Народы язычники. Язычники - кто это? Боги язычников

(славянское язычество, ведическое мировоззрение, старая вера) - это не столько вера, сколько знание. Это знание лежит в бесконечном пространстве: Человек-Природа-Космос-Человек.

В трех камнях положенных особым образом древним человеком не меньше мудрости, чем в современной телевизионной вышке. Чтобы это понять, мозг человека должен вспомнить, зачем он явлен в природе.

Не надо вступать в спор с людьми, исповедующими религии. Ибо сам спор не имеет смысла, так как верующий говорит, что он «верит», а просвещённый родновер говорит, что он «знает». Он знает, что он часть бога, а не его слуга. Он знает, что он часть Природы, а не сделан из грязи и пыли. Он знает, что первые боги были самыми честными богами, данными по рождению. Он знает, что в прошлом больше мудрости, чем в будущем. Он знает, что в его генах хранится вся память его рода. Он ищет пути к этой памяти, а не блокирует её ложными идеями. Он в поиске, в отличие от «верующих», которым уже дано «всё». У него есть будущее…

Не торопитесь бежать в первую же «родноверческую общину», появившуюся в вашем крае. Тема родноверия приобретает повышенный интерес, поэтому многие мошенники пытаются использовать родноверие как бизнес, как возможность реализовать себя в качестве «волхва»-«попа». Прежде чем пойти в общину прочтите тех исследователей, которые первыми прикоснулись к дохристианскому мировоззрению предков: Егор Классен, Фаддей Воланский, Платон Лукашевич, Юрий Миролюбов, Сергей Лесной, Илья Тёрох, Александр Афанасьев, Петр Орешкин… Только в этом случае вы сможете понять, что из себя представляет организация и её лидер.

Ведь многие «волхвы», «ведуны», «ведуньи» и пр. несут «знания» личных разработок, настаивая на их истинности, превращаясь в обычных сектантов. Некоторые из них вызывают сомнения в психическом здоровье. Некоторые сотрудничают с соответствующими органами, которым по статусу положено следить за религиозными и политическими убеждениями граждан.

Всегда помните, что мы внуки Богов Солнца, а не проезжего чужеземца. Только на пути постижения далёкого прошлого можно достучаться до генетической памяти своего рода, открыть в себе новые возможности, новое понимание мира. К.Э. Циолковский говорил: «Даже вера в Перуна и та пригодится. И она будет нужна для создания истинной картины мира». Нам жизненно необходима истинная картина мира, ибо уже давно возник вопрос: Живем ли мы в том мире, который видим?

Роман Перин
(Отвечая читателям, 2010г.)

ЯЗЫЧЕСТВО БЕЗ ПЕРЕРЫВА

Здесь я хотел бы сказать о том, что вижу сомнения в размышлениях многих язычников. Не то, чтобы это были сомнения, но уверенность в том, что язычество, как вера славян, возрождается только сейчас, после тысячи лет забвения.

Многие действительно считают, что язычество было обрублено топором христианских миссионеров тысячу лет назад, полностью и беспрекословно уничтожено. Будто бы на протяжении этой тысячи лет не существовало даже упоминаний о вере предков, и было начисто стёрто из памяти славян.

На самом деле это далеко и далеко не так. Современное язычество развивается и возрождается вовсе не из каких-то археологических раскопок, обрывков исторических данных, поучений против язычества и т.п. Скорее всего, это лишь дополнение, помогающее нам составить наиболее полное представление о верованиях наших предков. Вообще, это размышление я хотел бы назвать: Язычество было тысячу лет назад, язычество было на протяжении последней тысячи лет, язычество остаётся непобеждённым и сейчас.

Язычество как было, так и остаётся на Руси, и этому есть тысячи доказательств, основанных на исторических Фактах! Некоторые из них мы рассмотрим далее. Стоит только сказать: всю эту долгую тысячу лет, после того, как христианство поселило на просторах нашей Родины нового Бога, люди живут по языческим традициям. Многие из нас соблюдают и даже строго соблюдают языческие обычаи, даже того не ведая. Сама церковь боролась с язычеством не только в девятом, десятом и одиннадцатых веках, как это принято считать. Достоверные источники прямо говорят о том, что церковники выступали и боролись против язычников и в XV и в XVII веках и продолжают это делать до сих пор.

Это были не какие-то полуязыческие, двоеверческие проявления, которые христиане хотели искоренить, а настоящие языческие общины, собрания и целые поселения. Что уж тут и говорить о праздниках, которые в большинстве своём несут именно древнеславянскую обрядность. Христианство лишь припорошило языческий образ жизни славян своим библейским напылением. Они заменили имена Богов, сохранив, тем не менее, сами образы языческих Богов, перенесли праздники на другие даты и т.д. Таким образом, людям было произведено внушение, что старого больше нет и никогда не вернётся. Однако ничего из этого у них не вышло и, по правде говоря, никогда и не выходило.

Во время уничтожения древней Веры не обошлось и без обмана, при помощи которого людям хотели преподнести забугорную религию. В каком-то смысле он подействовал. На протяжении тысячи лет умы масс всё же сместились в сторону церкви, но душой каждый из нас так и продолжил оставаться язычником и жить по верованиям своих предков. Полная неправда, что люди в 988 году шли креститься с радостью. Многие источники утаивают тот факт, что людей загоняли силой, а часть Новгорода вообще ушла в леса, не соглашаясь принять новую забаву князя Владимира.

