Прочитать от доски к доске. Значение слова «рожон Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

И евнух уверовал на пути, и Павел - на пути; но его [Павла] не другой кто привлек, а Сам Христос. Так как это было не по силам для апостолов. Труднее, потому что тогда, как апостолы находились в Иерусалиме и ни один из них не был в Дамаске, он возвратился оттуда верующим; а находившиеся в Дамаске знали, что из Иерусалима он шел еще неверующим, так как он нес письма, чтобы связывать верующих. Как прекрасный врач, Христос подал ему помощь, когда горячка достигла наибольшей силы, потому что надлежало удержать его среди самого неистовства. Тогда особым образом он пал духом и винил себя в своем жестоком дерзновении.

Гомилии на Деяния Апостолов.

«Кто Ты, Господи?» Из прежнего попущения познал власть, из настоящего ослепления понял могущество; теперь уже исповедует владычество (Господа): «Кто Ты, Господи?» Видишь, какая признательная душа; видишь, какое благородное сердце; видишь, какая прямая совесть! Не стал упор­ствовать, не стал спорить, но тотчас признал Владыку. Не как иудеи, которые и видя, что мертвые воскресают, слепые прозирают, прокаженные очищаются, не только не прибегали к делавшему это (Иисусу Христу), но еще называли Его обманщиком; нет, Павел не так, но тотчас обратился. Что же Христос? . А почему не сказал: Я – Иисус воскресший, Я – Иисус, седящий одесную Бога, но: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ? Сказал так для того, чтобы поразить его ум, сокрушить его душу. Послушай, как Павел, спустя долгое время и после бесчисленных своих подвигов, плакал об этом: «ибо я» , говорил он, «наименьший» из всех «Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9) . Если же плакал об этом после бесчислен­ных подвигов и столь долгого времени, то как прилично было ему скорбеть в то время, когда он еще не совершил ни одного подвига, а уже сознавал себя виновным в гонении и слышал тот голос!

Беседа к упрекавшим за обширность вступлений.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна

Лопухин А.П.

Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна

Вопрос Савла к Явившемуся - кто Ты - ясно показывает, что явление ему Господа и все событие его обращения к Христу было делом совершенно неожиданным для него, что оно не было подготовлено какой-либо внутренней борьбой в Савле прежних иудейских его убеждений с новыми впечатлениями от христианства, благоприятными для него, - борьбой, которая бы могла погрузить его в особенное состояние духа, в коем субъективный образ его фантазии мог быть принят им за объективное ему явление. Из рассказа о событии видно, напротив, что Савл даже и не думал в это время об Иисусе, иначе едва ли бы он не понял сразу и имел нужду спрашивать, кто этот явившийся ему? И вообще подобную внутреннюю борьбу не представляется возможным предположить в Савле в то время, когда он, преследуя христиан, слишком был уверен, что ратует за дело Бога Иеговы (ср.

