Тема урока. Люблю тебя, родной Донбасс

У каждого человека есть место, которое он считает своим домом. Здесь все дорого и знакомо с раннего детства, здесь легко дышится. Не имеет значения, живем ли мы здесь или давно переехали, образ этих мест всегда в нашем сердце. Это место наша малая родина.

Мой родной край Донбасс. Я люблю его строгую красоту: силуэты терриконов на фоне закатного неба, цветущие ветви абрикос пронзительно-синим весенним днем, загадочные тени акаций тихой летней ночью, степной, горячий августовский ветер, что гонит белые барашки по Азовскому морю и лохматит макушки

Прибрежных красавцев-тополей, шорох осенних кленовых листьев на бульваре, веселую предновогоднюю суету елочных базаров. Я люблю наших простых жителей, тружеников с широкой душой, которые не носят камень за пазухой, умеют работать и отдыхать. Люди эти не ищут выгод, не плетут политических интриг, не разжигают межнациональную рознь, потому что они разных национальностей:

Балканский серб, крестьянин псковский

Хватило всем земли и места

Беглый казак и грек азовский

Селились рядом, жили вместе

В большинстве своем это люди, которые хотят жить мирно, трудиться и растить детей. Они готовы тяжело работать

И хотят, чтобы их труд был достойно вознагражден. Мы любим красоту. Все знают, что наш Донецк это город роз. Особенная гордость нашего города парк имени Щербакова. Как он красив осенью, когда цветут аллеи роз! А несколько лет назад в центре города возник музей кованых фигур красота и талант, воплощенные в металле.

Некоторые мои одноклассники мечтают уехать жить за границу, в страны, где уровень жизни выше. Но лично мне нравится, когда мои соседи это люди, которых я знаю с детства, люди, с которыми меня связывают общие воспоминания, похожие моральные ценности.

Я рад тому, что мой край имеет много учебных заведений и развитую промышленность. Это значит, что мне нет необходимости куда-то уезжать. Я смогу выучиться и найти работу здесь.

Здесь я родился, вырос, учусь, здесь живут все те, кто мне дорог. Здесь я хочу в будущем работать и воспитывать моих детей. Я люблю свой родной край и горжусь им, мечтаю прославить его. И иногда, возвращаясь домой теплым вечером, мне так и хочется повторить слова моего великого земляка Владимира Сосюры из книги Донетчина моя:

Песней полечу я

Над простором нив,

(4 оценок, среднее: 3.75 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Родной край это страна где ты родилась, выросла и прожила свою жизнь. С ним повязаны самые теплые воспоминания, веселые истории,...
  2. Родной край – это страна где ты родилась, выросла и прожила свою жизнь. С ним повязаны самые теплые воспоминания, веселые...

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Конспект занятия «Моя Родина - Донбасс» в старшей группе

Цели :

Расширить представления детей о республике, в которой они живут;

Познакомить детей с государственной символикой ДНР;

Развивать и обогащать речь детей;

Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, развивать эстетический вкус;

Воспитывать чувство гордости за свою Родину , чувство сопричастности к её судьбе.

Предварительная работа :

Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине .

Прослушивание гимна ДНР, песен о Донбассе

Рассматривание карты ДНР.

Оборудование :

Территориальная карта ДНР,

Изображение символики ДНР,

Ход занятия.

Организационный момент.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг….(природа)

Ребята, я приглашаю вас в интересное путешествие. Очень часто мы слышим выражение : «Земля – наш общий дом» . Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Что это? (это глобус.) -Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля, где живут все люди. Рассмотрим его.

Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом?

А желтым и коричневым?

Еще на глобусе я вижу зеленые пятна, что это?

Белый цвет, что же обозначает он?

Ребята, у нас, у всех людей, одна большая крыша – это небо. У нас под ногами один общий пол – это земная поверхность. У нас одна на всех огромная лампа – это Солнце. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это наш общий большой дом. На Земле очень много разных стран и республик. Послушайте стихотворение :

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну наш общий дом.

Игра «Я начну, а вы продолжите» .

Наша республика называется… (Донецкая Народная Республика) .

Наша республика большая, в ней много дорог, … (лесов, полей, садов, полей, рек и т. д.) .

Люди, которые живут в нашей республике, называются…

Столица ДНР - …

Нашего Президента зовут…

Наше Отечество, наша Родина – Донбасс . Отечеством мы зовем Донбасс потому , что в ней жили отцы и деды. Родиной мы зовем её потому , что в ней родились . Матерью называют Родину потому , что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Много есть на свете и кроме ДНР хороших республик и стран, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина .

Вспомним с вами пословицы и поговорки о Родине ?

А сейчас, ребята предлагаю поиграть вам в ещё одну игру «Сложи карту ДНР» . У каждого из вас есть конверт с разрезанной картой ДНР.

Физминутка :

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас зеленый луг

Слева находится лес.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку – скок.

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

Солнце над березами светит нам.