Полная неправда, что люди сразу отвергли своих Богов, снесли сами капища и пошли в храмы христиан. Язычники долго и очень долго, активно на протяжении первых трёх столетий, а потом более тихо, но всё же не переставая, боролись против насаждения нового. Эта борьба сопровождалась не поучениями и наставлениями, как думают многие, а казнями и расправами, кровопролитными боями и настоящими революциями, какие были в Муроме, Новгороде, Киеве, Ростове и т.д. Чуры с капищ уносились домой и прятались. Их находили вплоть до XIII века и сами христианские летописи напрямую говорят о том, что люди продолжали верить в своих Богов, приносить жертвы в овинах, устраивать пиры для своих умерших предков. Люди последней тысячи лет сделали невозможное. Они пронесли языческую веру в своих руках, как неугасимое пламя в ладонях и с гордостью вручили его нам - своим потомкам.

Чего только стоят языческие праздники солнцеворота. Что только ни предпринимали христиане, что бы уничтожить эти праздники, переименовывали, переносили на другие даты, ставили строгие посты на эти дни и всё без толку. Видимо, крепка языческая жилка в каждом из нас, так как до сих пор Масленица, Купала, Коляда и другие празднуются во всю силу и мощь, сохраняя тысячелетние традиции. В 1505 году против купальских праздников, которые называли бесовскими, выступал игумен Елеазарова монастыря Памфил. Согласно летописям, термин “Болван” (чур или идол) было в обращении в XII-XIII веках. В приведённых описаниях можно читать о способе изготовления идолов того времени. То есть языческие идолы ставятся на капищах не только в наше время и ставились в дохристианскую эпоху, но вплоть до XIII века и дальше.

В 1165-1185 годах новгородский владыка Илья-Иоанн писал о том, что славяне до сих пор совершают браки по языческим законам и даже не думают идти в церковь для свадьбы и венчания, и это спустя двести лет после христианизации! Митрополит Фотия в 1410 году писал, что многие люди до сих пор живут вместе, не венчаясь, а некоторые имели по несколько жён, совсем как в старые времена. В 1501 году митрополит Симон говорит о том, что в Чудской, Ижорской, Корельской и других уездах до сих пор живут язычники. Начиная с 1534 года туда стали засылать миссионеров с проповедями, люди, конечно, кивали головами, но продолжали жить по-своему. Другие летописи говорят о том, что в Сибири и в XVII веке продолжали существовать языческие верования, а их носители даже слыхом не слыхивали ни о каком таком христианстве. Кроме того, в христианском Стоглаве прямо говорится о том, что в том же XVI веке церковь обличала остатки древнего язычества, которые даже спустя более полутысячелетия никуда не уходили, а жили своей жизнью параллельно с христианством.

Новгородский архиепископ Макарий писал Ивану Грозному о том, что: “во многих русских местах до сего времени обычая держахуся от древних прародителей… Суть же скверные мольбища их лес и камение, и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера и просто рещи - всей твари поклоняхуся, ако богу”.

И это XVI век, который по идее должен был быть полностью пронизан и пропитан церковным христианством! Из всего этого мы можем сделать вывод, что язычество вовсе не возродилось из пепла спустя тысячелетие, а существовало всё это время “подпольно” и имело своих последователей. Русское же христианство, которое имеет форму двоеверия, и наполовину состоит из славянского язычества, очень быстро идёт на нет и люди, понимая, где чистая и правильная вера, а где мешанина и кривда, охотно идут в языческие общины и принимают веру своих предков с радостью человека, который нашёл то, что очень давно искал.

Денис Блинцов

РОДНОВЕРИЕ

РОДНОВЕРИЕ — исконная этническая религия народа. Термин «родноверие» или «родная вера» введён в использование для удобства обозначения традиционных, в том числе дохристианских верований. В слове «родноверие» имеется корень «род», присутствующий также в словах «родина», «народ», «родственник», что является наиболее точным отражением смысла этого понятия. Для обозначения древней дохристианской религиозной и философской традиции славянских народов к слову «родноверие» обычно добавляется прилагательное «славянское». Славянское родноверие — это одна из многочисленных национальных разновидностей родноверия.

Возрождение массового интереса к дохристианской традиции Руси началось в СССР в конце 80-х годов XX века. Реформы, развал государства и идеологический вакуум породили рост национального самосознания, складывающаяся ситуация потребовала иных связей и опор, призванных поддержать и сплотить различные группы национально-патриотически настроенной общественности, в первую очередь молодёжи. Одной из таких связей стало возрождающееся славянское родноверие. Родноверие в современных условиях стало динамической мировоззренческой системой, опирающейся на древнее наследие предков, сохранившееся до наших дней в обычаях, обрядах, былинах, сказках, приметах, песнях, пословицах, двоеверии, трудах исследователей; а также на личный опыт и духовный поиск современного человека.

В современной научной терминологии родноверие классифицируется как политеистическая традиция, предусматривающая множество вариантов духовного развития, зависящих от индивидуальных качеств и особенностей каждого человека, от его призвания, которое он получил при рождении. Также одной из основ родноверия является почитание предков, творивших достойные дела на благо народа и родной земли, вне зависимости от их вероисповедания или идеологических пристрастий.

Современное родноверие не является догматической религией, не имеет «священных писаний» и непременных для исполнения предписаний, не имеет амбиций на обладание истиной в последней инстанции и не имеет общепризнанного лидера, поэтому не претендует на единственно верное учение в каких-либо областях морально-духовной сферы. Однако при этом родноверие несёт в себе нравственные ориентиры, кратко описать которые можно тремя словами: Кровь, Дух, Земля. Кровь — почитание предков, Дух — духовный рост и самосовершенствование человека, Земля — уважение и защита родной земли. Родноверие призывает к любви к жизни, красоте, гармонии, здоровью, внешней и внутренней целостности каждой личности, помогает осознать своё место в жизни.

Особое место в родноверии занимает понимание природы и отношение человека с природой. Природа в родноверии — не просто место обитания, не источник всевозможных благ и не предмет безжалостной эксплуатации. Природа —дом человека, и его храм. Отсюда и бережное к ней отношение, глубокое и личное. Поэтому родноверие иногда называют «природной верой».

