Формы организации деятельности в учреждениях дополнительного образования детей: кружок, клуб, студия, школа, лаборатория и др. Познание Виды детских объединений в дополнительном образовании

«ФОРМЫ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Детское творческое объединение дополнительного образования

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей осуществляется через различные объединения детей по интересам. Образовательное объединение учреждения дополнительного образования детей - это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год.

Детское творческое объединение дополнительного образования - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения.

Детское творческое объединение - ключевое понятие для педагогики дополнительного образования детей. Характеризует сущность любой из устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. В социально - педагогическом плане - это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития. При образовательных объединениях могут организовываться временные объединения детей, группы.

Специфика форм детских творческих объединений

Форма - это установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо. Кроме того, что в отношении образовательного процесса представляется более важным, под формой понимается некая сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами.

Существуют различные подходы к определению отличительных черт той или иной формы объединения. Однако все подходы опираются на общие основания для дифференциации форм детских образовательных объединений:

  • приоритет и уровень педагогических задач;
  • содержание образовательного процесса: широта и глубина содержания; количество предметов, профилей, направлений деятельности, их итегрированность;
  • особенности организации образовательного процесса: условия и принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года); наличие органа самоуправления; наличие ступеней обучения; система учета и контроля знаний, умений, навыков;
  • уровень (качество) образовательных результатов: учебные, собственно воспитательные результаты, творческие достижения обучающихся и пр.)
  • обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т.д.

Классификация видов детских творческих объединений

в учреждении дополнительного образования детей

Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие)2.

Многие детские объединения учреждений дополнительного образования детей по содержанию и организации деятельности «переросли» кружок; находятся в поиске своего «творческого лица», но затрудняются в выборе нового облика.

Кружок

Кружок - одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре учреждения дополнительного образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеурочной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.

Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени - от личных качеств педагога - руководителя.

Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии - диалога равных партнеров.

Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету (виду деятельности), соответствующие программным требованиям педагога.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т.д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Студия

Студия - творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.

Студия обычно создается в художественно-эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т.п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей обучающихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая или музыкально-фольклорная студия, студия моды и др.

В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства» программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

Среди педагогических задач объединения - создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т.п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:

  • учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач;
  • индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно - полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого «продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.

Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») - объединение детей- исполнителей или небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих совместно как единый творческий исполнительский художественный коллектив. В нем могут быть подструктуры и подгруппы, но сохраняется общая устремленность {13}. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный и др.

Театр

Театр - творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Оркестр

Оркестр - группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.

Класс

Класс в системе дополнительного образования - это группа обучающихся, обычно одного возраста, занимающихся под руководством педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, скрипки, живописи, композиции и др.

Школа

Школа - это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Обучающиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.

Для школ характерны следующие отличительные признаки:

  • наличие концепции школы, представленной в уставе, положении или программе деятельности школы;
  • решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач;
  • приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности;
  • наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов;
  • четко обозначенные условия набора и обучения;
  • наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.);
  • организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом;
  • наличие, прошедших экспертизу и лицензирование, образовательной программы и учебного плана, устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.

В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать:

  • приоритет педагогических задач (школы профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.);
  • степень выраженности профиля деятельности (профильные школы, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля);
  • ориентация на особенности развития детей (школы для одаренных детей, детей - инвалидов).

В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания, школа юного инспектора дорожного движения).

Мастерская

Мастерская - это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно-прикладного творчества {13}. В основе образовательного процесса - изготовление чего-либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита - если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.

Отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:

  • принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.);
  • приоритет целей обучения и предметно-практических задач;
  • ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;
  • демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.).

Лаборатория

Лаборатория - детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.

Проектирование - ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории - развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог - направляющий, помощник, координатор исследования.

Секция

Секция - объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.

Салон

Салон - объединение детей, в основе которого широко развернутое на социум общение детей и подростков: встречи с гостями, обсуждение различных вопросов, демонстрация и распродажа своих работ.

Клуб

Клуб - это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентацией. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).

Клубы организуются с целью создания условий для общения, развития способностей и талантов детей, а также - для целенаправленной организации их свободного времени. Они успешно развиваются и достигают цели - развитие личности - только там, где преобладают социально-значимые потребности и возможности полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.

Кроме того, клуб решает задачи:

  • удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности;
  • расширения кругозора по широкому кругу проблем;
  • предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе.

В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи - это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.