Мы рады ягодам, грибам.

У каждой республики есть три обязательных символа (знака) . По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у ДНР.

Рассказ воспитателя

Герб – это эмблема государства, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных документах. Эмблема – это тот же символ, который имеет выпуклое изображение. Внимательно рассмотрим герб нашей республики.

Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла - в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии, с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым.

Второй государственный символ – это флаг. Флаг – один из главных символов государства, именно по нему в первую очередь определяют принадлежность к государству. Главные части любого флага – это древко и полотнище. Флаг – это национальная святыня. Надругательство над флагом является преступлением. Если внимательно рассмотреть флаг Донецкой Народной Республики, то можно заметить, что он состоит из трех полос – чёрная,синяя и красная. Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса . Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря. Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.

И последний, третий символ ДНР, это гимн. Гимн – музыкальный символ, это торжественная песня республики. При исполнении гимна всегда встают, мужчины при этом снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают.

Сейчас и мы внимательно послушаем гимн ДНР.

(прослушивание гимна ДНР) .

Очень гордый и жизнеутверждающий гимн ДНР. Как звучала музыка гимна?

Каждый гражданин, а мы все граждане Донецкой Народной Республики, обязаны знать гимн своей республики.

Ребята, где можно услышать гимн ДНР? (ответы детей) .

Игра «Собери символ ДНР» .

Вы должны собрать одно целое из нескольких частей и узнать один из символов государства.

Наше путешествие подходит к концу. Вспомним, о чем мы сегодня говорили.

Долины величавые,

Раздольные поля.

Цветущая, прекрасная

Ты, Родина моя .

Земля моя воспетая,

Обильная краса,

Где дремлют розы дивные

Под песню соловья…

Республика любимая,

Ты – Родина моя .

Ребята, Родину надо беречь и защищать. Родиной надо гордиться . Родину свою надо просто любить и видеть в ней только прекрасное. Любите и берегите свою Родину – Донецкую Народную Республику.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей старшей группы «Моя малая Родина - Кубань!» Конспект занятия для детей старшей группы «Моя малая Родина-Кубань!» Цель: Формировать чувство любви, уважения, гордости к Краснодарскому.

«Эта русская сторонка, это Родина моя». Конспект развлечения в старшей группе МБДОУ Д/С №93 «Улыбка» Воспитатель: Кириллова Г. Т. Высшая квалификационная категория г. Владимир Ведущая: Красота русской природы, её лугов,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Моя малая Родина-Нижний Новгород» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

управления образования города Шахтёрска

«Шахтёрский ясли – сад №6»

Дополнительный материал для проведения

занятий в старшей группе на тему:

«Родина моя – Донбасс.

Легенды моего края».

Подготовила:

Воспитатель

Кочура Наталья Николаевна

Дополнительный материал для проведения занятий в старшей группе на тему: «Легенды моего края».

Программное содержание:

Учить: Продолжить знакомство с народными традициями обычаями. Расширять словарный запас. Закрепить знания пословиц труде.
Развивать: Любознательность. Внимание, память, речь.
Воспитывать: Интерес к изучению культуры и обычаев своих предков.Любовь к родному краю, труду.

Цель: Выявить уровень знаний детей о растительном и животном мире Донецкого края, о его полезных ископаемых. Закрепить знания детей о своем крае, и легендах его происхождения.Формировать и развивать чувства взаимопомощи, поддержки. Воспитывать любовь к родному краю.
Словарная работа: Краеведческий музей, заповедник, Азовское море, каменный уголь, ковыль,

1.Вступительная беседа. -Как называется край. В котором. мы живём?

Чтение стихотворения «Донецкий край»

Донецкий край,шахтёрский край,
Любимый мой родной,
Прекрасной розой расцветай,
Эдемской,неземной!

Такого края не найти-
Взлети хоть в облака!
Неувядающе цвети,
Предолгие века!!!

Услышьте,милые края,
Слова моей любви:
Донбасс,о,Родина моя,
Блаженствуя живи!
Дари обильный урожай,
Соль,уголь и металл!!
Донецкий край-ВЕЛИКИЙ,КРАЙ!
И кто о том не знал? (Сергей Аякс )


2.Рассматривание иллюстраций родного края.

