Роль учебной практики в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Современные проблемы науки и образования Роль практики в производственном обучении

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Субочева Алла Олеговна 2
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат технических наук, доцент кафедры "Управление персоналом"
2 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой "Управление персоналом"


Аннотация
В настоящее время в рамках образовательного процесса ВУЗа используются разнообразные средства, направленные на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор студентов. По мнению авторов статьи, одним из важных инструментов, влияющим на профессиональное самоопределение студентов оказывает и учебная практика. В данной статье представлены результаты социологического исследования влияния учебной практики на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор в двух московских ВУЗах.

THE STUDY OF THE ROLE OF EDUCATIONAL PRACTICE AS AN ACTIVE METHOD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Subocheva Alla Olegovna 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor of Department "Personnel Management"
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor, Deputy head of Department "Personnel Management"


Abstract
Currently, within the educational process of the University uses a variety of tools aimed at professional identity and professional students" choice. According to the authors, educational practice an important tool that affect professional self-determination of students and provides. This article presents the results of a sociological study of the effect of training practices on professional identity and professional choice in two Moscow Universities.

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Субочева А.О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

В современном образовании понятие профессиональное самоопределения студента является одним из основополагающих и оказывает влияние на стратегию развития современного ВУЗа, на содержание и направленность профессиональных программ, подбор преподавателей, содержание внеаудиторной и научной работы. Но в большей степени конечно профессиональное самоопределение важно для самого студента как будущего специалиста.

Говоря о профессиональном самоопределении важно разделять понятия «профессиональный выбор» и «профессиональное самоопределение». Профессиональный выбор представляет собой решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу человека, которое может быть осуществлено даже и без учета его отдаленных последствий. В этом случае выбор профессии (как достаточно конкретный жизненный план) не будет опосредован отдаленными жизненными целями .

Выбор будущей профессии является одним из самых главных моментов в жизни молодежи. Этот выбор индивидуален. Являясь частью личностного самоопределения, он имеет большое значение для будущего специалиста как в социальном, так и в личностном плане. Выбор профессии – это главная социальная задача юношеского возраста.

Профессиональное самоопределение ряд исследователей рассматривают как процесс, который охватывает практически весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности .

В динамике развития профессионального самоопределения, связанной с возрастными периодами, многими исследователями выделяются различные этапы: 1) дошкольного и школьного развития, выбора профессии (проектирования профессионального старта и жизненного пути); 2) период профессиональной подготовки и период дальнейшего становления профессионала.

Первый этап по профессиональному самоопределению человека начинается ещё в школе, когда перед учащимся старших классов встает выбор продолжения обучения: в школе, затем – в высшем учебном заведении или в среднем специальном учебном заведении, одновременно получая среднее и профессиональное образование. Процесс выбора профессии – сложный процесс, который подвержен влиянию множества факторов, таких как интересы человека, родители, учебное заведение, СМИ и др. По мнению ряда исследователей, решающее воздействие на принятие решения в данной сфере оказывает социальная среда. Существующие в данной области исследования свидетельствуют, что около 52% опрашиваемых школьников отвечают, что на их выбор повлияли родители и родственники, около 14% – «советы друзей», 11% – профориентация в школе .

Способствовать выбору профессии в настоящее время может новый просветительско-образовательный проект Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы» для школьников, студентов и взрослых, который начался в Москве в сентябре 2013 года. В его рамках заявлено более 300 мероприятий, проводимых вузами, музеями, историко-культурными комплексами Москвы (лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, которые проводятся не только по субботам, но и в будние дни), каждое из направлено на оказание помощи молодежи в выборе будущей профессии. В проекте есть программы, рассчитанные на дошкольников и учащихся младших классов, предусмотрены разные формы посещения: индивидуальные, групповые и семейные. Общедоступный характер проекта, заключающийся в том, что учащиеся школ, колледжей, вузов могут посетить все организуемые мероприятия, будет способствовать широкому охвату аудитории .