Главные принципы организации деятельности клуба:

  1. Добровольность членства.
  2. Самоуправление.
  3. Единство цели.
  4. Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой).
  5. Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие).
  6. Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически - преобразующая, рекреационная).
  7. Отсутствие взаимного давления.
  8. Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера.
  9. Личностный комфорт.
  10. Ориентированность на перспективу.
  11. Широкие возможности для выбора единомышленников.

В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т.д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)

Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)

Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же - председатель Совета клуба. Клуб - самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.

Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.

Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально-техническую базу.

Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.

В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни - тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно-полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.

Планирование работы клуба - длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.

Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган - информационный бюллетень, газету.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.

Клубы можно классифицировать: по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. Клубы могут иметь одно направление работы: общественно-политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т.п. или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи. По преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.

1) Учебные - лектории, клубы интересных встреч, т.е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.

2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)

3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т.п. по степени организованности: официальные, неофициальные.

В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т.д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т.д.

Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы детских творческих объединений, которые актуальны и наиболее эффективны. Поэтому возможны различные пути поиска новых форм или преобразования существующих традиционных форм детских объединений.

Реализация рекомендаций настоящего инструктивно- методического письма позволит определить отличительные характеристики детских творческих объединений в образовательных учреждений системы дополнительного образования детей и методически грамотно разработать нормативно-правовую базу.

От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.

Расширить кругозор ребенка, а также "проявить" всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование , которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.

Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:

  • добровольной основе;
  • возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
  • проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
  • режиме труда и отдыха;
  • индивидуальном подходе.

Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.

Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Формы детского дополнительного образования

Кружок

Кружок (творческий, предметный) - объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт. Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы. Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.

Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).


Ансамбль

Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).

Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.

Студия

Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.

Школа

Школа – форма дополнительного образования , учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.

Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы

Театр

Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).

Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий , преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.


Факультатив

Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.

Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы. На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий. Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.

Репетиторские занятия

Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.

Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.


Центр творчества и развития

Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.

Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников , установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).

Клуб

Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общеобразовательной системы . Благодаря разнообразию его форм становится возможным с раннего детства развить в ребенке его творческий потенциал и индивидуальность.

Педагогический совет по теме:

«Роль педагога дополнительного образования как руководителя

детского творческого коллектива в воспитательной системе ЦВР»

Педагог дополнительного образования - руководитель детского творческого объединения занимает ключевое место среди субъектов воспитательного процесса в ЦВР. Он является формальным и фактическим лидером детского творческого коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником и другом своих воспитанников.

Цель работы руководителя творческого объединения: организация творческого взаимодействия детского коллектива.

Деятельность руководителя ТО – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Концепции воспитательной системы ЦВР, анализа предыдущей деятельности, личностно -ориентированного подхода к обучающимся, настоящей ситуации в творческом коллективе.

Задачи

    Формирование и развитие детского коллектива: развитие инициативы, самостоятельности, формирование доброжелательного, дружественного микроклимата в объединении;

    Создание благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального самовыражения, сохранения неповторимости и раскрытия возможностей личности каждого воспитанника;

    Формирование здорового образа жизни обучающихся;

    Развитие системы социальных и личностных отношений внутри детского коллектива через организацию разнообразных видов воспитывающей деятельности;

    Формирование у воспитанников нравственных качеств и духовных ориентиров;

    Организация социально значимой творческой деятельности, коммуникативных способностей воспитанников, развитие и поддержка детской одаренности.

Содержание деятельности руководителя творческого объединения обусловлено следующими факторами: условия работы образовательного учреждения, особенности воспитательной системы ЦВР, возрастные особенности детей, уровень их воспитанности, состояние здоровья, социальные условия их жизни, подготовленность педагогов к организации внеурочной воспитывающей деятельности.

Воспитательное пространство ЦВР представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями.

Работа с педагогическим коллективом является неотъемлемой частью организации воспитательного процесса в учреждении. Главным подходом администрации в данном направлении является методическое сопровождение и поддержка творческих инициатив педагогов в области воспитательной работы. Основными формами методической поддержки руководителей ТО являются: внеурочные массовые мероприятия с последующим обсуждением, методические советы и семинары по вопросам воспитания, индивидуальное консультирование, тематические педагогические советы.