"Величаво и гордо стоят терриконы. Над ними плывут облака, точно сама вечность проходит над ними.
Что - то поэтическое есть в задумчивом и мудром облике терриконов. Сколько здесь человеческого труда! Не высчитать не измерить! Они насыпаны не одним поколением шахтеров. По камню, по глыбе складывались они. Многие уже старые, с морщинистыми заросшими бурьянами склонами, со снятыми рельсами, горбатые от времени.тут же красуются новы, только рождающиеся, они еще не выше одноэтажных зданий. Горы шахтерские - близкие, туманные, пепельно - серые, крутоверхие, красновато - бурые, продолговатые, осывшие, словно гигантсвик шлемы. Летом - обоженные палящим солнцем.Зимой - заснеженные, а если ветер сдует снег с вершины, то кажется, будто горы стоят по пояс в сугробах.. Особонно красивы терриконы утром: издали бледно - сиреневые, лиловые. Ночью - сплошь в дрожащих огоньках, точно гора внутри раскалена и огонь пробивается то здесь то там. Многие терриконы стоят в донецкой степи не меньше века.Они видели вайны и вьюги, иссушающий зной и грозные, как наводнение, ливни. Они окутаны голубоватыми дымками, словно дегендами. Низкий поклон им, вычным памятникам нелегкому шахтерскому труду!" (Л. Жариков)

"О Донец! Не мало тебе славы, что лелеял князя на волнах, стлал ему зеленую траву на твоих серебряных берегах, одевад его теплыми туманами под сенью зеленго дерева, стерег его гоголем на воде, чайками на волнах, утками на ветрах" ("Слово о полку Игореве")

"Донбасс - край сильных людей, людей с красивой душой и великим сердцем" (Л. Луков)

"Красив Донецк своими людьми, своими достижениями, красив собой. И эти милые и знакомые уголки любимого города в нас, в нашей памяти. Маленькая капля того прекрасного, что окружает нас. Мы живем рядом и порой не замечаем. Присмотрись к своему городу, просмотрись сердцем. Розовым рассветом, когда первые лучи освещают верхушки терриконов. Или солнечным днем, не нарушая его трудового ритма. Вечерней порой, с появлением мерцающих звезд на шелке небосвода. Или лунной ночью, вдыхая нежный аромат цветущих роз. Присмотрись, и пусть зазвенит вдушетонкая струна единения и сопричасности к этому большому, шумному и такому родному Донецку" (В. Бычкова)

3. Знакомство с легендами

КЛЮЧИ ОТ ПОДЗЕМНЫХ КЛАДОВЫХ

В Лисичьей балке над Донцом строили первою шахту Донбасса. Шахтеры медленно вгрызались в чрево Земли. Чем глубже они спускались под землю, тем тверже стано­вилась порода. Словно сама природа сопротивлялась, не хотела открывать людям кладовых. Долбят шахтеры по­роду кайлами, долбят кирками, а бадью для подъема на поверхность наполнить нечем. И вот сгребли последнюю горсть^ мелких осколков породы, бросили в бадью и ду­мают: “Что же делать дальше? Как добраться до угля?” Порода была тверже стаии. К тому же на пути встре­тился огромный камень-дичак и не давал возможности проходчикам развернуться. Рассердился шахтер Иван, взмахнул киркой изо всей силы. А был он могучего сло­жения, закаленный в работе. Да как саданет по тому кам­ню. Удар оказался настолько мощным, что из-под кирки вспыхнул яркий сноп искр, раздался сильный оглушитель­ный звук, напоминающий раскаты весеннего грома. И пошел, покатился тот грозовой рокот под землей по все­му Донбассу. В то же мгновение вокруг что-то затреща­ло, заскрежетало. И вдруг камень отвалился. Взору шах­теров предстало чудное сверкающее подземелье. Шахте­ры оторопели. Смотрят и глазам не верят. Перед ними от­крылась подземнаягаллерея, похожая на зал ледового дворца. Сверкая всеми цветами радуги, сверху лился яр­кий столб света. Многими своими гранями он отражался на полу и стенах, создавал невиданное зрелище, способ­ное очаровать любого. Шахтеры медленно спустились вниз, осмотрелись, осторожно потрогали руками блестя­щие черные кристаллы стен подземелья.

Один проходчик с восхищением говорит:

Смотри, какая красота! Словно черное золото!
Другой тут же уточняет:

Вот так штука! Это и есть каменный уголь. Какая радость!

В то же время из глубины зала повеяло легким ветерком послышались мерные шаги. Откуда ни возмись, перед ними предстало какое-то огромное существо. Вначале это было что-то расплывчатое, неясное, будто прозрачное облако, затем оно стало сгущаться и приняло человеческий облик.Іеперь перед ними стоял будто сказочный великан. Его ог­ромный корпус, сильные мускулистые руки, мощные бо­гатырские ноги словно были высечены из глыбы каменно­го угля. Приблизившись к пришельцам, он заговорил -че­ловеческим голосом, который эхом отдавался в подземелье.

Я хозяин подземных кладовых. Извольте предста­виться: кто вы и зачем сюда пожаловали?

Шахтеры на мгновенье растерялись. Но лишь на мгно­венье. Вспомнив правило, что природа покоряется только сильным, смелым да умелым, они снова обрели отвагу и уве­ренность. Один из них, Иван, сделал решительный шаг впе­ред.

Мастеровой Липецкого металлургического завода - гордо держа голову и направив взгляд на великана, пред­ставился он. - На реке Липеце добывал и плавил железную

руду. 1 еперь по царскомуукзу приехал наДонец камен­ный уголь добывать.

