Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина. Лирический герой есенина как выражение русской национальной психологии Другие сочинения по этому произведению

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Как свидетельствуют биографы, он рос озорным мальчишкой и мало чем отличался от своих сверстников. Стихи начал писать очень рано, лет с девяти. Наиболее известно его раннее стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…». Яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, описание того родного и близкого, что окружало молодого поэта... И это все не скрыто за туманной вуалью слов и фраз, а выражено прямо и откровенно. Жизнь еще неизведана, она еще не бьет и не калечит душу и чувства:

Только мне не плачется – на душе светло.

Одной из отличительных черт характера есенинского лирического героя была открытость. Зачастую она оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта:

Вот такой, какой есть,
Никому ни в чем не уважу.
Золотую плету я песнь
А лицо иногда в саже.

Лирику Есенина отличает автобиографичность. Читая его стихи, можно по крупицам составить представление о жизни поэта. Лирического героя, как и самого Есенина, потрепала жизнь. Она наносила такие удары, справиться с которыми было практически невозможно. И тогда, ненавидя себя за свою слабость, презирая окружающую его нечисть, он погружался в глубокую депрессию, заливая боль вином и выплескивая чувства на бумагу:

Друг мой, друг мой,
Я очень болен
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Чувство большой любви связало лирического героя Есенина с родной рязанской землей, не только ставшей его колыбелью, но и подарившей массу поэтических образов: и весенние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога. Все это составило многоцветный и многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким
«Русь»

Лирический герой поэзии Есенина предстает перед читателями верным сыном своей Родины, восхищающимся ее «сказочными» уголками, где «благостно и свято», где «хаты, в ризах образа», а «ивы кроткие монашки». Есенину дорога Россия в любом ее проявлении: и сверкающая, переливающаяся всеми цветами радуги, и пустынная, одинокая, тусклая и заброшенная. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря:

Черная, потом пропахшая выть,
Как мне тебя не ласкать, не любить?

Картины, создаваемые поэтом – это, конечно, утопия, земля мечты. Вот почему уже в стихотворении «Иорданская голубица» так четко звучит мотив потерянности и неопределенности. Есенинский герой ждет перемен, но не знает об их последствиях. Его терзают сомнения: с одной стороны, находится вера в близкое светлое будущее («слышу в тумане я светлую весть»); с другой - лебедь с грустью в глазах, олицетворяющий «отчалившую» в небе плачущую Русь. Так безжалостно рушились мечты героя о счастье, вселенском рае и справедливости, доказывая тем самым, что революция не оправдала возложенных на нее надежд, не стала всеобщим спасением и проводником в мир благоденствия.

Преображение лирического героя отображено в цикле «Персидские мотивы», где в атмосфере сказочного Востока и пленящей экзотики он стремится обрести утраченную гармонию через великую силу любви. Каждое стихотворение этого периода напоминает исповедь, полную переживаний и раздумий о прошлой жизни, о пережитом.

Вне России Сергей Есенин не мыслит себя, но сначала чувство Родины у него было почти неосознанным, детским и безмятежным. Оно было почти животным в своей «неизреченности»:

Там где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленочек маленький матки
Зеленое вымя сосет.

Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое главное, в постоянных разочарованиях. Сергей Есенин называет себя последним поэтом деревни:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвою берез.

Есенин не мыслил свою жизнь и без любви. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта. Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу,
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Таким образом, Есенин обращался к разным сторонам жизни. В своих стихотворениях поэт часто неразделим с лирическим героем. Они едины в своем порыве, любви, ненависти, восхищении. Пусть С.Есенин и приходил к разочарованиям, но в своих стихах он всегда оставался оптимистом:

Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить.

Есенин С. А.

