Тимур Гагин — НЛП-Мастер: Линия времени. Терапия НЛП "Линия времени" и "SMART"

: Линия времени.
Продолжительность: 1ч 40 мин
Краткое содержание диска:

  • Модель S.C.O.R.E.
  • S.C.O.R.E. на линии времени
  • Работа с ограничивающими убеждениями
  • Построение реального будущего
  • Реимпринтинг формата
  • Реимпринтинг родительской линии времени

Подробное описание и содержание диска НЛП-Мастер: Линия времени:

Модель создания изменений SCORE

А. Модель SCORE определяет первичные компоненты, необходимые, чтобы эффективно организовать информацию о любой цели или изменении. Эти элементы представляют минимальное количество информации, которое нужно собрать, чтобы добиться изменений.

  1. Симптомы – как правило, наиболее заметные и осознаваемые аспекты предъявляемой проблемы или имеющегося состояния.
  2. Причины – лежащие более глубоко элементы, ответственные за формирование и обретение этих симптомов. Они не явны, чем сами симптомы.
  3. Результат – действительная цель или желаемое состояние, которое займет место этих симптомов.
  4. Операции с ресурсами – более глубоко лежащие элементы, ответственные за формирование и достижение целей, например: уверенность, любопытство, превосходство и т.п. Техники – это структуры для использования конкретных ресурсов.
  5. Эффекты – это результаты или отклики на достижение конкретного результата. Положительные эффекты часто являются причиной или мотивацией того, что люди хотят, чтобы результат начинался с эффекта.

В. Жизненные проявления – это специфические характеристики или черты, которые связаны с каждым из вышеприведенных элементов.

В этими жизненными проявлениями являются:

  • ключи доступа;
  • положение тела и жесты;
  • предикаты;
  • паттерны мета-модели;
  • критические субмодальности;
  • паттерны мета-программ;
  • критерии и убеждения.

С. Поведенческие демонстрации – это особые, доступные для наблюдения примеры этих жизненных проявлений в поведении. Поведенческие демонстрации должны быть выявлены для каждого из элементов SCORE.

Линия времени с применением модели SCORE

  1. Определите линию времени (ЛВ) на земле и покажите, где находится прошлое, настоящее и будущее.
    • Можно отметить специальными маркерами. Важно, что точка будущего должна указывать лишь направление, но не завершение.
  2. Станьте на ЛВ в точке 1. (Как только вы окажетесь здесь, говорите в настоящем времени, причем этой части ЛВ соответствует ассоциированное “Я” – своего рода мета-замечание). Опишите симптомы проблемного состояния.
  3. Сойдите с ЛВ. Опишите свой результат (цель).
    • Чего вы хотите?
    • Снова зайдите на ЛВ и сделайте шаг вперед в положение 2.
    • Опишите свой результат (цель), как вы только что сделали.
    • Каким вы видите решение?
    • Что вы видите/слышите/чувствуете?
    • Что вы можете сделать?
  4. Сделайте еще один шаг в положение 3. Что дает вам то, что у вас есть. цель? Какие преимущества получаете вы и другие люди от того, что у вас есть цель?
  5. Сойдите с ЛВ. Проверьте, действительно ли ваша цель (результат) именно тот
  6. Снова встаньте на ЛВ в точке 1. Снова ассоциируйтесь с проблемой и с ее различными симптомами. Пройдите в обратном направлении по ЛВ медленно и целенаправленно, по-прежнему находясь в состоянии, при котором эта проблема сохраняется, и двигайтесь в этом направлении во времени до тех пор, пока вы не отыщите причин данной проблемы. Идите дальше до самого начала причин, чтобы убедиться, что вы действительно добрались до их корней. Вернитесь к тому месту, где вы зафиксировали эти причины достаточно для того, чтобы понять, в чем они заключаются.
  7. Сойдите с ЛВ и определите те ресурсы, которые нужны были вам тогда. Какие их преимущества или возможности? Определите время в своей жизни, когда вы располагали этими ресурсами (или же представьте, что они сейчас у вас есть). Вновь зайдите на ЛВ в соответствующем месте и вновь полностью ощутите эти ресурсы.
  8. Станьте лицом к тому месту, где вы стояли, определяя причины (место 4 на ЛВ), и представьте, что вы посылаете эти ресурсы себе обратно гуда и тогда, когда. они нужны были вам как луч света. Обратите внимание на то, как меняется ваш собственный образ себя самого в то время.
  9. Продолжая полностью ощущать эти ресурсы, вернитесь на место 4 на ЛВ и попытаетесь снова ощутить себя самого в то время, обогащенного этими ресурсами. Обратите внимание на то, как вы себя чувствуете сейчас. Проверьте, есть ли у вас те ресурсы, которые нужны вам сейчас; если нет, повторите шаги 7 – 8. (Если привлекаются при этом и другие существенные ресурсы, вам, возможно, понадобится повторить шаги 6-10 для получения своих внутренних репрезентаций этих других ресурсов).
  10. После того, как вы почувствуете уверенность в месте 4 в том, что вы имеете все ресурсы, которые вам нужны, медленно пройдите вперед к местам 1, 2 и 3, обращая внимание на то, какое влияние оказывается при этом на симптомы проблемы и как вы ощущаете достижение результата и его эффекты. Представьте себя в других ситуациях, в которых вы могли бы столкнуться с этой проблемой. Проверьте, есть ли у вас здесь необходимые ресурсы.

Устранение ограничивающих убеждений.

  1. В парах или тройках, “А” спрашивает “Б”: “Принял ли ты когда-нибудь решение, которое ограничило твои возможности?” и строит Линию Времени для “Б”.
  2. “А” спрашивает “Б”: “Если бы ты знал, что заставило тебя принять это ограничивающее решение, его конкретную причину, которая, если бы мы ее отсоединили, позволила бы этому решению как фактору твоей жизни исчезнуть, то когда бы это произошло?”
  3. “А” проводит “Б” над Линией Времени назад по времени, чтобы посмотреть на эту точку принятия решения с позиции, последовавшей за этим решением.
    “А” предлагает: “Посмотри вниз на это событие и сохрани положительные аспекты”.
  4. “А” затем отводит “Б” дальше в прошлое к моменту, предшествующему принятию решения.
    “А” спрашивает: “Что ты чувствуешь отсюда? Где твое решение?”
  5. Если еще присутствуют какие-либо эмоции, “А” отводит “Б” еще дальше в прошлое и выше над Линией Времени, пока не исчезнут эмоции. “А” может предложить рефрейминг (переформирование чувств): “Я знаю, что Важно учиться.Нет смысла держаться за негативные эмоции. Мы учимся тогда, когда учимся, а не когда цепляемся за эмоции. Спроси ту часть тебя, что так цепляется за эти эмоции, какие у нее намерения по отношению к тебе. Не легче ли было бы выполнить это намерение, если отказаться от этих эмоций?”
  6. “А” помогает “Б” установить новое решение (противоположное первоначальному) в тот самый момент, который предшествовал принятию решения. “А” предлагает: “Проходи по Линии Времени вперед до “сейчас” и дальше в будущее, чтобы по мере продвижения переоценить все события от того момента в прошлом до будущего в свете нового решения”.
  7. “А” проводит “Б” по Линии Времени назад до настоящего моментов: “Двигайся назад к настоящему моменту, войди в “настоящее” и реорганизуй Линию Времени так, чтобы тебе было наиболее удобно и комфортно”.

Реимпринтинг формата

Техника внесения изменений в субъективное прошлое ради изменений в настоящем и будущем.

  1. Выбрать на полу линию. Определить ее как линию времени. Отметить точки настоящего, рождения, будущее. Описать линию (ширина, высота, края, цвет, материал и т.д.) из мета-позиции.
  2. Ассоциироваться с точкой настоящего на линии времени. Описать линию в прошлом и будущем из настоящего. В прошлом -если на линии есть темные пятна – рассказать о них.
  3. Выйти в диссоциированную позицию. Описать в будущем диссоциированный образ “себя нового” (спецификация результата). Заякорите состояние диссоциации.
  4. Посмотрите на проблему в настоящем, войдите в нее. Опишите в В, А, К системах.
  5. Двигаясь по линии времени в прошлое, отмечаем места, похожие по ощущениям на проблему. В случае возникновения сильной эмоциональной реакции следует диссоциировать клиента (воспроизвести якорь диссоциации, вывести с линии, идти не по линии, а над ней и т.д.) Эти моменты в жизни можно коротко описать, но не останавливаться на них. Самое первое переживание как правило сильнее эмоционально окрашено и является импринтом, источником для всех по дующих переживаний. Дойдя до первого переживания, no-возможности, опишите его.
  6. Проведите трехпозиционное описание этого переживания с добавлением необходимых ресурсов.
    Можно и другую технику изменения.
  7. Ассоциироваться с собой “решившим проблему” в прошлом. Ощутить это состояние как ресурсное. Посмотреть, как изменилась линия времени. Медленно пойти к настоящему, отмечая, как изменились ситуации, которые были проблемными.
  8. Ощутить себя в настоящем, обладающим новыми способностями и возможностями.
  9. Экологическая проверка. Присоединение к будущему.