За ним шагнул вперед его напарник и бойко предста­вился: у

Петр из Олонецкойгуберни. На Александровском заводе в Петрозаводске плавил железную руду и отливал пушки. А ныне мы с Иваном первые шахтеры Донбасса.

По всему было видно, что пришельцы понравились хо­зяину подземных кладовых. Он заговорил с ними просто естественно, как с равными.

Миллионы лет храню я эти подземные богатства. Не раз люд и пытались взять их. Но не всякий удостаивался та­кой чести. В одном случае уголь уходил глубоко под зем­лю, исчезая бесследно. В другом - его заливало водой. Под­земные кладовые накрепко запирались, ждали своего вре­мени. Теперь тот час настал.

Подземный великан приблизился к шахтерам присталь­но посмотрел им в глаза:

Вы люди огненной профессии, сродни Прометею. Отважились вы на большие и славные дела. Давно я ждал таких. Надеюсь, вы по-хозяйски распорядитесь этим несмет­ным богатством. Каменный уголь, как солнце, даст людям тепло и свет, принесет многим счастье. Я торжественно вру­чаю вам ключи от подземных кладовых. Храните их веч­но. Открывайте ими богатства только для блага народа.

Великан зазвенел связкой золотых ключей, протянул их шахтерам. От ключей исходило такое сильное золотое си­яние, что, как на солнце, невозможно было долго смотреть на них. А богатый мелодичный звон, исходивший от клю­чей, словно от тысячи волдайских колокольчиков, сереб­ряным потоком поплыл по подземелью и медленно угас в угольных пластах. И молвил подземный великан:

Пусть сии ключи как ценнейшая реликвия вечно хра­нятся на этом холме, который издревле звался Соколины­ми горами.

^ Шахтеры с великим энтузиазмом, трепетно приняли этот бесценный дар. Глубоко в их души запали слова велика­на, хозяина подземных кладовых. Они восприняли их как заве1 всем поколениям нарождающегося шахтерского пле­мени.

Трудно даже представить, что пережили за эти минуты первые шахтеры Донбасса. Подземный великан вдохнул в них огромную силу, наполнил их великой энергией, дал

заряд бодрости на многие, многие века. И пошел с тех пор из подземных кладовых Донбасса нескончаемый поток чер­ного золота. А золотые ключи и по сю пору хранятся в Ли­сичьей балке

ЛЕГЕНДА О СОЛИ.



Гадючий вырий, загадочный их край или земной рай - не то, что птичий. Птичий где-то на теплых водах, за пущами и за богатырями, а гадючий в Русской земле. Вот что про него рассказывают старые люди.
Пошла немощная девка в лес и провалилась в этот вырей. Провалилась, упала па дно, а гадюки как зашипят. А самая большая и, должно быть, самая мудрая из них, как зашипит на них - они все и замолкли. Сами же квелые, еле ползают.

И лежал там особняком серый камень. Вот какая гадюка ни подберется к нему, то и лизнет, и лизнет тот камень. И тут же убирается в сторону, да куда проворнее, чем подходила.

А та, старшая, возле той дивчины так и вьется да кланя­ется, кивком головы показывает, чтоб и она тот камень лиз­нула.

Я, - рассказывала потом дивчина, - долго крепи­лась: аж девять дней! А потом и сама лизнула. И враз оклема­лась и голод пропал - даже есть не хочется.
А как пришло время гадюкам вылазить, все поразлазились кто куда. Старшая же встала дугой, а дивчина - на нее да и выбралась наружу.
Кто знает, возможно, серый камень и был первообразом того «лизунца», который делается из каменной соли для жи­вотных и поныне.
Змеи, они, известно, мудры! Не зря же в народе издавна бытует присловье: «Мудрый, как змея».

Не исключено, что первобытные и древние уже тогда до­гадывались о пользе соли и употребляли ее. Или инстинктив­но чуяли, перенимая повадки зверей.

Неведомым лишь осталось для нас, далеких потомков, ни первооткрыватель тогдашний, ни точная дата открытия этого полезного минерала, на какой так богат Донецкий кряж. Из­вестно лишь из пересказов, что солеварением занимались на речке Тор еще в XIII веке. А в XVI веке, при царе Иване Гроз­ном, якобы объявились первые поселенцы-

солевары и на реке Бахмутке.

СКАЗКА ОБ УГЛЕ.

А когда уж и рудознатцы

подключились к поискам диковин­ного горючего каменья, тут дело пошло куда веселее.
Помимо воли снова и снова возвращаюсь к той мысли, а может и просто догадке-предположению, что первопоселен­цы, первооткрыватели его вряд ли обошлись без помощи слу­чая и диких зверей, которые жили рядом с ними в малообжи­тых до поры, считай безлюдных степях.

На этот счет есть у писателя Леонида Жарикова то ли пре­дание, то ли сказ, то ли сказка настоящая.

