Задержка психоречевого развития. Нарушения психологического развития (f80-f89) Дислалия код по мкб 10 у детей

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
 Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. У девочек, 11-12 мес. У мальчиков).
 В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя); в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. Начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
 Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
 Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
 Т. О. , признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
  аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации).
  отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года.
  неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет.
  невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ).
  отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет.
  неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет.
  полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.).
  преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и тд.

  • Избегание общества
  • Инфантильность
  • Искажение артикуляции звуков
  • Мозаичность запоминания материала
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушение логического мышления
  • Нарушения письма
  • Отсутствие собственной речи
  • Плохое развитие слухового восприятия
  • Преобладание наглядно образной памяти
  • Ребенок не поворачивается к источнику звуков
  • Ребенок не произносит слова самостоятельно
  • Склонность к стереотипному поведению
  • Трудности в распознании речи
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Задержка психоречевого развития – заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребёнка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии нервной системы, в частности головного мозга. Последнее может быть обусловлено массой этиологических факторов, не исключение и неправильный образ жизни родителей. По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) данной патологии присвоен код F80. Возможно ли полностью вылечить это заболевание, может сказать только врач после обследования пациента. Чем раньше будет диагностировано это расстройство, тем больше шансов на выздоровление ребёнка.

    Следует отметить, что грубая задержка психоречевого развития чаще всего диагностируется у детей после 5 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте ребёнок начинает активно общаться с окружающими и должен адаптироваться социально. Поэтому очень важно своевременно обращать внимание на все проблемы в развитии малыша.

    Этиология

    Клиницисты отмечают, что задержка психоречевого развития практически никогда не является самостоятельным заболеванием. В преобладающем количестве случаев - это следствие патологических процессов центральной нервной системы, в частности головного мозга.

    В целом выделяют такие заболевания, которые могут привести к развитию этого расстройства:

    • инфекционные заболевания, которые поражают головной мозг, нервную систему (один из самых распространённых – );
    • (кислородное голодание плода);
    • врождённые патологии ЦНС;
    • лейкодистрофия;
    • патологии сосудов головного мозга и ликвородинамики;
    • психические заболевания.

    К предрасполагающим факторам для развития такого расстройства у детей следует отнести:

    • перенесённые инфекционные заболевания матери во время беременности;
    • неправильный образ жизни будущей матери во время вынашивания ребёнка – курение, распитие спиртных напитков, приём наркотических средств, нервные переживания, стрессы;
    • травмы ребёнка при родах, тяжёлая беременность;
    • перенесённые ребёнком тяжёлые заболевания в раннем возрасте (до 2–3 лет);
    • сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
    • тяжёлая психологическая травма;
    • генетические, хромосомные заболевания, которые приводят к торможению развития;
    • неправильное воспитание ребёнка – чрезмерная опека или, напротив, грубое обращение, моральное и физическое насилие малыша.

    Следует понимать, что сама по себе ЗПРР - это следствие определённых патологических процессов или психиатрических заболеваний. Поэтому изначально нужно устранять первопричинный фактор.

    Симптоматика

    В большинстве случаев нарушения в речевом и психическом развитии явно просматриваются у детей в возрасте 4–5 лет. О нарушениях развития речи могут говорить такие признаки:

    • отсутствие реакции на звуки и обращения в возрасте до одного года;
    • неактивные попытки повторить слова или отдельные буквы в возрасте до 1,5 лет;
    • ребёнок не произносит слова самостоятельно, не может выполнить простое действие в возрасте 2–2,5 лет;
    • в возрасте 2,5–3,5 лет ребёнок не может соединять осмысленно слова в целые фразы;
    • искажение артикуляции некоторых звуков;
    • речевая инактивность;
    • практически полное отсутствие собственной речи, начиная с трёх лет. Малыш может только повторять заученные фразы не осмысленно, которые чаще всего слышит в своём окружении.

