Мифы древней греции геракл смерть. Смерть геракла и принятие его в сонм олимпийских богов

"Вот и свершил я свой последний подвиг", - думал Геракл, возвращаясь в Трахины к любимой жене и детям. Не знал он, что еще одного подвига потребуют от него боги Олимпа. Против бессмертных небожителей восстал род гигантов, сынов Геи-Земли. Одни из них были подобны людям, хотя и огромных размеров, у других тела оканчивались клубками змей. Были гиганты смертными, но не боялись богов, потому что знали: по воле Провидения победить их может только смертный человек.

Наступил день битвы богов и гигантов. На Флегрийских полях сошлись гиганты и боги. По всему свету разнесся гром этой битвы. Не страшась смерти от рук богов, гиганты теснили обитателей Олимпа. Они бросали в них горящие стволы вековых деревьев, громадные скалы и даже целые горы, которые, падая в море, превращались в острова.

В самый разгар битвы на помощь богам пришел Геракл. Его призвала дочь Зевса Афина Паллада. Она, самая мудрая из Олимпийских богов, догадалась, что герой, который способен истребить племя гигантов - это Геракл.

Встал в один строй с бессмертными смертный Геракл. Зазвенела тетива его грозного лука, сверкнула стрела, напоенная ядом Лернейской гидры, и вонзилась в грудь самого могучего из гигантов, Алкионея. Вторая стрела попала в правый глаз гиганта Эфиальта. Дрогнули гиганты, и обратились в бегство. Но всем им, бегущим в панике с поля битвы, послал Геракл смерть своими незнающими промаха стрелами.

"Благодарность моя не знает границ,- сказал Зевс Гераклу после битвы.- Тело твое смертно, но отныне будет бессмертным твое имя".

И снова дорога. Снова идет Геракл по горам, лесам и дорогам Эллады. Идет домой, к жене Деянире, к сыновьям Гиллу, Глену, Ктесиппу, Ониту, к кудрявой дочке Макарии…

А Деянира, привыкшая к постоянному отсутствию мужа, на этот раз сильно тревожилась. Она собиралась уже послать старшего сына Гилла на поиски отца, но явился вестник от Геракла и сказал, что супруг ее жив и здоров, возвращается домой и посылает домой подарки: украшения, золотую посуду и пленницу - девушку необыкновенной красоты.

"Кто эта девушка?" - спросила Деянира. Вестник ответил лукаво: "О, это не простая пленница, а дочь царя Эврита Иола, которую Геракл когда-то хотел взять в жены".

Увидела Деянира, что Иола моложе ее и красивее, и подумала: "Видать разлюбил меня Геракл, а если не разлюбил еще, то непременно скоро разлюбит".

Тут-то и вспомнила Деянира предсмертный совет кентавра Несса: его запекшейся кровью она натерла новую, праздничную одежду, которую сама выткала для мужа, и послала ее с гонцом навстречу Гераклу.

Принял Геракл подарок жены и захотел тотчас надеть его. Но едва одежда коснулась тела, яд Нессовой крови, смешанный с кровью Лернейской гидры, проник в тело Геракла.

Точно жаркое пламя охватило Геракла. Стал он рвать на себе проклятую одежду, но она приросла к телу и причиняла невыносимые муки. Слезы покатились из глаз Геракла. Его, не склонявшегося перед самыми грозными опасностями, боровшегося с чудовищами и даже с богами, теперь надломили страдания, которые навлекла на него слабая любящая женщина.

Но спасения уже не было…

Когда Деянира узнала о том, что собственными руками погубила мужа, она на супружеском ложе бросилась грудью на меч.

В долину, где умирал Геракл пришли все его дети от Деяниры, пришла престарелая мать Алкмена, пришли друзья - Иолай, Филоктет… Уже холодеющими губами Геракл сказал им: "Не здесь я хочу умереть, не в этой сырой долине. Отнесите меня на высокую гору, чтобы было видно с нее море. Там, на вольном просторе, сложите мой погребальный костер. Когда я уйду в мир иной, ты, сын мой Гилл, возьми в жены Иолу, и пусть всегда живут на земле мои потомки - Гераклиды. Это моя последняя воля".

На поднебесной горе Этна, что возвышается над Фермопилами, на заповедном лугу Зевса сложили погребальный костер для Геракла. На шкуру Немейского льва положили еще живого героя.