Построение реального будущего. Линия времени от прошлого к будущему

Работа в парах. А – клиент, Б – тренер

  1. Подумайте о каком-нибудь месте, в котором вам легко размышлять о своей жизни, о будущем: например, парк, пляж, другое уединенное место.
    Отправьтесь туда в мыслях, поразмышляйте и найдите у себя в прошлом такого себя, который представляет свое будущее прекрасным и полноценным.
  2. Найдите место того себя на Линии Жизни, и выйдите с Линии в позицию над ней. Отсюда, сверху, посмотрите еще раз на того себя со всеми его ресурсами и опытом. Возможно вы думали, что момент этот безвозвратно потерян, или просто забыли о нем. Среди ресурсов вы можете найти радость, любовь к учебе, доверие к людям, ощущение открывающейся перед вами жизни.
  3. Войдите в прошлое, в момент, столь приятный для вас. Проходя обратно над Линией Жизни, внимательно присмотритесь к тому моменту. Вступите в него на минуту, чтобы ощутить те качества и ресурсы, которые присутствовали тогда, затем выйдите из воспоминания. За это время встретьтесь с тем “я”, которое живет той, прошлой жизнью и имеет в распоряжении все эти качества.
  4. Проанализируйте, что в том случае было ценного и важного. Что было важным для вас там. Дотроньтесь до того “я”, чтобы вобрать от него без слов те качества, которые делают этот момент столь важным для вас.

Проясните для себя эти качества. Запомнив все эти качества, положительные воспоминания, способности, вернитесь назад к точке настоящего над вашей Линией Жизни и ответьте на вопрос:

  1. “Можно ли как-то подстроить эти качества к настоящему, с тем, чтобы они лучше подходили к новому, нынешнему “я”, к его нынешним представлениям о будущем?”
  2. Если имеются возражения или опасения, то подстраивайте качества, пока они не покажутся вам естественными и полноценными во всех модальностях.
  3. Спроецируйте эти качества в свое будущее. Начиная с Настоящего и проходя над Линией Жизни в сторону Будущего, расставьте выбранные вами и измененные качества из прошлого так, чтобы они полностью соответствовали (по трем модальностям В-А-К) тем событиям в будущем, которые вы можете спрогнозировать.
  4. Просмотрите еще раз будущее, которые вы делаете своей реальностью. Вернувшись в Настоящее, стоя над Линией Времени, оцените еще раз качества, ставшие для вас доступными, а затем еще раз не торопясь пройдите над Линией в Будущее, осознавая его теперь наполненным этими ценными качествами, которые теперь будут всегда с вами.
  5. В качестве последнего шага повернитесь к прошлому “я”, которое сумело научить вас всем этим замечательным качествам, и поблагодарите его за великолепный подарок.

Реимпринтинг родительской линии жизни

Этот процесс углубляет и дополняет глубинные цели, которые Вы определили в процессе личностного своеобразия. (Когда Вы выполняете этот процесс, Вы можете добавить к списку глубинных целей любые дополнительные ресурсы, которые Вам бы хотелось сделать доступными в вашей жизни): Глубинные цели, определенные в процессе личностного своеобразия, таковы: …

  1. Материализуйте вашу линию жизни на полу. “Сейчас мы собираемся расположить всю вашу линию времени на полу (сделайте жест, как бы рисуя линию перед человеком). В какой стороне находится ваше прошлое, где настоящее и будущее?”
  2. 2. Трансформируйте линии жизни родителей.
    • а) Давайте найдем на вашей линии времени точку, обозначающую момент вашего зачатия. Встаньте на линию времени в этой точке и повернитесь лицом к вашему прошлому за ней.
    • б) Увидьте линии жизни родителей. “Позади Вас, с каждой стороны, Вы можете увидеть линии жизни вашего отца и вашей матери, идущие вперед по направлению к точке, обозначающей момент вашего зачатия. С какой стороны линия матери, с какой – отца? Мы собираемся включить вашу глубинную цель в цели обоих ваших родителей. Кто первый мог бы получить эти ресурсы?”
    • в) Включение глубинной цели в цели родителей. “Посмотрите вдоль линии жизни вашего отца (матери) назад до времени его (ее) зачатия. Увидьте своих бабушку и дедушку. Остановитесь перед моментом зачатия вашего отца (матери). Теперь позвольте глубинным целям проникнуть в ваших дедушку и бабушку, пока они действительно их не почувствуют.Теперь увидьте своего отца (мать), зачинаемого для этого мира”, “впитывающего глубинные цели от ее (его) родителей, потому что мы впитываем в себя то, что нас окружает”. Позвольте временной линии развернуться, ощутите, как ваш отец (мать) развиваются, рождаются, превращаются во взрослого с этими глубинными целями. Позвольте линии времени развернуться до вашего “зачатия”. Проделайте этот шаг для другого родителя.
    • г) Проверка. “Чувствуют ли оба родителя глубинные цели? ” Если нет, повторите шаг 2В до тех пор, пока ответ не будет положительным.
  3. Трансформируйте вашу собственную временную линию прошлого. “Теперь Вы можете вступить в момент вашего зачатия родителями, для которых эти глубинные цели полностью доступны, так что Вы можете ощутить, как это произошло в этих условиях. Когда Вы будете готовы, Вы можете шагнуть вперед, чувствуя, что это как искупаться в глубинных целях, будучи одной клеточкой.Эти глубинные цели окружают Вас в ваших родителях, и Вы можете отметить, каково это впитывать эти состояния через оболочку.И когда из одной Вы делитесь на две клетки, конечно, глубинная цель увеличивается вдвое. И когда эти две клетки в свою очередь делятся на новые две, глубинная цель увеличивается еще раз вдвое, и так продолжая развиваться, глубинная цель умножается во времени. Дайте вашему подсознанию, продвигаясь вперед сквозь время, двигаться к вашему настоящему, изменять Вас так, как будто глубинная цель уже была в вашем опыте.И Вы можете заметить, что иногда это происходит легко, когда Вы двигаетесь медленно, а иногда быстрые движения помогают Вам завершить трансформацию и сделать ее более полной”.
  4. Изменения вашей настоящей и будущей линии времени. “Теперь, когда Вы достигли настоящего, заметьте, как многое продолжает меняться, в то время, пока Вы движетесь по тому же направлению в будущее…”
  5. Повторяйте шаги 3 и 4, наращивая каждый раз фундамент происходящих изменений, пока ответ не достигает максимума. Варьируйте скорость от нескольких секунд до нескольких минут.
  6. Укоренение: привнесение глубинной цели в “реальное” прошлое на линии времени. “Нам нужно сделать еще одно для того, что закрепить это состояние. Давайте начнем с места перед моментом вашего зачатия еще раз. Теперь Вы чувствуете глубинную цель полно, пронося ее через свое бытие.И когда Вы будете готовы. Вы можете пойти вперед, ощущая, как глубинная цель изменяет вашу линию времени в сравнении с тем, какой она была раньше”.
    (Если клиент думает, что при выполнении этого задания могут возникнуть трудности, попросите его “сделать это быстро, разрешая его подсознанию делать трансформацию до того, как он может заметить, что происходит”. Повторяйте это до максимальной реакции.Обратите внимание: Весь этот процесс начинается с получения ресурсов извне (от идеальных родителей) и заканчивается приобретением их внутри.

Для упорядочивания опыта по времени большинство людей размещают образы событий на воображаемых кривых - линиях времени.


Джек Макани оценивает количество людей, которые не пользуются линией времени в 20%, я бы их количество чисто субъективно оценил в 10-15%. В любом случае, есть некоторое количество людей, которые линией времени не пользуются.

Обычно линии времени используются для определения очерёдности событий и выстраивания причинно-следственных связей.

При этом для понимания того, было ли событие в прошлом, происходит сейчас или будет происходить в будущем линия времени не обязательна - для этого можно использовать другие субмодальности. Например, образы прошлого могут быть более блёклыми или серыми.

С организацией времени связано относительно большое количество предпочтений:

    умение хорошо планировать;

    правила выстраивания причинно-следственных связей;

    восприятие целей;

    привычка диссоциироваться или ассоциироваться;

    склонность «зарабатываться»;

    «горизонт планирования» - на сколько в будущее заглядывает человек;

    следование планам и обязательства по срокам;

    делать несколько дел одновременно;

    ориентация на настоящее, прошлое или будущее.

У человека может быть несколько вариантов линий времени, которыми он пользуется в зависимости от контекста или задачи. Например сквозная линия времени на работе и включённая - дома.

Виды линии времени

Включённая или сквозная линия времени

Линия времени может проходить сквозь тело человека, тогда говорят о «включённой» линии времени. Если линия времени сквозь тело не проходит, говорят о «сквозной» линии времени.

С этими различиями связана мета-программа «Во - вне времени» .

Люди с включённой линией времени склонны:

    ассоциироваться в ситуацию;

    делать несколько дел одновременно

    легко отвлекаться;

    придавать большое значение контексту (ситуация определяет поведение);

    не брать обязательство по срокам;

    зарабатываться;

    ориентироваться на настоящее;

    легко менять планы.

Люди со сквозной линией времени склонны:

    диссоциироваться от ситуации;

    сосредотачиваться на выполнении одной задачи;

    тщательно планировать;

    ответственно относиться к обязательствам по срокам;

    самостоятельно определять контекст (поведение определяет ситуацию).

Люди с включённой линией времени обычно «двигаются» по линии времени проходя и ассоциируясь с расположенными на ней событиями. Люди со сквозной линией времени наблюдают за событиями «со стороны».

Формы линии времени

Линии времени бывают самых разнообразных видов и форм, здесь я опишу наиболее часто встречающиеся варианты.

У большинства людей будущее обычно располагается спереди справа вверху, в области визуального конструирования.

Соответственно, для левшей может быть инверсия.

Позиции прошлого более разнообразны: спереди-слева-вверх, спереди-слева-вниз, сзади-слева-вниз, сзади прямо (обычно для включённой линии времени).

При этом линия времени обычно имеет наклон к линии горизонта - тогда образы ситуаций частично видны друг за другом. Если линия времени направлена строго вперед, то человек будет видеть только самую ближнюю ситуацию.