    Со стороны психического нарушения возможно проявление такой общей клинической картины:

    • слуховое восприятие развито хуже, чем зрительное;
    • ребёнку сложно объяснить то, что он хочет, он испытывает трудности с формированием целостных образов;
    • концентрация на определённых предметах или ситуациях у ребёнка вызывает затруднение;
    • может присутствовать синдром ;
    • мозаичность запоминания материала;
    • наглядно-образная память преобладает над вербальной;
    • низкая мыслительная активность;
    • ребёнок не может сделать самостоятельно вывод, построить простейшую логическую цепочку, объяснить то, что он сказал без помощи взрослого;
    • (нарушение письменной речи);
    • аффективные реакции;
    • инфантильность;
    • резкая смена настроения;
    • эмоциональная нестабильность;
    • двигательная неловкость, недостаточность координации движений.

    Проявления ЗПРР необходимо диагностировать с элементами аутизма. В таких случаях патологический процесс может дополняться следующими аутичными симптомами:

    • ребёнок склонен к приступам агрессии не только относительно окружающих, но и себя. При недовольстве или прочих провоцирующих факторах малыш может себя бить, кусать, причинять другое физическое воздействие;
    • не вступает в эмоциональный контакт с окружающими, в том числе и близкими людьми. В некоторых случаях ребёнок может не реагировать позитивно даже на родителей;
    • склонен к стереотипному поведению - длительное время может монотонно совершать одни и те же движения или действия;
    • избегает общества сверстников, при нахождении в незнакомом помещении может истерить, плакать;
    • не знает, как обращаться с игрушкой, может использовать её не по назначению, не проявляет интереса к новым игрушкам и развлечениям;
    • не понимает обращённой к нему речи.

    При наличии даже 1–2 вышеназванных симптомов, следует обращаться за медицинской помощью к логопеду и детскому психоневрологу. Следует понимать и то, что наличие некоторых вышеописанных признаков ещё не говорит о том, что у ребёнка ЗПРР, однако, исключать этот фактор также не стоит. Своевременная диагностика существенно повышает шансы на полное выздоровление.

    Диагностика

    В этом случае требуется консультация группы специалистов - , детского , детского и , . Обязательно проводится физикальный осмотр пациента со сбором не только семейного анамнеза, но и анамнеза жизни и заболевания.

    Инструментальная диагностика включает в себя следующие методы:

    • дуплексное сканирование артерий головы;
    • КТ и МРТ головного мозга;
    • ЭхоЭГ;
    • нейропсихологическое тестирование.

    Лабораторные инструменты диагностики, в этом случае, проводятся лишь по показаниям.

    Также обязательно прохождение дополнительных методов обследования – психодиагностика и оценка речевого развития. В этом случае могут проводиться:

    • диагностическое обследование речи;
    • денверский тест психомоторного развития;
    • шкала психомоторного развития по Гриффитс;
    • диагностика по шкале Бейли;
    • шкала раннего речевого развития.

    Следует отметить, что клинические проявления у детей с задержкой психоречевого развития в пять лет могут быть проявлением и других заболеваний. Поэтому в некоторых случаях требуется проведение дифференциальной диагностики для того, чтобы подтвердить или исключить наличие таких заболеваний:

    • синдром Дауна;
    • аутизм;
    • элективный мутизм;
    • общее недоразвитие речи 1–4 уровня.

    На основании полученных результатов обследований, врачами ставится диагноз, избирается наиболее эффективная тактика лечения, и даются общие рекомендации родителям.

    Лечение

    Как лечить это заболевание правильно, может сказать только квалифицированный медицинский специалист-психоневролог. В этом случае, лечение должно начинаться как можно раньше и только комплексно.

    Приём медикаментов сводится к минимуму. В зависимости от текущей клинической картины врач может назначить такие препараты:

    • седативные;
    • ноотропные;
    • витаминно-минеральный комплекс.

    Основа лечения должна состоять из физиотерапевтических процедур, занятий у логопеда и детского психолога. Очень важно правильное взаимодействие родителей с ребёнком, поэтому консультации у психолога могут проводиться с родными ребёнка.

    Что касается физиотерапевтических процедур, то чаще всего назначают магнитотерапию – это позволяет активизировать работу коры головного мозга.