Донбасс - счастливый край. И про то, как были от­крыты подземные сокровища, сказка есть.

Шел по степи селянин с ружьем. Смотрит, в земле глубокая нора. Заглянул в нее, а там лисята притаились. Вытащил всех по одному и радуется: «Эге, добрая будет у меня шапка!» А тут мать-лиса прибежала, увидала своих деток у человека в ру­ках и говорит:

Отдай моих деток, человек, я тебе за это клад открою. Подумал,

подумал дядька и решил: а вдруг правда подарит

клад, не зря же лиса так жалостливо просит.

Ладно, лиса, на тебе твоих малышей, а за это клад пока­зывай.

Бери заступ,- говорит лиса,- и копай вот тут.

Клад найдешь.

Опять поверил человек лисе, взял кирку, лопату и стал копать. Сначала земля шла мягкая, и копать было легко. А по­том камень пошел, пришлось за кирку браться. Долбил-дол­бил, вспотел весь, а клада нет и нет.
«Ну, мошенница лиса, видать, обманула». Подумал так наш дядька, но копать продолжал - интерес его разбирал, да и яму вон какую вымахал, жалко бросать работу: вдруг взап­равду докопается до клада? Пошел опять долбить, смотрит: черная-пречерная земля показалась. Выпачкался дядька с головы до ног - одни глаза сверкают, а клада все нет. Плю­нул, вылез из ямы и закурил с досады. Сидит покуривает, думу думает: как же так и зачем он поверил лисе? Кто не знает, что лиса хитрая... Докурил цигарку и бросил окурок в сторону.

Сколько уж там прошло времени, а только чует он - гарью потянуло. Посмотрел в одну сторону, в другую, оглянулся - нигде нет огня, только в том месте, куда он окурок бросил, обломки черных камней задымились. Он их сам выломал из зем­ли и выбросил лопатой на поверхность. Смотрит и диву дает­ся: горят камни! Собрал поблизости другие куски, кинул в огонь, и эти занялись, да жарко как! И тут наш искатель кла­да смекнул: набрал черных камней в мешок и принес к себе в хату, бросил в печку, и камни на глазах загорелись-загудели. На другой день утречком побежал к своей яме, опять на­орал горючих камней. А тут навстречу лиса.

Здравствуй, добрый человек. Доволен ли мною?

Хитрюга ты, Патрикеевна, обманула меня: гляди, ка­кую яму вырыл, а клада нет.

Не обманула я тебя, человек. Нашел ты клад, ведь го­рючие камни и есть самое богатое сокровище!

«И то правда»,- подумал про себя мужик и говорит лисе:

Ну, коли так, спасибо тебе, лисонька... Живи на свете, радуйся своим деткам.
Взвалил мешок с горючими камнями на спину и понес.
И опять запылало-загудело в плите жаркое пламя, да такое, хоть окна и двери открывай и беги из хаты.

Никому в селе дядька не сказал ни слова про счастливые черные камни. Только разве от людей спрячешься? Подгля­дели за ним, куда он ходит с мешком, увидали, как горят кам­ни, и давай себе копать да похваливать соседа, дескать, вон какую он нам прибыль сделал.
Пошел слух о черных камнях по всей округе. Докатилась слава до царя Петра. Затребовал он к себе того дядьку: «Ка­кие такие ты нашел чудо-камни, будто от них великий жар?» Ну, тот высказал царю всю правду и про лисичку не забыл. Удивился царь Петр и велел позвать к себе самого знатного вельможу, чтобы послать его с мужиком в те степные края да и казачий город Быстрянск и там искать горючие камни, жечь их и пробу чинить.
Вельможа поговорил с дядькой, вызнал тайну про лисичку и про черные камни. Слушал и радовался вельможа: значит, много в тех краях зверя пушного, если простая лиса способна | (а такие дела. Взял он поскорее ружье-двустволку, подпоясал­ся тремя патронташами и явился пред ясные царские очи:

Готов ехать, ваше царское величество!

А фузею зачем взял? - спрашивает Петр про ружье.

Охотиться, ваше величество... Мужик сказывал, там лис много.

Царь и говорит ему:

Значит, ты, вельможа, не способен вести государст­венные дела, ежели прежде всего о себе да об охоте думаешь. И коли так, то иди служи на псарне...
Заместо вельможи царь велел позвать разумного в науках мужика по фамилии Капустин. Дал ему царь свою кирку, ло­пату и велел отправляться в казачьи степи искать залежи го­рючего камня.
Тогда-то, друг мой, и были открыты в Донбассе его со­кровища - угольные пласты. И пошли с той поры шахты по всей нашей неоглядной донецкой земле.

Поезжай в город Лисичанск - увидишь Григория Ка­пустина, там ему памятник стоит из чистой бронзы. А в степь пойдешь и лисоньку встретишь, ей поклонись.

