Отвечает Александр Дулгер, 10.12.2010
Мир Вам, Александра!
Так ведь это же как раз и хорошо, что Иисус был иудеем.
Израильтяне (иудеи) были народом, который Бог избрал для того, чтобы донести весть спасения (евангелие) до людей всего мира. Также Бог открыл им универсальные законы и принципы, придерживаясь которых каждый человек, семья и в целом страна и все общество могли бы обрести мир, здоровье, счастье и гармоничные взаимоотношения друг с другом.
Бог наделил иудеев особенными дарами и знаниями, которые позволяли им совершать такое служение - быть светом миру, погрязшему во тьме заблуждений и порока.
Апостол Павле пишет: "я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования ; их и отцы, и от них Христос (т.е. Спаситель) по плоти ...." (К )
Да, израильтяне в своем большинстве оказались неверны Богу и не исполнили поручения Вседержителя ( , ). Поэтому, когда терпение Божье окончилось Он отверг их как избранный народ. Но те, кто остался верен, остались в завете с Ним и Он не отнял от них своих обетований ().
Иисус Христос был благочестивым иудеем. Более того, Он был безгрешен и был воплощением Вседержителя, совершенным отражением Божьего образа и подобия. В дополнение к этому, он обладал качествами и духовными дарами, которые Бог даровал иудеям для успешной просветительской и миссионерской работы. Именно поэтому Он смог произвести духовную революцию в тогдашнем мире. По этой причине и апостолы, которые совершали вторую по важности работу после Христа, были из иудеев.
"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев ." (От )
С уважением,
Александр
Читайте еще по теме "Иисус Христос, Его жизнь":
25 мар |
Пока я ждал и надеялся, что мои читатели согласятся с моей интерпретацией умолчания митр. Иларионом о гиюре как мудром "забвении ради домостоительства", его вдруг обвинили чуть не в ереси за слова: "Иисус Христос был евреем" (См.: http://www.patriarchia.ru/db/text/813944.html).
Мнению митр. Илариона противопоставляется догматически, очевидно, безупречное: "Христос был не еврей". Само по себе это утверждение заставляет меня вновь вспомнить анекдот об отце, узнавшем, что у него родился не сын, и ошарашенно спрашивающем: "А КТО???
". Однако здесь дело не столь очевидно, как в случае с библеистом А. Десницким (), поэтому требуются пояснения.
***
Насколько мне известно, в православной и околоправославной среде имеется два основных варианта ответа на этот вопрос.
1. Христос был ариец
(более частная и конкретная версия: славянин). Уважаемый А. Г. Дунаев вспоминает, что такого мнения (в версии "славянин") придерживался худ. Глазунов (http://danuvius.livejournal.com/321093.html). По всей видимости, это мнение Глазунов почерпнул либо со слов кого-то из своих знакомых, либо в статье В. В. Розанова "Был ли ли Христос евреем по племени?", либо непосредственно в книжке Г. С. Чемберлена "Явление Христа" (скорее всего -- первое, так как ни у Розанова, ни у Чемберлена, как я помню, о славянском именно происхождении Христа не говорится). Мне доводилось слышать от разных доморощенных богословов еще и версии: русский, украинец, армянин, чеченец. Все эти версии я рассматривать не буду, так как они не имеют отношения к православию. Не буду и обсуждать их истинность независимо от соответствия православному учению (а если кому вздумается попытаться навязать мне или другим у меня в ЖЖ разговор -- комменты удалю).
2. Христос был "человек вообще"
.
Поскольку в обоснование этого мнения полагаются догматические доводы, то оно может быть рассмотрено.
2.1. По еще одному свидетельству А. Г. Дунавева "один уважаемый протоиерей ответил, что Христос как второй Адам не имел национальности" (См.: там же).
2.2. Более детализировано мнение ув. о. Димитрия Назарова: "Это (т. е. считать, что Христос был еврей -- К. Ш.
)возможно, если верить в то, что Господь воспринял поврежденную человеческую природу" ().
2.3. Есть и такой довод: Христос родился не от семени мужа, поэтому считаться буквально потомком евреев по плоти не может.
Прежде чем перейти к рассмотрению данных мнений, сделаю несколько предварительных замечаний.
Что такое: "быть такого-то племени, этноса" (греч. ἔθνος -- "племя", "этнос"), "принадлежать к такому-то племени, этносу" -- согласно Священному Писанию и Священному Преданию (мы не будем использовать слово "национальность", как анахронизм; да и понимание его слишком зависит от идеологических интерпретаций)? Очевидно, что это, прежде всего, означает: быть в родстве, быть по плоти и крови потомком тех или иных предков. Мы все -- потомки Адама, и в этом общем смысле все -- человеческого племени, ибо имеем его праотцем. Но после того, как произошло деление потомков сыновей Ноя на народы (ἔθνοι -- этносы), сказать, что все человеческие племена имеют абсолютно общих предков, стало невозможно (См.: Быт. 10): не у всех предок -- Сим, не у всех -- Хам, не у всех -- Иафет (и, чтобы ближе подойти к обсуждаемому вопросу, скажем, что далеко не все мы -- потомки Авраама по плоти).
Кроме того, после смешения языков, произошедшего во время строительства Вавилонской башни, добавилась еще одна деталь (не определяющая, конечно, но реальная), и стал ближе к обычному ныне пониманию слова "этнос" и один из вариантов церковнославянского перевода его: "язык".
Таким образом, можно сказать, что принадлежать к некоему племени, этносу означает быть потомком общих для этноса предков и говорить на их языке.
Причем "быть потомком" здесь означает буквально "происходить от семени" (σπέρμα) предка. Поэтому-то евреи, желая указать на себя как народ, этнос, говорят Иисусу: сѣ́мя Авраáмле есмы́
(σπέρμα Ἀβραάμ ἐσμεν) (Ин. 8:33) , что Он подтверждает: вѣ́мъ, я́ко сѣ́мя Авраáмле естé
(οἶδα ὅτι σπέρμα Ἀβραάμ) (Ин. 8:37).
