Библиотечные сюжетно ролевые игры для школьников. Конспект сюжетно-ролевой игры "Библиотека" план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Ирина Дехант и компания
Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»

Цель : Закрепить знания о библиотеке .

Задачи :

Расширять представление детей о профессии библиотекарь , содержание и значимость труда библиотекаря .

Воспитывать у детей отзывчивость и уважение к труду библиотекаря

Воспитывать бережное отношение к книгам

Предварительная работа :

Экскурсия в библиотеку

История прошлого книги

Рассматривание иллюстраций

Давайте запомним эти правила :

1. Книгу нужно пересматривать за уголок страницы

2. Книгу нельзя рвать и пачкать

3. Книги читают за столом.

(Презентация книг самоделок, выполненных родителями с детьми)

Воспитатель : Мы словно попали в волшебное царство :

В нем тысячи книг на полках живут.

Придут сюда умные, добрые дети,

От корки до корки все книги прочтут.

Я буду директор. Меня зовут Любовь Вячеславовна. Сегодня я хочу познакомить вас с библиотекой .

Загадка :

Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу прочитал.

Значит ты ….

Читатель

Вы хотите быть читателями?

Как вы думаете, что читатели делают в библиотеке ? (ответы детей)

Загадка :

Таблетки и микстуру

Вам продает аптекарь,

Учебники и книги

Найдет нам….

Библиотекарь

Дети дают ответы, кто будет библиотекарь .

Мы были с вами на экскурсии в библиотеке . Давайте вспомним какие отделы работают в библиотеке ? (абонемент, читальный зал, гостиная, книжная мастерская)

Загадка :

Друг за другом, ровно в ряд,

Дружно карточки стоят,

Чтоб помочь любому смог,

Существует….

(Что это-)

Кто дал правильный ответ, тот и будет работать на абонементе. (На нём заполняют формуляр. Рассказывают о книгах)

Загадка :

Кто отгадает?

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает…

1 библиотекарь : Добро пожаловать в абонемент.

Наполнено царство таинственным светом,

Здесь спряталась где то в тени тишина.

И, слышно дыханье на каждой странице

Мы рады видеть вас!

У нас новое поступление книг. Прошу вас пройдите, Прошу знакомьтесь. (показывает книги и рекомендует их)

Ребята, давайте вспомним с вами правила поведения в библиотеке . (ответы детей)

Молодцы, вы правила хорошо знаете.

Дети выбирают книги.

Максим тебе нравится эта книга?

Маша, а тебе что понравилось?

Если вам понравилось, подойдите, я запишу вам книгу.

(библиотекарь заполняет формуляр )

2 библиотекарь : Я приглашаю вас в читальный зал.

В этом зале есть старые книги,

А есть новые.

Их все невозможно прочесть.

Но каждая дарит нам радость познанья,

Поэтому надо их свято…. Беречь.

Доктор – мастеровой : В нашей библиотеке есть книжная мастерская.

Ребята, я доктор мастеровой приглашаю всех желающих помочь мне в ремонте книг, сделать закладки.

А для чего нужны закладки? (ответы детей : чтобы удобно было пользоваться книгой)

2 библиотекарь : Мы рады вас видеть. Познакомить с новыми книгами, необычными, рассмотрим журналы. Я предлагаю вам обратить внимание на эту книгу (показывает и рассказывает)

После этого дети самостоятельно выбирают книги, журналы и садятся их рассматривают.

Раздается телефонный звонок.

Директор библиотеки : Алло?

Продавец склада – магазина : Здравствуйте! К нам поступила новая литература. Вы хотели бы их приобрести для своей библиотеки ? Они очень красочные и интересные.

Директор : Хорошо, давайте оформим заказ, заполним документ, присылайте курьера.

Шофер – курьер : Оформим заказ. Подписывает документ.

Директор : Когда вы нам привезете заказ?

Шофер : В течение дня.

Директор : Скоро нам привезут новые книги, мы приглашаем вас познакомиться с ними.

Шофер : Привез заказ.

Паспорт проекта

Вид проекта

1. Информационный

2. Творческий

3. Социальный

Продолжительность :

1. Долгосрочный

2. Совместно с родителями

Участники

1. Дети старшей группы

2. Родители

3. Педагоги, узкие специалисты

Цель : воспитание любви и бережного отношения к книге.

Карта идей детского творчества.

Схема проекта «Библиотека »

1 этап :

Подготовительный

Название, тема

Планирование деятельности

2 этап : Практическая деятельность

Познавательное развитие

Игровая деятельность

Мир библиотеки

Художественно – творческое развитие

3 этап :

Презентация проекта

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека »

Счастье в том, что опять поутру

Дети в садик снова идут.

Ждут открытия там детвору

И занятия по 25 минут.