В который раз припомнилась расхожая легенда о том, как сам Петр Первый открыл то каменье, способное загораться и сильный жар давать. Это было якобы тогда, когда он возвра­щался из очередного Азовского похода. Солдаты-де бросили те уголья в костер, а они загорелись. В тот момент царь, дивясь и радуясь, вроде и произнес исторические слова: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим, зело полезен будет».
Не стану и повторяться - это предание катано-переката­но из поколения в поколение и так, и сяк, на разные лады.

Легенда легендой, а слова эти Петр Первый и в самом де­ле произнес. Может, и после проб, которые учинили инозем­ные мастера найденномукаменью.

ЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.

Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам и выбалкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с пол­дня на запад, пора было и домой возвращаться - до дома ого-го еще сколько топать!

И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь по­есть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельца­ми, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.
Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подно­жия крутолобого склона балки свежий скат - лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная - черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Ос­мотрел нору. Сомнений не было: лисья. Да вот и шерсть ры­жеватая в бурьяне позастревала.

Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кост­рище, обложил его черными камнями, принесенными от ли­сьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равно­мерно спекся. И прилег отдыхать...

Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась - сгорел вместе с лопушиными листьями.
- Ты смотри? - поразился охотник. - Земля горит! Или наваждение бесово?
Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслы­ханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же ка­мешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за­тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.
«Вот так чудасия! - еще больше поразился охотник. - Горит-таки земля!»
Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свобод­ную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зай­ца и рыбу, притужил ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение не­давно горящей земли.

ЛЕГЕНДА О СВЯТОГОРЕ.

Встретился, говорят, однажды богатырь Святогор с пече­негами. Много их было, а он один.
И завязалась битва меж ними. Долго длилось ожесточен­ное сражение. Немало печенегов полегло от большого Святогорового меча. А он, раненый, продолжал биться.
Но вот вражья отравленная стрела впилась в тело богаты­ря... Святогор ощутил слабость во всем теле... Понял великан - пришел конец.
Поглядел на белый свет: на высокие меловые кручи-горы, на голубые воды Донца, склонился к гриве своего верного гри­вастого друга и тихо сполз с него, лег под скалой над Северским Донцом. Там и опочил.
А местность эту люди назвали его именем - Святогорьем.

ЛЕГЕНДЫ ОБ АЗОВСКОМ МОРЕ .
Среди азовских поморян издавна бытуют свои легенды о названии Азовского моря. Связаны они с именем дочери рыбака, некоей Азы.

По одной из легенд, Аза жила на самом берегу нашего моря со старым отцом. И была такой красивой, что все хлопцы не сводили с неё глаз. Она же ни на кого не обращала внимания, ибо, говорят, была слишком горда. Ещё и похвалялась, что ей никто не нравится.

Вот все парни, что жили поблизости, договорились, пришли к Азе и предложили ей выбрать среди них себе жениха. Красавица посмотрела на них, подумала, а потом и говорит:

Будете соревноваться. Кто из вас своих товарищей поборет, тот и будет моим суженым.

И начали молодцы соревноваться. Один-таки вышел из того соревнования победителем, но Аза отказала ему да ещё и принялась насмехаться над хлопцами. Обманула соперников. Разгневались они на гордячку, взяли и утопили её в море.

До сих пор, когда подходит вода к берегу, из моря слышится то ли плач, то ли стон. Старые люди говорят, что это красавица Аза плачет о своём ненайденном суженом. И море якобы зовётся от её имени Азовским…

По другой легенде Аза тоже жила на берегу нашего моря и тоже была неописуемой красоты, но, в отличие от первой, эта любила хорошего собой, прекрасного парня. Да настал тревожный час, и Азин возлюбленный ушёл на войну с турками. А перед походом он подарил девушке золотое кольцо, чтоб она ждала и не забывала своего милого. С приговором подарил:

Если потеряешь это кольцо, я буду знать о твоей неверности.
Прошло несколько лет. Аза берегла подарок, как зеницу ока. И всё ждала-выглядывала хлопца из похода, а он всё не возвращался. И вот однажды случилась беда. Пошла девушка к морю стирать бельё, задумалась да и уронила ненароком кольцо в воду. А тут откуда ни возьмись волна, замутила воду – и пропал подарок. Испугалась бедная Аза, бросилась в волны, чтобы достать свою дорогую утрату, да и утонула.
С тех пор, мол, и море зовётся Азовским по имени бесталанной девушки, которая так и не дождалась своего милого из похода.

В третьей легенде рассказывается уже о двух сёстрах.
Возле большой воды (то есть где-то возле нашего моря) жил когда-то, говорят, старый рыбак. Жена его давно померла, оставив горемыке двух дочек. Одну из них, старшую, звали Азой, а другую, меньшую, - Золотокосой Песчанкой. Сёстры были настолько красивы, что кто бывало узрит их, тот с того момента и про сон забудет: всё о них думает. А девушки искали своего счастья переборчиво, никто из местных парней не был мил их сердцу.