В современной России славянское родноверие весьма неоднородно и имеет различные ответвления, связанные с разницей в понимании своего предназначения в жизни. Есть родноверческие организации, занимающиеся исключительно возрождением культурной и обрядовой стороны. Имеется экологическое направление. Есть и те, кто использует родноверие как основу своих общественно-политических, чаще всего национально-ориентированных (см. национализм), взглядов.

Сторонник родноверия — это человек, владеющий современными знаниями, интересующийся широкими сферами человеческой жизни (политика, история, культура, религия) и который чтит исконную народную традицию, следует заветам своих отцов и дедов. Он — продолжатель дела тех, кто жил на его земле до него и знает, что является прародителем будущих поколений — бесконечной родовой тропы от предков к потомкам. И именно поэтому родноверие в современном мире находится в очень непростом положении. С одной стороны адепты мировых религий, сражающихся за человеческие души (а на самом деле, за кошельки), пытаются всячески зашельмовать адогматическое учение, видя в нём прямую угрозу своим догмам. С другой же стороны государство обычно потакает всевозможным «родноверческим» организациям, чья цель состоит лишь в возрождении внешних проявлений, — отсюда и получаются разнообразные этнически-фольклорные группы, кои государство охраняет в рамках своей «заботы о сохранении народных традиций». Т. е. получается, что не духовная составляющая родноверия интересует власть имущих, но всего лишь ролевые игры современных «неоязычников», к которым подход простой: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не мешало».

Однако настоящее Славянское Родноверие возвращает в современное общество исконные народные ценности и, опираясь на них, идёт в будущее. Не одевание лаптей да расписных рубах и пляски под балалайку, но высшее духовное саморазвитие и экспансия человеческих возможностей — вот суть родноверия.

РОДНОВЕР

Родновер не тот, кто зубрит жития Перуна да Сварога, а тот, кто так ощущает себя в мире и соответственно действует. Он сильный и смелый завоеватель, трудолюбивый и гордый, не раб божий, а равноправный партнёр Богов. Для него Боги и герои эпосов, саг - в первую очередь лишь образы на которые он должен равняться. Родновер сам творец на своем жизненном пути и ответственность за свои поступки он несет не перед неким богом, а перед собой и своими предками. Не на том свете, а при этой жизни.

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА ДЛЯ ЯЗЫЧНИКА

Источник: novayrus.ru, Дек.18,2013

Символы для язычника имеют огромное значение, ведь именно символ заключает в себе тайный смысл в жреческом и магическом искусстве. Символ не является простым знаком или украшением на кумире, на магическом предмете или на одеждах волхва.

Языческий символ несет нам совокупность тысячелетних трудов древних жрецов, магических эффектов, сакральных смыслов. Если говорить более простым языком, символы славянского язычества несут на себе, прежде всего, огромную магическую нагрузку, и только иногда — нагрузку эстетическую.

Значение символа для язычника заметно по его воздействию на мир, по его преобразованию этого мира. Все символы язычника, так или иначе являются настоящими оберегами, способными дать настоящий отпор темным силам Нави и Хаоса.

Немало символов способны причинить вред и даже смерть от обладателя сего оберега.

Между мирами начинает стираться невидимая грань, заглянуть за которую способны не только Боги, но и самые могущественные люди-волхвы. Некоторые символы помогают в общении с Богами или с вездесущими силами природы.

ЯЗЫЧЕСТВО

Богумил Мурин, «Триглав».

ЯЗЫЧНИКИ О ЯЗЫЧЕСТВЕ

Источник: info-grad.com

Рождаясь, любой человек — язычник. Это объективная истина. Просто потому, что для того, чтобы стать христианином — надо «креститься». Для того, чтобы стать иудеем и мусульманином — надо совершить обрезание, только в разное время. Для того, чтобы стать буддистом — тоже надо пройти определённое посвящение (принятие «Трёх Прибежищ»).Единственная Вера (вернее, Вера как образ жизни), которая не требует посвящения в себя, — это Язычество. Родная Вера. Просто потому, что каждый человек (бурят, якут, мордвин, литвин, немец, русский, нанаец — не важно) рождается в Роду. Он уже изначально просто по факту рождения — язычник.

В Язычестве есть обряды посвящения. Но это либо возрастные мистерии, либо профессиональные.
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что Язычество как таковое — естественное, Природное, приРОЖДённое состояние человека...

(Рагнар)

Язычество — не столько религия, сколько древнейшее Природное мировоззрение. Пока существует этот Мир, пока светит живое Солнце и вращается живая Земля, пока струят свои воды живые реки среди живых гор и равнин, деревьев и трав, Язычество будет живо в глубинах души и сознания каждого человека, кем бы он ни был и кем бы себя ни считал.
Язычество есть приверженность множеству извечных естественных воззрений и верований. Они различаются между собою у разных народов, но едины в том, что Природа, Земля, Боги и почитающие их народы (др.-русск. язык — «род», «племя», языцы — «народы») пребывают в неразрывном взаимном Родстве. Это сходство мировоззрения отражается в языке, речи, мышлении, обычаях и укладе жизни человека, его семьи, рода, племени, народа, общества.
В основе Языческого мировоззрения лежит Языческое мировосприятие. Языческое мировосприятие есть следствие действия во внешнем мире единых естественных законов мироустройства. Нынешнее Язычество является наследником Язычества прошлого и отличается от него лишь способом отражения тех же самых законов. Оно является новым настолько, насколько новы способы выражения этих законов. Человек, придерживающийся Языческого мировоззрения, Языческого миропонимания и действующий соответственно — и есть язычник.