Научить и душой обогреть –

В этом есть наш воспитателя труд,

И сердечнее сделать сердца

Предстояло за эти года.

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного помню.

То, что я вижу, слышу и обсуждаю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу, обсуждаю, я приобретаю знания и навыки.

Когда я передаю знания другим. Я становлюсь мастером.

Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому.

Публикации по теме:

ЦЕЛЬ: Развивать у детей интерес к сюжетно ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. ЗАДАЧИ: обогащать словарный запас. Закреплять.

Дети во все времена любили играть в различные игры,выбирая сюжет самостоятельно или с помощью взрослых. Одну из таких игр, название которой.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию идею оформление книжного уголка и сюжетно - ролевой игры "Библиотека" Тематическое.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» в старшей группе детского сада. В нашем детском саду завершилась «Неделя книги». Много интересных мероприятий.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» (разработана на основе технологии Крыловой Н. М. «Детский сад – дом радости») Цель: содействовать тому,.

Игровая зона для девочек. В свободное время дети могут здесь поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «День рождения», «Гости». А также можно использовать в процессе организованной деятельности, например, когда знакомим детей с предметами посуды, предметами быта; когда знакомим с правилами этикета, чайными традициями.

Сюжетно-ролевая игра «Гости, день рождения».

Программное содержание: Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка ком­наты, сервировка стола). Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Оборудование: куклы, детская мебель, угощение для кукол, чайные приборы, вазы, чай, пирожные, подарки.

Ход игры: Ребята могут играть в своей группе в вообра­жаемой ситуации, а гостями могут быть куклы.

Перед игрой можно провести беседу, в ко­торой сообщается, что правила игры требуют, чтобы хо­зяева были вежливы по отношению к гостям, предуп­редительны, употребляли вежливые слова: «будьте доб­ры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д. После этого все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Вос­питатель сообщает ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый предлагает ребятам договориться, как они встретят гостей, чем их займут.

Также можно разучить с детьми куплет извес­тной песенки с хлопками:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли,

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

И с капустой пирог,

И с картошкой пирог.

А который без начинки -

Самый вкусный пирог!

Затем предложить детям самостоятельно составить план игры, что, как и зачем будет происхо­дить в ней. Педагог может подать некоторые идеи более ин­тересного развития сюжета, но основное содержание должны придумать сами ребята.

Вариант игры: когда «гости» пришли на день рождения, то «хозяева» встречают их, правильно расса­живают, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте это пирожное», «Не хотите ли еще чаю или сока?, «угощайтесь тортом» и т.д.

После чаепития «хозяева» развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяе­ва» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто ка­кие развлечения будет проводить.

Можно провести следующие игры, хороводы: «Каравай», «Фанты», «Волшебный стул», «Музыкальный стул».

Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться.

Стихотворение:

День рожденья — самый лучший,
Самый радостный денёк,
Для проказ счастливый случай
И для шалостей предлог.

Фрукты, сладости, варенье,
Весь в свечах огромный торт!
В этот день без угощенья
Не останется никто!

Принимаю поздравленья
От друзей и от родных,
И к себе на день рожденья
Приглашаю в гости их.


Игровая зона «Салон красоты».
В этом игровом уголке дети могут поиграть в разные сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Ателье мод», «Салон красоты», «Показ модной одежды». Можно провести конкурсы на лучшую причёску, на лучший наряд.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты».

Программное содержание: закреплять и расширять знания о работе мастеров салона красоты; развивать умение самостоятельно распределять роли и развивать сюжет игры, выполнять ролевые действия; создавать условия для творческого самовыражения; воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: набор инструментов для парикмахера (ножницы, расчески, фен, лак, шампунь, заколки, резинки и т.д.), альбом с образцами причесок, фартуки, накидки, набор инструментов для мастера маникюра (лаки, кисточки, пилочки, крема), касса, деньги, чеки, аксессуары для нарядов (бусы, серьги, шляпки, сумочки).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Ребята, приближается праздник Новый год. Все хотят в этот день быть самыми красивыми, сделать себе новую прическу, маникюр, макияж. И мальчики тоже должны выглядеть хорошо. А где все это можно сделать? Правильно, все эти услуги оказывают в салоне красоты.

Все вместе вспоминают, какие профессии есть в салоне. Распределяются роли по желанию. Выбираются парикмахеры, мастер маникюра, макияжа, кассир, администратор.

— Ребята, а как же нам побыстрее добраться до салона красоты? Дети предлагают разные варианты. Решают вызвать такси. Имитируется звонок по телефону. Выбирается водитель такси, который с помощью детей строит машину из стульчиков. Все едут в салон. В салоне сотрудники готовят свои рабочие места, а остальные дети на такси едут кататься по городу. Через некоторое время клиенты приезжают и идут делать прическу, маникюр, макияж. Воспитатель также проходит все процедуры, участвуя в ролевых диалогах и привлекая малоактивных детей:

— Дима, у нас в салоне красоты замечательный мужской мастер. Ты должен обязательно у него подстричься! Мама тебя не узнает!

