Количество иностранных студентов в россии за год выросло на четверть. Зачем российским вузам студенты-иностранцы? Студенты иностранцы

Иностранные студенты в российских вузах

А.Л. Арефьев
(Доклад на 3-м всемирном форуме иностранных выпускников советских и российских вузов (Москва, ноябрь 2012 года )

За весь период существования Советского Союза и последующие 20 лет постсоветского развития Российской Федерации в советских и российских гражданских и военных вузах и других учебных заведениях, в том числе средних специальных, на различных курсах подготовки, переподготовки, повышения квалификации, учебно-производственных стажировках и т.д. обучалось в общей сложности более одного миллиона человек. Пик численности обучающихся иностранных граждан был достигнут в 1989/1990 году, когда в СССР проходили различную форму подготовки (гражданскую и военную, в системе высшего и среднего специального образования, стажировки и курсы повышения квалификации и т.д.) до 180 тысяч иностранных граждан (из них около 70% - в учебных заведениях РСФСР). В начале 1990-х годов в обучении иностранцев в России наступил спад, который стал постепенно преодолеваться в 2000-х годах. Тенденции изменения численности иностранных студентов, обучавшихся на дневных отделениях российских вузов (основная форма подготовки специалистов для иностранных государств в отечественной системе образования) на протяжении последних десятилетий наглядно отражена на рисунке 1.

Рисунок 1. Число иностранных студентов очной формы обучения в вузах РСФСР и Российской Федерации в 1990/1991 - 2010/20110 гг.

Переход от централизованной системы обучения иностранных граждан в советское время к большей свободе и рыночной (контрактной) форме подготовки кадров для зарубежных стран после распада СССР привел к резкому росту количества отечественных высших учебных заведений, занявшихся международным образованием. Достаточно сказать, что если до 1990 года иностранцы обучались в 250 вузах РСФСР, то к 2011 г. их количество увеличилось более чем в 3 раза (см. рис. 2).

Рисунок 2. Количество российских вузов, обучавших очно иностранных студентов 1990/1991 -2010/2011 гг.

Иностранные граждане обучались в 2010/1011 академическом году в 787 государственных, в том числе 562 государственных и 174 негосударственных вузов, что составляло почти 3/4 от общего числа всех российских вузов (1115).

Лидерами по очной форме обучения иностранных граждан являются РУДН и МГУ им. М.В. Ломоносова (см. табл. 1). Эти вузы являются ведущими по подготовке кадров для зарубежных стран ещё с советских времён: в 1989/1990 академическом году в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы насчитывалось 4,5 тысячи иностранных студентов, стажеров, аспирантов, в МГУ - 3,2 тысячи.

Таблица 1. Российские вузы с наибольшим числом иностранных студентов очной формы обучения в 2008/2009 -2010/2011 гг.

Наименование вузов

годы

2008/2009

2009/2010

2010/2011

1.Российский университет дружбы народов

2.МГУ им. М.В. Ломоносова

3.Санкт-Петербургский государственный университет

4.Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

5.Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

6.Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

8.Смоленская государственная медицинская академия

9.Российский государственный медицинский университет

10.Московский авиационный институт (технический университет)

Российская Федерация ежегодно выделяет 10 000 госстипендий (мест для бесплатного обучения). При этом почти половина стипендий приходится на долю выходцев из бывших советских республик, а другая половина предназначена представителям стран дальнего зарубежья (см. рис. 3).

Рисунок 3. Российские государственные стипендии для студентов из различных стран, выделенные в 2011/2012 академическом году, %

В советский период наибольшая доля получавших в СССР высшее образование являлись выходцами из социалистических стран Восточной Европы (прежде всего ГДР, Болгарии, Польши, Чехословакии) и Азии (прежде всего Вьетнама, Монголии, Китая и Афганистана), а также Кубы (см. рис. 4). Почти все они обучались по очной форме.

Рисунок 4. Доля иностранных граждан, получивших образование в советских вузах в 1950/1951-1985/1986 академических годах, по основным группам стран и регионам мира, %

В последний год существования СССР лидерами по числу своих студентов дневных отделений советских вузов были Монголия, Вьетнам, Афганистан, Куба и Болгария (см. таблицу 2).

Таблица 2. Страны-лидеры по числу своих студентов, обучавшихся в советских вузах по очной форме

Спустя 20 лет картина в этом плане значительно изменилась: наибольший удельный вес в иностранном студенческом контингенте очной формы обучения оказался у выходцев из бывших советских республик (см. рис. 5).

Рисунок 5. Из каких стран учились в России студенты в 2010/2011 году, %

По показателю численности студентов, стажеров, аспирантов, докторантов и т.п. очной формы обучения в 2010/2011 академическом году лидировали Казахстан (16616 чел.), КНР (16486 чел.), Туркмения (5297 чел.), Украина (4919 чел.), Индия (4515 чел.), Белоруссия (4229 чел.), Азербайджан (4166 чел.), Вьетнам (3628 чел.), Таджикистан (3556 чел.), (Узбекистан (3466 чел.). Ранее (в 2005/2006-2009/2010 годах) странами с наибольшим числом своих представителей на дневных отделениях российских вузов неизменно были КНР, Казахстан и Индия.

Подавляющее большинство иностранных студентов, желающих получить образование в России по очной форме, а именно 96,1%, предпочитает пользоваться услугами государственных вузов, в том числе на долю вузов Минобрнауки приходится почти 2/3 всего контингента иностранных учащихся очной формы подготовки.

Общее количество зарубежных стран, представители которых сегодня обучаются в российских вузах, довольно внушительно - 173 (в конце 1980-х годов в СССР обучались представители 150 стран). Шире всего национальный состав учащихся в РУДН - 146 стран. На втором месте - МГУ им. М.В. Ломоносова, где обучаются представители немногим более 80 стран.

Если в советский период более половины иностранных студентов изучало в СССР инженерно-технические специальности (см. рис. 6), то в 2010/2011 академическом году их совокупная доля была около 20% и почти равна доле обучавшихся на медицинских и экономических факультетах (см. рис. 6 и рис. 7). Можно также отметить, что по сравнению с 2009/2010 академическим годом число изучавших инженерно-технические специальности выросло на три тысячи человек, при этом наиболее востребованными являлись строительство и архитектура (изучали 4,1 тыс. человек или 3,5% всего иностранного студенческого контингента) и геология и разведка полезных ископаемых (2,7 тыс. чел. или 2,3%).

Рисунок 6. Специальности, которые изучали иностранные студенты в России в 1989/1990 академическом году, %

Рисунок 7. Специальности, которые изучали иностранные студенты в России в 2010/2011 академическом году, %

Число изучавших в 2010/2011 академическом году русский язык на краткосрочных курсах по сравнению с 2009/2010 годом увеличилось более чем в 1,5 раза (с 7,6 до 12,7 тыс. человек), а вот число изучавших русский язык как специальность по долгосрочным программам за минувший год сократилось вдвое (с 6,5 до 3,5 тыс. человек). Следует указать и на проявившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня знаний русского языка у прибывающих в Россию абитуриентов, причем не только из дальнего, но и из ближнего зарубежья. Все чаще представителей СНГ, если они не являются соотечественниками, выросшими в русскоязычных семьях, приходится до начала учебы направлять на курсы русского языка или подготовительные отделения для того, чтобы они освоили язык обучения в минимально необходимом объеме.
Если в советский период почти все иностранные граждане обучались в российских вузах по 5-6-летним программам дипломированных специалистов, то в последние годы, в связи с присоединением России к Болонскому процессу, стала постепенно увеличиваться доля обучающихся по программам бакалавриата, а также магистратуры (см. рис. 8).