Библейские этимологические заметки

«Трудно тебе идти против рожна», или о стимулах греха

Читая в книге Деяний о том, как Господь явился Павлу (тогда еще Савлу) на пути в Дамаск, мы встречаем интересное выражение: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26:14). На память приходит устойчивая фраза «лезть на рожон», «против рожна не попрёшь», «против рожна переть». Именно на последний вариант очень похоже звучит этот стих на церковно-славянском: «Жестоко ти есть противу рожна прати». Источник этой крылатой фразы в современном русском языке – именно Библия. Зная ее общий смысл (в ярости и ослеплении идти вопреки здравому смыслу на явную гибель, «нарываться» на неприятности) мы легко понимаем и то, что хотел сказать Господь Павлу. Павел в пылу своей религиозной ревности зашел очень далеко, но против самого Господа не сможет идти.
Фразеологизм, несомненно, содержит метафорический образ. Если вклад его отдельных слов не совсем ясен, то его можно считать идиомой. Само слово «рожон» (в наше время уже устаревшее) означает заостренный кол или шест, который использовался в охоте (зверь на него напарывался) или скотоводстве (им подгоняли в нужную сторону стадо). Именно поэтому, нет большой разницы, сказать, что кто-то идет «на рожон» или «против рожна» (в греческом оригинале, например, используется предлог «προς» - «по направлению к чему-то»). В русском языке синонимами (не менее редкими) являются слова «стрекало», «бодец». В церковно-славянском переводе Библии используется слово еще «остен» (Осия 5:12, Сир. 38:25). Получается, что Господь образно сослался на Свою карающую силу, которая может остаться единственным средством остановить неумеренного Савла в его дальнейшем уклонении от воли Бога. В определенном смысле эта фраза продолжает раскрывать Бога как Пастыря, который подробно описывается в 10 главе Евангелия от Иоанна. Если овцы слышат голос Пастыря, то идут за ним. В откровении Савлу описывается другая сторона этого пути. Душа, уклоняющаяся от Создателя неминуемо получает раны и в конце концов может погибнуть.
Кстати, в латинском переводе эта самая заостренная палка, которой погоняют, называется «stimulus». Отсюда во многие языки заимствуется слово «стимул», которое, в противоположность исконному значению, уже относится скорее к поощрению как положительному способу заставить кого-то что-то сделать. Здесь может создаться впечатление, что применительно к Богу «рожон» - это такой карающий инструмент. Неприятная, запугивающая часть метода «кнута и пряника», словно бич у Пастыря, как бы жестоко это ни звучало. Здесь два качества Бога, которые трудно поддаются логическому объяснению – любящее всепрощение и справедливое наказание. Таким образом, это место можно понимать как предостережение от Бога, что все усилия Павла в направлении гонений на христиан напрасны. Казалось бы, здесь Бог говорит, что «рожон» как бы обозначает Его волю. Но ведь как раз Бог гневающийся и есть – образное выражение. Сам Бог не причиняет вреда своим творениям. Уклонение от Его воли оборачивается страданием и кажется наказанием. Причина страдания – сам человек, хотя воздействие происходит через внешние обстоятельства.
«Трудно тебе идти против рожна» можно понимать не только как констатацию факта или предостережение (гонения на христиан не достигают своей цели), но и как пророческое повеление. Обстоятельства (рожон) подталкивают ярого фарисея к греху, и сопротивляться трудно, но нужно, что Павел впоследствии и делал своей апологией христианства.
Если мы посмотрим на греческий оригинал слова «рожон» («κεντρоν») и на все остальные места, где оно встречается в тексте Священного Писания, то мы обнаружим, что иногда оно переводится словом «жало». Причем это жало смерти, которое будет побеждено. Сначала об этом говорит пророк Осия (13:14). Осию цитирует Павел, когда говорит о разнице между телами после победы над смертью: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех» (1 Кор. 15:54-56). Получается, что это же слово «рожон-жало» оказывается орудием смерти – грехом. Наша собственная страстная греховность оказывается той палочкой-погонялочкой, которая подталкивает человека, как заблудшую овцу, к печальному итогу – смерти. Хотя внешне причину своих страданий человек сваливает на других или на наказывающего Бога.

В чьих руках непосредственно находятся эти «стимулы» греховного пути, указывается в Откровении, где слово «κεντρоν» употребляется как жало у саранчи, появившейся после пятой трубы (Откр. 9:1-12). По толкованию Андрея Кессарийского речь идет о слугах сатаны - источниках страстей – бесах, которые через жала страстных греховностей (действуя пять месяцев – через пять чувств) смогут жестоко манипулировать людьми, попавшими в зависимость от них; так что люди будут понимать конечный итог своих действий, но выйти из-под жал своими силами не смогут; будут искать спасения от своих зависимостей и мучиться от невозможности это остановить. «Уподобленные же скорпионовым хвосты их указывают на следствия грехов, порождающих душевную смерть».

Наконец, есть в этой фразе из книги Деяний еще одно интересное слово, навевающее сегодня определенные ассоциации. Против рожна идти «тяжело», «жестоко». По-гречески «σκληρος», от которого происходит название болезни «склероз». Не будем забывать про зов Пастыря и про скорпионов, стимулирующих страсти.

