Методы статистического анализа. Статистический анализ

Анализ данных и статистика - вещи одного порядка. Если статистика первооснова и источник информации, то анализ данных - это инструмент для ее исследования, и зачастую анализ данных без статистики невозможен.

Получить обучающее видео

Статистика - это изучение любых явлений в числовой форме. Статистика используется анализом данных в количественных исследованиях. Противоположность им - качественные, описывающие ситуацию без применения цифр, в текстовом выражении.

Количественный анализ статистических данных проводится по интервальной шкале и по рациональной:

  • интервальная шкала указывает, насколько тот или иной показатель больше или меньше другого и дает возможность подобрать похожие по свойствам соотношения показатели,
  • рациональная шкала показывает, во сколько раз тот или иной показатель больше или меньше другого, но в ней содержатся только положительные значения, что не всегда будет отражать реальное положение дел.

Как используют Data Mining в компании Mail.ru?

Получить обучающее видео

Методы анализа статистических данных

В анализе статистических данных можно выделить аналитический этап и описательный. Описательный этап - последний, он включает представление собранных данных в удобном графическом виде – в графиках, диаграммах, дашбордах. Аналитический этап - это анализ, заключающийся в использовании одного из следующих методов:

  • статистического наблюдения – систематического сбора данных по интересующим характеристикам;
  • сводки данных, в которой можно обработать информацию после наблюдения; она описывает отдельные факты как часть общей совокупности или создает группировки, делит информацию по группам на основании каких-либо признаков;
  • определении абсолютной и относительной статистической величины; абсолютная величина придает данным количественные характеристики в индивидуальном порядке, в независимости от других данных; относительные величины описывают одни объекты или признаки относительно других;
  • метода выборки – использовании при анализе не всех данных, а только их части, отобранной по определенным правилам (выборка может быть случайной, стратифицированной, кластерной и квотной);
  • корреляционного и регрессионного анализа - выявляет взаимосвязи данных и причины, по которым данные зависят друг от друга, определяет силу этой зависимости;
  • метода динамических рядов - отслеживает силу, интенсивность и частоту изменений объектов и явлений; позволяет оценить данные во времени и дает возможность прогнозирования явлений.

Программное обеспечение для статистического исследования

Статистические исследования могут проводить маркетологи-аналитики:

Для качественного анализа статистических данных необходимо либо обладать знаниями математической статистики, либо использовать отчетно-аналитическую программу, либо не заниматься этим. Европейские компании давно осознали пользу такого анализа, поэтому либо нанимают хороших аналитиков с математическим образованием, либо устанавливают профессиональное программное обеспечение для аналитиков-маркетологов. Ежедневный анализ в этих компаниях помогает им правильно организовывать закупку товаров, их хранение и логистику, корректировать количество персонала и их рабочие графики.

Решения для автоматизации анализа данных позволяют работать с ними аналитикам-маркетологам. Сегодня есть решения, доступные даже небольшим компаниям, такие как Tableau. Их преимущества по сравнению с анализом, проведенным исключительно человеком:

  • невысокая стоимость внедрения (от 2000 рублей в месяц – на февраль 2018 года),
  • современное графическое представление анализа,
  • возможность мгновенно переходить от одного, более полного отчета, к другому, более детальному.

Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?

Получить обучающее видео


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Деятельность людей во множестве случаев предполагает работу с данными, а она в свою очередь может подразумевать не только оперирование ими, но и их изучение, обработку и анализ. Например, когда нужно уплотнить информацию, найти какие-то взаимосвязи или определить структуры. И как раз для аналитики в этом случае очень удобно пользоваться не только , но и применять статистические методы.

Особенностью методов статистического анализа является их комплексность, обусловленная многообразием форм статистических закономерностей, а также сложностью процесса статистических исследований. Однако мы хотим поговорить именно о таких методах, которые может применять каждый, причем делать это эффективно и с удовольствием.

Статистическое исследование может проводиться посредством следующих методик:

  • Статистическое наблюдение;
  • Сводка и группировка материалов статистического наблюдения;
  • Абсолютные и относительные статистические величины;
  • Вариационные ряды;
  • Выборка;
  • Корреляционный и регрессионный анализ;
  • Ряды динамики.

Статистическое наблюдение

Статистическое наблюдение является планомерным, организованным и в большинстве случаев систематическим сбором информации, направленным, главным образом, на явления социальной жизни. Реализуется данный метод через регистрацию предварительно определенных наиболее ярких признаков, цель которой состоит в последующем получении характеристик изучаемых явлений.

Статистическое наблюдение должно выполняться с учетом некоторых важных требований:

  • Оно должно полностью охватывать изучаемые явления;
  • Получаемые данные должны быть точными и достоверными;
  • Получаемые данные должны быть однообразными и легкосопоставимыми.

Также статистическое наблюдение может иметь две формы:

  • Отчетность – это такая форма статистического наблюдения, где информация поступает в конкретные статистические подразделения организаций, учреждений или предприятий. В этом случае данные вносятся в специальные отчеты.
  • Специально организованное наблюдение – наблюдение, которое организуется с определенной целью, чтобы получить сведения, которых не имеется в отчетах, или же для уточнения и установления достоверности информации отчетов. К этой форме относятся опросы (например, опросы мнений людей), перепись населения и т.п.

Кроме того, статистическое наблюдение может быть категоризировано на основе двух признаков: либо на основе характера регистрации данных, либо на основе охвата единиц наблюдения. К первой категории относятся опросы, документирование и прямое наблюдение, а ко второй – наблюдение сплошное и несплошное, т.е. выборочное.

Для получения данных при помощи статистического наблюдения можно применять такие способы как анкетирование, корреспондентская деятельность, самоисчисление (когда наблюдаемые, например, сами заполняют соответствующие документы), экспедиции и составление отчетов.

Сводка и группировка материалов статистического наблюдения

Говоря о втором методе, в первую очередь следует сказать о сводке. Сводка представляет собой процесс обработки определенных единичных фактов, которые образуют общую совокупность данных, собранных при наблюдении. Если сводка проводится грамотно, огромное количество единичных данных об отдельных объектах наблюдения может превратиться в целый комплекс статистических таблиц и результатов. Также такое исследование способствует определению общих черт и закономерностей исследуемых явлений.

С учетом показателей точности и глубины изучения можно выделить простую и сложную сводку, но любая из них должна основываться на конкретных этапах:

  • Выбирается группировочный признак;
  • Определяется порядок формирования групп;
  • Разрабатывается система показателей, позволяющих охарактеризовать группу и объект или явление в целом;
  • Разрабатываются макеты таблиц, где будут представлены результаты сводки.

Важно заметить, что есть и разные формы сводки:

  • Централизованная сводка, требующая передачи полученного первичного материала в вышестоящий центр для последующей обработки;
  • Децентрализованная сводка, где изучение данных происходит на нескольких ступенях по восходящей.

Выполняться же сводка может при помощи специализированного оборудования, например, с использованием компьютерного ПО или вручную.

Что же касается группировки, то этот процесс отличается разделением исследуемых данных на группы по признакам. Особенности поставленных статистическим анализом задач влияют на то, какой именно будет группировка: типологической, структурной или аналитической. Именно поэтому для сводки и группировки либо прибегают к услугам узкопрофильных специалистов, либо применяют .

Абсолютные и относительные статистические величины

Абсолютные величина считаются самой первой формой представления статистических данных. С ее помощью удается придать явлениям размерные характеристики, например, по времени, по протяженности, по объему, по площади, по массе и т.д.

Если требуется узнать об индивидуальных абсолютных статистических величинах, можно прибегнуть к замерам, оценке, подсчету или взвешиванию. А если нужно получить итоговые объемные показатели, следует использовать сводку и группировку. Нужно иметь в виду, что абсолютные статистические величины отличаются наличием единиц измерения. К таким единицам относят стоимостные, трудовые и натуральные.

А относительные величины выражают количественные соотношения, касающиеся явлений социальной жизни. Чтобы их получить, одни величины всегда делятся на другие. Показатель, с которым сравнивают (это знаменатель), называют основанием сравнения, а показатель, которой сравнивают (это числитель), называют отчетной величиной.

Относительные величины могут быть разными, что зависит от их содержательной части. Например, существуют величины сравнения, величины уровня развития, величины интенсивности конкретного процесса, величины координации, структуры, динамики и т.д. и т.п.

Чтобы изучить какую-то совокупность по дифференцирующимся признакам, в статистическом анализе применяются средние величины – обобщающие качественные характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо дифференцирующемуся признаку.

Крайне важным свойством средних величин является то, что они говорят о значениях конкретных признаков во всем их комплексе единым числом. Невзирая на то, что у отдельных единиц может наблюдаться количественная разница, средние величины выражают общие значения, свойственные всем единицам исследуемого комплекса. Получается, что при помощи характеристики чего-то одного можно получить характеристику целого.

Следует иметь в виду, что одним из самых важных условий применения средних величин, если проводится статистический анализ социальных явлений, считается однородность их комплекса, для которого и нужно узнать среднюю величину. А от такого, как именно будут представлены начальные данные для исчисления средней величины, будет зависеть и формула ее определения.

Вариационные ряды

В некоторых случаях данных о средних показателях тех или иных изучаемых величин может быть недостаточно, чтобы провести обработку, оценку и глубокий анализ какого-то явления или процесса. Тогда во внимание следует брать вариацию или разброс показателей отдельных единиц, который тоже представляет собой важную характеристику исследуемой совокупности.

