Христианская Онлайн Энциклопедия. Джон нокс не боялся никакого человека Последний период жизни

Г.), - крупнейший шотландский религиозный реформатор XVI века , заложивший основы пресвитерианской церкви .

Молодые годы

Джон Нокс родился в семье небогатых дворян в пригороде Хаддингтона в Лотиане . По всей видимости в юности Нокс обучался у известного шотландского гуманиста Джона Мейджора в университете Глазго . В начале 1540-х гг. он был рукоположен в сан католического священника и начал службу в одной из приходских церквей Лотиана.

Вероятно под влиянием проповедей Джорджа Уишарта в г. Нокс перешел в протестантство . Он очень сблизился с Уишартом и сопровождал его в поездках по стране. Однако в конце г. Уишарт был арестован сторонниками кардинала Битона и вскоре казнен. В отместку за смерть Уишарта радикальные протестанты захватили замок Сент-Эндрюс и казнили кардинала. Нокс прибыл в Сент-Эндрюс и здесь началась его карьера в качестве протестантского проповедника.

В конце г. Сент-Эндрюсский замок был взят штурмом французским экспедиционным корпусом, организаторы убийства кардинала, а вместе с ним и Джон Нокс были схвачены и отправлены во Францию отбывать наказание на галерах . Полуторогодовая служба на галерах подорвала здоровье проповедника, но не изменила его взгляды. Рассказывают, что когда французы попросили поцеловать Нокса изображение Девы Марии , стремясь заставить его отречься от протестантства, он выбросил его в море со словами «пусть Дева Мария сама спасет себя, она достаточно легка и научится плавать ».

Джон Нокс в Англии, Швейцарии и Франции

В г. Нокс получил свободу и отправился в Англию , где в это время активно осуществлялись протестантские реформы короля Эдуарда VI , заложившие фундаментальные принципы англиканской церкви . Нокс продолжил работу проповедника, причем независимо от официальной церковной организации. В это время его уже не удовлетворяла епископальная система, сохранившаяся в англиканстве, Нокс все более склонялся в сторону радикального кальвинизма , отрицающего особое священство епископов.

После смерти Эдуарда VI в г. на английскийский престол вступила католичка Мария I Тюдор . Это вызвало эмиграцию английских протестантов на континент. Нокс уехал в Швейцарию , где поселился в Женеве , европейском центре кальвинизма. Периодически он также посещал Шотландию. Во время этих поездок ему удалось обратить в протестантство большое число шотландских горожан и дворян, а также таких влиятельных аристократов, как граф Аргайл , лорд Лорн и лорд Джеймс Стюарт . Все более отдаляясь от умеренного англиканизма, Нокс в период проживания в Женеве активно работает над проблемой предопределения и публикует памфлет «Трубный глас против чудовищного правления женщин » (англ. The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women ), в котором он выступил с идеей о вредоносности женщин-правительниц государств (адресовано прежде всего современным ему королевам Англии и Шотландии).

В г. Нокс переехал в Дьепп , Франция , где он встретил известия о смерти Марии Тюдор и вступлении на престол Елизаветы I . В Англии вновь сложились благоприятные возможности для развития протестантства, однако королева Елизавета I не желала допускать в свои владения автора «Трубного гласа». Узнав об отказе королевы от выдаче ему разрешения на возвращение в Англию, Нокс заявил, что «Англия, отказываясь от меня, отказывается от друга », и 2 мая г. прибыл в Шотландию.

Протестантская революция

11 мая 1559 г. проповедь Джона Нокса в церкве св. Иоанна в Перте против католического идолопоклонства и незаконности правления регента Шотландии Марии де Гиз вызвала восстание горожан, которое быстро перекинулось на другие области Шотландии и вскоре перерасло в протестантскую революцию . К восставшим присоединились крупные шотландские бароны (Аргайл, лорд Джеймс Стюарт, позднее – Шателеро и Хантли), была сформирована армия, которая захватила Эдинбург . По инициативе Нокса восставшие обратились за помощью к Англии, в страну были введены английские войска. Война между английской и французской армиями в Шотландии завершилась 6 июля г. Эдинбургским миром и эвакуацией иностранных войск из страны. Смерть 11 июня 1560 г. Марии де Гиз означала победу революции.