— Ира, у нас в салоне есть мастер по маникюру. Ты должна себе сделать красивый маникюр к празднику.

Игра продолжается, пока не угаснет интерес детей.

Стихи:

Салон красоты

Нравится работать Соне
Парикмахером в салоне –
Причесать, постричь, завить,
Лаком для волос облить.
Косметологу же Асе
Нравится ресницы красить,
Пудрить лоб и пудрить нос,
Красить губы ярче роз,
Щечки бледные румянить,
Веки обводить тенями,
И на пальчиках руки –
Красить лаком ноготки.

ПАРИКМАХЕР

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.


Игровая зона «Торговля».
В свободное время дети играют в следующие сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Хлебный магазин», «Супермаркет», «Магазин». Эти же материалы можно использовать и на занятиях: «Знакомство с хлебобулочными изделиями», «Знакомство с профессией продавца», «Здоровая пища» и др.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Программное содержание: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. Обучать детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина.

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: Табличка «Магазин», прилавки, кас­са, бумага, карандаши, несколько игрушечных весов, счеты, предметы-заместители продуктов, одежда для продавцов, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель напоми­нает, как должен покупатель разговаривать с продав­цом, а продавец - с покупателем, и предлагает одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «по­жалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут. Затем распределяются роли по желанию детей.

Дальше начинается игра. Директор объявляет об от­крытии нового магазина и приветливо встречает поку­пателей. После этого покупатели расходятся по отде­лам магазина: одни покупают одежду, другие — про­дукты, третьи - канцелярские товары. Идет оживлен­ная торговля. Все товары имеют цены, но округлен­ные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рам­ках изучаемого в детском саду программного материа­ла. Неплохо в игру ввести маленькие весы для взвеши­вания продуктов (песок, мелкие камешки, другой при­родный материал). Желательно продавать молоко, что­бы дети знакомились с емкостями — 0,5 л, 1 л, 2 л. Примерно через полчаса педагог может предложить ре­бятам поменяться ролями.

Игру в «Магазин» можно соединять с другими игра­ми, такими как «Семья», «Фер­ма», «Шоферы», и др.

Стихи:

Продавец Продавец

Мы приходим в магазин. Целый день он слышит:
В нём обилие витрин. «Дайте,
Выбрать нужную покупку Заверните и продайте!»
Продавец поможет чуткий. И хоть очень устает,
Но дает и продает!

(О. Повещенко) (Е. Санин)

Игровая зона «Книжный уголок» . В этом уголке дети могут читать книги, рассматривать иллюстрации, поиграть в лото «Сказки» и в настольный театр, порисовать по прочитанному произведению, могут поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин».

В процессе организованной деятельности можно провести литературные викторины, КВН по сказкам, знакомство с писателями и поэтами, с иллюстраторами детских книг.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Программное содержание: Обучение детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуж­дение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: книги, формуляры, альбомы, журналы, книжки-малышки и самодельные книжки.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «В нашей группе открылась библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. Давайте сначала вспомним, как работает библиотекарь».

Дети рассказывают, что библиотекарь за­водит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читате­лю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внима­тельно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спра­шивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки. Библиотекарь предупреждает каждого читателя, что­бы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобу­се только посмотреть картинки и т. д.

Затем выбирается ребёнок на роль библиотекаря. Можно также предложить ребятам объединять игру с другими сюжета­ми (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).

Стихи:

Библиотекарь

1.Это – дом для разных книжек,

Ждут тебя давно они.

Подойди скорей поближе,

В гости к книжкам загляни.

Здесь порядок, как в аптеке.

Полки выстроились в ряд.

Возле них – библиотекарь,

Он всегда нас видеть рад.

2.Мы идём в библиотеку,

Настоящим человеком

Помогает книга стать!

Новых книг живые строки

Открывают путь далёкий.

Жить без книг мы не могли бы.

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным

Всем – наш пламенный привет!

Загадки:

1.Хоть я не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговариваю с вами

Всем понятным языком (книга).

2. Не в лесу, не в саду,

Корешки на виду,

Веток нет — одни листы,

Что за странные кусты? (книга).

3. Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь в 10 раз умней (книга).

Пословицы:

1.Кто много читает, тот много знает.

2. Книга – твой лучший друг, без неё, как без рук.

3. Книга поможет в труде, выручит и в беде.

4. Книга – мост в мир знаний.

5.Книга – зеркало жизни.

6. Прочёл новую книгу — встретился с другом.

7. Хорошая книга — лучший друг.