Включённая линия времени чаще всего выглядит как воображаемая прямая, проходящая через грудь и направленная вперёд - вправо - вверх.

Чаще всего встречающиеся варианты сквозной линии времени - либо парабола, где будущее направлено направо-вверх, а прошлое налево-вниз или налево вверх; либо огибающая кривая, где будущее направлено вперёд-направо-вверх, а прошлое - назад-налево-вниз или назад-налево-вверх.

Вообще, линии времени могут иметь странные изгибы, петли, повороты и наклоны. Вот примеры «нестандартных» линий времени:
у одной девушки линия времени выглядела как очень широкая парабола, так что для представления событий ей нужно было обязательно смотреть либо сильно вправо, либо влево, зато цели и ожидания не торчали всё время перед ней;
у одного молодого человека будущее проходило перед ним и поворачивало вправо назад, так что его «горизонт планирования» был размером с неделю;
у одной девушки линия времени была в виде спирали вокруг тела, снизу были события прошлого, сверху - события будущего, и она легко могла сравнить августы этого года, прошлого или будущего, но не декабри, которые в этот момент были сзади;
ещё у одной девушки будущее в конце поворачивало налево, в область визуальных воспоминаний - там у неё находились образы важных целей, которые она не могла менять (так как область памяти) и воспринимала как неизбежные вещи, которых она обязательно достигнет.

Ориентация во времени

Люди могут быть ориентированы на прошлое, настоящее или будущее.

С этим связана мета-программа «Ориентация во времени» .

У людей ориентированных на прошлое обычно образы прошлого находятся перед ним, они более яркие и чёткие, чем образы настоящего или будущего. Они простраивают причинно-следственные связи из прошлого в настоящее: «В Америке всё последнее время было засилье политиков, которые думали только о меньшинствах и ущемлённых с их точки зрения, и не думали о большинстве - понятно, почему это самое большинство сейчас выбрало Трампа».

У людей ориентированных на настоящее обычно образы настоящего крупные, находятся перед ними и часто закрывают образы будущего (и прошлого, если оно спереди). Причинно-следственные связи не строят, выдают информацию в случайном порядке: «Сейчас в мире что - и Сирию бомбят, и беженцы в Европу лезут, и Трампа выбрали, и у нас фильм про интрижку царя с балериной сняли».

Кстати, люди у которых нет выраженной линии времени обычно склонны думать именно таким образом (преимущественная мета-программа «Настоящее»).
Учтите, что здесь идёт речь о субъективном представлении о настоящем, а не о философском. Субъективное настоящее может ограничиваться представлением текущей ситуации; включать пять минуть прошлого, происходящее сейчас и пять минут возможного будущего; представление о дне от того как проснулся, до того, как заснул и тому подобное.

У людей ориентированных на будущее обычно более яркие и чёткие образы будущего, а прошлое чаще направлено назад. Выстраивают причинно-следственные связи из настоящего в будущее: «Вот сейчас Трампа выбрали - а он производство хочет обратно в Америку вернуть, а это конфликт с Китаем, а раз конфликт, то цены на нефть упадут».

Помните, что будущее отличается от прошлого своей возможностью меняться - если для большинства прошлое стабильно, то будущее изменчиво и может иметь несколько вариантов.

Горизонт планирования

«Горизонт планирования» - насколько далеко человек заглядывает в будущее. У кого-то «горизонт планирования» ограничен тремя месяцами, у кого-то может простираться лет на двадцать вперёд. При этом люди с большим «горизонтом планирования» (пять-двадцать лет) обычно склонны к большему консерватизму, чем люди с коротким (несколько месяцев - пара лет) или средним (два года - пять лет).

С этими различиями связана мета-программа «Фокус сравнения» .

Цели на линии времени

Цели мы можем располагать и вне линии времени - обычно это то, что мы хотим достигнуть «в принципе». Но если мы поставим цель на линию времени - то это будет обозначать, что у неё уже появились сроки и обычно мотивация на достижение этих целей выше.

Другие способы организации

Линия времени - не единственный способ организации опыта во времени. Например, я встречал людей которые пользуются воображаемым календарём, типа гугл-календарь. Или события представляются как набор перелистывающихся слайдов с меткой времени, как дигитальной , вроде даты, так и аналоговой: «чем дальше в прошлое - тем образ более блёклый».

Выявление субъективной линии времени

1. Регулярно повторяющееся действие

Вспомните какое-нибудь простое действие из повседневной жизни, которое вы неоднократно совершали в прошлом и, скорее всего, будете снова выполнять в будущем. Например: прием ванны или душа, чистка зубов, кофе утром.

2. Представление линии времени

Представьте это своё поведение, например: сегодня, вчера, неделю назад, месяц, год, пять, десять лет.

Аналогично завтра, через неделю, через месяц, через год, через 3 года, 5, 10, 25, 50 лет… Определите «горизонт планирования» - до какого момента в будущем продолжается эта линия времени.

3. Субмодальные различия

Заметьте какие субмодальности связаны с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Посмотрите на картинки из разных времен последовательно в чуть более ускоренном виде. Обратите внимание на цветовые переходы, ясность, контрастность, свет и т.д.

Если различия не столь очевидны, то они становятся более явными, если вы думаете о том, как вы делаете это в разное время одновременно, например представьте, как это было пять лет назад и как будет через пять лет.

4. Нарисуйте схему вашей линии времени

Нарисуйте схему вашей линии времени. Расставьте на ней значения времени.

Моделирование чужой линии времени

Исследуйте чужую линию времени и «примерьте» её на себя. Обращайте внимание на:

    расположение линии в пространстве;

    включённая или сквозная;

    наклон линии;

    плотность расположения картинок;

    «горизонт планирования»;

    расположение целей;

    субмодальности образов (размер, яркость, кино/слайд, чёткость и т.д.)

Редактирование линии времени

1. Поэкспериментируйте с линией времени: изменяйте параметры и отслеживайте плюсы и минусы для разных контекстов.

Например:

    поменяйте тип линии времени: сквозная/включённая;

    будущее спереди или сзади;

    измените наклон вверх/вниз;

    «горизонт планирования»: три месяца, полгода, год, 3, 5 10, 20 лет;

    плотность событий на линии времени;

2. Верните линию времени в исходное состояние.

3. Выделите основные контексты, где вам могут понадобиться различные линии времени, например: работа, отдых, семья.

4. Для каждого контекста сконструируйте свою линию времени (при желании можно сделать одну для всех контекстов - зависит от вкуса), оценивая пользу и удобство для этого контекста. Проведите экологическую проверку.

5. Начинайте пользоваться новой (новыми) линией времени в нужных ситуациях.

Расширяем возможности нашей жизни через линию времени НЛП.

Линия времени НЛП.

Использую технику НЛП линия Времени, мы можем переписать свое прошлое и заранее написать свое будущее. Техника линия Время позволяет изменять значения и ассоциации прошлых неудачных опытов, а также позволяет установить расширение возможностей нашей жизни иубеждение для нашего будущего.

Что такое линия Времени?

Термин НЛП линия Времени используется для описания, того, как мы внутренне представляет время. Мы внутренне, совершено по-разному, представляем наше настоящее, прошлое, и будущее.

Наша уникальная линия времени, дает нам способность определять, время происходящих событий путем сопоставления опыта. Произошло ли событие в прошлом, или происходит в настоящее время, или это будущая проекция.

Линия Времени описывает, как мы характеризуем хронологическое время в пространстве вокруг нас.

Для большинства людей прошлое позади них, а будущее впереди них. По мнению других, их линия времени идет из стороны в сторону. С одной стороны прошлое, с другой их будущее, а центр это место где расположен сам человек. Некоторые видят свою линию Времени по диагонали, линия проходит из левого верхнего угла в правый нижний угол и наоборот.

С помощью этих простых шагов, Вы можете определить свою линию Времени.

1. Встаньте. Расслабьтесь, закройте глаза, и сделайте глубокий вдох.

2.Мыслено вернитесь назад в прошлое, подумайте о своем прошлом событии. Вы можете подумать о недавнем событии, или о событии, которое произошло давно, несколько лет назад. Обратите внимание, где вы чувствуете, что события находятся по отношению к тому месту, где Вы, стоите. Это может быть со стороны (левой или правой), спереди или сзади, по диагонали. Положение прошлого, можно определить по повороту головы, или по взгляду, в какую сторону Вы хотите посмотреть.

3. Повторите те же действия, но только делайте это в будущем времени. Визуализируйте то, что вы ожидаете, то, что произойдет очень скоро. И другой вариант, визуализируйте события, которое у Вас будет через несколько лет в будущее. Обязательно заметьте, где этот опыт.

4. Последний шаг, определиться в настоящем времени. Сосредоточьтесь на том, что происходит с вами в настоящем и сделайте те же шаги, что и раньше, чтобы выявить ваше внутреннее представление о настоящем.

Многие люди испытывают будущее где-то перед собой, прошлое где-то за собой, а настоящее время очень близко к себе. Тем не менее, точное местоположение отличается от индивидуальных особенностей каждого человека.
Чем может быть полезна техника НЛП линия времени?

Вы можете использовать знания о вашем уникальном представлении линии времени, чтобы изменить прошлый опыт, или создать желаемый проект будущего. При выполнении визуализации прошлых или будущих настроек, использование временной линии НЛП поможет усилить эффект.

С помощью техники НЛП линия времени, вы будете внутренне переносить себя во времени. НЛП линия времени делает мозг восприимчивый к визуализации, так же как к реальным событиям в прошлом и в будущем.