Сочинение по произведению на тему: Лирический герой Есенина

Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
"В стихах моих, - писал Есенин в 1924 году, - читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование." Этим "лирическим чувствованием" проникнуто все творчество поэта.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
("Осень")
В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а "дерево жизни". Об этом поэт пишет в статье "Ключи Марии". Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. "Я" героя растворяется в природе, сливается с ней.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив - мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.
Идет возлюбленная мати
С пречистым ликом на руках.
"Письмо к матери" - это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата - это образ деревни, конек на крыше "есть знак устремления". Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.
Есенинские цвета - это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника ("Пахнет яблоком и медом."). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение.
Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: "Пригорюнились девушки-ели", "плачет метель, как цыганская скрипка", черемуха "спит в белой накидке". Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: "Я последний поэт деревни."
Но у Есенина Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной, городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости.
Да, теперь решено без возврата,
Я покинул родные поля.
И вот "поэт деревни" становится лишь "захожим богомольцем". Герой уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно. "Заблудший сын" возвращается на пепелище. Герой переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Углубляется конфликт между живым и “железным”. Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение революции.
Приемлю все. Как есть, все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Поэт не может принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного. С одной стороны, революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны - свежесть. С образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.
Народ стонал.
И в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь.
И он пришел.
Разумом лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с переменами. "Я" героя как бы раздваивается, разрушается. "Конь стальной победил коня живого". В этом и состоит трагедия, - трагедия дисгармонии с миром.
Путь лирического героя - это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века.

МБОУ «СОШ № 7 г. Йошкар-Олы»

11 класс

Учитель: Сорокина А.Э.

Тема: Эволюция лирического героя в творчестве

Сергея Александровича Есенина.

( 1895-1925)

11 класс

Вид занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Использование современной образовательной технологии:

технология проблемного обучения.

Проблемный вопрос : какова эволюция лирического героя в творчестве С.А.Есенина?

Цели занятия:

    Обучающие:

Познакомить с эволюцией лирического героя в творчестве С.А.Есенина.

    Развивающие: способствовать развитию:

Логического мышления студентов,

Монологической речи,

Вырабатывать навыки анализа текста стихотворения,

Выразительного чтения стихотворений,

Чтения наизусть,

Творческих способностей студентов.

    Воспитательные: способствовать

Воспитанию любви к родине, природе, жизни, гражданской позиции, формированию морально-нравственных ориентиров студентов,

Приобщению к профессии конструктора-модельера.

Требования к студентам:

    Студенты должны иметь представление об

эволюции лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина.

    Студенты должны знать

определение термина «лирический герой стихотворения», план анализа стихотворения.

    Студенты должны уметь

Методы учения:

    Проблемный.

    Частично-поисковый;

    Репродуктивный;

Методы преподавания:

    Побуждающий.

    Объяснительный;

    Стимулирующий;

Междисциплинарные связи:

История. Октябрьская революция 1917 года.

Биология. Эволюция.

Внутридисциплинарные связи:

    Образ лирического героя в стихотворении.

    Анализ текста стихотворного произведения.

Средства обучения:

    Учебно-методическая литература :

Сборники и тексты стихотворений С.А.Есенина.

    Учебно-наглядные пособия :

Слайды компьютерной презентации.

    Технические средства обучения :

Мультимедийный проектор;

Компьютер.

Литература:

Основная:

    Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2010.

    Сергей Есенин. Стихотворения. Поэмы; Сост. А.А.Козловский. - «Правда», 1984.

Ход урока:

    Орг.момент.

Приветствие;

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для работы на

Уроке;

Оформление записей в журнале;

Определение отсутствующих.

    Изучение нового учебного материала.

    Работа с терминами:

Вспомните из уроков биологии, что означает термин «эволюция». (Развитие.)

Что означает термин «лирический герой стихотворения»? (Образ, под маской которого скрывается поэт.)

    Постановка цели урока, формулировка проблемного вопроса.

Итак, наша с вами задача – пронаблюдать за тем, как менялся образ главного героя на протяжении всего творческого пути Сергея Александровича Есенина. В конце сегодняшнего занятия вы должны ответить на такой вопрос: какова эволюция лирического героя в творчестве С.А.Есенина?

    Оформление записей в тетради (число, вид работы, тема урока).

    Работа с портретом.

Взгляните на портрет С.А.Есенина. Каким он вам представляется?

(Красивый, взгляд открытый, выразительный, творческая личность, все детали внешности (аксессуары) продуманы до мелочей.)

Сергей Есенин с тростью. Фото – 1919 год.

Перечислим яркие факты из жизни поэта.