Рисунок 8. По каким программам учились иностранные граждане в вузах России в 2010/2011 учебном году, %

В последние годы в России опережающими темпами стала расти заочная форма обучения иностранных граждан по программам высшего образования (в том числе вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат). Так, численность заочно получавших образование иностранцев в российских вузах в 2010/2011 академическом году составила 68,5 тысячи человек, увеличившись за минувшие 10 лет почти в 4 раза (см. рис. 9). И это явление не случайно, ибо для российской системы высшего образования последних лет стал характерен опережающий рост заочной формы обучения и "вытеснение" традиционной очного обучения (если в 1990/1991 академическом году 99% всех иностранцев обучались в российских вузах на дневных отделениях и лишь 1%-на заочных, то в настоящее время доля иностранцев-заочников возросла до 37%). Этот процесс начался с появлением негосударственных вузов, в которых именно заочное обучение стало доминирующим. Дело в том, что осуществлять заочное обучение для вузов (особенно негосударственных, не обладающих значительной материальной базой) в целом организационно легче, ибо это не требует строительства общежитий для студентов-заочников, дополнительных учебных аудиторий и лабораторий, библиотечных фондов, привлечения новых преподавателей (те, кто преподает на дневных отделениях, обычно преподают и вечерникам, заочникам, учащимся групп выходного дня и т.п.). В отличие от дневной формы обучения, заочники обычно не проходят производственно-учебной практики - одного из важных элементов учебного процесса, а сам объем получаемых ими знаний и количество основных учебных дисциплин, в том числе по специальности, на заочном обучении заметно ограничен. Общая стандартная временная продолжительность заочного, вечернего, дистанционного обучения составляет 5-6 лет (10-12 семестров), однако существуют и варианты обучения по сокращенным программам.

Рисунок 9. Число иностранных студентов-заочников в вузах России в 1990/1991-2010/2011 гг., тысяч человек

Многие российские вузы активно предлагают свои услуги по получению в заочной форме не только базового, но и второго высшего образования (на основе уже имеющегося у абитуриентов высшего или среднего специального образования). Получить заочно второе высшее образование можно за 2,5-3,5 года (за 5-7 учебных семестров). Наибольшим спросом российские дипломы о втором высшем образовании пользуются у представителей стран СНГ и Балтии (они составляют 9/10 всех иностранных студентов-заочников).

Количество вузов, в которых иностранные граждане проходили заочную подготовку, составляло в 2010/2011 академическом году заметно выросло - до 673, из которых 42 вуза обучали иностранных граждан только заочно, а 631 -и очно, и заочно (для сравнения: в 2009/2010 академическом году заочное обучение иностранных граждан осуществлялось в 604 вузах).

Характерно, что если для очного обучения почти все иностранные граждане предпочитают выбирать государственные вузы (более 96%), то в отношении заочной формы получения российского высшего образования доля выбирающих негосударственные вузы составляет около 40%, т.е. в 10 раз больше.

Лидирует по заочной форме обучения иностранных граждан негосударственная Современная гуманитарная академия (см. таблицу 3).

Таблица 3. Российские вузы - лидеры по общей численности иностранных граждан заочной формы обучения в 2009/2010-2010/2011 академических годах, человек

Наименование вуза / годы

2009/2010

2010/2011

1.Современная гуманитарная академия

2.Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

3.Российский государственный социальный университет

4.Брянская государственная сельскохозяйственная академия

5.Московский технологический институт «Всемирный технологический университет»

6.Московский государственный университет путей сообщения «МИИТ»

7.Тюменский государственный университет

8.Международный институт экономики и права

9.Московский новый юридический институт

10.Российский государственный университет туризма и сервиса

Среди стран бывшего СССР больше всего поступивших и обучавшихся на заочных отделениях российских вузов в 2009/2010 академическом году - из Белоруссии (24,6 тыс. чел.), Казахстана (11,5 тыс. чел.), Узбекистана (7,8 тыс. чел.), Украины (6,8 тыс. чел.) и Молдовы (3,0 тыс. чел.), а среди стран дальнего зарубежья - из Болгарии (477 чел.), Вьетнама (301 чел.), Китая (158 чел.), Германии (87 чел.), Италии (71 чел.), Израиля (69 чел.) и США (60 чел.).
Основные специальности, изучаемые иностранными гражданами на заочных отделениях российских вузов - экономика и управление, а также право (см. рис. 10).

Рисунок 10. Специальности, которые изучали иностранные студенты в Росси по заочной форме обучения в 2010/2011 академическом году, %

Первенство по всем формам обучения (очной + заочной) в российских вузах - у граждан Казахстана и Белоруссии (см. таблицу 4).

Таблица 4. Совокупная численность иностранных граждан, обучавшихся по очной и заочной формам (включая вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат) в российских вузах в 2010/2011 академическом году по странам происхождения - основным "поставщикам" иностранных студентов в Россию, человек

Страны

Обучались очно+заочно, человек

Всего обучались очно+заочно, человек

Доля в совокупной численности всех иностранных граждан очной и заочной форм обучения в российских вузах в 2010/2011 академическом году, %

1. Казахстан

2. Белоруссия

4. Украина

5. Узбекистан

6. Азербайджан

7. Туркмения

8. Таджикистан

9. Молдова (включая ПМР)

11. Вьетнам

12. Армения

13. Монголия

14. Малайзия

15. Мьянма

Другие страны

Всего обучалось

Общая доля иностранных студентов, аспирантов, докторантов очной и заочной форм формы обучения в российской высшей школе, занимавшихся по программам, ведущим к получению российских дипломов о высшем образовании (tertiary education) составила в 2010/2011 академическом году среди российских студентов, аспирантов, докторантов (7194,0 тыс. чел.) 2,16%, а в только что закончившемся 2011/2012 году - оценочно 2,85% . Для сравнения: в 2009/2010 академическом году данный показатель составлял всего 1,95% (147,7 тыс. иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах по программам третичного уровня образования по отношению к 7580,2 тыс. российских студентов и аспирантов очной и заочной форм обучения). Столь значительный прирост удельного веса иностранных учащихся в общем студенческом контингенте отечественной высшей школы за последние три года был достигнут прежде всего благодаря сокращению численности самих российских юношей и девушек, обучавшихся в российской высшей школе, почти на миллион человек.

На ближайшие годы можно прогнозировать дальнейший значительный рост численности иностранных граждан, обучающихся в российской высшей школе по заочной форме и особенно с использованием дистанционных технологий. Этот рост будет происходить прежде всего за счёт выходцев из русскоязычных семей из стран СНГ ввиду их сужающихся возможностей получения высшего образования на русском языке в национальных вузах на родине. Представители стран дальнего зарубежья будут по-прежнему ориентироваться на получение подготовки в российской высшей школе по очной форме.

1 - К магистрам отнесены и иностранные граждане, обучавшиеся по 2-3-х летним программам второго высшего образования

С обытия последних лет не только существенно изменили политический и экономический ландшафт, но и внесли серьёзные коррективы в планы тех, кто наметил получение среднего или высшего образования за рубежом. Меняется миграционное законодательство, растут стоимость обучения и конкуренция среди иностранных претендентов, усложняются экзаменационные испытания.

Тем не менее, несмотря на девальвацию рубля и ужесточение требований к иностранным студентам, судя по статистике визовых отделов Великобритании, США, Германии, количество предоставляемых долгосрочных образовательных виз остаётся на относительно стабильном уровне, в отличие от их резкого падения в сегменте краткосрочного образования и туризма.

Какие тенденции характеризуют востребованность зарубежного обучения в России? Каковы предпочтения сегодняшних абитуриентов и их родителей? Как меняются подходы к выбору специальностей и вузов? Об основных трендах зарубежного образования «УК» беседует с директором образовательной компании «Альбион» Валентином ЩУКИНЫМ .