С этими знаниями и умением, вы можете создать ваши убеждения на будущее и избавиться от отрицательного влияния из прошлого через визуализацию и с помощью других техник НЛП, такими как и

Использование техники НЛП линия времени.

Чтобы эффективно использовать технику НЛП линия времени, для расширения возможностей нашей жизни, нужнопостоянновыполнять визуализацию. При визуализации Вашего негативного прошлого опыта, нужно представить себя прошлый опыт улетающим из вашего тела и перемещающимся в направлении вашего прошлого, на Вашей линии времени.

Это «прошлое» направление, которое вы определили, когда вы выявляли стороны своей линии времени.

Так что если вы определили, в какой стороне Ваше прошлое на линии времени, предположим, что прошлое сзади. Значить двигаться Вам нужно назад.

Когда Вы будете двигаться в этом направлении, важно увидеть и почувствовать себя движущиеся назад во времени.

Продолжайте двигаться в этом направлении, пока не почувствуете, что вы достигли именно того момента и этого конкретного прошлого опыта. Так что если вы собираетесь вернуться к опыту, который произошел 3 года назад. То вам нужно продолжать двигаться в направлении вашего прошлого опыта пока не "чувствуете", что вы находитесь в точке 3 лет назад.

То же самое относиться к прогнозу будущих событий. Начните с визуализации, того образа, который Вы хотите. Представьте себя плывущим в направлении вашего будущего на шкале линии времени, пока не почувствуете, что вы достигли момента желаемого будущего времени.

Метод НЛП линия времени.

Эффективный метод стимуляции будущего на линии времени.

1. Вспомните несколько прошлых успехов. Не обостряя внимания на деталях, просто дайте имя для идентификации каждого из них.

2. Вспомните несколько ошибок. И еще раз просто дайте имя, год или время, когда это произошло.

3. Закройте глаза. Теперь начните визуализировать возвращение в прошлое, чтобы этот опыт. Выгоните из себя опыт прошлых ошибок и двигайтесь в направлении ваших прошлых успехов. Прочувствуйте каждый из этих успехов. Почувствуйте радость и удовлетворение от каждого успеха.

4. Теперь приступаем к обучению метода. Двигаться нужно в направлении каждого из учебного процесса. Как попасть в него, профильтруйте все негативные ассоциации из прошлого опыта. Визуализируйте, смывая весь гнев, обиду, боль и переживания. То, что остались только выводы из прошлых уроков.
При этом, нужно позиционировать себя выше прошлого опыты, так чтобы вы смотрели вниз на него. Это позволяет снизить интенсивность боли, обиды и гнева из опыта. Это ставит вас в положение контроля над ним. И это позволит Вам не увязнуть в отрицательных чувствах.

5. Когда все будет сделано, нужно вернуться к настоящему. Оглянитесь на свое прошлое и выстройте все прошлые успехи и уроки в ряд, как взлетно-посадочная полоса. Каждый успех и урок представляет собой светящийся свет.
6. Посмотрите в будущее, глядя в будущее направление линии времени. Теперь активируйте взлетно-посадочную полосу успехов и уроков на будущее. Интегрируйте развитие власти, убеждения и способности из прошлого в будущее.

7. Переместитесь к будущей линии времени. Смотрите на себя на будущие достижения ваших желаемых результатов и станьте человеком, которым вы хотите быть. С интегрированными способностями из прошлого опыта в будущее вы, увидите себя быть сильным, чем когда-либо и уверенным в достижении всех целей.

8. Переместитесь из прошлого в настоящее с чувством легкости спокойствия. Знайте, что ваше прошлое дало вам много великих опытов, и что ваше будущее выглядит гораздо лучше, чем когда-либо. Откройте глаза.

Этот метод объединяет прошлое и будущее на линии времени. Используйте вариации этого метода для применения линии времени для различных целей, и в различных областях. Например, это легко поможет Вам избавиться от негативных ассоциаций и впечатлений из прошлого опыта.

В заключение поста хочу сказать, что метод НЛП линия времени является еще одним эффективным методом в . Этот метод приносит положительные аспекты путем визуализации и терапии. И переносит прошлые и будущие переживания на другой уровень.

Самый большой секрет, что наша жизнь это не процесс открытия, а Процесс создания. Вы не открываете себя, но и создаете себя заново. А только лишь узнавши, следовательно, Вы узнаете, кто вы, к чему стремитесь. И сможете четко определить, кем Вы хотите быть. Для меня ясно, что вы просто не можете быть жертвой жизни, потому что вы создаете свою жизнь самостоятельно. Не существует виновных, когда Ваши дела не идут в нужном пути.

Нона мой взгляд, очень удобно иметь какую-то инструкцию о том, как построить свою жизнь в нужном пути.

От всего сердца желаю Вам, только положительных эмоций. Построить свою жизнь в нужном направлении. В направлении ЛЮБВИ, СЧАСТЬЯ и БЛАГОПОЛУЧИЯ.

Или идентичность, которые я хочу развить для будущего, и углубляю почву для взращивания данной идентичности путем образования ассоци ированных репрезентаций того, как это будет выглядеть. Это напоминает очень мощную подстройку к будущему.
2. Далее я выхожу из будущего состояния и нахожу ограничивающие убеждения или идентичность, спрашивая: «Что останавливает меня? Это чудесно, это замечательный результат, так что же останавливает меня?» Может быть, это чувство, слова или какая-то иная форма тупика?
3. Я нахожу на линии времени тот участок, к которому относится данное ограничивающее убеждение. Я устанавливаю эту позицию, ассоциируясь с ней.
4. После этого я ее покидаю и перехожу в третью позицию, где, пребывая вне любой из первых двух позиций, могу видеть их одновременно.
Из этой позиции я калибрую физиологию обеих идентичностей. Я хочу создать перспективу с третьей позиции, поскольку отсюда я могу видеть их обе.
5. После этого я поочередно встаю в каждую позицию, глядя на противоположную, чтобы выявить и взять у нее сопутствующие ей убеждения. Что они (обе стороны) думают друг о друге? После этого я возвращаюсь в третью позицию. Сейчас уже я осознаю, что данные убеждения могут быть не вполне правильными.
6. Я хочу выявить намерение каждой части и буду отыскивать все более и более глубинные ценности, до тех пор, пока не найду то место, где они соединяются и не конфликтуют. Одна часть говорит: «Мое намерение — не угрожать тебе, а измениться, расти, добиться успеха».
Другая отвечает: «Мое намерение не препятствовать тебе, а выжить».
На уровне намерений на самом деле не существует конфликта.
7. Из третьей позиции я исследую ценности, критерии, намерения. И из третьей позиции спрашиваю: «Каковы ресурсы каждой из них и есть ли среди них необходимые также и другой?» После того как я изучил их обе и побывал в каждой из них по нескольку раз, я могу воспринимать ценность каждой из них.
Некоторые люди полагают, что одна из сторон является их плохой частью: «Она всегда наказывает меня или не дает мне двигаться».
Но вот вы начинаете отдавать себе отчет в том, что эта по видимости отрицательная сторона часто имеет хорошее намерение. Ее поведение может оказаться не самым лучшим способом осуществить данное намерение, но оно все же необходимо.
Отрицательная сторона может быть к тому же весьма могущественной. Существует забавный парадокс, с которым мне иногда приходится сталкиваться, когда люди говорят: «Это слабая сторона».
Но часто в этой слабости, тем не менее, скрывается очень много силы, потому что она может удержать их от чего угодно. Эта слабость является силой. И если эта сила является вашим союзником, то вас уже ничто не остановит.
8. Я хочу перенести ресурс из каждой части в другую. Как правило, я начинаю с возражающей части. Я беру видение и убеждение (что они на самом деле действуют заодно, что у них общая идентичность) и намерение из третьей позиции в возражающую часть идентичности. После этого я беру ресурсы этой части — физически беру — и переношу в физиологию другой позиции. Это очень интересный опыт. После этого беру ресурсы другой части, ее способности и делаю то же самое: переношу их в первую часть.
9. Теперь, когда каждая из них обладает тем, что есть у другой, я, наконец, перехожу в третью позицию и объединяю их с образованием одного нового образа, одной новой идентичности. После этого я помещаю все это на свою линию времени в настоящем, не только для того, чтобы увидеть это со стороны, но и для того, чтобы ассоциироваться с этим. Потом я вновь возвращаюсь в будущее.

ЧАСТЬ I
Понимание паттернов сознания

Глава 1
Что мы понимаем под метапрограммами?
Операционные программы, которые управляют вашими программами

Ваша голова снабжена программным обеспечением!
Неизвестный приверженец НЛП


Рассмотрим ваш фрейм мышления. С каким фреймом мышления вы начали читать эту книгу? Получили ли вы доступ к эффективному фрейму мышления? Будет ли он помогать вам в процессе чтения, понимания, припоминания и использования данного текста? Не сведет ли он на нет ваши усилия? Каждая «метапрограмма», которую мы описываем в этой книге, определяет широкий круг фреймов мышления. Следовательно, каждая описывает какую-то особенность сознания. Можно считать, что они способствуют выявлению и осознанию тех разнообразных фреймов мышления, исходя из которых мы действуем.
Каждый человек, которого вы встретите сегодня, с которым вы вступите в разговор, на которого вы постараетесь повлиять или который попытается повлиять на вас, действует исходя из некоторого фрейма мышления. Как таковая, эта «программа», которая стоит над и за конкретными словами людей (то есть является «метапрограммой»), определяет их точку зрения, способ оценки, стиль мышления и эмоций, а также паттерн предпочтений и поведения.
Распознание метапрограммного обеспечения, которое контролирует специфический фрейм мышления данного человека и управляет им, позволяет нам понять, как эффективнее осуществлять коммуникацию и общаться с ним. Это усиливает нас: мы перестаем негодовать на фреймы мышления людей, с которыми мы общаемся, поскольку получаем в свое распоряжение средство эффективной работы с ними!

