Презентация - старинная русская азбука. Первый букварь презентация к уроку чтения (1 класс) на тему Дощечка с азбукой

  • Подготовила
  • учитель русского языка и литературы
  • МБОУ «Гимназия №9»
  • г.о.Коломна Московской области
  • Халяпина Лариса Николаевна
По гипотезе Я. Кеслера, древнеславянская азбука (в которой 29 буквиц), содержит 7, которые являются глаголами. Также в азбуке встречаются наречия, местоимения и имена существительные во множественном числе.
  • По гипотезе Я. Кеслера, древнеславянская азбука (в которой 29 буквиц), содержит 7, которые являются глаголами. Также в азбуке встречаются наречия, местоимения и имена существительные во множественном числе.
В целом азбука представляет собой Послание. Совокупность кодирующих фраз позволяет каждому звуку придать букву. А теперь попытаемся прочитать послание, содержащееся в древнеславянской азбуке:
  • В целом азбука представляет собой Послание. Совокупность кодирующих фраз позволяет каждому звуку придать букву. А теперь попытаемся прочитать послание, содержащееся в древнеславянской азбуке:
Глагол – „слово”, причём не только изречённое, но и написанное.
  • Глагол – „слово”, причём не только изречённое, но и написанное.
  • Добро -”достояние, нажитое богатство”.
  • Есть (есте) – 3-е л. ед. ч. от глагола “быть”.
  • Глагол добро есте: слово – это достояние.
Живите (вместо второго „и” раньше писалась буква “ять”, произносилось живёте) – повелительное наклонение, множественное число от „жить” – “жить в труде, а не прозябать”
  • Живите (вместо второго „и” раньше писалась буква “ять”, произносилось живёте) – повелительное наклонение, множественное число от „жить” – “жить в труде, а не прозябать”
  • Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – „усердно, со рвением”.
  • Земля – “планета Земля и её обитатели, земляне”.
  • И - союз „и”.
  • Иже – “те, которые, они же”.
  • Kaко – „как”, “подобно”. Люди – „существа разумные”.
Живите зело, земля, и иже како люди:
  • Живите зело, земля, и иже како люди:
  • живите, трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям.
Мыслите (писалось с буквой “ять”, произносилось „мыслете”, так же, как и “живете”) – повелительное наклонение, мн. ч. от „мыслить, постигать разумом”.
  • Мыслите (писалось с буквой “ять”, произносилось „мыслете”, так же, как и “живете”) – повелительное наклонение, мн. ч. от „мыслить, постигать разумом”.
  • Нашъ – “наш” в обычном значении.
  • Онь – „оный” в значении “единственный, единый”.
  • Покои (покой) – „основа (мироздания)”. Ср. “покоиться” – „основываться на…”.
  • Мыслите наш онъ покой:
  • постигайте наше мироздание.
  • Рцы (рци) – повелительное наклонение: “говори, изрекай, читай вслух”. Ср. „речь”.
  • Слово – “передающее знание”.
  • Твердо – „уверенно, убеждённо”.
  • Рцы слово твердо –
  • неси знания убежденно.
  • Укъ – основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.
  • Фертъ, ф(ъ)рътъ – “оплодотворяет”. Азбука зафиксировала различие звуков „п” и “ф”, так же, как их звонких аналогов „б” и “в”.
  • В средние века южноевропейцев, произносивших „ф” вместо “п”, на Руси звали фрягами именно из-за особенностей речи: этим, например, отличали южных франков от северных пруссов, фракийцев от персов и т.д.
Херъ – „божественный, данный свыше”. Ср. нем. Негг (господин, Бог), греч. “иеро-” (божественный), англ, hero (герой), а также русское имя Бога – Хорс.
  • Херъ – „божественный, данный свыше”. Ср. нем. Негг (господин, Бог), греч. “иеро-” (божественный), англ, hero (герой), а также русское имя Бога – Хорс.
  • Укъ фърътъ Херъ: знание оплодотворяет Всевышний, знание – дар Божий.
  • Цы (ци, цти) – „точи, проникай, вникай, дерзай”.
  • Червь (черве) – “тот, кто точит, проникает”.
  • Ш(т)а (Ш, Щ) – „что” в значении “чтобы”.
  • Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) – представляет собой варианты одной буквы, означавшей неопределённый краткий гласный, близкий к э.
  • Раскатистый звук „р” произносится с обязательным первоначальным придыханием (начальный “ъ”) и отзвуком (конечный „ъ”). Слово “ъръ”, по-видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце.
  • По всей вероятности, „Ъръ” – одно из наиболее древних слов современной цивилизации, ср. египетское Ра – Солнце, Бог.
Само слово “время” содержит тот же корень, поскольку начальное „в” развилось именно из “ъ”. Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро – „от Солнца” (корень ут–оттуда, там); вечер (векъ-рь) – “век Ра, истекающее время Солнца”. В смысле „пространство, Вселенная” от того же корня происходит русское “рама”. Слово „рай” означает: “множество Солнц” = „обиталище богов (Бога Ра)”.
  • Само слово “время” содержит тот же корень, поскольку начальное „в” развилось именно из “ъ”. Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро – „от Солнца” (корень ут–оттуда, там); вечер (векъ-рь) – “век Ра, истекающее время Солнца”. В смысле „пространство, Вселенная” от того же корня происходит русское “рама”. Слово „рай” означает: “множество Солнц” = „обиталище богов (Бога Ра)”.
  • Само название цыган “ром, рома” – „свободный (-ая)”, “Бог во мне”, „я – Вселенная”, отсюда же индийская Рама. В смысле “свет, светило, источник света”: клич „ура!” означает – “к Солнцу!”, яркий – „подобный солнечному свету”, “радуга” и т. д.
  • В Азбуке, по всей вероятности, слово „Ър(а)” стоит в родительном падеже со значением “Сущего”.
Юсь (юс малый) – „свет, старорусское яс”.
  • Юсь (юс малый) – „свет, старорусское яс”.
  • В современном русском языке корень “яс” сохранился, например, в слове „ясный”.
  • Ять (яти) – “постичь, иметь”. Ср. изъять, взять и т. д.
  • Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Расшифровывается как:
  • ” Дерзай, точи, червь, чтобы сущего свет постичь!”
  • Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное Послание: Азъ Буки Веде Глаголь Добро Есте Живите Зело Земля И Иже Како Люди Мыслите Нашь Онъ Покои Рцы Слово Твердо Укъ Фърътъ Херъ Цы Черве Шта Ъра Юсь Яти.
Вариант первый
  • Вариант первый
  • Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям, – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!
Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз –основа, начало, Я. Я – с меня начинается мой мир. А сейчас Я – последняя буква алфавита. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.
  • Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз –основа, начало, Я. Я – с меня начинается мой мир. А сейчас Я – последняя буква алфавита. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.
  • Глаголь Добро – говори, делай добро. Помните у Пушкина: «Глаголом жечь сердца людей».
Глагол – это и слово, и дело одновременно. Говорю – значит делаю. И делаю добро.
  • Глагол – это и слово, и дело одновременно. Говорю – значит делаю. И делаю добро.
  • Добро есть Жизнь – только добро создает жизнь.
  • Живете зело земля. – Живите землею, она кормилица наша.
  • И како люди мыслите – наш он покой. Т.е. как вы, люди, думаете, таков и ваш мир.
Я Бога Ведаю.
  • Я Бога Ведаю.
  • Говорю и делаю Добро.
  • Добро Есть Жизнь.
  • Живите Землею, она кормилица наша.
  • И Как мы Люди Мыслим –
  • таков и Наш мир.
  • http://img13.nnm.ru/5/9/5/9/d/5959d12e7df1705615376aec7f12ddea_full.jpg
  • http://s56.radikal.ru/i151/0910/8c/3614ed3fb430.png
  • http://whynotra.moy.su/_nw/34/77282799.jpg
  • http://s010.radikal.ru/i312/1103/4a/22dcac1762c0.jpg
  • https://yandex.ru/images/search?img_url
  • http://www.baby.ru/blogs/post/164325851-32216313/
  • Ермолаева И.А. с.Павловск Алтайский край



Дощечка с азбукой.



Модель печатного

станка XVI в.



Страница из «Азбуки»

Ивана Федорова.

Львов. 1574 г.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.





Второе издание букваря Ивана Федорова. Страницы из Острожской азбуки Ивана Федорова 1578 года


К XVI в. на Руси появились рукописные учебные пособия (грамматики), в которых азбука уже была выделена в отдельный раздел. Эти азбуки предлагали несколько начертаний каждой буквы, давали их славянское название, толкование слов, начинающихся на данную букву. Постепенно содержание рукописных азбук стало расширяться. Тому, кто уже умел читать, срочно требовался материал для чтения.


Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник ""Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков.

К. Д. Ушинский



Не ладно скроен, да крепко сшит

  • Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Два козлика

Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.

Уступи мне дорогу, – сказал один.

Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.

Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.


13 ноября 1872 года вышло в свет первое издание "Азбуки " Л.Н. Толстого. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.




В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей "Азбуку ". Вышла она в 1872 году. В "Азбуке " Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием "Новая азбука ". Несколько позже были изданы четыре тома "Русских книг для чтения ". Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 различных произведений.




Ресурсы интернета:

http://www.russia.edu.ru/edu/description/history_edu/911/




Букварь – первая книга для обучения грамоте. На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Если обратиться к энциклопедиям и словарям, то со статьи "Букварь" многие из них отсылают к статьям "Азбука" и "Алфавит", а со статьи "Азбука" обратно к букварю.


История букварей удивительна. Очевидно, что азбука древнее букваря. Букварем стали называть преимущественно печатные азбуки. Под азбукой же в составе букваря, по-видимому, понимали элементарное пособие объемом не свыше тетради (8 листов), которая включала только алфавит и слоги. Причем, к моменту появления первого печатного букваря форма его построения практически сложилась. Это было сочетание азбуки и материала для чтения.




Чтобы они сохранились, нужны были особые обстоятельства. Так происходило, когда любознательные путешественники и дипломаты минуя детей, вывозили буквари в неславянские страны и хранили их как "восточную редкость".





Слайд 2

"Букварь" и "Азбука" - первые книги школьника.

Послушайте маленький отрывок из древнерусской книги "Повести временных лет": "Велика бобываетьползаотъ ученья книжного... Ащебопоищешивъкнигахъ мудрости прилъжно, то обрящешивелику ползу души своей..." - Поняли ли вы, о чем я прочитала? На современном языке это изречение звучало бы так: Велика ведь бывает польза от учения книжного... Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. О чем говорится в этом отрывке?

Слайд 3

Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Сегодня я расскажу вам о том, как создавались буквари, по которым учатся все дети нашей страны.

Слайд 4

В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги.

Слайд 5

Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова. Буквы этой азбуки были немного похожи на наши. Но сможете ли вы прочитать, что тут написано?

Слайд 6

Слайд 7

Назовите первые буквы современного алфавита (А, Б, В, Г, Д...). А раньше эти буквы и писались и назывались совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, с - слово и т.д. Какое слово произошло от названия первых русских букв? (Азбука).

Слайд 8

Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова. Например, буки+люди+аз = бла, глаголъ+он = го, = бла-го, слово+люди+он = сло, = бла-го-сло, веди+иже = ви, = бла-го-сло-ви. Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать?

Слайд 9

Постепенно из букварей стали исчезать тексты непонятных детям молитв и вместо них появились тексты различных наставлений и поучений. Например на страницах "Великолепной русской азбуки. Подарка для добрых детей" можно было прочитать такие тексты: Не много говори, и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен. Не все, что придет на ум, рассказывай; но всегда думай, о чем ты говорить намерен. Чего действительно не знаешь, не утверждай и не оспаривай. Что взаймы взял, отдай; что обещал, выполни, что получил даром, за то благодари. Почитай своих родителей. учителей и старших себя, исполняй приказания первых и слушай советы последних. когда говорят старшие, со вниманием слушай и не перебивай речь их. Не откладывай до завтра то, что можешь сделать сегодня.

Слайд 10

В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. Но жили в нашей стране и хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В нее он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из Азбуки Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник ""Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков. Затем дает прописи, письменную и печатную азбуки. Сначала дети должны были выделять звуки в простейших словах (ау, уа, оса), учились писать буквы, обозначающие их, затем читать написанное.

Слайд 16

Буквари постоянно совершенствовались. Ваши прабабушки и прадедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых. Этот букварь очень похож на современные буквари. Его издавали более 160 раз. И сейчас в некоторых школах учатся по букварю Тихомировых.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Когда пошли в школу ваши мамы и папы был создан новый красочный букварь. Этот букварь оставался практически неизменным на протяжении 40 лет. По содержанию материал букваря делится на три части: подготовительный, букварный и после букварный периоды. В подготовительный период дети учились различать предложения, слова и слоги. Для этого использовались различные картины, серии рисунков, предметные картинки. В букварный период основная задача была научиться различать звуки и буквы, читать слова и небольшие тексты. В после букварный период - ученики читали интересные занимательные рассказы и стихи.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • дать представление о букваре и кириллице;
  • способствовать духовно-нравственному воспитанию;
  • развивать творческое мышление.

Оборудование:

  • современный русский алфавит,
  • азбуки и буквари разного года издания,
  • фотография памятника Кириллу и Мефодию в Москве автор А.П. Конаныхин,
  • иллюстрации учебника по теме,
  • фонозапись "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков.

Примечание:

  • Программа "Школа России",
  • учебник "Русская азбука" В.Г. Горецкий.

Ход урока

I. Орг. момент. Постановка темы.

(На доске выставка книг - азбук и букварей)

Ребята, мы сегодня с вами окунемся в историю и узнаем много нового и интересного.

Вы когда-нибудь слышали о таких людях как Кирилл и Мефодий? (Рисунок 1)

А что вы о них знаете?

(Кирилл и Мефодий были братьями. И чтобы общаться на расстоянии они создали славянскую азбуку, т.е. славянский алфавит).

А как вы думаете, почему Кирилл и Мефодий назвали свою азбуку славянской?

(Потому что раньше был славянский народ).

Итак, мы с вами будем говорить о Кирилле и Мефодии, узнаем, что же они сделали для народа.

II. Работа по теме урока.

А теперь давайте посмотрим на наш учебник, вы видите, что у него название "Русская азбука". Как вы думаете, почему азбуку назвали именно русской?

("Русская азбука" создавалась в наше время, т.е. русским народом)

А вы знаете, кто создал ваш учебник?

Чтобы узнать это нам нужно открыть 4-ую страницу, и там мы можем прочитать авторов учебника. (В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова).

Итак, чтобы нам более подробно узнать все о Кирилле и Мефодии, об их словенской азбуке, необходимо открыть учебник на стр.214.

Я сейчас прочитаю вам текст "Первоучители славенские", а вы внимательно послушайте, потом скажите мне, о чем вы узнали из этого текста.

(Учитель читает текст из учебника, в это время звучит музыка "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков).

В тексте встретится такое слово, как РАВНОАПОСТАЛЬНЫЕ

(Выносится слово на доску)

Знаете ли вы кого называли равноапостальные?

Равноапостальные - это люди, которые равны перед апостолом.

АПОСТОЛ - это ученик Иисуса Христа, несущий людям его учение (определение взято из словаря С.И. Ожегова).

Ребята, а кто такой Иисус Христос?

ИИСУС ХРИСТОС - это сын божий, который пришел на землю в облике человека, который создал землю и небо.

(Чтение текста учителем).

Что нового вы узнали из этого текста?

(Кирилл и Мефодий были учениками Господа и Иисуса Христа. Написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры).

Теперь прочитайте этот текст шепотом и постарайтесь найти такие предложения, которые можно отнести вот к этой иллюстрации. (Рисунок 2)

III. Физкультминутка (зрительная гимнастика).

IV. Продолжение работы по теме.

Скажите, кто написал первую учебную книгу?

Чтобы узнать это, нам нужно открыть учебник на стр.216.

Сейчас я вам прочитаю текст "Первый букварь", а вы послушайте его внимательно.

В этом тексте встретятся незнакомые вам слова:

  • ПЕРВОПЕЧАТНИК
  • МОЛИТВА

(Слова выносятся на доску).

Кто такой первопечатник?

(Это человек, который впервые ввел книгопечатание).

Что такое молитва?

(Это определенный текст, который читают при обращении к богу и к святым верующие).

(Чтение учителем текста "Первый букварь").

Что нового вы узнали из этого текста? Кто написал? Когда написал?

Чем заканчивался первый букварь?

(Молитвами и поучениями).

Сейчас еще раз прочитаю поучение, а вы скажите, чему оно учит?

(Это поучение учит тому, чтобы "дети слушались своих родителей и тогда будут долго жить на земле").

Ребята, а как вы думаете, наша азбука отличается от старой, от древней азбуки?

Конечно, на протяжении многих лет азбука менялась. Например, Лев Николаевич Толстой создал свою азбуку, которая состояла из 35 букв. Если рассмотреть их, то можно увидеть, что некоторые буквы отличаются от наших современных букв.

(На доске выставка книг разного года издания).

Давайте посмотрим на доску. Здесь стоят книги. Они расположены по возрасту от самых старинных книг до нашего современного учебника. Как вы видите это буквари и азбуки.

(Учитель демонстрирует ученикам книги, листает, показывает иллюстрации).

Какую информацию они содержат?

Чем похожи азбука и букварь?

(Они похожи содержанием).

Правильно, они похожи содержанием, т.е. служат для изучения букв.

V. Физкультминутка.

Кто из вас знает современный алфавит?

Давайте с вами поиграем в такую игру: сейчас я буду показывать буквы - если покажу букву, обозначающую гласный звук - вы хлопайте в ладоши, если согласный звук - попрыгайте.

VI. Продолжение работы по теме.

(Звучит музыка).

Давным-давно Кирилл и Мефодий писали на свертках бумаги, и теперь нам необходимо эти свертки прочитать, но они написаны славянскими буквами, нужно соотнести их с нашими русскими буквами. Для этого нам необходимо разделиться на шесть групп.

VII. Работа в группах.

(Дети работают по заданию учителя: соотносят буквы славянского алфавита с современным. Их ответы учитель вывешивает на доску.) (Рисунок 3-8).

VIII. Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке.

(На доске записаны слова)

Иван Федоров

Что вы о нем узнали?

Кирилл и Мефодий

Что нового вы узнали о них?

О чем вам "говорит" это число?

А теперь немного поиграем.

IX. Физкультминутка.

Игра называется "Японская машинка". Вы, наверное, все знаете, что японские вещи очень хорошие и удобные, но если вещи ломаются, то их уже не наладить. Итак, чтобы играть в эту игру необходимо знать движения и алфавит. Что бы не запутаться в алфавите у вас на столах лежат листочки с правильным произношением букв (Приложение 1) . А движения вот такие (хлопок в ладоши, хлопок по коленкам, щелчок пальцами). Повторяйте за мной. Машина заведется тогда, когда все будут выполнять правильно эти движения. Теперь на каждый хлопок в ладоши мы по очереди будем называть буквы, в алфавитном порядке. Я начинаю.

X. Рефлексия

Наш урок завершился. Чему он вас научил? Кто из вас захотел еще больше узнать о нашем алфавите? Спасибо большое за работу на уроке. Вы сегодня молодцы!