На индивидуальные значения величин могут воздействовать многие факторы, а сами изучаемые явления или процессы могут быть очень многообразны, т.е. обладать вариацией (это многообразие и есть вариационные ряды), причины которой следует искать в сущности того, что изучается.

Вышеназванные абсолютные величины находятся в непосредственной зависимости от единиц измерения признаков, а значит, делают процесс изучения, оценки и сравнения двух и более вариационных рядов более сложным. А относительные показатели нужно вычислять в качестве соотношения абсолютных и средних показателей.

Выборка

Смысл выборочного метода (или проще – выборки) состоит в том, что по свойствам одной части определяются численные характеристики целого (это называется генеральной совокупностью). Основной выборочного метода является внутренняя связь, объединяющая части и целое, единичное и общее.

Метод выборки отличается рядом существенных преимуществ перед остальными, т.к. благодаря уменьшению количества наблюдений позволяет сократить объемы работы, затрачиваемые средства и усилия, а также успешно получать данные о таких процессах и явлениях, где либо нецелесообразно, либо просто невозможно исследовать их полностью.

Соответствие характеристик выборки характеристикам изучаемого явления или процесса будет зависеть от комплекса условий, и в первую очередь от того, как вообще будет реализовываться выборочный метод на практике. Это может быть как планомерный отбор, идущий по подготовленной схеме, так и непланомерный, когда выборка производится из генеральной совокупности.

Но во всех случаях выборочный метод должен быть типичным и соответствовать критериям объективности. Данные требования нужно выполнять всегда, т.к. именно от них будет зависеть соответствие характеристик метода и характеристик того, что подвергается статистическому анализу.

Таким образом, перед обработкой выборочного материала необходимо провести его тщательную проверку, избавившись тем самым от всего ненужного и второстепенного. Одновременно с этим, составляя выборку, в обязательном порядке нужно обходить стороной любую самодеятельность. Это означает, что ни в коем случае не следует делать выборку только из вариантов, кажущихся типичными, а все другие – отбрасывать.

Эффективная и качественная выборка должна составляться объективно, т.е. производить ее нужно так, чтобы были исключены любые субъективные влияния и предвзятые побуждения. И чтобы это условие было соблюдено должным образом, требуется прибегнуть к принципу рандомизации или, проще говоря, к принципу случайного отбора вариантов из всей их генеральной совокупности.

Представленный принцип служит основой теории выборочного метода, и следовать ему нужно всегда, когда требуется создать эффективную выборочную совокупность, причем случаи планомерного отбора исключением здесь не являются.

Корреляционный и регрессионный анализ

Корреляционный анализ и регрессионный анализ – это два высокоэффективных метода, позволяющие проводить анализ больших объемов данных для изучения возможной взаимосвязи двух или большего количества показателей.

В случае с корреляционным анализом задачами являются:

  • Измерить тесноту имеющейся связи дифференцирующихся признаков;
  • Определить неизвестные причинные связи;
  • Оценить факторы, в наибольшей степени воздействующие на окончательный признак.

А в случае с регрессионным анализом задачи следующие:

  • Определить форму связи;
  • Установить степень воздействия независимых показателей на зависимый;
  • Определить расчетные значения зависимого показателя.

Чтобы решить все вышеназванные задачи, практически всегда нужно применять и корреляционный и регрессионный анализ в комплексе.

Ряды динамики

Посредством этого метода статистического анализа очень удобно определять интенсивность или скорость, с которой развиваются явления, находить тенденцию их развития, выделять колебания, сравнивать динамику развития, находить взаимосвязь развивающихся во времени явлений.

Ряд динамики – это такой ряд, в котором во времени последовательно расположены статистические показатели, изменения которых характеризуют процесс развития исследуемого объекта или явления.

Ряд динамики включает в себя два компонента:

  • Период или момент времени, связанный с имеющимися данными;
  • Уровень или статистический показатель.

В совокупности эти компоненты представляют собой два члена ряда динамики, где первый член (временной период) обозначается буквой «t», а второй (уровень) – буквой «y».

Исходя из длительности временных промежутков, с которыми взаимосвязаны уровни, ряды динамики могут быть моментными и интервальными. Интервальные ряды позволяют складывать уровни для получения общей величины периодов, следующих один за другим, а в моментных такой возможности нет, но этого там и не требуется.

Ряды динамики также существуют с равными и разными интервалами. Суть же интервалов в моментных и интервальных рядах всегда разная. В первом случае интервалом является временной промежуток между датами, к которым привязаны данные для анализа (удобно использовать такой ряд, например, для определения количества действий за месяц, год и т.д.). А во втором случае – временной промежуток, к которому привязана совокупность обобщенных данных (такой ряд можно использовать для определения качества тех же самых действий за месяц, год и т.п.). Интервалы могут быть равными и разными, независимо от типа ряда.

Естественно, чтобы научиться грамотно применять каждый из методов статистического анализа, недостаточно просто знать о них, ведь, по сути, статистика – это целая наука, требующая еще и определенных навыков и умений. Но чтобы она давалась проще, можно и нужно тренировать свое мышление и .

В остальном же исследование, оценка, обработка и анализ информации – очень интересные процессы. И даже в тех случаях, когда это не приводит к какому-то конкретному результату, за время исследования можно узнать множество интересных вещей. Статистический анализ нашел свое применение в огромном количестве сфер деятельности человека, а вы можете использовать его в учебе, работе, бизнесе и других областях, включая развитие детей и самообразование.

Выделяют пять основных видов статистического анализа, исполь­зуемых при проведении маркетинговых исследований: дескриптивный анализ, выводной анализ, анализ различий, анализ связей и предсказательный анализ. Иногда эти виды анализа используются по отдельности, иногда - совместно.

В основе дескриптивного анализа лежит использование таких ста­тистических мер, как средняя величина (средняя), мода, среднее квадратическое отклонение, размах или амплитуда вариации.

Анализ, в основе которого лежит использование статистических процедур (например, проверка гипотез) с целью обобщения полученных результатов на всю совокупность, называется выводным анализом.

Анализ различий используется для сравнения результатов исследо­вания двух групп (двух рыночных сегментов) для определения степени реального отличия в их поведении, в реакции на одну и ту же рекламу и т.п.

Анализ связей направлен на определение систематических связей (их направленности и силы) переменных. Например, определение, как увеличение затрат на рекламу влияет на увеличение сбыта.

Предсказательный анализ используется в целях прогнозирования развития событий в будущем, например путем анализа временных рядов. Статистические методы прогнозирования рассмотрены в разделе 7.

Инструменты дескриптивного анализа

Для описания информации, полученной на основе выборочных измерений, широко используется две группы мер. Первая включает меры «центральной тенденции», или меры, которые описывают типичного рес­пондента или типичный ответ. Вторая включает меры вариации, или ме­ры, описывающие степень схожести или несхожести респондентов или ответов с «типичными» респондентами или ответами.

Существуют и другие описательные меры, например меры асим­метрии (насколько найденные кривые распределения отличаются от нор­мальных кривых распределения). Однако они используются не столь час­то, как вышеупомянутые, и не представляют особого интереса для заказ­чика.

Ниже дается только краткая характеристика указанных мер. Более подробную информацию можно получить из книг по математической статистике, например , .

К числу мер центральной тенденции относятся мода, медиана и средняя.

Мода характеризует величину признака, появляющуюся наиболее часто по сравнению с другими величинами данного признака. Мода но­сит относительный характер, и необязательно, чтобы большинство рес­пондентов указало именно эту величину признака.

Медиана характеризует значение признака, занимающее срединное место в упорядоченном ряду значений данного признака.

Третьей мерой центральной тенденции является средняя величина, которая чаще всего рассчитывается как средняя арифметическая величина. При ее вычислении общий объем признака поровну распределяется между всеми единицами совокупности.

Видно, что степень информативности средней величины больше, чем медианы, а медианы - моды.

Однако рассмотренные меры не характеризуют вариацию ответов на какой-то вопрос или, говоря другими словами, несходство, различие респондентов или измеренных характеристик. Очевидно, что помимо знания величин мер центральной тенденции важно установить, насколь­ко близко к этим величинам расположены остальные полученные оцен­ки. Обычно используют три меры вариации: распределение частот, раз­мах вариации и среднее квадратическое отклонение.

Распределение частот представляет в табличной или графической форме число случаев появления каждого значения измеренной характе­ристики (признака) в каждом выбранном диапазоне ее значений. Распре­деление частот позволяет быстро сделать выводы о степени подробности результатов измерений.

Размах вариации определяет абсолютную разность между макси­мальным и минимальным значениями измеренного признака. Говоря другими словами, это разница между конечными точками в распределе­нии упорядоченных величин измеренного признака. Данная мера опре­деляет интервал распределения значений признака.

Среднее квадратическое отклонение является обобщающей статисти­ческой характеристикой вариации значений признака. Если эта мера ма­ла, то кривая распределения имеет узкую, сжатую форму (результаты из­мерений обладают высокой степенью схожести); если мера велика, то кривая распределения имеет широкий, растянутый вид (велика степень различия оценок).