Игровая зона «Транспорт».
Во время свободных игр дети могут поиграть в следующие сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Улица», «Транспорт», «Машины на нашей улице», «Светофор», «Можно – нельзя, правильно – неправильно» (о правилах поведения на улице), «Угадай вид транспорта по описанию» и др. Материал этой игровой зоны можно использовать и на занятиях: «На чем люди ездят», «Культура пешехода», «Транспорт», «Путешествие по городу».

Сюжетно-ролевая игра «Улица».

Программное содержание: Обучать детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Закрепить названия машин, правил пове­дения на улице и в общественном транспорте. Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Возраст детей — от 5 до 7 лет.

Оборудование: модульные автомобили, дорожные знаки, светофор, костюмы водителей, регулировщика.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель с детьми должен закрепить те впечатления и знания, которые дети получили во время прогулок, бесед, экскурсий; повторить правила, которые нужно соблюдать на улице: на улице нельзя бегать, играть, ходить надо спокойно, не толкая прохожих, только по тротуару, по дороге ходить нельзя - там едут машины, автобусы.

Педагог может посоветовать детям построить из строительного материала несколько домов (улицу) и поиграть с ними и машинами: возле больницы дежурит «Скорая помощь», грузовик возит в магазин вылеплен­ные из пластилина овощи и фрукты, в продуктовый ма­газин на специальной машине из пекарни привозят хлеб, бублики, печенье, булки, по улице едет маршрутное такси.

Когда все готово, воспитатель говорит, что улица не бывает пустой: по тротуарам идут люди (куклы), а по мостовой едут машины. Он предлагает детям сделать на улице тротуа­ры, людей. Воспитатель рассказывает о «жизни» улицы и предлагает детям по ходу повествования совершать те или иные действия. Утро. Шоферы едут на машинах, на улицах много машин. (Дети выво­зят на улицу машины.). Вот идут в детский сад дети. Давайте поможем им дойти быстро. (Куклы про­ходят к детскому саду, и их ставят за зданием, как будто они вошли внутрь.). На улице появляется много людей: они идут в магазин, к доктору, на работу. (Ребята игра­ют с куклами - двигают их вдоль улицы, пешеходы заходят в дома и т. д.). Воспитатель во время игры не должен показывать детям игровые действия. Его задача — объединить все игровые действия детей общим замыс­лом и помочь им реализовать его, развить сюжет игры.

Можно в игре применить загадки и стихи.

Загадки:

1.По асфальтовой дороге

Мчится конь четвероногий,

Светят фары, шуршат шины.

Дети, что это? (Машина)

2.Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус)

3.Спозаранку за окошком-

Стук, и звон, и кутерьма:

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

4.Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками! (Троллейбус)

Стихотворение Я. Пишумова:

На улице нашей

Машины, машины,

Машины-малютки,

Машины большие.

Эй, машины, полный ход!

Я примерный пешеход!

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые,

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

У каждой машины

Дела и заботы.

Машины выходят

С утра на работу.

Авторы: Иванова Ольга Владимировна, воспитатель;
Истомина Светлана Витальевна, воспитатель;
МКДОУ ХМР «Детский сад «Машенька» с. Цингалы», Ханты-Мансийский район, Тюменская область, Россия.

Конспект сюжетно -ролевой игры « Библиотека»

(подготовительная группа)

Цель: обогащение игрового опыта детей.

Задачи:

Строить сюжет игры на основе личного опыта,

Побуждать детей к активной связной речи,

Развивать коммуникативные навыки в ходе игры,

Уточнить представление детей о библиотеке, правилах пользования.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Предшествующая работа:

Составление рассказов на тему «О чем мы читаем с мамой»;

Посещение библиотеки;

Ситуативные разговоры: «Как лечить книгу?», «Если бы не было книг»;

Викторина по русским народным сказкам;

Рассматривание книжных иллюстраций;

Изготовление закладок, формуляров;

Изобразительная деятельность "Моя любимая книга";

Оформление выставок книг по темам в книжном центре.

Подготовка к игре: оформление игровой зоны "Библиотека"; надписи отделов библиотеки; выставка книг; формуляры; новые книги; периодика; телефон; клей; скотч; ножницы; костюм доктора.

Методические приемы: диалоги, распределение ролей, монологи, отгадывание загадок.

Действующие лица:

Заведующая библиотекой -1 чел.

Библиотекари - 2чел.

Читатели- 5-6 чел.

Шофёр- 1чел.

Книжкин доктор-1 чел.

Продавец склада-1 чел.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. А где обычно вы берете книги? Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в…(библиотеку) Воспитатель читает стихотворение:

Мы словно попали в волшебное царство:

В нём тысячи книг на полках живут.

Придут сюда умные, добрые дети,

От корки до корки все книги прочтут.

Воспитатель: У нас в группе появилась библиотека. Я хочу познакомить вас с ней познакомить.

Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадки:

Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу прочитал,

Значит ты …(Читатель)

- Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели?(ответы детей)

- Кто хочет быть читателем? (дети сами распределяют роли)

- А что будут делать читатели в библиотеке?(рассматривать книжные выставки, выбирать книги, читать журналы и т.д.)

Какие правила пользования библиотекой вы знаете?(книги нужно сдавать в срок, беречь их, в библиотеке не шуметь и т.д.)

Следующая загадка:

Таблетки и микстуру

Вам продаёт аптекарь,

Учебники и книги

Найдёт вам...(Библиотекарь)

Кто работает в библиотеке? А что он должен там делать? Кто желает быть библиотекарем? (дети распределяют роли библиотекаря)

- Какие отделы есть в библиотеке? (абонемент, читальный зал, "Книжкина мастерская")

- Теперь договоритесь, кто из вас будет библиотекарем на абонементе, а кто в читальном зале.

Почему? (мне нравится заполнять формуляр, рассказывать о новых книгах)

Библиотекари, займите свои места.

Вот ещё одна загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (Книга)

Кто из вас хотел бы продлить жизнь книгам? Нужно будет их аккуратно подклеить, придать им опрятный внешний вид.

Кто отгадал загадку?

Вот ты и будет книжным доктором. Пройди, пожалуйста, к себе в мастерскую. Ребята,а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?(ответы детей: люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина)

Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.

Кто привозит, доставляет книги в библиотеку? Ответ: водитель, шофёр (дети договариваются о ролях)

Дети начинают игру.

1-й библиотекарь: Добро пожаловать в абонемент

Наполнено царство таинственным светом,

Здесь спряталась где- то в тени тишина.

И слышно дыхание каждой страницы,

Мы рады видеть вас.

У нас сегодня новое поступление книг.

Прошу пройдите к стеллажам.

Прошу познакомиться.(показывает книги и рекомендует их).

Какие правила поведения нужно помнить при посещении библиотеки? (ответы детей) Молодцы, что знаете правила.

Дети выбирают книги.

Тебе понравилась эта книга?

Подойдите ко мне, я запищу вам книгу.(библиотекарь заполняет формуляр)

Можете пройти в читальный зал. Там открылась новая выставка периодики (дети по желанию проходят в другой зал)

2-й библиотекарь: Я приглашаю вас в читальный зал

В этом зале есть старые книги, а есть молодые.

Их все за всю жизнь невозможно прочесть.

Но каждая дарит нам радость познанья,

Поэтому нужно их свято беречь.

Библиотекарь: В читальном зале книги домой не выдаются. Можно посмотреть их в зале.

В нашей библиотеке есть книжкина мастерская. Сегодня наш «Знайка»приглашает всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладки для книг, чтобы вам было удобно пользоваться книгой.(желающие проходят в мастерскую)

2-й библиотекарь: Мы рады вас приветствовать.Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу.(библиотекарь показывает и рассказывает). После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы)

Заведующая: Я буду у себя в кабинете, мне должны позвонить со склада.

Продавец склада(магазина):- Добрый день. К нам поступила новая литература. Не хотели бы вы приобрести для своей библиотеки? Заведующая(воспитатель) : - Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.

Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.

Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?

Шофёр-курьер: Через час.

Заведующая(воспитатель) заходит в читальный зал:- Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас познакомиться с ними.

Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной. Дети продолжают игру.

Заведующая: Дети, вам понравилось в библиотеке? Здесь много нового и интересного. Нам пора возвращаться домой. Возьмите свои книжки.

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Д/С №20 Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» в старшей группе.

Составитель: воспитатель Королева М. А.

2014 год.

Тема : Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Цель:

  1. Расширение у детей представления о труде работников библиотеки.
  2. Формирование умений и навыков работы с книгой у дошкольников.
  3. Способствование умению применять в игре полученные знания.
  4. Побуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним.

Задачи:

  1. Научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры «Библиотека», способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов.
  2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль.
  3. Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры, использовать предметы - заместители.
  4. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе, готовность прийти на помощь.
  5. Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, уважения к профессиям сотрудников библиотеки.
  6. Продолжать знакомство с правилами поведения в общественных местах.
  7. Развивать интерес к печатному слову.
  8. Способствовать бережному отношению к книге.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в детскую библиотеку.
  2. Оформление фотогазеты «В первый раз в библиотеку» /фотоотчет о походе в библиотеку/.
  3. Беседы-общения: «Зачем нужна библиотека», «Какие бывают книги», «Профессия – библиотекарь».
  4. Рассматривание иллюстраций по теме «Библиотека».
  5. Чтение художественной литературы. С. Жупанин «Я – Библиотекарь».
  6. Слушание и разучивание песен о библиотеке.
  7. Отбор и систематизация книг и журналов для организации мини-библиотеки в группе.
  8. Наклеивание на книги кармашек для книжных формуляров.
  9. Изготовление книжных формуляров.
  10. Изготовление абонементов читателя
  11. Изготовление читательских билетов.
  12. Изготовление закладок для книг.
  13. Подбор и вырезание картинок для наклейки в формуляры читателя /отражают тематику взятой книги/.
  14. Ламинирование книг для выноса на прогулку.
  15. Наклеивания картинок-систематизаторов на папки-уголки с подборкой книг.
  16. Изготовление накладной на новые книги.
  17. Изготовление картинок-номеров для гардероба.
  18. Оформление игровой зоны книжного уголка; выделение игровых зон- кабинет заведующей, абонемент, читальный зал.
  19. Работа в сопутствующем уголке «Речевого развития»: Запись рассказов детей по впечатлениям о прочитанном и об экскурсии в библиотеку в «Альбом слово творчества». Пополнение Картотеки новых слов. /Абонемент, стеллаж, каталог, формуляр и др./
  20. Оформление тематической выставки /Юбилей А. С. Пушкина/
  21. Организация «Книжкиной больницы».
  22. Домашнее задание: Рисование картинок прочитанных книгам с записью родителями впечатления ребёнка о прочитанном. Запись родителями рассказа ребёнка на тему: «О чем мне прочитала мама». Изготовление книжек- малышек.
  23. Ситуативные разговоры на темы: «Что делать, если ты порвал книгу»; «Если бы не было книг» и др.

Игровой материал:

Книги

Журналы

Книжки-малышки

Абонементы /формуляры читателей/

Билеты читателя

Компьютер детский

Накладная на новые книги

Портрет А. С. Пушкина

Модуль «Гардероб»

Вешалки для одежды

Картинки-номера для гардероба

Книжные формуляры

Кармашки для книг

Закладки для книг

Картинки для наклейки в формуляры читателей

Скотч, клей, бумага для ремонта книг.

Игровые роли:

Заведующая библиотекой

Гардеробщик

Водитель

Библиотекари

Читатели

Игровые действия:

  • Оформление формуляров
  • Приём библиотекарем заявок на книги
  • Подбор и выдача книг читателям
  • Работа с картотекой читателей
  • Заказ новых книг и составление накладной на книги
  • Приём новых книг по накладной /с использованием детского компьютера/
  • Систематизация новых книг по темам
  • Оформление книжной выставки «Новые книги»
  • Посещение читательского зала /просмотр журналов; рисование картинок по прочитанных книгам/

Взаимодействие с родителями:

  • Изготовление папок для систематизации книг
  • Изготовление книжек- малышек
  • Фотогазета «В первый раз в библиотеку»
  • Прочтение дома с ребёнком книги, принесённой из детского сада
  • Рисование картинок по прочитанных книгам с записью родителями на обороте впечатления ребёнка от книги
  • Запись родителями рассказа детей на тему «О чем мне прочитала мама»
  • Ламинирование книг

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель: Ребята недавно мы с вами ходили на экскурсию в детскую библиотеку. Работники библиотеки рассказали нам кто работает в библиотеке и как она устроена. Нам с вами очень понравилось экскурсия и мы организовали в нашей группе свою библиотеку. Мы отобрали для нашей библиотеки самые интересные книги и журналы, изготовили книжки- малышки, абонементы и формуляры читателя, на каждую книжечку наклеили книжный кармашек и сделали книжный формуляр. И сегодня я предлагаю нам с вами поиграть в библиотеку.

Воспитатель: Дети, кто работает в библиотеке?

Дети: Библиотекари.

Воспитатель: Правильно. Библиотекарь хранит и отвечает за все книги и журналы в библиотеке, он выдаёт книги посетителям библиотеки. Как их называют?

Дети: Читатели.

Воспитатель: Когда читатель выбрал понравившуюся ему книгу, библиотекарь вкладывает формуляр книги в абонемент читателя. /Воспитатель показывает образец/

После того, как читатель прочтёт книгу, он должен вернуть её в библиотеку. Библиотекарь проверяет не повреждена ли книжка, вкладывает в неё обратно книжный формуляр /показывает/. Ребята, кто запомнил, какие отделы есть в библиотеке?

Дети: Абонемент и читальный зал.

Воспитатель: Да, в абонементе книги читатели берут домой, а читальный зал нужен, чтобы в нем читать книги, которые находятся в библиотеке в одном экземпляре. Это очень ценные книги и библиотекарь не может разрешить их взять домой. Там же, в читальном зале можно посмотреть много интересных журналов.

Воспитатель: Итак, ребята, давайте поиграем. Сегодня библиотекарем буду я, а вы - читателями. Добро пожаловать в библиотеку! Включает запись песни про библиотеку и игра начинается.