Второй этап профессионального самоопределения происходит уже в процессе обучения в учебном заведении высшего или среднего профессионального образования. В этот период происходит усвоение обучающимся системы основных концептуальных и ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение профессиональными компетенциями, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, развиваются профессионально важные личные качества, оценивается профессиональная пригодность. Именно в этот период молодые люди оценивают правильность собственного профессионального самоопределения. Здесь уже многое зависит от политики, проводимой в отношении будущей профессии и дальнейшего трудоустройства выпускника того или иного направления подготовки (специальности). Для студентов старших курсов (особенно – для выпускного курса) в этот период остро встает вопрос о выборе конкретного места работы, оценки своей специальности не столько с позиций своих личных склонностей, способностей и интересов, а и с точки зрения ее актуальности и востребованности на рынке труда.

Однако в образовательной политике вуза и в организации учебного процесса не всегда учитывается необходимость подготовки выпускников к трудоустройству после обучения. После 1993 г. обязательное распределение выпускников вузами России не осуществляется. Тем не менее, во многих вузах созданы подразделения, отвечающие за трудоустройство своих выпускников.

По нашему мнению, в учебных заведениях очень важно использовать активные методы профессионального самоопределения , такие как научно-практические студенческие конференции, «Дни карьеры», учебные практики и др. Под учебными практиками в данной статье понимаются все виды практик, проводимые вузом в процессе обучения студентов, в том числе производственная и преддипломная. Учебная практика играет значимую роль в профессиональном становлении будущего молодого специалиста. Каждый вид учебной практики направлен на обогащение знаний студентов профессиональным опытом; способствует формированию самостоятельной творческой личности, сознательно стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, видящей смысл и общественную значимость результативности своей деятельности. В процессе учебной практики от студента требуется профессиональная мобильность, т. е. быстрая социально-психологическая и информационная адаптация к новым для него условиям и развитие его способности к самообучению (адаптация на рабочем месте). Помимо саморазвития студентов на новом рабочем месте на их профессиональное самоопределение влияет база практики – организация-работодатель в лице ее руководителей и линейного персонала, занятых в процессе прохождения практики студентами-практикантами. Важно, чтобы цели практики, поставленные перед студентом-практикантом, совпадали с целями руководителей практики от организации.

Проблема влияния прохождения учебной практики на профессиональное самоопределение студентов является недостаточно изученной, но в условиях модернизации системы профессионального образования и новой ее стратегии является очень актуальной.

Основные вопросы, которые мы хотели прояснить в ходе исследования, заключались в следующем.

  1. Каким образом студенты оценивают полезность практического опыта, получаемого ими в процессе прохождения учебной практики?
  2. Оказывает ли прохождение практики существенное влияние на изменение профессионального выбора студентов?
  3. Насколько сформировалось чувство профессиональной принадлежности у студентов, прошедших практику?

Исследование проводилось методом анкетного опроса. В опросе приняли участие 124 студента двух московских ВУЗов: Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет) и Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Профиль респондентов более подробно представлен в таблице 1. Результаты опроса обрабатывались с помощью программы SPPS.

Таблица 1 – Профиль респондентов (n=108 чел.)

Была изучена структура мест прохождения практики: 96,7% из опрошенных студентов проходили практику, причем только 30,6% опрошенных проходили практику в коммерческих организациях, 67,7% – в бюджетных организациях и на госслужбе. Вместе с тем, в будущем 56% студентов хотели бы проходить практику в коммерческих организациях.Абсолютное большинство студентов указали на самостоятельность выбора будущей профессии (79%) при поступлении в ВУЗ.

85,2% указали на положительную роль прохождения практики в процессе профессионального самоопределения (или оценили полезность прохождения практики).

В ходе исследования было изучено мнение студентов об уровне организации и содержании практики: 77% студентов положительно оценили уровень организации практики, понравилось содержание практики 67,2% опрошенных.

Как показало исследование, более половины опрошенных студентов (58%) в процессе прохождения практики не изменили своего отношения к выбранной профессии. Анализ показал низкий уровень корреляции между изменением отношения к выбранной профессии после прохождения практики с уровнем организации практики (значение коэффициента Спирмена – 0,278) и содержанием практики (значение коэффициента Спирмана – 0,264) (таблица 2).