Ранее было отмечено, что выбор шкалы измерений, а следователь­но, типа вопросов в опросном листе предопределяют количество полу­чаемой информации. Подобным образом, количество информации, полу­чаемой при использовании рассмотренных выше мер, является различ­ным. Общим правилом является то, что статистические меры дают воз­можность получить больше информации при применении наиболее ин­формативных шкал измерений. Выбор шкалы измерений предопределяет выбор статистических мер. Например, один из вопросов демографиче­ского исследования, при проведении которого использовалась шкала на­именований, касался национальности. Русским был присвоен код 1, ук­раинцам - 2, татарам - 3 и т.д. В данном случае, конечно, можно вы­числить среднее значение. Но как интерпретировать среднюю нацио­нальность, равную, скажем, 5,67? Для вычисления средних надо исполь­зовать интервальную шкалу или шкалу отношений. Однако в нашем примере можно использовать моду.

Что касается мер вариации, то при использовании номинальной шкалы применяется распределение частот, при использовании шкалы порядков - кумулятивное распределение частот, а при использовании интервальной шкалы и шкалы отношений - среднее квадратическое от­клонение.

Статистический вывод

Вывод является видом логического анализа, направленного на по­лучение общих заключений о всей совокупности на основе наблюдений за малой группой единиц данной совокупности.

Выводы делаются на основе анализа малого числа фактов. Напри­мер, если два ваших товарища, имеющих одну и ту же марку автомобиля, жалуются на его качество, то вы можете сделать вывод о низком качестве данной марки автомобиля в целом.

Статистический же вывод основан на статистическом анализе ре­зультатов выборочных исследований и направлен на оценку параметров совокупности в целом. В данном случае результаты выборочных исследо­ваний являются только отправной точкой для получения общих выводов.

Например, автомобилестроительная компания провела два незави­симых исследования с целью определения степени удовлетворенности потребителей своими автомобилями. Первая выборка включала 100 по­требителей, купивших данную модель в течение последних шести меся­цев. Вторая выборка включала 1000 потребителей. В ходе телефонного интервьюирования респонденты отвечали на вопрос: «Удовлетворены вы или не удовлетворены купленной вами моделью автомобиля?» Первый опрос выявил 30% неудовлетворенных, второй - 35%.

Поскольку существуют ошибки выборки и в первом и во втором случаях, то можно сделать следующий вывод. Для первого случая: около 30% опрошенных выразили неудовлетворенность купленной моделью автомобиля. Для второго случая около 35% опрошенных выразили не­удовлетворенность купленной моделью автомобиля. Какой же общий вывод можно сделать в данном случае? Как избавиться от термина «около»? Для этого введем показатель ошибки: 30% ± х% и 35% ± у% и сравним х и у. Используя логический анализ, можно сделать вывод, что большая выборка содержит меньшую ошибку и что на ее основе можно сделать более правильные выводы о мнении всей совокупности потреби­телей. Видно, что решающим фактором для получения правильных выво­дов является размер выборки. Данный показатель присутствует во всех формулах, определяющих содержание различных методов статистиче­ского вывода.

При проведении маркетинговых исследований чаще всего исполь­зуются следующие методы статистического вывода: оценка параметров и проверка гипотез.

Оценка параметров генеральной совокупности представляет из себя процесс определения, исходя из данных о выборке, интервала, в котором находится один из параметров генеральной совокупности, например среднее значение. Для этого используют следующие статистические пока­затели: средние величины, среднюю квадратическую ошибку и желаемый уровень доверительности (обычно 95% или 99%).

Ниже пойдет разговор об их роли при проведении оценки пара­метров.

Средняя квадратическая ошибка является, как отмечалось выше, мерой вариации выборочного распределения при теоретическом предпо­ложении, что исследовалось множество независимых выборок одной и той же генеральной совокупности.

Она определяется по следующей формуле:

Где s x - средняя квадратическая ошибка выборочной средней;

s - среднее квадратическое отклонение от средней величины в вы­борке;

n - объем выборки.

Если используются процентные меры, выражающие альтернатив­ную изменчивость качественных признаков, то

где s - средняя квадратическая ошибка выборочной средней при использовании процентных мер;

р - процент респондентов в выборке, поддержавших первую альтернативу;

q = (100 - q) - процент респондентов в выборке, поддержавших

вторую альтернативу;

n - объем выборки.

Видно, что средняя ошибка выборки тем больше, чем больше ва­риация, и тем меньше, чем больше объем выборки.

Поскольку всегда существует выборочная ошибка, то необходимо оценить разброс значений изучаемого параметра генеральной совокупно­сти. Предположим, исследователь выбрал уровень доверительности, рав­ный 99%. Из свойств нормальной кривой распределения вытекает, что ему соответствует параметр Z = ± 2,58. Средняя для генеральной сово­купности в целом вычисляется по формуле

Если используются процентные меры, то

Это означает, что если вы хотите, чтобы при 99%-ном уровне до­верительности диапазон оценок включал истинную для генеральной со­вокупности оценку, то необходимо умножить среднюю квадратическую ошибку на 2,58 и добавить полученный результат к процентному значе­нию р (верхняя предельная оценка). Если же произвести вычитание дан­ного произведения, то найдем нижнюю предельную оценку.

Как эти формулы связаны со статистическим выводом?

Поскольку производится оценка параметра генеральной совокуп­ности, то здесь указывается диапазон, в который попадает истинное зна­чение параметра генеральной совокупности. С этой целью для выборки берутся статистическая мера центральной тенденции, величина диспер­сии и объем выборки. Далее делается предположение об уровне довери­тельности и рассчитывается диапазон разброса параметра для генераль­ной совокупности.

Например, для членов выборки (100 читателей какой-то газеты) было установлено, что среднее время чтения газеты составляет 45 минут при средней квадратической ошибке в 20 минут. При уровне доверитель­ности, равном 95%-ном, получим

При 99%-ном уровне доверительности получим

Видно, что доверительный интервал шире для 99% по сравнению с 95%-ным уровнем доверительности.

Если используются проценты и оказалось, что из выборки в 100 человек 50% опрошенных по утрам пьет кофе, то при уровне доверитель­ности в 99% получим следующий диапазон оценок:

Таким образом, логика статистического вывода направлена на по­лучение конечных заключений об изучаемом параметре генеральной со­вокупности на основе выборочного исследования, осуществленного по законам математической статистики. Если используется простое заклю­чение, не основанное на статистических измерениях, то конечные выво­ды носят субъективный характер и на основе одних и тех же фактов раз­ные специалисты могут сделать разные выводы.

При использовании статистического вывода используются форму­лы, носящие объективный характер, в основе которых лежат общепри­знанные статистические концепции. В результате конечные выводы но­сят намного более объективный характер.

В ряде случаев делаются суждения относительно какого-то пара­метра генеральной совокупности (величине средней, дисперсии, характе­ре распределения, форме и тесноте связи между переменными) исходя только из некоторых предположений, размышлений, интуиции, непол­ных знаний. Такие суждения называются гипотезами.

Статистической гипотезой называется предположение о свойстве генеральной совокупности, которое можно проверить, опираясь на дан­ные выборки.

Подпроверкой гипотезы понимается статистическая процедура, применяемая для подтверждения или отклонения гипотезы, основанной на результатах выборочных исследований. Проверка гипотезы осуществляется на основе выявления согласованности эмпирических данных с гипотетическими. Если расхождение между сравниваемыми величинами не выходит за пределы случайных ошибок, гипотезу принимают. При этом не делается никаких заключений о правильности самой гипотезы, речь идет лишь о согласованности сравниваемых данных.

Проверка гипотезы проводится в пять этапов:

1. Делается некоторое предположение относительно какой-то ха­рактеристики генеральной совокупности, например о средней величине определенного параметра.

2. Формируется случайная выборка, проводится выборочное иссле­дование и определяются статистические показатели выборки.

3. Сравниваются гипотетическое и статистическое значения иссле­дуемой характеристики.

4. Определяется, соответствуют или нет результаты выборочного исследования принятой гипотезе.

5. Если результаты выборочного исследования не подтверждают ги­потезу, последняя пересматривается - она должна соответствовать дан­ным выборочного исследования.

Вследствие вариации результатов выборочных исследований не­возможно сделать абсолютно точный вывод о достоверности гипотезы, проводя простое арифметическое сравнение величин характеристик. По­этому статистическая проверка гипотезы включает использование: выбо­рочного значения характеристики, среднего квадратического отклонения, желательного уровня доверительности и гипотетитеского значения харак­теристики для генеральной совокупности в целом.

Для проверки гипотез о средних величинах применяется следую­щая формула:

Например, готовя рекламу учебной программы по подготовке тор­говых агентов в колледже, руководитель программы считал, что выпуск­ники программы получают в среднем 1750 долларов в месяц. Таким обра­зом, гипотетическая средняя для генеральной совокупности равна 1750 долларам. Для проверки данной гипотезы было проведено телефонное обследование торговых агентов разных фирм.

Выборка составила 100 человек, средняя для выборки равнялась 1800 долларам и среднее квадратическое отклонение составляло 350 дол­ларов. Возникает вопрос, является ли большой разница (50 долларов) между гипотетической зарплатой и ее средним значением для выборки. Проводим расчеты по формуле (4.2):

Видно, что средняя квадратическая ошибка средней величины бы­ла равна 35 долларам, а частное от деления 50 на 45 составляет 1,43 (нор­мированное отклонение), что меньше ±1,96 - величины, характеризую­щей уровень доверительности 95%. В данном случае выдвинутую гипотезу можно признать достоверной.