Многогранная деятельность в пространстве Центра способствует сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых: это и организация досуга, образовательная и творческая деятельность в студиях, кружках, объединениях, традиционные праздники, региональные конкурсы и фестивали. В условиях воспитательного пространства ЦВР каждому ребенку обеспечивается возможность для духовного, интеллектуального, творческого развития. Педагог дополнительного образования, как руководитель детского коллектива – способствует формированию нравственности воспитанников, организует творческую, личностно и общественно значимую деятельность, создает ситуацию успешности каждого ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания, становлению и проявлению неповторимой индивидуальности каждого ребенка и творческого коллектива в целом.

Функции руководителя творческого объединения:

    Аналитико – прогностическая;

    Организационно – координирующая;

    Коммуникативная;

    Контрольная.

Аналитико – прогностическая функция включает в себя:

    Направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;

    Определение состояния и перспектив развития творческого коллектива;

    Изучение индивидуальных, возрастных особенностей воспитанников, отслеживание динамики их развития;

    Анализ уровня сформированности коллектива и воспитанности личности обучающихся.

Организационно – координирующая функция предполагает:

    Разработку плана воспитательной деятельности в ТО исходя из анализа состояния и перспектив развития детского коллектива;

    Проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

    Организация внеурочной деятельности детей – проведение массовых мероприятий;

    Воспитание позитивного отношения к физической культуре и занятиям спортом, формирование здорового образа жизни;

    Организация изучения с обучающимися правил по технике безопасности на занятиях, правил дорожного движения;

    Содействие профессиональному самоопределению воспитанников;

    Ведение документации: журнал, КТП, образовательная программа, разработка сценарного, методического материала;

    Соблюдение санитарного состояния закрепленного кабинета;

    Взаимодействие с каждым воспитанником и детским коллективом в целом.

Коммуникативная функция заключается:

    В оказании помощи воспитанникам в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в творческом объединении;

    В обучении умению проявления эмпатии, создания положительной эмоциональной атмосферы общения, проявления аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии друг с другом;

    В создании благоприятного, дружественного микроклимата в детском коллективе;

    В проведении часов общения в ТО, оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Контрольная функция предполагает:

    Контроль за уровнем освоения образовательной программы, посещаемостью ТО каждого воспитанника;

    Контроль за выполнением правил поведения воспитанников;

    Оценку результативности собственной педагогической деятельности.

Документация педагога ДО по разделу воспитательной работы:

    Анализ воспитательной работы в ТО за предыдущий учебный год;

    План воспитательной работы с детским коллективом на учебный год;

    Учебно – воспитательная работа педагога на учебный год (по форме);

    Мониторинг воспитательного процесса (папка с диагностическим материалом);

    Сценарный материал (сценарии массовых мероприятий, часов общения);

    Работа с родителями (родительские собрания, консультации).

Практическая часть педагогического совета

Проектная мастерская « Дом, в котором мы живем»

Цель: Способствовать вовлечению родителей в жизнедеятельность детского творческого коллектива.

Подготовительная работа:

Воспитанникам предлагается совместно с родителями придумать девиз своей семьи и нарисовать герб семьи.

Руководителю подготовить: геометрические фигуры серого, синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного цвета; листы бумаги, клей.

Руководитель:

Дом, как известно всем давно, -

Это не стены, не окно, это не стулья со столом – это не дом.

Дом – это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.

Дом – это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, – это твой дом.

Далее организовывается работа детей и родителей, которым нужно построить дом своей семьи. Каждая семья получает набор бумажных геометрических фигур восьми цветов и чистые листы бумаги. В течение 10 минут они отбирают фигуры, необходимые им по цвету и форме, и создают аппликацию «Дом, в котором мы живем». Педагог наблюдает за совместной работой детей и родителей.

После окончания работы руководитель рассказывает участникам мастерской, что означают выбранные ими геометрические фигуры и цвета:

Если в построении дома преобладают квадраты, то вашей семье присущи такие качества, как трудолюбие и усердие, позволяющие всегда добиваться завершения работы. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник обычно выбирают люди, которые в данный момент крайне недовольны собой и своей жизнью и желают изменить эту ситуацию к лучшему. Ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Но из-за недовольства могут возникать конфликты.

Треугольник символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конфликтующей с другими.

Добрый и отзывчивый Круг может ощущать себя счастливым только в том случае, если все в порядке не только у него самого, но и у его родных и друзей. Круг предпочитает не конфликтовать с окружающими, а сглаживать недоразумения. Порой для него спокойствие дороже истины, в 99 % случаев он пойдет на уступки первым.

Метод цветового выбора применяется при изучении эмоционального состояния человека, его отношения к себе, особенностей взаимоотношений с другими людьми.