Муки Геракла не прекращались, и взмолился сын Зевса: "Нет у мертвых страданий! Подожгите скорее костер! Избавьте меня от нестерпимых мучений! Гилл! Сын мой! Смелее! Подноси же факел к костру!"

В ужас пришел сын Геракла: "Сжалься, отец, разве я могу стать твоим убийцей!?"

"Не убийцей ты будешь, а целителем моих страданий", - ответил Гиллу Геракл.

Тут Филоктет, давний друг-товарищ Геракла, подошел к погребальному костру и поджег смолистые бревна.

"Благословен будь, Филоктет, дарю тебе на память мой лук, береги его",- послышались сквозь поднявшийся к небу дым последние слова Геракла.

Вот уже солнце заходит за горами запада. Когда оно взойдет над восточным морем, дочь Геракла, Макария, подойдет к догоревшему погребальному костру, соберет в урну белую золу - останки ее отца.

А на светлой вершине Олимпа сияют золотые столы. Их больше, чем бывало раньше: будет пир для гостей старого и нового мира. Все боги Олимпа на пороге своей обители ждут великого героя Эллады. Вот показалась высоко в небе золотая колесница. Это Афина мчит на священную гору нового бога - Геракла, рожденного смертным, но заслужившего жизнью своей бессмертие.

"Радуйся, мною гонимый, мною прославленный, мною вознесенный! - приветствует Геракла Гера.- Отныне как супруг моей дочери, богини Юности Гебы, ты будешь и моим сыном.

Обнимает Гера Геракла, а Геба наливает жениху кубок нектара - напитка бессмертия.

Конец Геракла

В битвах, в походах, в странствиях по свету проходила жизнь Геракла. Он обошёл всю Грецию, побывал во многих городах, но нигде не жил долго, и многие годы у него не было ни семьи, ни дома. Но однажды он вспомнил, что в царстве мёртвых обещал своему другу Мелеагру взять в жёны его сестру Деяниру, и отправился в Калидон, где она жила.

В Калидоне в это время шли состязания женихов - многие добивались красавицы Деяниры. Вдруг среди них явился речной бог Ахелой - страшилище с бычьими рогами на голове, с зелёной бородой, по которой струилась вода. Увидев такого соперника, все женихи разбежались. Деянира горько плакала от страха.

Геракл пришёл ей на помощь, вступил в единоборство с Ахелоем и выломал у него один рог. Тогда Ахелой признал себя побеждённым, выпросил у Геракла обратно свой рог, а Деянире подарил взамен чудесный Рог изобилия, наполненный цветами и плодами, которые никогда не переводились в нём.

Геракл женился на Деянире и отправился с женой в город Трахин, где они собирались устраивать свой дом. По дороге им пришлось переходить через реку. Тут они встретили кентавра Несса, который за плату переносил прохожих через реку на своей широкой конской спине. Геракл посадил жену на спину кентавра и пошёл вперёд. Он был уже на середине реки, как вдруг услышал крик Деяниры и, оглянувшись, увидел, что кентавр скачет по берегу, унося похищенную красавицу. Геракл быстро схватил свой лук, и меткая стрела мгновенно догнала кентавра.

Умирающий Несс решил отомстить Гераклу и сказал Деянире:

Кровь моя течёт из смертельной раны. Собери и сохрани её - в ней чудодейственная сила. Если когда-нибудь Геракл тебя разлюбит, натри моей кровью его одежду - и любовь его вернётся к тебе.

Деянира поверила кентавру, собрала его кровь и спрягала.

Геракл с Деянирой поселились в Трахине, жили дружно. Скоро у них родился сын.

Шли годы. Сын вырос. Геракл часто уходил из дома воевать. Однажды он долго не возвращался из похода, и Деянира сильно тревожилась. Она собиралась уже послать сына разыскивать отца, но явился вестник от Геракла, сказал, что герой жив и здоров, возвращается домой и посылает вперёд пленных, взятых в чужой стране. Среди пленных Деянира увидела девушку необыкновенной красоты и спросила вестника, кто она. Вестник отвечал лукаво, что это не простая пленница, а дочь побеждённого царя, которую Геракл когда-то хотел взять в жёны.