- Валентин Николаевич, какова примерная статистика российских абитуриентов, поступающих ежегодно в иностранные вузы? Как она изменилась за последние годы?

К сожалению, достоверной статистики не существует, поскольку такой учёт никем не ведётся. Некоторую информацию можно получить из открытых источников, в том числе из отчётов, которые представляют отдельные посольства, что позволяет делать оценки. Безусловно, количество выездов за рубеж сократилось, в первую очередь по экономическим причинам. Согласно последним данным, полученным из посольства Великобритании, по итогам 2015 г. число новых студенческих виз (выдаются как студентам вузов, так и ученикам британских школ. - Примеч. ред. ) уменьшилось на 8%. Насколько можно судить по первому кварталу текущего года, сокращение, вероятнее всего, усилится. При этом должен отметить, что число туристических виз за этот же период уменьшилось на 38%, а если говорить о краткосрочных учебных программах, то сокращение составило 65%. Из этих цифр можно сделать вывод о том, что семьи, которые были настроены на получение их детьми долгосрочного образования за рубежом, оказались более целеустремлёнными и менее подверженными влиянию кризиса.

Для долговременного обучения в Великобритании в прошлом году было выдано чуть более 4 тыс. новых студенческих виз, а по нашим оценкам, всего там учатся примерно 6–7 тыс. российских школьников и студентов. Если говорить в целом, думаю, что образование за рубежом ежегодно получают около 20 тыс. наших соотечественников.

- Каков топ-5 стран по числу студентов из России?

До последнего времени страной № 1 была Великобритания, но сегодня она теряет лидерство. Если говорить о высшем образовании, то сейчас доминируют США, Канада, особенно для студентов из европейской части России. Для восточной части страны интересны Китай, Япония, Новая Зеландия, Австралия. В 2012 г. Великобритания существенно изменила иммиграционное законодательство и практически «закрылась» с точки зрения трудоустройства и проживания тех выпускников, которые не имеют паспорта стран Евросоюза. Поэтому у наших соотечественников нет реальных шансов получить там серьёзную работу. Максимум, на что можно рассчитывать, - трёхлетняя рабочая виза. Для получения вида на жительство фактически необходимо начать обучение в 13–14 лет. Кто делает этот шаг позднее, сталкиваются с тем, что после окончания университета получить работу в престижной компании почти невозможно или для этого приходится соглашаться на серьёзные ограничения. Поэтому последние годы абитуриенты выбирают обучение в США, по крайней мере магистерские программы. Прямого запрета на приём на работу иностранцев там нет, рынок труда сейчас хороший.

Часть студентов и выпускников, которые вовремя не сориентировались или оказались не готовыми переехать в другие страны, возвращаются в Россию. Сегодня это случается чаще, чем до принятия соответствующих поправок в английское законодательство.

Магистратуру выбирают в Германии, Швейцарии, во Франции (где зачастую возможно обучение на английском). Бакалавриат там менее востребован, потому что большинство российских студентов в качестве иностранного изучают английский. А среди университетов континентальной части Западной Европы, пожалуй, только в Голландии и Швеции есть возможность изучать программы бакалавриата на английском языке, львиная же доля национальных университетов предлагает бакалаврские программы на государственных языках своих стран.

В последнее время появилось много частных университетов, реализующих программы неклассического образования, но выпускники с дипломами таких вузов часто оказываются невостребованными на рынке труда. Парадоксально, но у многих родителей отсутствует понимание ценности качественного образования, в том числе зарубежного.

Надеюсь, ситуация поменяется в ближайшее время, но пока мотивация перевешивает в сторону удовлетворения сиюминутных потребностей и покупки дорогих автомобилей, а образование оказывается на втором плане. Эта тенденция серьёзно отличает нас от людей не только западного мира, но и Казахстана, откуда гораздо больше студентов выезжают на обучение за рубеж. Вероятнее всего, серьёзное влияние имеет государственная грантовая поддержка. Если бы нашим выпускникам зарубежных вузов дали понять, что они, вернувшись в Россию, будут на особом счету, войдут в резерв управленческих кадров и получат больше шансов на карьерный рост, то ситуация существенно изменилась бы. Это оказалось бы полезно для всех: и для государства с точки зрения эффективности вложенных средств, и для специалистов.

- Какие направления и специальности наиболее популярны?

По-прежнему доминируют экономические, но в последнее время наметилось оздоровление образовательного рынка. Этому способствует, в частности, информация об успешности различных исследовательских стартапов в биомедицине, биохимии. В любом случае, родители уже не считают, что если дети не продолжат их дело, то наступит крах семейного бизнеса. Кроме этого, мы наблюдаем тенденцию выбора инженерных (включая программирование), исследовательских специальностей, растёт востребованность архитектуры, дизайна.

ИТ и программирование выбирают немного абитуриентов, что, честно говоря, довольно странно, учитывая приоритеты развития глобальной экономики, в частности Интернет вещей. При этом среди успешных программистов много русских и китайцев. Думаю, это как-то связано с лингвистикой, языком, возможно сильны позиции нашей математики в школьном обучении. Хотя, к сожалению, и здесь та же Великобритания начинает нас опережать: четырёх-пятилетние малыши там уже должны складывать и вычитать числа в пределах до 100, а шестилетние оперируют дробями. И физику, и химию младшеклассники изучают более правильно, единым курсом «Естествознание». Мир меняется, и западная образовательная система подхватывает эти изменения быстрее, чем российская. Например, теория графов, на которой строится современное программирование, у них преподаётся в школе.

За 2015 год в Великобританию по новым студенческим визам въехали 210 348 человек, из них лишь 4 018 россиян (менее 2%). Количество выданных российским гражданам краткосрочных образовательных виз составило 3 425 (сократилось на 65%); туристических виз – 109 294 (уменьшилось на 38%). По данным посольства Великобритании, за 2015 год было одобрено 96% поступивших заявлений.

Из отчёта визового отдела Посольства Великобритании в 2015 г.

- По каким критериям российские абитуриенты выбирают вузы для поступления? Какую роль в выборе университетов играет их участие в мировых рейтингах?

Если есть возможность поступить в рейтинговый университет, то его и выбирают. Один наш клиент - выпускник американской средней школы - выбирал между именитым университетом с хорошей архитектурной школой и вузом «Лиги плюща». Последний оказался в приоритете. Всё-таки стереотипы срабатывают и у родителей, и у детей.

- Какова средняя стоимость обучения в зарубежных вузах, из чего она складывается?

Разброс достаточно велик. В среднем годовой бюджет составляет от 25 до 70 тыс. долларов. Всё зависит от страны, от университета, от специальности. Самой дорогой остаётся медицина.

Цена складывается из стоимости обучения, проживания и питания. При этом целый ряд стран дотируют обучение не только своих граждан, но и зарубежных студентов, поэтому если в багаже знаний хорошего студента есть, например, немецкий, французский или итальянский языки, то шанс поступить в почти бесплатный вуз Германии, Франции или Швейцарии абсолютно реален. Да и в США есть достаточно много университетов с относительно небольшой платой - 25–30 тыс. долларов в год.

Важная особенность американских университетов состоит в том, что их обеспеченность, финансовое благополучие на порядок выше, чем у ведущих вузов Старого Света. Это позволяет им привлекать лучших преподавателей и исследователей со всего мира, при этом устанавливая не самую высокую планку вступительных требований для абитуриентов. Вероятность попасть в такой вуз велика, а качество преподавания и уровень лабораторной базы отличное. Таким образом они обеспечивают очень хорошую добавленную стоимость для обучающихся.