Впрочем, упомянув Авраама и его потомство, нужно сразу же заметить, что быть потомком Авраама для православного означает вовсе не обязательно происходить от семени Авраамова (Ср.: Отвѣщáша и рѣ́ша емý: отéцъ нáшъ Авраáмъ éсть. Глагóла и́мъ Иисýсъ: áще чáда Авраáмля бы́сте бы́ли, дѣлá Авраáмля бы́сте твори́ли
(Ин. 8:34); и не начинáйте глагóлати въ себѣ́: отцá и́мамы Авраáма: глагóлю бо вáмъ, я́ко мóжетъ Бóгъ от кáменiя сегó воздви́гнути чáда Авраáму
(Мф. 3:9)). Быть чадом Авраамовым означает и еще нечто, и очень важное.
Теперь уточним, каким образом проявляется принадлежность к некоему этносу? Это, наверное, нечто вроде проявления принадлежности к вообще человеческому роду. То есть, конкретный человек есть ипостась человеческой природы и несет в себе черты, общие всем людям, однако не общим, а частным, уникальным, особенным образом. Это, по слову прп. Феодора Студита, -- индивидуальные особенности, черты (χαρακτῆρες), и прежде всего (во всяком случае, для наблюдателя) -- телесные черты (σωματικοὶ χαρακτῆρες), хотя они не перестают быть человеческими чертами. Точно так же мы можем видеть принадлежность к определенному этносу. Принадлежащий к какому-то народу похож по характиру на своих соплеменников (а больше всего -- на своих родителей). Понятно, что это не только форма носа и цвет волос, но и многие другие вещи, характеризующие этнос.
***
Итак, спросим: "Можно ли считать Христа -- евреем, то есть потомком Авраама по плоти и крови, по языку?".
Чтобы ответить, сначала рассмотрим возражения. Это даст нам возможность привести и доводы в пользу положительного ответа, если они будут.
2.1. Христос как второй Адам не имел национальности
.
Это странный довод. Непонятно, откуда взято, будто Христос не имеет всего того, чего не имеет Адам. Ну, вот Адам не был рожден. И Христа теперь лишить Его Пресвятой Матери? Нет, это никуда не годный довод.
2.2. Христос не воспринял поврежденной природы, но -- природу Адама до грехопадения
Этот довод имел бы силу, если бы мы могли сказать, что принадлежность к конкретному этносу есть нечто греховное, ибо, как говорит прп. Иоанн Дамаскин: "Он воспринял всего человека и все, свойственное человеку, кроме греха, потому что грех не естественен и не Творцом всеян в нас" (ТИПВ, 64). Но кто из отцов говорил, что быть евреем (русским, армянином, эскимосом) -- грех? Иметь в себе черты того или иного народа -- не грех. Если же сказать, что это -- последствие греха (что в некотором роде так и есть), то можно вспомнить слова того же прп. Иоанна, говорящего о восприятии Христом и последствий грехопадения (но не греха!).
Таким образом. я не вижу оснований согласиться с о. Димитрием.
2.3. Христос родился не от семени мужа
Это, кажется, бронебойный довод. Мы только что видели: Писание говорит нам о необходимости для принадлежности к некоему племени быть семенем праотцев этого племени. Но довод бронебойный только на первый взгляд.
Во-первых, не всегда, когда говорится о семени, имеется в виду семя мужа. Вспомним Быт. 3:15, где говорится о семени Евы, и где, по учению Церкви, подразумевается именно Спаситель. И не совсем понятно, почему Спаситель мог воспринять от Матери плоть, но не мог -- родство по плоти с Ее народом.
Далее, мы имеем множество указаний свв. отцов, что происхождение Иисуса по плоти от Матери является происхождением от семени Давида и Авраама. Приведу примеры:
"Более неразумные говорят, что Христос придет не из Галилеи, а из Вифлеема и от семени Давидова. Но они говорили это со злым умыслом, а не как Нафанаил. И он говорил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46), но говорил, как человек сведущий и точный в Законе. Посему и Господь похвалил его, так как он говорил сие не со злым умыслом, а по точному знанию Закона. А сии с хитростью говорят, что Христос придет не из Галилеи. Они могли знать, что Иисус из Вифлеема, хотя воспитан и в Галилее, но по зависти не хотят признать происхождения Его из Вифлеема, а называют Его галилеянином. Пусть они и не знали, что Он из Вифлеема. Но как им не знать, что Он от семени Давидова
(выделено мною -- К. Ш.
)? Ибо Мария, очевидно, вела род Свой от Давида" (блж. Феофилакт. Толкование на Ин. 7:42);
"крайне дивно слышать, что неизреченный, неизъяснимый и непостижимый Бог, равный Отцу, пришел чрез девическую утробу, благоволил родиться от жены и иметь предками Давида и Авраама. <...> Но почему евангелист не сказал сначала: «Сына Авраамова», и затем уже: «Сына Давидова»? Не потому, как думают некоторые, что хотел представить родословие по восходящей линии, – потому что тогда он сделал бы так же, как и Лука, а он делает наоборот. Итак, почему же он упомянул сначала о Давиде? Потому, что это был человек у всех на устах, как в силу знаменитости его деяний, так и по времени, потому что умер много позже Авраама. Хотя обетования Бог дал им обоим, но об обетовании, данном Аврааму, как древнем, мало говорили, а обетование, данное Давиду, как недавнее и новое, повторялось всеми. Иудеи сами говорят: не «сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова
(выделено мною -- К. Ш.
) и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид» (Ин.7:42)? И никто не называл Его сыном Авраамовым, а все звали сыном Давидовым, потому что и по времени жизни, как я уже сказал, и по знатности царствования, Давид у всех был больше в памяти. Вот почему евангелист непосредственно и начинает родословие с знатнейшего, а потом уже обращается к прародителю древнейшему – Аврааму, возводить же родословие далее находит для иудеев излишним. Эти два мужа возбуждали особенное удивление; один как пророк и царь, другой как патриарх и пророк. Но откуда видно, спросишь ты, что Христос происходит от Давида? Если Он родился не от мужа, а от одной только жены, а родословия Девы у евангелиста нет, то почему мы можем знать, что Христос был потомком Давида? Здесь два вопроса: почему не дается родословия Матери, и почему именно упоминается об Иосифе, который нисколько не был причастен к рождению? По-видимому, последнее излишне, а первое требовалось бы. Что же нужно решить сначала? Вопрос о происхождении Девы от Давида. Итак, откуда мы можем знать, что она происходит от Давида? Слушай: Бог повелевает Гавриилу идти «к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома и отечества Давидова» (Лк.1:27). Чего же яснее этого хочешь ты, когда слышишь, что Дева была из дома и отечества Давидова?" (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 2, 3).