Деянира видела, что царевна моложе её и красивее, и думала, что Геракл теперь разлюбит её и оставит одну. Она вспомнила предсмертный совет кентавра Несса: его запёкшейся кровью натёрла новую, праздничную одежду, которую сама выткала для мужа, и послала её с гонцом навстречу Гераклу.

Геракл принял подарок жены и захотел тотчас надеть его. Но едва одежда коснулась тела, яд из крови Несса проник в него и точно огонь стал жечь его. Геракл рвал с себя проклятую одежду, но она приросла к телу и причиняла нестерпимую боль. Он пришёл в неистовство, метался, кричал и мучился невыразимо. Когда пришли сказать об этом Деянире, несчастная поняла коварство кентавра.

В отчаянии, что погубила мужа, она бросилась грудью на меч и умерла.

Узнав о смерти жены, Геракл перестал стонать и метаться, собрал последние силы, наломал ветвей в лесу, сложил на холме высокий костёр и накрыл его львиной шкурой. Потом он лёг на неё, позвал сына и просил поджечь костёр.

Поединок за жену. Еще много подвигов совершил Геракл, находясь на службе у Эврисфея. Он освободил прикованного в горах Кавказа Прометея, принял участие в походе аргонавтов за золотым руном. Не забыл он и обещания, данного Мелеагру в Аиде, — жениться на его сестре. Отправился он к царю Ойнею, ее отцу, просить руки Деяниры. Но встретил там грозного соперника: добивался ее согласия и речной бог Ахелой. Решил Ойней, что получит его дочь тот, кто победителем выйдет в борьбе, и сошелся Геракл в поединке с могучим богом. Долго боролись они, но одолел Геракл Ахелоя — отдал Ойней ему в жены дочь.

Деянира и кентавр Несс. Отправился Геракл с молодой женой домой. Широкая река встретилась ему на пути: кентавр по имени Несс за плату перевозил через нее путников. Села Деянира к нему на спину, а Геракл пустился вплавь. Вдруг услышал он громкие крики жены, звавшей на помощь, и увидел, что кентавр, плененный красотой Деяниры, хочет ее похитить. Быстро выбрался на берег Геракл, натянул лук и пустил смертоносную стрелу. Свистнула она в воздухе, настигла кентавра, вонзилась ему в спину, а острие ее вышло через грудь. Упал на колени смертельно раненый Несс, ручьем лилась из его раны кровь, смешанная с ядом Лернейской гидры. Но не хотел он умирать неотомщенным. Собрав последние силы, обратился Несс к Деянире: “О, прекрасная дочь Ойнея! Виноват я перед тобой, но хочу искупить вину. Возьми мою кровь и храни ее! Если разлюбит тебя когда-нибудь Геракл, натри этой кровью его одежду и снова станешь ему дороже всех женщин на свете!”

Исполнила Деянира все так, как сказал ей умирающий кентавр. Собрала она его кровь в небольшой сосуд и спрятала, Гераклу же ничего не сказала.

Поход против царя Эврита. Прошли годы. Счастливо жили Геракл и Деянира. Родился у них сын Гилл, и вырос он сильным и красивым. Отправился однажды Геракл в поход против царя Эврита. Давным-давно, еще до женитьбы на Деянире, хотел Геракл взять в жены дочь Эврита Иолу. Победил в состязании всех женихов, но не отдал ему Эврит Иолу. Разгневался Геракл и поклялся отомстить. И вот теперь покорил он город, в котором правил Эврит, убил его самого и его сыновей, захватил много пленных. Была среди них и прекрасная Иола. Отправил Геракл пленных к себе домой, а сам решил вначале отпраздновать победу и принести жертвы бессмертным богам.

Ревнивый план Деяниры. Увидела Деянира Иолу, и ревность закралась в ее сердце. “Ох, не случайно муж мой прислал сюда красавицу-царевну! — подумала она. — Хочет он бросить меня и жениться на ней!” Не давала Деянире покоя эта мысль, и тут вспомнила она о предсмертном подарке Несса. Достала Деянира сосуд из тайного места: хранила она его вдали от лучей солнца и огня очага. Она натерла кровью и положила в небольшой ящик роскошный плащ, который выткала для мужа, позвала слугу и сказала: “Спеши к Гераклу и передай мой подарок. Пусть наденет его, когда будет приносить жертву великому Зевсу, а до этого на плащ не должен упасть ни один луч светлого Гелиоса”.