При использовании процентной меры испытание гипотезы осуще­ствляется следующим образом. Предположим, что, исходя из собствен­ного опыта, один из автолюбителей выдвинул гипотезу, согласно которой только 10% автолюбителей используют ремни безопасности. Однако на­циональные выборочные исследования 1000 автолюбителей показали, что 80% из них используют ремни безопасности. Расчеты в данном случае проводятся следующим образом:

где р - процент из выборочных исследований;

π H - процент из гипотезы;

s p - средняя квадратическая ошибка при расчетах в процентах.

Видно, что первоначальная гипотеза отличалась от найденных 80% на величину 55,3, умноженную на среднеквадратическую ошибку, т.е. не может быть признана достоверной.

В ряде случаев целесообразно использовать направленные гипоте­зы. Направленные гипотезы определяет направления возможных значе­ний какого-то параметра генеральной совокупности. Например, заработ­ная плата составляет больше 1750 долларов. В данном случае использует­ся только одна сторона кривой распределения, что находит отражение в применении знаков «+» и «-» в расчетных формулах.

Более детальную информацию по данной проблеме можно полу­чить из .

Здесь, правда, возникает вопрос. Если можно провести выбороч­ные исследования, то зачем выдвигать гипотезы? Обработка результатов выборочных исследований дает возможность получить средние величины и их статистические характеристики, не выдвигая никаких гипотез. По­этому проверка гипотез скорее применяется в случаях, когда невозможно или чрезвычайно трудоемко проводить полномасштабные исследования и когда требуется сравнивать результаты нескольких исследований (для разных групп респондентов или проведенных в разное время). Такого рода задачи, как правило, возникают в социальной статистике. Трудоем­кость статистико-социологических исследований приводит к тому, что почти все они строятся на несплошном учете. Поэтому проблема доказа­тельности выводов в социальной статистике стоит особенно остро.

Применяя процедуру проверки гипотез, следует помнить, что она может гарантировать результаты с определенной вероятностью лишь по «беспристрастным» выборкам, на основе объективных данных.

Анализ различий

Проверка существенности различий заключается в сопоставлении ответов на один и тот же вопрос, полученных для двух или более независимых групп респондентов. Кроме того, в ряде случаев представляет ин­терес сравнение ответов на два или более независимых вопросов для од­ной и той же выборки.

Примером первого случая может служить изучение вопроса: что предпочитают пить по утрам жители определенного региона: кофе или чай. Первоначально было опрошено на основе формирования случайной выборки 100 респондентов, 60% которых отдают предпочтение кофе; че­рез год исследование было повторено, и только 40% из 300 опрошенных человек высказалось за кофе. Как можно сопоставить результаты этих двух исследований? Прямым арифметическим путем сравнивать 40% и 60% нельзя из-за разных ошибок выборок. Хотя в случае больших разли­чий в цифрах, скажем, 20 и 80%, легче сделать вывод об изменении вку­сов в пользу кофе. Однако если есть уверенность, что эта большая разни­ца обусловлена прежде всего тем, что в первом случае использовалась очень малая выборка, то такой вывод может оказаться сомнительным. Таким образом, при проведении подобного сравнения в расчет необхо­димо принять два критических фактора: степень существенности разли­чий между величинами параметра для двух выборок и средние квадратические ошибки двух выборок, определяемые их объемами.

Для проверки, является ли существенной разница измеренных средних, используется нулевая гипотеза. Нулевая гипотеза предполагает, что две совокупности, сравниваемые по одному или нескольким призна­кам, не отличаются друг от друга. При этом предполагается, что действи­тельное различие сравниваемых величин равно нулю, а выявленное по данным отличие от нуля носит случайный характер , .

Для проверки существенности разницы между двумя измеренными средними (процентами) вначале проводится их сравнение, а затем полу­ченная разница переводится в значение среднеквадратических ошибок, и определяется, насколько далеко они отклоняются от гипотетического нулевого значения.

Как только определены среднеквадратические ошибки, становится из­вестной площадь под нормальной кривой распределения и появляется воз­можность сделать заключение о вероятности выполнения нулевой гипотезы.

Рассмотрим следующий пример. Попытаемся ответить на вопрос: «Есть ли разница в потреблении прохладительных напитков между де­вушками и юношами?». При опросе был задан вопрос относительно чис­ла банок прохладительных напитков, потребляемых в течение недели. Описательная статистика показала, что в среднем юноши потребляют 9, а девушки 7,5 банок прохладительных напитков. Средние квадратические отклонения, соответственно, составили 2 и 1,2. Объем выборок в обоих случаях составлял 100 человек. Проверка статистически значимой разни­цы в оценках осуществлялась следующим образом:

где x 1 и x 2 - средние для двух выборок;

s 1 и s 2 - средние квадратические отклонения для двух выборок;

n 1 и n 2 - объем соответственно первой и второй выборки.

Числитель данной формулы характеризует разницу средних. Кроме того, необходимо учесть различие формы двух кривых распределения. Это осуществляется в знаменателе формулы. Выборочное распределение теперь рассматривается как выборочное распределение разницы между средними (процентными мерами). Если нулевая гипотеза справедлива, то распределение разницы является нормальной кривой со средней, равной нулю, и средней квадратической ошибкой, равной 1.

Видно, что величина 6,43 существенно превышает значение ±1,96 (95%-ный уровень доверительности) и ±2,58 (99%-ный уровень довери­тельности). Это означает, что нулевая гипотеза не является истинной.

На рис. 4.6 приводятся кривые распределения для этих двух срав­ниваемых выборок и средняя квадратическая ошибка кривой разницы. Средняя квадратическая ошибка средней кривой разницы равна 0. Вслед­ствие большого значения среднеквадратических ошибок вероятность справедливости нулевой гипотезы об отсутствии разницы между двумя средними меньше 0,001.

Для анализа данных могут применяться разные методы. Статистические методы анализа данных предназначены для их уплотнения, выявления взаимосвязей и структур.

Статистические методы – методы анализа статистических данных. По своей природе они делятся на количественные и категориальные.

Количественные (метрические ) данные являются непрерывными по своей структуре. Эти данные либо измерены с помощью интервальной шкалы (числовая шкала, количественно равные промежутки которой отображают равные промежутки между значениями измеряемых характеристик), либо с помощью шкалы отношений (кроме расстояния определен и порядок значений).

Категориальные (неметрические ) данные – это качественные данные с ограниченным числом уникальных значений и категорий. Существует два вида категориальных данных: номинальные – используется для нумерации объектов и порядковые – данные, для которых существует естественный порядок категорий.

Статистические методы делятся на одно- и многомерные. Одномерные методы используются тогда, когда все элементы выборки оцениваются единым измерителем либо если этих измерителей несколько для каждого элемента, но каждая переменная анализируется при этом отдельно ото всех остальных.

3.4.3.1. Одномерные статистические методы

Одномерные статистические методы (Univariate techniques ) – методы статистического анализа данных в случаях, если существует единый измеритель для оценки каждого элемента выборки либо если эти измерителей несколько, но каждая переменная анализируется отдельно от всех остальных .

Одномерные методы (рис. 3.9) можно классифицировать на основе того, какие данные анализируются: метрические или неметрические. Метрические данные (metric data ) измеряются по интервальной или относительной шкале. Неметрические данные (nonmetric data ) оцениваются по номинальной или порядковой шкале. Затем эти методы делят на классы на основе того, сколько выборок – одна, две или более – анализируется в ходе исследования. Стоит отметить, что число выборок определяется тем, как ведется работа с данными для конкретного анализа, а не тем, каким способом собирались данные.

Рис. 3.9.

Рассмотрим некоторые из перечисленных на рис. 3.9 одномерных статистических методов.

Однофакторный дисперсионный анализ

Задачей дисперсионного анализа является изучение влияния одного или нескольких факторов на рассматриваемый признак. Однофакторный дисперсионный анализ используется в тех случаях, когда есть в распоряжении три или более независимые выборки, полученные из одной генеральной совокупности путем изменения какого-либо независимого фактора, для которого по каким-либо причинам нет количественных измерений. Для этих выборок предполагают, что они имеют разные выборочные средние и одинаковые выборочные дисперсии. Поэтому необходимо ответить на вопрос, оказал ли этот фактор существенное влияние на разброс выборочных средних или разброс является следствием случайностей, вызванных небольшими объемами выборок. Другими словами, если выборки принадлежат одной и той же генеральной совокупности, то разброс данных между выборками (между группами) должен быть не больше, чем разброс данных внутри этих выборок (внутри групп).

Вариационный ряд

Вариация – это различие в значениях какого-либо признака у разных единиц данной совокупности в один и тот же период или момент времени. Например, работники фирмы различаются по доходам, затратам времени на работу, росту, весу, любимому занятию в свободное время и т.д. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае. Таким образом, величина каждого варианта объективна.

Вариационный ряд – это упорядоченное распределение единиц совокупности чаще всего по возрастающим (реже по убывающим) значениям признака и подсчет числа единиц с тем или иным значением признака. Существуют следующие формы вариационного ряда: ранжированный ряд – представляет собой перечень отдельных единиц совокупности в порядке возрастания (или убывания) изучаемого признака; дискретный вариационный ряд – таблица, состоящая из конкретных значений варьирующего признака х и числа единиц совокупности с данным значением f -признака частот; интервальный ряд – значения непрерывного признака задаются интервалами, которые характеризуются интервальной частотой т.