    Кроме этого, могут быть показаны:

    • лечебная физкультура - занятия в спортзале, плаванье;
    • арт-терапия;
    • курсы мануальной терапии.

    Лечение также может проходить и в домашних условиях - врач может расписать комплекс упражнений и рекомендаций, которые родители должны выполнять вместе с ребёнком. Это развитие мелкой и крупной моторики, а также развивающие игры, которые направлены на улучшение памяти и внимания.

    Важно понимать, что такие занятия должны проводиться регулярно и продолжительно. Кроме этого, очень важно то, какая психоэмоциональная обстановка в окружении ребёнка. Малыша следует оградить от стрессов, психологического давления, эмоциональных перегрузок, и тем более морального и физического насилия.

    Кроме расписанных врачами занятий, следует принимать во внимание и общие рекомендации:

    • питание ребёнка должно быть полноценным, сбалансированным, своевременным и регулярным;
    • обязательны прогулки на свежем воздухе ежедневно;
    • активные, подвижные игры;
    • взаимодействие малыша с окружающими людьми, его социальная адаптация.

    Следует понимать, что чем раньше будет начата терапия этого расстройства, тем выше шансы того, что ребёнок дойдёт до нужного уровня развития и социально адаптируется. В то же время, нужно понимать, что лечение этого заболевания может длиться не один год.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз будет зависеть от этиологии заболевания и того, на какой стадии было начато активное лечение. Что касается профилактики, то следует выделить такие рекомендации:

    • систематическое обследование у детского логопеда, невролога, психолога;
    • исключение травм головы и ЦНС;
    • своевременное и правильное лечение всех заболеваний;
    • ведение здорового образа жизни во время беременности.

    Если в семейном анамнезе присутствуют генетические хромосомные заболевания, то рекомендуется перед зачатием ребёнка проконсультироваться у генетика.

    РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
    Версия: Архив - Клинические протоколы МЗ РК - 2010 (Приказ №239)

    Расстройства развития речи и языка неуточненные (F80.9)

    Общая информация

    Краткое описание

    Задержка психоречевого развития - сборная группа, к которым относятся нетяжелые разнообразной этиологии патологии развития ЦНС с незрелостью эмоционально-волевой, познавательной и речевой функции с перспективой компенсации.

    Афазия - расстройство речи, обусловленное поражением корковых речевых зон (нижней лобной извилины или теменно-височно-затылочного отделов в доминантном полушарии); афазия - приобретенные в любом возрасте (у ребенка - после трех лет) речевые расстройства; они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи.

    Моторная афазия развивается вследствие поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения, утрата навыков произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей.
    Сенсорная афазия возникает при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазии больной слышит, но не понимает обращенную речь. При этой форме афазии поражается гностический центр речи - центр Вернике, по своему механизму является речевой агнозией.

    Протокол "Задержка психоречевого развития"

    Код по МКБ:

    F80.1. Задержка психоречевого развития

    Расстройство экспрессивной речи (связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа)

    F80.2. Расстройство рецептивной речи

    Связанная с развитием:

    Дисфазия или афазия рецептивного типа

    Афазия Вернике

    Невосприятие слов

    F80.9 Расстройство развития речи и языка

    Классификация

    Задержка психического развития с речевой недостаточностью (Л.А. Булахова):

    1. Моторная алалия.

    2. Сенсорная алалия.

    3. Дислалия:

    Задержка психического развития с дисграфией;

    Задержка психического развития с дислексией;

    Задержка психического развития с дискалькулией;

    Задержка психического развития с диспраксией;

    Задержка психического развития в связи с врожденной или рано приобретенной глухотой и тугоухостью;

    Задержка психического развития в связи со слепотой или слабовидением.

    Классификация речевых расстройств (Л.О. Бадалян). Речевые расстройства:

    Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы:

    1. Афазия - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.

    2. Алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.

    3. Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрий.

    Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

    Заикание;
    - мутизм и сурдомутизм.

    Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

    Задержка речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогическая запущенность и т.д.)