(Влх. Иггельд, «Круг Бера»)

Однажды, в пылу какого-то околорелигиозного спора, я вдруг остановился и подумал — могу ли я, язычник, кратко и ёмко, без теологических размышлений и философских изысков, сформулировать основания своей Веры. Своё Credo.
И вдруг понял — да, могу. Наверное, это очень просто именно потому, что Язычество — в отличие от всех «книжных религий» — это нечто, берущее свои истоки где-то в глубине нас самих...
1) Я вижу — чувствую на самом себе — что в Мире действуют Силы, рождённые задолго до меня. Я люблю свою женщину; мне сладостно сжимать рукоять меча и править ладьёй, которую я сам построил, писать книги, которые, возможно, кому-то помогут, и слышать потом: «Благодарю...». Атеист скажет, что это — инстинкты. А я скажу — что это Боги говорят со мной. И так же они говорят со всеми нами — только послушай!..
2) Я верю... Вернее — я чувствую, знаю дыхание моих Предков в моём дыхании. Не умею, наверное, правильно это объяснить, но когда мой отец рассказывает мне, как воевал мой дед, как красиво уходил мой прадед, когда мама рассказывает мне, как прабабка зимами говорила с волками, уговаривая их уйти от деревни... Я знаю, что всё это — во мне. Сколько угодно я могу восхищаться японским Синто — единственной Языческой религией Ойкумены, полноценно дожившей до наших дней, — но я никогда не стану синтоистом — у них свои Предки, у меня — свои.
3) И я люблю свою Землю. Это похоже на супружество: моя Земля принадлежит мне, но и я принадлежу Ей, целиком, совсем. Это — совсем просто, и тоже изнутри, только надо помнить, что «своя Земля» — это не только двор, в котором родился и вырос, а гораздо шире...
Это, конечно, не всё. Всего не сказать ни в статье, ни в книге — именно потому, что источник — внутри, а не в каком-то древнем откровении. Но в целом — примерно так...

(Антон Платов, «Дом Ясеня»)

Что важнее всего в Язычестве, Родной Вере? Важнейшее для меня выражают три понятия: Солнце. Предки. Лад.

Солнце — не только источник Жизни, Солнце — образ Праведности. Солнце светит для всех нас, не различая великих и малых, добрых и злых. Когда гнев застит глаза, я обращаюсь к Солнцу и вспоминаю о том, что оно сейчас видит меня.
Предки оживляют мир вокруг меня. Проходя по возделанной земле, я поминаю тех, от кого получил этот мир в наследство. Мудрость Предков помогает стать больше себя, вспомнить, что Боги — наши сородичи, и мы рождены для Вечности.

Ладом наполню жизнь свою. Лад учит меня: всякое добро — принять с радостью и разделить с Родом своим. На всякое зло не озлиться в ответ, но сразиться с ним и стать сильнее. Жить в ладу — только это и значит: ЖИТЬ.

(Влх. Добромир)

Язычество есть нерукотворный свод законов, сообразно коим Пращуры наши строили жизнь свою в ладу с Природой и нам тако же делать заповедали. Это Путь Прави. Это ведание одухотворённости окружающего нас мира.
Язычество познаёт сокровенные тайны Природы, и через то мы учимся быть сами собой. Язычество — это почитание Древних Сил, что были до нас, что есть и что будут. Это общение живых с душами ушедших во Ино Предков, общение между людьми и Богами.
Языческая Вера есть подлинная Народная Душа, то, чем жив Род людской. Это дедова премудрость и отцовское напутствие, это бабушкины сказы и песни матери, это Любовь, это Сила и это Правда.

(Влх. Богумил Мурин, «Триглав»)

Язычество — это:
1) Политеизм, не исключающий при этом монизма (то есть конечного Единства);
2) Манифестационизм, отличающийся как от вульгарного пантеизма и космизма, так и от радикального гностического пренебрежения плотью и материальным миром;
3) Отсутствие примитивного дуализма, то есть безоговорочного разделения родов сущего на «добрые» и «злые».

(Станислав Каменев, модератор Интернет-сообщества «Славянские древности»)

1) Единство Божества и Его множественность в нескольких Лицах (отсюда вытекает и равное почитание как Светлых, так и Тёмных Богов);
2) Единство Материального и Духовного мира — Яви, Прави и Нави (материальный мир не «греховный» и не «бренный»);
3) Человек — потомок Богов (а не «раб Божий»), который может (и, кстати, должен) изменять мир.

(Андрей Виноградов, модератор Интернет-сообщества «Славянские древности»)

Род, Род и ещё раз Род. Причём, в самом материальном смысле этого слова.
1) Продолжение Рода;
2) Развитие Рода;
3) Отвоевание для этого самого Рода жизненного пространства.
Всё остальное — либо производное, либо прилагаемое...

(Дрягослав Берестов)

1) Мир — ЖИВОЙ, будь то город или лес. Поэтому язычник взаимодействует с Миром, а не использует его.
2) Почитание Мужского и Женского Божественных начал как имеющих равновеликое значение, но разные задачи. Эти начала проявлены через нас, конкретных людей (отсюда и устройство семьи).
3) Единство Мира: Духовное разлито в Материальном, не стоит стремиться к Духовности ВНЕ «бренного» мира плоти.

(Ведунья Лада, «Родолюбие»)

Язычество — это, на мой взгляд:
1) Природность (то есть естественность мировоззрения);
2) Народность (то есть опыт народа, а не только лишь одного человека — пророка);
3) Недогматичность (верю и ведаю по мере глубины собственной души).

(Влх. Велеслав, «Родолюбие»)

Родноверие - это не только религия в привычном смысле этого слова. Это образ жизни и мышления. Это особое мировоззрение.

Вековечные заветы отцов и дедов, сказы стариков и бабушкины песни, опыт народный, от поколения к поколению переходящий - вот тот мост, на котором стояла и стоит ныне Родная вера. Нашими же усилиями и далее стоять будет, если не забудем мы Род свой. Не забудем, что мы - Славяне. Ну, а если забудем. Если родную речь предадим, чужеродными словами язык свой засоряя. Если лишим себя счастья общения с Природой-матерью. Если не станем блюсти закон предков, не передадим его своим сынам... То кончится Русский народ и придут на его место иные народы, свои законы помнящие и чтящие. Потому как именно корнем своим силён каждый народ.