Парламент Шотландии под влиянием Джона Нокса провозгласил в конце 1560 г. запрещение католической доктрины и обрядов, принял протестантский символ веры и утвердил «Книгу дисциплины» о порядке протестантского богослужения. Таким образом протестантство было утверждено в качестве государственной религии Шотландии. Началось формирование новой церковной организации с опорой на приходские церкви и системой «супреинтендантов» , призванных заменить епископальное устройство (полностью не реализовано). Именно в этот период Нокс начал работу над своим фундаментальным трудом «История Реформации », который благодаря вложенной в него реформаторской страсти на протяжении нескольких веков оставался одной из наиболее влиятельных работ по протестантству.

Джон Нокс и Мария Стюарт

Возвращение в г. в Шотландию королевы Марии Стюарт было враждебно встречено Джоном Ноксом. Группирующиеся вокруг него радикальные протестанты потребовали брака королевы с одним из своих лидеров, Джеймсом Гамильтоном . Отказ Марии спрвоцировал восстание радикальных протестантов, которое однако было быстро подавлено правительством. Нокс неоднократно встречался с королевой, но так и не нашел с ней общего языка. Радикализм Нокса оттолкнул от него часть его бывших сторонников, не готовых признать провозглашенную реформатором доктрину права нации на свержение законного монарха.

Попытки переложить оригиналы и классику на новый лад приносят, как правило, лишь разочарование. Тем приятнее когда ремейк не уступает или как минимум выполнено не менее достойно. Таким неожиданным сюрпризом стала трагикомедия «Мария Стюарт» на сцене площадки "Скороход" в Петербурге.
Что же так приятно удивило меня и тронуло?
.

"Стильные кожаные куртки вместо парчи, рок и электронный саунд в качестве звукового оформления, видеоинсталляции – нет, история Марии Стюарт не преданье старины глубокой. Создавая искусственные образы самих себя в социальных сетях и модных луках, мы все еще предпринимаем попытки сбежать от самих себя..."
(арт-журнал "Около" о спектакле "Мария Стюарт")

На мой взгляд, Игорь Грабузов в роли Джона Нокса, пожалуй самая яркая звезда затмивший своей игрой практически всех.

"Джон Нокс - шотландский религиозный реформатор. Противник Марии Стюарт.

Получил сан католического священника, но перешёл в протестантство. Был арестован и полтора года работал на галерах, что подорвало здоровье. Ярый противник женщин у власти, выпустил памфлет «Трубный глас против чудовищного правления женщин». Возглавил протестантскую революцию в Шотландии, в результате которой официальной религией в католической, до тех пор, стране стал протестантизм. На протяжении всего правления Марии Стюарт Джон Нокс оставался её самым непримиримым врагом. С восторгом принял сообщение о заговоре против Марии Стюарт и убийстве Риччо, из-за чего был вынужден покинуть Эдинбург и укрыться в Англии. Вернулся в Шотландию незадолго до свержения Марии Стюарт в 1567 г. Именно ему поручили организацию богослужения во время коронации сына королевы, годовалого Якова VI".

"Мария Амеленкова - Елизавета Английская в спектакле "Мария Стюарт"
Из всех видов казни Мария предпочитает быть утопленной, считает, что могла бы быть только Елизаветой Английской, если бы стала Королевой Крыма в первую очередь провозгласила бы "остров" отдельным государством и думает, что её героиня всегда носит с собой контрацептивы. А вдруг?"

"Создавая искусственные образы самих себя в социальных сетях и модных луках, мы все еще предпринимаем попытки сбежать от самих себя, а трагедии, вызванные религиозными разногласиями, и вооруженные конфликты, для которых территориальная целостность политического субъекта оказывается куда более значимой, чем судьба и единство народа, все еще происходят на земном шаре"
(Арт-журнал Около")

"Генри Стюарт, лорд Дарнли - муж Марии Стюарт, король-консорт.
Потомок шотландских и английских монархов. В юности жил с матерью в Англии, в 19 лет прибыл в Шотландию к отцу. При первой же встрече произвел впечатление на молодую королеву, и вскоре они обвенчались. Елизавету Английскую не устраивал брак двух претендентов на английский престол и в ответ она заключила мать Генри Стюарта в Тауэр. Генри был посредственной личностью, не обладал задатками политика, но претендовал на управление государством. Мария была разочарована и приблизила к себе личного секретаря Давида Риччо. Генрих был недоволен потерей влияния и примкнул к заговору, в результате которого Риччо был зверски убит. Но отношения не наладились, и хотя королева примирилась с мужем, он поселился в Глазго, а Мария влюбилась в Джеймса Босуэлла. Вокруг короля-консорта сложился заговор. В итоге, в возрасте 21 года Генри Стюарт был убит.
В роли Генри Стюарта - Станислав Белозеров. "