Аза каждодневно сидела на берегу моря, на высоком обрыве, да всё выглядывала кого-то. Возможно, своего суженого, который поплыл в далёкие чужие миры и там, как передавали люди, погиб от вражьей сабли.
А раз, когда девушка сидела в той же задумчивости, неожиданно задул сильный ветер-буран. На море поднялись высоченные волны. Они бежали к берегу, били в кручи и страшно стонали. Внезапно откололся от кручи большой участок земли и вместе с Азой обрушился в разбушевавшиеся волны. Увидела это Золотокосая Песчанка – и себе бросилась с горы в море, чтоб спасти старшую сестру. Да так и потонули обе…
Наутро следующего дня, когда море утихомирилось, вернулся из гостей старый рыбак, вышел на берег моря и увидел, что нет его дочерей на круче, а на том месте, где любила сидеть Аза, свежий обвал. Глянул отец вниз – а там, под самой кручей, такой золотистый песок искрится на солнце, что аж очи слепит! А море – тихое-тихое и такое ласковое, как его дети… И поныл всё несчастный и горько заплакал…
Вот с тех самых пор и море стали называть Азовским, ибо потонула ведь в нём красавица Аза. А длинных песчаных кос в этом море оттого столь много, что вместе с Азой утонула и её младшая сестра – Золотокосая Песчанка.

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧЕК И БАЛОК .

Когда-то на земле якобы жил могучий и кровожадный змей. Многих людей он сожрал, ибо сильнее его на свете никого не было.
В то же самое время жили и кузнецы божьей милостью – Кузьма и Демьян. И вот задумали они того змея сжить со свету, дабы освободить славян-соплеменников от его жуткого бремени.

Сунулся раз змей к ним, а они – в кузню. И заперли железные двери на все непорушные засовы Змей и говорит:

Кузьма, Демьян, божьи ковали, откройте, а то проглочу вас вместе с кузницей!
А те отвечают:

Коль ты при нечеловеческой силе, то пролижи двери. А мы тогда сядем тебе на язык – и глотай.

Змей принялся вгорячах лизать, а кузнецы тем временем разогрели докрасна железо и выковали из него большущие клещи.
Едва змей пролизал двери и высунул язык, как Демьян и Кузьма хвать клещами за тот язык! И начали дубасить молотами…
Уморили змея хорошенько, а потом запрягли плуг, что на двадцать пар волов был рассчитан, и давай пахать.

Орали они степь дикую вдоль и поперёк. И сколько змей ни просил, не давали ему ни пить, ни есть.

Будет с тебя и того жира, что накопил на людях! – отказывали.
- Ну, коль так, то перед страшным судом освещу я своим жиром весь свет так, что ослепнете! – пригрозил змей.

Долго ль орали они, нет, а дошли до моря. Змей бросился в море и ну сгоряча пить. Пил, пил – выпил море. И – лопнул.
Кузьма и Демьян взяли и закопали того змея под горой, которую затем люди так и прозвали – Змиева гора.

Бог его знает, когда это было на белом свете. А только со временем полился с той горы керосин. Вроде и конец света вот-вот настанет… Да Бог, слава те, покуда миловал. Хотя и по слободам и теперь не каждый светит керосином, бо – нечистый…

Кузьма и Демьян, пока змей не совсем умаялся, орали глубоко – и там потекли реки, а как тот уморился окончательно, орали мелко – и там возникли балки.

Вот откудова взялись в степях речки и балки!

ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТЫПЧАКЕ И ВЫСОВОМ КОВЫЛЕ.

Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с рус­скими князьями, супротивники послали, те - со своей сторо­ны, а те - со своей, в разведку пронырливую Тыпчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имени Ковыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Оза­рила луна их ярким светом в тот миг. Девушку поразила ска­зочная красота молодого русича. И он тоже был пленен ее не­сказанным видом. Не смогли они убить друг друга. Как не мог­ли и предать своих. Когда на землю пали первые лучи, их уви­дели вместе стоящими в горах.
- Измена! - закричали противоборствующие стороны.
С обоих станов полетели в них стрелы. Да высоко - не дос­тать. Но и казнить их не успели.

Влюбленные бросились вниз с высокого камня и разбились насмерть.
Там, где упали капли их крови, выросли травы - низкий тыпчак и высокий ковыль. Природа же увековечила влюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу го­ловами.


ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ ЛЕСЕ.

В наше время араукарии, эти вечнозеленые хвойные де­ревья, сохранились только в Южной Америке, в Австралии и на островах Новая Каледония в Тихом океане.

У нас же, на Донецком кряже, остались окаменевшие ство­лы этих деревьев, причем сохранившие изначальную внут­реннюю структуру, в том месте, где главный отрог кряжа под­ходит к Алексеево-Дружковке, на крутом склоне балки. Де­ревья эти, окаменевшие их стволы, уходят в глубину земли метров на десять, а наруже торчат верхушки. По площади за­нимают они до одного гектара. Уникальные свидетели прадавней минувшины!