На добром корне, глубоко в землю ушедшем, всегда могучее и здоровое Дерево вырастает. Корни этого Дерева - Боги-первопредки наши. Ствол же Дерева - Обычай. Иначе Родная вера - мост, единящий собою предков славных да потомков, себя помнящих. Ветви этого Дерева - роды славные, от отца к сыну поколениями сменяясь, вверх, к Солнцу да Небу тянутся. Пока сильно Дерево, пока корень в землю вгрызается - велика и обильна его крона - хоть и из малых листьев состоит.
Листья же этого Дерева - люди славянские, мы с вами, родичи...

(Олег Темнозорев)

Слава Роду!

РАТИБОР
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА В ТЕЗИСАХ


    Приверженность Традиции заключается вовсе не в том, чтобы пахать и ткать голыми руками и жить в землянках, отказавшись от достижений цивилизации, а в том, чтобы в своей повседневной жизни поддерживать гармонию с природной средой обитания. Жить, мыслить и ощущать себя в мире по-язычески можно даже в условиях индустриального мегаполиса.


    Чрезмерно преклоняясь перед своим прошлым, ты невольно показываешь зад своему будущему. Отбрасывать прогресс — это не верность древним богам, а глупость, ведь боги нам завещали идти вперед и развиваться.


    Не случайно язычество сегодня особенно популярно среди компьютерщиков и вообще среди технической интеллигенции.


    Справедливость выше милосердия. Языческая этика — этика справедливости: каждое действие человека будет иметь последствия, и за свои действия неизбежно нужно отвечать. Законы мироздания не злы и не добры, они просто есть, и им милосердие неведомо.


    Язычник не принимает заповеди "не суди, и судим не будешь". Он говорит: "Суди — и будь готов сам отвечать!". Язычник — тот, кто умеет брать на себя ответственность за свои поступки.


    Блажен кто верует — а силен кто ведает. Язычник никогда не станет подменять знание слепой верой со ссылкой на авторитет "пророка". Язычество это НЕ религиозная вера.


    Люди, вы боги — только забыли об этом. В отличие от однобожных религий (иудаизм, христианство, ислам), в которых человек непреодолимо мал по сравнению с богом, язычество не только допускает возможность человеку самостоятельно приблизиться к богу, но и призывает: стань равным богам! стань сам богом! здесь и сейчас! при жизни!


    В отличие от однобожных религий, которые учат, что этот мир грешен, тело и материя ничто по сравнению с душой, а земная жизнь лишь подготовка к настоящей жизни бесплотной души на небесах, язычество говорит: все в этом мире священно и достойно восхищения, наш рай — здесь.


    Для однобожных религий типичны две крайности: 1) высокомерное презрение к "низкому" материальному миру и природе и 2) ужас перед ее необузданными силами, когда та отказывается повиноваться. Язычник живет с природой в ладу, он ей не раб и не господин, а товарищ и сотрудник.


    В отличие от однобожных религий, которые учат, что бог единожды создал мир и с тех пор он катится к гибели и разрушению, язычество говорит: творение мира не закончено. И никогда закончено не будет, мир вечно развивается. Мы помощники богов в деле творения, равноправные сотворцы мира. А потому и сами мы — тоже боги.


    Множественность богов в языческом пантеоне символизирует философское убеждение в том, что мир есть результат совместного действия множества причин, порой сотрудничающих, а порой соперничающих. Однобожные религии, напротив, сводят весь мир к воле одной-единственной первопричины. Язычник считает, что столь многообразный и красочный мир просто не может быть единоначальным.


    Прямое следствие: множественность истин и множественность путей самосовершенствования. Человек может стремиться к тому или иному богу, развивая в себе именно его качества.


    Нет единого для всех "самого истинного" пути. Адепты однобожных религий полагают, что знают такой самый истинный путь, и что всякий, кто не идет по нему, грешник (ведь бог-то у них один, значит и цель у всех людей должна быть одна). И стремятся свой образ мысли навязать всему окружающему миру. Язычник никогда не станет называть свои убеждения самыми правильными в мире— довольно того, что они самые правильные для него лично.


    Мировые религии стремятся делать людей одинаковыми независимо от их этнических особенностей и, очевидно, "работают" на промышленную цивилизацию. В этом причина их мирового успеха. Промышленная цивилизация стремится выработать у всего человечества единый стереотип мышления — этой цели и служат мировые религии. Язычество способно дать позитивную альтернативу: не нивелировать, не стирать культурную самобытность этносов, а способствовать ее развитию, обогащая тем самым культуру всего человечества.


    Свой народ мы любим. Остальные народы — уважаем. Не язычник тот, кто унижает другие народы и Традиции, пытаясь якобы прославить этим свою Традицию. Язычество не имеет ничего общего с шовинизмом.


10 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ НЕ СТОИТ СТАНОВИТЬСЯ ЯЗЫЧНИКОМ
(ТЕКСТ С НЕКОТОРОЙ ДОЛЕЙ ЮМОРА)

Язычество - религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий. Сегодня язычество понимается не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян - это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, имели в основе один язык. Так, Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах как о язычниках, то есть имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и употреблять для обозначения религии.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1-м тысячелетии до н.э. под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали у них определенные черты. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

После того как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7-му вв. религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.

Следует отметить, что часто верования верхушки общества сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях, не всегда совпадало с убеждениями мелких деревень.

С того момента как славянские племена стали объединяться, начало формироваться , стали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество начало подвергаться гонениям, в старых верованиях стали сомневаться, появились даже поучения против язычества. В итоге после Крещения Руси в 988 г., когда христианство стало официальной религией, славяне начали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые. По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, вплоть до 12-го в.