В следующий раз роль библиотекаря берут на себя уже сами дети. При последующем проведении воспитатель вводит в игру новые роли и сюжеты.

2 вариант:

Воспитатель: ребята, сегодня мы вновь поиграем в библиотеку, давайте вспомним, кто кроме библиотекарей, ещё работает в библиотеке? Мы с вами пришли в библиотеку одетые, сняли наши шапочки и карточки и отдали их на хранение кому?

Дети: Гардеробщику!

Воспитатель: Правильно. Гардеробщик хранит наши вещи пока мы находимся в библиотеке. Нам он выдаёт специальные номерам. Значит для сегодняшней игры нам нужен гардеробщик.

А кто распределяет и контролирует работу в библиотеке, разрешает конфликты?

Дети: Заведующая!

Также заведующая делает заявки на приобретение новых книг. Заведующая заказывает для библиотеки новые книги, а кто их приведёт в библиотеку?

Дети: Шофер.

Воспитатель: У нас в библиотеке есть абонемемент и читальный зал, значит, нам надо выбрать двух библиотекарей. Таким образом, ребята, для сегодняшней игры нам с вами нужны: заведующая библиотекой, гардеробщик, шофер, два библиотекаря. Чтобы никому не было обидно, давайте выберем их по считалочке /выбираем/. Ребята, а остальные по желанию будут читателями. А теперь давайте играть.

Дети начинают игру.

Юля и Арина- библиотекари, договариваются между собой, кто хочет работать на абонементе, а кто в читальном зале.

Первой на работу приходит заведующая. Сегодня она должна заказать для библиотеки новые книги. Заведующая по телефону просит привезти необходимые книги в библиотеку. Шофер привозит их. Заведующая по накладной и компьютеру принимает книги и отдаёт их библиотекарям.

Библиотекари расставляют книги, оформляют книжную выставку «Новые книги».

Приглашают посетителей библиотеки пройти в абонемент и читальный зал.

Дети,выразившиеся желание быть читателями, проходят в библиотеку, сдают вещи гардеробщику. Библиотекари беседует с читателями, спрашивают о чем они хотят почитать, советуют взять ту или иную книгу. В читальном зале дети рассматривают журналы.

При необходимости дети обращаются с вопросами к воспитателю.

Какоето время спустя воспитатель объявляет, что сегодня а читальном зале состоится беседа о творчестве писателя и приглашает детей пройти в читальный зал, где оформлена тематическая выставка к юбилею писателя и коротко рассказывает детям о писателе и проводит анализ игры:

  • Во что мыс вами сегодня играли?
  • Кто работает в библиотеке?
  • Как справились рябята со своими ролями?
  • Вам понравилась эта игра?

При последующем проведении игры воспитатель может предложить ввести новые персонажи /например, продавец книжного магазина/ и объединить игру с другими сюжетами /например, с играми в семью, школу, детский сад, экскурсия по городу и др./


ирина поликарпова

Сценарий сюжетно- ролевой игры «Библиотека »

Программные задачи :

ОО Познание : закрепить знания об окружающем мире,

Строить сюжет игры на основе личного опыта,

ОО Коммуникация : умение развивать сюжет игры , проявляя творческое воображение, художественно-речевую выразительность, интонационную выразительность речи,

Развивать коммуникативные отношения в ходе игры .

Побуждать детей к активной связной речи,

ОО Социализация : Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах;

Уточнить представление детей о библиотеке ;

Развивать интерес к печатному слову;

Воспитывать бережное отношение к книге;

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

ОО Труд : Развивать умения детей самостоятельно выполнять поручения : склеить, отрезать, нарисовать.

ОО Здоровье : во время работы в мастерской, выполнять технику безопасности пользования ножницами и клеем.

Предшествующая работа :

Составление рассказов на тему "О чем мне прочитала мама";

Составление рассказов по картине "В библиотеке ";

- ситуативные разговоры : "Что делать, если ты порвал книгу?",

"Если бы не было книг" и др.

Викторина по русским народным сказкам;

Рассматривание иллюстраций;

Изготовление закладок,

Формуляров,

Выполнение рисунков к любимым сказкам.

Оформление выставок книг по темам в книжном уголке.

Посещение детской библиотеки .

Подготовка к игре :

Оформление игровой зоны книжного уголка,

Выставка книг;

Формуляры;

Новые книги;

Телефон.

Каталог- указатель

Фломастеры

Заготовки для закладок

Клеёнка,

Колпак для доктора.

Методические приемы :

Диалоги,

Распределение ролей,

Монологи.

Загадки;

Действующие лица :

Воспитатель (заведующая) – 1 чел.

Библиотекари -- 2чел .

Читатели -- 5-6 чел.

Продавец магазина -- 1 чел.

Шофёр -- 1чел.