Наиболее дорогая страна для получения высшего образования - Великобритания. Если суммировать все затраты, то бюджет составит от 60 до 70 тыс. долларов в год. Это в среднем. А самые дорогие университеты - в США: Гарвард, MIT, где стоимость обучения доходит до 100 тыс. долларов в год. Но для американцев эта цена условная: там высокие стипендии и по факту они платят около 30% от номинальной стоимости.

Для иностранцев стипендии существуют, но их очень немного. Например, Британский совет предоставляет несколько грантов в год.

По данным Student and Exchange Visitor Program (Программа обмена студентами и стажёрами), за последний квартал количество иностранных студентов в США выросло на 6,2% и достигло 1,2 млн человек. В марте 2016 г. визы F-1 (учебная) и М-1 (учебно-профессиональная) получили 1 184 324 студента, что примерно на 70 тыс. человек больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

В значительной степени рост обеспечивает приток студентов из Индии – второй страны по количеству учащихся, получающих образование в США. В марте 2016 г. их приехало на 31,1% (194 438 человек) больше, чем за тот же период прошлого года.

На Китай – основного поставщика студентов в США – пришёлся почти 8%-ный рост (353 069 человек). Количество студентов из Вьетнама также резко увеличилось (на 11,1%, или 29 101 человек).

Что касается Кореи и Саудовской Аравии (номера три и четыре по количеству студентов), то здесь отмечается рост на 7,8% и 11,1% соответственно.

На Азию приходится 77% иностранных студентов, обучающихся в США (рост на 7,7%), на Европу 7% и на Америку 6%.

Источник: StudyTravelMagazine

В США к началу 2016 г., по статистике Student and Exchange Visitor Information System (Информационная система обмена студентами и стажёрами), наибольшее количество иностранных студентов (396 004 человека) занято в преддипломном обучении.

По программе Master обучается 363 881 человек, в аспирантуре – 140 408 человек. В марте наблюдался 16%-ный рост числа обучающихся на курсах STEM ( Science , Technology , Engeneering and Mathematics) (Наука, технология, инженерия и математика), на которые теперь приходится 40,4% всех иностранных студентов. Возможно, это стало следствием того, что Департамент национальной безопасности ( Department of Homeland Security , DHS ) объявил, что по новым правилам выпускники STEM могут работать после обучения в течение трёх лет.

По данным на конец первого квартала 2016 г., больше всего иностранных студентов получали образование в Калифорнии (204 795 человек), а также в Нью-Йорке и Техасе.

По количеству зарубежных студентов на первом месте Нью-Йоркский университет (NYU), где обучаются 13 851 человек, Университет Южной Калифорнии (USC) и Северо-Восточный университет ( Northeastern University ) в Бостоне.

Источник : StudyTravelMagazine

- Как выстраивается процесс поступления в зарубежный вуз? Какие необходимо пройти вступительные испытания абитуриентам? Какие подводные камни возникают и как их преодолеть?

Цель отобрать лучших, в любом случае, у университетов есть, но поступление всегда индивидуально, иногда даже случайно.

Самое главное - начать пораньше подготовительный процесс, примерно за полтора года. Основная причина - адекватная языковая подготовка. Кроме того, следует понимать, что придётся преодолевать скепсис приёмной комиссии зарубежного вуза: наши абитуриенты для них менее понятны, чем выпускники из западных стран. Самый простой путь - пройти специализированную зарубежную летнюю школу по юриспруденции, биологии, физике и т.д. Многие университеты организуют такие школы, чтобы оценить способности потенциальных абитуриентов. Если вы оказываетесь в числе успешно завершивших обучение, то можно считать, что получили некое подтверждение адекватности своей подготовки. А в целом, кроме иностранного языка и пакета документов, почти ничего не нужно. Почти - потому что в ряде случаев экзамены всё-таки придётся сдать. Например, университеты США потребуют общеобразовательные тесты SAT, ACT. А в Великобритании для поступления на медицинскую специальность нужно сдать специальный экзамен.

Средний балл диплома, конечно, тоже важен, но возникает вопрос, как его рассчитывать. В частности, при поступлении в магистратуру зачёты можно считать за «пятёрки», и тогда средний балл будет повышенным. Такая маленькая хитрость.

Есть один нюанс, относящийся к лечебным специальностям. Закрытость медицинской сферы в СССР привела к тому, что методики лечения в России и на Западе серьёзно различаются, поэтому тот, кто окончил российский медвуз или даже прослушал первых два курса, оказывается в менее выигрышном положении как абитуриент по сравнению с выпускниками российских школ.

- Насколько в России котируются дипломы зарубежных вузов?

Здесь всё на уровне стереотипов. Если вы окончили престижный университет по востребованной специальности, то, безусловно, ваши резюме и портфолио в приоритете. Если вуз и специальность не очень понятны российским работодателям, то их отношение скептическое: ваши умения и навыки будут рассматриваться наравне с теми, которыми обладают кандидаты, получившие образование в России.

Беседовала Елена Бейлина

Студент из Китая Жэнь Хаочжэ Женей он стал на первой же репетиции, незадолго до того, как понял: русский язык ничуть не проще, чем китайская грамота. Учиться танцу он приехал в Москву, считая, что пекинская школа гораздо слабее. А после занятий с удивлением обнаружил: что русскому хорошо, то китайцу тоже понравится.

После переезда в другую страну ему даже не пришлось менять привычки. Между лекциями и подготовкой к семинарам американец Эрик Сенточник идёт на тренировку по американскому футболу с российскими однокурсниками.

"Они реально хороши в американском футболе. Я, можно сказать, шокирован. Особенно отдельными игроками. Они играют лучше меня", — признается Эрик.

Он говорит, что приехал учиться, поссорившись со всей семьёй. Родственники были уверены: его похитят ради выкупа. Во Владивостоке будущий политолог понял: в Америке многие — сами заложники стереотипов.

"Если серьёзно, русские очень умные, много учатся. Учиться здесь — это отличная возможность. Здесь можно получить лучшее образование и за меньшие деньги, чем в Америке", — сказал Эрик.

Это ещё мягко сказано. Год обучения в одном из элитных российских вузов- в МГИМО — стоит в шесть раз дешевле, чем, например, в Гарварде. Сейчас в России учатся почти 300 тысяч иностранных студентов.

"Когда я сюда приехал, меня поразила природа. Я не ожидал такой красоты. Не знал, что так много лесов", — отметил студент из Испании Мануэль Гомес Пейнадо.

Если можно так сказать, студенческий бум, причём студентов иностранных, в нашей стране случился после Фестиваля молодёжи и студентов 1957 года.

Для того чтобы учить иностранцев, хлынувших в Москву, построили целый вуз — Университет дружбы народов. Ежегодно он принимал несколько тысяч абитуриентов.

В архиве до сих пор хранятся советские газеты, которые писали об этом. Но в 70-е тему обходили — приток иностранных студентов пошёл на спад. Вместо ожидавшихся почти 8,5 тысячи приняли на тысячу меньше.

А в конце 80-х тема — снова в прессе. Ещё один Фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Москве в 1985-м, и после него СССР — на третьем месте в мире по числу обучающихся иностранцев. Их — 130 тысяч.

В этом году Фестиваль молодёжи и студентов был третьим по счёту. Выходит, следует ожидать ещё одной волны? Так кем же хотят стать иностранцы, приезжая поступать в наши вузы?

Вот статистика: каждый 12-й выбирает здравоохранение, немногим реже — математику или естественные науки. Замыкают "тройку "популярных направлений искусство и культура — получить такие дипломы приезжает каждый 20-й.

"Раньше ученики у меня спрашивали: зачем я изучаю русский язык? Сейчас они хорошо знают, что в России — самые лучшие факультеты в мире, поэтому они решили продолжать учёбу здесь и получить желаемую специальность", — отметила преподаватель русского языка в Тунисе Ранда Боснина.