Что происхождение от Девы есть происхождение от Давида и Авраама -- общее место святоотеческом понимании родствá Иисýса Христá, Сы́на Дави́дова, Сы́на Авраáмля
(Мф. 1:1):
"Предопределенная в предвечном и предузнающем совете Божием, представленная и предвозвещенная в различных образах и словах пророков Духом Святым, Она в предопределенное время произросла от корня Давидова, по обетованиям, бывшим Давиду. Ибо сказано: «клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» (Пс.СХХХ1, II). И еще: «единою кляхся о святем моем, аще Давиду солжу: семя его во век пребудет, и престол его, яко солнце предо мною и яко луна совершена, в век, и свидетель на небеса верен» (Пс.88:36–38). И Исайя (говорит): «изыдет жезл из (корене) Иессеова, и цвет от корене (его) взыдет» (XI, 1). Святые евангелисты Матфей и Лука ясно показали, что Иосиф происходит из племени Давидова; но Матфей производит Иосифа от Давида через Соломона, Лука же через Нафана. О роде же св. Девы и тот, и другой умолчали. Надобно знать, что ни у евреев, ни в божественном Писании не было обычая вести родословную женщин; но был закон, чтобы одно колено не брало жен из другого колена (Чис.36:7). Иосиф же, происходя из колена Давидова и будучи «праведен.» (об этом в похвалу ему свидетельствует божественное Евангелие), не обручился бы противозаконно со святою Девою, если бы она не происходила из того же самого колена. Поэтому (для евангелистов) было достаточно показать происхождение (одного) Иосифа (Прп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ, 87);
"Почему здесь дается родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие Иосифа в том бессеменном рождении? Здесь Иосиф не был истинным отцом Христа, чтобы от Иосифа вести родословие Христа. Итак, слушай: действительно, Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и потому должно было дать родословие Богородицы; но так как был закон – не вести родословие по женской линии (Чис.36:6), то Матфей и не дал родословия Девы. Кроме того, дав родословие Иосифа, он дал и ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода или фамилии, но из того же колена и рода. Так как был такой закон, то ясно, что если дается родословие Иосифа, то тем самым дается и родословие Богородицы, ибо Богородица была из того же колена и того же рода" (блж. Феофилакт. Толкование на Евангелие от Матфея, 1:16).
Я думаю, сказанного достаточно, чтобы отвести и этот довод.
***
Теперь вернемся к самому вопросу.
Что же, мы увидели, что Спаситель по учению Церкви имеет происхождение от праотцев Своих Авраама, Исаака, Давида. Этого одного достаточно, чтобы сказать, что по плоти Он имел родство с еврейским народом. И присовокупить, что не подобает нам почитать за что-то недостойное родство Спасителя со Своей Матерью-еврейкой. То, что Он говорил на языке Своего народа, сказано по ссылке митр. Иларионом. Добавлю лишь, что родство с еврейским народом не только было, но и проявлялось в Его телесных чертах, о чем говорит прп. Феодор Студит:
"Христос по Божеству имеет сходство со своим Отцом, по человечеству -- со своею Матерью" (Третье опровержение, II, 2).
Напомню, сходство -- это то, в чем проявляется сродство наше со всеми людьми, но ближе всего -- со сродниками по плоти.
Теперь отвечу на вопрос, возникший в комментах: "Есть ли прямое свидетельство Предания, что Иисус был евреем?".
Вот цитата из блж. Феофилакта Болгарского, которую напомнил ув. ot_kuda_to
:
"Ибо оставлены были мы, люди, а Он никогда не был оставляем Отцом. Послушай, что Сам Он говорит: несмь един, яко Отец со Мною есть (Иоан. 16, 32). Или же говорит это и за Евреев, так как и Сам был по плоти Еврей
: почто Ты оставил Меня, то есть, Еврейский народ, чтоб он распял Сына Твоего?".
Кажется, все...
Но это не все:)
Есть еще одна вещь, которую необходимо сказать. Я уже приводил слова Спасителя о том, что важно быть семенем Авраама в смысле высшем, чем происхождение по плоти. Приведу очень ясную мысль блж. Феофилакта, раскрывающую нам этот высший смысл:
"семя Авраама суть те, которые родились по примеру Исаакова рождения, то есть словом Божиим.
Следовательно, слово Божие сбылось, но Бог даровал обетованное истинному семени, то есть верующим из язычников, сделавшихся чадами Божиими как и Исаак, потому что и они от обетования. Если же иудеи скажут, что слова «в Исааке наречется тебе семя» означают то, что родившиеся от Исаака причитаются в семя Авраама, то следует почитать и идумеев и всех происшедших от него, потому что праотец их Исав был сын Исаака. Но идумеи не только не называются сыновьями Авраама, но даже весьма чужды израильтянам и называются иноплеменниками. <...> Поэтому не спрашивай, почему Бог избрал язычников и сделал их семенем Авраама, паче же Божиим, а евреев отверг" (Толкование на Рим. 9).
Вот это для нас -- и евреев, и неевреев -- самое важное: сделаться Божиими.
PS Помню, мой друг -- прекрасный русский поэт и мастер по камню Александр Черепанов -- любил в легком подпитии задумчиво говорить: "Мы все должны по капле выдавливать из себя жида..." :) Но он имел в виду не Давида, Авраама, Исаака или, паче, не честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу.
Сегодня стоит лишь ввести в интернет-поиск эти слова, чтобы убедиться, что по вопросу был ли евреем Иисус из Назарета на самом деле, ведутся ожесточенные споры. Прежде чем мы сможем ответить на этот вопрос должным образом, нам следует задать себе другой вопрос: кто такие евреи? Даже этот вопрос имеет свои спорные элементы, и ответ на него зависит от того, кто отвечает. Но одно определение, с которым каждая из основных сект иудаизма – ортодоксальная, консервативная и реформаторская – вероятно согласятся, является следующей: «Евреем может быть любое лицо, чья мать была еврейкой, или любой человек, прошедший через формальный процесс обращения в иудаизм».