Суть славянского язычества

Хотя существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы. Отсюда вытекают и боги - повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов, у славян были и более мелкие божества - домовые, русалки и пр. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существование у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, покровительства, им приносили жертвы - чаще всего это был скот. Нет точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян.

Список славянских богов

Общеславянские боги:

  • Мать - Сыра Земля - главный женский образ, богиня плодородия, ей поклонялись и просили хорошего урожая, хорошего приплода;
  • Перун - бог-громовержец, главный бог пантеона.

Другие боги восточных славян (называются также пантеоном Владимира):

  • Велес - покровитель сказителей и поэзии;
  • Волос - покровитель скота;
  • Даждьбог - солнечное божество, считается предком всех русских людей;
  • Мокошь - покровительница прядения и ткачества;
  • Род и рожаницы - божества, олицетворяющие судьбу;
  • Сварог - бог-кузнец;
  • Сварожич - олицетворение огня;
  • Симаргл - вестник между небесами и землей;
  • Стрибог - божество, связанное с ветрами;
  • Хорс - олицетворение солнца.

У славянских язычников существовали также различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и др. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.

Гонения на язычников и конец язычества

Чем сильнее объединялась Русь, чем больше она наращивала свою политическую мощь и расширяла контакты с другими, более развитыми государствами, тем сильнее язычники подвергались гонениям со стороны приверженцев христианства. После того как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией, но новым образом мысли, стало играть огромную политическую и общественную роль. Язычники, которые не хотели принимать новую религию (а таких было очень много), вступали в открытое противостояние с христианами, однако последние делали все, чтобы образумить «варваров». Язычество сохранялось до 12-го в., однако затем стало постепенно угасать.

Язычество – это термин, используемый в христианстве для определения неавраамических религий. В более широком и современном понимании, язычеством принято называть любые политеистические или нетрадиционные религии, которые находятся за пределами христианства, иудаизма, индуизма и буддизма.

Что такое ЯЗЫЧЕСТВО – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Язычество – это вера в одну из многочисленных древних религий, основанную на поклонении различным богам или сверхъестественным существам, которые не относятся к Христианству, Исламу или Иудаизму. Таким образом, к язычеству можно причислить: друидизм, шаманизм, различные славянские, европейские и азиатские духовные практики или верования. В общем, все что не является традиционной религией, с точки зрения христианства является язычеством.

Суть и культура Язычества.

Говоря о сути язычества как такового, достаточно сложно охарактеризовать или описать все аспекты присущие данным верованиям. В большей степени, это связано с тем, что так называемых «языческих» верований, традиций и философских течений существует огромное количество и все они имеют свои собственные особенности. Тем не менее базируясь на самых распространенных языческих течениях можно обрисовать общую концепцию. Итак, к основным характеристикам или сути язычества можно отнести:

Политеизм.

Так как большинство языческих верований берут свое начало в очень древние времена, еще до создания концепции «одного Бога», то и божеств, которым поклоняются язычники может быть много. В качестве близкого нам примера, можно взять верования славянских язычников. В их религиозном представлении существовали такие боги как: Перун (главный бог и бог-громовержец ), Даждьбог, Сварог, Стрибог, Велес и другие. В итоге можно сказать, что большинство языческих религий практикуют так называемое «многобожие» или веру в множество сверхъестественных существ. Также следует сделать один очень важный акцент на том, что язычество как таковое допускает и разнообразие мнений. Это значит, что язычники, как правило, довольно спокойно относятся к тому,что у приверженцев других религий есть свои боги. В отличие от традиционных религий, в язычестве нет отрицания существования других, чужих божеств.

Почитание природы.

Еще одним общим для большинства языческих практик, является почитание природы. К примеру, очень важными и почитаемыми местами могут быть леса, горы, озера или реки. Как правило, эти объекты тесно связаны непосредственно с божествами или их действиями. Помимо этого, в язычестве большие акценты делаются на времена года, а именно на их сменяемость. В эти периоды происходят различные праздники, сопровождающиеся различными ритуалами. Особым почитанием пользуется земля, или как ее еще называют «Мать Земля». Многие язычники видят саму Землю как священную. К примеру, в Древней Греции Земле всегда предлагалось первое возлияние вина.

Магия и магические ритуалы.

Хоть язычество в большинстве своем и лишено каких-либо обязательных , каноничных и «истинных» писаний, все же ему присуще множество различных ритуалов и церемоний. В свою очередь подобные ритуалы являются своеобразными магическими актами, которые призваны умилостивить или поблагодарить богов. Некоторые из них должны отпугивать злых духов или отводить несчастья. Таким образом можно сказать, что наличие магической составляющей является основополагающим фактором в концепции языческих верований.

Факты о Язычестве.

  • Язычники не верят в христианскую концепцию Бога, но именно христианская мифология позаимствовала значительную часть идей с языческих верований.
  • Язычники не верят в дьявола или сатану. Эта концепция возникла с христианством.
  • Язычники не сатанисты. Сатанизм был рожден из ответа на христианство. Это не имеет ничего общего с языческими мифологиями, которые предшествовали христианству.
  • Язычники не приносят в жертву людей или животных. В древние времена все религии, включая христианство, совершали обряды жертвоприношения. Сегодняшние язычники оставили эту часть своей системы древних убеждений в прошлом.
  • Многие праздники происходят из язычества. К примеру: Рождество, Пасха и .
  • Язычники не ненавидят Иисуса, но они не поклоняются ему. Большинство думает, что он был хорошим человеком, который пытался сделать мир лучше. Но, язычники не считают его богом.
  • Для язычников и заклинание — это акты целенаправленной молитвы с четким намерением.