Таблица 2 – Непараметрическая матрица корреляции изменения отношения к выбранной профессии с уровнем организации и содержанием практики

Показатель

Изменение отношения к выбранной профессии

Отношение к уровню организации практики

Отношение к содержанию практики

1 Изменение отношения к выбранной профессии
2 Отношение к уровню организации практики
3 Отношение к содержанию практики

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор формируется в основном до поступления в ВУЗ. Именно по этой причине прохождение практики не оказывает решающего фактора на изменение отношения к выбранной профессии.

Одной из позитивных тенденций, выявленной в ходе опроса, является желание большинства студентов (60,7%) работать после окончания ВУЗа по выбранной специальности и их стремление стать профессионалами в своей области, причем 54,7% опрошенных хотели бы работать в коммерческой организации, а 21,3% – планируют открыть собственное дело.

Вместе с тем 13,1% опрошенных студентов работать по полученной специальности в будущем не собираются, а 26,2% – пока находятся процессе самоопределения.

16,7% опрошенных студентов совмещают учебу с работой, что является одной из часто встречающейся причиной пропуска учебных занятий.

В целом можно отметить положительное влияние учебной практики на профессиональное самоопределение студентов, но не решающее, поскольку свой профессиональный выбор был ими сделан до поступления в учебное заведение. Большинство студентов, прошедших учебную практику в организации, положительно оценивают полученный производственный опыт, что влияет на их мотивацию в дальнейшем освоении профессиональных основ. Многие студенты отмечают полезность учебной практики с точки зрения получения и развития профессиональных навыков. Кроме этого, учебная практика положительно влияет на информированность студентов о будущей профессиональной деятельности, формирует чувство принадлежности к профессиональному сообществу, способствует осознанию трудностей будущей профессиональной деятельности, развивает профессиональные компетенции.

Количество просмотров публикации: Please wait

Министерство образования и науки Российской Федерации

Рубцовский индустриальный институт

(филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Т.А. Убогова, А.В. Шашок

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

направления 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Рубцовск 2014

УДК 621.311.1 (075.5)

Ж.В. Симсиве, Т.А. Убогова, А.В. Шашок. Программа производственной практики направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск: РИО, 2014.- 15 с.

Приведены программа производственной практики, задание, календарный план, методические указания по оформлению отчета. Для студентов 2 курса обучающихся по направлению 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Программа производственной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ТиТМиПП РИИ АлтГТУ

Протокол № 7 от 5 09.2014 г.

Резензент:

профессор кафедры НТС

к.т.н., профессор

А.Н. Площаднов

1 Общие положения. 4

1.1 Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров 4

1.2 Цели и задачи производственной практики. 4

1.3 Сроки проведения производственной практики. 5

1.5 Требования к знаниям умениям и навыкам, которые должны быть получены или закреплены.. 6

2 Задание производственной практики и календарный план его выполнения 9

3.1 Характеристика заданий и методические рекомендации по их выполнению 10

3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 10

4. Требования к отчету студента о практике. 11

5. Обязанности студента-практиканта. 12

Форма листа задания. 13

Календарный план практики. 14

Форма титульного листа отчета о практике. 15

Общие положения

Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров

Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающей закрепление студентами получаемых теоретических знаний, а также получение практических умений и/или навыков непосредственно на машиностроительных предприятиях. В процессе прохождения производственной практики студенты знакомятся с основными принципами функционирования машиностроительных предприятий и их отдельных подразделений. Кроме того в процессе прохождения производственной практики студент собирает материал для выполнения курсовых проектов и работ по дисциплинам профессионального цикла.

Козлова Елена Ивановна

ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум

энергетики и электронной техники

имени А.И. Полежаева»,

преподаватель специальных дисциплин

РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

В настоящее время в России происходит модернизация среднего профессионального образования, в рамках которой большое распространение получило понятие «компетентностный подход». Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимся не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе, что позволяет адаптировать образовательный процесс к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования молодые специалисты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в различных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, новые образовательные стандарты позволяют обучающемуся непросто освоить уровень знаний определенный основной профессиональной образовательной программой для работы в избранной области, но и научиться при необходимости самостоятельно получать недостающие знания.