Вариационный анализ предназначен для проверки того, существенно ли влияет изменение независимых переменных на зависимые. Например, данный метод используется для ответов на следующие вопросы:

  • влияет ли вид рекламы на объем продаж;
  • влияет ли цвет рекламного объявления на количество людей, вспомнивших рекламу;
  • влияет ли выбор сбытовой политики на величину продаж?

Статистическая проверка значимости результатов маркетинговых исследований .

В процессе анализа данных у исследователя регулярно возникает вопрос: достаточно ли значимы результаты исследования? Другими словами, может ли результат объясняться тем, что в выборку попали респонденты, которые нс представляют генеральную совокупность в целом? Для ответа на этот вопрос используют статистические гипотезы.

Гипотезы – это предположения или теории, которые исследователь выдвигает относительно некоторых характеристик генеральной совокупности, подлежащей обследованию. Пользуясь статистическими приемами, исследователь пытается установить, существует ли эмпирическое доказательство, подтверждающее выдвинутые гипотезы. Проверка статистических гипотез позволяет рассчитать вероятность наступления какого-либо события. Но в условиях отсутствия полной всесторонней информации (что естественно в случаях использования данных выборки) всегда есть некоторая вероятность и ошибочного заключения.

Выдвижение гипотезы (нулевой или альтернативной). Нулевая гипотеза (H 0), называемая также гипотезой status quo, представляет собой утверждение, в котором исследователь констатирует факт отсутствия каких-либо отличий либо влияний в исходных данных. Она предназначена для определения согласованности исходных данных с выдвинутым предположением. Исследователю необходимо сформулировать нулевую гипотезу так, чтобы отказ от нее приводил к желательному заключению. Например, предприятие рассматривает возможность разработки нового товара и выведения его на рынок. Для принятия положительного решения необходимо, чтобы объем продаж увеличился на 20%. Выдвинем следующее предположение: объем продаж увеличится менее чем на 20%. Это предположение и называется нулевой гипотезой и обозначается как Н 0: Р ≤ 0,20.

Альтернативная гипотеза (H a) предназначена для определения согласованности данных с нулевой гипотезой и опровергает ее. В нашем примере против нулевой гипотезы можно выдвинуть альтернативную гипотезу вида Н а: Р > 0,20.

Если данные проверки гипотезы приводят к отказу от нулевой гипотезы, то принимается альтернативная гипотеза, в соответствии с которой можно ожидать увеличения объема продаж на 20%.

Существует множество методов для проверки статистических гипотез, основные методы перечислены в табл. 3.10 и впоследствии описаны с примерами.

Таблица 3.10

Статистические критерии для проверки статистических гипотез

Область применения

Число подгрупп или выборочных совокупностей

Виды шкал

Критерий

Специальные требования

Гипотезы о частоте распределения

Номинальная

Случайная

Случайны или нет наблюдаемые различия в ответах респондентов

Две и более

Номинальная

Случайная выборка, независимые выборки

Случайны или нет различия в численности мужчин и женщин, реагирующих на продвижение товара

Порядковая

Случайная выборка, естественный порядок данных

Случайно или нет распределение женщин, отдающих предпочтение определенному цвету туши (от темного до светлого)

Гипотезы о средних величинах

Одна (большая выборка)

Метрическая (интервальная или относительная)

Z-Критерий для одной средней

Случайная выборка, п > 30

Случайно или нет наблюдаемое различие между выборочной оценкой средней и стандартной или ожидаемой величиной средней

Одна (малая выборка)

t- Критерий для одной средней

Случайная выборка, n < 30

Случайно или нет наблюдаемое различие между выборочной оценкой средней и стандартной или ожидаемой величиной средней. Применяется для малой выборки

Две (большие выборки)

Z-Критерий для двух средних

Случайная выборка, п > 30

Случайно или нет наблюдаемое различие между средними для двух подгрупп (средний доходу мужчин и женщин)

Две (малые выборки)

ANOVA (анализ вариации)

Случайная

Случайна или нет вариация между средними для трех и более подгрупп (средняя величина расходов на развлечения для различных социальных групп)

Гипотезы о пропорциях

Одна (большая выборка)

Z- Критерий для одной пропорции

Случайная выборка, п > 30

Случайно или нет различие между выборочной оценкой пропорций и некоторой группой стандартных или ожидаемых оценок (процентом тех, кто собирается купить данный товар)

Две (большие выборки)

Z- Критерий для двух пропорций

Случайно или нет наблюдаемое различие между оцениваемыми пропорциями для двух подгрупп (процентом мужчин и женщин, которые имеют высшее образование)

Перед тем как разобрать основные критерии для проверки статистических критериев, нужно установить правила принятия решений. Правила принятия решения необходимы для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нулевую гипотезу. Эти правила в статистике называются "уровнями значимости" (а). Они являются показателями качества статистической проверки гипотез и характеризуют вероятность ошибочного заключения. А поскольку всякое решение, принимаемое на основе ограниченного ряда наблюдений, неизбежно сопровождается вероятностью ошибочного решения, важно определить, насколько велика эта вероятность. На практике часто пользуются следующими стандартными значениями а: 0,1; 0,05; 0,01; 0,005; 0,001. При фиксированном объеме выборки обычно задается величина а – вероятность ошибочного отвержения проверяемой гипотезы Н 0.

Критерии для проверки гипотез о средних величинах (Z-критерий и t -критерий). Одной из важных проблем в маркетинговых исследованиях является определение средней величины для генеральной совокупности на основе выборочных данных. Соответствующая статистическая проверка гипотезы о средней величине осуществляется с помощью Z-критерия, который используется в случае, если выборка достаточно большая (п > 30). Для малой выборки (п < 30) используется ί-критерий Стьюдента с (п – 1) степенями свободы (п – объем выборки). Для проверки гипотез о двух и более выборочных средних производится оценка различий между средними величинами.

t -Критерий для одной выборки

t -Критерий (t-test) – одномерный метод проверки гипотез, использующий ί-распределение. Применяется, если стандартное отклонение неизвестно и размер выборки мал.

t -Распределение (t-statistic ) – распределение Стьюдента, симметричное колоколоподобное распределение, используемое для проверки выборок небольшого размера. При большом количестве наблюдений стремится к нормальному распределению.

t -Критерий для одной выборки позволяет проверить гипотезу о равенстве выборочного среднего некоторому заданному числу.

В так называемых одновыборочных t -критериях наблюдаемое среднее X (вычисленное по реализации выборки) сравнивается с ожидаемым (или эталонным) средним выборки μ (т.е. с некоторым теоретическим средним):

Статистика критерия:

имеет t -распределение Стьюдента с (п – 1) степенью свободы.

Выборочное стандартное отклонение s оценивается по наблюдаемой реализации выборки:

Вычисленное значение t проверяют на предмет попадания в критическую область (критическое значение можно найти по таблицам). Если вычисленное значение t попадает в критическую область, то говорят, что H 0 отвергается на уровне а в пользу альтернативы.

Например, пусть установлены некоторые фиксированные показатели эффективности деятельности торговой компании: уровень рентабельности товарооборота – 20%. Таким образом, имея данные о рентабельности (скажем, по месяцам), мы можем применить одновыборочный f-критерий для проверки гипотезы о равенстве среднего уровня рентабельности заданному значению.

Отметим, что в данном случае необходимо применить односторонний критерий, так как нарушение эффективности коммерческой деятельности произойдет только в случае снижения показателя рентабельности относительно нормативного.

Пример . Случайным образом в городе были отобраны десять магазинов. Им был предложен для продажи в течение определенного промежутка времени новый безалкогольный напиток. Компания рассчитывала на продажу 100 бутылок нового напитка в день в каждом магазине. Только в этом случае ожидаемая прибыль оправдает расходы на продвижение нового товара (табл. 3.11).

Таблица 3.11

Фактические данные об объемах продаж магазинов

Номер магазина

Средний объем продаж магазина х i

Отклонение от продаж в день

Квадрат отклонения средней величины

1. Выдвигаем нулевую и альтернативную гипотезы:

H 0: М < 100 бутылок (М – средний объем продаж в магазине за неделю).

H 1 : М > 100 бутылок.

  • 2. Установление допустимого уровня ошибки выборки (σ). Для σ = 0,05 и количеству степеней свободы 10-1=9 табличное (критическое) значение t= 2,2622.
  • 3. Расчитываем стандартное отклонение:

4. Расчет стандартной ошибки:

5. Расчет t -критерия:

t -Критерий для двух независимых выборок

t -Критерий для двух независимых выборок (двухвыборочный f-критерий) проверяет гипотезу о равенстве средних в двух выборках (предполагается нормальность распределения переменных, а также равенство дисперсий выборок). Критерий применяется, например, если необходимо сравнить два региона по доходу на душу населения.

Алгоритм принятия решения об отклонении или не отклонении нулевой гипотезы аналогичен рассмотренному выше (одновыборочный t -критерий)

t -Критерий для двух зависимых выборок

t -Критерий для двух зависимых (парных) выборок применяется, например, для оценки эффективности работы предприятия в разные годы или после каких-то нововведений. Нулевая гипотеза также гласит об отсутствии различий (среднее значение разности наблюдений в двух группах равно нулю).