Отправился слуга к Гераклу. Но мрачные предчувствия охватили Деяниру. Взглянула она на то место, куда бросила смоченную кровью кентавра шерстяную тряпку, которой она натирала плащ, и увидела, что та обратилась в пепел, а на полу выступила кровавая пена. Поняла Деянира, что гибель везет Гераклу ее посланник, но уже ничего не могла поделать. Послала она к мужу другого гонца — но было поздно!

Страдания Геракла и смерть Деяниры. Получил Геракл посылку от жены в тот самый момент, когда приступил к жертвоприношению. Обрадовался он: помнит и любит его жена, раз шлет ему такой красивый плащ! Надел он подарок Деяниры и подошел к жертвеннику. Сильно в этот день грел землю лучезарный Гелиос, и от жертвенного огня исходил жар. Покрылось тело героя потом, и вдруг почувствовал он, как прилипает к телу отравленный плащ! Закричал Геракл от невыносимой боли, упал на землю, начал срывать с себя проклятую одежду, но лишь сильнее и сильнее прилипал плащ к телу, отрывал Геракл его куски вместе с собственной кожей.

На носилках принесли Геракла в родной дом, узнал он там всю правду о подарке и воскликнул: “Вот, значит, как исполнилось предсказание моего отца Зевса! Ведь было мне предсказано, чтобы я не страшился живых врагов, что от козней мертвеца сойду я в мрачное царство Аида!” Тяжелы были страдания героя, в ужас пришла Деянира, узнав о них. Не в силах перенести содеянного, пронзила она себе сердце острым мечом.

Погребальный костер Геракла. Повелел Геракл своему сыну отнести его на высокую гору Эту. Там, на вершине, сложили огромный погребальный костер и положили на него величайшего из героев. Все сильнее становились страдания Геракла, все глубже проникал в его кровь яд Лернейской гидры, смешанный с кровью кентавра. Смерть в пламени легче таких мучений! Но никто не решался поджечь погребальный костер. Наконец пришел на гору герой по имени Филоктет, и обратился к нему Геракл: “Избавь меня от страданий, друг! Подожги костер, а мой тугой лук и смертоносные стрелы возьми себе!”

Согласился Филоктет. Ярко вспыхнуло пламя костра, но еще ярче заблестели молнии великого Зевса. На золотой колеснице принеслись к костру Афина Паллада с Гермесом, подхватили величайшего из героев и вознесли его на Олимп. Встретили его там боги. Забыла Гера былую ненависть к Гераклу и отдала ему в жены свою дочь, вечно юную богиню Гебу. Живет с тех пор Геракл на светлом Олимпе вместе с бессмертными богами — так наградил его Зевс за земные подвиги и страдания.

Мы все знаем, что Геракл — это какой-то древнегреческий герой, совершивший 12 подвигов. Однако мало кто помнит и знает, как на самом деле был труден и противоречив его путь.

Как вообще появился на свет Геракл, он же Алкид, он же Геркулес (в Италии)

Наверняка, многие сейчас вспомнят, что отцом нашего героя был Зевс (верховный бог с горы Олимп в греческой мифологии), а мамой простая смертная женщина Алкмена.

Греческие боги всегда отличались своей человеческой и порой нелицеприятной сущностью.

Некогда Зевс заточил в преисподнюю титанов — детей Урана (бог неба) и Геи (богиня земли), которые являлись божествами, олицетворяющими природные разрушающие стихии.

Обиженная Гея подговорила детей снова восстать против Зевса и уничтожить не только Олимп, но и все человечество.

Гиганты стали забрасывать небо камнями и горящими деревьями, так они были злы. Тогда жена Зевса Гера и богини судьбы рассказали остальным богам, что титанов можно победить только с помощью смертного героя.

Тогда Зевс понял, что ему нужен сын-полубог, который поможет одолеть гигантов и выиграть войну. Выбор падает на Алкмену. Коварный Зевс останавливает время, принимает облик мужа Алкмены, и три дня мир пребывает в состоянии безвременья. Так был зачат Геракл.

Время шло, и в ночь рождения нашего героя, обозленная предательством мужа, Гера заставляет Зевса дать клятву о том, что родившийся этой ночью младенец из рода Персея, станет верховным царем.