Вместе с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи, поэтому особую значимость приобретает практико-ориентированная подготовка студентов, позволяющая погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.

Первоначальным звеном в системе практической подготовки студентов ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» является учебная практика, которая проходит на базе техникума. В процессе прохождения практики обучающиеся приобретают первоначальные практические навыки и осваивают общие и профессиональные компетенции по специальности.

Следующим этапом ознакомления с профессиональной деятельностью является производственная практика студентов, которая включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную практику. Целями производственной практики являются закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе деятельности конкретной организации или предприятия, а также подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Для прохождения производственной практики студенты направляются на предприятия и в организации на основании заключенных с ними договоров или ходатайств, где выполняют работу в соответствии с индивидуальными заданиями и производственным планом на штатных рабочих должностях.

Не стоит забывать, что производственная практика – сложная форма учебного процесса, как в организационном, так и в методологическом плане, т.к. для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и образовательного учреждения и приспособить процесс обучения к практическим задачам предприятий. Поэтому для выявления роли производственной практики в формировании профессиональной компетентности студентов, улучшения качества практической подготовки и повышения конкурентоспособности выпускников ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» было проведено анкетирование студентов 4 курса отделения «Вычислительная техника» и представителей предприятий, на которых обучающиеся проходили производственную практику в течение 2014-2015 учебного года.

Следует отметить, что 81% опрошенных студентов утверждает, что в процессе обучения лучше усваивает учебный материал в действии, т.е. при выполнении лабораторных и практических работ, а также при прохождении практики, и только 19% отдают предпочтение лекционным занятиям. Это подтверждает и тот факт, что в процессе практического обучения студенты показали более высокое качество знаний и навыков, о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов зачетно-экзаменационных сессий и практик.

Таблица 1 – Сравнительный анализ результатов успеваемости обучающихся

Специальность

Профессиональный модуль

Результаты зачетно-экзаменаци-онной сессии

Результаты практик

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

230113 Компьютерные системы и комплексы

ПМ.01 Проектирование цифровых устройств

ПМ.02 Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования

ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов

230115 Программиро-вание в компьютерных системах

ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных

ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей

ПМ.04 Выполнение работ по профессии

Таким образом, средняя абсолютная успеваемость по результатам зачетно-экзаменационных сессий составила 95,37%, а качественная – 52,03%, в то же время по результатам практик данные показатели составляют соотвественно 98,25% и 70,43%.

Выпускники также отметили, что в результате прохождения производственных практик 24% смогли улучшить теоретическую подготовку, 30% усовершенствовать практические навыки, 20% научились самостоятельно получать недостающие знания, 12% освоили исследовательские навыки, а 62% получили практический опыт разрешения профессиональных ситуаций и принятия верных решений.

Анализ информации, полученной по результатам анкетирования также показал, что большинство руководителей практик были удовлетворены работой студентов-практикантов, при этом средний балл оценки работы студентов на местах прохождения практики составил 4,8. Для сравнения средний балл оценки студентов по результатам зачетно-экзаменационных сессий составил 4,1 балла.

Кроме того, руководителями было отмечено, что в ходе производственной практики студенты нередко выступали носителями новых идей, теорий и технологий, а также старались конструктивно принимать критику со стороны специалистов организации, стараясь заслужить уважение со стороны руководителя и коллег.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки:

    обучающую – студенты лучше усваивают знания и успешнее учатся применять их в решении конкретных ситуационных задач;

    развивающую – погружение студентов в обстановку профессиональной деятельности помогает раскрыть их потенциал, развивать активность, мышление и коммуникационные навыки;

    воспитывающую – в процессе прохождения практики формируется социально активная личность будущего специалиста, заинтересованного в своей профессии;

    диагностическую – студент с помощью руководителя и коллег определяет степень своей профессиональной пригодности и уровень профессиональной направленности.