Алгоритм принятия решения об отклонении или не отклонении нулевой гипотезы аналогичен рассмотренному выше.

Z-Критерий для одной выборки

Для выводов относительно средней величины в генеральной совокупности на основе данных выборки можно использовать Z-критерий, если соблюдаются два условия:

  • 1) распределение переменной в генеральной совокупности является нормальным;
  • 2) объем выборки достаточно большой.

Z-Критерий основан на стандартном нормальном распределении и рассчитывается следующим образом:

где – выборочная средняя; X – генеральная средняя по Н 0; S x – стандартная ошибка оценки средней величины.

При этом средняя ошибка оценки равна

Стандартное отклонение где п – объем выборки.

Пример. Один из салонов красоты провел исследование по 500 клиентам, которым предложили сравнить обслуживание в данном салоне с другими, функционирующими в этом же городе. Респонденты могли выбрать следующие ответы

Средний балл, рассчитанный по данным ответов респондентов, оказался равен 3,5, со среднеквадратическим отклонением 1,5. Может ли менеджер быть уверен в том, что в генеральной совокупности средний балл обслуживания будет не ниже 3 (средний балл по используемой шкале)?

Н 0: М ≤ 3 (М – оценка по используемой шкале),

Н 0:М> 3.

  • 2. Установление допустимого уровня ошибки выборки (σ). Для σ = 0,05 табличное значение Z-критерия равно 1,64.
  • 3. Выборочное среднеквадратическое отклонение: у х = 1,5.
  • 4. Расчет стандартной ошибки оценки генеральной средней

по формуле

5. Расчет Z-критерия:

6. Принятие решения о нулевой гипотезе: нулевая гипотеза может быть отвергнута, так как расчетная величина Ζ = 7,454 больше, чем критическая величина Ζ = 1,64. Менеджер может быть уверен в том, что средняя оценка обслуживания выше, чем 3.

Ζ-Критерий для двух независимых выборок

ЛПР часто бывают заинтересованы в проверке различий между группами покупателей. Если выборки сформированы случайным образом и данные одной выборки не оказывают влияния на значения другой, то такие выборки считают независимыми. В практическом маркетинге гипотезы о параметрах двух выборок используются для определения значимости различий между потребителями и теми, кто не употребляет (не использует) товар определенной торговой марки; или различий в потреблении между двумя группами людей (мужчин и женщин, городским и сельским населением, людьми с высокими и низкими доходами, холостыми и семейными, работающими и пенсионерами, жителями двух стран и др.).

Для проверки значимости различий используют Z-критерий:

где – разница между средними в первой и второй выборках; – разница между средними по нулевой гипотезе; – стандартная ошибка различий между двумя средними.

При этом стандартная ошибка рассчитывается исходя из среднеквадратических отклонений по отдельным группам:

Пример . Менеджер одного из магазинов самообслуживания был уверен, что мужчины чаще посещают магазин, чем женщины. Для иллюстрации проверки гипотез о двух средних величинах вернемся к данным о 215 посетителях магазина (табл. 3.12).

Таблица 3.12

Исходные данные для проверки различий между двумя независимыми выборками

1. Выдвижение нулевой и альтернативной гипотез:

H 0: Х т – X f 0, среднее число посещений магазина мужчинами т) такое же или меньше, чем среднее число посещений магазина женщинами (X f). Другими словами, мужчины реже посещают этот магазин, чем женщины;

H 1: Х т – X f > 0, среднее число посещений магазина мужчинами выше, чем число посещений магазина женщинами.

2. Определение фактических различий в средних значениях показателей:

  • 3. Выбор уровня ошибки выборки ). Предположим, что допустимый уровень ошибки выборки в данном случае равен 0,05. Табличное значение Z-критерия для уровня значимости 0,05 равно 1,6449.
  • 4. Среднеквадратическое отклонение составит:
    • для мужчин

для женщин

5. Расчет стандартной ошибки различий между двумя средними величинами по формуле

6. Расчет статистики Z-критерия:

7. Формулирование выводов. Расчетное значение величины Z = 2,782 больше, чем критическое значение Z = 1,64. Нулевая гипотеза отвергается. Менеджер может сделать вывод с вероятностью 95% о том, что в среднем мужчины чаще посещают магазины самообслуживания, чем женщины.

Критерии согласия: -критерий для одной выборки

Для оценки случайности или существенности расхождений между частотами эмпирического и теоретического распределений используется ряд показателей, именуемых критериями согласия. Одним из основных и наиболее распространенных показателей является критерий, предложенный К. Пирсоном:

где – наблюдаемая частота в каждой категории; – ожидаемая частота.

К. Пирсоном найдено распределение величины и составлены таблицы, позволяющие определить предельное верхнее значение при заданном уровне значимости и числе степеней свободы, значение которого в общем случае равно количеству наблюдений за вычетом числа ограничений, необходимых для расчета статистической характеристики. Если фактическое значение меньше табличного, то расхождения между эмпирическими и теоретическими частотами считают случайными, а гипотезу о принятом законе распределения принимают.

Пример . Менеджеру магазина электронной техники необходимо проверить эффективность трех мероприятий, проводимых в магазине с целью привлечения покупателей. Он хотел бы оценить эффект каждого мероприятия по числу покупателей магазина по следующим данным.

Менеджер должен выяснить, существенны ли различия между числом посетителей магазина в различные периоды времени. На этот вопрос позволяет ответить критерий . Обратимся к последовательности проведения расчета в соответствии с рассмотренным ранее процессом проверки гипотез:

1) выдвигаются нулевая и альтернативная гипотезы:

Н 0: число посетителей магазина во время проведения трех мероприятий одинаковое,

H 1: существует значительная разница в численности посетителей магазина во время проводимых мероприятий;

2) определяется ожидаемое (теоретическое) число посетителей в случае, если нулевая гипотеза верна. Естественно предположить, что численность посетителей должна быть одинакова при условии отсутствия влияния других факторов.

Ожидаемое число посетителей можно определить по формуле

3) рассчитывается величина χ2:

Критерии согласия:-критерий для двух независимых выборок

Маркетинговым исследователям часто бывает необходимо определить, существует ли связь между двумя и более переменными. Чтобы сформулировать маркетинговую стратегию, необходимо найти ответ на вопросы: существуют ли различия в группировках мужчин и женщин на активных, умеренных и слабых потребителей или одинакова ли доля респондентов, покупающих и не покупающих данный товар, в группах с низким, средним и высоким доходом. В описанных ситуациях обычно используется -критерий для двух независимых выборок:

где – наблюдаемое число в каждой i -й строке j -ого столбца; – ожидаемое число в i -й строке j- ого столбца.

Пример. Менеджеру необходимо определить природу связи, если она есть, между полом покупателей и частотой посещения магазинов. Частота посещения магазинов изучалась в трех категориях:

  • 1) 1–5 посещений в месяц – слабые потребители;
  • 2) 6–14 посещений – умеренные потребители;
  • 3) 15 и более раз – активные потребители.

Исходные данные приведены в табл. 3.12.

Среднее число посещений магазина мужчинами:

Среднее число посещений магазина женщинами:

Для проведения теста необходимо:

1) сформулировать нулевую и альтернативную гипотезы:

H 0: между полом и частотой посещения магазина связи нет;

H 1: связь между двумя переменными существенна;

2) определить ожидаемые частоты для каждой группы, попавшей в исследование, используя итоговые данные по соответствующим строкам и столбцам (табл. 3.13);

Таблица 3.13

Расчет ожидаемых (теоретических) частот

4) сравнить табличное значение с расчетным (теоретическим). Табличное значение (для уровня значимости 0,05 и степеней свободы) равно 5,991. Так как расчетное значение (= 13,35) больше, чем табличная величина,

нулевая гипотеза отвергается, и можно сделать вывод о том, что существуют различия между мужчинами и женщинами по частоте посещения магазина.

Критерий Колмогорова – Смирнова

Критерий Колмогорова – Смирнова предполагает определение эмпирических накопленных частостей (долей) и сравнение их с теоретическими частостями. Он используется в тех случаях, когда исходные данные упорядочены. Точка, в которой два распределения будут иметь максимальное расхождение (по модулю), может быть использована в качестве расчетного критерия, обозначаемого черези определяемого по формуле

где – накопленные частости (доли) эмпирического распределения; – накопленные частости теоретического распределения. Величина , рассчитанная по данным выборки, сравнивается с критическим значением :

где λ – критерий Колмогорова – Смирнова, соответствующий заданному уровню значимости α, и – размер выборки.

Различным значениям соответствуют различные значения вероятностей. Эти показатели табулированы. При уровне значимости а = 0,05 значение λ для большой выборки равно 1,36. Как и для показателя χ2, считается вполне допустимым рассматривать расхождения между эмпирическими и теоретическими частотами случайными, если фактическое значение D„ меньше критического значения Экрит.

Пример . Предположим, производителя красок интересует мнение потребителей о пяти новых оттенках цветов синей краски (табл. 3.14). Производителю важно знать, отдают ли потребители предпочтение какому-либо из цветов. В ходе обследования были опрошены 1000 респондентов.

Таблица 3.14

Результаты опроса респондентов относительно их предпочтений

Задача состоит в том, чтобы определить, случайно ли были отобраны цвета респондентами или приведенные данные характеризуют значительное предпочтение светлых цветов.