Мало того, многие и после получения диплома остаются. Масами Чимо говорит, что балериной в Японии никогда бы не стала — это сценическое искусство в ее стране не очень распространено. А в Москве она отучилась, и теперь у нее есть собственный класс и выступления на сцене.

Для того чтобы лучшие иностранные студенты оставались и продолжали, например, развивать науку или технологии, депутаты Госдумы предложили даже упросить процедуру получения российского гражданства, чтобы паспорта выдавали им не после пяти лет постоянного проживания в нашей стране, а после трех.

Харвиндер Сингх приехал из Малайзии, чтобы учиться на врача в Волгоградском государственном медицинском университете :

Мы с отцом рассматривали несколько вариантов: я мог поехать учиться в Индию, Индонезию и Великобританию. Индию и Индонезию я отмел практически сразу - все-таки, когда принимаешь решение ехать в другую страну, хочется получить совершенно новый опыт, а с этими странами меня многое связывает. В Индии живут мои бабушка и дедушка, а в Индонезии я был уже несколько раз, ничего нового я там уже не увижу, даже язык отличается лишь сленгом. А в Великобритании слишком уж дорого - хотя это был несомненно привлекательный вариант. Но мы с отцом рассудили, что неразумно тратить последние деньги - все, что у нас есть - ради учебы в этой стране. Так я и оказался в России. Образование здесь, по сравнению с другими странами, довольно дешевое - да и российский диплом принимают почти во всем мире.

За год я плачу $3250 - но и то, только потому, что заключил контракт на все время обучения. Сейчас для первокурсников стоимость составляет около $6000, но даже и так - это довольно дешево. В Малайзии средняя стоимость обучения на врача - $20 000.

«Для меня было очень непривычно, что оценки можно просто купить. А после учебы врачи - это обычные люди: их не уважают, у них маленькие зарплаты»

Для меня было очень непривычно, что оценки можно просто купить. Если говорить о медицине, то в Малайзии гораздо больше практики, ты действительно учишься на больном человеке, хотя и под наблюдением. В России в большинстве случаев с пациентами можно только общаться, что лично для меня огромный минус.

Что касается обычной жизни, то сразу заметил - здесь много красивых девушек и мало людей, говорящих на английском. Слишком много пьют и много курят. Да и русская зима… Просто жесть. И еще мне не нравится расизм. Не буду углубляться -сами знаете, что я имею ввиду.

После окончания учебы я уеду домой, но буду жутко скучать по России и по Волгограду - месту, где я вырос и стал взрослым. Уже сейчас знаю точно, что буду приезжать сюда регулярно. К сожалению, я не могу остаться здесь работать - тем более, врачом. Здесь, в России, врачи обычные люди: их не уважают, у них маленькие зарплаты. К тому же, врачам приходится работать на очень старом оборудовании. В области медицины весь мир двигается вперед, но Россия этому развитию почему-то очень сопротивляется.

Валь Эньи Жан Элизе приехал из Кот-д "Ивуара, чтобы учиться на инженера в Тверском государственном техническом университете :

Наше государство предлагает лучшим выпускникам школы продолжить свое обучение в других странах. Мне предлагали поехать в Россию или Китай. Я выбрал Россию, потому что считаю ее более модернизированной.

Самое непривычное в российской системе образования - это система оценок. У нас низшая оценка - 0, а самая высокая - 20. У российских же преподавателей выбор невелик: 2, 3, 4 и 5. Во-вторых, в Кот-д "Ивуаре невозможно пересдать зачет и получить другую отметку - что заслужил, то заслужил. Экзамен бывает только один раз для всех. К тому же, все отвечают на один и тот же вопрос.

«Я люблю Россию, но такого отношения я не понимаю. Да, я черный, но я как все!»

Мне стыдно смотреть на молодых родителей на улице. Семья: муж, жена, ребенок - мужчины в руках пиво и сигарета, у женщины тоже самое. Ребенок на все это смотрит. А еще они порой и материться начинают. Это просто ужасно.

Еще мне не нравятся отношения между студентами. Например, не было меня на паре - естественно потом я спрашиваю, что задали - и русским студентам почему-то очень трудно сказать! То ли жалко, то ли еще что. Или общаемся в университете, а стоит встретиться на улице - они делают вид, что мы не знакомы. Конечно, так поступают не все, но большинство. Я люблю Россию, но такого отношения я не понимаю. Да, я черный, но я как все!

Юн Сунь приехала из Китая, чтобы учиться на филолога в Курском государственном университете :

В Китае я учусь Тяньцзинском университете иностранных языков по специальности «Русский язык и литература» - так что поездка в страну, культуру которой я изучаю, мне явно не лишняя. Когда мне представилась возможность поехать учиться по обмену в Россию, я с радостью ей воспользовалась.

Как правило, университетское образование длится всего четыре года. Зачем в России учатся пять лет, мне непонятно. Но этот обмен для меня очень выгоден, потому что в Китае я учусь на платном отделении, а за эту поездку платит государство.

«В университете много беременных студенток, для Китая это -феномен»

Больше всего меня шокируют русские женщины. Они очень много курят. У нас тоже такие есть, но не в таком количестве. И еще в университете много беременных студенток, для Китая это - феномен. В обучении мало стресса, все спокойно, размеренно. Да и в жизни, наверное, тот же самый плюс - Курск тихий, спокойный город. Люди добрые, жизнь недорогая. Мне нравится этот город. Раздражает, что в российских вузах нет обеденного перерыва - ни покушать нормально, ни отдохнуть. У нас в стране обеденный перерыв длится целых два часа. Обедаем, отдыхаем, набираемся сил. Готовимся к занятиям, в конце концов!

Когда вернусь в Китай, буду учиться в магистратуре. Буду продолжать изучать русский язык. Я уже решила, что выберу для себя направление лингвокультурологии.

Валерио Васкес Барсена приехал из Мексики, чтобы учиться на режиссера цирка в РАТИ-ГИТИС :

Я приехал учиться в Москву, потому только здесь есть моя специальность. Но я не занимался слишком тщательными поисками, потому что изначально был наслышан о ГИТИСе. Дома, в Мексике, я познакомился с преподавателем, который закончил этот университет давным давно - именно он и заинтересовал меня этим вузом. К тому, же мои родители всегда восхищались Россией. Так что интерес к этой стране у меня был с малых лет.

У меня есть легендарный преподаватель по режиссуре и истории цирка - Максимилиан Немчинский. У него огромный опыт, но и даже это не самое главное. Увлекает его манера преподавания, его харизма. А когда мы ему показываем свои номера, буквально первые секунды, он уже точно знает, что именно это будет. Как будто он читает наши мысли!

Российская система образования менее гибкая с одной стороны, а с другой - очень продуманная. Потому что есть заочное отделение, работа которого хорошо налажена. Я не могу много рассуждать об этом, потому что не знаком с мексиканской системой высшего образования. Но я знаю точно, что в Мексике, так же как и в Европе, самому можно выстраивать свой процесс обучения: выбирать учебные предметы и курс, на котором тебе удобно их изучать. В российких же вузах все давно выбрано за нас.

Мне нравится то, что помимо профессиональных предметов мы изучаем еще и общеобразовательные дисциплины - были курсы по истории и философии.

«В Мексике, как и в Европе, можно самому выстраивать свой процесс обучения. В российких вузах все давно выбрано за нас»

Я плачу $2500 за семестр - это, конечно, дорого, но в Мексике для иностранных студентов примерно такие же условия. И это недорого, если вспомнить, сколько стоит образование такого профиля, скажем, в США.

Для меня самым большим шоком стало то, что в России мало света и цветов. Летом, конечно, больше, но все же. Мексика - тропическая страна, я прожил в ней всю жизнь и поэтому был очень удивлен, когда увидел, что бывает иначе. А ведь такой серый пейзаж очень влияет на характер - и именно с этим и связан мой второй шок: люди в Москве холодные и прямолинейные, когда у нас все наоборот - люди общительные, хотя и немного лицемерные.