В итоге можно сказать лишь то, что язычество, это очень древняя система верований, которая внесла свой вклад как в формирование «основных» религиозных течений, так и в культуру различных наций в целом. В некотором смысле, именно в язычестве, в традициях и ритуалах, хранятся многие ключевые факторы, которые сформировали народы такими, какими они есть на данный момент. И даже только с исторической точки зрения, данные системы верований представляют огромную ценность как для определенных народов, так и для всего человечества в целом.

Язы́чник.
Это слово в значении идолопоклонник является заимствованием из древнеболгарского , где имело значение «иноверец» и было образовано как дословка (калька) с греческого ethnikos от ethnos — «народ».
Словник Успенскаго.

ЯЗЫЧНИК.
Древнеболгарщина. В др.-болг. яз. — словообразовательная дословка (калька) греч. ethnikos «языческий» < «свойственный (другим) народам» , суф. производного от ethnos «народ».
Словник Шанскаго.

Язычник.
язы́чник, др.-русск. ꙗзычьникъ, др.-болг., ѩзычьникъ ἐθνικός (Матф. VI, 7, Остром. и др.), цслав. производное от ɪѧзычьнъ, прилаг. от ɪѧзыкъ ἔθνος, дословка (калька) греч. ἐθνικός.
Словник Фасмера.

Язычество.

Язы́чество — принятое в христианском богословии понятие, обозначающее нехристианские верования (религии). Понятие язычество происходит из Нового завета, в коем под язычниками подразумевались народы или «языки», противополагаемые первохристианским общинам

[Буганов В. И., Язычество // Советская историческая энциклопедия].

Язычество.

С точки зрения авраамических вероучений (иудаизма, христианства и ислама) — все остальные , не авраамические религии.

Язычество.

Славянское слово язычник происходит от церк.-слав. ꙗ҆зы́къ, то есть «народ», «племя», коим в славянском переводе Библии переведены еврейские понятия гой (‏גוי‎‏‎) и нохри (‏נָכְרִי‎‏‎).

Википедия.

Язычество.

Понятие “язычество” происходит от церковнославянского слова “язык”, означающего “народ”. В ветхозаветную пору евреи называли язычниками все другие народы. От евреев слово “язычество” перешло и в христианское словие. В христианстве под язычеством понимается, во-первых, естественное богопознание, включающее в себя все чудовые верования, не принимающие Библии за источник сверхъестественного Откровения. А во-вторых, все прочие нехристианские мировоззрения.

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. Глава VI. Язычество.

ЯЗЫЧЕСТВО
ЯЗЫЧЕСТВО - принятое в Библии обозначение иноверчества. В русском языке это слово - дословка с греческого («язычник» - соответствует греческому eqnikV). Этимология как русского «язычество», так и соответствующих слов в других европейских языках (gentile, pagan, восходящие к латинским корням, nation - в современном английском переводе Библии - всё происходят от слов со значением «род», «народ», «племя») указывает на то, что в собственном смысле слова «язычники» - это, прежде всего «другие», «языцы», говорящие на языках, звучащих непонятно. Латинское слово paganus в первоначальном смысле - сельский, простонародный. Это сближает понятие «язычник» с другими обозначениями чужака, например, звукоподражательным «варвар» или русским «немец», исходный смысл коего тот же - «не говорящий по-нашему».

Сергей Гурко.

Литература:
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1986
Голосовкер Я.Э. Логика мифа, М., 1987
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1992
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
К.Леви-Стросс. Первобытное мышление. М., 1994
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998
Пропп В.Я. Исторические корни (волшебной) сказки. Морфология сказки. М., 1998
Фрейд З. Тотем и табу. М., 2001
Рыбаков А.Б. Язычество древних славян. М., София, 2002.

Энциклопедия Кругосвет.

Язычники.
яз’ычники — все не евреи, все поклоняющиеся неистинным богам (Пс.105:35 ; Мат.18:17 ; 1Пет.2:12). Но Бог есть также Бог и язычников (Рим.3:29) и им также даровано спасение (Ис.11:10 . Деян.28:28).

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии. В.П. Вихлянцев. 2003.

Язычники

Хотя уже в Ветхом Завете обещано всем людям не израильского происхождения участие в спасении и царстве Мессии (3Цар. 8:41 и дал.; Пс. 2:8; Ис. 60; 65:1), все же евреям трудно было принять Евангелие Иисуса, которое ставило язычников наравне с евреями, как одинаково нуждающихся в спасении и имеющих право на одну и ту же благодать (Деян. 10; Рим. 9:30 и даль). Как поставленный Богом проповедовать язычникам, Павел назван апостолом язычников (1 Тим. 2: 7), Петр же с остальными были «апостолами у обрезанных (Гал. 2:8). Но, так как евреи упорно отказывались от предлагаемой им благодати, то пришел на них суд и Царство Божие отдано было язычникам (Деян. 13:46; 1 Фес. 2:16).

Словарь библейских имен. 2014.

Язычники.