Происхождение метапрограмм
Домен «метапрограмм» (программного обеспечения, находя¬щегося в голове человека и обусловливающего его мысли, эмоции и т. д.) был впервые описан Лесли Камерон Бэндлер, когда она начала сотрудничать с Ричардом. Вудсмолл говорит, что на заре истории НЛП Лесли взялась за написание «учебника НЛП» (Woodsmall, 1988, р. 63). При этом она обнаружила, что иногда процессы НЛП не работают. Почему? В итоге, благодаря подобным «неудачам», они с Ричардом сумели выявить исходный перечень метапрограмм НЛП. (Это говорит о важной роли метапрограмм. Они могут влиять на мощные процессы изменения!)
Сначала Лесли выступила с сообщением о метапрограммах на семинаре в Чикаго. В нем участвовали Анне Линден, а также Стив и Коннира Андреасы, которые первыми узнали об этой модели. Сначала Лесли применяла полученные новые параметры в контексте психотерапии, а позже Роджер Бейли и Росс Стюарт приспособили их для использования в бизнесе (Woodsmall, 1988, р. 33).
Далее их расширил Вудсмолл. Он объединил их с личностным опросником Майерс-Бригтс. Затем, проводя на Гавайях тренинг практикующего мастера, Тэд Джеймс предложил Уайатту обучить его методике Маейрс-Бриггс, с тем чтобы тот получил лицензию и мог использовать эту методику в качестве личностного инструмента. Позже они начали сотрудничать и в соавторстве написали книгу, ставшую теперь классической, - «Терапия на линии времени и основа личности» (Time Line Therapy and the Basis of Personality. James & Woosmall, 1988).
Роджер Бейли адаптировал метапрограммы в качестве профиль¬ной характеристики «личности» (в своем профиле «LAB»). Позже Эдвард Риз и Дэн Бэгли III (Reese & Bagley III, 1991) использовали метапрограммы для характеристики людей в контексте продаж. Шелл Роуз-Шарве (Rose-Charvet, 1995) применила их для определения типа метапрограммного языка, который обеспечивает оптимальное влияние.
Метапрограммы - это такие программы в нашем «мыслитель¬ном аппарате», которые функционируют на уровне, выходящем за рамки нашего содержательного мышления (то есть на «мета-Уровне»), и представляют собой сортирующие устройства, или паттерны, которые мы используем при восприятии, отборе, фиксации и обработке окружающих нас стимулов. Джейкрбсон (Jacobson, 1996) называет их «программами, которые управляют другими программами», то есть нашим поведением. Как таковые они описывают установку, или ориентацию, которую мы избираем в различных контекстах и ситуациях.
Если обратиться к работе компьютера, то в нем используется та или иная операционная система (OS): возможно, это дисковая операционная система (DOS) или более современная система Windows. Без подобных операционных систем компьютер был бы бесполезен в плане обработки информации, которую мы хотим систематизировать или трансформировать с его помощью. Однако при наличии операционной системы компьютер является высокофункциональной системой: она объединяет аппаратную часть компьютера (материалы и компоненты, из которых он физически сделан) и его программное обеспечение (программы, которые он запускает) таким образом, что мы получаем возможность обрабатывать тексты, отправлять и получать почту, составлять таблицы, играть и пользоваться Интернетом.
Аналогичным образом человеческий мозг как система обработки информации обладает собственным техническим обеспечением в виде нервных клеток и образуемых ими структур, нейротрансмиттеров, химических веществ, переносимых с током крови, рецепторов, физиологических систем и т. д. (рис. 1.1). Все эти органические элементы участвуют в восприятии, обработке и со¬здании энергетических феноменов мира (в терминах «информации» или сообщений). Программное обеспечение человека состоит из наших паттернов мышления, наших понятийных категорий (мы мыслим и рассуждаем посредством «категорий» - Lakoff, 1987), наших убеждений, наших ценностных ориентиров (или ценностей - идей, которые мы считаем высокозначимыми), наших «программ» функционирования и т. д.
Таким образом, чтобы управлять нашими мыслями и эмоция¬ми, нам необходимо, так сказать, программное обеспечение, которое содержит инструкции, определяющие способ обработки мыс¬лей и эмоций. Подобные программы функционально представляют собой эквивалент некоей операционной системы - системы, которая связывает техническое и программное обеспечение, в результате чего физические структуры мозга и тела могут воспринимать, обрабатывать и продуцировать «информацию» в виде мыслей, идей, убеждений и т. д. В данной работе мы называем эту систему метапрограммами.

Определение метапрограмм
По определению, метапрограммы - это программы, стоящие над повседневными мыслями и эмоциями, которые нас посещают. С точки зрения уровней повседневные мысли и эмоции про¬являют себя на первичном уровне в качестве содержания, которое описывает, что именно мы мыслим и чувствуем. В этих про¬граммах содержатся конкретные детали и стратегии. Поверх содержания наших мыслей у нас имеются другие мысли и чувства, которые чаще проявляют себя за рамками сознания. Эти «про¬граммы» функционируют в качестве «правил» сортировки и восприятия, они управляют тем, как мы мыслим и чувствуем. Данное программное обеспечение, подобно любой операционной си¬стеме, определяет структуру наших мыслей и чувств. Оно обусловливает, что именно мы отбираем.

Ведущие и не ведущие метапрограммы
Если мы представим себе все эти реакции и стили обработки в виде некоего континуума, тогда мы сможем определить степень или интенсивность программы, которая управляет нашей сортировкой. Ведущей метапрограммой называют такие пакеты программного обеспечения, которые мы обычно используем слишком часто. Как правило, в нашем сознании - на самом деле над ним - имеется структура, которая неизменно и неизбежно побуждает нас осмыслять происходящее определенным образом (например, в деталях, присоединяя, визуально и т. д.). В тех случаях, когда некая программа операционной системы функционирует у чело¬века преимущественно на одном из двух концов континуума (то есть в крайней форме), можно говорить о наличии ведущей метапрограммы.
Напротив, когда наше «сознание» функционирует в средней части континуума или плавно переходит от одного его предела к другому, - значит, данная метапрограмма не является ведущей. В этом случае мы не чувствуем, что нами управляет та или иная реакция. Мы наслаждаемся гибкостью сознания, которая позволяет нам использовать любые программы в зависимости от времени, контекста, среды, цели и т. д. Вот что говорит об этом Кэттелл:
Подобно тому как все добродетели сопровождаются порками, особенно когда они доведены до крайности, люди, у которых какой-либо из факторов темперамента близок к крайнему значению (пусть даже это внешне более желательный полюс), склонны испытывать адаптационные трудности (Cattell, 1989, р. 15).

Деноминализация «личности»
Что мы имеем в виду, когда используем такие термины, как «личность», «темперамент», «человеческая природа», «конституциональные мотивы», «инстинкты», «черты» и т. д.? Относятся ли эти термины к каким бы то ни было объектам?
С лингвистической и нейро-семантической точек зрения все эти термины представляют собой номинализации. Это означает, что они выглядят, звучат и, следовательно, воспринимаются как объекты - как фактическая, осязаемая, «реальная» данность некоторого рода. Однако когда мы подвергаем их испытанному «тесту с тачкой», то обнаруживаем, что не можем поместить эти так называемые объекты в тачку (Bandler & Grinder, 1975).
Тест стачкой позволяет вам отграничить истинное имя существительное отложного. Поскольку истинные существительные представляют собой осязаемые объекты (люди, места и предметы), вы могли бы (теоретически) поместить их в тачку. Не так с номинализированными глаголами. Вы не можете поместить в тачку отношения, самооценку, мотивацию и т. д.]
Поэтому в действительности «личность», «темперамент», «человеческая природа» и т. д. не существуют в виде «реальных» объектов. Они существуют только как ментальные конструкты и абстрактные существительные. Они существуют только в мышлении, как идеи (понятийные категории или ярлыки). Это означает, что они функционируют как чьи-то представления (ментальный про¬цесс) о каком-то другом процессе. Как мы можем понять, что означают эти слова и на какие референты они указывают? Исполь¬зуя метамодель ИЛИ, мы начинаем с депоминализации номинализированных глаголов. Мы делаем это, с тем чтобы можно было выявить фактическое референтное действие (даже ментальное, или «мысленное», действие), а также человека, который создал дан ную ментальную карту (утраченный перформатив). Подобная опе¬рация позволяет нам исследовать достоинства, валидность, закономерность и полезность этих идей.
Начиная эту работу, относящуюся к функционированию сознания как на уровнях содержания (первичный повседневный уровень), так и на структурных уровнях (метауровень, на котором существуют метапрограммы), мы хотим определенно и полностью деноминализировать данные термины. Мы хотим развеять густой, ментальный туман, который обычно образуется при использовании таких слов, как «личность», «темперамент», «черты» и т. д. Затем, по мере того как туман расплывчатых определений и смутных представлений будет рассеиваться в неуклонно прибывающем утреннем свете, мы предложим вам более четкие формулировки, связанные с точной спецификацией фактических процессов.
И что в результате? В качестве поведенческой и функциональной модели «мышления» мы предложим ряд процедур, описывающих работу сознания, когда оно стремится структурировать себя и продукты своего картирования («мысли», «эмоции», «убеждения»,«ценности» и т. д.). В итоге мы увидим, что у нас становится все меньше «объектов» и все больше процессов. Вудсмолл заметил::
Наша личность развивается как механизм преодоления трудностей. Она прикрывает собой нашу сущность и маскирует ее. Необходимо увидеть нашу личность та¬кой, какая она есть, то есть как произвольный механизм преодоления трудностей, а не такой, какой мы обычно ее воспринимаем, то есть как нечто наиболее уникальное в нас (Woodsmall, 1988, р. 11).
Наша личность-это то, что делает каждого из нас не¬похожим на всех остальных. Это набор паттернов поведения, который мы исполъзуем по привычке... (Там же,р. 50).
Мы начнем по-другому ставить вопросы. Мы будем задавать меньше номинализационных вопросов: «Что такое человеческая природа?», «Что она за человек?», «Каков тип ее темперамента?» Вместо этого мы перейдем к более процессуальным вопросам: «Как она управляет своим мозгом в том или ином контексте?», «Какой стиль ментального масштабирования она использует - общую картину или детализацию?», «Хороша ли данная конкретная "операционная система" для достижения поставленной цели?»
В сущности, такой подход не признает «типологии» и анализа «личности» или «темперамента» в старом понимании. Используя эти метапрограммы, мы определяем не что представляют собой люди, а скорее как они функционируют, используя свои способности, связанные с мышлением, эмоциями, ценностями, убежде¬ниями, восприятием, отношениями, коммуникацией и т, д. Мы выявляем их операционный стиль.
Соответственно, если мы обнаруживаем у себя или другого человека операционный стиль, который работает не слишком хорошо, то можем просто отказаться от него и пойти «другим путем». Нам нет необходимости топтаться на одном месте: «В этом весь я!», «Просто я такой человек», «А что вы хотите от человека с таким характером, как у нее?»
Вудсмолл, принесший в НЛП типологию личностного опросника Майерс-Бриггс, часто занимал по отношению к типологии позицию деноминализации, которая согласуется с этой нашей работой. Он писал:
Типология - это исследование человеческих различий... В сущности, тип - это всего лишь ряд характеристик, присущих какой-то группе людей... (Woodsmall, 1988,р, 2).
Здесь мы прежде всего сводим к минимуму все понятие типологии и следуем подходу Ллойда (Lloyd, 1989).

