Урок чтения последний день матвея кузьмина презентация. Открытый урок по литературному чтению по произведению Б.Полевого "Последний день Матвея Кузьмина"

Цели и задачи урока: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова; отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; учить работать с текстом; прививать уважение к людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками; содействовать формированию чувства патриотизма и любви к родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Борис Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цели и задачи: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, учить работать с текстом, прививать уважение у людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, содействовать формированию чувства патриотизма, любви к Родине.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, проверьте, есть ли всё необходимое к уроку.

1.Актуализация знаний, постановка целей урока.

Ребята, давайте вспомним, как называется рассказ, который вы прочитали дома?

Сегодня нам предстоит поработать над текстом этого произведения, подумать какова главная мысль прочитанного. Но для начала давайте вспомним, во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Кто с кем воевал? Почему?

Чтобы окунуться в события тех далёких дней, хочу вам представить фотографии картин, которые помогут нам понять, как выглядит война глазами художников.

Демонстрация слайдов на военную тематику.

3. Подготовка к восприятию.

Учитель

Прошло более 60 лет с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война. По вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером были втянуты в войну десятки государств, миллионы людей. Основной задачей Гитлера было победить нашу страну. Гитлер твердил, что нужно стереть с лица земли и уничтожить наш народ. На оккупированной (захваченной немцами) территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей. Не щадили никого. Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Свою нацию, немецкую, они считали избранной, особенной, а люди других национальностей должны подчиняться, работать на них. Но планы фашистской Германии были сорваны победой нашего народа, нашей страны.

Высокую цену заплатил народ за эту победу. Она унесла жизни 50 миллионов людей.) На доске запись - 50000000)

День Победы над фашизмом знает весь мир? Когда мы празднуем его?

Ученик

Учитель

Мы шли к этому дню 4 года. Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. И за этот день мы благодарим тех, кто ценою своей жизни отвоевал свободу на Земле, спас от фашизма народы всего мира.

Победу над фашистами старался приблизить каждый. Кто работал на колхозных полях, обеспечивая продовольствием армию, кто работал на военных заводах, в госпиталях. В борьбу вступали и стар, и млад. Именно о таких людях, а точнее о таком человеке вы узнали из документального рассказа Бориса Полевого.

Как вы понимаете слово «документальный»?

Ученик

В рассказе написано о том, что было на самом деле.

Учитель

Совершенно верно.

Борис Полевой - это псевдоним автора. Настоящая фамилия - Кампов Борис Николаевич. Годы жизни писателя 1908-1981. Борис Полевой был военным корреспондентом. Его книги - живая правда тех военных лет. Многим читателям он известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный лётчик - Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, а затем и ампутацию конечностей, он нашёл в себе мужество снова сесть за штурвал самолёта и продолжать борьбу с фашистами. Был снят фильм о подвиге этого человека. Я вам советую прочитать книгу Бориса Полевого «Повесть…»

В мирное время Борис Полевой был главным редактором известного в своё время журнала «Юность»

Наш рассказ - это услышанная Борисом Полевым история жителей одной из деревень, которая оказалась на оккупированной немцами территории.

Какие чувства у вас вызвал рассказ? (Высказывания детей)

Какие слова вам были непонятны? (Словарная работа)

3. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

Назовите главного героя.

Матвей Кузьмин

Давайте попробуем воссоздать портрет этого человека.

В своих высказываниях вы можете обратиться к страницам текста.

На доске записаны пункты характеристики героя:

  1. Внешность.
  2. Характер.
  3. Занятия.
  4. Отношения с односельчанами.

1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.

2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

4. Сторонились, побаивались.

Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? (с. 23)

С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (Стать старостой).

Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах? 9Помогать немцам, доносить на односельчан)

Согласился ли Матвей Кузьмин? (Нет) Почему? Найдите в тексте. (с.23)

Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею? (Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя).

Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера Отметьте карандашом слова офицера (О), слова Матвея (М), слова автора (А). Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой интонацией.

Приготовьтесь к чтению по ролям. Постарайтесь передать картину, происходящую в комендатуре.

Чтение диалога с. 25

Молодцы, справились с задачей.

Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?

Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? (Старик старался вымотать силы немцам)

Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. (с.26)

Что было задумано Матвеем Кузьминым?

Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение советских войск?

Кто помог деду Матвею? (Внук Вася и бойцы советской армии)

Почему Матвей торжествующе улыбается в последнее утро своей жизни? (Понимал что погибнет)

Подготовила выразительное чтение отрывка ____________________________________

Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Какова главная мысль рассказа?

Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Драться насмерть - завоевать бессмертие».

Объясните, как вы понимаете.

4. Итог урока.

Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

5. Дома.

Книги о подвигах.с.30-31 Выразительное чтение

С п ра вочный материал.

На отшибе - в стороне.

Постой - с т оянка.

Чурается - избегает.

Ком е н датура - помещение , где располагались фашисты , кото ры е следили за наведением своих порядков в занятом ими се ле.

Ста р оста - назначенное лицо для ведения дел какого- нибудь н ебол ьш ого коллектива .

За с корузлый - шершавый , огрубевший.