О возникновении этого каменного леса существует любо­пытная легенда.
Одна из богинь - покровительница лесов - долго стран­ствовала в богатом на дичь лесу. Притомилась, да и есть ей захотелось. Видит, зайчонок притаился за кустом. Она взмах­нула своей волшебной палочкой и сразила серого, собралась зажарить его. Ненароком глянула вверх, а там верхушки де­ревьев взялись огнем. Оказывается, им жаль стало бедола­гу зайца, и они взбунтовались: ветки на макушках от жаркого гнева сами по себе загорелись.

Рассвирепела богиня. И чтоб деревья никогда больше не могли загораться, навечно превратила их в каменные.

По другой же легенде, давным-давно в прадавнем лесу, что рос в этой местности, объявился молодой охотник. Он был красив, смел и удал. За плечами у него висел сагайдак, или кол­чан, со стрелами, у пояса - большой охотничий нож.

Однажды юноша, охотясь, повстречал на лесной тропе де­вушку - красы невиданной. Глубоко в сердце запала она ему. И ей тозке приглянулся молодой охотник. А это была рабыня со двора жестокой лесной повелительницы, жившей на высо­ком холме в лесу. Юноша и девушка с того дня, как встрети­лись, стали тайно свиданничать, чтоб лихая повелительница не прознала.

Как-то стояли они под развесистыми зелеными ветвями, будто в живом шатре. Вдруг пред ними появился необычный всадник: на большой волчице, укрытой пестрой попоной, си­дела молодая, еще привлекательная женщина. Ее длинные темные волосы были схвачены золотым обручем.
Девушка прямо онемела - и губ не может разомкнуть. Парень догадался, что это и есть владелица этих лесов и лес­ного дворца на холме. О ней ходила недобрая слава по всей округе. И юноша насторожился.
Повелительнице же он приглянулся с первого взгляда. Она какой-то миг всматривалась в его черные глаза, разглядыва­ла его светлые волосы.
- Ты кто такой, откуда пришел на мои земли? - наконец спросила она.
Юноша ничего не ответил, только крепче прижал к себе омертвевшую от страха девушку.

Лицо повелительницы враз пошло красными пятнами, на­лилось гневом. Она велела девушке идти в покои, но молодой охотник заступился за любимую, не отпустил ее. Владелица еще какое-то время порассматривала дерзкого парня, взгля­нула на рабыню, грозно взмахнула плетью и умчала прочь.
Юноша схватил девушку за руку и повел глубже в лес, подальше от беды.
Однако неожиданно взблеснули молнии, загрохотало гро­мом небо, и на них обрушился страшный ливень. Упругий, хлесткий ветер гнул ветви долу, ломал деревья.

Это ее проделки. Бежим, милый, отсюда побыстрее! - воскликнула напуганно девушка.

Они бросились бежать, надеясь поскорее вырваться на залесский простор.
Бежали и бежали, а тем временем лес затаился, стихла гроза и ливень. И беглецы ощутили, что недавно мягкая хвоя на деревьях затвердела, сделалась будто каменная, и эти ост­рые иглы больно колют плечи и руки, рвут на них одежду.

Ты видишь, лес закаменел? Это и правда злая выход­ка моей повелительницы, - засокрушалась девушка еще больше.

Пригибаясь и увертываясь от твердокаменных острых хвойных веток, они бежали дальше.

А вот и конец леса. Юноша и девушка взобрались на гору. А позади них поднялся бешеный грохот. Грозный поток ила и камня медленно поглощал ту часть леса, что росла в глубокой впадине и где они встречались тайком, хоронясь от недоброй властительницы. Немного спустянад той равниной, где плес­кались тяжелые волны, остались только одинокие верхушки окаменевших деревьев.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ .

Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.
Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос-Вердер, и вправду из уст в уста пере­давалась легенда о том, что действительно на этом месте в ста­рину находился прекрасный город с великолепными дворца­ми, в одном из которых жила молодая королева.

Никто не знал, отчего город превратился в каменные на­громождения, только поговаривали, что его можно восстано­вить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется -де на самом высоком камне, а возле нее - чудесный цве­ток, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.

Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юно­ша, который никого и ничего не боялся.

Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а воз­ле нее - желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и камен­ное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю - такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.

Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цве­ток диковинный.
- Смотри! - сказал юноша и дал ему в руки цветок.

И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.

Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не ос­мелился.
Так и остался загадочный, зачарованный город не спасен­ный никем по сию пору.
А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.

Литература:

Легенда о соли // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 181-182

Сказка о каменном угле // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях.– Донецк: Каштан, 2004. – С. 254-257.

Легенда о Святогоре // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 207.

Легенды о дочери рыбака Азе (почему Азовское море называют Азовским) // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 63.

Легенды о происхождении речек и балок // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 162-163.

Легенда о низком тыпчаке и высоком ковыле // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 56-57.

Легенды о возникновении каменного леса // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 154-156.