Учиться мне еще долго - а потом либо обратно уеду в Мексику, либо может работа найдется и в России! Все-таки в Мексике найти работу режиссером цирка не так просто.

А.Л. Арефьев

В ближайшие годы российские высшие учебные заведения будут испытывать трудности с набором абитуриентов из-за депопуляции населения и сокращения численности молодежи. За последние 10 лет число россиян в возрасте до 17 лет уменьшилось с 40.1 млн. до 31.5 млн. человек, и эта тенденция, к сожалению, не меняется. Приближающаяся «демографическая яма», а также планируемое принятие закона об обязательном призыве на срочную военную службу студентов дневных отделений ставит перед вузами вопрос о поиске абитуриентов за пределами страны, дабы избежать сокращения преподавателей и закрытия самих образовательных учреждений. Решение этой задачи в определенной мере затруднялось тем обстоятельством, что российские дипломы во многих странах не признавались. В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию, что означает признание в ближайшей перспективе российских вузовских дипломов в Европе. Болонский процесс, рассчитанный до 2010 г., выдвигает перед отечественными вузами новые серьезные требования, среди которых - переход на двухступенчатую форму бучения (бакалавриат и магистратура), систему зачетных единиц ECTS, принятую в европейских университетах, введение системы контроля качества образования, использование унифицированных приложений к дипломам (Diploma Supplement) и т.д. Это облегчит трудоустройство выпускников российских вузов различных странах, что особенно важно для иностранных студентов, обучающихся в России.

В ходе опроса, проведенного в мае-июне 2004-2005 гг. Центром социологических исследований Минобразования России по заказу Управления международного образования и сотрудничества (опрошены 2784 студента из 123 стран, обучавшихся на дневных отделениях в 127 вузах 30 российских городов), выявлены основные тенденции в подготовке кадров для зарубежных государств, сложившиеся в отечественной высшей школе к настоящему времени.

1 По ряду показателей результаты исследования 2005 г. сопоставляются с данными социологического опроса 894 иностранных студентов, проведенного Центром социологических исследований в 2001 г. в 47 российских вузах в 21 городе.

Согласно данным исследования1, около 2/3 иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на дневных отделениях в течение последних пяти-шести лет, составляют выходцы из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Остальные студенты - граждане СНГ, а также стран Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии.

По сравнению с советским периодом, доля студентов из стран Восточной Европы значительно снизилась. Большую роль здесь сыграло вступление этих стран в ЕС, в связи с чем молодые люди переориентировались на получение высшего образования в западноевропейских университетах.

Средний возраст опрошенных иностранных студентов - 22.8 года. Из них 68.8% - мужчины. Доля женщин постепенно увеличивается: в 2001 г. она составляла 28.9%, в 2003 г. - 31.2%.

За последние три года возросла доля иностранных студентов - выходцев из семей со средним уровнем дохода (с 76.5 до 81.9%) и снизилась доля выходцев из семей с высоким уровнем дохода (с 15.8 до 10.0%). Исследование выявило новую тенденцию - увеличение среди иностранных студентов, обучающихся в России, детей советских и российских эмигрантов, уехавших в свое время на постоянное жительство в Германию, Израиль, США, Канаду, Австралию. Получение ими высшего образования в России обходится в 3-4 раза дешевле по сравнению с затратами на аналогичное образование на Западе.

Каждый второй опрошенный из стран Балтии и СНГ - этнический русский. Много русских также из восточных областей Украины и Крыма. Растет число русских студентов из Туркмении и других среднеазиатских республик СНГ. Поэтому более чем для 15% иностранных студентов дневных отделений русский язык является родным.

2 B 2003/2004 учебном году китайская «прослойка» среди иностранных студентов составляла от 54% в Иркутском государственном университете до 75% в Новосибирском государственном техническом университете и 100% в Читинском государственном техническом университете.

Граждане стран Балтии предпочитают вузы Санкт-Петербурга и Северо-Запада России (в том числе Калининграда); представители Беларуси, Молдовы, Украины - вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Урала; выходцы из Казахстана - вузы Сибири и Урала (особенно Омской и Оренбургской областей), а из Европы - столичные вузы. Китайцы (это наиболее крупная национально-этническая община в контингенте иностранных студентов) рассредоточены в различных городах страны, но особенно много их в вузах Дальнего Востока2. Что касается специальностей, то студенты из стран Балтии предпочитают осваивать профессии в области менеджмента, управления, предпринимательства, бизнеса, маркетинга, а также юриспруденции и гуманитарно-социальных специальностей; из Беларуси, Молдовы, Украины - менеджмента, управления, информатики и вычислительной техники, естествознания и точных наук, наук о Земле; из Казахстана - в области естествознания, точных наук и юриспруденции.

Выходцы из среднеазиатских республик отдают предпочтение экономике; приехавших из Закавказья, а также Индии привлекает медицина; приоритетными специализациями европейских студентов и китайцев являются экономика и русский язык. Вьетнамцы тяготеют к техническим и экономическим специальностям, а студенты из арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока - к фармацевтике.

Результаты опроса свидетельствуют, что среди мотивов выбора той или иной специальности первое место занимают личные наклонности - 29.8%. Далее следуют престиж профессии - 26.9%, уровень оплаты - 14.2%, благоприятные возможности трудоустроиться по профессии - 11.5%, ее творческий характер - 10.4%.

Каждый второй опрошенный узнал о российском вузе от тех, кто учился здесь раньше. Для четверти иностранных студентов источником информации стало национальное министерство образования, для каждого десятого - сайты соответствующих российских вузов в Интернете. Эффективность СМИ и рекламных проспектов вузов, а также усилий российских посольств и культурных центров в информировании иностранцев о возможностях обучения в России крайне мала.

Причины выбора конкретного вуза распределились следующим образом: престижность диплома (20.9%); направили на учебу национальное министерство образования, компания, фирма, приехали по контракту, в рамках обмена студентами, по гранту (17.3%); привлекло высокое качество обучения в данном вузе (15.9%); рекомендовали выпускники этого вуза (12.1%); решили поступать по совету родителей, родственников, друзей, знакомых (11.8%); низкая стоимость обучения и несложные условия поступления (8%); желание остаться в России, где живут родственники, подходит климат, традиции, культура, хорошая система образования и т.п. (5%); хорошие условия учебы и проживания (наличие общежития), хорошее отношение к иностранным студентам (2.5%); убедила реклама вуза (2.1%); интересующую специальность можно получить только в этом вузе (2.0%); географически удобное местонахождение вуза (1.1%); выбор был случайным (3.3%).

Обращает на себя внимание - если шесть лет назад высокое качество обучения привлекало 20.2% иностранных студентов, то сейчас аналогичный показатель снизился до 12.8%.

Мотивы, повлиявшие на решение опрошенных получить высшее образование в России, имеют определенные регионально-страновые различия. Так, на отсутствие возможности обучения на родине по интересующей специальности указали прежде всего студенты, приехавшие из стран Черной Африки и Казахстана, а направлялись в российские вузы национальным министерством образования чаще всего граждане Вьетнама.

У тех иностранцев, которые хотели учиться именно в России, наиболее популярными являются факультеты машиностроения, транспорта, обработки материалов, металлургии, ветеринарии. А наибольший дефицит в подготовке кадров в странах, из которых приехали опрошенные, ощущается прежде всего в области электронной техники, радиотехники и связи,энергетики.