(Доклад студентки)

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в Рязанском селе Константиново. Поэт происходил из крестьянской семьи. Отец - Александр Никитич Есенин (работал в мясной лавке в Москве), мать - Татьяна Фёдоровна Титова. Мать была выдана замуж поневоле, когда Серёже исполнилось два года, семья распалась. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных стихов, песен, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы.

В Константинове Есенин с отличием окончил местное земское училище, после чего продолжил обучение в церковно-учительской школе городка Спас-Клепики. Есенин обучался на учителя грамоты, однако эта профессия его не привлекала, и в 1912 году он уехал вместе с отцом на заработки в Москву.

В Москве он сначала работал в мясной лавке, затем – в книжном магазине.

В 1913 году поступил на историко-философский факультет университета имени А.Шанявского. Проучился там полтора года, одновременно с этим работал в типографии И.Д.Сытина и общался со многими известными поэтами.

С.А.Есенин. 1913 год

(Доклад студентки)

Стихи Есенин начал писать в девять лет, но тогда его сочинения походили больше на частушки и народные напевы. С 1912 года сотрудничал с «Суриковским литературно-музыкальным кружком», где нашел много единомышленников.

Сергей Есенин. 1914 год

В 1915 году Есенин осознал, что литературная жизнь проходит в основном в столице, поэтому переехал в Петроград, где очень скоро стал желанным гостем престижных литературных салонов. В Петрограде он встретился с А.Блоком и прочёл ему свои стихи. А.Блок их высоко оценил, познакомил Есенина с Н.Клюевым, с которым Сергей Александрович впоследствии подружился.

Сергей Есенин с Н.А.Клюевым. Осень 1916 г.

1 февраля 1916 года выходит его первый сборник стихотворений – «Радуница». Критики с восторгом приняли сборник, отмечая непосредственность и природный вкус автора. Есенин быстро стал популярным: златокудрый крестьянский юноша символизировал что-то близкое, родное, но навсегда уходящее.

Сергей Есенин у берёзы. Фото 1918 года.

В период I мировой войны Есенину удалось избежать отправки в действующую армию: его пристроили санитаром в Царскосельский лазарет, который патронировала сама императрица.

Природа России, несомненно, нашла прямое отражение в творчестве Есенина. Убедимся в этом, послушав стихотворение «Берёза».

1) О чём говорится в стихотворении?

(Описывается белая берёза зимой.)

(Радость, нежность, любовь ко всему живому: к берёзе, снегу, зиме).

(Романтичный юноша, безмерно любящий природу.)

Стихотворение «Берёза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

1913

Итак, лирический герой раннего творчества Есенина – романтичный юноша, безгранично любящий природу, Родину.

Стихотворение «Поёт зима, аукает».

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910

Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в данном стихотворении?

(Описывается природа зимой.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя стихотворения?

(Нежность радость, упоение, любовь, жалость к беззащитным существам.)

3) Каким вам представляется образ лирического героя?

(Романтичный юноша, любящий природу и Родину.)

Тема Родины занимает одно из главных мест в творчестве Есенина: любовью к России, болью за её дальнейшую судьбу проникнута каждая строчка стихотворения поэта. Подтверждением этого являются уже ранние стихи, в частности стихотворение «Гой ты Русь, моя родная!»

Стихотворение «Гой, ты Русь, моя родная».

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914

Вопросы для анализа стихотворения:

(О Руси.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя данного стихотворения?

(Любовь, преданность, нежность, радость, наслаждение, упоение.)

3) Опишите образ лирического героя, под маской которого скрывается поэт.

Итак, каков образ лирического героя ранней поры в лирике Есенина?

(Романтичный юноша, безмерно любящий Родину.)

Стихотворение «Сторона ль моя, сторонка».

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...


Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

1914

Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в строчках данного стихотворения?

(Описывается деревня.)

2) Какой представляется Родина поэту? Найдите примеры из текста.

3) Какие чувства переполняют лирического героя?

(Грусть, печаль, отчаяние, боль за будущее России.)

4) Каков образ лирического героя?

(Когда-то беспечный, романтичный юноша начинает задумываться о будущем Родины: оно его страшит из-за разрухи.)

Печалью и отчаянием из-за опустошения и исчезновения деревенского быта проникнуты строчки стихотворения «Край ты мой заброшенный».

Стихотворение «Край ты мой заброшенный».

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

1914

Стихотворение «Топи да болота».