Деноминализация «метапрограмм»
В обзоре, посвященном работе, которая проводится в НЛП с метапрограммами, О"Коннор и Мак-Дермотт сделали несколько предостережений. Одновременно они предложили новое направление, которое мы решили исследовать:
Метапрограммы часто материализуются в «объекты», которые живут внутри человека, вместо того чтобы быть описанием ряда поведенческих актов, которые про¬являются в определенном кон-тексте, то есть комбинации контекста и действия. Они не находятся полностью "внутри" человека. Поэтому возникает интересный вопрос: «Какого рода контекст обусловливает наши конкретные модели поведения, которые можно кодифицировать как метапрограммы? (O"Connor &McDermott, 1995,p. 79)
Мы хотели бы предложить новый взгляд на метапрограммы и родственные поведенческие паттерны. Мы привыкли размышлять о метапрограммах, говорить и писать о них... так, как будто они существуют внутри человека. Нам кажется, что контекст столь же важен и что паттерны метапрограмм представляют собой комбинацию контекста и конкретных, присущих данно¬му человеку способов опущения, искажения и обобщения (Там же,р. 78).
Эти слова служат предостережением против попадания в ловушку номинализации, когда метапрограммы рассматриваются как объекты. Частично эта проблема заключается в старом типологи¬ческом мышлении, с которым все мы выросли, а частично в том факте, что сам термин «метапрограммы», будучи существительным, описывает номинализированный процесс.
Поняв, что, говоря о «метапрограммах», мы, в конечном счете, имеем в виду «мыслительные» процессы, действующие в различных контекстах, мы должны постоянно напоминать себе о дено-минализации. Мы должны постоянно думать о метапрограммах как о моделях поведения - ментального, эмоционального, оценоч-ного, сортирующего, воспринимающего и т. д. Иначе мы можем снова совершить ту же самую ошибку, думая о них как об объектах или статичных «чертах». В этой книге мы раз за разом облекаем термин в глагольную форму: метапрограммирование, мета-сортирование и т. д. Это поможет нам избежать ложного шага, злоупотребляя существительным «метапрограммы». Сам язык подшучивает над нами, и мы начинаем материализовывать понятие, рассматривая способы нашей ориентации в мире как объекты, дан¬ности, внутренние черты, исходные субстанции и т. д.
Какая опасность здесь скрывается? Мы впадаем в заблужде¬ние и начинаем думать о процессах не как о процессах, а как об объектах. А вследствие «объектного мышления» мы начинаем рас¬сматривать референты как полностью устойчивые, неизменяемые, врожденные, заданные, обусловленные и предопределенные сущности. Картирование способа, которым человек обрабатывает информацию, сортирует, упорядочивает, организует, направляет внимание на ту или иную информацию и т. д., дает карту, которая не соответствует фактам.
В своей диссертации Ллойд так характеризует процесс научения и роль, которую контекст играет в проявлениях «личности»:
Роли, нормы и правила усваиваются внутри социальных ситуаций или контекстов посредством языка и взаимоотношений. Когнитивные и социальные психологи продолжают исследовать то, как происходит усвоение семантики и социальных правил (Lloyd, 1989, р. 28).

«Личность»
Следовательно, мы будем рассматривать номинализацию «лич¬ность» просто как манеру поведения, характеризующую мысли, убеждения, ценности, эмоции, коммуникацию, действия и отно¬шения данного человека. Мы будем рассматривать «личность» как описание общего гештальта, который возникает из всех этих кон¬кретных стилей реагирования.
Поэтому мы постараемся избежать номинализации и материализации «личности» в качестве объекта и особенно в качестве некоей формализованной данности, которая обусловливает побуж¬дения данного индивида и делает его таким, каков он есть. Мы также просим читателей помнить об этом, когда они будут размышлять и говорить о тех или иных «программах» или паттернах (ой, опять номинализированные глаголы!). Хотя это выглядит и неуклюже с лингвистической точки зрения, мы будем иногда снова превращать термины в глаголы: программирование, сортирование и т. д. Это поможет нам избежать рассуждений о том, кем человек «был» или кто он «есть».
[В скобках сообщаем, что мы также позаимствовали из общей семантики расширяющий прием E-Priming. Мы сделали это, чтобы избежать помешательства, о котором постоянно предупреждал Кожибски (Korzybski, 1933/ 1934), а именно использования глагола «есть для выражения идентичности и предикации. Поэтому на протя¬жении всей книги (за исключением цитат из других ра¬бот) мы стараемся не употреблять глагол «есть» (есть, был, были и т. д.). См. модель E-Primeу Бурлэнда иДжон-стона (Bourland&Johnston, 1991,1993), а также у Холла (Hall, 1995).)
Соответственно, «личность» является результатом присущих человеку программ содержания, или «стратегий», которые определяют, что содержат наши мысли, убеждения, ценности и т. д., а также метапрограмм, которые определяют, как мы мыслим, сортируем, верим, оцениваем и т. д. Благодаря обоим этим уровням функционирования (что и как) любое поведение или стиль реагирования, которые мы постоянно повторяем, становятся в итоге привычными. После чего они оказываются за рамками сознательного восприятия и становятся «неосознаваемым программным обеспечением». Или, если употребить более поведенческий язык, они превращаются в «неосознаваемый непрерывный способ обработки и структурирования информации». Эти паттерны описывают метапрограмму.
Мы знаем, что подобный процесс привыкания присущ нашим программам содержания (например, печатанию на машинке, вождению автомобиля, играм с мячом, проявлению социальных навыков, демонстрации дружелюбия, чтению и т. д.). Он также присущ нашим метауровневым паттернам. Когда происходит привыкание, подсознание на метауровне делает те или иные «программы» еще более действенными, стимулирующими, «прочными» и «реальными» на вид.
И что возникает в результате? Внутреннее и внешнее динамическое поведение, которое составляет то, что мы обычно называем «личностью». Эти упроченные и стабильные способы восприятия и об¬работки начинают затем казаться врожденной частью нашего «темперамента» (еще одна номинализация). «Темперамент» определяется как «склад» мышления, «специфические ментальные или физические качества». Кэттелл пишет:
Люди реагируют скорее на свое восприятие реальности, чем на саму реальность, а это восприятие обусловлено прошлым опытом и с трудом поддается изменениям, даже в реакциях на события, происходящие здесь и сейчас (Cattell, 1989, р. 71).
Соответственно, большинству людей присуще чувство «псев¬достабильности» в отношении своего «я», и это чувство побуждает их считать свои так называемые «черты» и «темперамент» устойчивыми и реальными данностями. Это обстоятельство объяс¬няет, почему события, происходящие здесь и сейчас, очень часто не изменяют (и не могут изменить) метапрограммы человека (а следовательно, и «личность»). Почему же это происходит? Прежде всего потому, что человек не способен увидеть в своем ощущении стабильности «личности» результат своего восприятия и ментальные карты территории, принимая эти карты за саму территорию.
Ллойд посвятил этому вопросу свою докторскую диссертацию:
Хотя теория черт постулирует личность как продукт одинарной основополагающей статичной диспозиции, теория состояний рассматривает личность как много-факторный феномен, являющийся продуктом всего социального окружения.
В исследованиях Берна и Аллена (Bern &AIlen, 1974) иШве-дера (Schweder, 1975) было установлено, что люди сооб¬щают о своей поведенческой устойчивости чаще, чем в действительности ее демонстрируют. Таким образом, можно заключить, что людям присуще устойчивое восприятие собственных поведенческих реакций, даже когда их фактическое поведение не устойчиво (Lloyd, 1989,р. 20).
Что же это означает? Далее мы покажем, что на мета концептуальных уровнях (в мета-мета программах), относящихся к «я», мы стоим на позициях стабильной идентичности в отношении нашего «я», «черт» нашего «я», «темперамента» и «личности», и это объясняет их устойчивость, а также устойчивость нашего псевдо-, восприятия более долговечного «я», чем то, которое существует в действительности. Это соответствует принципу Бейтсона (Bateson, 1972), согласно которому высшие логические уровни всегда организуют и стимулируют низшие уровни. В главе об изменении метапрограмм мы покажем, что, когда мы изменяем конструкции высшего уровня, изменения тотчас же происходят и на низшем уровне!
Ллойд далее подмечает характер этих конструкций как продуктов нашей лингвистики и семантики:
Я показываю, что термины, используемые в исследованиях личности, - это не более чем удобные конструкты. И цель данной работы - продемонстрировать», что на оценку черт темперамента традиционными методами значимо влияют конкретные изменения в стимульных условиях (Lloyd, 1989, р. 114).
Для нас это означает, что домен метапрограмм существует как открытая область. НЛП и когнитивное/перцептивное направления психологии только начали идентифицировать многообразные паттерны, которые люди используют при структурировании своего восприятия. Метапрограммы, которые мы здесь идентифицировали, существуют только как конструкции.