Зевс уверен, что им и станет Геракл, но Гера оказывается хитрее — замедляет роды у Алкмены. В ту ночь первым рождается двоюродный брат нашего героя Еврисфей. Тогда Зевсу приходится заключать с Герой новое соглашение.

Геракл будет подчиняться Еврисфею до тех пор, пока не выполнит 10 (!) подвигов. После того, как полубог выполнит условия договора, он станет и свободным, и бессмертным. На этом и договорились.

Часто можно встретить миф о том, как будучи младенцем, Геракл убил двух змей. По одной из версий, их подослала Гера, чтобы убить его. По другой — их подложил муж Алкмены, чтобы понять, кто из детей все-таки полубог.

Геракл вырос, возмужал, женился, но Гера все еще не простила измену мужа. Она насылает на ненавистного сына мужа сумасшествие, в котором тот всю свою семью и детей брата. Очнувшись и осознав содеянное, Геракл идет к оракулу, который и отправляет его к брату — искупать подвигами совершенные деяния.

В действительности, нашему герою предстояло всего 10 подвигов, но царь не принял 2 из них, поэтому Геракл был вынужден сделать еще 2, таким образом, и вышло 12.

Последовательность его подвигов варьируется в разных источниках, но среди них была и совершенно безоружная схватка с Немейским львом, и ловкая победа над Лернейской гидрой, и изгнание Стимфалийский птиц, обладающих ужасающих металлическим оперением.

В подвиги Геракла вошли также:

  1. Ловля Керинейской лани.У
  2. крощение лютого Эриманфского вепря.
  3. Чистка от навоза конюшни царя Авгия.
  4. Противостояние критскому быку, который был отцом всем известного Минотавра.

А еще Геракл смог:

  • подчинить себе кобылиц-людоедок царя Диодема;
  • выкрасть пояс у главной амазонки Ипполиты;
  • похитить и привезти в Микены коров, которых забрал у трехглавого великана Гериона;
  • раздобыть золотые яблоки из сада Гесперид;
  • вывести из царства мертвых главного стражника бога Аида — трехголового пса Цербера и доставить его в Тиринф.

В действительности Геракл славен был не только этими подвигами, за его плечами много доблестных деяний, которыми полны сказания и мифы Древней Греции.

Как же все-таки Геракл попал на Олимп

Однажды он, защищая свою жену Деяниру от кентавра по имени Несс, убил того отравленной стрелой. Несс, умирая, внушил жене Геракла, что его кровь обладает свойствами любовного зелья.

Деянира, жутко ревнующая своего мужа к другой девушке, сохраняет себе немного крови умершего, а в последствие пропитывает ей рубашку и отдает мужу.

Кровь кентавра причиняет Гераклу невыносимые муки, и он буквально шагает в костер, откуда его и забирает Зевс. Так Геракл стал богом.

Геракл — вынужденный герой, полубог, который смог попасть на Олимп, жертва политики, интриг и жажды Зевса сохранить власть.