Все это позволяет отметить, что грамотно организованная практика и общение с квалифицированными наставниками и специалистами позволяет обучающимся оценить уровень своей теоретической и практической подготовки, степень готовности к профессиональной деятельности и дает возможность убедиться в правильности выбора профессии.

Список использованных источников

    Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 804 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах».

    Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 849 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы».

    Преддипломная практика: методические указания для студентов/ Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева. Сост.: Е.И. Козлова. – Саранск, 2015. – 32с.

Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций

Шиндиной Виктории

студентка ГБОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа,1 курс

Научный руководитель – Сухенко А. А., преподаватель педагогических дисциплин

В современной системе образования компетенциям педагога отводится важная роль. Теория компетенций была разработана американскими психологами как ответ на вопросы: почему сотрудники, имеющие престижные дипломы, шикарный послужной список, прошедшие отборочные тесты на уровень, зачастую так неэффективно выполняют свою работу? На основе чего можно спрогнозировать эффективное выполнение работы сотрудником?

После многолетних исследований психологи сделали следующий вывод: ни опыт работы, ни дипломы, ни рекомендации коллег на самом деле не могут гарантировать, что сотрудник будет достаточно хорошо выполнять ту или иную работу. Оказалось, что возможность наиболее точно спрогнозировать качество выполнения работы сотрудником, дают его компетенции. Так что же такое компетенция?

Компетенция, по данным Википедии - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

В области профессионального образования в процессе обучения студенты формируют общие и профессиональные компетенции.

Общими или универсальными называют базовые компетенции широкого спектра использования, то есть, компетенции многофункциональные , надпредметные и междисциплинарные . К ним относят способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования, работать в команде, ставить цели, задачи и строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм.

По мнению Лебедева О . Е . , Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Профессиональные к омпетенции различаются по профессиональным уровням :

Профессиональные - компетенции, которые поддерживают провозглашенную миссию и ценности коллектива. Включают в себя профессиональные и личностные качества, которые должны быть присущи каждому учителю.

Управленческие - компетенции, применяемые в отношении руководящих должностей всех уровней управления. Включают в себя способности и личностные качества, составляющие совокупность умений и навыков, необходимых учителю для успешного достижения высоких достижений профессионального уровня.

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят способность:

  • самостоятельно учиться;
  • оценивать ситуацию и свои возможности;
  • принимать решения и нести за них ответственность;
  • адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  • вырабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации;
  • определять цели и задачи, планировать свою деятельность;
  • осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты своей деятельности;
  • повышать свою квалификацию или «переквалификацию».

Для повышения профессионального уровня существует несколько направлений деятельности:

1. Углубление научных знаний. Научная мысль непрерывно развивается, и учитель независимо от своего стажа чаще всего вынужден самостоятельно осваивать новое содержание обучения, не дожидаясь, корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность специалиста.

2. Повышение психолого-педагогического уровня. Знание психологии и педагогики, как и основ других наук, составляет содержание учебных предметов.

3. Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если все студентов закончат учебное заведение с «красным дипломом».

4. Развитие способностей работать в коллективе. Это умение приобретает особое значение. Эффективность учебного процесса зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности профессиональных организаций.

5. Освоение методиками научно-исследовательской деятельности. Новые методики и технологии требуют от учителя умения находить, анализировать и обобщать научную информацию, экспериментально проверять эффективность нововведений.

Формирование профессиональных компетенций может быть осуществлено путем углубления теоретических знаний, увеличения самостоятельности, формирования целеполагания и применения полученных знаний на практике.

Практика по мнению Ожегова – это одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

В процессе обучения осуществляются различные виды практик. В ГБОУ СПО ТСПК по стандарту нового поколения, на I курсе обучения было осуществлено проведение учебной и профессиональной практики по профессиональному модулю «Организация внеурочной деятельности младших школьников».

Организация учебной и производственной практики направлена на:

  • выполнение федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;
  • непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.