Самарская быль

Алексей Солоницын

«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли», – сказал мастер политической интриги француз Шарль Талейран.

У нас же привыкли руководствоваться другим понятием о назначении языка и произносимых нами слов, даже порой не зная, что они сказаны в Евангелии от Матфея: «От слов своих оправдаешься, от слов своих и осудишься» (Мф. 12:37 ).

У каждого города есть особо чтимые места, которые и есть его лицо, его «визитная карточка». По колокольне монастыря в честь Иверской иконы Богоматери, по его церквям и еще по кафедральному Воскресенскому собору, который высился за монастырскими святынями, находясь неподалеку, и узнавалась Самара.

В безбожные годы снесли и знаменитый на всю Россию собор, и колокольню, и храмы Иверского, оставив лишь здание трапезного храма. В нем разместились кабинеты Дома ученых, которые занимались распространением знаний – разумеется, соответствующих марксизму-ленинизму. А там, где был погост и захоронения самых выдающихся граждан Самары, возвели жилой дом, в котором поселили самых видных жителей новой Самары – то есть управленческий аппарат во главе с первым секретарем обкома КПСС..В наши сегодняшние времена квартиры в «обкомовском» доме стали покупать самые богатые жители Самары, так как «отцы» упокоились, а их дети предпочли выгодно продать доставшееся им жилье. Квартиры в «престижном доме», из окон которого открывался чудесный вид на Волгу, теперь принадлежали предпринимателям, или бизнесменам, как их стали называть на капиталистический манер.

Среди них особенно выделился один, который создал в Самаре сеть торговых точек, самых, пожалуй, крупных. Он-то и выкупил анфиладу просторных комнат с высокими окнами, расположенными полукругом.

Так обустраивались «новые русские», не придавая значения и другому обустройству города и государства. А возрождался мало-помалу и Иверский монастырь. Трудностей было не перечесть – спуск к Волге шел как раз мимо «дома ученых», прямо к Пивзаводу, к тому известному всей Самаре месту, которое называлось «Дно». Тут шла торговля «распивочно и на вынос», и каких только картинок тут тогда не увидишь. Неслучайно известный кинорежиссер Станислав Говорухин финал своего документального фильма «Россия, которую мы потеряли» снял именно здесь, показав, как в обнимку, шатаясь, идут от «Дна» к Волге пьяные мужчина и женщина.

Но если бы режиссер приказал своему оператору повернуть кинокамеру в противоположную сторону, на Иверский монастырь, находящийся через дорогу, то он увидел бы, как возникают, словно град Китеж из-под вод, каменные стены, первый храм в честь иконы Иверской, первый сестрический корпус.

Но режиссер ставил другие задачи, и потому если и увидел, что возрождается монастырь, то этот факт «не вписался» в ткань его в свое время нашумевшего фильма.

Сестер обители, бывшей прежде духовным центром Самары, становилось все больше, молитва их усиливалась. Особенно в самые тяжкие дни, когда, казалось, беды накроют всех с головой и уже не выбраться из-под бушующей стихии «девяностых». Назову лишь одну из них: на территории монастыря образовался так называемый «рабочий городок» с коммуналками и всеми прелестями жизни в подобных «вороньих слободках», описанных известными сатириками. Все водопроводные и канализационные коммуникации сгнили, дома ни разу капитально не ремонтировались, и когда из обувного предприятия стали возрождать прежде бывший здесь главный храм обители, сгнившие трубы вот-вот должны были прорваться. Не успели ликвидировать эту грозную опасность, как возникла новая, не менее страшная. Угол «обкомовского дома» стал оседать, грозя обвалиться. Немудрено, ведь дом построили на рыхлых грунтах, на погосте.

Обнажившиеся гробы и склепы свезли на новое место территории монастыря, где устроили некрополь. Отслужили молебен во главе с предстоятелем епархии владыкой Сергием. Перезахоронения провели совместно с учеными, которые почерпнули для своих научных работ немало ценнейших фактов, связанных с историей Самары. Убедили власти помочь строительству – для этих целей пришлось закачать огромное количество бетона в холм, построить опорную стену, чтобы «обкомовский дом» не сполз вниз.