Хотя еврейская Библия нигде конкретно не утверждает, что должна быть использована материнская линия происхождения, современный раввинский иудаизм учит, что несколько отрывков из Торы именно это имеют в виду – например, Второзаконие 7:1–5; Левит 24:10 и Ездры 10:2–3. Также в Священном Писании есть несколько примеров обращения язычников в иудаизм (например, моавитянка Руфь, см. Руфь 1:16, где она выражает желание обратиться), которые после этого считались такими же евреями, как и этнические представители этой нации.
Итак, давайте рассмотрим эти три вопроса: Был ли Иисус этническим евреем? Был ли Иисус евреем в религиозном плане? И, наконец, если Иисус был евреем, то почему христиане не следуют иудаизму?
Был ли Иисус этническим евреем, и была ли Его мать еврейкой? Иисус четко отждествлялся с евреями тех дней, Его физическими соплеменниками и их религией (хотя исправляя ее ошибки). Бог специально послал Его в Иудею: «Он пришел к своим [евреям], но свои [евреи] Его не приняли. Тем же [евреям], кто принял Его, Он даровал право быть детьми Бога. Это те, кто верит в Него (Иоанна 1:11–12), и Он четко сказал: «Вы [язычники] не знаете, чему поклоняетесь, а мы [евреи] знаем, чему поклоняемся, ведь спасение – от иудеев» (Иоанна 4:22).
Первый стих Нового Завета четко определяет этническую принадлежность Иисуса к еврейскому народу. «Родословная Иисуса Христа, потомка Давида и Авраама» (Матфея 1:1). Как видно из отрывка в Евреям 7:14: «Общеизвестно, что наш Господь родом из племени Иуды», Иисус происходил из колена Иуды, из которого мы получили название «иудеи». А как насчет Марии, матери Иисуса? В генеалогии в Евангелии от Луки (глава 3) мы ясно видим, что Мария была прямым потомком царя Давида, что давало Иисусу законное право взойти на иудейский престол, а также определяло, что Иисус был этническим иудеем.
Был ли Иисус иудеем в религиозном плане? Оба родителя Иисуса «исполняли все, что велел Закон Господень» (Луки 2:39). Его тетя и дядя, Захария и Елизавета, также были религиозными иудеями, следовавшими Торе (Луки 1:6), так что мы можем видеть, что, вероятно, вся семья очень серьезно относилась к иудейской вере.
В Нагорной проповеди (Матфея 5–7) Иисус постоянно подтверждал авторитет Торы и пророков (Матфея 5:17), даже в Царстве Небесном (5:19–20). Он регулярно посещал синагогу (Луки 4:16), и Его учение уважали другие евреи тех времен (Луки 4:15). Он преподавал в еврейском храме в Иерусалиме (Луки 21:37), и если бы Он не был евреем, то Его бы просто не пустили в ту часть храма (Деяния 21:28–30).
Иисус также демонстрировал внешние признаки иудея, строго соблюдающего предписания религии. Он носил цицит (кисти) на Своей одежде (Луки 8:43, Матфея 14:36), служивший напоминанием о заповедях (Числа 15:37–39). Он отмечал Пасху (Иоанна 2:13) и пошел в Иерусалим (Второзаконие 16:16) в этот важнейший иудейский праздник паломничества. Он отмечал Суккот, или праздник кущей (Иоанна 7:2, 10), и пошел в Иерусалим (Иоанна 7:14), как предписано в Торе. Он также отмечал Хануку, праздник огней (Иоанна 10:22) и, вероятно, Рош а-Шана, праздник труб (Иоанна 5:1), посещая Иерусалим в обоих этих случаях, хотя это не было указано в Писании. Очевидно, что Иисус считал Себя евреем (Иоанна 4:22) и Царем Иудейским (Марка 15:2). От рождения до последнего пасхального седера (Луки 22:14–15) Иисус жил как исполняющий законы иудей.
Итак, если Иисус был евреем, то почему христиане не следуют иудаизму? Законы иудаизма были даны Моисею для сынов Израилевых в священном и особом завете на горе Синай, записанном в книге Исход. В этом завете Бог написал свои законы на каменных скрижалях, и Израилю было велено исполнять все, что было открыто им. Но этот замечательный завет был лишь прообразом нового и лучшего завета, который Бог в один прекрасный день собирался дать Своему народу – и иудеям, и язычникам.
Этот новый завет записан в книге пророка Иеремии 31:31–34: «Настанут дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с потомками Израиля и с потомками Иуды Договор Новый – не такой договор, какой Я заключил с их отцами, когда взял их за руку и вывел их из Египта. Тот договор они нарушили, хотя Я был их Владыкой, – говорит Господь. – Иной договор Я заключу тогда с потомками Израиля, – говорит Господь. – Я вложу Закон Мой им в сердце, в их сердцах его начертаю. Я буду их Богом, они будут Моим народом! И никто больше не будет наставлять ближнего своего, брата своего, говоря: «Познайте Господа!» – ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, – говорит Господь. – Я прощу им преступление их, о грехе их больше не вспомню».
Христиане сегодня не следуют иудаизму, потому что Моисеев завет был исполнен в Иисусе Христе. Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить» (Матфея 5:17). И автор послания к Евреям пишет: «Называя этот Договор Новым, Он объявил первый договор устаревшим. А то, что устарело и стареет, скоро исчезнет» (Евреям 8:13).
Будучи христианами, мы больше не обязаны следовать прежнему завету, потому что Ветхий Завет был заменен. Теперь у нас есть лучший завет, с лучшей жертвой, под предводительством лучшего Первосвященника! «Итак, братья, благодаря крови Иисуса мы имеем свободный доступ в святилище. Он открыл нам туда путь – новый и дающий жизнь, путь через завесу, это значит, через принесение в жертву Своего тела. Наш великий Священник поставлен над всем домом Божьим. Так будем туда приближаться с преданным сердцем, в полноте твердой веры, с сердцами, очищенными от всего дурного, что было у нас на совести, и с омытыми чистой водой телами. Будем непоколебимо держаться неизменного исповедания того, на что мы надеемся, потому что верен Давший обещание (Евреям 10:19–23).