Перечни метапрограмм
Как правило, перечень метапрограмм в НЛП следует ориги¬нальному перечню Лесли Камерон Бэндлер, а в последнее время - и формату Джеймса и Вудсмолла (James & Woodsmall, 1988). Од¬нако время от времени перечень дополняется новыми метапро¬граммами. О"Коннор и Мак-Дермотт (O"Connor & McDermott, 1995) заметили: «Не существует какого-то определенного переч¬ня, а также общего согласия в отношении критериев, на основе которых составляется подобный перечень». Уже заканчивая данную работу, мы получили книгу Джейкобсона (Jacobson, 1996), в которой он дает троичную классификацию, очень напоминающую то, что мы предлагаем здесь. (См. Приложения I и VIII.)
Мы начали с перечня Джеймса и Вудсмолла и добавили к нему еще несколько метапрограмм, которые нашли в литературе по НЛП, а также в других областях. Мы обратились к богатым ре¬сурсам когнитивной психологии, психологии восприятия и развития в поисках других стилей, которые люди используют для структурирования своего мышления и эмоций.
Какими же критериями мы пользовались, чтобы определить, включать или не включать тот или иной паттерн? В основном мы старались ответить на вопрос, взятый из области когнитивной психологии: может ли «мыслительный аппарат» отсортировать стимулы окружающего мира данным способом и достаточно ли типичен подобный стиль для людей. То есть мы спрашивали себя:
Описывает ли данная характеристика способ, каким люди
могут обрабатывать, сортировать и воспринимать информацию?
Описывает ли данная характеристика «ментальную», «эмоциональную», «волевую», «личностную», «коммуникативную» реакцию на информацию или стимулы?
Идентифицирует ли систематически данная характеристика то, как люди структурируют свои внутренние ментальные карты мира?
Способствует ли данный паттерн пониманию различных «операционных систем», которые люди, по-видимому, используют при сортировке и восприятии?
В работе «Дух НЛП» {The Spirit of NLP, 1996) я (MX) сконструировал формат для разграничения этих стилей обработки/сортировки. Там я показал, что данные классификации являются следствием «перехода к мета» в процессе обработки информации. Используя традиционные концептуальные категории обработки, мы сформулировали в этой работе следующие категории:
ментальную (мышление)
эмоциональную (чувства)
волевую (выбор/желания)
коммуникативную (речь, реагирование)
семантическую/концептуальную (формирование категорий смысла)
(См. табл. 1.1 в конце главы.)
Мы понимаем, что указанные пять категорий предстают как чисто лингвистические и концептуальные. Мы с самого начала признаем, что «в действительности» они не существуют в отрыве друг от друга. Поэтому мы предлагаем их просто как способ классификации многообразных средств, которыми мы структурируем свое мышление и эмоции. Данная модель также постулирует, что метапрограммы существуют на наших уровнях метаобработ-ки. Другими словами, каждая из перечисленных областей метапрограмм функционирует в виде класса метапрограмм.
Первые четыре из этих категорий охватывают то, что НЛП традиционно классифицирует как метапрограммы. Пятая категория вводит в НЛП новый элемент - мета-метапрограммы. Эти программы функционируют на более высоком логическом уровне. Позже мы дадим исчерпывающее объяснение данному делению.

Уровни метапаттернов
Поскольку эти процессы происходят на уровне, находящемся над первичным уровнем повседневной жизни, где мы осуществляем свое содержательное мышление и реагирование, они отно¬сятся скорее к структуре самого восприятия, чем к содержанию того, что мы воспринимаем. То есть метапрограммы включают в себя функции метауровня. Категории на рис. 1.2 показывают, что у нас имеется широкий круг средств для структурирования нашего восприятия мира. Осуществляя когнитивное, эмоциональное, волевое, коммуникативное и концептуальное либо семантическое картирование, мы тем самым формируем свой личный «стиль» (или «личность»).
В результате наш усвоенный и культивируемый стиль паттернов превращается в «реальность» метауровня (сконструированную субъективную реальность), и затем эта реальность начинает вли¬ять на любой наш процесс обработки информации (реагирование и восприятие, см. рис. 1.1). Она также начинает влиять на наши предпочтения, наш привычный стиль выбора. Затем, на этом метауровне, мы начинаем ощущать тот самый стабильный феномен, который называем «личностью» или «темпераментом». Нет сомнений, что он существует. Но существует как манера, в которой мы научи¬лись, как правило, структурировать свои восприятия и реакции.

Почему «личность» кажется такой устойчивой и реальной
«Личность» кажется и ощущается постоянной, стабильной и унаследованной данностью, потому что указанная концепция («я») существует на метауровне. Это также объясняет, почему изменить «личность», по-видимому, труднее, чем изменить какое-то специфическое поведение, мысль, предпочтение или чувство на первич¬ном уровне.
Какие же механизмы обусловливают эту стабильность и чувство постоянства? Механизм, выделенный Уильямом Джемсом Games, 1890), - привычка. Повторение того или иного поведения Делает его более устойчивым, застывшим, «реально» ощущаемым и бессознательным. В этой модели повторение делает процесс при-

Вычным, в результате чего он переходит на более высокий логический уровень и оттуда организует и направляет функционирование низшего уровня.
Вдобавок стабильность также обусловлена языком. Поскольку язык сам является феноменом метауровня, он позволяет нам закодировать абстракции высшего уровня, в результате чего абстрактный язык (подобно номинализациям, о которых мы говорили ранее) кажется (и, следовательно, ощущается) более устойчивым, постоянным, «реальным» и неизменным.
С помощью каких же конкретных языковых средств мы осуществляем фиксирование нашей «личности»; так что она воспринимается все более статичной, постоянной, врожденной и детерминированной? Коварные номинализации, которые порождаются (подразумеваемым) глаголом «есть» идентичности:
«Я - неудачник».
«Просто я - человек, который...»
«Я - ирландец, вот почему я так легко раздражаюсь».
«У меня не слишком высокая самооценка, и всегда была».
«Просто ты - эгоист».
Рассмотрим эти языковые средства с точки зрения того, как они создают карту опыта, а следовательно, и «реальности». Мы берем какой-то элемент поведения (невезение, раздражительность, принижение своего «я» и т. д.) и идентифицируем наше «я» с данным поведением. Такая комплексная эквивалентность феноменов, существующих на разных логических уровнях (поведение и некоторые внутренние мысли и чувства в отношении его), затем обус¬ловливает ту номинализацию «я», которая кажется столь статичной и неизменной.
Некоторые из этих языковых средств принимают оценочное качество («эгоист», «хороший», «очаровательный» и т.д.) и, неверно используя глагол «есть» предикации, утверждают, что данное оценочное качество является («есть») сущностью человека! Здесь мы потеряли того, кто осуществлял оценивание, стандарт, посредством которого он вынес суждение, и время, когда этот процесс произошел. Зато у нас здесь имеется некто, затем идентифицирующий свое «я» с конечными результатами этого процесса.
Мы затрагиваем здесь эти проблемы потому, что даже в публикациях авторов, работающих в области НЛП, мы обнаружива¬ем подобные лингвистические нарушения. Так, из работ, посвя¬щенных метапрограммам, вы узнаете, что одни люди являются Присоединителями, а другие - Отсоединителями; что-то является Возможностью, а что-то - Процедурой. Если на территории не существует глагола «есть» («являться»), тогда подобные рассуж¬дения указывают на картирование, противоречащее фактам. (См. Приложение VII - «Глагола "есть" не существует».)
В этой работе мы хотим избавиться от подобного языка. Мы стараемся постоянно практиковать деноминализацию и использовать такой принцип общей семантики, как E-Priming, избегая «есть» идентичности и «есть» предикации. Мы будем использовать, насколько это возможно, поведенческий, функциональный и процессуальный язык, рассуждая о присоединяющих и отсоеди¬няющих людях, которые, прибегая к своему излюбленному стилю, предпочитают сортировать возможности или находить правильные процедуры, когда они приспосабливаются к окружающему миру.