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

1914

Вопросы для анализа стихотворения:

1) Какой представляется Родина поэту?

(Заброшенной, забытой богом страной.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя в строчках данного стихотворения?

(Грусть, отчаяние, тоска, безнадёжность, безысходность.)

3) Опишите образ лирического героя данного стихотворения.

(Произошла смена характера лирического героя: нет былого романтизма, беспечности, поэт всерьёз задумался о будущем России, она воспринимается забытой, заброшенной богом страной.)

Предреволюционная обстановка не оставила Есенина равнодушным. В революции поэт видел силу, которая возродит деревню, село, а значит, и Россию, деревенский быт – крестьянский рай. Эта восторженная уверенность звучит в поэме «Инония» и стихотворении «О, Русь, взмахни крылами».

Конечно, в действительности ни о каком возрождении деревни в результате Октябрьской революции 1917 года не могло быть и речи. Поэт всё больше убеждался в жестокости, антигуманности мер, к которым прибегали большевики, и осознание этого факта всё более удручало и ужасало поэта. Осознание несбыточности мечты о возрождении крестьянской Родины всё больше привносит в лирику Есенина пессимистический настрой. Отчаянием, разочарованностью, унынием, безысходностью проникнуты строчки стихотворения «Я последний поэт деревни» и цикл «Москва кабацкая».

Петроград. 1917 год.

Давайте убедимся в сказанном, прочитав стихотворение «Я обманывать себя не стану».

Задания для анализа стихотворения:

1) Определите душевное состояние лирического героя. Какие чувства его переполняют?

(Отчаяние, разочарованность, безысходность.)

2) Определите образ лирического героя в строчках данного стихотворения.

(Скандалист, разуверившийся, отчаянный хулиган.)

Стихотворение «Я обманывать себя не стану».

Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.

Я московский, озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку.

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин.
В глупой страсти сердце жить не в силе.
В нём удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею.
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

1922

Итак, лирический герой стихотворений Есенина послереволюционного периода хулиган, скандалист, шарлатан.

Увлечение творчеством Омара Хайяма, пережитое в период пребывания в Баку, Тифлисе и Ташкенте нашло отражение в цикле стихов «Персидские мотивы». Прочитаем одно из ярких стихотворений «Шаганэ, ты моя Шаганэ».

Стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ»

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

1924

Вопросы для анализа стихотворения:

1) О ком говорится в стихотворении?

(О персиянке-красавице.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя и почему?

(Грусть по Родине, лирический герой живёт воспоминаниями о первой любви.)

3) Опишите образ лирического героя.

(Отчаянный, разочарованный, умудрённый опытом молодой человек.)

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Роковую роль в жизни С.Есенина сыграла американская танцовщица Айседора Дункан, с которой поэт познакомился осенью 1921 года в период злой тоски и растерянности. Чтобы духовно поддержать поэта, избавить от уныния, отчаяния и безысходности, Айседора Дункан решила показать ему мир. В течение полутора лет поэт вместе с Айседорой посетил Европу и Северную Америку.

На пароходе « Paris ». 1 октября 1922 года.

Однако по возвращении в Россию Есенин приходит к выводу, что не приемлет тех перемен, которые произошли в нашей стране в период его отсутствия: поэт не принимает Советскую власть (хотя надевает на себя маску «попутчика»), будущее Родины Есенина пугает. Это отразилось в стихотворениях «Русь Советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная».

Наиболее явственно эволюция мировоззрения лирического героя в творчестве Есенина отразилась в автобиографическом стихотворении «Мой путь». Прочитаем его.

Стихотворение «Мой путь».

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот...
И бабка что-то грустное,
Степное пела,

Порой зевая
И крестя свой рот.

Метель ревела.
Под оконцем
Как будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя
Вела войну с японцем,
И всем далекие
Мерещились кресты.

Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В Бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств

Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело...
Ну, а если тянет -
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».

Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
..............

Года текли.
Года меняют лица -
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский -
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.

И, заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.

Тогда я понял,
Что такое Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт,
Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только......
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

Россия... Царщина...
Тоска...
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

Посмотрим -
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы -

И к розам...
Но этот хлеб,
Что жрете вы,-
Ведь мы его того-с...
Навозом...
...........
Еще прошли года.
В годах такое было,
О чем в словах
Всего не рассказать:
На смену царщине
С величественной силой
Рабочая предстала рать.

Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.

Уж и береза!
Чудная... А груди...
Таких грудей
У женщин не найдешь.
С полей обрызганные солнцем
Люди
Везут навстречу мне
В телегах рожь.

Им не узнать меня,
Я им прохожий.
Но вот проходит
Баба, не взглянув.
Какой-то ток
Невыразимой дрожи
Я чувствую во всю спину.

Ужель она?
Ужели не узнала?
Ну и пускай,
Пускай себе пройдет...
И без меня ей
Горечи немало -

Недаром лег
Страдальчески так рот.

По вечерам,
Надвинув ниже кепи,
Чтобы не выдать
Холода очей,-
Хожу смотреть я
Скошенные степи
И слушать,
Как звенит ручей.

Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.

И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.

<1925>

(Актуализация знаний студентов:

проверка плана стихотворения с целью определения эволюции лирического героя).

Эволюция лирического героя:

Беспечный, романтичный юноша;

Умудрённый опытом юноша, который грустит из-за разрухи в деревне;

Отчаянный хулиган, скандалист, разочаровавшийся в жизни.

Итак, в более зрелом возрасте Есенин – разочаровавшийся в жизни поэт. Этот пафос отразился в стихотворении «Письмо к женщине».

Стихотворение «Письмо к женщине».

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состояньи.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

1924

Отчаяние, грусть, безысходность, разочарование в жизни, прощание с юностью звучат в строчках стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу».

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу».

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

1921

Стихотворение «Отговорила роща золотая».

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

1924

Задание по тексту:

найдите слова в стихотворении, подтверждающие разочарованность и потерю смысла в жизни, отчаяние лирического героя.

Стихотворение «Клён ты мой опавший».

,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Итак, определите образ лирического героя последних лет жизни.

(Отчаянный, разочарованный, потерявший смысл в жизни скандалист.)

Убедимся в этом послушав следующие стихотворения:

Стихотворение «Собаке Качалова».

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

1925

Задание по тексту:

1.О чём размышляет лирический герой в данном стихотворении?

(О жизни, вспоминает девушку, с которой когда встречался и которую до сих пор любит.)

2. Какие чувства переполняют лирического героя?

(Грусть, печаль, тоска, ощущение вины, одиночество.)

3. Охарактеризуйте образ лирического героя данного стихотворения.

(Умудрённый опытом, разочаровавшийся человек.)

Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь».

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,-
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Судьба распорядилась так, что поэту не суждено было прожить долго: ему было лишь 30 лет, когда его жизнь прервалась, но его жизнь была яркой вспышкой, которая оставила яркий след в душах целого поколения. И сейчас Сергей Александрович Есенин – самый читаемый поэт.

Есенин умер 28 декабря 1925 года. Официальная причина смерти – самоубийство. Его нашли повешенным на трубе в ленинградской гостинице «Англетер».
Там же было найдено его последнее стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанное кровью.

Сергей Есенин. 1925 год.

Последнее стихотворение Есенина, написанное кровью.

Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья».

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

1925›

В заключении посмотрим видеоролик о жизни и творчестве Сергея Есенина .

Самостоятельная работа студентов: задание: прочитать самостоятельно несколько стихотворений, выбрать наиболее понравившееся.

    Выводы по уроку:

    Выводы

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Как свидетельствуют биографы, он рос озорным мальчишкой и мало чем отличался от своих сверстников. Стихи начал писать очень рано, лет с девяти. Наиболее известно его раннее стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…». Яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, описание того родного и близкого, что окружало молодого поэта... И это все не скрыто за туманной вуалью слов и фраз, а выражено прямо и откровенно. Жизнь еще неизведана, она еще не бьет и не калечит душу и чувства:

Только мне не плачется – на душе светло.

Одной из отличительных черт характера есенинского лирического героя была открытость. Зачастую она оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта:

Вот такой, какой есть,

Никому ни в чем не уважу.

Золотую плету я песнь

А лицо иногда в саже.

Лирику Есенина отличает автобиографичность. Читая его стихи, можно по крупицам составить представление о жизни поэта. Лирического героя, как и самого Есенина, потрепала жизнь. Она наносила такие удары, справиться с которыми было практически невозможно. И тогда, ненавидя себя за свою слабость, презирая окружающую его нечисть, он погружался в глубокую депрессию, заливая боль вином и выплескивая чувства на бумагу:

Друг мой, друг мой,

Я очень болен

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Чувство большой любви связало лирического героя Есенина с родной рязанской землей, не только ставшей его колыбелью, но и подарившей массу поэтических образов: и весенние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога. Все это составило многоцветный и многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким

Лирический герой поэзии Есенина предстает перед читателями верным сыном своей Родины, восхищающимся ее «сказочными» уголками, где «благостно и свято», где «хаты, в ризах образа», а «ивы кроткие монашки». Есенину дорога Россия в любом ее проявлении: и сверкающая, переливающаяся всеми цветами радуги, и пустынная, одинокая, тусклая и заброшенная. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря:

Черная, потом пропахшая выть,

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Картины, создаваемые поэтом – это, конечно, утопия, земля мечты. Вот почему уже в стихотворении «Иорданская голубица» так четко звучит мотив потерянности и неопределенности. Есенинский герой ждет перемен, но не знает об их последствиях. Его терзают сомнения: с одной стороны, находится вера в близкое светлое будущее («слышу в тумане я светлую весть»); с другой - лебедь с грустью в глазах, олицетворяющий «отчалившую» в небе плачущую Русь. Так безжалостно рушились мечты героя о счастье, вселенском рае и справедливости, доказывая тем самым, что революция не оправдала возложенных на нее надежд, не стала всеобщим спасением и проводником в мир благоденствия.

Преображение лирического героя отображено в цикле «Персидские мотивы», где в атмосфере сказочного Востока и пленящей экзотики он стремится обрести утраченную гармонию через великую силу любви. Каждое стихотворение этого периода напоминает исповедь, полную переживаний и раздумий о прошлой жизни, о пережитом.

Вне России Сергей Есенин не мыслит себя, но сначала чувство Родины у него было почти неосознанным, детским и безмятежным. Оно было почти животным в своей «неизреченности»:

Там где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленочек маленький матки

Зеленое вымя сосет.

Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое главное, в постоянных разочарованиях. Сергей Есенин называет себя последним поэтом деревни:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Есенин не мыслил свою жизнь и без любви. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта. Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу,

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Таким образом, Есенин обращался к разным сторонам жизни. В своих стихотворениях поэт часто неразделим с лирическим героем. Они едины в своем порыве, любви, ненависти, восхищении. Пусть С.Есенин и приходил к разочарованиям, но в своих стихах он всегда оставался оптимистом:

Не губить пришли мы в мире,

А любить и верить.


Поделиться в социальных сетях!

Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.

"В стихах моих, - писал Есенин в 1924 году, - читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование..." Этим "лирическим чувствованием" проникнуто все творчество поэта.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а "дерево жизни". Об этом поэт пишет в статье "Ключи Марии". Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. "Я" героя растворяется в природе, сливается с ней.

Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив - мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.

Идет возлюбленная мати

С пречистым ликом на руках.

"Письмо к матери" - это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата - это образ деревни, конек на крыше "есть знак устремления". Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.

Есенинские цвета - это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника ("Пахнет яблоком и медом..."). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение.

Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: "Пригорюнились девушки-ели", "плачет метель, как цыганская скрипка", черемуха "спит в белой накидке"... Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: "Я последний поэт деревни..."

Но у Есенина Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной, городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости.

Да, теперь решено без возврата,

Я покинул родные поля.

И вот "поэт деревни" становится лишь "захожим богомольцем". Герой уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно. "Заблудший сын" возвращается на пепелище. Герой переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Углубляется конфликт между живым и "железным". Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение революции.

Приемлю все.

Как есть, все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Поэт не может принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного. С одной стороны, революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны - свежесть. С образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.

Народ стонал.

И в эту жуть

Страна ждала кого-нибудь.

И он пришел.

Разумом лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с переменами. "Я" героя как бы раздваивается, разрушается. "Конь стальной победил коня живого". В этом и состоит трагедия, - трагедия дисгармонии с миром.

Путь лирического героя - это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/