    Диагностика

    Диагностические критерии

    Жалобы и анамнез: задержка в психоречевом развитии, снижение мышления, памяти, внимания, расторможенность, неусидчивость; перинатальный анамнез отягощен, в анамнезе возможны черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции.

    Физикальное обследование: психоречевое развитие не соответствует ребенку, нарушение поведения, неадекватные реакции.

    Лабораторные исследования: в пределах нормы.

    Инструментальные исследования: на ЭЭГ задержка формирования возрастной корковой ритмики, диффузные изменения электрогенеза.

    Показания для консультации специалистов: логопед, психолог, ЛОР сурдолог, окулист.

    Минимум обследования при направлении в стационар:

    Общий анализ крови;

    Общий анали мочи;

    Кал на яйца глист.

    Основные диагностические мероприятия:

    1. Общий анализ крови.

    2. Общий анализ мочи.

    4. Исследование слуха.

    5. ЛОР сурдолог.

    6. КТ головного мозга.

    7. Логопед.

    8. Психолог.

    9. Окулист.

    Дополнительные диагностические мероприятия:

    1. ИФА на токсоплазмоз.

    2. ИФА на цитомегаловирус.

    3. Анализ мочи на обменные нарушения.

    4. УЗИ органов брюшной полости.

    Дифференциальный диагноз

    Диагноз,

    признак

    Синдром Ретта

    Ранний детский аутизм

    Сенсорная алалия

    Моторная алалия

    Речь

    Дети, достигшие определенного уровня развития речи, общения и социальной адаптации, после манифестации заболевания утрачивают эти навыки. Со слов родителей, экспрессивная и импрессивная речь и социальные навыки теряются в среднем в возрасте 4-11 месяцев, а навыки самообслуживания - в 12-14 месяцев.

    Особенно нарушена коммуникативная функция речи, отмечается задержка развития речи.

    Резкое нарушение фонетической стороны речи, речь отсутствует или ограничена, в словах многочисленные ошибки, звуковые замены, эхолалии.

    Речевое развитие развивается с задержкой, в раннем возрасте отсутствует лепетная речь, к 2-3 годам появляются искаженные малопонятные окружающим слова, к 4-5 годам - упрощенная фразовая речь

    Поведение

    Аутичное поведение, стереотипные движения рук, напоминающие выжимание, стискивание, хлопки, «мытье рук», потирание, появляющиеся после потери целенаправленных движений рук; нарушения походки (апраксии и атаксии), выявляющиеся в возрасте 1-4 лет

    Дети играют в одиночестве, стереотипно, чаще неигровыми предметами, нарушено коммуникативное поведение, стереотипный характер игр

    Дети часто неусидчивы, расторможены

    Неуверенность в себе, раздражительность, молчаливость

    Интеллект

    До 1 года психоречевое развитие соответствует возрасту, затем постепенная утрата ранее приобретенных навыков. Интеллект значительно снижен

    Уровень интеллекта колеблется от субнормального до нормального

    Задержка психического развития

    Легкая задержка психического развития

    Понимание речи

    Крайне ограничено понимание речи, глубокое повреждение экспрессивной и импрессивной речи и грубая задержка психомоторного развития

    Дети не понимают речь окружающих

    Дети понимают речь окружающих


    Лечение за рубежом

    Пройти лечение в Корее, Израиле, Германии, США

    Получить консультацию по медтуризму

    Лечение

    Тактика лечения

    Цели лечения:

    Активизация психического развития;

    Пополнение пассивного и активного словарного запаса;

    Коррекция поведения;

    Повышение эмоционального тонуса, настроения ребенка;

    Обучение навыкам самообслуживания;

    Социальная адаптация.

    Немедикаментозное лечение:

    Индивидуальные коррекционные занятия с логопедом;

    Занятия с психологом;

    Кондуктивная педагогика;

    Групповые занятия ЛФК;

    Массаж воротниковой зоны, головы;

    Физиолечение - электрофорез с эуфиллином на шейный отдел позвоночника, кислородный коктейль, дарсонвализация волосистой части головы.