Синий цвет – потребность человека в гармонии, в ощущении доверия к окружающим, в спокойствии.

Зеленый цвет говорит о напряжении, гордости, суровости, стремлении управлять другими, высокой оценки своего «Я».

Красный цвет символизирует стремление человека получать высокие результаты, добиваться успеха. Отвержение красного – поиск защиты от всего, что может в дальнейшем возбудить или ослабить. При неприятии красного и предпочтении зеленого создается ситуация беспомощности. Красный цвет в сочетании с черным свидетельствует о склонности драматизировать события.

Желтый цвет – это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся, но еще несформировавшемуся. Это сильное желание уйти от сложившихся трудностей, найти выход, приносящий освобождение, иногда склонность к переменам ради них самих, достижение желания быть значительным, заслужить уважение. Такой человек рискует попасть в зависимость от других.

Фиолетовый цвет связан с состоянием эмоциональной неустойчивости, когда трудно различить действительное от воображаемого. При этом возникает особое состояние, связанное с потребностью в тонком понимании со стороны близких. Это потребность в одобрении, желании нравиться окружающим своим обаянием, манерами.

Коричневый цвет сигнализирует о повышенной потребности в ощущении физической легкости и чувственного довольства, в избавлении от ситуации, вызывающей чувства дискомфорта.

Черный цвет означает отказ, полное отречение или неприятие. Тот, кто выбирает этот цвет, склонен действовать опрометчиво, безрассудно.

Руководитель:

В каждой семье складывается определенная, не всегда осознаваемая ее членами, система воспитания. По характеру общения в процессе выполнения совместной деятельности можно судить о принятом стиле воспитания детей. Выделяется несколько стилей, я расскажу о них, а вы определите – какой стиль характерен для вашей семьи.

При демократическом стиле воспитания родители общаются с детьми на равных, каждый из членов семьи может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь. Демократический стиль предполагает наличие в семье общих целей и задач, совместной деятельности, нравственных ценностей.

В основе попустительского стиля воспитания лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями.

Признаки авторитарного стиля – игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся. Все это гарантия серьезных неудач в развитии личности ребенка.

Руководитель:

От каждого члена семьи зависит, каким будет ваш общий дом завтра. Попробуем создать проект идеального семейного дома и отразить его замысел в синквейне.

Синквейн – это стихотворение, которое составляется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого характеризуется тема в целом. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к ней.

После выполнения задания каждая семья выступает с самопрезентацией, которая включает чтение девиза и синквейна, знакомство с семейным гербом, рассказ о семейных традициях. Руководитель благодарит участников мероприятия и выражает уверенность, что для каждого из них, как и для него самого, родной дом всегда будет самым лучшим местом на Земле:

Как хорошо, легко бывает дома, где все уютно, близко и знакомо.

Там от проблем укрыться можно мне всегда, и не пугают неудачи и беда.

Я в трудный час домой спешу скорее – родные стены сердце мне согреют.

Родимый дом – надежный мой причал, он для меня – начало всех начал.

Мой дом, конечно, не дворец роскошный, но в нашей жизни сложной, суматошной,

Нет места в мире для меня милей, теплей, уютней, ближе и светлей!

Подготовила: методист ЦВР Рудь Т.Ф. 2014 г.

Образовательная деятельность в системе ДОД осуществляется через различные объединения детей по интересам. Образовательное объединение учреждения дополнительного образования детей - это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год.

Детское объединение дополнительного образования - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения.

Детское творческое объединение - ключевое понятие для педагогики дополнительного образования детей. Характеризует сущность любой из устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в УДОД. В социально - педагогическом плане - это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития{13}. При образовательных объединениях могут организовываться временные объединения детей, группы.

Учебная группа - основной способ организации деятельности детей в учреждении дополнительного образования

Основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами. Учебная группа, в той или иной ее разновидности, является основным способом организации деятельности детей практически в любом виде детских объединений.

Понятие «группа» - универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к УДОД как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.

С одной стороны, группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в УДОД объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в УДОД, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своими интересами, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда - имя педагога, о котором известно много хорошего.

Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распределение обязанностей, иерархию статусов и др. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии). Отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.

Следовательно, группа - это так же и неформальное сообщество детей и педагогов, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. Именно УДОД более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.

Процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы ДОД.

При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании своей педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм.

Итак, группа - понятие, объединяющее множество разных форм УДОД на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.