По признанию 39.1% опрошенных, у них не было возможности получить высшее образование в другом государстве. Примечательно, что в 2001 г. аналогичный показатель был больше - 58.4%. Это, на наш взгляд, признак усиления конкуренции на международном рынке образовательных услуг и растущей экспансии зарубежных систем высшего образования, «перехватывающих» абитуриентов, потенциально ориентирующихся на обучение в российских вузах.

Основные причины отсутствия альтернативы обучения в России следующие: 37.6% респондентов отметили, что в других странах учеба в вузах значительно дороже и на это у них нет денег; 18.8% - что выбирать место получения высшего образования самим им фактически не пришлось: их направили в Россию национальное министерство образования, фирма или так решили родители; 20% - что другие возможности даже не рассматривались; 12.6% - хотели учиться только в России; 2.4% - был нужен именно российский диплом; у 2.9% в России живут родственники; 5.7% - назвали другие причины («здесь легче поступить в вуз», «в других местах большой конкурс», «дома нет обучения по интересующей профессии», «здесь обучение на русском языке» и т.д.).

Сравнение результатов исследований 2001 и 2004-2005 гг. приводит к выводу, что иностранные студенты по-прежнему сталкиваются по приезде в нашу страну с трудностями, причем некоторые из них (незнание русского языка, бытовые проблемы, национализм и расизм) становятся даже острее.

Ясно, что лучше всего адаптируются выходцы из стран СНГ и Балтии. Им практически не приходится преодолевать языковой барьер, они лучше знают российские законы, более приспособлены к российскому климату и т.д. Доля респондентов, полностью удовлетворенных учебным процессом, достаточно высока - 68.3%.

Однако многим не нравятся условия проживания в общежитии (30.2%), организация досуга (28.5%), медицинское обслуживание (26.6%), условия для занятий спортом (25.1%), работа столовой, кафе, буфета (22.0%).

За последние три года ухудшился уровень подготовки по русскому языку, что существенно осложняет освоение изучаемых дисциплин и зачастую приводит к отчислению студентов. Чаще всего это представители Вьетнама, Китая, Индии, Монголии, некоторых африканских стран. Опрошенные предлагают предоставлять им возможность больше находиться в русской языковой среде, размещать иностранных студентов в общежитиях вместе с русскими студентами, выделять больше учебных часов на языковую подготовку, организовать дополнительные курсы русского языка. Многие считают, что им, кроме того, необходима более основательная довузовская подготовка по истории и культуре России, математике, физике, химии, биологии, иностранным языкам (прежде всего - английскому), информатике.

Важнейшим показателем эффективности учебного процесса и уровня конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке образовательных услуг является качество профессиональной подготовки иностранных студентов. Судя по полученным данным, оно полностью соответствует ожиданиям лишь 47% опрошенных (соответствует частично - 34.9%, совсем не соответствует ожиданиям 12.8% опрошенных). Студенты сетуют на то, что им приходится изучать много лишних предметов, ненужных с точки зрения будущей профессии; что в вузе нет современного оборудования, не хватает специальной литературы; что, читая лекции, преподаватели не учитывают слабое знание иностранцами русского языка; что многие преподаватели консервативны, пользуются устаревшими учебными методами, наконец, мало практических занятий, на которых приобретаются профессиональные навыки, и мало научной работы.

Претензии весьма серьезные, и не случайно поэтому 12.6% респондентов сомневаются в целесообразности завершения своего обучения в России, а 3.1% студентов твердо решили, несмотря на затраченные ими средства на учебу, вернуться на родину. Среди первых больше всего жителей Индии и стран Латинской Америки, а среди вторых - граждан Южной Кореи и Японии.

По статистике, сейчас на платной основе в российских вузах обучаются 72.9% иностранных студентов. За последнее десятилетие увеличилась доля тех, кто оплачивает учебу самостоятельно (таковых почти 60%), и сократился удельный вес обучающихся за счет средств российского федерального бюджета (17.6%). Остальным учебу оплачивает государство, из которого они приехали, или направившее их предприятие.

Больше всего тех, кто платит за учебу сам, среди студентов из стран Балтии, Китая, Индии. Граждане стран Западной Европы, США, Канады чаще других пользуются грантами, системами двустороннего обмена студентами между университетами, программами межгосударственных соглашений. Учебу афро-азиатских студентов зачастую оплачивают национальные министерства образования, а также Минобразования РФ. Представители республик СНГ стараются использовать бесплатные формы обучения (бюджетные места). Система образовательных кредитов (студенческих займов) в России, в отличие от западных стран, к сожалению, пока не развита.

Что касается профессий, то за свой счет обучаются прежде всего фармакологи, провизоры, фармацевты, стоматологи, хирурги, врачи-лечебники, специалисты по технологии машин и оборудования, русисты, юристы.

Средняя стоимость годичного обучения в России для иностранного студента составляла в 2003/2004 учебном году 1985 долл. США. За этой усредненной суммой кроются значительные региональные различия. Самые высокие цифры в вузах Москвы - 2980 долл. и Санкт-Петербурга - 2080 долл. в год. Учеба в вузах других городов европейской части России обходится иностранным студентам в 1510 долл., в вузах Урала, Сибири, Дальнего Востока - 1190 долл. в год. Наиболее высокой является оплата на факультетах авиационной и ракетно-космической техники (2830 долл.), экономики, финансов, менеджмента, управления (2270 долл.), робототехники и комплексной автоматики, в том числе биомедицины (2270 долл.), а также на медицинских факультетах (в среднем 2210 долл. в год). Наиболее «скромная» оплата на факультетах машиностроения, транспорта, обработки материалов, металлургии (1520 долл.), ветеринарии (1560 долл.), русского языка, литературы, перевода (1570 долл.).

3 B экспертном опросе, проведенном в мае 1994 г. Центром социологических исследований Госкомвуза России, участвовали 172 ректора, 106 проректоров по международным связям и деканов по работе с иностранными студентами российских вузов.

Для сравнения: в 1993/1994 учебном году, согласно экспертным оценкам руководителей российских вузов3, средняя оплата одного года учебы на коммерческой основе иностранных граждан составляла 1250 долл., в том числе в вузах гуманитарно-социального профиля - 1150 долл., технического - 1350 долл., иного отраслевого профиля - 1350 долл.

Иначе говоря, за последние 10 лет стоимость одного года обучения в российской высшей школе увеличилась всего на 750- 900 долл. Поступления от оплаты иностранных граждан составляли в 1994 г. в среднем 3.5% от общевузовского бюджета. В 2004 г. эта пропорция существенно не изменилась.

Согласно нашим расчетам, совокупная оплата всех иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на договорной основе (слушателей подготовительных отделений, стажеров, аспирантов, докторов, студентов и аспирантов заочных и вечерних отделений), составила в 2002/2003 учебном году 128 млн. долл. (включая оплату за проживание в общежитиях). Учитывая, что общий объем мирового рынка образовательных услуг оценивается примерно в 50 млрд. долл., на долю российской высшей школы приходится 0.26% стоимостной части международных образовательных услуг. Эта цифра коррелирует с долей России в производимой во всем мире наукоемкой продукции. В этой связи оптимистический прогноз о возможности увеличения в ближайшее время размеров прибыли (платы) от обучения иностранцев в отечественной высшей школе до 2 млрд. долл. (то есть более чем в 15 раз), сделанный на Всероссийском совещании-семинаре «Вопросы реализации государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран и поддержки экспорта образовательных услуг российскими образовательными учреждениями», представляется утопичным. Дело в том, что 9/10 иностранных студентов - из семей со средним и низким уровнем дохода и большинство из них просто «не потянут» многократное увеличение платы за учебу. По мнению 25.1% опрошенных (прежде всего тех, кто платит из своего кармана), стоимость их обучения чрезмерно высока (на это чаще всего сетуют студенты из среднеазиатских республик СНГ, Казахстана и Монголии, реже всех - выходцы из европейских стран, США, Канады, Турции), вполне нормальной считают размер оплаты за учебу 64.4% иностранных студентов, и лишь 8.5% (преимущественно те, за кого платит национальное министерство образования) оценивают ее как невысокую. Добиться резкого увеличения прибыли от подготовки кадров для зарубежных стран за счет значительного роста численности иностранных студентов в настоящее время сложно ввиду определенной ограниченности материальнотехнической базы отечественных вузов (недостаток учебных аудиторий, библиотечных фондов и учебного оборудования, мест в общежитиях), вытекающей из общей скудности средств, выделяемых на нужды высшего образования, в том числе заработную плату преподавательского состава, содержание и ремонт учебных зданий и общежитии и т.д. Далеко не все иностранные студенты уверены, что легко устроятся на работу с российским дипломом. Наиболее скептически оценивают возможность применения на родине российского диплома о высшем образовании выходцы из стран Балтии и Индии, более оптимистично - студенты, приехавшие из стран СНГ, Восточной Европы, Турции и Африки.