В процессе осуществления практики решались следующие задачи:

  1. Овладение студентами общими и профессиональными компетенциями, позволяющими решать задачи организации внеурочной деятельности и общения младших школьников.
  2. Становление целостных представлений студента о своеобразии внеучебной деятельности и общения младших школьников в условиях образовательного учреждения.
  3. Развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности в условиях учебной и производственной (по профилю специальности) практики.

С целью овладения профессиональной деятельностью и профессиональными компетенциями студент в ходе практики должен был сформировать практический опыт и сформировать профессиональные умения.

Практический опыт состоит:

  • в анализе планов и организации внеурочной работы в научно- познавательной деятельности;
  • в определении целей и задач, планировании, проведении внеурочной работы в избранной области деятельности;
  • в наблюдении, анализе и самоанализе внеурочных мероприятий и занятий, обсуждении отдельных мероприятий и занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями;
  • в разработке предложений по их совершенствованию и коррекции наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
  • в ведении документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы по научно-познавательной деятельности.

Профессиональные умения заключаются в способности:

  • находить методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности;
  • использовать методическую литературу, необходимую для подготовки и проведения внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности;
  • определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
  • составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
  • подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
  • использовать различные методы и приемы обучения;
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
  • выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
  • анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности.

Основные проблемы прохождения практики заключались в заполнении дневника (15%), составлении конспектов (12%) и написании отчётов (23%), так как это для студентов являлось новым видом деятельности. 11% студентов отмечают недостаточность знаний, точнее компетентностей перед началом практики. У остальных 39% студентов практика не вызвала затруднений. Эффективность и успешность, заключались в качественной организации и чуткому сопровождению каждого студента своим руководителем.

В результате прохождения практики студенты овладели методом наблюдения, некоторыми приёмами и средствами проведения занятий, навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

К концу практики большинству студентов удается решить текущие проблемы, и по данным опроса практика в школе закрепляет у 94% студентов интерес к профессии.

Представленный в данной статье краткий обзор формирования профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о необходимости активизировать работу в осуществлении учебной и производственной практики, особенно в поиске эффективных способов ее реализации.


Архипова М.Н. Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального становления студентов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2017/m5-statya-2017-1/742-00272. - ISSN 2413-4066

Архипова Марина Николаевна

Преподавател ь

Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск, Тамбовская обл.

Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального

становления студентов

Аннотация: В данной статье раскрывается роль учебной и производственной практик, как важного этапа в рамках учебного процесса, так как именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Все это даст возможность молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

Ключевые слова: право социального обеспечения, профессиональное обучение, практическая деятельность, учебная и производственная практика, современные модели социальной работы, технологии и методы социальной работы, принципы деятельности социального работника, квалифицированный специалист.

Становление федеральной системы социального обеспечения представляет собой долгий процесс. Нормы права социального обеспечения постоянно развиваются, меняются, совершенствуются. Однако особая значимость отраслевых норм, их роль для каждого человека по-прежнему сохраняются. Право социального обеспечения, его нормы сопровождают каждого человека с момента его рождения до самой смерти. Ведь в основу возникновения отношений в области социального обеспечения положены такие жизненно важные события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, необходимость в социальной помощи и поддержке.

Дисциплина «Право социального обеспечения» является основополагающей в профессиональной подготовке будущего социального работника. Это обусловлено в первую очередь спецификой его профессиональной деятельности. Социальный работник должен уметь оказывать материально-бытовую помощь, морально-правовую поддержку и выполнять надомное социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В его должностные обязанности входит выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, проживающих в зоне обслуживания, нуждающихся в помощи и поддержке. Он определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. В обществе возникает потребность в специалистах, работающих в сфере социального обеспечения.

Учебные заведения среднего профессионального образования готовят специалистов в области социального обеспечения и социальной защиты населения. В настоящее время

требования к таким специалистам завышены, ведь они работают прежде всего с людьми, с населением.

В связи с этим огромное значение придается поиску приемов и способов, повышающих уровень специалистов. К числу таких способов и приемов относится организация полноценной и эффективной учебной и производственной практик.