Тест Колмогорова – Смирнова включает следующие этапы:

1) определение нулевой и альтернативной гипотез:

Н 0: потребители не отдают предпочтение ни одному из оттенков;

Н 1: предпочтения потребителей существенны;

  • 2) расчет теоретических накопленных частостей, соответствующих нулевой гипотезе. Нулевая гипотеза заключается в том, что не существует разницы в предпочтениях потребителей для различных оттенков нового цвета. Если это так, то доля лиц, отдающих предпочтение каждому из оттенков, должна быть равна 1/5 (или 0,2);
  • 3) расчет эмпирических накопленных частостей по данным выборки.

В табл. 3.15 приведены необходимые для расчета критерия данные.

Таблица 3.15

Данные для расчета критерия Колмогорова – Смирнова

4) выбор уровня значимости α.

При уровне значимости критическое значение λ равно 1,36, следовательно, для большой выборки определяется по формуле

5) определение фактического значения D n, равного максимальному абсолютному отклонению между теоретическими и эмпирическими частостями.

Наибольшая абсолютная разность равна 0,24, которая и является величиной D n по критерию Колмогорова – Смирнова;

6) сравнение расчетного значения D n и критического значения . Принятие решения о нулевой гипотезе.

Так как расчетное значение превосходит критическое значение , нулевая гипотеза об отсутствии предпочтений отвергается: респонденты предпочитают светлые тона.

3.4.3.2. Многомерные статистические методы

Многомерные статистические методы прекрасно подходят для анализа данных, если для оценки данных каждого элемента выборки используются два или больше измерителей, а эти переменные анализируются одновременно. Многомерные методы отличаются от одномерных прежде всего тем, что при их использовании центр внимания смещается с уровня (средних показателей) и распределений (дисперсий) явлений и сосредоточиваются на степени взаимосвязи (корреляции или ковариации) между этими явлениями.

Многомерные статистические методы (multivariate techniques) – методы статистического анализа, применяемые для анализа данных, если для оценки каждого элемента выборки используются два или больше измерителя и эти переменные анализируются одновременно (рис. 3.10). Данные методы применяются для определения одновременных взаимосвязей между двумя или больше явлениями.

Рис. 3.10.

Кросс-табуляция (cross-tabulation ) – статистический метод, при котором одновременно характеризуются значения двух или более переменных. Кросс-табуляция заключается в создании таблиц сопряженности признаков, отражающих совместное распределение двух или более переменных с ограниченным количеством категорий или определенными значениями.

Дисперсионный анализ (variance analysis) – метод в математической статистике, направленный на поиск зависимостей в экспериментальных данных путем исследования значимости различий в средних значениях. В отличие от t-критерия позволяет сравнивать средние значения грех и более групп. Разработан Р. Фишером для анализа результатов экспериментальных исследований. В литературе также встречается обозначение ANOVA (ANalysis Of VAriance ).

Обобщенно задача дисперсионного анализа состоит в том, чтобы из общей вариативности признака выделить три частные вариативности:

  • 1) вариативность, обусловленную действием каждой из исследуемых независимых переменных;
  • 2) вариативность, обусловленную взаимодействием исследуемых независимых переменных;
  • 3) вариативность случайную, обусловленную всеми неучтенными обстоятельствами.

Ковариационный анализ (analysis of covariance) – тесно связанный с дисперсионным анализом статистический метод, в котором зависимая переменная статистически корректируется на основе связанной с ней дополнительной информации, с тем чтобы устранить вносимую извне изменчивость и таким образом повысить эффективность анализа.

Дискриминантный анализ (discriminant analysis) – метод для анализа данных маркетинговых исследований в том случае, когда зависимая переменная категориальная, а предикторы (независимые переменные) интервальные. Цель дискриминантного анализа – это различение (дискриминация) объектов наблюдения на классы по заранее определенным признакам.

Регрессионный анализ (regression analysis) – статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных х 1, х 2, ..., x p на зависимую переменную у. Независимые переменные иначе называют регрессорами или предикторами, а зависимые переменные – критериальными. Цели регрессионного анализа:

  • определение степени детерминированности вариации критериальной (зависимой) переменной предикторами (независимыми переменными);
  • предсказание значения зависимой переменной с помощью независимой (независимых);
  • определение вклада отдельных независимых переменных в вариацию зависимой.

Корреляционный анализ (correlation analysis) – статистический метод, выявляющий взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). Цель корреляционного анализа – обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной.

Факторный анализ (factor analysis) – метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов. Цель факторного анализа – наблюдая большое число измеряемых переменных, выявить небольшое число латентных макропеременных-факторов, которые в основном определяют поведение измеряемых переменных.

Кластерный анализ (cluster analysis ) – многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы. Цель кластерного анализа – разбиение наблюдений, респондентов (строк матрицы данных) на относительно однородные кластеры, исходя из рассматриваемого набора переменных, таким образом, что в один кластер попадают схожие, близкие, а в разные – далекие друг от друга наблюдения.

Многомерное шкалирование (multidimensional scaling) метод анализа данных, позволяющий располагать точки, соответствующие изучаемым объектам (шкалируемые объекты), в некотором (как правило, евклидовом) многомерном "признаковом" пространстве, так, чтобы попарные расстояния между точками в этом пространстве как можно меньше отличались от эмпирически измеренных попарных мер "близости" этих изучаемых объектов. Каждой оси этого пространства соответствует шкала, например интервальная. Критерий отличия этих двух величин называется функцией стресса. Если элементы матрицы близостей получены по интервальным шкалам, метод многомерного шкалирования называется метрическим. Когда аналогичные шкалы являются порядковыми, метод многомерного шкалирования называется неметрическим. Цель многомерного шкалирования – поиск и интерпретация "латентных (т.е. непосредственно не наблюдаемых) переменных", дающих возможность пользователю объяснить сходства между объектами, заданными точками в исходном пространстве признаков.

Выбор определенного метода анализа зависит, кроме характера и направлений связей с переменными и уровня шкалирования, от решаемой проблемы. В табл. 3.16 представлены рекомендации по выбору метода анализа для решения типичных задач маркетинга в компании.

Многомерный статистический анализ – это трудоемкий процесс, который фактически невозможно провести без статистических программных продуктов. Существует около тысячи распространяемых на мировом рынке пакетов, решающих в том или ином поле задачи статистического анализа данных. Большую часть статистических пакетов можно разбить на две группы – это статистические пакеты общего назначения (универсальные пакеты) и специализированные пакеты.

Типичная постановка вопроса

Корреляционный и регрессионный анализ

  • Как изменится объем продаж, если расходы на рекламу сократятся на 10%?
  • Какие характеристики товара интересны данной группе потребителей?
  • Какие характеристики товара можно объединить в один фактор?
  • Какова будет цепа на услугу в следующем году?

Дискриминационный анализ

  • Как разделить потребителей на группы внутри кластера?
  • Какие характеристики работников службы маркетинга наиболее существенны для их деления на преуспевающих и неудачников?
  • Можно ли определенного человека, учитывая его возраст, доход, образование, считать достаточно надежным для выдачи кредита?

Факторный анализ

  • Можно ли сократить множество характеристик, которые клиенты компании считают важным, до небольшого количества?
  • Как можно описать различные компании с точки зрения этих факторов?

Кластерный анализ

  • Можно ли клиентов разделить на группы по их потребностям?
  • Имеет ли компания различные типы клиентов?
  • Имеет ли газета различные типы читателей?
  • Как можно классифицировать клиентов по тому, какие виды вкладов их интересуют?

Многомерное шкалирование

  • Насколько продукт или компания соответствует "идеалу" клиента?
  • Какой имидж имеет компания?
  • Как изменилось отношение клиента к продукту" в течение ряда лет?

Универсальные пакеты – предлагают широкий диапазон статистических методов. В них отсутствует ориентация на конкретную предметную область. Они обладают дружественным интерфейсом. Из зарубежных универсатьных пакетов наиболее распространены В AS, SPSS, Systat, Minilab, Statgraphics, STATISTICA.

Специализированные пакеты – как правило, реализуют несколько статистических методов или методы, применяемые в конкретной предметной области. Чаще всего это системы, ориентированные на анализ временны́х рядов, корреляционно-регресионный, факторный или кластерный анализ. Применять такие пакеты целесообразно в тех случаях, когда требуется систематически решать задачи из этой области, для которой предназначен специализированный пакет, а возможностей пакетов общего назначения недостаточно. Из российских пакетов более известны STADIA, Олимп, Класс-Мастер, КВАЗАР, Статистик-Консультант; американские пакеты – ODA, WinSTAT, Static и т.д.

Стандартные статистические методы обработки данных включены в состав электронных таблиц, таких как Excel, Lotus 1-2-3, QuattroPro, и в математические пакеты общего назначения, например Mathcad.

Достаточно часто возникают явления, которые можно проанализировать исключительно при помощи статистических методов. В этой связи для каждого субъекта, стремящегося глубоко изучить проблему, проникнуть в суть темы, важно иметь представление о них. В статье разберемся, что такое статистический анализ данных, каковы его особенности, а также какие методы применяют при его проведении.

Особенности терминологии

Статистику рассматривают в качестве специфичной науки, системы госорганов, а также как набор цифр. Между тем далеко не все цифры можно считать статистикой. Разберемся в этом вопросе.

