Демократическое государство как агент социализации. Аспекты социализации

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(К. Смелзер)


Показать ответ

Могут быть приведены такие объяснения:

1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

3) государство осуществляет определенные расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, потому что оно расставляет определенные приоритеты в развитии профессионального образования.

Могут быть приведены другие объяснения.

Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!

Государство - звено политической системы общества, которое обладает властными функциями и представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.

Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, функционируя в этих условиях, усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и реализуемые в социальной практике. Как известно, они полностью никогда не совпадают, а в определенные периоды истории государства могут быть противоположными. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.

Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Для этого оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания - определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые и достаточно благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания - совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства. Государственная система воспитания включает в себя несколько элементов:

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входящих в нее организаций и порядок ее функционирования.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т. п.), финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции), личностные ресурсы его субъектов.

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: организаторы воспитания; воспитатели-профессионалы различной специализации; воспитатели-волонтеры; воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается.

Нюансы образования:

Уровни развития познавательного интереса
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит...

Непростые простые задачи. Логическое и психологическое понятие задачи
Традиция рассмотрения вначале простых, а затем составных задач настолько прочно вошла в практику нашей школы, что, насколько нам известно, никто из специалистов в области методики обучения математике...

  • 6. Категории социальной педагогики
  • 7. Функции социальной педагогики
  • 8. Принципы социальной педагогики: принципы гуманистической направленности, природосообразности
  • 9. Принципы социальной педагогики: принципы культуросообразности, коллективности
  • 10. Принципы социальной педагогики: принцип центрации социального воспитания на на развитие личности; принцип диалогичности социального воспитания
  • 11. Сущность социализации
  • 12. Этапы, факторы социализации
  • 13. Механизмы социализации
  • 14. Составляющие социализации
  • 15. Понятия «норма», «отклонения от нормы»
  • 16. Мегафакторы социализации
  • 17. Влияние макро факторов на процесс социализации: страна, этнос
  • 18. Общество и процесс социализации
  • 19. Государство и социализация человека
  • 20. Регион и процесс социализации
  • 21. Средства массовой коммуникации в процессе социализации
  • 22. Влияние субкультур на социализацию человека
  • 23. Типы поселения и их влияние на социализацию человека
  • 24. Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности
  • 25. Определение цели социально-педагогической деятельности
  • 26. Способы совместного с воспитанниками целеполагания
  • 27. Методы поддержки личности
  • 28. Методы преодоления конфликта
  • 29. Методы перевоспитания
  • 30. Методы самовоспитания
  • 31. Методы тренинга, музыкотерапии
  • 32. Методы лечебной педагогики
  • 33. Понятие о социально-педагогической технологии, её специфика
  • 34. Типы социально-педагогических технологий
  • 35. Алгоритм деятельности как основной элемент социально-педагогической технологии
  • 36. Соотношение понятий «технология» и «методика»
  • 37. Современная семья: общая характеристика
  • 38. Особенности брака и этапы развития современной семьи
  • 39. Функции семьи
  • 40. Семейное воспитание, его стили
  • 41. Отношения, конфликты в семье
  • 42. Соседство в процессе социализации
  • 43. Группы сверстников в процессе социализации
  • 44. Религиозные организации в процессе социализации
  • 45. Воспитательные организации в процессе социализации
  • 46. Изучение семьи: материальное положение, психологический климат
  • 47. Социокультурная, ситуативно-ролевая адаптация семьи
  • 48. Комплексная типология семей
  • 49. Социально-педагогическая помощь семье
  • 50. Понятия «опека», «попечительство». Попечение сирот в современных условиях
  • 51. Виды приёмных семей
  • 52. Деятельность социального педагога с приёмными семьями
  • 53. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социального попечения
  • 54. Предпосылки девиации в подростковом возрасте
  • 55. Причины девиации
  • 56. Типы девиаций
  • 57. Особенности и причины детского алкоголизма
  • 58. Особенности и причины подростковой наркомании
  • 59. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 60. Преступность как форма проявления делинквентного поведения
  • 61. Основные подходы к профилактике девиантного поведения
  • 62. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
  • 63. Особенности социально-педагогической деятельности по предупреждению детского алкоголизма
  • 64. Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок»
  • 65. Работа социального педагога с одарёнными детьми
  • 66. Отношение социального педагога к родителям одарённого ребёнка
  • 67. Методика диагностики подростковых и юношеских групп
  • 68. Типология групп
  • 69. Методика работы социального педагога с группами различной направленности
  • 70. Социально-педагогический комплекс
  • 71. Методика реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды
  • 72. Досуг, основные направления его организации
  • 19. Государство и социализация человека

    Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций. Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами. Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Государство совершенствует воспитание, добиваясь того, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

    20. Регион и процесс социализации

    Регион - это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и культурных богатств. Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий-регионов. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется рядом характерных особенностей региона. Природно-географические особенности региона (ландшафт, климат, полезные ископаемые и т.д.) во многом определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру стабильности населения, т.е. опосредствованно влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат может оказывать и непосредственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособность, психическое состояние, продолжительность жизни. Социально-географические особенности региона включают в себя плотность населения, характер поселений (мера урбанизированности), традиционные занятия жителей, а также близость - удаленность от других регионов и средства сообщения внутри региона и с другими регионами. Эти особенности влияют на социализацию в основном косвенно, ибо от них во многом зависят стиль жизни, мобильность, источники информирования населения, что соответственно определенным образом сказывается на развитии детей, подростков, юношей. Климат и экономика определяют степень и характер урбанизированности региона. Социально-экономические особенности региона - это типы и ха¬рактер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами (а порой и с другими странами). Социально-демографические особенности региона - это национальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т.п.), миграционные процессы. Все эти характеристики играют очень важную роль в социализации подрастающих поколений. Регионы различаются по этническому составу населения. Исторические и культурологические региональные различия проявляются в свойственных населению нравах, стиле жизни, обычаях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольклоре, архитектуре и интерьере жилищ. Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно рассматривать и как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики региональных властей.

    "

    Государство
    Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и др.), осуществляющих управление обществом. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология (экономическая и социальная) и стихийная практика создают определенные условия для социализации жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как постановляемые государством, так и (еще чаще) получаемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.
    Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения, совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.
    Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство способствует воспитанию своих граждан, для этого создаются организации, осуществляющие, кроме своих основных функций, также воспитание различных возрастных групп. Государство взяло на себя воспитательную организацию с середины XIX в. Оно очень заинтересовано в воспитании граждан, добиваясь с его помощью формирования человека, который соответствовал бы социальному заказу. Для достижения своих целей государство разрабатывает некоторую политику в сфере воспитания и образовывает государственную систему воспитания.

    • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями.


    • Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.
      Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны , этнос, общество, государство .


    • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство


    • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, кот... подробнее ».


    • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое.
      Регион – часть государства , являющаяся целостной социально -экономической системой, имеющей общность.


    • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, кот. Типы и функции воспитания.


    • ...страны они влияют на социализацию человека, их используют и учитывают сложившиеся в стране этносы, общественность и государство .
      Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой...


    • Факторами виктимизации человека могут стать общество и государство , в которых он живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации , их многообразие, количественные, половозрастные, социально -культурные характеристики каждого типа зависят...


    • К факторам виктимизации человека можно отнести все факторы социализации : микрофакторы – семья, группы сверстников и субкультура
      средства массовой коммуникации; макрофакторы – космос, планета, мир, страна , общество, государство (классификация А. В. Мудрика).


    • Государство как экономический институт. В ряду субъектов экономики, деятельность которых подвержена влиянию психологических факторов , наряду с индивидом, организациями, социальными группами особое место занимает государство .

    Найдено похожих страниц:10


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

      контрольная работа , добавлен 22.04.2016

      Сущность и происхождение социальной роли личности. Процесс усвоения индивидом социальных ролей, влияние норм и статусной позиции. Понятие и виды ценностей. Возникновение, осуществление и ориентация на ценности ролевых взаимозависимостей индивидов.

      реферат , добавлен 09.05.2009

      Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

      курсовая работа , добавлен 28.06.2013

      Изучение сущности личности с точки зрения социологии. Личность, как объект социологического анализа. Обзор теорий социализации: теории Ч. Кули, Д. Мида, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона. Статусно-ролевая концепция личности. Процесс социализации личности.

      реферат , добавлен 13.08.2010

      Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

      реферат , добавлен 27.01.2011

      Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

      контрольная работа , добавлен 27.01.2012

      Понимание личности как социального явления. Философия личности с точки зрения социологии и ее социальные роли. Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре. Сущность процесса социализации личности.

      контрольная работа , добавлен 27.08.2012

      Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция "значимый другой" в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.

      контрольная работа , добавлен 21.10.2010