"Минимализм в декорациях, свежие видеорешения, грамотно подобранный актерский состав, отменный вкус во всем (начиная от билетов и заканчивая сценическими уловками) и "бескрайний" взгляд режиссеров выводят постановку "Мария Стюарт" в число безусловных лидеров в современном театральном хит-параде".

Молодые годы [ | ]

Джон Нокс родился в семье небогатых дворян в пригороде Хаддингтона в Лотиане . Там же получил и начальное школьное образование . В 1522 году поступил в университет Глазго , а в 1531 году – в университет Сэнт-Эндрюс , где обучался у знаменитого теолога Джона Мэйджера . Помимо основного обучения, Нокс заинтересовался исследованием истории Священного Писания . Он знал греческий и иврит, что помогало ему в исследовании религиозных текстов, а также изучал труды первых христианских философов: Августина и Иеронима . В начале 1540-х гг. он был рукоположен в сан католического священника и начал службу в одной из приходских церквей Лотиана.

Последний период жизни [ | ]

Памятник Ноксу в Глазго

Вернулся Джон Нокс в Шотландию незадолго до свержения Марии Стюарт в 1567 г. Именно ему поручили организацию богослужения во время коронации сына королевы, годовалого Якова VI . Новое правительство регента Морея , хотя и провозгласило курс на осуществления протестантских преобразований, однако не нуждалось в радикализме Нокса. Поэтому самый влиятельный шотландский реформатор не занял достойного его места в новой системе власти, оставшись приходским священником церкви Св. Жиля. В 1570 г., когда Эдинбург захватили сторонники свергнутой Марии Стюарт, Джон Нокс был вынужден переехать в Сент-Эндрюс. В столицу он вернулся лишь в 1572 г., накануне своей смерти. Кладбище

Джон Нокс


Джон Нокс - основоположник шотландской пресвитерианской церкви и «некоронованный глава шотландских протестантов» - родился около 1505 г. в бедном семействе в селении Джиффорд, близ Гаддингтона. Образование он получил в шотландских университетах Глазго и Сент-Эндрюса, после чего преподавал в Сент-Эндрюсе философию. Еще до канонического возраста Нокс был рукоположен в сан священника, но карьера его в этом качестве продолжалась совсем недолго. В то время церковь представляла в Шотландии значительную политическую и экономическую силу.

Считается, что в руках духовных лиц находилось до половины всех шотландских земель. Прелаты имели перевес в парламенте и занимали важнейшие государственные должности. Однако выгоды исключительного положения были ими весьма дурно использованы. Шотландское духовенство отличалось испорченностью нравов и даже распущенностью. Многие прелаты жили вдали от своих епархий и аббатств, предавались пиршествам, охоте и без всякого стыда наделяли своих незаконных детей богатыми доходными статьями. И мирское и монастырское духовенство пребывало в варварском невежестве. Вследствие этого авторитет церкви пал чрезвычайно низко, и когда идеи Реформации стали проникать в Шотландию, они нашли здесь благоприятную почву. Признаки будущего переворота обнаружились около 1525 г. Тогда парламент под угрозой строго наказания запретил ввоз в страну лютеранских книг. Но эта мера оказалась малодейственной - пришлось прибегнуть к более крутым: арестам и казням. Первым шотландским мучеником за Реформацию стал Патрик Гамильтон, сожженный в Сент-Эндрю в 1528 г. Впрочем, его мужественная кончина только укрепила дух последователей - спустя десять лет к Реформации стало склоняться большинство дворян и горожан.

Обращение Джона Нокса произошло в ту же пору, в 1530-е гг. Убедившись в правильности протестантской доктрины, он оставил преподавательскую деятельность в Сент-Эндрюсе и нашел убежище на юге Шотландии в качестве домашнего учителя в семействе Дуглас. Следующие десять лет его жизни прошли в полной безвестности.