Преимущественно же употребляется о всех других народах, кроме израильского (Втор. 28, 36 - 37; 3 Цар. 18, 10, 4 Цар. 17, 29 и др.). Определеннее стало употребляться оно о других народах, в противоположность израильскому, после того, как народ этот вполне обособился от других, со времен пророка Моисея, и стал именоваться народом Божиим, народом Израильским (Исх. 15, 13 - 16; Втор. 4, 20 и др.). В религиозном отношении особенно часто это наименование употребляется о безбожниках, неверующих, неведающих истинного Бога, идолопоклонниках, нечестивых и проч. (Псал. 9, 6; Иер. 25, 31; 1 Кор. 12, 2; 1 Сол. 4, 5; Эфес. 2, 11 и др.). С именем язычников иногда связывалось понятие, как о людях презренных, которых сам Бог предоставил самим себе, без всякого промышления о них, с которыми не должно иметь общения. Но так относились к язычникам только позднейшие Иудеи, особенно фарисеи. В Свящ. Писании же такое отношение не может ни в каком случае найти себе опоры. Все предписания Свящ. Писания удаляться язычников, не иметь с ними общения, не вступать в родственные связи и не заключать с ними союзов, - все они имели целью ограждение чистоты веры народа израильского. Вообще же нигде не видно презрения к язычникам; и мы знаем, что, напр., Авраам имел союзниками язычников (Быт. 14, 3); Давид находился в дружественных отношениях с царем Тирским (3 Цар. 5), с царицей Савской (3 Цар. 10) и пр. Бог же, како Творец и Владыка неба и земли, есть владыка всех народов и есть Бог также и язычников, и Он никогда не оставлял их без свидетельства о Себе, не только посредством дел творения (Рим. 1, 19) и внутреннего голоса совести (Рим. 2, 14), но и посредством избранного народа Своего. Первоначальное откровение о Спасителе дано было всем народам, в лице первых людей (Быт. 3, 15). И мы знаем из свящ. Писания, что среди язычников были и мужи богобоязненные, получавшие сами наставления и откровения от Бога. Таковы, напр., Мелхиседек Салимский, Иов в земле Авситидийской, прор. Валаам. С другой стороны, свет истины через народ Божий проникал и к язычникам, так как, с одной стороны, слова пророков доходили и до них, с другой - многие из язычников знакомы были со Св. Писанием, тем более, что во времена господства греков, Св. Писание было переведено на греческий язык. И когда по повелению Спасителя, апостолы пошли с проповедью Евангелия по всему миру, то язычники охотно принимали их проповедь, что показывает, насколько велико было среди них стремление к истине. И, согласно обетованиям Божиим, Церковь Христова должна обнять все народы, и спасение Божие должно распространиться на всех (Быт. 12, 3; Лук. 2, 32; Иоан. 10, 1 6 и др.).

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.

Рус. слово "Я." происходит от слав. "языцы", т.е. народы, аналогичного по смыслу др.-евр. слову "gwjm", к-рое обозначает "народы", исключая евр. народ. Как и греч. βάρβαρος ("варвар"), "gwjm" означает "иноземцы", но если древние греки отождествили свою национальность с идеей культуры, и "варвар" стало означать того, кто стоит за порогом культуры, то иудеи отождествили свою национальность с идеей теистич. религии, и "язычник" стало означать того, кто стоит за порогом этой религии. Когда в мире оказываются уже не одна, а три теистич. религии - иудаизм, христианство и ислам, они, несмотря на острую взаимную борьбу, не теряют ощущения своей совместной вычлененности из стихии Я. - ср. в исламе понятие "ахль аль-китаб", т.е. "людей Писания", людей библейской веры, к к-рым мусульманин должен относиться лучше, чем к идолопоклонникам. Характерно также, напр., что ислам, как до него ветхозаветный иудаизм (в лице т.н. Девтеройсайи), практически исключает из понятия Я. зороастризм, что соответствует супранатуралистич. и предмонотеистич. тенденциям этой религии (христ. предание о трех волхвах также делает магов, т.е. зороастрийцев-митраистов, причастными боговедению).

Лит.: Флоренский П. Α., Общечеловеч. корни идеализма, Сергиев Посад, 1909; Кагаров Е. Т., Культ фетишей, растений и животных в древней Греции, СПБ, 1913; Богаевский Б. Л., Земледельческая религия Афин, т. 1, П., 1916; Зелинский Φ. Φ., Др.-греч. религия, П., 1918; Иванов В. И., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923; Фрезер Д., Золотая ветвь, пер. с англ., вып. 1-5, М., 1928; Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; Preuss К., Der religiöse Gehalt der Mythen, Tübingen, 1933; Jung K. G., Kerenyi K., Einführung in das Wesen der Mythologie, , Z., 1951.
С. Аверинцев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Отвлечённое понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже точных понятий «язычник» и «языческий» (Черных, 1999, с. 468).

Слово язычник является переводом латинского слова и означает буквально: провинциал, деревенский житель. В начале, когда Евангелие было принято в городах, слово paganus , т.е. деревенский житель, стало обозначать всякого человека, чуждого… … Словарь библейских имен

язычники - яз’ычники все не евреи, все поклоняющиеся неистинным богам (Пс.105:35 ; Мат.18:17 ; 1Пет.2:12). Но Бог есть также Бог и язычников (Рим.3:29) и им также даровано спасение (Ис.11:10 . Деян.28:28) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

язычники - см. народы … Библия: Тематический словарь

Язычники, язычество - – под именем язычников разумеются народы, не верующие в единого Бога и придерживающиеся многобожия. Слово язычник, язычники, еврейское Гой, означает, собственно, каждый отдельный народ и все народы. В Свящ. Писании оно обозначает: 1) иногда… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Вергилий. Фреска из Благовещенского собора Московского Кремля. Добродетельные язычники представление в христианском богословии, согласно которому часть язычников, не знавших … Википедия

Язычники, к рые после обрезания и специального омовения (см. Крещение, 1,1) принимались в общину Израиля (Деян 2:10; 13:43). Из поздних евр. письм. источников известны две группы прозелитов: прозелиты врат, соблюдавшие лишь т.наз. семь законов… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Язычники, слыша [это] , радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Бюст Германика со следами христианского вандализма. Преследования язычников в христианской Римской империи политика в отношении сторонников традиционных политеистических р … Википедия

Книги

  • Язычники , Сергей Другаль. Объявляется отлов василисков... а также других редких животных, в том числе оленей, медведей, львов, драконов. Если инопланетная раса проявляет к вам враждебность, неспешите выхватывать…
  • Язычники отвечают , . Брошюра № 5 «Язычники отвечают» появилась в 1999 году как собрание ответов на вопросы своего времени. С тех пор прошло более десяти лет, но актуальность поднятых вопросов только увеличилась.…