальной сущности - единство - претворяется в соответствующую сторону религиозной сущности. Групповое единство склонно облекать свои структуры в трансцендентные формы и брать на вооружение религиозной чувство. Синтез индивидуумов в более высокую форму группового единства в глазах отдельной личности некое чудо. Поэтому личностное существование чувствует себя втянутым в игру преодолимых сил.

Зиммель различал религиозность и религию и подчеркивал, что не религия создает религиозность, а наоборот. Религиозность - это “целостная фундаментальная устроенность души”, “фундаментальное бытие религиозной души”. Она обнаруживается в религиозной вере, а сам этот душевный факт есть нечто метафизическое.

Между отношениями индивидуума к божеству и его отношением к социальной общности социолог находил сходства. Решающую роль тут играет чувство зависимости. Индивидуум чувствует себя привязанным ко всеобщему, высшему, к тому, из чего он возникает и куда уходит, чему отдает всего себя и от чего в то же время ожидает освобождения и избавления, от чего отличен и с чем все-таки тождествен. Зиммель считал, что существует сходство между отношениями индивидуума к божеству и его отношением к социальной общности. Решающую роль тут играет чувство зависимости. Индивидуум чувствует себя привязанным ко всеобщему, высшему, к тому, из чего он возникает и куда уходит, чему отдает всего себя и от чего в то же время ожидает освобождения и избавления, от чего отличен и с чем все-таки тождествен.

Объективные религиозные образования - церковь и догматика, по мнению Зиммеля, суть только слабый отблеск чистой формы религии. Содержание и явление религии представляют собой соединение вещества жизни и религиозной формы. Социальный институт церкви с течением времени становится негибким, догматика превращается в самоцель. Поэтому индивидуальная религиозность постоянно приходит в противоречие с догматикой, церковью и колеблет их.

Заключение

социология зиммель индивидуализация

При жизни и в последующее десятилетие после смерти, Зиммель был одним из самых популярных социологов Европы. Это признание со стороны профессиональных социологов (М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина и др.) всегда сопровождалось оговорками, которые касались стиля его научного творчества -- все отмечали «отсутствие» у него четкой теоретической концепции. Как пишет в этой связи ведущий российский исследователь творчества Зиммеля Л. Ионин, в конце концов, точка зрения, выраженная в этом суждении, стала общепринятой, и парадоксальное представление о Зиммеле, как о «блестящем», но «легкомысленном» исследователе, держалось вплоть до 60-ых годов.

В 60-70 годы социологическое творчество Зиммеля стало подвергаться радикальной переоценке. В его трудах обнаружили систематичность, единство замысла, было отмечено, что работы Зиммеля выражают «дух времени» и «дух культуры» в целом. Эти и многие другие аспекты нового видения, переоценки социологического наследия Зиммеля стали причиной зиммелевского ренессанса в современной социологии. Можно с полным основанием говорить, что сегодня социология Зиммеля, его теоретико-методологические принципы исследования применимы для анализа и понимания многих социокультурных процессов современного общества.

Список используемой литературы

1. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1962.

2. Зиммель Г. Мода / Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М.: Юрист, 1996.

3. История социологии: учебник для ВУЗов. - Мн.: Вышэйшая школа, 1997.

4 . Соколов Э.В., Георг Зиммель: философия культуры, Санкт-Петербург, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понимание социации в теории Зиммеля - немецкого философа и социолога, одного из главных представителей поздней "философии жизни". Идеи и взгляды в социологии Зиммеля, форма социальных взаимоотношений. Заключения из его культурофилософской концепции.

    реферат , добавлен 13.01.2016

    Анализ особенностей развития социологического взгляда на городскую среду и проблемы современной городской социологии. Городская среда как машина перехода от модерна к постмодерну в свете социологии Георга Зиммеля. Социокультурный смысл столичности.

    реферат , добавлен 15.12.2010

    Изучение жизни и деятельности Георга Зиммеля - немецкого социолога, создателя теории анализа социального взаимодействия, одного из основоположников конфликтологии. Источники конфликта по Зиммелю. Факторы, влияющие на характер протекания конфликта.

    презентация , добавлен 08.01.2015

    Объект и предметная область социологии религии. Влияние религии на развитие цивилизаций. Проявление секуляризации в современном обществе. Варианты сосуществования с обществом, согласно религиозным объединениям, в связи с воздействием глобализации.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2013

    Религия - объект социологии, ее связь с другими науками. Возникновение, развитие социологии религии. Противоречия между социологией религии и теологией: невозможность объяснить веру в Бога и его существование. Религия как предмет социологического анализа.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Анализ классического периода в развитии социологии, систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования и классификации. Особенности социологических теорий Макса Вебера, Георга Зиммеля, Э.Дюркгейма.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2010

    Место конфликтологии в системе социальных наук. Исследование проблем конфликта западными социологами. Творческая биография и научные идеи Георга Зиммеля, особенности его представлений о социальных конфликтах. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2014

    Развитие социологии в России, направления и специфика данного процесса. Социологические теории народничества и натурализма. Психологическое направление социологии. Ортодоксальный, легальный марксизм. Новый период в развитии социологии в конце 50-х годов.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2012

    Социальные предпосылки возникновения социологии как науки. "Формальная" школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето. Классическая социология начала XX в. Социологическое воззрение О. Конта. Американская социология: основные этапы развития.

    реферат , добавлен 03.05.2015

    Особенности использования в социологии механизмов, законов функционирования обыденного сознания. Специфика взаимоотношения социологии и философии. Специфически социологический угол зрения, отличие социологии от других наук, изучающих человека и общество.