    Медикаментозное лечение

    Широко используют в последнее время препараты ноотропного ряда - нейропротекторы, с целью улучшения обменных процессов в головном мозгу. Большинство ноотропных препаратов, в связи с их психостимулирующим действием, назначают в первую половину дня. Продолжительность курсов лечения ноотропами составляет от одного до двух-трех месяцев.

    Церебролизин, ампулы 1 мл в/м, пирацетам, ампулы 5 мл 20%, гинкго-билоба (танакан), таблетки 40 мг, пиритинола гидрохлорид (энцефабол), драже 100 мг, суспензия - 5 мл содержат 80,5 мг пиритинола (соотв. 100 мг пиритинола гидрохлорида).

    Энцефабол - минимум противопоказаний, разрешен к применению с первого года жизни. Дозирование суспензии (с содержанием в 1 мл 20 мг энцефабола) детям 3-5 лет с алалией суточная доза 200-300 мг (12-15 мг массы тела) назначают в 2 приема - утром (после завтрака) и днем (после дневного сна и полдника). Продолжительность курса 6-12 недель, целесообразен длительный прием, при котором повышается работоспособность и способность к обучению, улучшаются высшие психические функции.

    Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг, драже-форте 200 мг активного вещества. Нейрометаболический препарат, содержащий исключительно физиологические компоненты. Детям назначается в драже-форте, прием до еды по ½ -1 драже 2-3 раза в день (в зависимости от возраста и выраженности симптомов заболевания), до 17 часов. Продолжительность терапии 1-2 месяца.

    Инстенон, таблетки (1 таблетка содержит 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина). Многокомпонентный нейрометаболический препарат. Суточная доза составляет 1,5-2 таблетки, назначается в 2 приема (утром и днем), после еды. Для исключения побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 5-8 дней. Продолжительность лечения 4-6 недель.

    Ангиопротекторы с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин.

    Витамины группы В: В1, В6, В12, фолиевая кислота, аевит, нейромультивит - специальный комплекс витаминов группы В с направленным нейротропным действием, неуробекс.

    Седативная терапия по показаниям: ноофен, ново-пассит.

    Корректоры поведения: сонапакс, хлорпротиксен.

    Профилактические мероприятия:

    Профилактика травматизма;

    Профилактика вирусных и бактериальных инфекций.

    Дальнейшее ведение: регулярные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, социальная адаптация ребенка, оформление в специализированный детский сад, прохождение медико-педагогической комиссии для решения вопроса об обучении ребенка.

    Основные медикаменты:

    1. Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг

    2. Винпоцетин (кавинтон), таблетки 5 мг

    3. Пирацетам, ампулы 5 мл 20%

    4. Пирацетам, таблетки 0,2 и 0,4

    5. Пиридоксин гидрохлорид, ампулы, 1 мл 5%

    6. Пиритинол (энцефабол), драже 100 мг, суспензия (5 мл=80,0 пиритинола)

    7. Тиамин хлорид, ампулы 5%, 1 мл

    8. Фолиевая кислота, таблетки 0,001

    9. Церебролизин, ампулы 1 мл

    10. Цианокобаламин, ампулы 1 мл, 200 мкг и 500 мкг

    Дополнительные медикаменты:

    1. Аевит, капсулы

    2. Актовегин, драже 200 мг

    3. Глицин, таблетки 0,1

    4. Гопантеновая кислота (пантокальцин), таблетки 0,25

    5. Инстенон, таблетки

    6. Магния лактат+пиридоксин гидрохлорид, таблетки магне В6

    7. Нейромультивит, таблетки

    8. Неуробекс, таблетки

    9. Ново-пассит, таблетки, раствор

    10. Ноофен,таблетки 0,25

    11. Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10 мг

    12. Хлорпритиксен, 15 мг

    13. Циннаризин, таблетки 25 мг

    Индикаторы эффективности:

    1. Улучшение внимания, памяти, работоспособности.

    2. Пополнение пассивного и активного запаса слов.

    3. Повышение эмоционального и психического тонуса.

    Госпитализация

    Показания к госпитализации (плановая): задержка психоречевого развития с рождения или приобретенная, эмоционально-волевые расстройства, общее недоразвитие речи, утрата навыков произношения и понимания речи.