Михаил Анохин
Кто был ИисусХристос по плоти? - Галилеянин
М.И.Анохин
Как ни странно, очевидный ответ, заявленный в заголовке, неизвестен большинству даже воцерковлённых христиан. Большинство людей убеждено в том, что Спаситель по рождению был евреем, хотя существует мнение, что он был арамеем или ассирийцем. Однако со всей определенностью следует сказать, что Иисус из Назарета был галилеянином, жителем иудейской провинции Галилея, представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей (что дает основание Его называть "Всечеловеком" не только с богословских позиций).
Арамейская версия происхождения Ии суса основана на том, что Он проповедовал на арамейском языке, но этот язык в то время был языком общения всего Ближнего Востока. В настоящее время на нем разговаривают современные ассирийцы, что, по их мнению, является аргументом в пользу того, что Иисус Христос происходил из их народа. Из Галилеи, согласно евангелиям, произошли Его первые ученики-апостолы (включая равноапостольную Марию Магдалину), исключение составляют Фома, о происхождении которого не сообщается, и Иуда-предатель, уроженец иудейского города Кариота (т.е. Иуда был единственным евреем среди двенадцати апостолов). В евангелиях приводится генеалогия только Иосифа, номинального отца Христа , причем Матфей представляет Его потомком царя Давида в 27-м колене, а Лука - в 41-м колене; вообще, цель обеих генеалогий - в доказательстве происхождения Спасителя от Давида, соответственно предсказаниям пророков. О происхождении Богоматери не известно ничего, если не считать упоминания Луки о том, что Елизавета, иудейка, мать Иоанна Крестителя, была Ее родственницей.
Некоторые противники христианства утверждали, что отцом Иисуса Христа был римский солдат Пантира 1 , но, скорее всего, такое имя - искажение греческого "партéнос", означающее "дева": "παρθεηος" употреблено в пророчестве Исайи о "Деве, рождающей Сына" (Исайя VII , 14) 2,3 .Вообще вопрос о земном происхождении Спасителя, по-видимому, встал позже осмысления Его учения. Научная критика и ортодоксальное богословие единодушны в том, что между первохристианами вначале распространялись списки речений, "логии", Иисуса Христа 4 ,5,6 .
Из сочинений, признанных каноническими, - и все они написаны на греческом языке, - в науке самыми ранними считаются послания апостола Павла, Апокалипсис и евангелия от Иоанна и Марка, тогда как евангелия от Матфея и Луки, в которых приводятся некоторые "биографические данные" Христа, датируются обычно началом II в. Церковь считает самым ранним недошедшее до нас арамейское Евангелие от Матфея и датирует его приблизительно 50-м годом, но, возможно, это были "логии" 5,6 .
Галилея находится на севере Палестины; первоначально это область Израиля, которую в 30-х годах VIII века до н.э. Исайя её назвал самой языческой - в пророчестве о рождении Спасителя там, среди "народа, ходящего во тьме" (Исайя IX , 2). Ассирия, которую библейские пророки характеризуют как "бич Божий", захватывает Израиль в 735-722 гг. до н.э. (Галилею около 730 года) и выселяет оттуда жителей, заменяя их народами из покоренных стран: преимущественно семитами - арамеями , вавилонянами, арабами, - но также индоевропейскими племенами, к которым относят, например, мидян; собственно ассирийцев было переселено немного. Языком новых галилеян стал арамит , на который евреи перешли только к концу I в . до н.э., а в те времена еще не знали, как об этом свидетельствует 4-я Книга Царств при описании осады Иерусалима ассирийским царем Синаххерибом . Заметим, что при "вавилонском пленении", произведенном после захвата Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 597 г. до н.э. масштаб депортации был гораздо меньшим: тогда из южного еврейского царства изгнали преимущественно элиту (4-я Книга Царств XXIV , 14-16 и XXV , 11-12) Х .
Галилея входила в состав ассирийской империи, пока в конце VII века до н.э. эта первая империя в истории человечества не была уничтожена. Затем Галилея стала провинцией Иудеи, а той последовательно владели сменявшие друг друга властители Ближнего Востока: Вавилон, Персия, эллинистические царства преемников Александра Македонского и, наконец, с 64 г до н.э. - Рим, причем Галилея и Заиорданье имели общего правящего тетрарха, а Иудея, Самария и Идумея подчинялись римскому прокуратору ? . Вследствие враждебности самарян, земля которых находилась между Иудеей и Галилеей, сношения между разделенными областями всегда были стеснены, и из Галилеи проще было добраться до Дамаска в Сирии, чем до Иерусалима в Иудее 7 .
В Галилее ко времени Рождества Христова жило немало греков, сирийских и тех, кого переселил в близлежащую Самарию Александр Македонский после подавления мятежа в Македонии в 311 г. до н.э.. Эта область считалась наиболее языческой и эллинизированной 8 , и, когда около 17 г. н.э. Ирод Антипа построил Тивериаду , он в Галилее не нашел ни одной еврейской семьи для заселения новой столицы 7 .
Ассирийский след в Евангелиях. Верованиягалилеяндолгооставалисьсинкретическими(смешанными),аиудаизм утвердился примерно за 100 лет доРождества Христова 9, 10, 11 , так что к Новому Времени следы языческих обычаев в Галилее должны были оставаться. Эти следы можно назвать "ассирийскими", поскольку ассирийская мистика наиболее известна по археологическим находкам на месте Ниневии, древней столицы Ассирии;втоймистикеэтнографыищуткорни даженекоторыхсовременныхсуеверий.
..........................________________________
Х Изгнанники в Вавилоне завершили оформление иу даизма. В этом можно увидеть сходство с ситуацией в нашей стране, когда интеллектуалы (элита страны), страдавшие от правительственных репрессий, в конце Х I Х и в конце ХХ века создавали идеологию протеста, воспринятую затем большинством народа. После открытия архивов КГБ выяснилось, что диссидентами масштаб сталинских репрессий был преувеличен в десятки раз, однако по сей день принято считать, что едва ли не "половина народа сидела, половина охраняла". Другой пример преувеличений, укоренившихся в массовом сознании, - число пострадавших от католической инквизиции, хотя таковых было несравненно меньше, чем жертв св етских судов или даже убитых на дуэлях. Характерно, что советские энциклопедии приписывают испанскому фанатику-инквизитору Торквемаде более 10 тыс . казней, тогда как зарубежные издания обычно называют около 2 тыс., и это составляет более половины всех жертв инквизиции за историю ее существования.