Если он и выступал тогда с проповедями, то лишь перед небольшими группами единоверцев. На большее он себя не считал способным и никому не навязывал своих взглядов. Понадобилось сильное внешнее воздействие, чтобы превратить никому неизвестного учителя в народного трибуна. В 1542 г. умер шотландский король Яков V, одобрявший идею реформирования церкви. После него осталась единственная наследница - малолетняя Мария Стюарт. Детство и юность она провела во Франции - на родине своей матери, урожденной герцогини де Гиз. В ее отсутствии регентом стал граф Арран. Поначалу он благосклонно относился к Реформации и даже разрешил свободную продажу Библии в шотландском переводе. Но эта пора религиозного либерализма продолжалась недолго. Во главе шотландской церкви тогда стоял умный и энергичный кардинал Яков Беатон, человек, обладавший выдающимся государственным умом, но слишком ревностный и жестокий католик. Вскоре ему удалось совершенно овладеть доверием регента и отклонить его от протестантского учения. Гонения на реформаторов возобновились. Выдающимся протестантским проповедником в то время был Джордж Визарт, отвративший от католичества многих шотландцев. Беатону удалось добиться его осуждения, и несчастный был в 1546 г. сожжен на костре под стенами кардинальского замка Сент-Эндрюс.

Эта жестокая расправа побудила протестантов на ответные действия. В следующем году 16 дворян, возглавляемые Норманом Лесли, пробравшись в замок, закололи кардинала кинжалами, а труп его повесили на стену. Сейчас же к смельчакам примкнули соседние дворяне, так что убийство Беатона послужило сигналом к настоящему восстанию. Регент с вспомогательными французскими войсками начал осаду. Среди тех, кто тогда укрепился в Сент-Эндрюсе, был и домохозяин Нокса.

Таким образом, он тоже оказался в этом замке. Здесь и проявился его дар проповедника. Однажды осажденные собрались на общую молитву. После нее проповедник сказал присутствующим, что среди них также, вероятно, найдутся люди, способные проповедовать. В нынешнее страшное время гонений, продолжал он, всякий человек с сердцем и дарованием священника должен проповедовать. «Разве один из нас, а именно Джон Нокс, не имеет такого дарования и такого сердца? - спросил проповедник, обращаясь ко всем. - В чем же заключается в таком случае его долг?»

Присутствующие ответили утвердительно: Джон Нокс настоящий проповедник, если он и дальше будет хранить молчание, то к нему следует относиться, как к трусу, в час испытаний покинувшему свой пост. Этот суровый приговор потряс Нокса. Он встал со своего места и пытался оправдаться, но не смог произнести ни слова, - слезы хлынули у него ручьем, и он бросился вон их капеллы. Несколько дней после этого Нокс испытывал крайне тяжелое состояние он чувствовал, как ничтожны были его способности по сравнению с величием новой обязанности. Но постепенно он совладал со своей слабостью и стал для гарнизона замка истинным духовным отцом.

В конце концов, стесненные превосходящими силами противника, защитники Сент-Эндрюса должны были капитулировать. Вместе с другими пленниками Нокса сослали на французские галеры, перевозившие грузы по реке Луаре. Однажды какой-то офицер или священник поставил перед галерниками образ Богоматери и потребовал, чтобы они поклонились ему. Многие покорно исполнили это требование, но когда очередь дошла до Нокса, он воскликнул: «Матерь Божия, говорите вы? Нет, вовсе не Матерь Божия; это - кусок раскрашенного дерева, приспособленный скорее для того, чтобы плавать, чем для поклонения!» И он бросил икону в реку.

В 1548 г. по ходатайству английского короля Эдуарда VI Нокс был освобожден из плена и пробыл два года в качестве проповедника в Бервике, куда его назначило английское правительство. Он вполне мог добиться высокого положения в англиканской церкви, однако отклонял все выгодные предложения. Английская Реформация казалась ему совершенно недостаточной. Нокса возмущали бесчисленные пережитки католичества как в богослужении, так и в самом устройстве англиканской церкви. После того как престол перешел к сестре Эдуарда, Марии I, яростной католичке, Нокс в 1554 г. отправился в Женеву. Здесь он вступил в тесные сношения с Кальвином и впервые занялся систематическим изучением богословия.

Впрочем, даже кальвинизм представлялся Ноксу недостаточно чистой евангелической религией.