Пришло время, и дивной красотой засиял возрожденный храм в честь чудотворной иконы Иверской Богоматери. Сюда, в обитель, где уже не теплилась, а горела неугасимая лампада веры православной, со всего города потянулись люди, вспомнив, что именно Иверский монастырь был центром духовной жизни губернии.

А настоятельница монастыря, матушка Иоанна (Капитанцева), как начала святое дело возрождения обители, так и продолжила его.

Настало время возведения колокольни, с которой мы и начали наш рассказ. Ведь и сама колокольня, и ее особенные звоны служили опознавательным знаком Самары, ее духовным символом, были радостью для горожан.

Тот самый бизнесмен, который занял анфиладу комнат в «обкомовском доме», крайне раздражился, увидев из своих высоких окон, что колокольня строится напротив его апартаментов. Ему бы порадоваться, что звоны, которые лечат болящих, будут лететь прямо к нему, что колокольня будет не закрывать ему вид на Волгу, а, наоборот, украшать, как в былые времена, и панораму всего города, и обзор из его окна. Но он рассудил иначе. Посыпались письма в самые разные инстанции. Ему объяснили, что земля, на которой возводится колокольня, монастырская. Что восстанавливается историческая святыня, принадлежащая монастырю более 150 лет.

Тщетно!

«Захар», так называли бизнесмена и его торговые комплексы, никак не мог согласиться с тем, что его железная воля наткнулась на камень, который он не может сдвинуть с места.

Исчерпав все аргументы, которые приводятся в законном порядке, он прибег к тому, который используется в его мире как самый действенный.

Когда мне поручено было написать о матушке Иоанне, ее келейница рассказала вот что:

– Однажды глубокой ночью раздался звонок в дверь игуменского дома. Звонок настойчивый, требовательный. Я вышла. Смотрю: на пороге стоят двое с автоматами, а между ними сам Захар. Говорит: «Зови свою начальницу». Я к матушке: так и так. Она встала с постели, оделась. Говорит: «Иди открой. Ничего не бойся». Вышла к незваным гостям. Захар принялся грозно так матушку бранить и нецензурно, матом. «Если, говорит, ты стройку не прекратишь, мы тебя уберем». И опять матом. И опять грозить. Я вам скажу, что ни один мускул на лице матушки не дрогнул. Она спокойно так всё выслушала и говорит: «Ты ведь не меня бесчестишь, а Саму Богородицу. Одумайся». В ответ он опять пригрозил и только после этого ушел со своими автоматчиками. Я тогда подумала: «Вот это да, вот это матушка наша! Вот у кого мы должны учиться, как в вере стоять. Вот что значит воин Христов».

– После этого случая узнаём, что этот Захар уехал отдыхать на Лазурный берег во Францию, – продолжила рассказ келейница. – И вот там между ними, этими бизнесменами, произошла перестрелка. И этому Захару пуля попала прямо в язык. Пришлось половину языка отрезать. А потом, уже в другом месте, его расстреляли насмерть.

Я навел справки, прежде чем публиковать очерк о матушке Иоанне. Действительно, в известного самарского предпринимателя стреляли дважды. Первый раз пуля попала в щеку, прошла навылет, повредив язык. Второй раз, на пляже в Марселе, «Захар» в криминальных «разборках» был убит.

С колокольни Иверского монастыря открывается чудесный вид на Волгу, на город. Конечно, не всё в моем городе так, как хотелось бы. «Свечки» построили вдоль набережной и закрыли тем самым вид на старую, исконную Самару. Что поделаешь, многие предприниматели воюют за выгодные, особо привлекательные места поближе к Волге, забывая, что такие города, как наш, поднимались от реки ярусами, не закрывая один дом другим. Но ничего, зато красуется на высоком откосе храм во имя Георгия Победоносца, построенный к 2000-летию рождения Спасителя и к юбилею Победы. Высится и колокольня Иверского, и ее звоны зовут к молитве в самом центре моего города. Звонарь – невысокая, худенькая матушка – звонит прекрасно: у нее замечательный музыкальный слух.