Например, в русском народном приворотном заговоре: "Откуда вы, семь братьев, семь ветров буяных , идете? Куда пошли?" - "Пошли мы в чистые поля, в широкие раздолья..." В ассирийском заговоре - те же семь злых духов: "Эти семеро, они родились на горе запада; эти семеро, они выросли на горе востока; в отверстиях земли они обитают..." 12
Еще ближе сходство ассирийских ритуалов с некоторыми евангельскими событиями. Так, в ассирийской магии "самый простой и естественный из ритуалов - это омовение, которое само по себе не всегда является законченным обрядом разрушения, но первым этапом освобождения от чар", а другой ритуал "предписывает убить свинью и заключить в ее тело чары, которыми отягощен человек" 13 . В Евангелии от Матфея, III , 11: "Я крещу вас в воде в покаянии, но Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым и огнем"; в Евангелии от Марка, V , 12-13: "И просили Его бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им, и нечистые духи, вышедши, вошли в свиней".
Язычество было первым этапом богопознания , и обнаружение некоторых его форм в христианстве закономерно.Исторически объясним и оправдан тот факт, что в земном служении Спасителя заметны следы ассирийской мистической традиции, для которой характерно целительство , тогда как в иудаизме больше пророчеств. Следы древних азиатских культов заметны в добровольном мученичестве первохристиан (с которым боролись отцы церкви ). Катулл, Лукиан Самосатский и другие античные авторы оставили красочные описания экстатических оскоплений мужчин при языческих храмах (ср. от Матфея XIX , 12: "есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного"). Лукиан описал также молитвенное сидение на вершине гигантского каменного фаллоса - подобие столпничества у православных христиан.
Деве Марии и Ее супругу в Вифлееме не нашлось места в гостинице: не потому ли, что их в этом провинциальном городе сочли почти иноплеменниками? Евангелия, особенно от Иоанна, отмечают некоторый антагонизм галилеян и иудеев. Разговорные языки их настолько различались, что предсмертные слова Иисуса не поняли стоявшие у креста иудеи (от Матфея ХХ VII , 46, 47; от Марка XV , 34, 35). Иудеям галилеяне напоминали иноверцев-самарян (от Иоанна VIII , 48), а самаряне считали галилеян иудеями (от Луки IX , 53; от Иоанна IV , 9).
Индоевропейский след. Отношения в Святом семействе, по-видимому, отличались от таковых в Иудее: их характеризует сдержанность, более типичная не для семитов, а для индоевропейцев. Яркий пример того - в Евангелии от Луки (II , 46): возвращаясь вместе с другими паломниками из Иерусалима, родители лишь на полпути спохватились, что 12-летнего Иисуса нет с ними, после чего вернулись и "через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их". Такая демонстративная восточная сдержанность отражена у классика осетинской литературы К.Хетагурова 14 : отец не называл сына по имени и не имел права его спасать, даже если бы тот, например, упал бы в огонь или с крыши. Заметим также, что в европейских аристократических семьях сыновья по сей день получают самостоятельность очень рано и воспитываются по большей части вне отчего дома в учебных заведениях строгого режима. Напротив, для еврейских семей характерна повышенная эмоциональность с чрезмерной опекой (едва не по анекдоту, рассказанному Геннадием Хазановым: "В чем разница между террористом и еврейской мамой?" Ответ: "Разница в том, что с террористом можно договориться"). Немало примеров чадолюбия в Библии: назовем Ноеминь из Книги Руфи или "вопль великий" Рахили о детях своих, донесшийся через века (от Матфея II , 18).
Вековое заблуждение, еврейская версия , основана на том, что Иисус Христос проповедовал в Иудее и, по Его словам, был "послан только к погибшим овцам Израилева" (от Матфея Х V , 24; но там же в последующих стихах описывается исцеление дочери хананеянки ).
Во времена раннего христианства вопрос о происхождении Спасителя не ставился, или ответ на него часто был таким, как в словах, приписываемых римскому императору Юлиану Отступнику: "Ты победил, Галилеянин". Именно так следует отвечать на вопрос о "национальности" Иисуса Христа: галилеянин. "Галилеянством" иногда называли христианство (поначалу слово "христианство" было оскорбительным). Крупнейший историк ХХ века А.Тойнби 15 евангельскую притчу о горчичном зерне, "которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (от Матфея, XIII , 32), истолковывал как бурный рост нового религиозного учения из "галилейского горчичного зерна", преодолевающего сопротивление консервативного иудаизма.
Примеров же векового заблуждения много. У Лютера имеется воззвание "О том, что Иисус был рожден евреем". Так же думали Гегель, А.С. ПушкинХ , Л.Н.Толстой и многие другие.В опровержение этому приведем цитату из В.В.Розанова 16 : "Убеждение европейцев, что Христос был евреем, совершенно аналогично тому, без сомнения, всеобщему убеждению жителей Канады или Пиренейского полуострова, незнакомых с подробностями русского существования, что, например, Никон, преобразователь русского богослужения, родом из Нижегородской области, - был славянского происхождения, русский по рождению". (Как известно, п атриарх Никон был мордвином). Мнение Розанова основано на работе Чемберлена "Явление Христа", но к аналогичному выводу приходило большинство беспристрастных исследователей данного вопроса, в числе которых А.С.Хомяков, Э.Ренан, Д.Коннер , А.Тойнби и другие.
"Золотая легенда", популярные средневековые жития святых от XIII в., называет предками Девы Марии по отцу - Натана, сына царя Давида, и по матери - Аарона, брата Моисея, ссылаясь на св. Иоанна Дамаскина 17 . Так или иначе, но Деву Марию от Давида отделяет тысяча лет, а от Аарона еще больше. Если же впервые о е врейском происхождении Девы Марии написал Дамаскин , то на это могла повлиять политическая ситуация. Великий православный богослов жил в арабском халифате и состоял на службе у халифа. Военное противостояние его страны и византийской империи отражалось также на внутренней политике. В халифате к евреям (точнее, к исповедующим иудаизм) относились хорошо - в отличие от Византии 18 . Также известно, что когда власть в Константинополе оказалась в руках иконоборцев, противники этой ереси могли находить убежище в арабском государстве, где в середине VIII века в Дамаске, а затем в монастыре в Иерусалиме жил и проповедовал самый авторитетный защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин , преданный анафеме в Византии 19 .