Между тем в Шотландии власть перешла к королеве-матери Марии Гиз. Стараясь добиться хороших отношений с протестантами, она позволила им вернуться из эмиграции. В 1555 г. Нокс возвратился в отечество и стал проповедовать кальвинизм. Бесстрашие, с которым он обличал католическое духовенство и сильных мира, казалось изумительным. В этом отношении он напоминал собой ветхозаветных пророков. Его отличали также нетерпимость и суровая приверженность к истине Господней. На всех, кто не признавал эту истину, он, подобно пророку, обрушивал беспощадный гнев. Введение Реформации Нокс начал с организации местных общин - конгрегации, где богослужение шло по кальвинистскому обряду. Каждый вступавший в общину давал обет не иметь ничего общего с римским идолопоклонством и строго соблюдать Слово Божие, хотя бы это стоило ему жизни.

Наблюдая за деятельностью Нокса, которая грозила ей полной потерей власти, Мария Гиз должна была вскоре отказаться от своей снисходительности. Гонения на протестантов возобновились. Нокс, осужденный как еретик, вынужден был во второй раз уехать из Шотландии. Обратно он вернулся только в 1559 г., когда взаимоотношения между католиками и протестантами обострились до предела. Страна стояла на грани гражданской войны. Для ее начала протестантам не хватало только вождя. С возвращением Нокса он у них появился. Этот человек был словно создан для того, чтобы проповедовать Реформацию. Он обладал железной волей, твердым характером и при всем этом был совершенно бесчувственен ко всему, что находилось вне его целей и стремлений. Отличаясь сухим и прямолинейным умом, чуждый всяким мистическим стремлениям, властный и нетерпимый, он всегда стремился только к одному - безусловному исполнению Слова Божия в том смысле, в каком он его понимал. Едва вступив на землю Шотландии, Нокс произнес в Перте страстную проповедь о грехе идолослужения. Тотчас после этой речи местные жители бросились разбивать статуи и архитектурные украшения в своем кафедральном соборе. Их примеру последовали шотландцы в соседних городах. Реформационное движение приняло характер народной революции.

Повсюду шло разрушение монастырей и аббатств. Через несколько дней мятеж распространился на большую часть государства. Множество церквей было опустошено, около 200 монастырей разрушено, повсюду отменялась католическая месса и вводилась литургия Эдуарда VI. Затем началась война с регентшей и католической партией. Протестанты одерживали одну победу за другой и наконец вынудили сторонников королевы, осажденных в Лейте, капитулировать. В июне 1560 г. Мария Гиз умерла. Собравшийся после этого шотландский парламент, к которому перешла реальная политическая власть, объявил об отмене верховенства Римского Папы над шотландской церковью, запретил отправление католической мессы и принял протестантское «Исповедание».

В том же году состоялся съезд шотландского духовенства. Он принял в дело церковного правления обработанную Ноксом «Дисциплинарную книгу». Церковная реформа в Шотландии прошла по кальвинистскому образцу. Иерархия отменялась. Все пасторы считались равными. Управление в каждой общине переходило к выборной пресвитерии (церковному собранию), состоявшему из пасторов и мирян-старейшин.

Высшую власть в церкви должна была представлять Генеральная ассамблея, образованная на тех же началах. Орган, алтари, распятие, иконы, свечи, четки и другие символы католического богослужения безусловно отменялись. Новая церковь получила название пресвитерианской. Она заняла господствующее положение в южных и центральных графствах Шотландии. На севере страны, где Реформация свершилась скорее руками лордов, чем народа, перемены не были столь радикальными - здесь сохранились епископы, подчинившиеся в дальнейшем королевской власти.

После низвержения католичества, Ноксу было предоставлено первое проповедническое место в новой церкви - в Эдинбурге. Подобно Кальвину в Женеве, он повел упорную войну против легкости нравов в столице и всяких увеселений. Успехи его в этом направлении оказались скромнее, чем у его женевского собрата, но тому были свои причины. В 1561 г. в Шотландию после многолетнего отсутствия вернулась королева Мария Стюарт. Худшего соседства для Нокса трудно было вообразить. Мария была женщиной красивой и умной, но мелочной, чувственной и суетной. Она обожала светские удовольствия и не скрывала своих католических симпатий. Естественно, что Нокс сразу встал в оппозицию к молодой королеве. Вместо приветственной речи он встретил Марию памфлетом «Первый трубный звук против чудовищного управления царства женщин», в котором называл шотландскую королеву «новой Иезавелью».