Намного легче будет найти работу обучающимся на сельскохозяйственных и инженерно-технических факультетах, так как именно здесь наиболее высок удельный вес приехавших на учебу по направлениям национальных министерств образования, обязанных после получения диплома трудоустроить своих «целевиков». Гарантировано трудоустройство и иностранным студентам, обучающимся на деньги и по направлениям фирм и предприятий.

Основные причины, по которым многим опрошенным будет тяжело трудоустроиться, следующие:

на родине не признают российских дипломов о высшем образовании (15.9%);

в тех странах, в которых хотел бы работать будущий выпускник (в США, Западной Европе, Канаде, Австралии, арабских странах), не признают российских дипломов (7.8%);

на родине нет работы по изучаемой в российском вузе профессии (9.2%);

дома придется подтверждать российский диплом, сдавать специальный экзамен (50.5%).

Часть иностранных студентов не слишком беспокоится о своем профессиональном будущем с российским дипломом. Это объяснимо, ибо каждый второй опрошенный из стран СНГ и Балтии, каждый пятый китаец и выходец из Восточной Европы, каждый четвертый турок, каждый десятый вьетнамец, а также каждый шестой представитель западноевропейских стран выразил намерение трудоустроиться после окончания вуза в России. Больше всего таких с дипломами менеджеров и экономистов.

Среди граждан стран СНГ 10% опрошенных хотят остаться в России на постоянное жительство и почти каждый пятый - на некоторое время. При этом мотивы следующие:

Россия более динамичная, перспективная страна, здесь больше возможностей найти работу и хорошо зарабатывать (на это указали 16% опрошенных иностранных студентов в целом, а среди тех, для кого русский язык является родным, - 55%);

нравится в России (25%);

хотелось бы некоторое время поработать в России по полученной профессии, чтобы приобрести производственный опыт, который не удалось получить в период обучения (17%);

хотели бы продолжить обучение в России на более высоком уровне (в аспирантуре, ординатуре), собрать научный материал для диссертации (11%).

Таким образом, российская высшая школа, обучая иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, в определенной степени готовит кадры специалистов для самой России.

Иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, можно условно разделить на две группы - тех, кто решил учиться в нашей стране не только, чтобы получить знания и приобрести профессию, но и попытаться остаться на постоянное жительство, и тех, кто приехал с целью обрести за недорогую плату (или вообще бесплатно - по направлению национального Минобразования) специальность, а затем либо вернуться на родину, либо трудоустроиться в какой-то третьей стране (в основном в Европе).

По мере ознакомления с российскими реалиями, с организацией и содержанием учебного процесса доля иностранных студентов, намеренных рекомендовать своим землякам учиться в России, уменьшается, а доля скептиков растет. Так, если среди опрошенных в 2004 г. студентов первого курса лишь каждый десятый указал, что вообще не будет советовать никому учиться в России, то среди студентов последнего курса - уже каждый пятый. В их числе 29% студентов, приехавших из Индии, 21% из стран Черной Африки, 20% - из стран Латинской Америки, 18% - из стран Ближнего Востока и Северной Африки, 14% из Турции и 11% из Китая.

Больше всего отрицательно оценивают свое пребывание в России студенты, обучающиеся в вузах провинциальных городов европейской части России (16%), Поволжья и Северного Кавказа (17%).

Помимо претензий к качеству образования, иностранных студентов беспокоит собственная безопасность, рост национализма и расизма, с чем довелось столкнуться каждому второму опрошенному и прежде всего гражданам афро-азиатских (более 77%) и латиноамериканских (более 55%) государств, республик Закавказья (49%), представителям титульных наций из среднеазиатских республик СНГ (48%).

Чаще всего с откровенным расизмом со стороны местного населения сталкивались иностранные студенты, обучающиеся в провинциальных городах европейской части России, Поволжья и Северного Кавказа (Воронеж, Тверь, Волгоград). Значительно меньше подобных проявлений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Каждый десятый студент из стран Ближнего Востока и Северной Африки, республик Закавказья, каждый пятый чернокожий африканец становились жертвами физического насилия, каждый четвертый-пятый студент с неевропейской внешностью подвергался словесным оскорблениям и другим формам бытового национализма и расизма. Это главная причина, по которой часть иностранной молодежи не намерена после возвращения домой советовать друзьям и знакомым ехать учиться в Россию.

Тенденцию небывалого роста этнофобий в России подтверждают и результаты двенадцатилетнего социологического мониторинга ВЦИОМ (1990-2002 гг.). Ситуацию усугубляет широко распространенная практика противоправных действий со стороны российской милиции. Вместо необходимой помощи и защиты от нападений и оскорблений местных расистов и националистов милиционеры, вероятно считая иностранных учащихся потенциальными миллионерами, при первом же удобном случае стараются придраться к ним под предлогом проверки документов, поиска наркотиков, оружия и т.п. с целью вымогательства денег. Вопрос безопасности жизни и учебы иностранных граждан в России сегодня весьма актуален и требует дополнительных мер не только со стороны вузовских администраций, но и руководства территориальных правоохранительных органов. События в Воронеже осенью 2005 г. еще раз подтвердили это. Можно предположить, что в связи с присоединением России к Болонской конвенции количество желающих учиться в российских вузах увеличится, особенно из развивающихся стран и СНГ. Однако рассчитывать на резкий рост численности контингента иностранных студентов в ближайшее время преждевременно. В системе отечественного высшего образования должны произойти значительные структурные и качественные перемены, в частности - повышение требований к уровню знаний абитуриентов. Желательно, на наш взгляд, стимулировать приток талантливой русскоязычной молодежи из бывших советских республик для учебы на дневных отделениях с предоставлением ей определенных льгот по оплате обучения и возможностей после окончания вуза трудоустроиться в России, а также получить российское гражданство. Заочная форма обучения иностранных граждан (именуемая на Западе корреспондентской), как правило, не обеспечивает должного уровня профессиональной подготовки. В других странах она широко не практикуется и ведет к определенной дискредитации российских дипломов. Ее необходимо заменить более передовой и распространенной за рубежом формой дистанционного образования.

Повышение конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образовательных услуг предполагает прежде всего приведение качества подготовки специалистов в соответствие с международными образовательными стандартами. Оно включает в себя повышение качественного уровня (профессионализма) преподавательского состава и его заработной платы, улучшение содержания и организации учебного процесса, его ресурсного обеспечения,качества условий жизни и безопасности иностранных граждан. И лишь совокупность решения этих задач (предусматривающая значительные капиталовложения в сферу образования) способна обеспечить дополнительный приток желающих учиться в России не только из развивающихся, но и промышленно развитых стран, а также заметно увеличить доходы вузов от подготовки специалистов для зарубежных стран.