Доктор «Знайка» -- 1 чел.

Ход игры:

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в (библиотеку (вкл. запись стих.)

Мы словно попали в волшебное царство :

В нём тысячи книг на полках живут.

Придут сюда умные, добрые дети,

От корки до корки все книги прочтут.

Воспитатель : Я заведующая библиотекой – Ирина Борисовна . Я хочу познакомить вас с нашей библиотекой .

Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадки :

Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу прочитал,

Значит ты (Читатель)

Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели (отв. дет.)

Кто хочет быть читателем (дети сами распределяют роли)

Вот Алёна, Настя, Саша –вы будете читателями.

А что они должны там делать (рассматривают книги, выбирают книги, журналы и т. д.)

Следующая загадка :

Таблетки и микстуру

Вам продаёт аптекарь,

Учебники и книги

Найдёт вам. (Библиотекарь )

Кто желает быть в игре библиотекарем ? (дети предлагают)

Хорошо Соня, ты будешь библиотекарем .

Какие отделы есть в библиотеке ? (Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжкина мастерская)

Значит, нам нужен ещё один библиотекарь .

Отгадайте загадку :

Друг за другом ровно в ряд

Дружно карточки стоят,

Чтоб помочь любому смог,

Существует (Каталог условных обозначений)

Ты тоже справилась с отгадкой дала правильный ответ, теперь договоритесь кто из вас будет на абонементе, а кто в читальном зале.

Итак, Соня будет работать на абонементе.

Почему? (мне нравится заполнять формуляр, рассказывать о новых книгах)

А Алиса в читальном зале.

Займите свои места.

Вот ещё одна загадка

Кто отгадает загадку?

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

ответ- (Книга)

Желающий помочь книжкам вылечиться, продлить им жизнь, прошу пройти в «Книжкину» мастерскую и стать книжным доктором «Знайкой» , отвечающим за опрятный красивый вид книги.

Кто отгадал загадку?

Вот Миша будет книжным доктором «Знайкой» ,

Пройди пожалуйста к себе в мастерскую.

Ребята,а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку ?

Дети : люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов , из магазина.

Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.

Кто привозит, доставляет книги в библиотеку ?

Ответ : водитель, шофёр.

(дети договариваются о ролях)

Дети начинают игру.

1-й библиотекарь : Добро пожаловать в абонемент

Наполнено царство таинственным светом,

Здесь спряталась где- то в тени тишина.

И слышно дыхание каждой страницы,

Мы рады видеть вас.

У нас сегодня новое поступление книг.

Прошу пройдите к стеллажам.

Прошу познакомиться. (показывает книги и рекомендует их) .

Какие правила поведения нужно помнить при посещении библиотеки ? (отв. детей)

Молодцы, что знаете правила.

Дети выбирают книги.

Катя, тебе понравилась эта книга?

Никита, а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне, я запищу вам книгу. (библиотекарь заполняет формуляр )

Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)

2-й библиотекарь : Я приглашаю вас в читальный зал

В этом зале есть старые книги, а есть молодые.

Их все за всю жизнь невозможно прочесть.

Но каждая дарит нам радость познанья,

Поэтому нужно их свято …. беречь.

Заведующая :-Дети посмотрите, а здесь совсем уже иначе.

Вы оказались в гостях страны Читалии.

Вы знаете правило пользования книгами (отв. детей)

В нашей библиотеке есть книжкина мастерская. Сегодня наш «Знайка» приглашает всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладочки, чтобы вам было удобно пользоваться книгой. (желающие проходят в мастерскую доктора «Знайки» )

2-й библиотекарь Мы рады вас приветствовать. Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу. (библиотекарь показывает и рассказывает) . После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу.)

Заведующая : Я буду у себя в кабинете, мне должны позвонить со склада.

Продавец склада (магазина) :- Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература : ребусы, крассворды, головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Очень красочные.

Заведующая (воспитатель) : - Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.

Шофёр-курьер : Привозит заказ, подписывает его.

Заведующая : Когда вы нам подвезёте заказ?

Шофёр-курьер : Через час.

Заведующая (воспитатель) заходит в читальный зал :- Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас познакомиться с ними. Но прежде я хотела бы узнать, как внимательно вы читаете наши книги, умеете ли вы работать со схемами, пиктограммами. (предлагает детям выполнить задания разложенные на столе на карточках, дети выполняют задание по желанию)

Шофёр-курьер : привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.

Дети продолжают игру.

1. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга. СПб., 1999.

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М., 2005.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005.

4. Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М., 2008.

5. Соломенникова О. А Радость творчества М., Мозаика–Синтез, 2005.

6. Таллер Л. А. Здравствуй, книга. М

Фото сессия игры :

IMG]/upload/blogs/878478734662e9116445638fd6cee402.jpg.jpg