Для начала следует вспомнить, что слово "статистика" имеет латинские корни и происходит от понятия status. В буквальном переводе термин означает "определенное положение предметов, вещей". Следовательно, статистическими признаются только такие данные, с помощью которых фиксируются относительно устойчивые явления. Анализ, собственно, и выявляет эту устойчивость. Его используют, к примеру, при изучении социально-экономических, политических явлений.

Назначение

Применение статистического анализа позволяет отображать количественные показатели в неразрывной связи с качественными. В результате исследователь может увидеть взаимодействие фактов, установить закономерности, выявить типичные признаки ситуаций, сценарии развития, обосновать прогноз.

Статистический анализ - это один из ключевых инструментов СМИ. Чаще всего его используют в деловых изданиях, таких как, например, "Ведомости", "Коммерсант", "Эксперт-профи" и пр. В них всегда публикуются "аналитические рассуждения" о валютном курсе, котировке акций, учетных ставках, инвестициях, рынке, экономике в целом.

Разумеется, чтобы результаты анализа были достоверными, постоянно проводится сбор данных.

Источники информации

Сбор данных может осуществляться по-разному. Главное, чтобы способы не нарушали закон и не ущемляли интересы других лиц. Если говорить о СМИ, то для них ключевыми источниками информации выступают государственные статистические органы. Эти структуры должны:

  1. Собирать отчетные сведения в соответствии с утвержденными программами.
  2. Группировать информацию по тем или иным критериям, наиболее значимым для исследуемого явления, формировать сводки.
  3. Проводить собственный статистический анализ.

В задачи уполномоченных госорганов входит также предоставление полученных ими данных в отчетах, тематических подборках или пресс-релизах. В последнее время статистика публикуется на официальных сайтах госструктур.

Кроме указанных органов, информацию можно получить в Едином госреестре предприятий, учреждений, объединений и организаций. Цель его создания состоит в формировании единой информационной базы.

Для проведения анализа можно использовать информацию, полученную от межправительственных организаций. Существуют специальные базы данных экономической статистики стран.

Часто информация поступает от частных лиц, общественных организаций. Эти субъекты обычно ведут свою статистику. Так, к примеру, Союз охраны птиц в России регулярно устраивает так называемые соловьиные вечера. В конце мая через СМИ организация приглашает всех желающих поучаствовать в подсчете соловьев на территории Москвы. Полученные сведения обрабатываются группой экспертов. После этого сведения переносятся в специальную карту.

Многие журналисты обращаются за информацией к представителям других авторитетных СМИ, пользующихся у аудитории популярностью. Распространенным способом получения данных является опрос. При этом опрашиваемыми могут стать как рядовые граждане, так и эксперты в какой-либо области.

Специфика выбора методики

Перечень показателей, необходимых для проведения анализа, зависит от специфики исследуемого явления. К примеру, если изучается уровень благосостояния населения, приоритетными считаются данные о качестве жизни граждан, прожиточном минимуме на данной территории, размере МРОТ, пенсии, стипендии, потребительской корзины. При исследовании демографической ситуации важны показатели смертности и рождаемости, число мигрантов. Если изучается сфера промышленного производства, важные сведения для статистического анализа - это количество предприятий, их виды, объем продукции, уровень производительности труда и т. д.

Средние показатели

Как правило, при описании тех или иных явлений используются средние арифметические величины. Для их получения числа складывают друг с другом, а полученный результат делят на их количество.

Например, установлено, что в один госорган приходит 5 тысяч писем ежемесячно, а в другой - 1 000. Выходит, что первая структура получает в 5 раз больше обращений. При сравнении средних показателей может быть выражена в процентах. К примеру, средний заработок фармацевта составляет 70 % от ср. з/п инженера.

Итоговые сводки

Они представляют собой систематизацию признаков исследуемого события для выявления динамики его развития. К примеру, установлено, что в 1997 г. речной транспорт всех ведомств и управлений перевез 52,4 млн тонн груза, а в 2007 г. - 101,2 млн т. Чтобы понять изменения характера транспортировок за период с 1997 по 2007 г., можно сгруппировать итоговые показатели по видам объектов, а затем сравнить группы друг с другом. В итоге можно получить более полные сведения о развитии грузооборота.

Индексы

Их достаточно широко применяют при исследовании динамики событий. Индекс в статистическом анализе - это средний показатель, отражающий изменение явления под воздействием другого события, абсолютные показатели которого признаны неизменными.

К примеру, в демографии в качестве специфического индекса может выступать величина естественной убыли (прироста) населения. Ее определяют при сравнении уровня рождаемости и смертности.

Графики

Они используются для отображения динамики развития события. Для этого применяют фигуры, точки, линии, имеющие условные значения. Графики, с помощью которых выражаются количественные соотношения, именуются диаграммами или динамическими кривыми. Благодаря им можно наглядно увидеть динамику развития какого-то явления.

График, показывающий увеличение количества лиц, страдающих остеохондрозом, представляет собой кривую, уходящую вверх. Соответственно, по ней можно наглядно увидеть тенденцию заболеваемости. Люди, даже не прочитав текстовый материал, могут сформулировать выводы о сложившейся динамике и спрогнозировать развитие ситуации в дальнейшем.

Статистические таблицы

Они очень часто используются для отражения данных. С помощью статистических таблиц можно сопоставлять информацию по изменяющимся со временем показателям, различающимся в зависимости от страны и пр. Они представляют собой наглядную статистику, которой зачастую не нужны комментарии.

Методы

В основе статистического анализа лежат приемы и способы сбора, обработки и обобщения сведений. В зависимости от природы методы могут быть количественными и категориальными.

При помощи первых получают метрические данные, которые по своей структуре являются непрерывными. Их можно измерить при помощи интервальной шкалы. Она представляет собой систему чисел, равные промежутки между которыми отражают периодичность значений изучаемых показателей. Также используется шкала отношений. В ней, кроме расстояния, определяется также порядок значений.

Неметрические (категориальные) данные представляют собой качественные сведения, количество уникальных категорий и значений которых ограничено. Они могут быть представлены в виде номинальных или порядковых показателей. Первые используют для нумерации объектов. Для вторых предусматривается естественный порядок.

Одномерные методы

Они применяются в том случае, если для оценки всех элементов выборки используется единый измеритель или если последних несколько для каждого компонента, но переменные исследуются обособленно друг от друга.

Одномерные методы различаются в зависимости от типа данных: метрические или неметрические. Первые измеряют по относительной или интервальной шкале, вторые - по номинальной или порядковой. Кроме этого, деление методов осуществляется на классы в зависимости от количества исследуемых выборок. При этом необходимо учитывать, что это число определяют по тому, как осуществляется работа с информацией для конкретного анализа, а не по способу сбора данных.

Однофакторное дисперсионное исследование

Цель статистического анализа может состоять в изучении воздействия одного либо нескольких факторов на конкретный признак объекта. Однофакторный дисперсионный метод применяется тогда, когда у исследователя есть 3 и больше независимые выборки. При этом они должны быть получены из генеральной совокупности посредством изменения независимого фактора, для которого отсутствуют количественные измерения по каким-то причинам. Предполагается, что имеются различные и одинаковые выборочные дисперсии. В этой связи следует определить, оказал ли данный фактор значительное влияние на разброс или он стал следствием случайностей, возникших вследствие небольших объемов выборок.

Вариационный ряд

Он представляет собой упорядоченное распределение единиц генеральной совокупности, как правило, по возрастающим (в редких случаях по убывающим) показателям признака и подсчет их числа с тем или другим значением признака.

Вариация является различием в показателе какого-либо признака у различных единиц конкретной совокупности, возникающим в один и тот же момент либо период. К примеру, сотрудники компании отличаются друг от друга по возрасту, росту, доходам, весу и пр. Возникает вариация вследствие того, что индивидуальные показатели признака формируются под комплексным влиянием разных факторов. В каждом конкретном случае они сочетаются по-разному.

Вариационный ряд бывает:

  1. Ранжированным. Он представлен в виде перечня отдельных единиц генеральной совокупности, расположенных в порядке убывания либо возрастания исследуемого признака.
  2. Дискретным. Он представлен в форме таблицы, включающей в себя конкретные показатели изменяющегося признака х и количества единиц совокупности с заданной величиной f признака частот.
  3. Интервальным. В этом случае показатель непрерывного признака задается с помощью интервалов. Они характеризуются частотой t.

Многомерный статистический анализ

Он проводится, если для оценки элементов выборки применяется 2 и более измерителя, и переменные изучаются одновременно. Такая форма статистического анализа отличается от одномерного способа в первую очередь тем, что при ее использовании внимание сосредотачивается на уровне взаимосвязи между явлениями, а не на средних показателях и распределениях (дисперсиях).

Среди основных методов многомерного статистического исследования выделяют:

  1. Кросс-табуляцию. С ее использованием одновременно характеризуют значение двух и более переменных.
  2. Дисперсионный статистический анализ. Этот метод ориентирован на поиск зависимостей среди экспериментальных данных посредством изучения существенности различий в средних показателях.
  3. Ковариационный анализ. Он тесно связан с дисперсионным методом. При ковариационном исследовании зависимая переменная корректируется в соответствии с информацией, связанной с ней. Это обеспечивает возможность устранения изменчивости, вносимой извне, и, соответственно, повысить эффективность исследования.

Также существует дискриминантный анализ. Он применяется, если зависимая переменная является категориальной, а независимые (предикторы) - интервальными.