Котпекстуализация стилей метапаттернов
О"Коннор и Мак-Дермотт также утверждают, что мы должны рассматривать метапрограммы не только как нечто, содержащееся внутри человека, но и как интерактивную связь между человеком и окружающим миром в различных контекстах:
Метапрограммы -это обобщения. Они могут заметно меняться в зависимости от контекста. Так, если чело-век очень активен на работе, это не означает, что он активен везде. В домашней жизни он может быть пас¬сивным. Во-вторых, не бывает «хороших» и «плохих» паттернов. Все зависит от того, что вы делаете и чего вы хотите достичь. Метапрограммы описывают поведение, а не идентичность, - что люди делают, а не чем они являются. Очень немногие люди демонстрируют эти паттерны в крайней форме, чаще можно наблю¬дать их смешение не только в разных контекстах, но и внутри отдельных контекстов. Поскольку люди все¬гда отличаются большей содержательностью и гибкостью, чем те, которыми наделяют их любые обобщения, созданные для описания их качеств, существует опасность (как и в любом психометрическом тесте), что людей заключат в узкие рамки и будет проигнори¬рована их способность научаться. Паттерны метапрограмм описывают, а не объясняют (O"Connor в-McDermott, 1995, р. 77).
Нам кажется, что контекст столь же важен и что пат-терны метапрограмм представляют собой комбинацию контекста и конкретных, присущих данному человеку способов опущения, искажения и обобщения (Там же, р 78).
Соответственно, мы будем описывать все стили метаобработ-ки с точки зрения контекстов, которые их обусловливают. Это позволит нам показать лживость таких статичных, неверных характеристик, как «Такой УЖ Я есть!» Теперь мы можем противопоставить им другие примеры: «Когда вы ведете себя иначе?». «В какой обстановке вы не будете воспринимать происходящее с позиции X (присоединения, процедур, визуальных образов и т. д.)?» «Представьте контекст, в котором вы откажетесь от этого стиля...»

Как метапрограммы могут превращаться в метасостояния
Хотя метапрограммы не включают в себя мысли, относящиеся к содержанию (то есть к конкретной общей картине или ее деталям, о которых думает человек), они все-таки предполагают структурирующие ее (гештальт или деталь) мысли. Соответственно, подобные мысли обычно вызывают сопряженные эмоции.
Поскольку метапрограммы функционируют на метауровне, один из этих «паттернов сортировки/восприятия» инициирует переход к ментально-телесному состоянию (которое соответствует его структуре). В результате метапрограммы могут обусловливать определенное метасостояние.
Под метасостоянием понимается ментально-телесное состояние, включающее в себя такие мысли, чувства и физиологические процессы, которые выходят за рамки первичного состояния, созданного первичными мыслями и эмоциями (страхом, гневом, симпати¬ей, антипатией, спокойствием, напряжением, радостью, печалью). Метасостояние описывает состояние, относящееся к состоянию, например: «страх в связи с моим гневом», «чувство вины по поводу моей радости», «восторг от моих знаний» и т. д. Холл (Hall, 1995, 1996) разработал данную модель, опираясь на предложенную Ко-жибски модель абстракций второго и третьего порядка (Korzybsky, 1933/1934), уровни научения Бейтсона (Bateson, 1972,1979) и описанный в НЛП процесс «перехода к мета».
Механизм, который позволяет нам вызывать метасостояния, в первую очередь охватывает наше рефлексивное сознание. Речь идет о том, что наше сознание отражает само себя. Когда это про¬исходит, сознание возвращается к собственным прошлым продуктам. Благодаря рефлексивному сознанию мы мыслим о нашем мышлении, испытываем чувства по поводу своих чувств и т. д. Механизм рефлексии наделяет нас способностью совершать мета-шаги к высшим логическим уровням. Когда мы рефлексивно переходим на эти уровни, такой опыт в итоге становится привычным и превращается в наши перцептивные системы отсчета.
[Примеры рефлексивного сознания в повседневной жизни: страх перед собственным страхом (паранойя), боязнь собственного гнева (страх, направленный на себя самого), чувство вины за боязнь собственного гнева, чувство безнадежности в отношении избавления от вины за боязнь собственного гнева (!)]

Следующий шаг предполагает превращение этих метаструктур в оболочки сознания, так что состояние, образно выражаясь, начинает поглощать наши первичные состояния. Данный процесс заключается в том, что оболочки фильтруют всю входящую информацию и результирующее восприятие/понимание. Затем, когда эти оболочки сознания окружают нас все более плотным кольцом, они вызывают все большую зависимость всех процессов - научения, памяти, восприятия, поведения и коммуникации (LMPBC) - от состояния.
В конце концов они превращаются в то, что мы можем на¬звать метасостоянием, внутри которого оказываются заключенными все наши прочие состояния. Первичное состояние функционирует как бы внутри более широкого контекста метасосто-яния. Также возможно, что данное метасостояние будет включено в другое метасостояние, более высокого порядка. Когда метасо-стояния перерастают в «мегасостояния» - оболочки сознания, которые функционируют как психическая сила, пронизывающая все стороны жизни, - они начинают восприниматься и ощущаться нами как «реальность».
Чтобы сделать эти концепты наглядными, представьте, что вы вбираете в себя все ваши состояния, признавая их. Затем эта боль¬шущая оболочка начнет влиять на многие другие состояния сознания: «я», негативные и позитивные эмоции, ошибочные действия. Тогда одобрение будет функционировать как первичный фильтр восприятия, а также как постоянная черта характера, си¬стема убеждений и диспозиционный стиль при самоориентации в мире (рис. 1.3).
[Возвращаясь к более раннему примеру: страх перед собственным страхом порождает гештальт «паранойи». Гнев в связи со страхом перед собственным страхом порождает гешталып «гнева, направленного на себя самого». Или более позитивный вариант: принятие (признание) себя, затем одобрение своего принятия себя, затем уважение к себе за оценку своего принятия себя!]
Если мы встраиваем оболочки метасостояний в саму структуру нашего сознания, тогда нам не нужно достигать состояния оценки, признания или любого другого. Тогда одобрение станет неотъемлемой частью нашей структуры сознания и будет функционировать просто как наш способ восприятия мира. Нам больше не

Придется достигать состояния уважения к людям, эта оболочка сознания будет управлять всеми нашими мыслями и эмоциями. Она станет тогда самой большой оболочкой (или мегасостояни-ем), пронизывая всю нашу жизнь.
Идентификация оболочек
Мы, люди, постоянно формируем метасостояния, или оболочки сознания, - просто мы обычно делаем это без одобрения, при¬знания, уважения, чувства собственного достоинства или других ресурсов; мы делаем это с презрением, упреками, страхом, гневом, ужасом, скептицизмом, пессимизмом и т. д. Будучи рефлексивными существами, то есть существами, у которых постоянно возникают мысли о собственных мыслях и которые неизбежным образом привыкают к собственным мыслям и чувствам, мы уже действуем исходя из своих мегасостояний и оболочек сознания. Учитывая это, нам необходимо сначала выявить свои конструкции, с тем чтобы произвести их экологическую оценку. Затем мы сможем определить, какие из них ликвидировать, трансформировать, модернизировать или достроить.

Понимая, каким образом метапрограммы превращаются в мета-j состояния, мы можем объяснить трудности, возникающие, когда мы пытаемся оказать помощь человеку, который действует исходя из первичного состояния, или метасостояния, заключенного в оболочку пессимизма. Как можно помочь ему, когда все, что вы говорите и делаете, он пропускает через фильтр пессимизма? Оптимистические, обнадеживающие, вдохновляющие и поддерживающие предложения на первичном уровне неизбежно фильтруются и интерпретируются иным образом. Когда мы имеем дело с кем-то, кто находится в первичном состоянии пессимизма, нам очень непросто прервать это состояние и вывести из него человека. Его научение, память, восприятие и т. д. зависят от состояния, и они будут препятствовать получению оптимистических сигналов.
А насколько усугубляется ситуация, когда человек действует исходя из метасостояния пессимизма - метасостояния, которое породило оболочку сознания! В этом случае мы обнаруживаем, что пессимизм стал всепроникающим и образовал несколько плотных слоев фильтров. Мы назовем такого человека «толстокожим» и решим, что он не поддается убеждению.

Изменение метапрограмм
Может ли человек изменить свои метапрограммы? Будьте уверены, может! То, что мы усвоили на данный момент из опыта структурирования своего мышления, показывает лишь, как мы делали это до сих пор. Но поскольку процесс структурирования наших мыслей и эмоций динамичен и непрерывен, мы всегда можем его изменить. Мы посвятили этому вопросу целую главу - после описания метапрограмм.

Заключение
Нам известно, что люди мыслят по-разному. Это объясняет, почему люди испытывают разные чувства и ценят разные вещи. Это также объясняет, почему люди говорят и ведут себя по разному. Мы отличаемся - мы радикально отличаемся друг от друга в этих аспектах человеческого функционирования.
Так почему же люди ведут себя, разговаривают, ценят, чувствуют и мыслят по-разному? Потому что они используют разные паттерны мышления и восприятия. Мы называем их метапрограммами. Эти метапрограммы в качестве операционных систем человека существуют на логическом уровне, находящемся выше нашего сознательного уровня мыслей и эмоций. Они указывают на те стили и процессы сортировки, которые мы научились использовать для мышления об объектах. По этой причине данные программы по большей части оказываются за рамками сознания (или над ним). Данная когнитивно-поведенческая модель рассматривает, как люди управляют сознанием, и объясняет не только причину, по которой мы столь часто живем в различных мирах, но также каким образом мы пришли к этому. Кроме того, она, как маяк, указывает нам, что мы можем предпринять в этой ситуации. Будучи людьми, которые неизбежно наносят на карту и конструируют реальности, в которых они живут, мы структурируем свои концептуальные миры, а затем встраиваем эти структуры в свои «метапрограммы». Но нет такого закона, который требовал бы, чтобы мы всегда структурировали информацию только таким способом. Мы можем предпочесть другие паттерны восприятия. Мы можем предпочесть творить и жить в другом мире!