    Информация

    Источники и литература

    1. Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №239 от 07.04.2010)
      1. Перинатальная патология. Под редакцией М.Я. Студеникина. Москва 1984 Ю.А. Якунин. Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста. Москва 1979 Справочник детского психиатра и невропатолога. Под редакцией Л.А. Булаховой. Киев 1997 Л.О. Бадалян. Детская неврология. Москва 1998 Л.О. Бадалян. Неврология. Москва 1982 Н.Н. Заваденко. Ноотропные препараты в практике педиатра и детского невролога. Методические рекомендации. Москва 2003 Л.З. Казанцева. Синдром Ретта у детей. Москва 1998

    Информация

    Список разработчиков:

    Разработчик

    Место работы

    Должность

    Кадыржанова Галия Баекеновна

    Заведующая отделением

    Серова Татьяна Константиновна

    РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №1

    Заведующая отделением

    Мухамбетова Гульнара Амерзаевна

    Кафедра нервных болезней, КазНМУ

    Ассистент, кандидат медицинских наук

    Балбаева Айым Сергазиевна

    РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3

    Врач-невропатолог

    Прикреплённые файлы

    Внимание!

    • Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
    • Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях "MedElement (МедЭлемент)", "Lekar Pro", "Dariger Pro", "Заболевания: справочник терапевта", не может и не должна заменять очную консультацию врача. Обязательно обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
    • Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может назначить нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
    • Сайт MedElement и мобильные приложения "MedElement (МедЭлемент)", "Lekar Pro", "Dariger Pro", "Заболевания: справочник терапевта" являются исключительно информационно-справочными ресурсами. Информация, размещенная на данном сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
    • Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший в результате использования данного сайта.

    Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.

    Связанное с развитием:

    • физиологическое расстройство
    • расстройство речевой артикуляции

    Функциональное расстройство речевой артикуляции

    Лепет [детская форма речи]

    Исключены: недостаточность речевой артикуляции:

    • афазия БДУ (R47.0)
    • апраксия (R48.2)
    • вследствие:
      • потери слуха (H90-H91)
      • умственной отсталости (F70-F79)
    • в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
      • экспрессивного типа (F80.1)
      • рецептивного типа (F80.2)

    Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.

    Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа

    Исключены:

    • приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
    • дисфазия и афазия:
      • БДУ (R47.0)
      • связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
    • элективный мутизм (F94.0)
    • первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)

    Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.

    Врожденная неспособность слухового восприятия

    Связанная с развитием:

    • дисфазия или афазия рецептивного типа
    • афазия Вернике

    Исключены:

    • приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
    • аутизм (F84.0-F84.1)
    • дисфазия и афазия:
      • БДУ (R47.0)
      • связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
    • элективный мутизм (F94.0)
    • языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
    • умственная отсталость (F70-F79)

    Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.

    Исключены: афазия:

    • БДУ (R47.0)
    • при аутизме (F84.0-F84.1)
    • вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)

    Источник: mkb-10.com

    НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (F80-F89)

    Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

    Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

    Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.

    Синдром неуклюжего ребенка

    Связанное(ая) с развитием:

    • нарушение координации
    • диспраксия

    Исключены:

    • нарушения походки и подвижности (R26.-)
    • нарушение координации (R27.-)
    • нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)

    В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.

    Источник: mkb-10.com

    Общие расстройства психологического развития (F84)

    Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

    При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

    Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.

    Исключена: аутическая психопатия (F84.5)

    Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.

    Атипичный детский психоз

    Умственная отсталость с чертами аутизма

    При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).

    Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

    Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.

    При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.

    Исключен: синдром Ретта (F84.2)

    Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.

    Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.

    Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

    Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

    Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

    Специфические расстройства развития моторной функции

    Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.

    Синдром неуклюжего ребенка

    Связанное(ая) с развитием:

    • нарушение координации
    • диспраксия

    Исключены:

    • нарушения походки и подвижности (R26.-)
    • нарушение координации (R27.-)
    • нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)

    Смешанные специфические расстройства психологического развития

    В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: