Технология е-портфолио в зарубежной педагогической практике. Выявление критериев оценивания е-портфолио

В последнее время все больше людей интересует вопрос «как сделать портфолио» . Портфолио используют люди различных профессий: актеры, фотографы, веб-дизайнеры, фотомодели, художники, музыканты, копирайтеры, студенты, учителя, воспитатели. В последнее время портфолио составляют даже школьники и родители для детей в детских садах.

Что такое портфолио?

Портфолио — это оформленное нужным образом собрание фотографий, проектов, заказов, выполненных специалистом, артистом, школьником. Портфолио — своеобразный аналог резюме, с наглядными образцами работ и опыта, раскрывающий человека.

Самое важное при подготовке портфолио — это грамотно его составить, тем самым продемонстрировать вашу исключительность и неповторимый опыт для потенциальных клиентов. В портфолио специалиста важно показать ответственность и работоспособность, умение выполнять заказы клиента точно и в установленные сроки, о чем не лишним будет написать в сопроводительном письме или в резюме. Не стоит стесняться рассказывать о , деловых и профессиональных преимуществах.

Если вы предлагаете несколько услуг и выполняете несколько видов работ, ваше портфолио должно содержать выигрышные образцы этих видов деятельности. Однако не стоит включать в лишь одни суперудачные проекты — пусть в подборке будет и несколько средних работ, чтобы заказчики не ждали от вас постоянных шедевров.

Варианты популярных порфолио

Портфолио для актеров

Актерское портфолио должно содержать как можно больше информации о внешности актера во всех ракурсах, фотографии в полный рост и, желательно, без грима. Режиссер должен иметь возможность оценить в полной мере как внешние данные актера, так и амплуа, способность вжиться в роль, показать различные эмоции персонажей своей мимикой.

Кстати, как сделать актерское портфолио, чтобы оно «цепляло» режиссера, смотрите следующее видео:

Портфолио для фотомоделей

Модельное портфолио должно содержать фотографии в разных ракурсах, но показывать модель в наиболее выигрышных позах. Задача фотографа и — сделать из обычной девушки невероятную красавицу, показать, насколько она умеет работать на камеру, принимать правильные позы, менять выражение лица.

Модельное портфолио должно принципиально чем-то отличаться от подобных, иметь 1-2 необычные фотографии. Также не забудьте вложить в такое портфолио фотографии обложек журналов, ролики рекламы, в которой вы снимались.

Это видео расскажет о том, как создать портфолио фотомодели:

Портфолио для веб-дизайнера

Портфолио веб-дизайнера содержит образцы наиболее удачных сайтов, которые создавал дизайнер, а также логотипы, рекламные баннеры, презентации. Если вы уже давно работаете и имеете сотни законченных проектов, увеличьте количество работ своего портфолио.

Если вы начинающий , тогда лучше всего разместить 2-3 наиболее качественных и успешных проекта.

При размещении портфолио в интернете не забывайте о сайтах фрилансеров. Эти сайты могут привлечь до 80% ваших заказчиков. Подробный образец создания портфолио для веб-дизайнера представлен ниже:

Портфолио для учителя, портфолио классного руководителя, портфолио первоклассника, портфолио класса

Учительское портфолио содержит описание педагогического стажа и опыта работника образования, данные дополнительном образовании, о курсах повышения квалификации, на которых обучался педагог. Укажите, какими методиками обучения вы владеете, расскажите о наличии опыта написания статей и материальной базы. А если вы получили еще и благодарственные письма — обязательно включите их в портфолио . Также качество работы учителя характеризуют успехи его учеников, поэтому в портфолио учителя стоит включить информацию об участии и победе его учеников на различных конкурсах и олимпиадах.

Ученикам в своем портфолио нужно указать свои качества характера и достижения, а в портфолио класса можно рассказать о каждом ученике и описать общие достижения и культурную жизнь. Подробнее о том, как создать портфолио школьника и что для этого сделать, можно узнать из этого видео:

Также портфолио ученика можно создать на специальном ресурсе portshkolio.ru. Как это сделать рассказывается в этом видео:

Портфолио — это, своего рода, о профессионале, поэтому указывайте в портфолио только ваши преимущества и достижения. Составляя портфолио , вы сможете оценить свой профессионализм, научиться выгодно преподносить свои навыки, опыт и личные качества.

  • Высокая степень индивидуализации портфолио легко позволяет рассказывать про свои навыки и достижения;
  • Прост в использовании: пользователям необязательно иметь какие-либо навыки программирования. Все, что им нужно делать, это заполнять информационные блоки и загружать файлы;
  • Многоязычный интерфейс: пользователь может выбрать язык интерфейса;
  • Ориентирован на цель: пользователи могут задавать, просматривать и изменять цели в отношении своего образования, курса, карьеры, работы и волонтерской деятельности;
  • Ориентирован на карьеру: портфолио предлагает различные способы хранения и предоставления информации об образовании, волонтерской деятельности, работе, услугах и т.п.;
  • Настраиваем: возможность создавать несколько представлений разделов компонента;
  • Компонент e-Portfolio позволяет размещать файлы в любом электронном формате (аудио, видео, текстовые, графические и др.);
  • Возможность импортировать/экспортировать информацию в стандарте IMS;
  • Возможность экспортировать портфолио в zip-файл для последующего использования на другой платформе;
  • Организация, использующая компонент e-Portfolio, может применять для него собственный брэндинг. В портфолио можно размещать веб-части и ссылки на сайты организации;
  • Возможность создания портфолио факультета: портфолио можно создать для целого факультета и впоследствии использовать его для профессионального развития, описания достижений или хранения материалов;
  • Использование компонента работниками отдела кадров как картотеки или базы данных сотрудников.

Для кого создан компонент e-Portfolio для SharePoint?

  • Для учебных заведений, их сотрудников и обучающихся для улучшения коммуникации и повышения качества процесса обучения на базе портала учреждения образования;
  • Для организаций и их сотрудников для упрощения процессов подбора кадров и управления работниками на базе корпоративного портала;
  • Для профессионалов, которые хотят иметь блог с расширенным набором инструментов: календарь, форум и т.п.
  • Для обучающихся, студентов и выпускников, которые хотят рассказать о себе учителям, родителям, потенциальным нанимателям и т.п.
  • Для художников, скульпторов, музыкальных групп, веб-дизайнеров и т.д.

Интеграция с системой дистанционного обучения

e-Portfolio для SharePoint интегрируется с SharePointLMS RU , что позволяет избежать двойной авторизации. Кроме этого, студенты могут добавлять в e-Portfolio из SharePointLMS RU файлы и полученные оценки.

Безопасность

Компонент e-Portfolio для SharePoint защищен паролем. Все важные данные берутся из Microsoft Active Directory. Информация о пользователе или любая другая информация, содержащаяся в портфолио, недоступна для внутренних или внешних поисковых систем.

Монография посвящена методологии и практике использования технологии электронного портфолио в образовании. Представлен российский и зарубежный опыт применения портфолио на различных ступенях образования для оценивания, обучения, презентации достижений и продвижения на рынке труда. Описаны модели и механизмы внедрения технологии электронного портфолио в высшей школе.
Для аспирантов и магистров направления «Образование», преподавателей вузов, учителей, административно-управленческих работников образовательной сферы. Может быть полезна студентам педагогических вузов и колледжей. слушателям в системе повышения педагогической квалификации.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПОНЯТИИ «.Е-ПОРТФОЛИО».
В связи с популярностью использования этого термина в настоящее время существует множество определений понятия «е-portfolio». В одних источниках он рассматривается как интернет-система управления информацией, которая использует электронные СМИ и услуги . В других - как цифровое хранилище артефактов, которые можно использовать, чтобы продемонстрировать образовательные достижения и уровень компетентности .

Проведем ретроспективный анализ наиболее удачных, по нашему мнению, определений.
Американские педагоги Дж. Артер и В. Спэндэл (1991) определяют портфолио как осознанное, подчиненное определенной цели собрание работ учащихся, которое показывает учащемуся или другим его усилия либо достижения в одной или более областях. Согласно С. Мейселс и Д. Стил (1991). портфолио позволяют обучающимся участвовать в оценке их собственной работы: отслеживать индивидуальный прогресс и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной работы .

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Зарубежные исследователи о понятии «е-портфолио»
1.2. Российские исследователи о феноменологии портфолио в образовательной практике
1.3. Модели и технологии использования электронного портфолио в XXI в
Список литературы
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ЗАРУБЕЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Американский опыт использования технологии е-портфолио в высшей школе
2.2. Европейский опыт использования технологии е-портфолио
Список литературы
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Теория и практика использования е-портфолио в средней общеобразовательной школе
3.2. Использование е-портфолио в системе среднего профессионального образования Российской Федерации
3.3. Анализ опыта использования е-портфолио в высшей школе Российской Федерации
3.4. Опыт использования технологии е-портфолио в Сибирском федеральном университете
Список литературы
ГЛАВА 4. МОДЕЛИ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Е-ПОРТФОЛИО
4.1. Электронный портфолио в системе профессионального развития и оценке качества персонала Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета
4.2. Социологические исследования по использованию технологии е-портфолио в учебном процессе университета
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология электронного портфолио в образовании, Российский и зарубежный опыт, Монография, Смолянинова О.Г., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Педагогическая деятельность вожатого, Теория и практика, Учебно-методическое пособие, Дрозд К.В., Плаксина И.В., 2019

В определении Хелен Баррет «е-портфолио - это собрание работ студента, которое иллюстрирует его усилия в развитии; демонстрирует достижения студента в одной или нескольких областях за определенный промежуток времени. Электронный портфолио использует цифровые технологии, позволяющие собирать и организовывать артефакты с помощью разных медиа-форматов (аудио, видео, графика, текст). Портфолио, строящийся на основе каких-либо стандартов, сопровождается гиперссылками для демонстрации связи задач, артефактов и рефлексии автора портфолио с образовательным стандартом. Рефлексивные материалы считаются подтверждением достижения задач или стандарта»



Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике, причем диапазон его применения постоянно расширяется. Все нoвые страны включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования, от высшей до начальной школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») и ориентированных на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»). Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио».


Типы портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов 1. Портфолио документов, или «рабочий» портфолио 2. Портфолио процесса 3. Показательный портфолио 4. Портфолио развития 5. Портфолио для учебного планирования 6. Портфолио подготовленности (proficiency) 7. Портфолио трудоустройства 8. Портфолио для поступления в вуз


Зачастую различные модели портфолио (как и другие формы аутентичного оценивания) в зарубежных странах разрабатываются и апробируются в рамках объединений пилотных учебных заведений, при координации профессиональных ассоциаций и научно- исследовательских коллективов. Вместе с тем, несмотря на подобную «инициативу снизу», исходящую от педагогов и учебных заведений прогрессивной ориентации, финансирование на разработку таких технологий, как правило, выделяется из федерального бюджета. Оно, конечно, может дополняться и другими источниками, что, несомненно, свидетельствует о важности данного направления для развития систем образования.


Вермонтский математический портфолио представляет один из наиболее известных примеров критериев, на основании которых можно произвести оценивание. Весь корпус математических работ оценивается с помощью двух основных показателей: решение проблем и коммуникативные навыки, которые в зарубежной практике принято относить к числу ключевых учебных умений. Внутри каждого из них выделяется несколько более мелких показателей, что позволяет точнее определять и оценивать измеряемые умения. Таким образом, ранжируются конкретные навыки, такие как понимание математической задачи, умение находить правильный подход к решению и убедительно его обосновывать. Их оценка позволяет сделать заключение о том, насколько учащийся продемонстрировал в данном предмете два основных учебных умения.


Еще одним образцом портфолио этого рода может служить портфолио, реализующий принципы аутентичного оценивания при профильном обучении на старшей ступени школы Central Efsn Park в Нью-Йорке. Портфолио учащегося профильной школы включает работу по четырнадцати направлениям.


Английская обучающая и поддерживающая программа «Прогрессивные материалы» (Progress File) () предлагает целый список специалистов, помогающих ученику при работе с портфолио. В рассматриваемой нами американской профильной школе также введена система консультирования. Учащиеся делятся на группы по человек, и каждой группой в течение двух лет руководит консультант, который является преподавателем школы. Каждый день не менее часа проходят встречи консультанта и группы, во время которых обсуждается спектр различных вопросов (здоровье, семья, жизнь в сообществе и др.). Консультант, как отмечают учащиеся, становится частью семьи, взаимодействует с родителями. Помимо этого, практически любой преподаватель, заместитель директора, психолог принимает участие в консультировании и оказывает помощь учащемуся при составлении портфолио. Согласно уставу школы, данная работа включена в должностные обязанности сотрудников.


Согласно инструкциям, на выступление учащегося отводится 5-10 минут, 20 минут на защиту (ответы на вопросы членов комиссии), минут на обсуждение и оценивание портфолио членами комиссии. Учащиеся и родители могут попросить разрешения на доступ к результатам обсуждения комиссии. Если учащийся не согласен с результатами, он имеет право на вторичное прохождение презентации, как и в том случае, если он получил неудовлетворительную отметку.


Самооценивание, оценивание сверстниками и родителями в дополнение к оцениванию учителями занимают важное место в процедуре оценки портфолио. Разработаны отдельные оценочные формы для каждой категории экспертов. В дополнение к формальным критериям, во многих случаях используются индикаторы, направленные на выявление ключевых социальных компетентностей, их сформированности в процессе изготовления портфолио в сочетании с формальными признаками отношения к труду. Например, для определения степени вовлеченности в групповую работу по реализации стратегий портфолио такими показателями будут: количество пропусков или опозданий на занятия по подготовке портфолио; объем выполненной работы; четкое понимание и принятие целей работы группы (класса); навыки работы с партнерами; степень концентрации; коммуникативные умения.


Еще одна модель портфолио, получившая в последние годы широкое распространение в индустриально развитых странах Европы и США, связана с выполнением учащимися выпускного проекта. Портфолио такого рода также может использоваться в качестве портфолио подготовленности. Например, в Дании, начиная с 2000 г., выпускные экзамены в гимназии заменены выполнением междисциплинарного проекта с последующей публичной защитой, что является обязательным требованием для всех учащихся.


Выбор консультанта осуществляется учащимися в конце 11 или начале 12 (выпускного) года обучения в старшем звене средней школы. Консультантом может быть преподаватель как академических, так и профильных дисциплин. Консультант и учащийся совместно планируют работу над портфолио и отбирают членов Проектного комитета. Проектный комитет является важным ресурсом в течение всей работы над портфолио и проводит оценивание исследовательского проекта, выполненного продукта и устной презентации. В комитет должны войти не менее трех взрослых: консультантов: представитель отделения английского языка, преподаватель профильной подготовки, а также представители бизнеса, общества и др. После отбора членов комитета учащийся подает список в Комиссию по оцениванию выпускных проектов, которая осуществляет общее руководство и координацию общешкольной работы над проектом-портфолио.


Портфолио карьеры Концепция портфолио и паспорта карьеры получила распространение в экономически развитых зарубежных странах с начала 1990-х годов и, на наш взгляд, является ответом на необходимость подготовки учащихся к реалиям нового мира занятости. В ее основе лежат компетентностный подход в образовании и принципы аутентичного оценивания.


В зарубежном образовании портфолио является частью целостной образовательной стратегии. Портфолио в полной мере дает ученику возможность самостоятельности и учебной инициативы. Ученик самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы, самостоятельно оценивает свои результаты, самостоятельно вступает в контакт с экспертами, а иногда сам их подбирает. Большой вес в портфолио имеют его самостоятельные работы проекты, практики, исследования. Высоко ценится личная учебная инициатива, все формы дополнительного обучения курсы, тренинги, трудовой опыт. В портфолио ученик сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.


Портфолио также созвучно еще одной актуальной образовательной идее идее обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного обучения» (longlife education). Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку различные варианты портфолио служат связующим звеном между школьными ступенями, школой и университетом, учебными заведениями и профессиональными сообществами. Портфолио помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала.


Работа школьников с портфолио организуется и сопровождается как слаженно действующими командами специалистов, так и тщательно разработанными обучающими программами и методическими пособиями. В «группу сопровождения» обычно входят личный тьютор, ментор (координатор), советник по карьере, не считая обычных учителей, тренеров, родителей, экспертов- специалистов и представителей общественности. В ходе совместной работы у учеников и их взрослых помощников устанавливаются совершенно особые отношения сотрудничества и партнерства, которые сами по себе представляют несомненную педагогическую ценность. Эта поддержка и заинтересованное внимание педагогов позволяет ученику постепенно развивать самостоятельность и брать на себя контроль и ответственность как в работе с портфолио, так и в учебной ситуации в целом.


Ссылки kova.html kras.ru/sites/ipps.institute.sfu- kras.ru/files/publications/113.pdf