В мировой литературе немало работ на тему "Иисус Христос не был евреем". Почему большинство верующих и неверующих этого не знает или не хочет знать? Не сродни ли сей психологический феномен попыткам приписать к семитам Христофора Колумба, Гитлера, В.И.Ленина, св. равноапостольного князя Владимира "Красное солнышко", былинного героя Садко и даже писателя Александра Солженицына ("Солженицера")? Х
Галилеяне. Репутация этого народа в глазах иудеев была довольно сомнительной (от Луки XIII , 2; от Иоанна I , 46, VII , 41, 52). Взятие под стражу Иисуса Христа, окруженного учениками, согласно Евангелиям, выглядит почти военной акцией, и выдал Иисуса единственный приближенный к Нему негалилеянин , Иуда. Из истории известно, что первое антиримское восстание, жестоко подавленное, началось в 6 году н.э. именно из Галилеи и последующие мятежи также всегда захватывали эту беспокойную область (то же в Деяниях Апостолов V , 36-37). Галилея являлась базой фанатичных непримиримых зилотов (к ним, в частности, принадлежал апостол Симон ), их вождь Менахем во времена Нерона истребил римский гарнизон Иерусалима и был казнен по обвинению в том, что выдавал себя за Мессию. Иоанн из Гешалы (город на севере Галилеи) руководил отчаянной обороной Иерусалима против легионов Тита в 70 году, а после взятия города галилеянин Елеазар почти три года продолжал сопротивление в горах, в крепости Масада , и его воины вместе с ним предпочли погибнуть, но не сдаться: умертвили своих жен и детей, а затем самих себя. Позднее, в 614 году, галилеяне отличились в походе перса Шарбарца на Иерусалим, входивший в те времена в состав Византийской империи 20, 21, 22 .
Возможно, что на характере галилеян отразилась народная память о происхождении из страны, внушавшей ужас всем соседям, где царь лично выкалывал глаза пленникам, а кожу, содранную с них, набивали на стены взятых крепостей. Но что может быть тому противоположней, чем проповедь "любите врагов ваших" и "отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку"? Такой идеал, к которому человечество сегодня не ближе, чем две тысячи лет назад, становится более понятен , если вспомнить, что он возник из глубины самой ужасной предыстории: данный психологический парадокс близок тому явлению, когда из болезненного ребенка вырастает великий полководец, заика становится оратором, а склонный к глухоте - композитором.
___________________
Х Колумба пытаются причислить к евреям на основании того, что на одном из его писем нарисована шестиконечная звезда, но символом иудаизма этот знак сделался гораздо позже, второй "аргумент" - финансирование экспедиции Колумба еврейскими банкирами (которым заложила свои драгоценности королева Изабелла). Девичья фамилия матери Ленина - Бланк, но в Петербурге такую фамилию носили не только евреи, но также шведы и немцы. Мать святого князя Владимира, согласно летописям, была ключницей княгини Ольги по имени Малуша , которую некоторые авторы переделывают в "Малку", что является чистой фантазией. Такая же фантазия переименовывать Садко в "Садока" или "Цадика".
Галилеяне могут считаться первыми христианами в лице первых учеников Спасителя и также потому что после Его Воскресения уверовавших в Него в Галилее насчитывалось гораздо больше, чем, например, в Иерусалиме (1 Кор ., XV , 6; Деян , I , 16).
Духовное важнее генетики. После исчезновения галилеян со страниц истории, на первенство в принятии христианства претендуют ассирийцы. Действительно, уже со II века н.э. север Месопотамии как жребий апостола Варфоломея стал важным центром распространения христианстваи,согласно легенде, туда, в город Эдессу ее правителю Авгару (кстати, он был из арабской династии) Спаситель посылал С вое изображение, чудесным образом запечатленное на полотенце, "Нерукотворный Спас". Исторически, однако, пожалуй, не ассирийцы стали первымихристианами, а, наоборот, потомками "населения земли Ашшура" (самоназвание древней Ассирии) осознало себя население Месопотамии, принявшее христианство. Предки их в течение многих веков после падения Ниневии, произошедшем в 612 г. до н.э., могли называться не только ассирийцами, но также арамеями , вавилонянами, халдеями, израильтянами, сирийцами, парфянами, арабами, греками и именами других племен, населявших территорию бывшей ассирийской империи. Данный факт напоминает более известный, о котором говорится: "евреи сохранили субботу, и суббота сохранила евреев".
Почему сегодня ассирийцы ("айсоры") есть, а вавилонян, например, нет, хотя цивилизационный вклад Вавилонского царства был бóльшим и существовало оно дольше? Ответ на данный вопрос, по крайней мере, частично -в Библии. Там отношение к Вавилону - худшее, что исторически несправедливо, поскольку Ассирия, "бич Божий", полностью уничтожила Израиль, а Вавилон на последующие почти две тысячи лет(!) сделался центром еврейской культуры. Тем не менее "вавилонская блудница" и бестолковщина "вавилонской башни" стали нарицательными определениями, и, фигурально говоря, получилось, что лучше иметь отцом жестокого царя, чем мать-блудницу. Так, например, Багратиды , правители средневековой Армении и Грузии, гордились происхождением от двух ассирийских принцев, бежавших на Кавказ после того, как они убили своего отца, знаменитого Синаххериба .
Определенное место в исторической памяти ассирийцев занимает пророк Иона, израильтянин из Галилеи (еще прежде завоевания ее А ссирией), призывавший древних ниневитян к покаянию. Один из холмов, на котором стояла Ниневия, называется "Наби Юнус", то есть "Пророк Иона". Считалось, что там похоронен Иона, и на этом холме стояла церковь, позже превращенная в мечеть. Важнейшие ссылки в евангелиях на Книгу Ионы заключают слова: "Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (от Матфея XII , 40), а также "Как Иона был знамением для ниневитян , так будет и Сын Человеческий для рода сего" (от Луки ХI , 30). Согласно последнему, служение в Ниневии галилеянина пророка Ионы, - вероятно, мифическое - явилось прообразом служения Галилеянина Иисуса Христа также в призыве к покаянию, и некоторые откликнувшиеся ощутили в себе даже кровное родство с древними ниневитянами .