Практика становится решающим, ключевым звеном в системе профессионального обучения. Предусмотренная федеральным государственным образовательным стандартом практика студентов в настоящее время стала не только составной частью учебного процесса, но и период, когда студенты могут применить полученные знания, умения, навыки в учреждениях или в организациях социальной защиты населения.

Практическая деятельность студентов может выполнять адаптационную, обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Все перечисленные функции знакомят обучающихся с законодательными основами будущей профессии или специальности, с различными видами работ, формируют у будущих специалистов толерантность, выдержку, усердие, ответственность за принятые решения, помогают будущим специалистам устанавливать контакт с населением, учат ориентироваться в системе социально-производственных отношений и связей, формируют и развивают у студентов-практикантов в процессе прохождения практики организаторские способности. Во время прохождения практики обучающиеся развиваются как личностном, так и в профессиональном плане, учатся мыслить и действовать как профессионалы, опирающиеся на здравый смысл и знания, умения и навыки, полученные в колледже.

В результате прохождения учебной и производственной практик в учреждениях и организациях социального обеспечения студенты анализируют действующее законодательство в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; принимают документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала; разъясняют порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления; формируют пенсионные дела; составляют проекты на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем; консультируют граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения; запрашивают информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализируют полученные сведения.

При прохождении учебной и производственной практик студенты обязаны: подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики; выполнять все виды работ, которые не противоречат должностной инструкции работников по профессии и не угрожают здоровью практикующихся студентов; выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок.

Обучающиеся, не прошедшие учебную и производственную практики или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

В соответствии с действующими нормативными документами, форма и вид отчетности студентов о прохождении практик определяются учебным заведением.

В качестве отчетных материалов о прохождении практики в колледже выступают:

1. Аттестационный лист по производственной практике. Для его заполнения используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом;

2. Отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме, включающий в себя место и сроки прохождения практики.

В установленный срок студент составляет письменный отчет в форме Microsoft Word, оформленный в соответствии с методическими указаниями, отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю практики.

Все оформленные отчетные документы по практике располагаются в следующей последовательности:

1. Титульный лист. Отчет о выполненных заданиях.

2. Копия приказа с предприятия об устройстве студента на практику.

3. Задания.

4. Дневник по практике.

5. Характеристика.

6. Приложения.

Отчет по практике должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам:

Введение:

Цель, место, дата начала и продолжительность практики;

Перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.

Основную часть:

Описание организации работы в процессе практики;

Описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; в отчет по каждому из видов заданий должны входить следующие составляющие: тема, формулировка задания, этапы его выполнения, навыки (приобретенные за время его выполнения);

Перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.

Заключение:

Необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

Дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;

Сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.

Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

По итогам защиты практики выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено», о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости, аттестационном листе по практике и зачетной книжке.

При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.

Таким образом, учебная и производственная практики - это важный этап в рамках учебного процесса. Именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Успешно пройдя учебную и производственную практики, студенты должны знать и владеть основными современными концепциями и моделями социальной работы; общими и частными технологиями, методами социальной работы; основными принципами деятельности социального работника; структурами, которые способны оказать помощь в преобразовании ситуации клиента. А все это поможет молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник/В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2014. - 512 с.

2. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник/В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2012. - 152с.

3. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. оразования/ М.Н. Гуслова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256с.

4. Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. Эффективная практика как ключевой элемент профессионального образования /Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. //Среднее профессиональное образование. - 2014. - №3. - С. 14-16.

Marina Arkhipova

Center college of application-oriented qualifications of FSBEI HE Michurinsk SAU,

Role of Educational and Industrial Practice in the Course of Professional Formation of

Abstract: This article explores the role of educational and industrial practices, as an important step in the framework of the educational process, as it allows a young specialist to establish themselves, to improve their skills, learn how to establish contact at work, apply their in college knowledge, skills, skills. All this will enable the young specialist to be in demand and competitive in the labor market.

Keywords: right to social security, vocational training, practical work, training and manufacturing practices, current models of social work, technology and methods of social work, the principles of activity of a social worker, a qualified person.