Дальше Геракл участвует в гигантомахии, когда Гея порождает гигантов против олимпийцев. Вырываются дикие хтонические силы, которые Геракл усмиряет. И самое интересное для нас, связанное с Гераклом — конечно, его смерть. История смерти Геракла начинается с того, что он в очередной раз изгнан, а при «мягком», «покладистом», «деликатном» характере Геракла совершенно неудивительно, что его где-то не хотели терпеть в качестве соседа и регулярно изгоняли. И вот, он очередной раз изгнан, едет со своей женой искать себе новое пристанище. Подъезжают к реке, где находится перевозчик — кентавр Несс, который предлагает на своей спине перевести Деяниру, жену Геракла. Геракл соглашается, Несс сажает Деяниру себе на спину и вместо того, чтобы ее перевести, пытается ее похитить. Геракл хватает свой лук с отравленными стрелами, стреляет в Несса, убивает его. Но Несс, желая отомстить Гераклу за свою смерть, советует Деянире собрать его кровь в особый сосуд, и, когда Геракл вздумает Деянире изменить, она может натереть одежду Геракла его кровью, дабы заново Геракла к себе приворожить. Что Деянира и делает. Проходит некоторое количество лет, Геракл хочет жениться на другой — захваченной в бою пленнице, заодно и царевне. Деянира вспоминает совет Несса, берет этот сосуд, втирает кровь Несса, смешенную с ядом Лернейской гидры, в одежду Геракла, посылает ему отравленный хитон. Под лучами солнце кровь и яд вспениваются, всё начинает липнуть к телу Геракла. Он рвет с себя этот хитон вместе с кусками кожи, яд язвит его тело. Бедный умирающий Геракл приказывает себе живому сложить погребальный костер, восходит на него еще живой, мучаясь от этого яда. В огне костра уходит на Олимп, принимается Зевсом в число богов. В дальнейшем Геракл так или иначе становится богом. В Древней Греции ещё не очень, а в Риме культ Геркулеса был чрезвычайно распространен. И там он тесно связан был с различными сельскими богами — богами, которым поклонялись в деревнях, усадьбах. Но нас сейчас интересует не культ Геракла. Нас сейчас интересует масса логических неувязок (якобы неувязок) в этом сказании. Как раз Олди тоже весьма иронизирует по этому поводу. Деянира в перчатках из бычьей кожи что ли втирала эту самую кровь в хитон? Геракл умирает от того, что надевает хитон, натертый кровью. Но предварительно Деянира сама этой кровью натерла одеяние, то есть она этой крови касалась. Между тем, ей никакая смерть не грозит, с ней ничего не происходит. Узнав, что она невольно убила мужа, она покончила собой. Но это уж она сама. Почему Деянира не умерла? Это первый вопрос. Второй вопрос. Очень красивая антуражная картинка. Геракл приказывает сложить себе еще живому погребальный костер, восходит на него. На меч бросится не проще, не быстрее? Зачем возникает мотив костра? Почему возникает образ Геракла, горящего заживо? Два вопроса. Если подходить к греческим мифам так, как к ним подходили греки (всё это люди, и объяснять всё надо по законам человеческой психологии), то эти два вопроса остаются без ответа, а эти два эпизода оказываются абсурдными. Если же подходить к этому по законам мифологического мышления, то тогда никаких натяжек здесь не будет и всё окажется строго логичным. Кого убивает яд Лернейской гидры? То он грозил Гелиосу, то Аполлону. Это яд, способный убивать бессмертных. В Геракле, как мы знаем, божественной крови на две трети, и соответственно яд в Лернейской гидре убивает в Геракле божественную составляющую. Но поскольку Геракл — не бог, а человек, то окончательно убить его этот яд не может. В Геракле есть и смертная плоть, которая этому яду не подвластна. И поэтому бедный Геракл мучается, страдает от этого яда, но умереть не может. Далее об обстоятельствах сожжения заживо. При всей формальной нелогичности мотив самосожжения внутренне, эмоционально чрезвычайно убедителен. И как художественный образ он абсолютно никаких возражений не вызывает. Почему? Потому что понятия Геракл и ярость — понятия абсолютно неразрывные. Мы говорили, для мифологического мышления нет абстрактных понятий, есть только конкретные представления. Поэтому ярость должна быть конкретно материализована. И действительно, эта материализация есть в огромном количестве сказаний. Во всех архаических эпических сказаниях любых нам известных народов (и даже отчасти это «проскакивает» в классику) ярость — это огонь. В ирландском сказании, в сказаниях народов Сибири в момент ярости тело охватывает огонь, а иногда и не один: голову окружает алое пламя, слетают языки синего пламени, откуда-то белого и так далее. Не герой, а фейерверк ходячий. Шутки шутками, а зрелище весьма впечатляющее. В буддийской иконографии Тибета тело гневных божеств объято пламенем. Поскольку Геракл -это воплощенная ярость, то и смерть его, как и другие крайние проявления ярости (он и детей сжигал заживо, и дворец), гибель через пламя — не просто логичная гибель, а единственно возможная гибель. Почему он приказывает развести для себя погребальный костер? Почему не сам делает? Видимо, потому что, хотя, как мы уже говорили, для героического героя гибель прямо или косвенно самоубийство, но, видимо, человеческое в Геракле должно быть убито, как убито в нем божественное, и должно быть убито именно людьми. Поэтому костер для него и складывают. На таком мощном аккорде, на таком ярком образе и завершается биография Геракла.