Це ли на - еще не паханная , не подвергавшаяся обработке земля.

П ер едовые заставы - войска, несущие охрану.

О гн евые позиции - места расположения артиллерийских орудий и войск.

Авангард - часть войск , находящаяся впереди главных сил.

Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжн иков незаметными на снегу.

Сельхозартель (сельскохозяйственная артель) - коллективное хозяйство.

Слюда - прозрачный слоистый минерал.

Треух - старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

Холщовая сумка - льняная, из толстой пряжи, кустарной выделки


Борис Полевой











Кузьмин Матвей Кузьмич - крестьянин-единоличник; самый старший по возрасту Герой Советского Союза. Родился 21 июля (3 августа) 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области в семье крепостного крестьянина. Русский. Жил охотой и рыбной ловлей на территории колхоза "Рассвет". В ночь на 14 февраля 1942 года 83-летний Матвей Кузьмич Кузьмин был схвачен гитлеровцами, потребовавшими от него указать путь в тыл позиций советских войск на Малкинских высотах, в 6-и километрах юго-восточнее города Великие Луки. Под угрозой смерти старик "согласился" быть проводником...


Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Кузьмин М.К. вывел к утру вражеский отряд к деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Отряд был уничтожен. Проводник погиб от рук гитлеровцев, выполнив свой патриотический долг, и повторив подвиг костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, который зимой 1613 года, спасая царя Михаила Фёдоровича, завёл отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен. Прах самого пожилого Героя Советского Союза покоится на военном кладбище города Великие Луки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Кузьмину Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. На могиле Героя и в городе-герое Москве на станции метро "Измайловский парк" (в 2006 году переименована в "Партизанскую") установлены его памятники, а на месте подвига патриота - обелиск. В городе Великие Луки именем Героя Советского Союза Матвея Кузьмина названа школа и улица. Деревня Малкино - памятное место.

Цели урока:

А) Знакомство детей с биографией и творчеством Б.Полевого, с подвигом героя СССР Матвея Кузьмина.

Б) Воспитание в детях любви к Родине, патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей страны.

В) Развитие навыков беглого, осознанного чтения; развитие логического мышления, кругозора учащихся.

Г) Умение отстаивать свою точку зрения, давать развернутые, связные ответы.

Оборудование: карточки с заданиями, ТСО, презентация.

Проект урока
А. Учитель знакомит детей с темой урока. Дети самостоятельно пытаются выполнить задания.
Б. Выполнение заданий:
1 уровень. Чтение рассказа. Ответы на вопросы по содержанию текста.
2 уровень. Ответы на вопросы на понимание прочитанного.
3 уровень. Минисочинение.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Целеполагание.

Сообщение темы и цели урока.

Ставят себе цель выполнить все задания и достичь желаемой оценки

Просмотр презентации.

Показ презентации.

Просматривают презентацию и знакомятся с новым материалом.

Чтение рассказа и ответы на вопросы карточек.

Организует детей на самостоятельную работу. Помогает некоторым ученикам.

Читают рассказ, самостоятельно отвечают на вопросы карточек.

Разбор вопросов задания

Задает вопросы, дает детям высказать свое мнение.

Высказывают свое мнение, дают ответы на вопросы учителя.

Рефлексия

Подводит итог урока.

Сравнивают и оценивают свои результаты.

Домашняя работа.

Объясняет задание.

По желанию записывают задание.

Подбери синонимы к словам:
Нелюдим- дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник.
Чурается - сторонится, избегает.
Батальон- подразделение или воинская часть, численностью 350-500 человек.
Двустволка - ружьё с двумя стволами.
Ваше благородие - обращение к лицам благородного, дворянского происхождения.
Целина - место, где не ходили люди.
Авангард - передняя часть отряда.
Маскхалат - военная одежда для маскировки.

Карточка 1.
1. Как к Матвею относились остальные жители?
2. Опиши семью Матвея.
3. Для чего Матвей понадобился немцам?
4. Что предложили немцы Матвею за работу?
5. Куда Матвей отправил внука Васю?
6. Как вел себя Матвей на поляне?
7. Кто убил Матвея?
8. Где и как похоронили Матвея?

Карточка 2.
1. Почему из всех жителей на должность старосты немцы выбрали Матвея?
2. Для чего старик торговался с немецким офицером?
3.Зачем Матвей так долго водил фашистов по лесу?
4.«Торжествующая улыбка выскользнула из-под зарослей бороды, разбежалась лучиками морщин.»
Чему так торжествующе он улыбался?
5.«Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой…Глаза его….насмешливо сверкали из-под дремучих бровей…. Мгновенье он (офицер) с ужасом смотрел на этого лесного человека…»
Почему Матвей снял шапку?
Чему ужасался немецкий офицер?
6. Почему этого нелюдимого человека хоронили с военными почестями?

Карточка 3.
Как ты думаешь, кто такой герой?
Кого можно назвать героем?

Скачать презентацию к уроку boris_polevoy.zip

Мамонтова Ольга Викторовна
МОУ Лицей № 52 г. Уфа Республика Башкортостан
[email protected]