Я слушаю эти звоны , смотрю на колокола и вижу, что у каждого из них есть язык, как и у человека. И этот язык зовет во храм, ко Господу, к Пресвятой Богородице, Которая, как глубоко убеждена матушка Иоанна, и является Игуменией монастыря.

А язык «празднословный и лукавый», как сказано у Александра Сергеевича Пушкина в знаменитом «Пророке», вырывается с корнем.

Иногда и в прямом смысле, как это и произошло у нас.

ПРИМЕЧАНИЕ

Захар! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна

.
Иногда рожон использовался как оружие. Например, израильский судья и воин Самегар убил «воловьим рожном» 600 филистимлян (Суд. 3:31 ).

.
В Священном Писании этот пастуший инструмент нередко упоминается в образных выражениях. Так царь Соломон написал, что «слова мудрых - как воловьи рожны», потому что они могут побудить человека принять правильное решение (Эккл. 12:11).

.
Воскресший Иисус тоже использовал слово «рожон» в переносном смысле. Он сказал Савлу: «Трудно тебе идти против рожна». Его слова рисуют образ упрямого животного, которое не идет туда, куда хозяин направляет его рожном. Савл, проявив мудрость, последовал совету Иисуса, изменил свой жизненный путь и стал апостолом Павлом.

Идти против рожна

Пск. Сопротивляться, противостоять какой-л. большой силе. СПП 2001, 65.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Идти против рожна" в других словарях:

    - (невозможно) Ср. Я то сочувствую, да вот... Нельзя против рожна прати... Салтыков. Мелочи жизни. 2, 1, 2. Ср. Я сказал себе: никогда не прать против рожна, потому, во первых, что самое слово рожон, в сущности, не имеет смысла, а во вторых… …

    Идти противъ теченія не должно (иноск.) противиться общему порядку. Ср. Плыть по теченію. Ср. Недостатокъ оригинальности вездѣ, во всемъ мірѣ, споконъ вѣка, считался всегда первымъ качествомъ и лучшею рекомендаціей человѣка дѣльнаго, дѣлового и… …

    Противъ рожна прати (не возможно). Ср. Я то сочувствую, да вотъ... Нельзя «противъ рожна прати»... Салтыковъ. Мелочи жизни. 2, 1, 2. Ср. Я сказалъ себѣ: никогда не прать противъ рожна, потому, во первыхъ, что самое слово «рожонъ», въ сущности, не … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Не должно (иноск.) противиться общему порядку Ср. Плыть по течению. Ср. Недостаток оригинальности везде, во всем мире, спокон века считался всегда первым качеством и лучшею рекомендацией человека дельного, делового и практического... и только… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Прать против рожна - Устар. Действовать, идти против силы, обрекая себя на неудачу, провал. [Кривосудов:] Ведь трудно, милый мой, нам прать против рожна! (В. Капнист. Ябеда). Сам не воюю, никого не беспокою и себе никакого беспокойства не вижу. Укатали сивку крутые… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Поговорка, имеющая значение: трудно бороться с сильными, с судьбой. Произошла от обыкновенного в древности способа погонять быков острым колом – рожном. Древнейшие литературные источники этой поговорки – трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.)… … Словарь крылатых слов и выражений

    Трудно противу рожна прати - крыл. сл. Поговорка, имеющая значение: трудно бороться с сильными, с судьбой. Произошла от обыкновенного в древности способа погонять быков острым колом рожном. Древнейшие литературные источники этой поговорки трагедии Эсхила (525 456 гг. до н. э … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Вострого рожна! Влад. Пожелание неудачи, чего л. дурного кому л. СРНГ 5, 150. Идти против рожна. Пск. Сопротивляться, противостоять какой л. большой силе. СПП 2001, 65. Какого рожна? Прост. Груб. 1. Чего ещё (нужно, не хватает)? 2. Зачем, почему? … Большой словарь русских поговорок

    Рожен - рогатина; кол, заостренный с одного конца и утвержденный в землю другим; железный рог; остроконечное орудие. Трудно идти против рожна идти против силы, против Бога … Краткий церковнославянский словарь

    Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.