История галилеян, ассирийцев, евреев (и русских тоже; список можно продолжить) - примеры решающего значения духовного начала над генетическим . Одним из первых среди историков об этом писал А.Токвиль 23 , критикуя расовую теорию Ж.А.Гобино ; противником "племенной политики" был Константин Леонтьев 24 , а сегодня доказано, что различия между расами генетически несущественны. Более того: большинство наших генов - общие даже со всем животным миром! Так что "нет ни эллина, ни иудея" не только во Христе, то есть в высшем смысле, но и на низшем уровне в биологическом отношении тоже (зато достаточно различий на промежуточном уровне).
Отношение материального к духовному в свете современной науки стало еще более загадочным, и, думается, насколько правильнее до середины XVIII века вместо "национальности" употребляли более конкретное и идеологически нейтральное - "языки" (и, конечно, учитывались подданство и, главное, религиозная принадлежность). Русское слово "народ", английское "people " или французское "peuple " не подразумевают племенного, кровного родства, тогда как в немецком "Folk " это есть, из-за чего был предложен термин, лишенный такого "неполиткорректного" оттенка: "ментальная общность" или "ментальное сообщество", что хорошо подходит, в частности, к евреям (но не только).
Ближайшие соседи ("ближайшие родственники") нередко играют ведущую роль в интеллектуальной жизни культурной метрополии. Швейцарец Руссо, испанец Пикассо, англоязычные писатели ирландского происхождения Уа йльд, Шоу, Джойс, житель малоазиатского побережья (предположительно) Гомер и, наконец, наши великие малороссы Гоголь и Репин - все они реализовали свои таланты на "второй родине", привнеся туда идеи, образы и краски своей "малой родины" и создав в итоге произведения мирового значения. Религиозные гении также могли принадлежать иному племени или воспитываться не с тем народом, который они потом просветили: пример тому Моисей. Какая из народностей преобладала в галилеянах? На данный вопрос невозможно дать ответа, и он малосущественен, по сравнению с важнейшим фактом того, что пришедший из "Галилеи языческой" Иисус Назаретянин проповедовал, исходя из традиции иудаизма, еврейской религиозной культуры (хотя в Его деятельности заметны также следы местных, очевидно, галилейских , традиций, уходящих корнями в месопотамскую древность).
Конец четырехвекового заблуждения о Христе
Книга Джекоба Коннера «Христос не был евреем» («Christ was
not a Jew») издавалась в Америке трижды: в 1936, в 1972, в 1985. Два года назад
вышел в свет ее перевод на русский (М.: Православное издательство «Энциклопедия
русской цивилизации», 2004).
Джекоб Е. Коннер (род. в 1862) был
яркой и значительной фигурой своего времени. Его считали авторитетным историком,
лингвистом, экономистом, политологом и дипломатом. При президенте Тафте
(1908-1912) Коннер был консулом США в России. При Рузвельте был послан в Сайгон.
Коннер написал ряд фундаментальных трудов по различным дисциплинам, но
наибольшее внимание привлекла - и привлекает и до сего времени - именно эта его
книга «Христос не был евреем». Прежде чем перейти к ее подробному рассмотрению -
несколько вводных сведений, которые сделают восприятие материала книги более
информативным.
СВЯТЫЕ ПРОТИВ ЕВИОНИТОВ
Четыре века назад вышла другая книга, название которой выражало идею прямо
противоположную. Это была работа ересиарха Лютера (XVI в.) «О том, что Иисус
Христос был рожден евреем». В те времена подобное заявление воспринимались еще большинством человечества как
гипотеза новая, очень спорная и довольно странная. Впрочем, она и притягивала к
себе внимание, как всякое «скандальное» заявление.
Позднее даже сам Лютер изменил точку зрения и написал книгу
противоположного содержания: «О евреях и об их лжи». Лютер хотел исправить
собственную ошибку, да только ящик Пандоры не пожелал захлопнуться. Последняя
книга ересиарха оказалась замолчана, тогда как идеи первой продолжали усиленно
насаждаться. Потому что религиозный и, главное, политический конфликт,
охвативший все страны Запада, требовал, как раз, переиначивания основ. Поэтому,
что было раньше лишь «умничаньем» экзотических сект - сделалось, с «легкой» руки
Лютера, заблуждением человечества.
Однако, первым изобретателем этой
фантазии о Христе был не он. Еще евреи Евион и Керинф (I в. по Р.Х.) пытались
приписать Христу и его учению иудейские корни. Вот что говорит о них русский
православный историк Андрей Муравьев (1806-1874): «из Пеллы, куда евреи бежали
от разорения Иерусалимского, возникла ересь Евиона… отвергавшего и самое
Божество Христово… подобные тому богохульства рассеивал в Малой Азии Керинф,
другое исчадие ада» (СПб: «Первые четыре века христианства», типография
Российской Академии, 1840).
В книге Джекоба Коннера ересь евионитов названа «начальною из всех ересей»,
потому что анафематствовали ее сами еще апостолы. В апостольские времена она не
смогла завладеть умами. Слишком хорошо еще люди помнили Самого Христа, Его
внешний облик, Его учение, как оно излагалось Его собственными устами.
Последователями Евиона стала лишь незначительная горстка евреев. Веками затем их
ересь прозябала в безвестности, осмеиваемая как явный вздор. Конечно, эта секта
пыталась умножить ряды сторонников и до Лютера, но всякий раз этому
противостояло боговдохновенное слово святых отцов.
ГАЛИЛЕЯ СКИФСКАЯ
Как устанавливают национальность кого бы ни было?
По родине, по крови, по языку.
Причем, во-первых - по крови и языку
(духу), и уже во-вторых - соответственно стране рожденья и жительства. Но
обстоятельный Коннер начинает именно со страны. Наверное - не желая
упустить и второстепенное, стремясь не оставить и тени какого-либо
сомнения.
По имени земли, откуда Он родом и Его
Мать, Пречистая Дева, Иисуса называли Галилеянин. Все первые века
христианства сие прозвание было не менее распространено, чем Христос -
именование Иисуса соответственно сущности Его Дела. Помните, как
повествует поэт о событиях тех времен:
И Юлиан Отступник, с Римом в длани,