Стараясь смягчить этого непримиримого старца, Мария пригласила его во дворец к обеденному столу. Однако Нокс отказался. «Приходите лучше в церковь послушать моих проповедей, если желаете обратиться на путь истинный», - отвечал он. Все свои проповеди Нокс отныне заканчивал одной и той же фразой, обращенной к народу: «Боже! Избави нас от тирании и блудницы!» Встречаясь с королевой, Нокс обычно обращался с ней цинично и грубо, читал ей в глаза наставления и часто доводил ее до болезненных припадков. Он был постоянным укором для веселого и далеко не безупречного (даже по понятиям католической морали) королевского двора.

Пишут, что, возвращаясь однажды из кабинета королевы, Нокс встретил множество роскошно одетых придворных дам и сказал им: «Как вы красивы теперь, а ведь будет время, когда тела ваши станут грязью, а нежные души окажутся в когтях чертей!» Эту и ей подобные выходки сурового кальвиниста придворным приходилось безропотно сносить.

В 1567 г., после низложения Марии Стюарт и бегства ее в Англию, власть в Шотландии перешла к ее малолетнему сыну Якову VI. Отношения Нокса с придворной партией не стали после этого лучше. В конце концов враги добились его удаления из Эдинбурга. Обратно на свой пост он вернулся только в 1572 г., незадолго до смерти. Говорят, что в последнюю минуту жизни, когда он уже не мог говорить, его спросили. «Надеетесь ли вы?» (Подразумевалось: на свое избранничество и спасение). В ответ Нокс поднял палец, указал им вверх и так скончался.

Когда хоронили Джона Нокса, кто-то сказал о нем так: "Он столь боялся Бога, что не боялся никакого человека".

НОКС, ДЖОН (Knox, John) (1505-1572), проповедник и историк шотландской Реформации, родился в крестьянской семье в Хаддингтоне (Шотландия). Дата рождения крайне ненадежная, есть аргументы в пользу трех дат - 1505, 1513 и 1515.

Нокс учился в начальной школе в Хаддингтоне, а позднее в университете Глазго или Сент-Андруса (или в обоих). Он готовился к принятию сана священника, но после смерти Джорджа Уишарта, сожженного на костре (1546), перешел на сторону протестантов и возглавил антикатолическую партию в Шотландии. В июле 1547 был взят в плен французами после падения замка Сент-Андрус и пробыл на каторжных работах до февраля 1549. Без сомнения, Эдуард VI и лорд-протектор, герцог Сомерсетский, способствовали его освобождению и возвращению в Англию после короткого пребывания в Женеве. Он был назначен королевским капелланом (1551) и принял участие в пересмотре Книги общественного богослужения (1552). Отказался принять сан епископа в 1552 и активно противился использованию католических форм богослужения.

В течение почти всего периода правления Марии Тюдор (1553-1558) Нокс пребывал в Швейцарии, поддерживал связь с европейскими реформаторами, предстоял в качестве священника английским протестантским общинам эмигрантов во Франкфурте-на-Майне и Женеве и выполнял функции советника при шотландских «лордах Конгрегации» (группа протестантских лордов, объединившихся в антикатолическую Конгрегацию). В 1559 он возвратился в Шотландию.
Его строгий кальвинизм, ревностное отстаивание пуританского богослужения и образа поведения, любовь к пресвитерианской форме церковного устройства оказались необходимыми слагающими победы протестантов. В 1566 были заложены основы шотландского пресвитерианства: тогда Нокс содействовал лишению законной силы Римско-католической церкви в Шотландии, утверждению Шотландского исповедания в шотландском парламенте и принятию первой Книги церковной организации и литургии Нокса первой Генеральной ассамблеи недавно возникшей пресвитерианской церкви. Труды Нокса включают Трубный глас против чудовищного правления женщин (Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women, 1558), Трактат о предопределении (Treatise on Predestination, 1560), Историю Реформации в Шотландии (History of the Reformation in Scotland, опубликована в 1664).
В течение семи лет правления Марии Стюарт, королевы Шотландской, Нокс, с истовой преданностью к новой церкви, вступил в бой с католической государыней. Эта борьба закончилась триумфом реформатора, когда Мария отреклась в 1567. Умер Нокс 24 ноября 1572 в Эдинбурге.